Владимирская епархия просит вернуть верующим Успенский собор во Владимире
На данный момент храм до сих пор находится в совместном использовании Церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Владимирская епархия Русской Православной Церкви подала в Росимущество документы на получение в безвозмездное пользование Успенского кафедрального собора во Владимире, который сейчас совместно используют Церковь и Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, сообщает ТАСС.
«Подали документы. Это имущество Церкви. И есть закон о реституции, по которому государство возвращает церковную собственность», — сообщили в епархии.
Сейчас Владимиро-Суздальский музей-заповедник продолжает проводить в храме платные экскурсии и вести активную музейную деятельность.
В феврале 2022 года стало известно о передаче в пользование Владимирской епархии колокольни Успенского собора, которая ранее не значилась на балансе. Кроме того, в управлении епархии находится придел во имя великомученика Георгия Победоносца.
В последний раз вопрос о возвращении церковного имущества Церкви во Владимире решался в 2019 году. Тогда музей продолжал удерживать за собой право на 12 объектов религиозного назначения, включая Золотые ворота и Дмитриевский собор во Владимире, памятники Спасо-Евфимиева монастыря, Богородице-Рождественский собор, Знаменскую церковь и приказную избу в Суздале, а также на Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном.
Тогда согласительная комиссия с участием представителей митрополии, музея и Минкультуры РФ приняла решение о том, что Русской Православной Церкви могут быть переданы лишь Знаменская церковь XVIII века и Приказная изба XVI—XVII вв. из ансамбля Покровского монастыря в Суздале.
Успенский собор (1158−1160 г. г.) — памятник ЮНЕСКО, построен при князе Андрее Боголюбском. Это единственный храм, где на большой площади (более 300 квадратных метров) сохранились фрески Андрея Рублева и Даниила Черного 1408 года, в том числе «Страшный суд» на центральных сводах под хорами, «Свет Невечерний» и «Лоно Авраамово» в боковом своде под хорами.
Русская линия
УПЦ: В условиях военного времени запрет канонической Церкви откроет религиозный фронт на мирной территории Украины и разделит нашу страну по религиозному признаку
В Юридическом отделе канонической УПЦ дали негативную оценку внесённым в Верховную Раду законопроектам о запрете на Украине деятельности Московского Патриархата
В Украинской Православной Церкви выразили возмущение намерением Верховной Рады рассмотреть законопроект, запрещающий деятельность УПЦ на Украине, сообщает Интерфакс.
«Несмотря на призыв президента Украины В.А. Зеленского не разжигать вражду на религиозной почве (..), народные депутаты Украины решили путём законодательных инициатив нагло и цинично запретить деятельность Украинской Православной Церкви и лишить миллионы граждан Украины права на свободу вероисповедания», — говорится в заявлении Юридического отдела УПЦ, опубликованном в четверг на её сайте.
В УПЦ отметили, что в пояснительной записке к законопроекту сознательно приведены ложные утверждения против неё, несмотря на то, что со стороны правоохранительных органов в адрес УПЦ не было никаких претензий по поводу нарушения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины.
В Юридическом отделе указали, что запрет людям принадлежать к Украинской Православной Церкви нарушил бы их право на свободу вероисповедания, что противоречит Европейской конвенции по правам человека и Конституции Украины.
«В связи с этим заявляем, что законодательная инициатива о запрете деятельности Украинской Православной Церкви является незаконной, нарушает право на свободу вероисповедания и ни в коем случае не будет способствовать „защите национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины“ и „охране общественной безопасности и порядка“, как говорится в законопроектах, а, наоборот в условиях военного времени откроет религиозный фронт на мирной территории Украины и разделит нашу страну по религиозному признаку», — говорится в заявлении УПЦ.
Русская линия
Константинопольский Патриарх Варфоломей завершил свой визит в Польшу
В ходе своего трёхдневного визита в Варшаву глава Фанара не принял участие ни в одной Божественной Литургии
Вечером 27 марта 2022 года в Польшу прибыл Константинопольский Патриарх Варфоломей, которого в аэропорту встретили митрополит Польский Савва и представители Канцелярии Президента Польши и который пробыл на территории Польской Православной Церкви всего три дня, сообщает сайт Польской Церкви.
Из аэропорта глава Фанара отправился в Центр православной культуры, где провел встречу с духовенством, верующими Польской Церкви, а также беженцами из Украины и греческой общиной, для которой в местной часовне проводятся богослужения на греческом языке. После краткой молитвы о мире во всём мире и Украине митрополит Савва приветствовал Патриарха Варфоломея на польской земле. Он указал на духовные связи Польской Церкви с Константинопольским Патриархатом.
Следующим пунктом в этот день визита стал ужин в столичном доме, в ходе которого состоялась «оценка положения Православия в Польше, в мире и особенно на Украине».
На следующий день пребывания Патриарх Варфоломей посетил церковь Святого Иоанна Климака на Варшавской воле, где состоялась молитва за весь мир, Украину и молитва за мир всех почивших, которые покоятся на центральном некрополе Польской Церкви. После чего в приходском доме состоялось совещание, на котором «был проведен обмен информацией о проблемах современного мира, касающихся также Церкви».
Во второй половине дня в Бельведере состоялась встреча Патриарха Варфоломея с президентом Польши Андреем Дудой и его супругой.
Вечером Патриарх Варфоломей прибыл в недавно построенный храм Святой Софии, расположенный на Пулавской улице в Варшаве. На встречу прибыла часть епископов Польской Церкви, представители Церквей, объединенных в Польской Вселенский Совет с председателем во главе, сотрудники администрации Президента, местных органов власти, дипломатического корпуса, верующие, беженцы с Украины и последователи Римско-католической церкви.
Митрополит Польский Савва приветствовал Патриарха Варфоломея, «указывая на братские контакты с Константинопольским Патриархатом и на то, что именно он освятил краеугольный камень строительства Храма Святой Софии в польской столице». Далее митрополит Савва в своем слове говорил «о трудностях в современном мире, и закончил тем, что христианин никогда не теряет надежды, ибо за Страстной пятницей следует Пасха». Владыка Савва поблагодарил главу Фанара за приезд и присутствие в этом храме.
29 марта 2022 года Патриарх Варфоломей встретился с председателем Епископальной конференции Римско-католической церкви и посетил лагерь с беженцами.
30 марта утром Патриарх Варфоломей улетел в Стамбул.
Характерно, что во время своей поездки в Польшу глава Фанара не принял участие ни в одной совместной с митрополитом Саввой Божественной литургии, поскольку его визит предусмотрительно начался в воскресенье вечером и закончился в среду рано утром. Это косвенно может свидетельствовать о том, что разногласия по поводу признания Константинопольским Патриархатом украинских раскольников между Фанаром и Варшавой до сих пор сохраняются, и в Польской Православной Церкви решили пока повременить с признанием «ПЦУ», хотя первый шаг в этом направлении они уже сделали.
Следует признать, что судьба Украинской Православной Церкви и созданной Фанаром «ПЦУ» во многом будет зависеть о того, чем закончатся продолжающиеся до сих пор активные боевые действия на Украине.
Русская линия
Сохраняя наследие Императора Петра I
Палаты Нарышкиных в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре вошли в московскую программу реставрации
В московскую программу реставрации включен объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII — начало XVIII вв. Палаты Нарышкиных, 1690 г.». Это новый объект в рамках комплексной реставрации ансамбля Высоко-Петровского монастыря, начатой в 2016 году. Финансирование ведётся по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы, сообщает Патриархия.Ru.
В 2022 году предусматривается выполнение следующих видов работ: частичная реставрация кирпичных и белокаменных поверхностей фасадов (включая архитектурно-декоративные элементы), замена оконных столярных заполнений.
Палаты Нарышкиных расположены в южной части территории Высоко-Петровского монастыря и являются неотъемлемой частью единого архитектурного ансамбля обители. Это уникальное сооружение, долгое время считавшееся самым длинным зданием в Москве, находится по адресу: ул. Петровка, д. 28, стр. 6.
Палаты построили по приказу Петра I в 1690 году на месте усадьбы Нарышкиных, которая находилась за стеной Высоко-Петровского монастыря. Здание и территория усадьбы стали частью обновленной монастырской территории. Ее обустройство и украшение стали первым проектом юного царя, он лично подписывал указы о строительстве. Изначально палаты были резиденцией матери Петра I — царицы Натальи Кирилловны и её братьев.
Помещения Нарышкинских палат передали Высоко-Петровскому ставропигиальному мужскому монастырю лишь в 2014 году — из-за того, что долгое время не могли подыскать подходящего помещения для Государственного литературного музея, занимавшего здание.
Палаты Нарышкиных — акустически идеальное помещение для исполнения старинной музыки. Каменные сводчатые потолки постройки конца XVII века создают уникальную звуковую среду. В любом месте зала звучание инструментов слышится так, как если бы слушатель стоял рядом.
Здание находится под охраной государства.
Русская линия
Румынская Православная Церковь прославила в лике святых преподобную Теофану Бесараб
Это первая известная румынская монахиня, ученица великого исихаста — преподобного Феодосия Тырновского
В феврале Священный Синод Румынской Православной Церкви причислил к лику святых преподобную Теофану Бесараб, сообщает Православие.Ru со ссылкой на информационное агентство «Basilica».
Святая Теофана (в миру Теодора; ок. 1300-ок. 1351) стала царицей Болгарской, а позже — первой известной монахиней в истории Румынии и ученицей великого исихаста — преподобного Феодосия Тырновского.
Ее день памяти в Румынской Церкви будет отмечаться ежегодно 28 октября.
Хотя преподобная Теофана имела румынское происхождение, она также известна как «мать Болгарии» эпохи династии Асеней. Для многих она по сей день воплощает преданную мать, царственное изящество и одновременно благочестие.
Однако о жизни святой мало что известно, и судьба её мощей окутана тайной.
Теодора была старшей дочерью князя Басараба I, первого правителя (воеводы) централизованного государства Валахия. Для укрепления политических связей в 1322 году Басараб выдал свою дочь замуж за Ивана Александра, царя Болгарского, в городе Ловеч. Там она покровительствовала обширной духовной и культурной деятельности, в том числе переписыванию и переводу рукописей со Святой Горы Афон и из Константинополя.
У Теодоры и ее мужа родились три сына и дочь. Хотя святая пользовалась большим уважением в народе, который любил ее за благочестие, смирение, добрые дела, культуру и образованность, ее брак с Иваном Александром в конце концов распался, когда он полюбил другую женщину. Теодора поступила в монастырь близ города Велико-Тырново, взяв в монашестве имя Теофана.
Позднее она, как считается, перебралась в пещерный монастырь Алботин (Альбутин) на территории Видинской епархии, где подвизалась и мирно преставилась ко Господу. По одной версии, её мощи перенесли в Белград вместе с мощами преподобной Параскевы (Петки) Сербской, чтобы спасти от османского нашествия, где они, предположительно, пребывали до 1521 года, когда турки захватили и Белград. Через некоторое время султан Сулейман I Великолепный (1520−1566) приказал перенести мощи в Стамбул.
Однако о судьбе мощей преподобной Теофаны известно очень мало достоверной информации, и, возможно, их даже никогда не перевозили из монастыря Алботин в Белград.
Средневековый пещерный монастырь Алботин Болгарской Православной Церкви действовал в местности с тем же названием вдоль реки Тополовец. Предположительно, его главная церковь была освящена в честь Воскресения Христова. В настоящее время не действует. Объявлен памятником культуры Болгарии в 1927 году. Монашеский комплекс состоит из восьми строений, включая частично сохранившийся храм, монашеские кельи, кухню, трапезную, погреб и т. д. До наших дней также дошли баптистерий, фрагменты фресок и украшений. Помимо монашеских захоронений были найдены могилы около 30-ти жертвователей, что говорит о высокой репутации обители в прошлом.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти первого русского Царя Иоанна IV Васильевича Грозного
Царь Иоанн Грозный родился 25 августа 1530 г. и был старшим сыном Великого Князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.
«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.
В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины. Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения.
Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы — иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе «Избранной Рады» — узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» — то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России.
Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские — Сильвестр и Адашев — из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития.
Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. «Избранная Рада» воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на этот раз проявил характер. Он порвал с «Избранной Радой», отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской.
С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна — кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам — Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о «терроре» и «жестокости царя»..
В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Иоанна в «мучительстве»..
Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю — под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей «выбором изо всех городов» с женами и детьми. Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы.
Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: «Государь нас оставил, — вопил народ. — Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася. Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие «сослужить» с царем в деле Божием — для созидания России как «Дома Пресвятой Богородицы», как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.
Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды»..
Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью «жидовствующих», которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем «верных», а остальным «земским» еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича.
Был в этом «разделении полномочий» и особый мистический смысл. Даруя Семену титул «великого князя всея Руси», а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: «Как кого ни назови — великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь — все же я, и никто не в силах это изменить».
Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579—1584 годах. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.
Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа»
Русская линия