Русская линия
<< Полная сводка новостей от 20 сентября 2021 >>

Митрополит Волоколамский Иларион признал «екатеринбургские останки» мощами Царской семьи
Глава ОВЦС уверен, что планирующийся в ноябре 2021 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви последует его примеру

Екатеринбургские останкиПредседатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в эфире телеканала «Россия 24» фактически признал «екатеринбургские останки» мощами Царской семьи, заявив, что «те экспертизы, которые были проведены, убедительно показывают, что найденные под Екатеринбургом останки являются действительно останками Царской семьи», сообщает РИА Новости.

При этом, по словам владыки Илариона, Церковь признает их мощами, когда «все архиереи ознакомятся с результатом этих экспертиз». «Я думаю, как только это знакомство произойдёт — вероятно, на Архиерейском соборе в ноябре — подлинность „екатеринбургских останков“ будет признана Церковью», — заявил митрополит Иларион.

«У архиереев должна быть полная свобода отреагировать на ту информацию, которую они получат», — подчеркнул он. По его словам, на данный момент с результатами экспертиз ознакомлены члены Священного Синода РПЦ, но окончательное решение по признанию подлинности останков остается за Архиерейским Собором, который планируется провести с 15 по 18 ноября.

Стоит обратить внимание, что помимо научных экспертиз в отношении останков святых, Церковь, в отличие от митрополита Илариона, традиционно руководствуется и таким критерием как почитание или непочитание тех или иных останков среди верующих и духовенства, а все эти годы мы не наблюдали никакого почитания «екатеринбургских останков». Верующие не чувствуют благодати от этих «мощей», свободно лежащих в Петропавловской крепости Петербурга, и не стекаются туда для молитвы Царской семье. В то же время место расстрела и предположительного уничтожения останков Царственных мучеников в Екатеринбурге всегда изобилует благодатью, о чём свидетельствуют многочисленные паломники, тысячами стекающихся в столицу Урала со всей России.

Однако это нисколько не смущает владыку Илариона, который не хочет даже обращать внимание на подобного рода вещи и свидетельства. В заявлениях главы ОВЦС более превалирует подход обычного чиновника, чем архипастыря Церкви. Впрочем, среди архиереев Русской Православной Церкви достаточно тех, кто уделяет подобного рода вопросам гораздо более серьёзное внимание, чем председатель ОВЦС, а потому есть надежда, что на Архиерейском Соборе состоится, действительно, обстоятельное обсуждение «екатеринбургского вопроса», и архипастыри вынесут по этому поводу взвешенное, а не скоропалительное решение в духе владыки Илариона.

Что же касается верующих, то они ждут от своих архипастырей не формального подтверждения выводов тех или иных светских экспертов по проведённым ими исследованиям, а отеческого разъяснения по всем сомнительным пунктам убийства Царской семьи, а также духовного объяснения того, почему Господь лишил «екатеринбургские останки» Своей благодати. Только такой духовный подход может избавить Церковь от очередных потрясений, вызванных темой «екатеринбургских останков». А то, что Русская Церковь не так едина, как кажется, в последнее время свидетельств было более чем достаточно.

Русская линия


Архиепископ Севастийский Феодосий: На Святой Земле продолжают считать УПЦ единственной канонической Церковью Украины
Архиерей Иерусалимского Патриархата вновь подтвердил, что Иерусалимская Церковь не собирается признавать украинских раскольников

Архиепископ Севастийский Феодосий (Аталла)16 сентября 2021 года на конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» в онлайн-режиме выступил иерарх Иерусалимского Патриархата архиепископ Севастийский Феодосий, который выразил поддержку Украинской и Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.

По словам владыки, на Святой Земле неустанно молятся об уврачевании украинского раскола. При этом владыка Феодосий заявил, что Иерусалимский Патриархат как и прежде продолжает признавать единственную каноническую церковь на Украине — Украинскую Православную Церковь и её главу Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

В своём выступлении архиепископ Феодосий вспоминал о совместном богослужении с Его Блаженством у Гроба Господня в Иерусалиме: по его свидетельству, Митрополит Онуфрий «воздел руки и молился со слезами на глазах, чтобы этот кризис прекратился, и Господь принес мир в Церковь Украины». «Нас объединяет любовь, молитва и надежда на общее будущее мирового Православия», — сказал архиепископ Феодосий.

Русская линия


На политическом фронте опять без перемен
По официальным данным, «Единая Россия» вновь заняла большинство мест в Госдуме. Ни пенсионная реформа, ни другие непопулярные меры не смогли снизить рейтинг единороссов

ВыборыВ России продолжают подводить итоги прошедших с 17 по 19 сентября выборы в Государственную Думу, и надо сказать, никаких серьёзных перемен в парламент страны они не принесли. После обработки ста процентов протоколов партия «Единая Россия» одержала победу по партийным спискам на выборах в Государственную думу с результатом 49,82 процента голосов, сообщает РИА Новости.

Второе место заняла Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), набрав 18,93 процента голосов. Тройку лидеров замкнула Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) с результатом 7,55 процента голосов. Также в пятерке лидеров оказалась партия «Справедливая Россия — за правду», за которую отдали 7,46 процента голосов, и «Новые люди» — 5,32 процента голосов.

Таким образом, по федеральному округу в Госдуму проходят пять партий, преодолевая пятипроцентный электоральный барьер.

В нижнюю палату парламента по одномандатным округам проходят представители семи политических движений. Кандидаты от «Единой России» одержали победу в 198 одномандатных округах. У КПРФ девять кандидатов-лидеров, у «Справедливой России — За правду» — восемь кандидатов, у ЛДПР — два кандидата.

Помимо этого, по одному кандидату-лидеру имеют политические движения «Родина», «Гражданская платформа» и Партия Роста. Речь идет об Алексее Журавлёве, Рифате Шайхутдинове и Оксане Дмитриевой соответственно.

В нижнюю палату парламента также проходят пять самовыдвиженцев по одномандатным округам, свидетельствуют данные Центральной избирательной комиссии. Из них трое в Москве (Анатолий Вассерман, Олег Леонов, Дмитрий Певцов), а также по одному в Республике Адыгея (Владислав Резник) и Республике Крым (Леонид Бабашов).

В настоящее время разного рода эксперты ведут бурные дискуссии о том, каким образом российским властям удалось удержать большинство в парламенте страны, несмотря на пенсионную реформу и другие крайне непопулярные меры, принятые в последнее время властями. При этом многие указывают на изменившийся формат голосования, когда любой желающий мог отдать свой голос за ту или иную партию удалённо по Интернету и при этом несколько раз менять своё мнение.

Многие не доверяют новой системе и, возможно, вполне справедливо. Сомневаться в том, что власти в России используют административный ресурс, не приходится, однако факт остаётся фактом — единороссы вновь будут в большинстве в Госдуме, и спорить по этому поводу теперь бессмысленно. Гораздо важнее то, кто мог бы прийти им на смену. В современных условиях это коммунисты, которые и так в последнее время чересчур сильно подняли голову. В свете такой перспективы единороссы кажутся для православных куда меньшим злом, чем наследники большевиков.

Конечно, «Единая Россия» продолжит заявлять о демографической катастрофе в России и параллельно финансировать аборты за счёт государства, тепло приветствовать Святейшего Патриарха Кирилла в стенах Госдумы и никак не обращать внимания на его призывы запретить суррогатное материнство и т. д. Однако, сохранится и целый ряд других положительных вещей для верующих. Храмы продолжат строиться, как и строились, и никаких антицерковных гонений в России не будет, а ведь в демократической Украине они вполне реальны.

