В Санкт-Петербурге помянули генерала Скобелева
В годовщину Крещения Белого генерала в Петропавлоском соборе была отслужена Литургия и панихида по русскому офицеру
Как известно, великий русский военачальник, национальный герой России и Болгарии, Георгиевский кавалер генерал Михаил Дмитриевич Скобелев родился в 1843 году в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, где комендантом был любимец Императора Николая I, дед Скобелева, заслуженный ветеран Иван Никитич Скобелев.
Дед очень любил своего внука, опекал и занимался его воспитанием. Крестили маленького Мишу в главном соборе Санкт-Петербурга — Петропавловском соборе Петропавловской крепости.
И вот спустя 179 лет, в день Крещения будущего русского офицера, в Петропавловском соборе была совершена Божественная литургия и панихида по доблестному генералу. Богослужение совершил настоятель собора архимандрит Александр (Федоров).
За богослужением молились исполнительный директор Центрального совета Скобелевского комитета С.И. Слипченко, члены Общественного совета Санкт-Петербургского филиала Скобелевского комитета, директор Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и связи полковник В. М Крылов, заведующий Отдела Государственного Эрмитажа — Главный Штаб А.Н. Дыдыкин, представитель Геральдического совета при Президенте РФ А.Г. Цветков, члены Общества ревнителей истории Русской Императорской Гвардии, руководство Государственного Музея Истории Санкт-Петербурга и многочисленные представители общественных организаций Санкт-Петербурга.
После панихиды состоялось торжественное возложение цветов к могиле коменданта Петропавловской крепости, деда генерала Скобелева. Цветы также были возложены к барельефу Скобелева работы известного петербургского скульптора Яна Неймана.
Присутствующие обсудили организационные вопросы, связанные с 180-летием со дня рождения генерала Скобелева, которое будет отмечаться в следующем году.
Русская линия
В Александрийской Патриархии призывают бороться с «волками с морозного Севера»
Таким образом теперь именуют «александрийские греки» священнослужителей Русской Православной Церкви
В Александрийской Патриархии, которая в лице своего Предстоятеля Александрийского Патриарха Федора признала украинских раскольников, крайне возмущены тем, что в Русской Православной Церкви отныне считают их заодно с раскольниками. Как известно, Московский Патриархат в ответ на многочисленные просьбы африканцев открыл свой Русский Экзархат в Африке, и это стало неприятной неожиданностью для «александрийцев».
При этом, судя по тому, какими низкими словами обзывают ныне русских священнослужителей в Александрийском Патриархате, эта миссия носит весьма успешный характер, и греки всерьёз опасаются, что африканские священнослужители, которые устали от двойных стандартов «европейцев», решатся перейти в Московскую Патриархию.
В связи с этим епископ Букобский Хризостом, в частности, призвал священников своей епархии бороться с «волками с морозного Севера», сообщает СПЖ со ссылкой на греческое издание «Догма».
Во время священнического собрания Букобской епархии епископ Хризостом прочитал доклад на тему «Секты и расколы в Церкви», после которого священники обсудили действия, «которые должны быть предприняты в каждом приходе для решения проблемы раскола».
В завершение епископ Хризостом призвал своих клириков «проявить мужество против „волков морозного Севера“» и противостоять им «теплотой православной души и исповедания».
Он также призвал священников «остаться едиными и преданными Церкви апостола и евангелиста Марка, Александрийскому патриархату» и «достойному борцу и миссионеру патриарху Феодору».
О том, что Патриарх Феодор фактически сам учинил эти нестроения, вступив в общение с украинскими раскольникам и тем самым вторгнувшись на каноническую территорию Русской Православной Церкви, епископ Хризостом, по понятным причинам, в своей лекции о расколах не упомянул. Впрочем, в наш информационный век любой желающий может узнать об этом даже в самых отдалённых уголках Африки.
Русская линия
«Непобедимый адмирал — непобедимая Россия»
В Москве пройдет выставка, посвященная праведному воину Феодору Ушакову
28 октября 2022 года в Городской клинической больнице № 67 имени Л.А. Ворохобова в Москве состоится открытие выставки, посвященной выдающемуся русскому флотоводцу Федору Федоровичу Ушакову, — «Непобедимый адмирал — непобедимая Россия: святой праведный воин Феодор Ушаков», сообщает Патриархия.Ru.
В торжественной церемонии открытия выставки примут участие председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин, главный врач ГКБ № 67 имени Л.А. Ворохобова Андрей Шкода, председатель правления Центра культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского, начальник отдела благотворительности и милосердия Патриаршего собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил РФ Павел Карпухин.
