Русская линия
<< Полная сводка новостей от 28 декабря 2022 >>

Митрополит Вышгородский Павел: «Имея ответственность перед Богом за вверенные нам души людей, мы просим вас положить конец беззакониям и гонениям на Украинскую Православную Церковь»
Опубликовано открытое письмо священноначалия и братии Киево-Печерской лавры президенту, премьер-министру, министру культуры и народу Украины

Митрополит Вышгородский Павел28 декабря 2022 года наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в очередной раз обратился к украинским властям с открытым обращением, котором призвал чиновников отказаться от гонений на Украинскую Православную Церковь и оставить верующим возможность молиться в храмах Киево-Печерской обители.

Характерно, что нынешнее обращение явно отличается от всех предыдущих своей жёсткостью и отсутствием подобострастия к украинским властям, которые многие годы открыто гонят Церковь. Владыка Павел предупреждает гонителей, что Церковь Христова основана на крови мучеников, и гонения на Неё лишь очищают паству от всего наносного, поэтому победить Её им не удастся. Судьба же гонителей всегда печальна, как в этом веке, так и в будущем.

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с этим документом целиком:

«Уважаемый Владимир Александрович!

Уважаемый Денис Анатольевич!

Уважаемый Александр Владиславович!

Уважаемые граждане Украины!

Мы, священноначалие и братия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры (мужского монастыря) Украинской Православной Церкви, обращаемся к вам по поводу усилившихся в последнее время нарушений прав монастыря и его прихожан.

Начиная с основания в начале XI в. Лавра была и остается центром духовной жизни, местом молитвенного подвига монахов, гордостью и украшением Киева, что отмечают не только посетители, но и международные организации, в частности ЮНЕСКО. За историю своего существования Лавра терпела гонения и разрушения, но всегда возрождалась с новой силой, сплачивая вокруг себя православный люд. В безбожные времена советской власти Киево-Печерская Лавра была закрыта и превращена в музей почти на 70 лет, значительная часть монахов прошла тюрьмы и лагеря или была лишена жизни. В эти страшные времена были разрушены и доведены до упадка храмы и корпуса Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Но после восстановления православного богослужения в 1988 г. Лавра силами и средствами монастыря, братии, благотворителей и прихожан восстала из руин. Заметим, что государство как собственник не принимало и не принимает каких-либо существенных мер по реставрации и содержанию храмов. Средства, направленные на это из государственного бюджета, были незначительными, поэтому Национальный заповедник до сих пор не может взять на баланс те улучшения в результате восстановления и реставрации, осуществленные за последние 30 лет.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра неоднократно обращалась в уполномоченные органы государственной власти с требованиями о возвращении храмов и сооружений Лавры ее законному владельцу — канонической Украинской Православной Церкви. В частности, такие обращения подавались и по поводу передачи храмов Верхней Лавры, если не в собственность, то в постоянное безвозмездное пользование. Однако эти обращения были оставлены без ответов по политическим причинам. Единственное, чего удалось достичь монастырю, за счет и силами которого отстроены и реставрированы Успенский собор и Трапезная церковь, это передача их в почасовое пользование на время богослужений. Причем Лавра ежемесячно выплачивает как компенсацию за освещение и отопление значительные средства, несмотря на то, что эти храмы должны постоянно отапливаться за счет государственного бюджета.

В настоящее время руководство Национального заповедника отказалось продлить договоры почасового пользования Успенским собором и Трапезной церковью на следующий 2023 г. Более того, в последнее время были совершены позорные обыски в Лавре и других монастырях и сфабрикованы фейковые «новости» в так называемых средствах массовой информации. Все это делается, очевидно, с целью передачи храмов Верхней Лавры новосозданной ПЦУ.

Отношение к Украинской Православной Церкви вообще и к Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре в частности свидетельствует о том, что государство Украина, провозгласившее свой европейский демократический выбор, далеко от реализации его на практике.

В 1995 году Украина обязалась «установить правовое решение вопроса о возвращении церковной собственности» (подпункт XI пункта 11 Заключения ПАСЕ № 190 (1995) от 26.09.1995 г.). Тем не менее, в 2005 году Парламентская Ассамблея Совета Европы вновь призвала органы власти Украины «установить четкие правила возвращения церковного имущества, как это требуется подпунктом 11.XI. Заключения № 190 (1995)» (Резолюция ПАСЕ № 1466 (2005) от 05.10.2005 г.). Планом мероприятий по исполнению обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы, утвержденным Указом Президента Украины от 20 января 2006 года № 39/2006 было предусмотрено разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона «об усовершенствовании правил возвращения религиозным организациям церковного имущества». Указом Президента Украины от 12 января 2011 года № 24/2011 был утвержден План мероприятий по выполнению обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы, в котором одной из обязательных мер определена разработка и внесение в Верховную Раду Украины проекта Закона Украины «о возвращении культовых зданий религиозным организациям».

