Русская линия
<< Полная сводка новостей от 26 июля 2022 >>

Останки духовника Царской семьи архиепископа Феофана (Быстрова) возвращены в Россию
Гроб с останками владыки будет находиться в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры до 28 июля

Архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (Быстров)23 июля 2022 года останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) прибыли из Франции в Санкт-Петербург для перезахоронения. В аэропорту «Пулково» гроб с телом архиерея встретили представители общественной организации «Лествица» и дальние родственников владыки, сообщает Патриархия.Ru.

После оформления таможенных документов машина направилась в Александро-Невскую лавру, где останки архиепископа Феофана встретили православные верующие. Все желающие приложились ко гробу.

Гроб был перенесён в крипту Свято-Троицкого собора, где покоятся митрополиты Ленинградские Антоний (Мельников) и Елевферий (Воронцов). Заупокойную литию по архиепископу Феофану отслужил насельник Лавры иеромонах Алексий (Степанов).

Один из инициаторов возвращения останков на Родину Павел Дубров назвал возвращение останков архиепископа Феофана историческим и пока до конца не оцененным событием.

«Я много лет веду музыкальную передачу „Лаврские встречи“ на телеканале „Союз“, — рассказал иерей Анатолий Першин. — Однажды в нашу студию пришла семья из Латвии — Андрей Курасин и Ирина Извекова, руководители молодежной организации „Лествица“. От них я и услышал историю про владыку Феофана, „нового затворника“, духовника Царской семьи. Они выступили инициаторами перевоза останков на Русскую землю. Мы на этой передаче рассказали на весь мир об этом событии. Есть предание, что когда владыка вернётся, в России произойдут важные изменения. При перевозе останков были очень большие трудности, несмотря на благословения Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия. В последний момент обнаружились какие-то несовпадения в документах, таможня могла не пропустить. Мы молились здесь, в беседке, святым Царственным страстотерпцам, и все формальности были улажены. Это — чудо, которое произошло на наших глазах. Ирина с Андреем едут в Россию, но пока запаздывают. Слава Богу, всё закончилось благополучно».

Егор Курасин, сын супругов Ирины и Андрея, рассказал, что какое-то время назад переехал жить в Москву и всячески помогал родителям в получении необходимых документов. «Лествица» — молодежная организация по работе с русскими детьми и молодежью в Прибалтике. Ее руководители Ирина и Андрей, познакомившись с Павлом Дубровым, давним почитателем владыки, решили способствовать переносу останков архиепископа Феофана в Россию. Они разыскали его могилу, которая была в большом запустении, сами принимали участие в раскопках, восемь лет занимались улаживанием всех формальностей. «Рад, что духовник царской семьи вернулся на историческую Родину. Это должно консолидировать общество», — сказал Е. Курасин.

Гроб с останками архиепископа Феофана будет находиться в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры до 28 июля.

Архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (Василий Дмитриевич Быстров) родился 31 декабря 1873 года в семье сельского священника в селе Подмошье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. После обучения в духовном училище при Александро-Невской лавре он поступает в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, по окончании в 1892 году зачислен в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1896 году первым магистрантом оканчивает академию и остается профессорским стипендиатом при ней, а уже в следующем году занимает должность и.о. доцента по кафедре библейской истории.

В 1898 году принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен во иеродиакона, затем и в иеромонаха. В 1901 году возведен в сан архимандрита и назначен и.о. инспектора академии (утвержден в должности в 1905 году). Ему присваивают степень магистра богословия, а затем звание экстраординарного профессора. В 1905 году архимандрит Феофан назначен духовником Царской семьи. В феврале 1909 года становится ректором Санкт-Петербургской духовной академии и в том же месяце в Троицком соборе Александро-Невской лавры над ним совершается архиерейская хиротония.

В 1910 году епископ Феофан принимает Таврическую кафедру, в 1912-м перемещен на новую, Астраханскую. Причиной этих переводов стало непонимание, возникшее между епископом Феофаном и членами царской семьи по поводу оценки личности Григория Распутина. В 1913 году переведен из Астрахани в Полтаву.

В 1917 году епископ Феофан стал членом Поместного Собора. В 1918 году возведен в сан архиепископа. Поддержал избрание Петра Врангеля главнокомандующим Вооруженными силами Юга России. В ноябре 1920 году вместе с другими архиереями Юга России архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан эмигрировал в Константинополь. С 1921 года — настоятель монастыря Петковица в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, член Русского Всезаграничного Церковного Собора, заместитель председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Жил в русском монастыре в городе Эрцегнови, с 1925 года служил в Александро-Невском соборе в Софии, в 1926 году разорвал общение с РПЦЗ из-за различного толкования догмата об искуплении.

В 1931 году переехал в маленькую деревню Моун близ города Амбуаза на Луаре, а в конце жизни поселился в местечке Лимре, где вел образ жизни настоящего затворника. Скончался 19 февраля 1940 года; погребен на общественном кладбище на окраине Лимре.

В 2016 году Архиерейский Синод РПЦЗ в ответ на письмо руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископа Богородского Антония согласовал просьбу родственников и последователей архиепископа Феофана о перенесении его останков с общественного кладбища в Лимре в Санкт-Петербург. 21 июля начался процесс перезахоронения праха архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана. После извлечения останков на кладбище города Лимре была отслужена панихида, которую совершил архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор, временно управляющий Корсунской епархией. В тот же день останки архиепископа Феофана были отправлены в Санкт-Петербург.

Русская линия


Николай Бурляев: «Художник обязан давать свою оценку тому, что он представляет, и не должен делать порок привлекательным»
В России могут учредить Общественные советы на телевидении, в театре и кино

Николай БурляевВ Госдуме идёт разработка законопроекта об общественных советах на телевидении, в театре и кино, заявил соавтор документа, замглавы думского комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, член Патриаршего совета по культуре Николай Бурляев, передаёт Интерфакс.

Он напомнил, что недавно в нижнюю палату был внесен законопроект о запрете пропаганды содомии и отрицания семейных ценностей среди жителей России всех возрастов.

«Вторая, техническая, задача после принятия закона — определить тех, кто будет регулировать процесс отбора картин для проката. Параллельно с законом о запрете пропаганды нетрадиционных отношений мы разрабатываем закон об общественном совете на телевидении», — рассказал Бурляев.

Он отметил, что этот законопроект готовился долгие годы, но всё время наталкивался на сопротивление. В новой редакции он будет касаться уже не только телевидения, но также театра и кино.

Депутат напомнил, что в прошлом такие советы уже были, и состояли они из выдающихся актеров и режиссёров — тех, кто был реально уважаем в обществе. Потом на смену им пришли экспертные советы, куда включали в том числе прокатчиков и продюсеров, то есть людей, лично заинтересованных в выходе фильма. Иногда экспертные советы состоят наполовину из блогеров и сотрудников интернет-порталов, а не из признанных специалистов в области кино, добавил Бурляев.

По его мнению, в общественные советы на телевидении, в театрах и кино должны входить учителя, медики, люди из правоохранительных органов, духовенство, «люди, реально признанные обществом как профессионалы в своём деле, отцы и матери, которые думают о том, каким будет следующее поколение».

Бурляев призвал не бояться слова «цензура», напомнив, что оно переводится как «строгое суждение взыскательного критика». «Государство, заботящееся о будущих поколениях, имеет право иметь свою взыскательную критику и строгое суждение», — считает он.

В подтверждение своей правоты депутат привел цитату из Пушкина: «Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы ни находилось. Нравственность (как и религия) должна быть уважаема писателем (..) Разве речь и рукопись не подлежат закону? Всякое правительство вправе не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придет, и может остановить раздачу рукописи».

Бурляев также ответил критикам, которые считают, что новый закон запретит любой фильм, где будут ЛГБТ-персонажи или будет показана, к примеру, «любовь на стороне».

«До такой глупости мы не дойдём, естественно. Я сам кинодраматург, режиссёр, актёр, продюсер, и, простите, как мы можем „отменить“, допустим, такой фильм, как „Военно-полевой роман“, где идёт речь вот именно об отношениях на стороне! Конечно, нужно подходить разумно, и мы никогда не отменим глубокую драматургию Достоевского, Чехова, Островского, которые касались этих тем. Естественно, искусство должно их затрагивать, но художник обязан давать свою оценку тому, что он представляет, и не должен делать порок привлекательным, а именно облагораживание порока мы видим повсеместно в современном западном кино», — сказал депутат.

Русская линия


Папа Римский Франциск вновь выразил желание посетить Киев
Очередное заявление по этому поводу глава Ватикана сделал в ходе визита в Канаду

Папа Римский ФранцискПапа Римский Франциск вновь выразил желание посетить Киев. Соответствующее заявление понтифик сделал 24 июля 2022 года в ходе визита в Канаду, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Dogma.gr.

«У меня есть сильное желание посетить Киев», — сказал папа Франциск в интервью агентству Reuters в ответ на вопрос о возможной предстоящей поездке на Украину.

Ранее в этом месяце папа уже говорил о своем желании посетить Киев и Москву после поездки в Канаду. Глава Ватикана надеется оказать помощь в российско-украинских переговорах. По его словам, он уже обсуждал данный визит с правительствами государств.

Комментируя более ранние заявления папы Рымского, в Кремле заявили, что не контактировали с Ватиканом по поводу возможного визита папы Франциска, а Киев, напротив, возобновил приглашение понтифику.

Решение папы Римского посетить Украину (от чего он ранее воздерживался) может свидетельствовать о том, что Ватикан испытывает серьёзное давление со стороны США и ЕС в украинском вопросе, и с каждым днём ему всё сложнее занимать нейтральную позицию по конфликту на Донбассе.

Ранее папа Римский заявлял, что в начале вооружённого противостояния России и Украины немалую роль сыграло расширение НАТО на восток, что явно контрастировало с антироссийской позицией США и стран Европы. В результате в европейских СМИ начали распространяться слухи о возможной отставке папы Франциска, которые он несколько раз вынужден был опровергать.

После этих выпадов, во избежание дальнейших нападок глава Ватикана решил сменить риторику и заявил о готовности посетить Киев. При этом он отметил, что готов прилететь и в Москву. Однако, всем очевидно, что такой визит вряд ли будет возможен из-за принципиальной позиции верующих Русской Православной Церкви, выступающих против приезда папы Римского.

Русская линия


Кипрские архиереи сдают позиции
Митрополит Тамасосский Исайя посетил Константинопольского Патриарха Варфоломея и заявил ему о своей любви

Митрополит Тамасосский Исайя посетил Константинопольского Патриарха Варфоломея25 июля 2022 года архиерей Кипрской Православной Церкви митрополит Тамасосский и Оринийский Исайя, известный своей принципиальной позиции по непризнанию «ПЦУ» и критикой позиции Фанара по Украине, неожиданно прибыл в Стамбул, где посетил Патриарха Варфоломея, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на порта «Ромфея».

Как сообщается, глава Фанара тепло встретил своего критика, и обменялся с ним мнениями по различным вопросам. Для архиерея Кипрской Церкви организовали экскурсию по патриаршему храму Георгия Победоносца. Митрополит Исайя заверил Патриарха Варфоломея в искреннем уважении и любви, которые он и его духовенство питают к главе Фанара, и сообщил о начале паломнических миссий из митрополии Тамасос в Стамбул.

После этого митрополит Исайя и глава Фанара обменялись подарками.

Судя по всему, митрополит Тамасосский решил забыть, что ранее резко критиковал Константинопольского Патриарха за его признание украинских раскольников и неизменное стремление стать «восточным папой Римским».

Что ж, в самую пору вспомнить слова преподобного Нестора Летописца «греки до сего дня лукавы суть».

Русская линия


Иерусалимский Патриарх Феофил III призвал США защитить христианское наследие на Святой Земле
Глава Иерусалимского Патриархата возлагал определённые надежды на визит в Иерусалим президента США Джо Байдена

Джо Байден на Святой ЗемлеНа фоне усиливающегося давления со стороны иудеев и властей Израиля на христиан на Святой Земле в Иерусалимском Патриархате ищут любые возможности для выживания и обращаются буквально ко всем, кто может «дать по рукам» иудеям и вразумить еврейские власти.

Все последние месяцы Иерусалимский Патриарх Феофил, в частности, регулярно встречался с послом России в Израиле. Однако, российско-еврейские отношения сейчас испытывают большие проблемы, и поэтому много ждать от этих встреч греческим иерархам на Святой Земле не приходится.

Вот почему недавний визит в Иерусалим президента США Джо Байдена в Иерусалимской Патриархате воспринимали с некоторой надеждой.

В рамках официальной программы визита президента Байдена Патриарх Иерусалимский Феофил вместе с остальными патриархами и церковными лидерами принял участие в приёме, устроенном президентом государства Израиль Исааком Герцогом в его официальной резиденции в честь президента США Джозефа Байдена.

В этого приёма Патриарх Феофил подчеркнул необходимость активного американского вмешательства для защиты христианского наследия и присутствия на Святой Земле, особенно в городе Иерусалиме, который является свидетелем беспрецедентных нападений израильских радикальных групп, которые совершают свои преступления без привлечения к ответственности, чтобы создать обстановку, которая отталкивает христиан от их собственного города Святой Земли, сообщает портал «OrthodoxTimes».

Его Блаженство также отметил нападения на храмы, духовенство и верующих христиан со стороны членов этих групп и их попытки захватить собственность Яффских ворот в случае, который иллюстрирует ужас и уродство битвы, которую ведут эти группы против подлинного христианского присутствия в Иерусалиме.

Он также говорил об ограничении свободы вероисповедания в отношении мусульман и христиан, препятствиях тому, чтобы верующие могли свободно посещать свои места поклонения, приводя в пример действия израильской полиции в этом году в субботу Благодатного огня, когда они не позволили верующим добраться до храма Гроба Господня.

Патриарх Иерусалимский также объяснил опасности христианской миграции, особенно из Иерусалима, и что сохранение христианского присутствия является важным гуманитарным и цивилизационным посланием, добавив, что защита «статус-кво» является приоритетом для всех Церквей, как и в случае с сохранением хашимитского попечительства над исламскими и христианскими святынями.

Впрочем, вряд ли американцы решатся помочь иерусалимским христианам в ущерб израильским властям и иудеям. Дело в том, что Байден приезжал в Израиль как проситель, а не как сюзерен еврейских властей. Не секрет, что власти США сейчас испытывают большие трудности из-за противостояния с Россией на Украине, а потому ищут поддержки своих союзников для решения своих собственных проблем. В этом свете вряд ли они захотят портить отношения с евреями для решения проблем Иерусалимского Патриархата.

Конечно, американцы могли бы поторговаться с Патриархом Феофилом, предложив оказать ему какую-то поддержку в ответ на его согласие признать украинских раскольников в лице «ПЦУ». Однако, если американцы в конечном итоге проиграют России «битву за Украину», кому нужно будет это признание?

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем первого Царя Династии Романовых Михаила Федоровича и генерала от кавалерии А.А.Киреева

Царь Михаил Федорович С этими июльскими днями связано многое в жизни Царя Михаила. Он родился 12 июля 1596 г., венчался на царство 11 июля 1613 г., а скончался в ночь с 12-го на 13-е. Он был сыном Федора Никитича Романова (в иночестве Филарета, третьего Патриарха Московского) и Ксении Ивановны Шестовой (в иночестве Марфы), доводился двоюродным племянником последнему Царю Династии Рюриковичей Федору Иоанновичу. 21 февраля 1613 г. на Великом Земском Соборе, завершившем смуту на Руси, был «обран», как тогда выражались, Государем. В это время 16-летний отрок жил со своей матерью в селе Домнино, костромской вотчине Романовых, где едва не был убит поляками (спас Царя крестьянин Иван Сусанин), затем в Ипатьевском монастыре, близ Костромы. Юному царю досталась разоренная смутой страна. Государственная казна была пуста, в городах и весях разбойничали поляки и казацкие шайки, в Астрахани был Заруцкий с Мариною Мнишек, Смоленск был в руках поляков, Новгород — в руках шведов.

Однако постепенно дела пошли на лад. Стали истребляться разбойничьи шайки, Заруцкий вместе с сыном Марины Мнишек казнен, Марина посажена в тюрьму. В 1617 г. Россия заключила Столбовский мир со Швецией, по которому к ней вернулись захваченные шведами Новгород, Старая Русса, Ладога, Порхов и другие города, но Швеция сохранила за собой все побережье Финского залива, лишив Россию выхода к Балтийскому морю. Кроме того, шведам пришлось заплатить 20 тыс. рублей. В 1618 г. Россия заключила Деулинское перемирие с Польшей на 14 лет и 6 месяцев. В руках поляков остались Смоленск, Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и другие Северские земли, но в 1619 г. вернулся из польского плена отец Михаила Федоровича митрополит Филарет, ставший вскоре Патриархом. С этих пор и вплоть до своей смерти в 1633 г. Патриарх Филарет правил страной совместно с Царем. Известный русский историк С.Ф.Платонов писал: «И вот началась энергичная и умелой рукой направленная работа над водворением порядка в стране. Все стороны государственной жизни обратили на себя внимание правительства. С участием Филарета начались заботы о финансах, об улучшении администрации и суда и об устройстве сословий. Когда в 1633 г. Филарет сошел в могилу, государство Московское было уже совсем иным в отношении благоустройства — не все, конечно, но очень много для него сделал Филарет». Возобновилось интенсивное строительство засечных черт против крымских татар, происходила дальнейшая колонизация Сибири. В 1618 г. основан Енисейск, в 1628 г. — Красноярск, в 1631 г. — Братский острог, в 1631 г. — Якутск, в 1636 г. — Тамбов и несколько других городов. В 1630−32 гг. правительство начало формирование регулярной армии, в том числе первых рейтарских (конных) полков.

Народ любил Михаила Федоровича, сказание XVII в. говорит о нем: «Был царь молод, когда сел на царство. но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил, во всем был подобен прежнему благоверному царю и дяде своему Федору Ивановичу». Царь был женат дважды на княжне Марии Владимировне Долгорукой и на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, имел детей Ирину, Пелагею, Алексея (будущий Государь Алексей Михайлович), Анну, Марфу, Ивана, Софью, Татьяну, Евдокию, Василия (все от второго брака). Умер в Москве в ночь с 12 на 13 июля 1645 г. и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Александр Алексеевич Киреев Александр Алексеевич Киреев родился 23 октября 1833 г. и с детства рос в атмосфере славянофильских идей. Родовое имение Киреевых в Тульской губернии часто посещали соседи А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, семья Аксаковых, поэтому Киреев называл себя «славянофилом по происхождению». Образование получил в Пажеском корпусе, по окончании которого определился в элитный л.-гв. Конный полк. Однако началом Крымской войны перевелся в армейскую часть, чтобы отправиться на театр военных действий. Вернувшись с войны, на которой он проявил большую храбрость и получил ряд наград, молодой офицер стал в 1856−59 гг. вольнослушателем Петербургского университета. В 1862 г. Киреев как один из самых образованных и исполнительных офицеров стал адъютантом великого князя Константина Николаевича, Наместника в Царстве Польском. Киреев принимал участие в подавлении польского мятежа 1863 г., дослужился до чина генерала.

Киреев получил известность как активный публицист славянофильского направления. Он сотрудничал в «Русском обозрении», «Богословском вестнике», «Церковных ведомостях» и других изданиях. Ревностный христианин, «воцерковленный солдат», как называл себя Киреев, он стал в 1872 г. одним из основателей, а впоследствии руководителем Петербургского отделения «Общества любителей духовного просвещения». Как истинно русского человека Киреева волновала судьба балканских славян, он стал одним из создателей Петербургского Славянского комитета. В период восстания герцеговинских сербов против турок в 1875 г. он организовал специальную Герцеговинскую комиссию, которая оказывала всестороннюю, в т. ч. и военную, помощь балканским славянам. Тысячи русских добровольцев отправились с помощью Славянских комитетов в Сербию.

Киреева волновала проблема религиозного раскола славян на православных и католиков. Он отрицательно относился ко всем проектам «слияния церквей», предлагаемым В.С.Соловьевым, с которым Киреев вел многолетнюю полемику. Он искал единомышленников среди инославных, стремясь найти то общее, что объединяло христиан. Киреев много печатался в «Международном богословском обозрении», издававшемся профессором Бернского университета Мишо. В 1870-х гг. Киреев много занимался установлением связей со «старокатоликами» (католики, не признавшие принятый на Ватиканском соборе 1870 г. догмат о непогрешимости Папы). Киреев увидел в старокатоличестве исторический шанс воссоединения большинства христиан. Он развернул обширную переписку со старокатоликами, высказывая надежду, что старокатоличество выбьет из западных славян все «латинствование» и духовно объединит славян. К сожалению, эта надежда не оправдалась.

На рубеже XIX—XX вв. Киреев был одним из виднейших политических теоретиков славянофильства. Он предложил собственную концепцию Самодержавия, выделяя три вида монархии: 1) бюрократическую (абсолютная монархия с опорой на чиновничество, сущность которой выражена в формуле «Государство — это я!»); 2) славяно-русскую (много умов, но одна воля); 3) парламентскую (много умов и много воль). Киреева очень волновало распространение неверия и западных теорий среди молодежи. Этому посвящена его брошюра «Россия в начале XX века» (1903), представляющая собой письма к Государю Николаю II. Киреев писал о том, что у России в новом веке два пути: или опрокинуться в конституцию и правовой беспорядок, или «вернуться домой» к истокам национальной жизни. Скончался генерал-славянофил в 1910 г. в Павловске, где провел последние годы жизни.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 26 июля 2022 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика