Архиепископ Севастийский Феодосий: За письмом Думенко на Фанар могут стоять силы, противящиеся уврачеванию раскола мирового Православия
В Иерусалимском Патриархате отреагировали на требования главы украинских раскольников к Патриарху Варфоломею низложить Святейшего Патриарха Московского Кирилла
4 августа 2022 года архиепископ Севастийский Феодосий (Иерусалимский Патриархат) выступил с личным заявлением, в котором поделился своими размышлениями об истинном смысле и значении письма, с которым 27 июля Епифаний Думенко по поручению «синода ПЦУ» обратился к Патриарху Константинопольскому Варфоломею, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
В заявлении говорится:
«Стало известно, что глава украинской раскольнической структуры Епифаний направил Его Святейшеству Патриарху Константинопольскому Варфоломею письмо, в котором обратился с просьбой оценить и осудить действия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Я бы хотел особо обратить внимание на предложение из письма Епифания, в котором приводятся лживые обвинения против Предстоятеля Русской Православной Церкви, и представить несколько тезисов на этот счёт.
1. В своем письме Епифаний забыл упомянуть, что именно он и раскольники, находящиеся под его руководством, являются основной проблемой, это они стали причиной того, к чему все мы пришли: церковный раскол и прекращение евхаристического общения с рядом Поместных Православных Церквей. Раскольник Епифаний не имеет авторитета для того, чтобы стать инициатором разрешения церковного кризиса, ведь он сам стоит во главе его, является неотъемлемой его частью и причиной многих проблем, имеющихся внутри Православной Церкви.
2. Мы надеемся на то, что церковные иерархи нашей Православной Церкви и глава Вселенского Патриархата Варфоломей обратят должное внимание на это «ядовитое» письмо, целью которого является лишь углубление сложившегося кризиса, но никак не разрешение украинского церковного вопроса. Поскольку достичь его разрешения можно лишь через диалог, поиски путей к взаимопониманию, к сближению и поддержание контактов со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
3. Письмо Епифания носит очень подозрительный характер. Вероятнее всего, за ним стоят враждебные для Православной Церкви силы, которые противятся уврачеванию церковного раскола, но лишь хотят его усугубить.
4. Мы призываем Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и всех Православных Патриархов приступить к проведению переговоров для разрешения сложившегося кризиса, опираясь на каноны, являющиеся гарантами церковного единства и исключающими всякого рода разделения. Дабы все мы достигли того, чего так сильно желаем, особенно восстановления евхаристического общения между братскими Церквами.
5. Ни один из способов решения вопроса не подразумевает игнорирование Русской Церкви. А те, кто пытается её игнорировать и совершает нападки на неё и её Патриарха, в действительности не желают достигнуть разрешения конфликта, но лишь поддерживают враждебную для нашей Церкви повестку, для которой важно сохранить разделения и распри.
6. Факт разрыва общения между Поместными Православными Церквами по причине украинского раскола очень огорчает и расстраивает нас. Эта кровоточащая рана должна быть исцелена любовью, мудростью, взаимным прощением, взаимопониманием и общим диалогом при помощи церковных канонов, способных урегулировать любые конфликты и разделения в нашей Церкви — как самые незначительные, так и самые серьезные.
7. Мы возносим молитвы о прекращении войны на Украине. Мы не являемся сторонниками войны, насилия и убийства, а пропагандируем братскую любовь и мир. Молимся о том, чтобы Господь просветил сердца и умы всех правителей мира сего, да будут их решения мудрыми и ответственными ради урегулирования политических конфликтов мирными способами, через диалог и взаимное доверие.
8. Все упование наше возлагаем на Господа, Который устроил Церковь в этом мире ради человеческого спасения. Да будет уврачеван украинский церковный раскол и возобновится евхаристическое общение между всеми Православными Церквами.
9. Мы во Святом граде надеемся, что для украинского церковного вопроса найдется решение и начнутся переговоры в духе взаимной любви, понимания, терпения и мудрости. Для этого необходимо стойко противостоять политическому давлению, которое оказывают враждебные силы, преследующие цель усугубления разделений внутри единого тела Церкви Христовой.
10. Мы не отчаиваемся, но надеемся на Господа и молимся Ему, дабы Он укрепил Предстоятелей нашей Православной Церкви (которым мы выражаем наше глубокое почтение и уважение), чтобы они несли свое ответственное служение и способствовали уврачеванию сложившегося раскола.
11. Не следует обращать внимания на выпады Епифания и его сторонников, которые сами по себе являются проблемой, но никак не её решением. Все они служители политических сил, враждебно настроенных по отношению к нашей Церкви, которые развязали нынешний кризис, требующий скорейшего разрешения".
Русская линия
Сергей Кириенко: «Сегодня непростое время, когда происходят тектонические события в мире. Но любой кризис — это время возможностей»
В Псковской епархии состоялось открытие второй смены молодежного историко-культурного форума «Истоки»
9 августа 2022 года в Паломническом центре Успенского Псково-Печерского мужского монастыря состоялось торжественное открытие «Школы исследователей» — второй смены молодежного историко-культурного форума «Истоки», сообщает сайт Псковской епархии.
В мероприятии приняли участие митрополит Псковский и Порховский Тихон, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, губернатор Псковской области Михаил Ведерников, руководитель Росмолодежи Ксения Разуваева и другие официальные лица.
Очередная смена форума собрала 100 человек, в числе которых участники из Донецкой и Луганской народных республик. В ходе смены форума, которая продлится до 13 августа, молодые люди посетят образовательные семинары и встречи с экспертами в области истории. Гости форума обсудят военную историю Северо-Запада России. Для участников форума также будут организованы круглые столы, кинопоказы и экскурсионная программа в деревню Самолву к мемориальному комплексу «Князь Александр Невский с дружиной».
Приветствуя участников форума, Сергей Кириенко поблагодарил их за выбор не просто изучать историю, а передавать знания об истории следующим поколениям. Актуальность этого кроется в тех событиях, которые происходят сейчас в мире. «Мы видим попытки фальсифицировать новейшую историю. Это ещё раз подтверждает важность той работы, которую вы делаете», — подчеркнул Сергей Кириенко. Он пожелал участникам, чтобы форум «Истоки» стал стартом успешного пути в профессии.
«Сегодня непростое время, когда происходят тектонические события в мире. Но любой кризис — это время возможностей. Наш президент сформулировал принцип, которым мы руководствуемся, — каждый человек талантлив. Задача государства — создать условия, чтобы каждый как можно быстрее мог найти свой талант и реализовать его. Для этого создаются все условия, но самое главное — ваша собственная активность. Хочу пожелать вам не упускать время возможностей. От вашего успеха зависит будущее нашей великой страны», — сказал Сергей Кириенко.
«Название форума подобрано не случайно, оно родилось на Псковской земле, ребята сами придумали и выбрали его. В Псковской области истоки Православия — здесь родились княгиня Ольга и её внук князь Владимир. Здесь Псково-Печерский монастырь, который за пятивековую историю ни разу не закрывался. Здесь множество мест с особой атмосферой, где творили Пушкин, Мусоргский, Римский-Корсаков, истоки многих ратных подвигов. Мне хотелось бы, чтобы помимо образовательной программы вы к этому прикоснулись, это почувствовали, этим зарядились и захотели снова сюда приехать», — подчеркнул губернатор Псковской области.
Митрополит Тихон в своем обращении к участникам заметил, что история — наука сакральная, священная. Если изучать её с абсолютной честностью, то можно понять причины свершения тех или иных событий. «Желаю такой взгляд на историю иметь в виду», — резюмировал архиерей.
Перед торжественным открытием второй смены митрополит Тихон и губернатор Михаил Ведерников провели встречу с участниками форума. Её модератором стала ректор Псковского государственного университета Наталья Ильина. Участники встречи обсудили вопросы фальсификации истории и сохранения исторической памяти.
Также состоялась презентация проекта летней международной исследовательской школы для молодых исследователей и педагогов «Военная история Северо-Запада России», который лег в основу второй смены форума «Истоки». Для участников будут организованы профильные семинары, лекции и мастер-классы, а также проектный интенсив «Форпост».