Выставка подготовлена Центром культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского совместно с Российским государственным военно-историческим архивом при поддержке ГКБ № 67 имени Л.А. Ворохобова, Императорского православного палестинского общества и Патриаршего совета по культуре.
Экспозиция познакомит посетителей с уникальными документами, картами сражений, наградами, картинами, иконами и описанием жития праведного Феодора Ушакова.
В церемонии открытия примет участие Патриарший хор Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, который исполнит несколько музыкальных произведений.
Адрес: г. Москва, ул. Саляма Адиля, 2/44. Контакты для справок: +7 (499) 499-16-80; info@centerspyridon.ru.
Русская линия
«Россия открыта для всех контактов»
В Кремле не против подключения папы Римского Франциска к поиску путей урегулирования ситуации на Украине
В Кремле не против подключения Ватикана и лично папы Римского Франциска к украинскому урегулированию, но отмечают наличие в Киеве нормативной базы, препятствующей переговорам с Россией. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя сообщения о том, что президент Франции Эммануэль Макрон призвал главу Ватикана позвонить Владимиру Путину Джо Байдену, чтобы урегулировать ситуацию на Украине, сообщает Интерфакс.
«Если это всё в русле усилий в плане поиска возможных развязок, то это можно оценить положительно. Но, с другой стороны, в этом заявлении ничего не сказано о том, что кто-то должен позвонить президенту Зеленскому и разобраться с законодательной базой, которая запрещает какие-либо переговоры с российской стороной», — отреагировал представитель Кремля.
«Мы готовы все это обсуждать и с американцами, и с французами, и с понтификом. Россия открыта для всех контактов, но мы должны исходить из того, что Украина кодифицировала непродолжение переговоров», — добавил Песков.
Ранее СМИ сообщили, что президент Франции попросил папу Франциска позвонить Патриарху Кириллу, президентам России и США, чтобы способствовать урегулированию кризиса на Украине. Папа принял президента Франции в минувший понедельник в Ватикане.
Русская линия
«Сейчас задача каждого православного христианина — принять хотя бы малейшее участие в восстановлении Лавры»
Святогорскую Лавру посетила делегация Одесской епархии УПЦ, которая доставила в обитель гуманитарную помощь
Утром 20 октября 2022 года в Святогорскую Лавру в очередной раз доставили гуманитарную помощь от Одесской епархии Украинской Православной Церкви. Груз сопровождали викарий епархии архиепископ Арцизский Виктор (Быков), благочинный 3-го округа г. Одессы протоиерей Илия Манита, архидиакон Андрей Пальчук и другие клирики, сообщает сайт Святогорской лавры.
Всего приехало восемь микроавтобусов с продуктами питания, тёплыми вещами, медикаментами, стройматериалами. В одном из автомобилей прибыли 200 продуктовых наборов для раздачи нуждающимся.
Владыка Виктор также передал обители финансовую помощь от митрополита Одесского и Измаильского Агафангела.
«Дорогой владыка, — обратился он к наместнику Лавры митрополиту Святогорскому Арсению, — мы искренне рады побывать сегодня снова в гостях у Царицы Небесной. Меня до глубины сердца тронуло то, что у главной святыни обители — Святогорской иконы Божией Матери — лежит отбитая от статуи Игумении рука. Но хотя злой умысел человеческий и отбил эту руку, Матерь Божия всё равно крепко держит игуменский жезл».
Он выразил надежду, что Богородица сохранит Свою обитель, и подчеркнул, что сейчас задача каждого православного христианина — принять хотя бы малейшее участие в восстановлении Лавры. И если кто не может помочь материально — пусть помолится об успешном совершении этого дела.
«Владыка Агафангел просил меня заверить всех вас, что он за каждого из вас молится, просит у Матери Божией помощи для вас, Её Покрова», — сказал одесский викарий. Также в Одессе молятся об упокоении душ погибших при обстрелах святогорских братиях и насельницах лаврского скита в с. Богородичное.
В ответ владыка Арсений выразил благодарность митрополиту Агафангелу и всем принявшим участие в сборе и доставке гуманитарной помощи неравнодушным людям.
«Я хочу поблагодарить вас и от себя лично, и от имени нашего священноархимандрита, митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона — он радуется любой помощи, которую доставляют в Лавру, потому что для него Святогорская обитель была и остаётся особым святым местом. Мы — его святогорские дети (так мы себя называем). И я знаю, что долгие годы владыку Илариона и владыку Агафангела связывали добрые отношения. Особое почтение к владыке Агафангелу есть и у нас. Мы ощущаем его любовь к нам и сейчас видим особое её проявление в виде этой доставленной помощи».
По его словам, война проявляет в каждом человеке то, что в нём есть, — доброе или худое. «У кого-то добродетели она открывает — они становятся у всех на виду. А у кого-то — недобрые черты, даже подлость, с неё как бы снимается покров», — отметил митрополит Арсений.
