Патриарх Иерусалимский Феофил: Над христианами нависла опасность в самой колыбели христианства
Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви вновь обратил внимание на участившиеся нападениях на христиан на Святой Земле
В опубликованной в одном из авторитетных британских изданий — газете The Times — статье Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III рассказал об угрозах христианскому присутствию в являющемся колыбелью христианства городе Иерусалиме и во всей Святой Земле, в том числе о нападениях на святыни, о преступлениях на почве ненависти в отношении христиан, а также о попытках ряда радикальных иудаистских групп получить контроль над несколькими зданиями в христианском квартале Иерусалима, что негативным образом отразится на возможности паломников пользоваться историческим «паломническим путем» к Храму Гроба Господня, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
«Много лет назад я служил священником на северо-востоке Англии, и я помню облачные январские дни, — заявил Патриарх Феофил. — Здесь в Иерусалиме, наслаждаясь ясной и теплой погодой, мы знаем, что значит жить во тьме. Как Патриарх Иерусалимский я имею честь возглавлять Греко-Православную Церковь на Святой Земле. Первым из ста сорока моих предшественников Церковь в Иерусалиме возглавил святой Иаков, брат Иисуса Христа. Как и многие другие главы Церквей, св. Иаков принял мученическую кончину за веру. Наша община видела расцвет и упадок империй. Мы пережили осады, вторжения, моровые поветрия и преследования и всегда оставались верными Господу нашему, потому что и во тьме мы знали, что Он — наш свет и наша жизнь.
В Евангелии от Иоанна мы читаем, что св. Иоанн Креститель «пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете» — Иисусе Христе. В течение двух тысячелетий это свидетельство и было миссией Церкви. Мы не просто хранители святынь, мы — живые свидетели Света Божия.
Как свидетели Света мы стремимся служить ближним в меняющихся и бросающих нам вызов обществах, в которых живем. Мы оказываем медицинскую помощь, предоставляем возможности для получения образования и занимаемся общественно полезной деятельностью, заботясь о престарелых, беженцах и обездоленных вне зависимости от их вероисповедания, национальности, уровня знаний или опыта работы. Мы принимаем миллионы паломников и храним святые места христианства. И исполняя всё это, мы ведём людей к Свету Христову.
Хотя мы совершаем добрые дела, над нашим присутствием в Иерусалиме нависла опасность. Наши храмы находятся под угрозой со стороны существующих в Израиле маргинальных групп радикалистского толка. Из-за действий этих экстремистов сионистского направления христианская община в Иерусалиме испытывает тяжкие страдания. Наши братья и сестры становятся жертвами преступлений, совершаемых на почве ненависти. Наши храмы постоянно оскверняются и подвергаются актам вандализма. Нашему духовенству часто угрожают. Цель этих радикальных группировок состоит в том, чтобы погасить свет христианской общины в Старом городе.
Недалеко от Храма Гроба Господня на «паломническом пути» стоят Яффские ворота — главный вход в христианский квартал Старого города. Идти этим путем значит идти вместе с христианской общиной в окружении многочисленных групп паломников из всех уголков мира на молитву в Храм Гроба Господня — место распятия и Воскресения Христа. В Рождество я с теми, кто проходит через Яффские ворота, направляясь в Вифлеем, чтобы отпраздновать там Рождество Христово.
Именно у Яффских ворот израильская радикальная группировка стремится завладеть двумя большими зданиями посредством незаконных сделок. Они хитрят, заявляя, что их физическое присутствие там не повлияет на уникальное своеобразие христианского квартала. Однако из их действий в отношении Странноприимного дома св. Иоанна, расположенного еще ближе к Храму Гроба Господня и захваченного ими обманным путем несколько лет назад, мы знаем, что их слова — ложь. Их действия станут катастрофой для всех христиан. Семьи, несколько поколений предков которых жили здесь, будут чувствовать себя непрошеными гостями в своем доме, а доступ паломников к месту рождения христианской веры окажется ограниченным.
Изменение статуса собственности у Яффских ворот станет бедой не только для живущих здесь семей и всемирной христианской семьи, но и для Святой Земли. Иерусалим — это дом трех монотеистических религий: иудаизма, христианства и ислама, издавна являющийся замечательным примером многообразного общества. Иерусалим — это духовная столица мира, в которой живет семья представителей разных религий, имеющих древнее и уникальное богатое наследие. В основе красоты этого города лежит его культурное и религиозное многообразие. Действия радикалов, предпринимаемые ими в целях исключения одной общины — христианской — реально угрожают существованию не только христианской семьи, но и самому Иерусалиму. Эту точку зрения поддерживают и многие иудеи, вместе с нами живущие на Святой Земле.
Мы все считаем, что эти радикалы не являются представителями Государства Израиль или еврейского народа. Для сохранения многообразия и самобытной природы всех кварталов Старого города они должны быть защищены ради блага Иерусалима и всего мира".
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл: Мы будем выступать в защиту Иерусалимского Патриархата
Предстоятель Русской Православной Церкви прокомментировал заявление Иерусалимского Патриархат Феофила об угрозах христианству на Святой Земле
«Озабоченность Блаженнейшего Патриарха Феофила нам очень близка», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, комментируя проблему сохранения христианского присутствия на Святой Земле, на актуальность которой указал Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви в связи с действиями радикальных иудаистских группировок, направленными, в частности, на вытеснение христианской общины из Иерусалима и его пригородов, сообщает Патриархия.Ru.
«Мы знаем всю эту историю и вообще знаем о трудностях, с которыми сталкивается Иерусалимская Церковь, — отметил Святейший Патриарх Кирилл в традиционном Рождественском интервью, вышедшем на телеканале „Россия“. — Мы солидарны с Блаженнейшим, мы его поддерживаем и будем, конечно, выступать в защиту Иерусалимского Патриархата, в том числе за сохранение принадлежащей ему собственности».
Принадлежность ряда паломнических домов Иерусалимского Патриархата в христианском квартале Иерусалима несправедливо оспаривается иудейскими радикалистскими общественными организациями. В случае, если эти строения отойдут радикалам, для миллионов ежегодно приезжающих в Иерусалим христиан может оказаться недоступным так называемый паломнический путь — берущая начало от Яффских ворот Старого города улица, которая ведёт к Храму Гроба Господня, а право прохода по этому пути к величайшей святыне для паломников может быть потеряно.
Святейший Патриарх Кирилл указал на огромную опасность искусственно подпитываемого религиозной идеей радикализма, «потому что религиозные войны — это то, от чего человечество страдало веками».
Русская линия
Александр Лукашенко: Этот год будет непростым. Таким государствам, как мы, в одиночку будет невозможно выжить
Президент Белоруссии заявил, что в 2022 году Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан могут создать тесный союз между собой
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, обращаясь к верующим в храме святых Оптинских старцев в Минске после рождественской Литургии, заявил, что на фоне событий в Казахстане Белоруссия в усиленном режиме будет стремиться укреплять свои связи с братской Россией и Украиной, сообщает ИА Белта.
«Должен вам сказать, что этот год будет непростым. Мир изменится серьёзнейшим образом. Мир изменится в плане объединения народов и государств в союзы. Таким государствам, как мы, в одиночку не просто будет трудно выжить, — будет невозможно, — заявил Александр Лукашенко. — Поэтому я и взял более жёсткий курс на то, чтобы сохранить наш суверенитет и независимость, чтобы мы были государством. Но были в тесной связке с нашими ближайшими друзьями и братьями. Кто это? Это Россия. Это Казахстан. Это Украина. Неважно, что там происходит сегодня. Там народ обездолен до крайности. Так долго продолжаться не может.
И нам надо сделать всё, чтобы вернуть Украину в лоно нашей настоящей веры. А там произошёл даже по религиозным направлениям такой раскол, который преодолеть будет очень сложно. Это то, что и нам хотели в 2020 году преподнести — автокефалию, раскол нашей Церкви, и так далее и тому подобное. Вы это всё знаете. Мы этого избежали. И я не хочу, чтобы это повторилось у наших соседей.
Казахстан — это попытка атаковать постсоветские государства по периметру России. Им нужно утопить в крови Россию. Ещё раз повторяю: если рухнет Россия, то мы даже не заметим, где мы окажемся. Через нас просто перешагнут — в жерновах перемелют и выплюнут. Поэтому, чего бы ни стоило, нам нужно сохранить центр нашей цивилизации, центр нашего Православия и не только — те земли, которые сегодня находятся в составе Российской Федерации. Вот и вся философия. Я хочу, чтобы вы это понимали".
Русская линия
Архиепископ Албанский Анастасий вновь призвал обсудить украинский вопрос на общеправославном уровне
Предстоятель Албанской Православной Церкви заявил, что без соборного обсуждения разногласий раскол в мировом Православии будет лишь усугубляться
«Утверждения, что в мировом Православии нет раскола, а есть лишь разногласия — сродни теории, что не существует коронавируса», — заявил Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Анастасий, комментируя решение Русской Православной Церкви принять в своей состав более ста клириков в Африке, сообщает «Благовест-инфо».
Экзархат в Африке был создан Синодом РПЦ 29 декабря. Ранее Русская Православная Церковь разорвала евхаристическое общение с Александрийским Патриархатом после того, как Патриарх Феодор II признал украинских раскольников и сослужил с Епифанием Думенко.
«С начала церковного кризиса на Украине мы уже подчёркивали — как в устной, так и письменной форме, — что время не лечит церковные разделения и расколы, — говорится в датированном 8 января письме Архиепископа Анастасия, которое приводит сайт Orthodox Times. — Напротив, оно лишь углубляет и обостряет их. Недавнее решение Московского Патриархата о создании Экзархата на Африканском континенте укрепляет изначальные страхи. Наряду с расколом среди миллионов православных украинцев возник новый раскол на чувствительном Африканском континенте, где на протяжении последних десятилетий развивалась православная миссия».
«Теперь простым африканцам Православие будут проповедовать два Патриархата, между которыми нет евхаристического общения. Соблазн и ослабление православного свидетельства по причине такого разделения очевидны», — пишет Предстоятель Албанской Церкви. Подобно вирусу, «раскол имеет много мутаций, и срочно необходимо лечение и вакцина, предписанная апостольским преданием, — примирение».
Архиепископ Анастасий также напомнил о своём призыве от 20 ноября 2019 года, в котором он призывал Константинопольский Патриархат, Русскую Православную Церковь и все Поместные Православные Церкви к урегулированию кризиса в мировом Православии, вызванного ситуацией вокруг «ПЦУ». «Этот настоятельный призыв по-прежнему актуален сегодня», — заявил Архиепископ Анастасий.
При этом в профанарских СМИ с негодованием восприняли заявление Предстоятеля Албанской Церкви, указав, что владыка Анастасий не стал осуждать действия Русской Церкви в Африке, а фактически признал их следствием признания Константинопольским Патриархатом украинских раскольников. С этим фанариоты никак не могут согласиться.
Русская линия
Митрополит Астанайский Александр: «Совершённые в священные Рождественские дни циничные злодеяния требуют решительного осуждения»
В Казахстане сегодня объявлен День траура в память погибших военных и полицейских, которые пали во время массовых беспорядков
10 января 2022 года в Республике Казахстан указом Президента страны К. Ж-К. Токаева объявлен общенациональный траур. В храмах Казахстана проходят заупокойные богослужения по погибшим в результате действий вооруженных бандитских формирований, сообщает Информационный отдел Казахстанского митрополичьего округа.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию в домовом Иверско-Серафимовском храме резиденции главы Казахстанского митрополичьего округа в Алма-Ате.
В 14.00 по местному времени в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты и в ряде храмов Казахстана в память о жертвах трагедии прозвучал колокольный звон.
Митрополит Александр выступил с обращением в казахстанских СМИ в связи с общенациональной трагедией.
«Тяжелейшее испытание переживает народ Казахстана в эти дни. Наша страна подвергалась коварному нападению экстремистов, которые использовали самые жестокие средства для того, чтобы запугать людей, заставить их выполнять свою порочную волю, уничтожить принципы добрососедства и терпимости, разрушить государственный суверенитет. Как отметил Президент Республики Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, „нам пришлось иметь дело с вооруженными и подготовленными бандитами, как местными, так и иностранными. Именно с бандитами и террористами“. Совершённые в священные Рождественские дни циничные злодеяния требуют решительного осуждения, всестороннего противодействия и безотлагательного усиления сотрудничества всего мирового сообщества по противодействию терроризму. Хаос и насилие должны быть остановлены во имя торжества правды и мирной жизни граждан», — сказал владыка Александр.
Глава Митрополичьего округа также отметил: «Православная Церковь Казахстана всецело поддерживает мудрое своевременное решение главы государства призвать на помощь в Республику миротворческие силы ОДКБ. Уже сейчас все мы видим добрые результаты по восстановлению в Казахстане безопасности и конституционного порядка, свидетельствующие о правильности и актуальности позиции Президента в решении этих вопросов. Здоровые силы общества должны сплотиться вокруг главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, чтобы преодолеть кризис и обеспечить целостность страны».
«Мы — народ Казахстана — одна большая многонациональная и многоконфессиональная семья. Постараемся в нелёгких обстоятельствах проявлять сочувствие, оказывать внимание и поддержку тем, кого коснулась беда, помогать страждущим, ободрять опечаленных и унывающих, — продолжил архиерей. — В эти скорбные дни желаю родным и близким погибших утешения Свыше, раненым — скорейшего исцеления, всем, кто трудится для преодоления последствий случившегося — мужества и укрепления сил, а всему народу Казахстана — единодушия, сплоченности и решительности в борьбе с экстремизмом».
«Возношу молитвы Многомилостивому Богу о пострадавших и погибших. Сегодня духовенство Православной Церкви Казахстана совершит заупокойные богослужения о павших от рук террористов казахстанцах. Пусть Всемогущий Господь благословит нашу страну Своим миром!» — завершил свое обращение митрополит Александр.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, а также вспоминаем Великую княгиню Екатерину Павловну
Будущий епископ Никодим (Кононов) родился в 1872 г. в Архангельской губернии в семье священника и в миру звался Александром Кононовым. В 1892 г. он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. На четвертом курсе принял монашество, вскоре был рукоположен во иеродиакона, а потом во иеромонаха. В 1896 г. закончил академию со степенью кандидата богословия и летом того же года был назначен смотрителем в Александро-Невское Духовное училище, затем ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий. Имел степень кандидата богословия (впоследствии магистра). Встречался со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским.
Преосвященный Никодим был автором книги о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли — «Архангельского Патерика» и «Олонецкого Патерика», житий преподобных Иова Ущельского и Трифона Печенгского, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия ХVIII-ХIХ столетий». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархии, а также подвижников Соловецкого монастыря. Святитель Никодим являлся также автором акафиста святителю Иоанну Златоусту, за который получил благодарность от Святейшего Синода. 9 января 1911 г. в Петербурге архимандрит Никодим был хиротонисан во епископа. Хиротонию совершали митрополиты: Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан (Городецкий) и другие. Владыка Никодим был направлен в Курскую епархию викарным епископом. В то время в состав Курской епархии входила и Белгородская. Будучи епископом в Белгороде, он «много потрудился в связи с состоявшимся вскоре открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. Преосвященным Никодимом были составлены две молитвы святителю, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». В послереволюционные годы — годы гонений на Русскую Церковь, «архипастырь мужественно встал на защиту Христовой правды и бесстрашно обличал безбожную власть с амвона». В 1918 г., в праздник Рождества Христова, святитель Никодим был арестован ЧК. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку местные чекисты «освободили» его. на один день, а просивших за него — арестовали.
На следующие сутки святитель Никодим был повторно арестован, очевидно, подвергнут пыткам и на четвертый день Рождества убит. Когда Преосвященного вывели на казнь, он благословил производивших расстрел китайцев. Это произвело на них такое впечатление, что они категорически отказались стрелять в епископа, несмотря на угрозы. Были вызваны другие исполнители казни, к которым Владыку вывели уже в солдатской шинели. Это было 10 января (по новому стилю) 1918 г. Тело священномученика Никодима было брошено в общую могилу. Жители Белгорода ежедневно служили возле этой могилы панихиды, тем самым почитая память убиенного святителя.
Во время прихода в Белгород Белой армии, мощи священномученика Никодима были перенесены в Свято-Троицкий мужской монастырь и погребены близ раки святителя Иоасафа Белгородского. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 13−16 августа 2000 г. епископ Белгородский Никодим (Кононов) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Тропарь: Мученик Твой, Господи, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.
Сегодня мы также вспоминаем Великую княгиню Екатерину Павловну, скончавшуюся в 1819 году.
Она родилась в 1788 году и была четвертой дочерью Императора Павла I Петровича и Императрицы Марии Федоровны. По общим оценкам современников, Екатерина Павловна сочетала в себе изящную красоту (за красоту ее называли «красой царского дома», «красой России»), тонкий ум и немалое честолюбие. Император Александр I обожал сестру и считал её одним из самых близких своих друзей. Поэт Гаврила Державин посвятил ей одно из своих восторженных посланий.
Воспитание Екатерины Павловны началось под непосредственным наблюдением Императрицы Екатерины Великой и под руководством графини Ливен. Воспитывали строго, но достаточно разносторонне. Кроме необходимого знания нескольких иностранных языков — французского, немецкого и английского, — Екатерина Павловна хорошо говорила и писала по-русски, что для женщин из высшего общества в конце XVIII в. было редкостью. Статский советник Крафт читал ей математику; политическую экономию, историю и географию преподавал писатель Генрих Шторх. Ее обучали музыке, она прекрасно рисовала, даже занималась гравированием. Знала она и латынь.
Летом 1807 г., во время встречи Государя Александра I и Наполеона в Тильзите, министр иностранных дел Франции Талейран по поручению своего властителя намекнул русскому Царю, что было бы неплохо закрепить государственный союз между России и Францией союзом брачным, намекая на желательность брака французского императора и русской Великой княжны. Однако Екатерина Павловна заявила своему брату-Царю, рассказавшему ей об этом: «Я скорее выйду замуж за последнего русского истопника, чем за этого корсиканца». Вскоре Екатерина Павловна согласилась стать женой принца Ольденбургского.
Сохранилась обширная переписка между Императором Александром I и его сестрой, из которой видно, что брат и сестра обсуждали самые разные вопросы — от личных до государственных. Екатерина Павловна оказывала покровительство Н.М.Карамзину (именно через неё тот передал в 1811 г. свою «Записку о старой и новой России»), была покровительницей консервативного кружка русского дворянства. В годы Отечественной войны 1812 года Екатерина Павловна организовала из своих удельных крестьян «Егерский Великой княгини Екатерины Павловны батальон», вместе с мужем создавала больницы и госпитали, всемерно поддерживая Императора Александра I в идее создания народного ополчения. В 1816 г. Екатерина Павловна, овдовевшая в 1812 году, вышла замуж за наследного принца Вильгельма Вюртембергского и вскоре, после смерти короля Фридриха, стала королевой Вюртембергской.
Русская линия