Русская линия
В Кремле ждут от Тель-Авива более взвешенной политики
Президенты России и Израиля договорились продолжить обсуждение судьбы российского отделения «Сохнута»
Президенты России и Израиля Владимир Путин и Ицхак Герцог обсудили по телефону проблемы вокруг работы в России еврейского агентства «Сохнут», к которому возникли претензии у российского Минюста, сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу Кремля.
«Затронута проблематика функционирования в Российской Федерации организации, представляющей интересы еврейского агентства „Сохнут“. Условлено, что контакты на этот счёт будут продолжены по линии соответствующих ведомств обеих стран», — говорится в пресс-релизе.
Президенты также обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе в гуманитарной сфере, «с учётом богатого исторического наследия российско-израильских отношений». Был упомянут решающий вклад Красной армии в победу над нацизмом и спасение еврейского народа от истребления в ходе Великой Отечественной войны, а также позитивная роль евреев в общественной и культурной жизни России, отметила пресс-служба Кремля.
«Подтвержден настрой на развитие многопланового российско-израильского взаимодействия», — добавили в Кремле, отметив, что разговор произошел по инициативе израильской стороны.
В июле стало известно, что московское управление Минюста направило в Басманный суд иск о ликвидации российского представительства «Сохнута» за нарушения российского законодательства. Суд должен был начать рассматривать это заявление 28 июля. Источники «Джерузалем пост» уточняли, что агентству вменяют незаконный сбор персональных данных. «Интерфаксу» в суде сказали, что претензии Минюста связаны с нарушением организацией российского законодательства при осуществлении своей деятельности.
Израиль в связи с этим собирался направить в Москву делегацию на переговоры. Ситуация обсуждалась 24 июля на совещании у премьер-министра Яира Лапида. По данным израильских журналистов, Лапид поручил МИД страны подготовить серию «политических мер» в отношении России в случае ликвидации российского представительства «Сохнута». Другие СМИ отмечали, что в правительстве Израиля всё же надеются решить проблему путём переговоров.
В Кремле предлагали не политизировать ситуацию вокруг агентства «Сохнут» и не проецировать её на весь комплекс российско-израильских отношений. Однако, все понимают, что не бывает дыма без огня. На фоне продолжающегося конфликта на Украине отношения России и Израиля резко обострились, поскольку евреи стали поддерживать Киев.
Бывший премьер-министр Израиля Нитаньяху на днях резко раскритиковал нынешние еврейские власти, обвинив их в безумной политике по отношению к России, с президентом которой Владимиром Путиным ему многие годы удавалось конструктивно решать самые сложные вопросы на Ближнем Востоке.
Любопытно, что Нитаньяху ещё может вернуться в премьерское кресло, и тогда российско-израильские отношения могут нормализоваться. Пока же дело «Сохнут» в Кремле решили подвесить на неопределённый срок и дали понять Тель-Авиву, что их антироссийская политика может иметь долгоиграющие последствия.
Русская линия
К 100-летию окончания Приамурского Земского Собора во Владивостоке
В августе 1922 года собор русских людей избрал правителем последней свободной части России земли генерала М.К. Дитерихса
10 — 28 июля (ст.ст.) 1922 г. во Владивостоке состоялся Приамурский Земский Собор. Он был созван по инициативе генерала Михаила Константиновича Дитерихса для духовного пресечения последствий Февральской революции, с целью создать хотя бы небольшой плацдарм исторической русской государственности для продолжения Белой борьбы. Это также был последний, наиболее зрелый и выстраданный итог Белого движения. В Соборе приняли участие все дальневосточные епископы — Владивостокский, Харбинский, Камчатский (находившиеся в это время в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, образованной в конце 1921 г. с центром в Сербии), а также представители Старообрядческой Церкви. Делегаты избирались от всех сословий, общин, различных организаций — за исключением февралистов, социалистов и коммунистов. Всего — 276 делегатов, сообщает Издательство «Русская Идея».
Собор признал причиной революции грехи русского народа, призвал к покаянию и провозгласил единственным путем спасения России — восстановление законной православной монархии. Собор постановил, что права на осуществление Верховной власти в России принадлежат династии Дома Романовых. То есть Собор признал Династию Романовых царствующей несмотря на смуту и на краткое время восстановил в Приамурье Основные законы Российской империи (на основе которых Приморье жило до окончательного завоевания края красными). Соответственно было решено, что свободное от большевиков Приамурское государственное образование должно быть возглавлено представителем Династии. Однако самозванно выпущенное Великим Князем Кириллом Владимiровичем в последние дни Собора объявление себя Блюстителем престола (26.7/8.8.1922) было демонстративно проигнорировано; обращения Собором были направлены Великому Князю Николаю Николаевичу и вдовствующей Императрице Марии Феодоровне. На переходное же время Правителем края был избран ген. Дитерихс. Почетным председателем Собора был единогласно избран находившийся в Москве Патриарх Тихон. Ответную приветственную телеграмму Собору прислала вдовствующая Императрица Мария Феодоровна.
В приказе № 1 генерал-лейтенант Дитерихс писал:
«По грехам нашим против Помазанника Божия, мученически убиенного советской властью Императора Николая II со всей Семьею, ужасная смута постигла народ Русский и Святая Русь подверглась величайшему разорению, расхищению, истязанию и рабству безбожных русских и иноплеменных воров и грабителей, руководимых изуверами из еврейского племени, отрекшихся и от своей иудейской веры.
Здесь, на краю земли Русской, в Приамурье, вложил Господь в сердца и мысль всех людей, собравшихся на Земский Собор, едину мысль и едину веру: России Великой не быть без Государя, не быть без преемственно наследственного Помазанника Божия. И перед собравшимися здесь, в маленьком телом, но сильном верой и национальным духом Приамурском [государственном] объединении, последними людьми земли Русской стоит задача, долг и благой крест направить все служение свое к уготованию пути Ему — нашему будущему Боговидцу". (Из указа № 1 от 8.8.1922).
А вот строки из последнего указа ген. Дитерихса от 17.10.1922 перед уходом из России под натиском красных: «Я верю, что Россия вернется к России Христа, России — Помазанника Божия, но что мы были недостойны еще этой милости Всевышнего Творца».
Русская линия
Банк России выпустил монету К 1100-летию крещения Алании
Серебряная монета изготовлена тиражом 3 тысячи штук из сплава 925-й пробы
В связи с празднованием 1100-летия Крещения Алании Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналом 3 рубля, сообщает Патриархия.Ru.
Монета относится к серии «Исторические события», имеет форму круга диаметром 39,0 мм. С лицевой и оборотной сторон монеты по окружности имеется выступающий кант.
На лицевой стороне монеты расположено изображение герба России, на оборотной — изображение Аланского Успенского монастыря Владикавказской епархии на фоне горного пейзажа.
Серебряная монета изготовлена тиражом 3 тысячи штук из сплава 925-й пробы, содержит 31,1 грамма драгметалла.
Выпускаемая монета является законным средством наличного платежа на территории России.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем митрополита Антония (Храповицкого)
В день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Путеводительница», в 1936 году скончался духовный лидер Русского Зарубежья, первый предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий).
Он родился 17 марта 1863 г. в Новгородской губернии в старинной дворянской семье (сын генерала, героя русско-турецкой войны) и в миру звался Алексеем Павловичем Храповицким. Получил блестящее образование, в 1881 г. окончил с золотой медалью гимназию в С.-Петербурге, а в 1885 г. кандидатом богословия С.-Петербургскую духовную академию, при которой был оставлен профессорским стипендиатом. С 14 лет участвовал в архиерейских богослужениях в качестве чтеца, преимущественно в Исаакиевском соборе. В молодости находился под большим влиянием Ф.М.Достоевского, бытует даже версия, что именно Алексей Храповицкий стал прототипом Алеши Карамазова. Еще в стенах академии в 1885 г. был пострижен в монашество и рукоположен сначала во диакона, а затем во иеромонаха. Служил преподавателем в Холмской семинарии и доцентом Петербургской академии. В 1890 г. возведен в сан архимандрита, занимал последовательно должности ректора С.-Петербургской, Московской и Казанской духовных академий. В 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, в 1900 г. назначен на самостоятельную кафедру — епископом Уфимским и Мензелинским, а в 1902 г. переведен на Волынскую кафедру — форпост Русского Православия в борьбе с католическим прозелитизмом, польским сепаратизмом и еврейским засильем.
Монархист по убеждениям, владыка всячески способствовал распространению и упрочению монархических идей и патриотического движения в России. Он стал первым архиереем — членом Русского Собрания, где неоднократно выступал с докладами (в 1910 г. избран почетным членом РС). При активной поддержке владыки в Волынской епархии возникла самая многочисленная монархическая организация — знаменитый Почаевский отдел Союза Русского Народа, почетным председателем которого был избран владыка Антоний. Он принимал участие в нескольких монархических съездах. Летом 1911 г. владыка совершил чин закладки Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых, который строился на личные пожертвования монархистов.
В 1912 г. архиепископ Антоний стал членом Св. Синода, а с 1914 г. возглавил одну из крупнейших епархий России — Харьковскую. В годы Первой мировой войны часто выступал с патриотическими проповедями. После февральского переворота был устранен с кафедры по стандартному обвинению в «возбуждении религиозной и национальной розни» и уволен на покой. Однако был избран членом Священного Собора Российской Православной Церкви 1917−18 гг., как представитель монашества. Вскоре был восстановлен на Харьковской кафедре верующими. Вопреки проискам украинских сепаратистов 19 мая 1918 г. Украинский Церковный Собор избрал владыку митрополитом Киевским и Галицким, но 4 декабря он был арестован по приказу Петлюры. После нескольких арестов и заточений в сентябре 1919 г. он был освобожден, но вынужден бежать из Киева. Был главой Высшего Временного Церковного Управления при генерале А.И.Деникине. После поражения белых вынужден был бежать в Константинополь, а затем в Сербию.
В эмиграции возглавил Высшее Церковное Управление заграницей. С начала 1921 г. обосновался в г. Сремски-Карловцы. Принимал участие в работе Съезда хозяйственного восстановления России в 1921 г. в Рейхенгалле, был избран почетным председателем съезда. В ноябре 1921 г. был председателем Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора, в ходе работы которого были составлены послания к Генуэзской конференции, к чадам РПЦ, в рассеянии и изгнании сущим, и о восстановлении в России монархии с Царем из Дома Романовых. В течение 15 лет митрополит Антоний был председателем Собора архиереев и архиерейского Синода РПЦЗ, носил титул «Блаженнейший». Личной трагедией для него была необходимость борьбы с бывшими учениками: митрополитом Сергием (Страгородским) в Москве и митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже. 22 июня 1934 г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) своим постановлением запретил митрополита Антония в священнослужении. В эмиграции открыто выступил против масонства, подписав Соборное послание, в котором масонство осуждалось как преступная организация. Скончался в г. Сремски-Карловцы, похоронен в Белграде в Иверской часовне, перед кончиной принял схиму.
В этот же день, 10 августа 1922 года в г. Владивостоке завершился Приамурский Земский Собор, возродивший традицию созыва законосовещательных, представительных учреждений. Собор, открывшийся 23 июля 1922 г., был созван из-за острого политического кризиса на последнем островке свободной от красных России и поставил своей целью установление твердой власти, способной сплотить антибольшевистские силы. В состав Земского Собора вошли представители практически всех слоев населения Приморья, за исключением социал-демократов. В ходе своей работы Приамурский Земский Собор принял акт огромного исторического значения, который провозглашал, что «осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых», а выбранный Собором Правитель Приамурского Края (им стал генерал М.К.Дитерихс), принес присягу с обещанием «дать ответ за все учиненное по долгу Правителя перед Русским Царем и Русской Землей». Впервые в истории Белого движения Дом Романовых был признан «Царствующим». Таким образом, Приамурский Земский Собор стал исключительным с духовной точки зрения (хотя и запоздалым) событием в истории Гражданской войны.
Русская линия