К настоящему времени эти решения ПАСЕ и обязательства Украины по их выполнению не реализованы. Обращаем внимание на то, что в документах ПАСЕ говорится не о создании нового подразделения Константинопольской церкви и передаче ему культовых зданий, а о возвращении церковного имущества его религиозным организациям, у которых оно было изъято, в данном случае речь может идти только о Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви как канонического правопреемника Лавры, основанной прп. Антонием и Феодосием Печерскими.

Как показывает история, гонение на Святую Православную Церковь и поругание святынь тянет беды и скорби не только для организаторов и участников таких позорных действий и их потомков, но и на ту землю, где это происходит. Мы знаем, что если гонения и отвращают сначала слабых верой, то чем дальше, тем больше укрепляется Церковь Христова, которую по заповеди ее Основателя Господа нашего Иисуса Христа «врата ада не одолеют» (Мф. 16:18).

Мы имеем упование и помним слова Христа: «Если Меня гнали, то будут гнать и вас..» (Ин. 15:20). А кого не гонят, тот и не со Христом. Но мы знаем, что чем больше гнали христиан, тем больше крепло и ширилось христианство.

Однако мы, будучи гражданами Украины, болезнуем за наше Отечество, за тот шаткий мир в обществе, который существует и который может быть разрушен недальновидными действиями по отъему храмов у канонической Украинской Православной Церкви.

Имея ответственность перед Богом за вверенные нам души людей, мы просим Вас положить конец беззакониям и гонениям на Украинскую Православную Церковь и, в частности, Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви. Уверяем, что будем отстаивать свои права усилением молитвы, сплочением паствы вокруг Церкви, а также правовыми средствами, в том числе и через международные организации.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).

Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел,

наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры"

Русская линия


Святейший Патриарх Кирилл возглавил совместное заседание членов Св. Синода и Высшего Церковного Совета
Завтра в Москве также состоится последнее в 2022 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Cовместное заседание членов Св. Синода и Высшего Церковного Совета28 декабря 2022 года в Патриаршем зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось совместное заседание членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.

В ходе заседания руководителями синодальных учреждений Русской Православной Церкви были представлены доклады о деятельности возглавляемых ими организаций.

По каждому докладу состоялась содержательная дискуссия.

Согласно Уставу (гл. VIII), синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются: Управление делами, действующее в составе Московской Патриархии на правах синодального учреждения; Отдел внешних церковных связей; Издательский Совет; Учебный комитет; Финансово-хозяйственное управление; Отдел по монастырям и монашеству; Отдел религиозного образования и катехизации; Отдел по церковной благотворительности и социальному служению; Миссионерский отдел; Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; Отдел по делам молодежи; Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; Отдел по тюремному служению; Комитет по взаимодействию с казачеством; Патриарший совет по культуре.

Русская линия


Митрополит Клинский Леонид: Русская Православная Церковь намерена открывать новые приходы на Африканском континенте
Патриарший экзарх Африки подвёл промежуточные итоги деятельности экзархата за прошедший год

Митрополит Клинский Леонид в МароккоРусская Православная Церковь будет помогать отстаивать в судах права на храмы, построенные за счёт местных общин в Африке — храмы, на которые претендует Александрийский Патриархат, а также построит новые храмы. Об этом заявил Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) на пресс-конференции в международной медиагруппе «Россия сегодня», сообщает РИА Новости.

«Мы можем использовать храмы, за которые идут сейчас судебные тяжбы. Есть и такие, потому что греческая Церковь не стесняется ни в чём, пытается отобрать у африканцев даже те храмы, которые последние строили за свои деньги и личные сбережения. Мы это просто так не оставим, помогаем юридически, процессуально», — сказал митрополит Леонид.

Владыка добавил, что Патриарший экзархат также будет строить новые храмы в тех странах континента, где здания у общин отсутствуют. По его словам, Русская Православная Церковь уже обсуждает с российскими властями использование под храмы ненужных зданий бывших торговых представительств в Африке.

«Там, где храмы нужны, мониторинг мы проводим, нам нужно понимать, что, чего и как. <…> Сейчас дорожная карта в разработке, тыкать указкой по географии континента невозможно — 1,3 миллиарда населения, 54 страны. Где есть возможность использовать какие-то площадки, бывшие наши, например, ненужные здания торгпредства, ещё что-то — мы об этом с властями РФ разговариваем», — пояснил владыка.

Что касается монастырей, то Патриарший экзархат Африки будет создавать на континенте обители по образу и подобию русских монастырей. «Первые послушницы уже находятся на территории Российской Федерации, и они будут впитывать и историю нашего монашества, и наши традиции. Потому что когда они вернутся в страны Африки — по образу и подобию наших монастырей будут возникать и строиться духовные обители там», — сказал он.

Ранее Абигейл Джепчирчир, дочь благочинного округа Нанди (Кения) иерея Тита, была принята в Богородице-Рождественский женский монастырь. Кроме того, первых кандидатов в монашество из Африки примут Богородице-Рождественский и Зачатьевский женские монастыри.

Тем временем, в столице Уганды Кампале планируется построить административно-духовный центр Русской Православной Церкви. «Благодаря личным хорошим контактам Святейшего Патриарха Кирилла и президента Уганды Йовери Мусевени были достигнуты беспрецедентные, на мой взгляд, договоренности. Есть понимание, что будет построен административно-духовный центр. Причем господин президент выразил пожелание, чтобы он был комплексно связан со строительством Русского центра науки и культуры, если это будет церковь, чтобы были „луковичные“ купола типичного русского стиля, чтобы там была начальная образовательная и средняя школы, чтобы был госпиталь», — рассказал митрополит Леонид.

По словам Патриаршего экзарха Африки, президент Уганды выделил из своего резерва 6 гектаров земли «в лучшем месте столицы прямо напротив президентского дворца».

Митрополит Леонид также добавил, что на сегодняшний день присутствие Русской Православной Церкви есть в 19 африканских странах — чуть более трети континента. И заявки на вступление в Экзархат от общин поступают постоянно.

Русская линия


Сионисты захватили участок земли Иерусалимского Патриархата на Святой Земле
Захват происходил в присутствии еврейской полиции при отсутствии каких-либо документов на право радикалов на землю

Участок Иерусалимского Патриархата, захваченный израильскими радикаламиИзраильская экстремистская группировка незаконно захватила участок земли площадью 5 тысяч квадратных метров, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви и расположенный в районе Восточного Иерусалима в Силуане. Данный участок был сдан Церковью в аренду семье Сумрин в начале XX века, и эта семья возделывала его и по сей день.

Рано утром 27 декабря 2022 года десятки радикалов под надуманным предлогом атаковали собственность Иерусалимской Церкви, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на GreekcityTimes.com.

Под охраной еврейской полиции экстремисты оградили захваченный участок земли забором и установили камеры наблюдения. Жители Силуана бросились на место происшествия, чтобы остановить нападавших, но были атакованы силами безопасности.

«Они били всех − мужчин, женщин и детей», − сказал свидетель Мохаммед Шумерян Информационному центру Wadi Hilweh.

По сообщениям местных СМИ, троих молодых палестинцев, пытавшихся помешать штурму, арестовала полиция.

Как отметил Иерусалимский Патриархат, осудивший в заявлении захват своей собственности сионистской группировкой, у экстремистов нет никаких прав на участок или судебного решения, которое бы оправдало их незаконные действия.

«Этот инцидент является прямой реакцией радикальных израильских групп на критику Патриархатом их экспансионистских действий, преднамеренно направленных против христианских церквей в Иерусалиме, как ясно дал понять Блаженнейший Феофил III, Патриарх Святого града Иерусалима, в своей речи во время церемонии зажжения ели у Яффских ворот в пятницу, 16 декабря», − говорится в заявлении.

Также в Иерусалимском Патриархате подчеркнули, что «не отступят и не пожалеют усилий для защиты своих прав, которые Церковь и её люди приняли единогласно» с тех пор, как Блаженнейший Патриарх Феофил стал Предстоятелем в 2005 году.

Русская линия


«Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе»
Святейший Патриарх Кирилл вручил А.С. Кончаловскому орден преподобного Андрея Иконописца

Святейший Патриарх Кирилл вручил А.С. Кончаловскому орден преподобного Андрея Иконописца26 декабря 2022 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с режиссером театра и кино, президентом киноакадемии «Ника» Андреем Сергеевичем Кончаловским.

Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием со дня рождения Предстоятель Русской Православной Церкви наградил А.С. Кончаловского орденом преподобного Андрея Иконописца I степени, сообщает Патриархия.Ru.

«Благодарю Вас, Андрей Сергеевич, за Ваше удивительно сильное воздействие на наш культурный социум, за Ваше продвижение добрых и правильных мыслей и идей, замечательных художественных образов», — сказал Святейший Владыка, вручая награду.

По словам Его Святейшества, творчество А.С. Кончаловского служит делу утверждения подлинных нравственных и духовных ценностей.

«Высокая культура и высокое искусство не могут быть оторваны от этих высоких ценностей, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Если оно отрывается, то перестает быть высоким. Мы не судим, у каждого свои вкусы, предпочтения, но о высоте такого творчества говорить не приходится. Высота только по вертикали, а там, на самом верху, Бог. И чем выше человек в своем творчестве приближается к Богу, тем сильнее его воздействие на души людей».

«В Вашем творчестве содержится эта вертикаль. И в Вашей личности: Вы любите Родину, и Вы утверждаете те истины, которые для людей очень и очень важны», — отметил Святейший Владыка, обращаясь к гостю.

В ответном слове А.С. Кончаловский, поблагодарив Предстоятеля Русской Церкви за высокую награду, в частности, сказал: «Я вспоминаю фразу Иеремии очень часто: если можешь извлечь из ничтожного драгоценное, тогда ты будешь как уста Мои (см. Иер. 15:19). Поэтому в общем-то искусство, если оно есть, это — увидеть невидимое за видимым».

В свою очередь Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что выдающийся иерарх XIX века митрополит Филарет (Дроздов) в своем Катихизисе, который является замечательным памятником русского православного богословия и по сей день изучается в семинариях, на вопрос, что есть вера, цитирует апостола Павла: Вера есть уповаемых извещение, обличение вещей невидимых (см. Евр 11:1), после чего дает пояснение, что вера есть уверенность в невидимом как в видимом, а также в том, что желаемое и ожидаемое есть настоящее.

«Точно святитель передал, что такое вера. И в каком-то смысле без этого и творчество невозможно», — добавил Святейший Владыка.

А.С. Кончаловский отметил, что без веры «кончается искусство, оно выдыхается». «Что такое вера для меня? Это ведь не права — это обязанности. Если нет обязанностей — а сейчас настолько в мире борются за права, что забывают об обязанностях, а без обязанностей культура кончается», — сказал режиссер.

В завершение встречи А.С. Кончаловский преподнес в подарок Его Святейшеству одну из своих книг.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина

Сергей ЕсенинСегодня мы вспоминаем замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина, убитого в 1925 году. Он родился 3 октября (21 сентября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в зажиточной крестьянской семье. Его отец, Александр Никитич, вышел из крестьянского сословия, перебрался в Москву и стал приказчиком купца. Мать, Татьяна Федоровна Титова, также уходила в город на заработки. Воспитывал мальчика дед Федор Андреевич Титов.

В 1904 г. Есенина отдали в Константиновское земское училище, которое он закончил в 1909-м с похвальным листом, а затем отправили в закрытую церковно-учительскую школу в большом торговом селе Спас-Клепики. Именно в школе появились первые поэтические опыты Есенина. После окончания школы в 1912 г. Есенин приехал в Москву. Работал в книжном магазине, затем поступил в типографию товарищества И. Сытина — это давало будущему поэту возможность читать различную литературу.

В Москве Есенин посещал Суриковский литературно-музыкальный кружок, опекавший талантливых выходцев из народа, на собраниях которого читал свои стихи. С 1913 г. учился на историко-философском отделение Московского городского народного университета им. А. Шанявского.

В этом же году Есенин сошёлся с Анной Изрядновой, которая в конце 1914 г. родила сына Юрия. Первая публикация стихов Есенина появилась в начале 1914 г. в журнале «Мирок». Весной 1915 г. Есенин оставляет жену и сына и перебирается в Петроград, где, как он считал, было больше возможностей добиться признания. В Петрограде молодой поэт стремительно ворвался в литературную элиту: познакомился с А. Блоком, З. Гиппиус и Д. Мережковским, отправился в Царское Село к Ахматовой и Гумилеву, с рекомендательным письмом Блока поехал к С. Городецкому, познакомился с С. Клычковым, сам написал письмо, а затем осенью и познакомился с Н. Клюевым, который оказал большое влияние на раннее творчество Есенина.

Есенин вошел в ориентированное на народность литературное объединение «Краса», у истоков которого стояли А. Ремизов и Н. Клюев. Вместе с Клюевым, одетые в рубахи и поддевки, обутые в смазные сапоги, они выступали на литературных вечерах и в салонах.

В январе 1916 г. Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. Вскоре после этого вышла первая книга стихов Есенина «Радуница» (в последствие переиздававшаяся в 1918 и в 1921 г.). А уже весной он был приглашен к Императрице читать стихи.

Есенин принимал участие в издаваемых Ивановым-Разумником альманахах «Скифы» (1917−1918), ориентированных на идею преображения России, которая имеет свой особый путь. Весной 1917 г. в редакции газеты «Дело народа» Есенин познакомился с молоденькой секретаршей Зинаидой Райх и 30 июля они обвенчались.

Октябрьскую революцию Есенин принял. Как он сам писал в своей автобиографии: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Меньше чем через год, в апреле 1918 г., Есенин расстается с З. Райх и перебирается в Москву, ставшую литературным центром России. В мае выходит в свет второй поэтический сборник Есенина «Голубень» со стихами 1915−1916 гг., в декабре поэт становится членом московского профессионального Союза писателей. В Москве же он знакомится с А. Мариенгофом и В. Шершеневичем. Результатом этого явилось создание «Ордена имажинистов», в который вошли также Рюрик Ивнев, Г. Якулов и Б. Эрдман. Есенин активно участвует в издаваемых «Орденом» коллективных сборниках, в организации имажинистского издательства и литературного кафе «Стойло Пегаса». В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачев».

Осенью 1921 г. в мастерской Г. Якулова Есенин познакомился с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая в мае следующего года стала его женой. После свадьбы Есенин с Дункан уехали в Европу, а осенью прибыли в Америку. Возвратился поэт в Россию только в августе 1923 г. В газете «Известия» были опубликованы очерки Есенина об Америке «Железный Миргород». В августе 1924 г. творческие разногласия и личностные мотивы (ссора с Мариенгофом) побудили Есенина порвать с имажинизмом. Осенью поэт вновь отправляется в путешествие — в Закавказье. Впечатления от этой поездки отражены в сборнике стихов «Персидские мотивы» (1925).

Последний год жизни Есенина, разочаровавшегося в советской власти, прошел в болезнях, метаниях, пьянстве. 23 декабря 1925 г. он «сбежал» из Москвы в Ленинград, где остановился в N5 гостиницы «Англетер». Но северная столица не принесла успокоения.

Утром 28-го Есенина нашли повешенным на трубе парового отопления. Сейчас большинство исследователей склоняется к тому, что «самоубийство» поэта было инсценировано, а за его гибелью стоят некоторые известные деятели большевистского правительства и ВЧК.

генерал-майор Г.А.МинВ этот же день, 15 декабря 1905 года, в охваченную беспорядками Москву прибыл Семеновский полк под командованием полковника Г. А.Мина. Вооруженный бунт, поднятый революционерами 9 декабря, был ликвидирован, последние очаги сопротивления были подавлены к 18 декабря. Семеновцы потеряли несколько человек убитыми и ранеными. Командир семеновцев был убит террористкой 13 августа 1906 г. Были жертвы и среди московской полиции и казаков. Символично, что среди отдавших жизнь за Царя в эти дни тяжелой борьбы был донской казак по имени Козьма Сухорук, на могиле которого стараниями московских монархистов был установлен памятный крест.

Доблестным войскам, защищавшим Москву в декабре 1905 года

О верный штык свой замысел лукавый

Разбил бесцельно дерзкий супостат

Он тщетно ждал, чтобы на путь кровавый

С крамолой рядом русский стал солдат.

Идя по следу смуты зарубежной,

России сердцем чуждый, он забыл,

Что русский меч не удалью мятежной,

А честным боем славу заслужил.

Напрасно раздувал он пламя розни,

Напрасно сеял распри и вражду,

Разметаны его лихие козни,

Бог отвратил грозящую беду.

Пришел конец попытке беспримерной,

Смолк гул встревоженной молвы,

За нас охраной вы поднялись верной,

Бьем вам челом, защитники Москвы!

Крамольников напыщенные речи,

Всех обещаний лживость и обман

Рассеялись при первой вашей встрече,

Как тьмой ночной навеянный туман.

Какая злоба вылилась в их взглядах,

Когда вы стали, их призыв презря,

Не в их ряды на мрачных баррикадах,

А против них за правду и Царя!

Лидия Кологривова

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 28 декабря 2022 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика