День семьи, любви и верности в России стал официальным государственным праздником
Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28 июня 2022 года в России установлен День семьи, любви и верности, сообщает Патриархия.Ru.
«В целях сохранения традиционных семейных ценностей и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи постановляю установить День семьи, любви и верности и отмечать его 8 июля», — говорится в тексте указа, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.
В день праздника, 8 июля, Русская Православная Церковь почитает память благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, которые являются покровителями брака.
Впервые всероссийское празднование Дня семьи, любви и верности прошло 8 июля 2008 года, его организатором стал Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый С.В. Медведевой. Главные торжества по традиции проходят в Муроме Владимирской области.
Теперь в этот день в России будет официально отмечаться государственный праздник.
Русская линия
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан принял представителя Русской Православной Церкви
Митрополит Будапештский Иларион ещё раз выразил благодарность за твёрдую позицию страны относительно недопустимости включения имени Патриарха Московского в санкционный список Евросоюза
27 июня 2022 года премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в своей рабочей резиденции принял митрополита Будапештского и Венгерского Илариона, сообщает Патриархия.Ru.
Глава венгерского правительства, недавно получивший мандат на новый четырехлетний срок, поздравил митрополита Илариона, с которым знаком на протяжении многих лет, с назначением на Будапештско-Венгерскую кафедру и выразил надежду на укрепление взаимодействия православных верующих Венгрии с представителями иных конфессий.
Митрополит Иларион передал премьер-министру Венгрии приветствие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и выразил благодарность за твердую позицию страны относительно недопустимости включения имени Патриарха Московского в санкционный список Евросоюза. Управляющий Будапештско-Венгерской епархии рассказал о ходе реставрационных работ в Успенском кафедральном соборе и других храмах епархии, осуществляемых на средства, выделенные государством.
В ходе беседы состоялось обсуждение планов дальнейшего взаимодействия Будапештско-Венгерской епархии Московского патриархата с Венгрией и иных вопросов, представляющих взаимный интерес.
Русская линия
За уклонение в раскол и создание параллельных церковных структур
В Литве извергнуты из сана четверо священнослужителей Виленской и Литовской епархии
Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий своими указами лишил священного сана бывших священнослужителей Виталия Моцкуса, Виталия Даупараса, Георгия Ананьева и Владимира Селявко, сообщает Интерфакс.
Виленская и Литовская епархия Русской Православной Церкви сообщает, что решения об извержении из сана пресвитера были приняты правящим архиереем на основании заключения Епархиального церковного суда, признавшего теперь уже бывших клириков виновными в совершении канонических преступлений.
«Суд установил, что Моцкус, Даупарас, Ананьев и Селявко в сотрудничестве с представителями государственной власти предприняли активные действия по созданию в Литве параллельной церковной структуры в юрисдикции Константинопольского Патриархата», — говорится в сообщении.
При этом отмечается, что церковный суд рассматривал деяния Моцкуса, Даупараса, Ананьева и Селявко исключительно в плоскости церковно-канонического права. «Никакого отношения к политике и к текущим международным событиям решение суда не имеет», — сказано в сообщении.
На минувшей неделе митрополит Иннокентий своим указом лишил сана священника Георгия (Гинтараса) Сунгайлу, который в апреле был освобождён от должности и стремился к отделению от Русской Православной Церкви.
Русская линия
Американские дипломаты начали работать с Иерусалимским Патриархом Феофилом
Посол США в Греции Джордж Цунис посетил Иерусалим и пригласил главу Иерусалимского Патриархата посетить Афины
Все последние месяцы российская дипломатия активно поддерживала контакты с Иерусалимским Патриархатом и всячески старалась помочь Иерусалимскому Патриарху Феофилу решить проблему церковной недвижимости, захваченной в настоящее время израильскими иудеями. Однако, решить эту проблему пока не удалось.
На этом фоне власти США решили активизировать свои действия в направлении церковного Иерусалима. Так 29 июня 2022 года посол Соединенных Штатов Америки в Греции Джордж Цунис посетил Иерусалимский Патриархат. Об этом сообщает портал «OrthodoxTimes».
По данным греческого издания, американского посла тепло приветствовали Иерусалимский Патриарх Феофил.
Его Блаженство проинформировал посла о долгосрочной миссии Патриархата — паломнической, образовательной, пастырской, культурной и миротворческой — в Старом городе Иерусалима и в Храме Гроба Господня в его юрисдикции в Израиле, Иордании, Палестинской автономии и в Катаре.
Своей миссией Патриархат поддерживает свою паству, всех христиан и существующие правительства, чтобы они могли снизить напряженность и справиться с проблемами, вызванными действиями радикальных иудеев против христиан.
В завершение визита Цунис подарил Патриарху Феофилу символ Министерства иностранных дел США — серебряный горшок. В свою очередь, Его Блаженство подарил послу серебряную икону и кресты для его жены и детей.
Поблагодарив Патриарха Феофила, американский посол пригласил его посетить Афины.
Русская линия
Черногория и Сербская Православная Церковь готовятся подписать церковно-государственное соглашение
Премьер-министр Черногории Дритан Абазович намерен подписать документ, несмотря на критику со стороны оппозиции и ряда своих соратников
Премьер-министр Черногории Дритан Абазович заявил, что подпишет «фундаментальное соглашение» с Сербской Православной Церковью, несмотря на критику документа со стороны правящей политической коалиции, сообщает Благовест-инфо.
Проект соглашения был опубликован 28 июня и подвергся критике со стороны крупнейшей в правящей коалиции Демократической партии социалистов, а также Социал-демократической партии. По мнению политиков из этих партий, соглашение предлагает Церкви слишком благоприятные условия.
Однако Абазович заявил, что правящая коалиция была ознакомлена с проектом договора до публикации и не высказала возражений по его содержанию. «Правительство закроет этот вопрос, — цитирует заявление Абазовича сайт BalkanInsight. — Пока я премьер-министр, моим приоритетом будут интересы государства, а не интересы той или иной партии».
Ранее власти Черногории подписали «фундаментальные соглашения» с Католической Церковью (2011), иудейской и мусульманской общинами (2012), однако с СПЦ — самой многочисленной религиозной организацией в стране — такой договор пока подписан не был.
Согласно проекту соглашения, правительство Черногории обязано зарегистрировать все православные храмы и монастыри в стране как собственность Сербской Церкви, а также начать процесс реституции церковной собственности, конфискованной югославскими властями после Второй мировой войны. Власти также не будут иметь права разрешать строительство новых православных церквей без одобрения СПЦ. Церковь сможет без одобрения правительства распоряжаться принадлежащими ей памятниками истории и культуры — при условии соблюдения законов о культурном наследии. Соглашение также разрешает введение православного религиозного образования в государственных школах.
Соглашение поддерживает просербская оппозиционная партия Демократический фронт. ДПС и СДП, часто обвиняющие СПЦ в продвижении сербского национализма, заявляют, что если Абазович подпишет соглашение, не заручившись консенсусом в парламенте, правительству может быть объявлен вотум недоверия.
Согласно переписи населения 2011 года, 72% жителей Черногории считают себя православными христианами. 70% православных принадлежат к СПЦ, еще 30% – к непризнанной Черногорской Православной Церкви. Мусульмане составляют 20% населения.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Моисея Оптинского и священномученика епископа Гермогена (Долганова)
Преподобный Моисей (в миру — Тимофей) родился 15 января 1782 года в городе Борисоглебске Ярославской губернии в благочестивой семье купца Ивана Григорьевича Путилова. Придя в совершенный возраст, влекомый подвижническим духом, Тимофей со своим младшим братом Ионой уходит в Саровскую пустынь, застав там великого старца, преподобного Серафима. Через три года, «по неведомым для него судьбам», послушник Тимофей оказывается среди иноков рославльских лесов. Среди этих пустынножителей он прожил десять лет, получив иноческий постриг с именем Моисей.
Призванный в 1821 году в Оптину пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита, преподобный Моисей вскоре становится духовником, а затем и настоятелем самой обители, с этого же времени начинается духовное возрастание и прославление обители. В годы его настоятельства в Оптиной пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя — преподобного Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник — преподобный старец Амвросий.
Большое значение придавал преподобный Моисей также делу книгоиздания: за время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь, — говорил он, — кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды». Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку.
Из-за неустанных трудов на благо обители, изобиловавший благодатными дарами преподобный не имел возможности, так же как старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения — сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России.
6 июня 1862 года, незадолго до своей кончины, преподобный Моисей сподобился принять схиму. Весть о его пострижении и о приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей — монашествующих и мирских. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее его благословение. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки.
Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила 16 июня 1862 года, на 81-м году его земной жизни.
Сегодня наша Церковь чтит память видного деятеля русского патриотического движения священномученика епископа Тобольского Гермогена (Долганова), принявшего мученическую кончину в 1918 г.
Он родился 25 апреля 1858 г. в семье единоверческого священника Херсонской епархии и в миру носил имя Георгий Ефремович Долганов. После окончания классической гимназии в г. Ананьев Херсонской губернии поступил в Новороссийский университет. Закончил три факультета — юридический, историко-филологический и математический, однако по окончании университета избрал путь духовного служения и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил кандидатом богословия. Здесь принял монашество и в 1892 г. был рукоположен в сан иеромонаха.
Служил ректором Тифлисской семинарии в сане архимандрита, 14 января 1901 г. хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а через два года стал правящим архиереем. Видя ужасающий упадок нравов, большое внимание уделял духовному просвещению народа. В 1904 г. создал в епархии особую печатную комиссию «по изданию книжек, листков, картин и изображений духовного и религиозно-нравственного содержания для распространения их в народе путем продажи и даровой раздачи». В годы смуты стал одним из организаторов Союза Русского Народа в Саратове, затем инициатором создания и почетным председателем Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа, созданного в Саратове. По его убеждению, Союз возглавил «новую форму освободительного движения» от противников «исторического нашего уклада русской православно-церковной жизни народной под руководством пастырей». Выступал решительным противником принятия в ряды правых организаций старообрядцев.
Вел решительную борьбу против либерального саратовского губернатора графа С.С.Татищева, которого вынудил уйти в отставку. В конце 1911 г., отстаивая незыблемость Церковных канонов, Владыка вошел в конфликт со Св. Синодом. В частности, Св. Синод хотел ввести чин заупокойного моления об инославных, а также учредить в Москве орден диаконнисс, против чего выступил епископ Гермоген. Его противники добились Высочайшего повеления об увольнении владыки от присутствия в Синоде, но он отказался подчиниться. За неподчинение царской воле в январе 1912 г. был уволен на покой в Жировицкий монастырь Гродненской епархии. В августе 1915 г. епископа перевели в Николо-Угрешский монастырь под Москвой.
После февраля 1917 г. был назначен на кафедру в Тобольск, куда вскоре прибыла и арестованная Царская Семья. Духовно и нравственно поддерживал Царственных узников, пытался оказать им помощь. В январе 1918 г. Государыня Александра Федоровна писала А.А.Вырубовой: «Гермоген каждый день служит молебен у себя для папы и мамы» (т.е. для Царя и Царицы). В Вербное Воскресение 15 апреля 1918 г. организовал крестный ход несмотря на угрозы властей. Когда крестный ход проходил вдоль стены Тобольского кремля, возвышающегося над городом, Владыка остановился напротив того места, откуда был виден губернаторский дом, где последнее время находилась в заточении Царская Семья. Запели молебен, по окончании которого Святитель подошел к краю стены. Несколько минут он молился, один стоя над городом с простым деревянным крестом в руках. Молился о Царе с Царицею, которых большевики накануне уже увезли из Тобольска в Екатеринбург, и о Царских детях, которые в это время находились внизу в губернаторском доме. Затем Владыка высоко поднял над собой крест и медленно благословил Царскую Семью. В тот же вечер епископа Гермогена арестовали и препроводили в тюрьму Екатеринбурга. Там в доме Ипатьева уже томились в заточении Царственные Мученики.
13 июня владыку привезли на поезде в Тюмень, где доставили на пароход «Ермак», оттуда через два дня — на пароход «Ока». Привязав ему на шею огромный камень, революционные бандиты сбросили владыку в реку. 3 июля его честные останки были вынесены на берег реки и обнаружены крестьянами. 2 августа состоялось погребение сщмч. Гермогена в Софийском Успенском соборе Тобольска.
Сегодня также день памяти героя Русско-турецкой войны 1828−29 гг., командира брига «Меркурий», выдержавшего бой с 2 турецкими линейными кораблями Александра Ивановича Казарского, скончавшегося в 1833 году (родился в 1797 г.).
Русская линия