Святейший Патриарх Кирилл: Сегодня Константинопольский Патриарх отпал в раскол
Предстоятель Русской Православной Церкви поручил ОВЦС МП вести активную работу по преодолению раскола во Вселенском Православии, который учинил глава Фанара
К числу важнейших задач, которые стоят перед Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, относится «работа по преодолению расколов во Вселенском Православии, которые порождены незаконным, антиканоническим и, я бы сказал, безумным вторжением Константинопольского Патриарха на Украину», отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 27 сентября 2021 года в ходе церемонии вручения церковных наград председателю ОВЦС митрополиту Волоколамскому Илариону и его заместителям — архиепископу Клинскому Леониду, протоиерею Николаю Балашову, архимандриту Филарету (Булекову), сообщает Патриархия.Ru.
«Позволю себе так сказать, потому что знаю хорошо Патриарха Варфоломея — наверное, не своим разумом он действовал и не по своей воле», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
При этом он отверг суждения, будто, находясь под внешним давлением, Константинопольский Патриарх не мог поступить иным образом: «А как же мы поступали иначе, живя в атеистическом государстве? Вы нас не напугайте никакими страшилками — мы через все прошли и не прекратили общение ни с одной Поместной Православной Церковью, которых в нашей стране в то время зачастую называли „прихвостнями американского империализма“. Мы поддерживали эти отношения, ездили друг ко другу, приглашали сюда делегации. Поэтому, когда нам говорят, что сегодня Патриарх Варфоломей якобы не мог поступить иначе, намекая на могущественные силы извне, я не принимаю этой аргументации. Среди Патриархов Константинопольских были мученики и исповедники, один из них — Патриарх Григорий — был повешен на воротах Патриархии. Константинополь всегда представлялся нам твердыней Православия».
«И мы по-человечески очень переживаем, что сегодня Константинопольский Патриарх отпал в раскол, потому что причащался с раскольниками и признал самосвятов, не имеющих законной хиротонии, не являющимися каноническими архиереями», — констатировал Святейший Владыка.
При этом Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Понимая свою правду, будучи убежденными в том, что стоим на незыблемой основе священных канонов, по-пастырски, по-человечески мы должны стремиться к тому, чтобы преодолеть это сложное время в межправославных отношениях, потому что и в Греции, и в других странах, находящихся под влиянием Константинопольского Патриарха, находятся наши братья и сестры, благочестивые монахи и монахини, и для нас великая скорбь, что по ошибкам одного страдают другие».
Отделу внешних церковных связей предстоит большая работа: оставаясь на принципиальных канонических позициях, делать все для того, чтобы Вселенское Православие вышло из того тяжёлого кризисного состояния, в котором оно находится, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
У каждой Поместной Православной Церкви есть свои проблемы, и иногда очень сложные, хотя и не столь заметные, как это было, например, в советский период с Русской Церковью, напомнил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, подчеркнув: «Поэтому наша совместная солидарность, проявление любви друг к другу очень и очень важны для укрепления всего Вселенского Православия».
Русская линия
«Царственный богомолец. Иван Грозный и Троице-Сергиев монастырь»
В Сергиево-Посадском музее-заповеднике открылась выставка, посвящённая паломничеству царя Ивана Грозного в Троице-Сергиеву лавру
22 сентября 2021 года в музейном комплексе «Конный двор» в составе исторической экспозиции «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV—XVIII вв.» открылась выставка, посвященная истории взаимоотношений царя Ивана Грозного и Троице-Сергиева монастыря, сообщает сайт Троице-Сергиевой лавры.
Открыл выставку квартет Московской духовной академии, после чего кураторы выставки обратились к гостям со вступительной речью. Приветственное слово сказала заместительница генерального директора музея-заповедника С.В. Николаева:
«На данной выставке представлена фигура Ивана IV Васильевича, по прозванию Грозного. Наверное, более, чем этот царь, с Троицким монастырем от младенчества до последних месяцев своей жизни не был связан никто из великих правителей Российских. Безусловно, это личность грандиозная, противоречивая, и в какой-то степени мы отразили это в названии выставки: „Царственный богомолец“. Богомолец, то есть смиренный человек, приходящий сюда, в монастырь, к преподобному Сергию просить о чём-то и каяться. Он приходил сюда молиться и получать отпущение своих грехов. Особенно это касается последнего периода его жизни. Но как самодержец и царь он давал привилегии Троицкому монастырю и совершал драгоценные царственные вклады. Первое драгоценное украшение обители — это знаменитая икона Андрея Рублева „Троица“. Именно по его указу возводится огромный по тем временам Успенский собор. Всё это противоречие, сочетание несочетаемого и привело нас к мысли о создании такой выставки. Мы имеем счастливую возможность иллюстрировать наши мысли и идеи подлинными произведениями искусства. Некоторые из них являются единственными в своем роде и подлинными историческими памятниками и документами».
Со словами приветствия выступила куратор выставки, заведующая отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV—XX вв.» Т.Ю. Токарева:
«Мы рады приветствовать вас всех в нашем музее, на нашей экспозиции об истории Троице-Сергиевой Лавры. Впервые мы открыли проект, который по возможности детально рассказывает о взаимоотношениях Троице-Сергиева монастыря и царя Ивана IV. Выставка необычная. Она рассчитана в основном на подрастающее поколение. Все вещи максимально приближены к зрителю с учётом того, чтобы дети могли их лучше увидеть».
Также гостей музея-заповедника поприветствовал ещё один куратор выставки — ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV — нач. XX вв.» С.Ю. Шокарев. Он, в частности, отметил:
«Иван Грозный, безусловно, один из самых знаменитых средневековых правителей. И верно отмечают историки, что это сложный персонаж в отечественной истории. И часто его сложно понять, и иногда непонятно, как это сделать. Но у нас есть факты. В нашем случае — это музейные предметы. Любой желающий может увидеть историю его жизни, становления и царствования».
На выставке впервые представили уникальную коллекцию произведений искусства из фондов Сергиево-Посадского музея-заповедника, созданных в эпоху грозного самодержца, личность которого неизменно привлекает интерес. Произведения иконописи, декоративно-прикладного искусства, памятники книжности и другие артефакты XVI столетия рассказывают о связях Ивана Грозного с Троице-Сергиевым монастырем и драматических поворотах истории его царствования.
Также здесь представлены вклады царской семьи и представителей московского боярства, оригинал жалованной грамоты Ивана IV, серебряные чаши с именем царя Ивана Грозного и его сына царевича Фёдора. Особый интерес представляют уникальные памятники книжности — Апостол, принадлежавший митрополиту Иоасафу (Скрипицыну), Евангелия священника Меркурия Дмитровца и диакона Ионы Зуя, — украшенные великолепными миниатюрами.
Свидетельством той эпохи также является могильная плита боярина Ивана Андреевича Бутурлина, казненного в 1575 г. О трагедии в царской семье и гибели царевича Ивана повествует Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г., сохранившая запись о покаянии Ивана Грозного в Троицкой обители и установлении им поминовения своего погибшего сына.
Выставка продлится до 17 декабря 2021 г. Она находится по адресу: музейный комплекс «Конный двор» (ул. 1-й Ударной Армии, д. 2).
Русская линия
Церковь установила день поминовения всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении
Отныне 30 октября во всех храмах Русской Православной Церкви будут сугубо молиться о жертвах советских властей
По предложению председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополита Крутицкого и Коломенского Павла Синода Русской Православной Церкви решил установить ежегодный день совершения заупокойных богослужений о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, сообщает Патриархия.Ru.
Ещё в 1917—1918 гг. Священный Собор Православной Российской Церкви определил ежегодно совершать 25 января или в следующий за ним воскресный день молитвенное поминовение «усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и новомучеников». 25 марта 1991 года это поминовение «исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову» было возобновлено Священным Синодом. Архиерейский Собор 1992 года определил в тот же день совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских. Архиерейский Собор 2013 года внёс уточнение в дату празднования, с учетом практики Русской Зарубежной Церкви (Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 30). В этот день также совершается заупокойное поминовение «всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову».
В документе Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» подчеркивается, что Русская Православная Церковь, почитая святость новомучеников и исповедников ХХ века и утверждая их особый вклад во вселенское Православие, «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории».
Священный Синод в заседании от 13 июня 2016 года (журнал № 44) установил особенные молитвенные прошения о безвинно убиенных в годы репрессий:
«Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси»;
«Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».
В ряде стран канонической ответственности Русской Православной Церкви ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий. В частности, в России эта память совершается 30 октября (установлена в 1991 году); на Украине — в третье воскресенье мая (установлена в 2007 году); в Казахстане — 31 мая (установлена в 1997 году).
Рассмотрев нынешнее предложение митрополита Коломенского Павла, Св. Синод Русской Православной Церкви постановили:
1. Подчеркнуть, что Русская Православная Церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории» (документ Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»).
2. В дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову благословить на территории России 30 октября совершение заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.
3. Предложить Синодам Самоуправляемых Церквей, Экзархатов, Митрополичьих округов, а в епархиях, расположенных за пределами России вне перечисленных частей Русской Православной Церкви, — епархиальным архиереям вместе с епархиальными собраниями, определить, исходя из местных потребностей и условий, день совершения особенных заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.
4. Определить в упомянутый день следующий порядок совершения богослужений:
а) в Патриаршем кафедральном соборном храме Христа Спасителя — Божественная литургия и панихида архиерейским чином;
б) во всех епархиях, по возможности на местах страдания безвинно убиенных — заупокойные богослужения архиерейским чином;
в) в храме на Бутовском полигоне, являющемся одним из центров хранения памяти как Новомучеников и исповедников Церкви Русской, так и всех, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, — Божественная литургия и панихида (с сохранением сложившейся традиции внебогослужебной практики чтения на полигоне имен здесь убиенных);
г) в духовных академиях и семинариях при участии учащихся — заупокойные богослужения;
д) в приходских храмах и в монастырях — заупокойные богослужения.
5. Координацию деятельности по сохранению церковной памяти о всех, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, возложить на Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Русская линия
Протоиерей Николай Данилевич: В некоторых Поместных Церквах, которые сейчас признали ПЦУ, после смены их Предстоятелей возможен пересмотр решений в пользу УПЦ
Зампред ОВЦС УПЦ указал, что всё большее число архиереев сегодня в мире осознают, что признание раскольников Фанаром было ошибкой
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич в программе «Право на веру» на Youtube-канале «Перший Козацький» заявил, что сегодня уже можно смело сказать, что, несмотря на серьёзное давление, Украинская Православная Церковь выстояла, и все попытки её сломить и «объединить» с раскольниками, оказались тщетны, а потому сейчас в православном мире наступает время осознания ошибочности действий Фанара на Украине, сообщает СПЖ.
«В православном мире происходит осмысление этих событий, и даже те архиереи Поместных Церквей, которые рьяно выступали за признание ПЦУ, остыли. Наступает время спокойной, трезвой оценки и решений. События, которые мы наблюдали в 2018−19 годах, были не церковные, а политические, это был шум. Сейчас эта тема утратила, слава Богу, актуальность у нас в обществе. В ПЦУ тоже поняли, что никаких „переходов“ больше не будет, я вам даю инсайдерскую информацию. Там тоже есть определённое разочарование и чувство того, что ожидания не исполнились, и перспективы, обозначенные перед ними, так и не осуществились», — отметил протоиерей Николай Данилевич.
По словам спикера УПЦ, в некоторых Поместных Церквах, которые признали ПЦУ, после смены их Предстоятелей возможен пересмотр решений в пользу УПЦ.
«Вся эта история показывает, что наскоком можно делать всё что угодно, но потом эти вещи надо разбирать. Шаги надо делать правильно, с согласия всех, не с помощью конфликта, потому что это не приносит положительного результата для Церкви», — добавил священник.
Русская линия
Сербский Патриарх Порфирий вновь посетил Черногорию
Предстоятель Сербской Православной Церкви принял участие в торжественной интронизации новоизбранного епископа Будимлянско-Никшичского Мефодия
25 сентября 2021 года Сербский Патриарх Порфирий, несмотря на провокации черногорских националистов, которые устроили акции протеста в прошлый приезд Предстоятеля в Черногорию, вновь прибыл на черногорскую землю, где его тепло встретили верующие и духовенство страны, сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви.
26 сентября Предстоятель Сербской Церкви возглавил Божественную литургию и чин интронизации новоизбранного епископа Будимлянско-Никшичского Мефодия, которые прошли в монастыре святого великомученика Георгия в Беране.
Помимо Патриарха Порфирия в торжествах приняли участие митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий и многочисленные архиереи и священники Сербской Православной Церкви. Интронизация нового правящего архипастыря также собрала в обители тысячи верующих Черногорской митрополии.
На официальном сайте Приморско-Черногорской митрополии шла прямая трансляция богослужения, а затем была выложена видеозапись всех торжеств.
Обращаясь к своей пастве, Патриарх Сербский Порфирий указал, что не мог вновь не посетить Черногорию.
«Мы не имели права не выполнить свой церковный долг. Даже через много веков мы не будем теми, кто сдастся, отвернется от собственного дома, согласится не возводить на митрополичий престол архипастырей там, где они всегда восседали и где всегда будет архипастырский престол Черногорско-Приморского канонического Православия, и в частности, Сербской Православной Церкви», — отметил Его Святейшество.
На сей раз никаких провокаций со стороны черногорских националистов в ответ на визит Патриарха Порфирия не последовало — гонитель Сербской Церкви, нынешний президент Черногории Мило Джуканович, судя по всему, до сих пор не может оправиться после того, как его активные попытки сорвать прошлый визит Предстоятеля Сербской Церкви в Черногорию не принесли никаких результатов и полностью провалилась.
Русская линия
Не нам, не нам, а Имени Твоему
Украинский боксёр Александр Усик открыто исповедал Христа после того, как завоевал все четыре пояса в супертяжёлом весе
Украинский профессиональный боксер Александр Усик, известный своим открытым исповеданием православной веры и защитой Украинской Православной Церкви, в тяжёлом бою в Лондоне одержал победу над Энтони Джошуа, благодаря чему стал новым чемпионом мира в супертяжелом весе. При этом сразу после боя он заявил, что своим поединком хотел прославить Христа, сообщает СПЖ.
«Единственное, что я хотел сделать — это прославить своего Господа Иисуса Христа, сказать, что за всё слава Богу, и победа эта от Него», — сказал Александр.
Примечательно, что все публикации в соцсетях о своей победе Усик сопроводил только одной фразой: «Слава Богу!!!»
Также Александр Усик прокомментировал кампанию, которую развернули в украинских соцсетях накануне его боя: «Знаю, что многие не хотели этой победы. Но мне это безразлично. У Бога другие планы».
Усик также поблагодарил всех за поддержку и назвал свою победу «победой каждого украинца».
Молитвенная поддержка перед поединком в Лондоне очень ощущалась, рассказал боксёр на пресс-конференции по итогам победного боя. Он отметил, что во время подготовки к бою с Энтони Джошуа «выключился из всех интернет-дел» и стал читать сообщения и поздравления уже после победы и окончания всех официальных процедур.
«Очень благодарен каждому украинцу, который меня поддерживал. Люди писали: Александр, мы за тебя молимся, мы хотим, чтобы ты победил. Так вот, эта поддержка очень сильно ощущалась», — сказал Александр Усик.
Он подчеркнул, что это «очень важная победа для нашей страны, это общая победа, победа каждого украинца».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем писателя И.А.Гончарова
Сегодня день памяти русского писателя, члена-корреспондента Петербургской Академии наук Ивана Александровича Гончарова.
Он родился 6 июня 1812 г. в Симбирске в купеческой семье. Первоначальное образование получил в частном пансионе, затем учился в Московском коммерческом училище и на словесном отделении Московского университета. По окончании университета (1834) навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая всё свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А.Н.Майкову и его брату В.Н.Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства.
Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах. В 1842 он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя. В 1845 г. был написан роман «Обыкновенная история», вызвавший восторженную оценку критиков — напечатанный в «Современнике» в 1847 г., роман принёс писателю настоящее признание. В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада», впечатления от которого к 1858 г. вышли отдельным изданием под названием «Фрегат «Паллада».
По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу Наследнику Престола превратили писателя в «предмет негодования либералов». Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы (например «Записок охотника» И.С.Тургенева), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции.
Но, пожалуй, самым известным произведением писателя стал роман «Обломов», над которым Гончаров работал в течение 10 лет. Вышедший в 1859 г., роман этот сразу же завоевал огромный успех: «Обломов и обломовщина. облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи», — писал А.В.Дружинин.
Последним творением Гончарова стал роман «Обрыв» (1868), в центре которого оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. После «Обрыва» имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется «критический этюд» «Мильон терзаний» (1872), посвященный постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Скончался Гончаров 15 сентября 1891 г. в Петербурге.
Русская линия