Лишь одно не может не вызывает тревогу — в обществе всё больше чувствуется застой и растёт запрос на перемены, а их-то как раз и не происходит. Парламент — это то место, где должно происходить обсуждение наиболее острых проблем страны и «выпускаться политический пар», а итоги выборов говорят о том, что Госдума продолжит следовать в фарватере политики правительства и президента, не допуская никакого «чрезмерного свободомыслия». Всё это чревато тем, что рано или поздно сложившаяся система может рухнуть, и ни о какой плавной передаче власти новым людям тогда речи идти уже не будет. А очень не хотелось бы, чтобы после двух десятилетий стабильности страна вновь окунулась в лихие 90-е.

Русская линия


Митрополит Бориспольский Антоний: За последние годы раскольники силой захватили 144 храма УПЦ
В Киево-Печерской Лавре состоялось очередное собрание представителей епархиальных Юридических отделов УПЦ

Митрополит Бориспольский Антоний20 сентября 2021 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялось VI собрание представителей епархиальных юридических отделов Украинской Православной Церкви, в ходе которого управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний озвучил цифру захваченных раскольниками храмов канонической Церкви, сообщает сайт Юридического отдела УПЦ.

В своей речи митрополит Антоний подчеркнул, что несмотря на декларирование некоторыми политиками на Украине партнёрской модели государственно-церковных отношений, в обществе продолжает формироваться ситуация с дискриминацией по признаку религии.

В частности, владыка напомнил о несправедливости двух действующих законов Украины, о которых Украинская Православная Церковь говорит три последних года, называя их антицерковными и неконституционными:

«С одной стороны, это Закон Украины № 2662-VIII (о переименовании), который заблокировал деятельность религиозных организаций УПЦ, лишив возможности актуализации данных в государственных реестрах Украины (земельном кадастре, реестре прав и реестре юридических лиц). С другой стороны, закон Украины № 2673-VIII (об изменении подчинённости), которым предусмотрена возможность вмешательства в деятельность прихода и введение бесконтрольной системы регистрации религиозных организаций».

«Следствием принятия упомянутых законов Украины является вопиющая статистика незаконной перерегистрации религиозных общин (около 500 случаев, цифра приблизительная, ведь происходит тайно), рейдерских захватов храмов (144 случая), избиения священнослужителей и мирян, поджоги (26 случаях), акты вандализма (22 случая), ограбление (42 случаев), запугивание и шантаж, которые имеют место в жизни верующих Украинской Православной Церкви», — сообщил управляющий делами УПЦ.

По его информации, в последние годы, именно эти случаи определяют направление работы правозащитников Украинской Православной Церкви.

Кроме того, иерарх подчеркнул, что Большая палата Верховного суда в апреле этого года определила в судах какой юрисдикции можно защищать свои права от незаконной перерегистрации и рейдерского захвата — дела такой категории должны рассматриваться в порядке хозяйственного судопроизводства.

Русская линия


Грузинская Православная Церковь продолжает подвергаться массированным информационным атакам
Ряд грузинских СМИ распространили тайные записи переговоров грузинских архиереев, которые обсуждают различные вопросы

Грузинская ПатриархияВ Грузинской Патриархии вынуждены были выступить с официальными опровержениями ложной информации СМИ, распространивших якобы записи тайной прослушки нынешнего митрополита Чкондидского Стефана (Калайджишвили), назвав публикацию очередной спланированной кампанией против Церкви, сообщает СПЖ со ссылкой на Грузинскую Патриархию.

«14 сентября с.г., в день церковного новолетия, сторонники митрополита Петра Цаавы нанесли физическое и словесное оскорбление Чкондидскому митрополиту Степану (Калаиджишвили). Духовные лица, ввиду определённых преступлений, несколько месяцев назад были подвержены церковным прещениям, они препятствовали архиерею, чтобы он не вошёл в училище под мотивом того, будто, согласно распространенным в последнее время файлам, у него есть нарушения нравственного порядка, что является необоснованным и лживым обвинением», — сообщается на сайте Грузинской Патриархии.

Как сказано в сообщении, «большая часть опубликованного, очевидно, построена на лжи, в остальной части — смешаны ложь и правда (предположительно, сознательно), а некоторые — содержат правду. Именно эта правда и является тем способом, с помощью которого кое-кто старается правду-ложь и полную ложь представить обществу как правду. Во всяком случае, хотя бы дать людям повод для сомнений».

