На Фанаре крайне недовольны активным сближением Сербской и Македонской Православных Церквей
В Константинопольском Патриархате раздражены тем, что Патриарх Сербский Порфирий и Архиепископ Охридско-Македонский Стефан вместе отметили год македонской автокефалии
3 июня 2023 года на инаугурации президента Турции Реджепа Эрдогана состоялась встреча Константинопольского Патриарха Варфоломея с президентом Северной Македонии Стево Пендаровским, после чего профанарские церковные СМИ Македонии начали обширную атаку на Сербского Патриарха Порфирия, а также Македонскую Церковь, «проявляющую излишнюю мягкотелость по отношению к Сербской Православной Церкви», сообщает Телеграм-канал «Правблог».
Начавшая информационная кампания свидетельствует о том, что на Фанаре крайне недовольны активным сближением Сербской и Македонской Православных Церквей, ведь здесь рассчитывали, что смогут управлять македонцами подобно тому, как фанариоты сейчас управляют украинскими раскольниками из «ПЦУ». Однако, этого не случилось — вместо активного сближения с Фанаром и фактическим подчинением ему Македонская Церковь стала проявлять полную независимость и сближаться с Сербским Патриархатом.
Особое раздражение фанариотов, безусловно, вызовет тот факт, что 7 июня 2023 года Святейший Патриарх Сербский Порфирий и Архиепископ Охридско-Македонский Стефан, несмотря на всю критику в СМИ, вместе отслужили Божественную литургию в храме Святой Софии в Охриде, торжественно ознаменовав первую годовщину вручения Предстоятелем Сербской Православной Церкви Томоса об автокефалии главе Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии. О торжествах сообщает портал Православие.Ru.
Не исключено, что развязанная в Македонии антисербская информационная кампания в СМИ как раз и была призвана сорвать данные торжества и отменить приезд в Охрид Сербского Патриарха Порфирия. Однако, этого не случилось.
Таким образом, торжества сербов и македонцев по поводу годовщины македонской автокефалии стали настоящим ударом по претензиям Патриарха Варфоломея, всеми силами стремящегося утвердить себя восточным папой Римским.
Как известно, на Фанаре считают, что только он имеет право давать той или иной Церкви Томос об автокефалии, а выданная ранее Македонской Церкви «Грамота об автокефалии» со стороны Сербского Патриархата — ничего не значит. Тем не менее, в Охриде, похоже, думают иначе, и нынешние торжества — это событие, которое способствует утверждению права той или иной Поместной Матери-Церкви давать автокефалию своей бывшей части без всякой оглядки на Фанар.
Русская линия
В Санкт-Петербурге торжественно отметили 35-летие прославления блаженной Ксении Петербургской
В ходе торжеств митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий открыл и освятил памятник святой перед её часовней
6 июня 2023 года, в день 35-летия прославления блаженной Ксении Петербургской, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове, а также освятил памятник святой перед её часовней, сообщает ИА «Вода живая».
Владыке сослужили епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Кронштадтский Назарий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа, настоятель протоиерей Евгений Шогенов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Среди молящихся были губернатор Александр Беглов, спикер Заксобрания Александр Бельский, другие представители органов власти.
«В этом году мы отмечаем 35-летие прославления великой подвижницы — Ксении Блаженной — на Поместном Соборе в 1988 году, — сказал владыка в проповеди. — Не только в дни её памяти, но и в остальное время народ нескончаемым потоком прибывает в храм и часовню Смоленского кладбища, чтобы помолиться у святой и просить её помощи у престола Господня. Северная столица строилась в восемнадцатом веке, и первой её святой стала Ксения. В каждом селе и городе есть храмы или монастыри, посвящённые святым, мощи или могилы подвижников. Эти святые являются духовным фундаментом этих мест. В Санкт-Петербурге таким основанием стала блаженная Ксения. Она подвизалась здесь сорок пять лет в подвиге юродства. Господь взирал на неё, благословлял и имел благоволение к строительству города, который стал имперской столицей».
«Народ знал Ксению при жизни и стал почитать её после кончины, — продолжил архипастырь. — Подвиг, который она взяла на себя, очень тяжёлый. Редко кто из людей берётся за него, и Господь не всем благословляет его нести: человек полностью отдаёт себя в руки Божии, исполняет заповеди и подражает Христу в том, что полностью отрекается от личного имущества, жизни, свойственной обычным людям, и, как странник, ходит по земле. Таким был Спаситель, не имея, где преклонить главу, по слову Евангелия, так часто и юродивые живут возле храмов или у кого-либо, стараются подражать Христу. Они выбирают этот подвиг, потому что так полюбили Его, что готовы пожертвовать Ему всё, в том числе ум — самое ценное, что есть в человеке. И в „безумии“ начинают любить Христа. Не каждому такое под силу. Они рассуждают так: раз мир во всей совокупности греховной отрекается от Спасителя, распял Его и не принимает, то и мы не будем принимать мир, откажемся от всего мирского и будем жить по заповедям Божиим, распиная плоть „со страстьми и похотьми“ (Гал. 5:24), перенося скорби, страдания, болезни и поношения. Господь за такой подвиг даёт людям дары прозорливости, целительства. Блаженная Ксения ещё при жизни их имела и многим помогала в трудных обстоятельствах. Часто люди уповают не на Бога, а на свои силы, власть и богатство. Это большое заблуждение, имеющее негативные последствия. Мы не знаем, что случится завтра — пожар, землетрясение, наводнение — и у имеющих власть и богатство всё исчезнет. Если ещё и Бога в душе не было, человек останется один на один с внутренней пустотой. А если у верующего что-то случится, он отнесётся к этому, как библейский Иов: „Бог дал — Бог взял“. Неверующим людям трудно переживать катастрофы, войны, болезни, а нам проще, потому что мы с Господом».
«Блаженная Ксения от всего отказалась и ходила с проповедью покаяния, помогала людям, молилась за город святого Петра, помогала строить храм. Она занималась только тем, что считала нужным ради Христа, посвятила всю жизнь Ему, и ничто не могло её отклонить от Него — ни гонения, ни поношения. Ксения была всегда со Христом, поэтому прославлена как первоначальная святая Санкт-Петербурга. В следующем году исполняется 300 лет перенесения в Северную столицу мощей благоверного великого князя Александра Невского. Он тоже стал духовным основанием города, мы обращаемся к нему каждый день, приходим в лавру его имени и молимся ему. Город не стоит без праведников, и слава Богу, Господь его благословляет. Нам нужна помощь святых и уверенность в их помощи. Только тот, кто с Богом, может одержать победу. Поэтому наш народ должен сплотиться, приходить в храмы, молиться и укрепляться», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона Святой Троицы. Митрополит Варсонофий преподнес владыкам Игнатию, Назарию, Мстиславу и Силуану по панагии с изображением Ксении Блаженной, а Александру Беглову и Александру Бельскому — по иконе святой. Глава города подарил храму мощевик для частиц святых мощей.
Затем митрополит Варсонофий и сопровождавшие его лица прошли к часовне блаженной Ксении и торжественно открыли памятник святой, установленный рядом с часовней.
Русская линия
В Кремле заявили о готовности вести диалог с Ватиканом о ситуации на Украине
Папский посланник по урегулированию конфликта на Украине кардинал Маттео Дзуппи вслед за Киевом готовится посетить Москву
Папский посланник по урегулированию конфликта на Украине кардинал Маттео Дзуппи получил согласие Кремля на визит в Москву, заявил глава Конференции католических епископов России архиепископ Паоло Пецци в интервью газете Corriere della Sera, уточнив, что не знает, когда этот визит состоится, передаёт РИА Новости.
«Как со стороны (Владимира) Зеленского, так и со стороны Кремля в последнее время я читал весьма негативные заявления о возможном посредничестве. И в такой застойной ситуации то, что посланник папы Римского поехал на Украину и получил согласие от Кремля на приезд в Москву, хотя я не знаю когда, — это знак, который сам по себе нельзя недооценивать», — заявил он в интервью.
Говоря о визите кардинала Маттео Дзуппи в Киев, целью которого было выслушать позицию украинских властей по урегулированию конфликта, глава российских католиков подчеркнул, что ему «представляется очень важным, чтобы могло быть услышано также предложение со стороны Москвы».
По словам архиепископа Паоло Пецци, визит папского посланника в Москву сможет также «содействовать возможности возобновления диалога для проведения встречи» между папой Римским Франциском и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
«Что касается самого диалога, то здесь у меня не сложилось впечатления, что между двумя Церквами наступило охлаждение. На Пасху я был у Патриарха, и у меня не было впечатления, что есть какие-то признаки непонимания», — отметил он.
Во вторник кардинал Дзуппи завершил двухдневный визит в Киев в качестве папского посланника по урегулированию на Украине. Ватикан охарактеризовал эту поездку как «краткую, но насыщенную». В сообщении отмечалось, что результаты состоявшихся в Киеве переговоров «будут представлены вниманию Святого отца и, несомненно, будут полезны для оценки шагов, которые необходимо продолжать предпринимать как на гуманитарном уровне, так и в поисках путей к справедливому и прочному миру».
Ватикан объявил 20 мая, что папа Франциск поручил кардиналу Дзуппи провести «миссию, которая будет способствовать ослаблению напряженности в конфликте на Украине, в надежде. что это может открыть путь к миру».
Позднее государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин пояснил, что Дзуппи является единственным посланником папы Римского по поиску путей мирного урегулирования на Украине. По его словам, миссия кардинала должна заключаться в том, чтобы «попытаться помочь по возможности сблизить стороны, создать предварительные условия, создать некоторую благоприятную среду» для урегулирования конфликта. Госсекретарь также отметил, что собеседниками Дзуппи будут Москва и Киев, но отказался назвать даты его визитов.
Впрочем, ждать каких-то подвижек в вопросе прекращения конфликта на Украине от Ватикана не приходится.
Русская линия
В Косово началась травля епископа Рашко-Призренского Феодосия
Информационная кампания против владыки началась после его проповеди в Лепосавиче на день Святого Духа, в которой он призвал сербов защищать свои святыни
Косовские СМИ обрушились с резкими обвинениями и клеветой в адрес епископа Рашко-Призренского Феодосия за его проповедь на Божественной литургии в Лепосавиче на день Святого Духа 5 июня, сообщает Православие.Ru.
Приштинская «Газета экспресс» традиционно обвинила владыку в том, что он якобы подталкивал сербов к насилию. В этом обвинении нет ничего нового, потому что косовские СМИ и политики постоянно обвиняют Сербскую Церковь, что она самим фактом своего существования на протяжении столетий на Балканах, постоянно всех подстрекает к насилию.
«Приезд Феодосия в Лепосавич был с целью подстрекать сербских националистов. Аналогичные визиты во время войны совершали и сербские церковные иерархи, которые „благословляли“ и подстрекали сербских преступников к преступлениям против албанского населения Косово», — пишет «Газета экспресс».
Албанцам не понравились вот эти слова владыки, произнесённые на Литургии в Лепосавиче:
«День Святого Духа собрал нас вместе, чтобы мы прежде всего обрели мир в своих душах. Мы молим Бога вселить мир в наши сердца и души и передать его нашим семьям и нашему обществу. Это мир, который исходит от Того, Кто является источником живой воды, источником мира, любви и всего доброго. Да благословит Господь всех жителей этого города выстоять и выжить, но уповая на Господа и Его помощь. Здесь мы на своём месте. Что мы обязаны делать, так это защищать нашу страну, наш народ и наши святыни. Дай Господь, чтобы во время, в которое мы живем, в которое мы проходим великие испытания и, я бы сказал, жизненный экзамен: кто мы, какие мы, насколько мы сильны, какие мы смиренные и терпеливые, как много у нас любви. От всего этого зависит, сумеем ли мы, подобно нашим предкам, сохранить всё, что нам дано Богом: и эту землю, и эти святыни. От нас зависит, будем ли мы такими, какими хочет нас видеть Господь, и какими нас видит Господь».
Русская линия
Папа Римский Франциск попал в больницу
Глава Ватикана перенёс трёхчасовую операцию на брюшной полости
7 июня 2023 года папа Римский Франциску перенес операцию на брюшной полости. Как сообщает ТАСС со ссылкой на службу печати Святого престола, хирургическое вмешательство прошло под общим наркозом в римской больнице имени Агостино Джемелли — операция прошла «без осложнений».
«Операция завершилась, прошла без осложнений и длилась три часа», — сообщили в пресс-службе Ватикана.
Как сообщило агентство ANSA, 86-летний папы доставлен в палату.
Ранее в пресс-службе сообщили, что операция понадобилась из-за «ущемлённой послеоперационной грыжи, вызывающей рецидивирующие, болезненные и ухудшающиеся субокклюзионные синдромы». Она включала лапаротомию и пластику брюшной стенки с протезированием".
Глава Ватикана может провести в больнице несколько суток, все его аудиенции отменены на 10 дней.
В июле 2021 года папа Франциск уже был прооперирован в этом же медицинском учреждении по поводу дивертикулярной болезни кишечника. Тогда он провёл в больнице 10 дней.
Стоит отметить, что нынешний папа Римский, в отличие от папы-поляка Иоанна Павла II Войтылы, не является сторонником агрессивного католического прозелитизма на канонической территории Русской Православной Церкви, а потому в России со вниманием относятся к новостям о здоровье главы Католической церкви.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического
Сегодня мы чтим память святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, отошедшего ко Господу 26 мая 1857 года. Он родился 15 декабря 1800 года в г. Ельце Орловской губернии в семье священника и в миру звался Иоанном Алексеевичем Борисовым. Окончив Орловскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию первым учеником, в 1823 году будущий владыка был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Петербургской духовной семинарии, а через три месяца — ректором Петербургского Александро-Невского училища.
10 декабря 1823 года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в тот же день рукоположен во иеродиакона, а спустя несколько дней — во иеромонаха. Через полтора года молодой иеромонах уже был инспектором Петербургской духовной академии, а в 1826 г. стал экстраординарным профессором богословия, с возведением в сан архимандрита. За это время, по всеобщему мнению, о. Иннокентий прославился как превосходный духовный проповедник, который своими вдохновенными речами пробуждал, увлекал и восторгал умы слушателей. А обширную научную деятельность в 1829 г. профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.
В 1830 г. архимандрит Иннокентий был назначен ректором Киевской духовной академии. 3 октября 1836 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Затем последовали его назначения Вологодским, а затем Харьковским епископом. 15 апреля 1845 года «за отличное управление Харьковской епархией» епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
Но особо заметными остался его след в управлении Херсоно-Таврической епархии, которую владыка возглавлял с 1848 г. По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвященный Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, открыл в Крыму несколько монашеских скитов, восстановил Тотемский, Ахтырский, Святогорский и Георгиевский-Балаклавский монастыри, собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России, заложил и обновил множество храмов.
При этом крымский период архипастырской деятельности высокопреосвященного Иннокентия протекал в обстановке тяжелых испытаний для нашей страны. В 1853 г. началась Крымская война. В это-то время проявилась еще одна замечательная черта его характера — истинного патриота. В период обороны Севастополя и Одессы он, несмотря на опасность, приезжал прямо к местам боев, воодушевляя солдат своими проповедями, сам совершал богослужения в походных храмах, проявил исключительную заботу о раненых воинах. Проповеди святителя Иннокентия поддерживали дух защитников Отечества и своей паствы. Святитель бесстрашно ходил под неприятельскими выстрелами по рядам войск, ободряя солдат и полководцев, он ездил на буксире по бухте тогда, когда впереди и сзади сыпались бомбы. «Мы монахи, нам терять нечего», — так отвечал архипастырь поражавшимся его бесстрашию перед неприятелем людям. Народ в простоте сердца выражал общее тогда убеждение: «Если бы командование армией доверили Иннокентию, Россия выиграла бы Крымскую войну».
Вскоре по окончании войны владыка сильно заболел. В день своей кончины, которая пришлась в 1857 г. на праздник Святой Троицы, архиепископ Иннокентий на рассвете, поддерживаемый келейниками несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: «Господи, какой день!» Через мгновение он опустился на колени и скончался на руках подоспевших келейников.
В 1997 г. архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий был причислен к лику местночтимых одесских святых, тогда же состоялось и обретение мощей святителя.
В этот же день, 26 мая 1883 года, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя, приуроченное к коронационным торжествам Государя Императора Александра III.
Русская линия