«О владыке Агафангеле и его епархии можно сказать: „Яка хата, такий тин. Який батько — такий син“. Его участию в нашей беде подражает вся одесская паства — и духовенство, и миряне. Я искренне благодарен владыке Агафангелу и всем, кто принял посильное участие и неравнодушен к нашей общей святыне — Святогорской Лавре. Это — дом, вотчина Божией Матери, а мы — всего лишь Её служки», — заключил владыка наместник.
В обитель продолжает поступать гуманитарная помощь.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем известного учёного, богослова и писателя Н.П.Гилярова-Платонова
Сегодня мы вспоминаем известного ученого, богослова, писателя и публициста Никиту Петровича Гилярова-Платонова, отошедшего ко Господу 13 октября 1887 года — в день прп. Никиты исповедника.
Он родился 23 мая 1824 г. в Коломне в семье священника П. Никитского, служившего в церкви мч. Никиты (откуда и происходила его фамилия). Обучаясь в семинарии, а затем и в Московской духовной академии, будущий писатель вместе с образованием получил и свою фамилию — фамилия «Гиляров» была образована от латинского hilaris — веселый, а вторая часть фамилии — «Платонов» досталась ему к лучшему студенту, удостоившемуся стипендию имени митрополита Платона (Левшина).
Получив духовное образование, Гиляров-Платонов был оставлен в академии бакалавром по кафедре герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах, на которой преподавал в течение семи лет. Покровительствовал ему Московский митрополит Филарет (Дроздов), которого Гиляров-Платонов считал своим духовным отцом и учителем.
С 1855 г. Гиляров-Платонов служил в Министерстве народного просвещения (МНП), являясь цензором книг научного и духовного содержания. Вскоре Я.И.Ростовцев, председатель комиссии по выработке положения об улучшении быта крестьян, привлек Гилярова-Платонова к составлению «Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу». Одновременно Гиляров-Платонов продолжал служить и в МНП где подготовил записку для министра с предложением использовать духовенство для распространения грамотности в народе, при оказании ему государственной поддержки. Проект Гилярова-Платонова лег в основу создания церковно-приходских школ, расцвет которых пришелся на 1870−90 гг., на время руководства Св. Синодом К.П.Победоносцева. В августе 1863 г. Гиляров-Платонов стал управляющим московской синодальной типографией, участвовал в разработке «Временных правил о печати» (1865), по которым русская пресса жила вплоть до 1905 г.
С конца 1867 г. Гиляров-Платонов стал издавать в Москве собственную газету «Современные известия». Вскоре он полностью оставил службу и занялся журналистикой. Помимо «Современных известий», которые Гиляров-Платонов издавал до конца своих дней, он также редактировал еженедельный иллюстрированный журнал «Радуга», сотрудничал практически во всех славянофильских изданиях, особенно в журналах и газетах И.С.Аксакова. Свои взгляды публицист определял как «близкие, но не тождественные» славянофильству. «Современные известия» сразу заняли заметное место в тогдашней русской прессе, выделяясь твердой защитой истинно русских охранительных начал. К 1880-м гг. в русской национальной прессе сложился своеобразный триумвират ведущих публицистов и идеологов, во многом определяющих духовную атмосферу в стране — М.Н.Катков, И.С.Аксаков и Гиляров-Платонов. Но если Катков делал упор на защиту интересов государства и незыблемости самодержавия, а Аксаков занимался преимущественно проблемами славянства и сохранения национальной культуры, то Гиляров-Платонов особое внимание обращал на духовную жизнь общества и вопросы религиозного просвещения. Таким образом, Гиляров-Платонов отстаивал Православие, Катков — Самодержавие, а Аксаков — Народность. В результате трудов триумвирата в 1880-е гг. в общественном сознании стали доминировать православно-монархические настроения, сменившие нигилистические и западнические теории.
Гиляров-Платонов также занимался философией, в частности критически разбирая труды Гегеля и вообще западных философских школ. Интересовался Гиляров-Платонов и теоретической политэкономией, считая, что не производитель, а потребитель должен быть владыкой хозяйственной жизни. Однако ни при жизни, ни посмертно научные заслуги Гилярова-Платонова не были оценены и он так и остался по словам С.Ф.Шарапова «неопознанным гением».
Скончался Гиляров-Платонов в Санкт-Петербурге, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, по соседству с могилами М.П.Погодина и С.М.Соловьева. По справедливым словам В.В.Розанова, в Н.П.Гилярове-Платонове «открывался чрезвычайный ум, показывался глубокий мыслитель, которого Россия не успела заметить у себя».
Русская линия