Пока в Екатеринбурге молятся и почитают, в Москве бесконечно «расследуют»
В Екатеринбурге прошла традиционная научная конференция, посвященная Царственным страстотерпцам, а в столице вновь вещали о подлинности «екатеринбургских останков»
9 февраля 2023 года в Екатеринбурге по благословению митрополита Екатеринбургского Евгения в рамках XI Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» состоялась секция «Святые Царственные Страстотерпцы: жизнь, почитание, эпоха», посвященная памяти новых мучеников и исповедников Церкви Русской, а также Царской семье.
Обсуждение «царской темы» объединило учёных из Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
Председатель секции — кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного образования Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета Алексей Соловьев подвёл итоги работы форума.
«У нас сегодня были и профессора, и аспиранты, и те учёные, которые уже на протяжение десятилетий, как профессор Владимир Ильич Большаков, занимаются изучением царской темы, и абсолютно молодые специалисты, которые делают первые шаги в науке, но они делают, они созидают, они стремятся, — сказал Алексей Леонидович. — Видно, что Царская тема по-прежнему актуальна, она по-прежнему интересна в исследовательском плане, она живая, потому что она непосредственно влияет на формирование нашей души, нашего мировоззрения».
Алексей Леонидович поделился, что на секции были очень интересные, глубокие темы, связанные с почитанием Царской семьи в монашеской среде, и выступления про путь царского поезда. Это историческое исследование, уточняющее маршрут и обстоятельства движения поезда с Царской семьей в 1918 году.
Наместник Царского монастыря игумен Мелитон (Зыбин) выступил с докладом на тему: «Отношение русского монашества за рубежом к гибели Царской семьи».
«Сегодняшнее заседание секции было весьма познавательным. Доклады были интересные и затронули много дискуссионных вопросов по царской тематике. Иеромонах Клавдиан (Меньшиков) рассказал о зарождении монархической идеи в письмах античных философов. Владимир Ильич Большаков осветил тему того, кто мог участвовать в спасении Царской семьи из заточения. Доклад Алексея Леонидовича Соловьева заострил внимание на тех аспектах частной жизни Победоносцева, о которой нам не было известно до этого дня. Подобные мероприятия мотивируют дальнейшее развитие в познании церковно-исторической науки. Мы благодарны всем организаторам за предоставленную возможность принять участие в столь интересном научном форуме», — поделился отец Мелитон.
Алексей Соловьев по завершении секции отметил, что людям тема почитания Царской семьи важна, и не зря все собрались. «Сегодня, действительно, мы посмотрели на эту тему с разных аспектов. И со стороны теории, и со стороны конкретной исторической практики, и со стороны изучения каких-то обстоятельств, которые требуют уточнения в наших исторических изысканиях. Действительно, по общему признанию слушателей, секция прошла на одном дыхании», — подытожил председатель секции.
Любопытно, что никто из присутствующих на форуме не стал касаться темы подлинности «екатеринбургских останков», поскольку для большинства верующих Русской Православной Церкви — это тема давно закрыта. «Екатеринбургские останки», находящиеся в Петропавловской крепости, никто не почитает, а потому можно приводить любые аргументы — это нисколько не тронет душу верующих.
Впрочем, это не значит, что такие попытки раскачать православное единство не будут предприниматься. Ряд московских деятелей и даже священнослужителей с упорством, заслуживающим лучшего применения, пытаются навязать эту тему простому верующему народу.
Очередная такая безуспешная попытка была предпринята 9 февраля 2023 года в Доме Русского зарубежья, где состоялся предпремьерный показ документального фильма Елены Чавчавадзе и Галины Огурной «Цареубийство. Следствие длиною в век. Фильм четвертый», а также была представлена книга архимандрита Тихона (Затекина) «„..Я понял, что это меня уже никогда не отпустит“. Романовы: убийство, поиск, обретение».
Собравшиеся хотели привлечь внимание к теме подлинности «екатеринбургских останков», однако это мероприятие в нынешнее крайне напряжённое время оказалось абсолютно неуместным и тщетным.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл: «Возношу молитвы ко Господу, дабы упокоил Он в Своих вечных обителях души почивших»
Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате взрыва газа в жилом доме в Новосибирске
9 февраля 2023 года в результате взрыва газа в жилом доме на улице Линейная в Новосибирске произошло частичное обрушение двух подъездов. Были разрушены около 30 квартир. Поисково-спасательные работы были завершены утром 10 февраля, сообщает РИА «Новости». По последним данным, погибли 13 человек.
Соболезнования губернатору Новосибирской области А. Травникову, митрополиту Новосибирскому и Бердскому Никодиму, родным и близким погибших и пострадавших выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, передает Патриархия.Ru.
В послании Его Святейшества главе региона, родным и близким погибших и пострадавших, в частности, говорится:
«Со скорбью воспринял печальную весть о взрыве бытового газа в жилом доме в Новосибирске, в результате чего погибли и получили ранения люди, среди которых, к сожалению, были и дети. Примите мои глубокие и искренние соболезнования в связи с произошедшей трагедией.
В этих нелегких обстоятельствах особенно важно проявить сочувствие, уделить внимание и оказать поддержку тем, кого коснулась беда. Выражаю надежду на то, что власти Новосибирской области не оставят без должной заботы семьи погибших и пострадавших.
Священнослужители Новосибирской епархии, со своей стороны, готовы оказать им всю возможную духовную и пастырскую помощь.
Разделяя со всеми вами боль невосполнимой утраты, возношу молитвы ко Господу, дабы упокоил Он в Своих вечных обителях души почивших, исцелил пострадавших, укрепил и утешил родных и близких погибших, даровал им силы с достоинством перенести выпавшее на их долю испытание".
По благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима производится сбор вещей для пострадавших.
Руководитель социального отдела Новосибирской епархии протоиерей Иаков Конкин и благочинный I градского благочиния протоиерей Сергий Коновалов уже передали первую партию гуманитарной помощи: продукты питания, одежду, медикаменты. Сотрудники социального отдела епархии также посетили пострадавших в местах временного размещения, передали горячие обеды и вещи первой необходимости.
Священнослужители Новосибирской епархии проводят с пострадавшими беседы, оказывают духовную поддержку. В храмах молятся о здравии пострадавших и упокоении погибших.
Русская линия
Кто бы сомневался
Представитель президента Зеленского заявил, что на Украине в ближайшее время примут закон о запрете УПЦ
Представитель президента Украины в Верховной Раде Федор Вениславский заявил, что в ближайшее время нардепы проголосуют за закон, предусматривающий запрет Украинской Православной Церкви, сообщает СПЖ со ссылкой на «РБК-Украина».
По его словам, на данный момент соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении в комитетах Рады.
«Кабинет министров Украины зарегистрировал соответствующий законопроект. Он находится на рассмотрении комитетов, — заявил представитель Зеленского. — Есть время на внесение альтернативных проектов. Как только закончатся предусмотренные законом о регламенте Верховной Рады Украины процедурные сроки, профильный комитет даст согласие, и вероятность, что в зале он найдёт достаточное количество сторонников, очень высокая. Я думаю, что в ближайшее время мы этот закон примем».
То, что нынешние украинские власти пытаются запретить Украинскую Православную Церковь, несмотря на её демонстративную лояльность, лишний раз свидетельствует о том, что все решения Собора УПЦ в Феофании оказались безрезультатными.
Русская линия
Антиохийский Патриарх Иоанн призвал США и ЕС снять с Сирии санкции
Сирийский народ перенёс страшную трагедию, связанную с масштабным землетрясением, и нуждается в международной помощи, заявили Предстоятели христианских Церквей Сирии
Иерархи трех христианских Церквей в Сирии призывали снять со страны международные санкции. Открытое письмо по этому поводу подписали Патриарх Антиохийский Иоанн Х, Патриарх Мелькитской греко-католической церкви Иосиф и Патриарх Сиро-яковитской Православной Церкви Игнатий, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на Global Ortodox.
«Мы, три религиозных лидера Сирии, требуем, чтобы Организация Объединенных Наций и страны, введшие санкции в отношении Сирии, сняли эмбарго и несправедливые ограничения в отношении сирийского народа, а также предприняли исключительные меры и немедленные инициативы для безопасной переброски гуманитарных грузов и помощи», — говорится в заявлении, опубликованном пресс-службой Антиохийского Патриархата.
Ранее президент Сирийского общества Красного полумесяца Халед Хабубат выступил с требованием к международному сообществу снять экономические санкции, введённые против Сирии, чтобы помочь стране преодолеть последствия землетрясения.
Разрушительное землетрясение, затронувшее юго-восток Турции и северо-запад Сирии, произошло 6 февраля. Число жертв катастрофы уже превысило 20 тысяч человек, десятки тысяч людей получили ранения, многие лишились имущества и были вынуждены покинуть свои дома.
Девятнадцать стран ООН направили в Турцию спасательные бригады. В Сирии же международная помощь затруднена из-за экономических санкций. Ограничения были введены Евросоюзом и США в 2011 году, когда в Сирии началась гражданская война. С тех пор их ежегодно продлевают. В результате помощь стране смогли оказать только Россия, Алжир, Иран, Ирак и Ливан.
Русская линия
Румынский Патриархат нанёс удар по Фанару
Синод Румынской Церкви признал автокефалию Македонской Православной Церкви на основе Томоса, предоставленного македонцам Сербской Церковью
Священный Синод Румынской Православной Церкви принял ряд решений о признании автокефалии Македонской Православной Церкви − Охридской Архиепископии. Заседание, которое возглавил Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, прошло в Патриаршем дворце в городе Бухаресте 9 февраля 2023 года, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Basilica.ro.
Синод постановил именовать новую братскую Церковь «Архиепископство Охридское и Северной Македонии со штаб-квартирой в Скопье», а её Предстоятеля − «Блаженнейший Стефан, архиепископ Охридский, Скопский и Северо-Македонский». В синодальном решении также отмечено, что автокефалия Церкви Северной Македонии признается на основании Томоса, предоставленного ей Сербским Патриархатом 5 июня 2022 года.
Эта формулировка — удар по Константинопольскому Патриархату, который утверждает, что автокефалию Поместным Церквам якобы может предоставлять только Константинопольский Патриарх Варфоломей и никто иной.
Как сообщалось ранее, Македонскую Православную Церковь − Охридскую Архиепископию под другим названием признал состоявшийся 13 декабря 2022 года Священный Синод Болгарского Патриархата, который предполагает именовать её «Церковью в Республике Северная Македония», при этом окончательное название ещё не утверждено.
Русская Православная Церковь уже также признала Македонскую Церковь и вступила с ней в общение.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Императора Петра Великого и писателя Ф.М.Достоевского
Император Петр I родился 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. 27 апреля 1682 г. после смерти Царя Феодора Иоанновича провозглашен Царем, но после стрелецкого бунта в мае вторым Царем стал его сводный брат Иоанн при регентстве сводной сестры Софьи. 25 июня 1682 г. оба брата были венчаны на царство. С 1689 г. начал править самостоятельно (Царь Иоанн оставался соправителем Петра до своей кончины в 1696 г.). 22 октября 1721 г. провозглашен Сенатом Императором Всероссийским и стал прозываться Великим.
Реформы Петра Великого оценивались в прошлом и оцениваются до сих пор неоднозначно. Безусловно приветствуются военные реформы Государя, особенно создание военно-морского флота (в 1696 г. перед походом на Азов Государь заложил на верфях в Воронеже первые русские корабли), которые позволили России решить важнейшую геополитическую задачу — выйти к Балтийскому морю. Столь же однозначное одобрение вызывают хозяйственные реформы великого преобразователя: создание мануфактур, металлургических и горных заводов, поощрение торговли путем меркантилистских мер. В целом положительную оценку вызывают и реформы государственного управления. Петр учредил Правительствующий Сенат (1711), высший орган власти «на случай отлучек Наших»; создал отраслевые органы управления — коллегии; разделил страну на 50 губерний (1719); учредил государственные институты контроля и политического сыска; основал новую столицу — Санкт-Петербург (1703). Государь внедрил уникальный документ — «Табель о рангах» (1722, просуществовал с некоторыми изменениями вплоть до 1917 г.), который упорядочил вопросы государственной и военной службы. С именем первого Российского Императора связаны многие нововведения в области культуры и быта: учреждена Академия наук (1724); открыты многие учебные заведения; создана гражданская азбука; введены арабские цифры; учреждались типографии; появилась первая российская газета; регулярно начали проводиться переписи податного населения — ревизии; появилась традиция начинать год с 1-го января.
Особенной критике подвергались три реформы Петра: церковная, престолонаследия и бытовые новшества. После смерти в 1700 г. Патриарха Адриана Царь не назначил выборов нового предстоятеля Церкви, а в 1721 г. и вовсе учредил государственный орган управления Церковью — Святейший Синод, состоявший из архиереев, но руководимый мирянином (обер-прокурором) и подвластный монарху. В целом церковная политика вызывала протесты (и не только старообрядцев, считавших и вовсе Царя антихристом): закрытие монастырей, присвоение церковного имущества, глумление над церковными обрядами и обычаями. В 1722 г. Государь издал закон о престолонаследии, согласно которому самодержец сам мог назначить себе преемника. Этот закон внес смуту в важнейший вопрос преемственности государственной власти, спровоцировал череду государственных переворотов в XVIII столетии и был отменен Императором Павлом Петровичем в 1797 г. Народные протесты вызывали некоторые новшества Петра: бритье бород всем подданным, кроме крестьян и священства; требование к придворным одеваться на немецкий или французский манер; курение трубок.
Однако одно очевидно: сам Петр Великий был человеком верующим, о чем есть много свидетельств, и он любил Россию («а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога — была бы жива Россия»). Но верно и то, что начиная с его царствования «Великая Россия заслоняет Святую Русь», как выразился архимандрит Константин (Зайцев).
В возрасте шестнадцати лет Петра женили на Евдокии Лопухиной, от брака с которой родился сын Алексей, наследник престола. В 1718 г. его заставили отречься от права на престол, судили, обвинив в заговоре против Государя, признали виновным, он умер в заточении (или убит). В 1712 г. Петр объявил о своем разводе и венчался с Екатериной (до православного крещения Марта Скавронская), с которой жил с 1703 г. В этом браке родилось 8 детей, но, кроме Анны и Елизаветы, все они умерли в младенчестве. В 1724 г. Царь короновал свою супругу как Императрицу. Государь скончался после сильной простуды, перед смертью он причастился, но не успел распорядиться о судьбе государства. На трон взошла его жена Екатерина I.
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в семье врача московской Марьинской больницы для бедных, здесь прошли детские годы. В 1828 г. отец Достоевского получил потомственное дворянство, в 1831 г. приобрел поместье в Каширском уезде Тульской губернии. Мать умерла в 1837 г., отец убит крепостными крестьянами в 1839 г. В 1837 г. Достоевский переехал в Петербург и поступил в Военно-инженерное училище, окончив которое в 1843 г., поступил в чертежную инженерного департамента. В 1844 г. вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, в 1846−48 гг. опубликованы первые повести. В 1849 г. арестован по делу петрашевцев и приговорен к смертной казни, замененной каторгой. В 1850−54 гг. отбывал заключение в Омской каторжной тюрьме, затем зачислен рядовым в сибирский линейный полк в Семипалатинске. С 1859 г. жил в Твери, затем в Петербурге под негласным надзором полиции. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. Он возобновил литературную деятельность — романы «Униженные и оскорбленные» (1861) и «Записки из мертвого дома» (1861−62). Издавал совместно с братом журналы «Время» (1861−63) и «Эпоха» (1864−65), в которых пропагандировал идеологию почвенничества, близкую славянофильству. В это время Достоевский открывает для себя Запад и проникается ненавистью к нему. С 1873 г. он начал выпускать «Дневник писателя» (выходил в 1876−77 гг. и в 1880−81 гг.) — уникальный журнал одного автора, в котором изложил свое философское и политическое кредо. В «Дневнике» Достоевский предстает как яркий и самобытный национальный мыслитель право-консервативного направления, идейный предшественник русских монархистов начала ХХ в. Многие его идеи до сих пор не потеряли актуальности.
Настоящее признание пришло к Достоевскому после публикации романов «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871−72) и «Подросток» (1875). В 1878 г. Император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье. В последние годы жизни Достоевский создает свое самое главное произведение — роман «Братья Карамазовы» (1879−80). Настоящим триумфом писателя стала его знаменитая речь о Пушкине, которую он произнес за полгода до смерти 8 июня 1880 г. в Москве в публичном заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника А.С.Пушкину. Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, всемирная слава пришла к нему после смерти. Он умер в Петербурге, похороны его стали поистине национальным трауром.
Русская линия