В Грузинской Патриархии призвали установить аутентичность распространяемых записей, учитывая «противостояние, которое годами осуществляют определенные силы против Церкви».

«Знаменательно и то, что именно телеканалы, имеющие отрицательное отношение к Церкви, производят тиражирование тайных, несанкционированных прослушиваний, что способствует возникновению необоснованных подозрений и внедрению недоверия среди населения, они причиняют людям огромную боль и наносят им оскорбления», — добавили в Патриархии.

В Грузинской Патриархии заявили, что распространение ложной информации противоречит нормам этики и права и призвали своевременно расследовать произошедшее преступление, так как это является вопросом национальной безопасности и достоинства государства.

«По Уголовному кодексу Грузии, наказуемым является обнародование информации, отображающей личную жизнь и тайну личной жизни, а также незаконное хранение персональной информации, её применение, распространение; также наказуемо обнародование личной коммуникации, личной переписки, телефонных бесед (статьи 157, 1571, 158,159). Несмотря на то, что всё вышеуказанное должно быть хорошо знакомо руководителям медиа-средств, они все-таки продолжают распространение информации неизвестного происхождения. Очевидно, это — попытка включения Церкви в предвыборный процесс, провоцирование беспорядков и создания серьезных для страны проблем», — отметили в ГПЦ.

Напомним, ситуация в Чкондидской епархии ГПЦ на протяжении двух лет остается напряженной. После запрета в служении предыдущего митрополита Чкондидского Петра (Цаавы) в октябре 2019 года в епархии осталось много его сторонников, которые открыто выступают против новоназначенного архиерея митрополита Стефана (Калайджишвили).

При этом бросается в глаза, что ситуация в Чкондидской епархии используется антицерковными силами для максимального ослабления Грузинской Патриархии и авторитета Церкви в обществе. Причём тайная прослушка грузинских архиееев свидетельствует о том, что в антицерковной кампании в Грузии принимают участие сотрудники неизвестных спецслужб, которые имеют все средства для этого.

Русская линия


Епископ Бачский Ириней: Константинопольская Патриархия — наша Матерь-Церковь сегодня, к сожалению, забыла, что означает настоящая материнская забота и любовь
Представитель Сербской Православной Церкви принял участие в конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения»

Епископ Бачский Ириней16 сентября 2021 года на конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» в онлайн-режиме выступили иерархи Поместных Православных Церквей, и в том числе, представитель Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней, доклад которого был посвящен теме «Церковная автокефалия вчера и сегодня», сообщает Патриархия.Ru.

Говоря о предоставлении Константинопольским Патриархом автокефалии украинским раскольникам, епископ Ириней подчеркнул:

«Автокефалия должна быть подтверждением и укреплением соборности и единства Церкви, а на деле она стала стеной соблазна и камнем преткновения. Она не только не служит укреплению православной веры и росту тела Вселенской Православной Церкви, но прежде всего не служит пастырскому сотериологическому старанию о спасении душ всех верующих, а, наоборот, к сожалению, сегодня употребляется как орудие и средство для разрушения единства Церкви с тенденцией редефиниции православной экклезиологии».

«Канонический беспорядок, каноническая анархия, вмешательство и вторжение на каноническую территорию других Поместных Православных Церквей уже получает своё жалкое квазибогословское объяснение и оправдание, — обратил внимание владыка Ириней. — Пастырский аспект и сотериологическая перспектива деятельности Церкви в мире становятся неважными или даже игнорируются. Всё это происходит на наших глазах, показано в наши дни на печальном примере поведения Константинопольского Патриархата — нашей Матери-Церкви, к сожалению, забывшей, что означает настоящая материнская забота и любовь».

«Ситуация очень трагическая, опасная, но я уверен, что как в день Пятидесятницы, так и через всю историю Церкви Дух Святой руководит в Церкви. Спаситель нас убеждает, что врата ада не одолеют её, не смогут победить, и я уверен, что найдётся какое-то решение. Потому что если этот раскол продлится слишком долго, то, к сожалению, будет неизбежен новый раскол наподобие того, что был в XI столетии, и вина будет на тех, кто вызвал такой раскол. Дай Бог, чтобы такого не было и как-то со временем ситуация уврачевалась», — выразил надежду сербский архиерей.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобных схимников-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби, преподобного Макария Оптинского, архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского) и публициста М.О.Меньшикова

Пересвет и Ослябя (худ. В.Васнецов) Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете говорится в самом древнем литературном памятнике — «Задонщине» — вполне определенно, что он был «бряньский боярин». Об Ослябе известно из «Сказания о Мамаевом побоище», что он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Об их мирской жизни мы знаем немного, но согласно преданию, оба они в прошлом были умелыми воинами. Избрав иноческий путь, Александр и Андрей оказались в Троице-Сергиевом монастыре, обучаясь монашеству у преподобного Сергия Радонежского.

Благоверный Великий Князь Димитрий, позже прозванный Донским, перед Куликовской битвой направился за благословением к преподобному Сергию, который, осенив князя крестом, сказал ему: «Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником», тайно предсказав ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству. Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь». И сказал ему в ответ Великий Князь: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься». Преподобный Сергий отдал иноков князю Димитрию, возложив на них перед битвой схиму.

Александру Пересвету довелось начать Куликовскую битву. Русский богатырь-инок выехал на поединок с сильнейшим татарским богатырем Темир-мурзою. Оба воина сразили друг друга, однако смертельно раненому Пересвету удалось добраться верхом до своих. Пал в грозной сече и Андрей Ослябя.

Тропарь (глас 1): «Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии. Вы бо змия агарянскаго победисте, но и нас своим заступлением не остависте. Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете. Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.

Преподобный Макарий Оптинский Преподобный Макарий (в миру — Михаил Николаевич Иванов), старец Оптиной пустыни, родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян. После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье.

Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника.

В 1834 году преподобный Макарий перешел в Оптину пустынь, где его духовным наставником стал преподобный Лев. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А.К.Толстой и И.С.Хомяков, Н.В.Гоголь и А.Н.Муравьев.

Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Господь даровал преподобному Макарию дар смирения и духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевание, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом с властью, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы.

За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их. 7 сентября 1860 года, через час после принятия Христовых Таин, преподобный Макарий мирно отошел ко Господу.

Архиепископ Анатолий (Каменский) Сегодня день памяти видного деятеля монархического движения, депутата Государственной Думы архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского), скончавшегося в 1925 г.

Он родился 3 октября 1863 г. в Самарской губернии. Окончил Самарскую духовную семинарию, служил священником, затем закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, по окончании которой в 1895 г. принял постриг. В 1898—1903 гг. служил в Америке в сане архимандрита сначала на Аляске, затем в должности заведующего Миннеапольской миссионерской школой. Свои наблюдения за жизнью обитателей Америки отразил в двух книгах «Индиане Аляски» и «Американские очерки». В 1903 г. вернулся в Россию и был назначен ректором Одесской духовной семинарии. В годы революции стал активным участником патриотического движения. Он входил в руководство всех монархических организаций Одессы, авторитетом своего сана укрепляя русских людей в праведности избранного ими пути борьбы за русские устои. Был товарищем председателя Одесского отдела Союза Русского Народа, членом Совета Одесского отдела Русского Собрания и членом Совета Одесского Союза Русских Людей.

В 1906 г. хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. В Елисатветграде поддерживал тесные связи с монархистами. Благодаря своим патриотическим убеждениям избран депутатом IV Государственной Думы, где вошел во фракцию правых. В Петербурге владыка занял видное место в монархическом движении, был избран товарищем председателя Главного совета Союза Русского Народа, был товарищем председателя 6-го Всероссийского монархического съезда в 1913 г. Получив в 1914 г. назначение на самостоятельную Томскую кафедру, владыка вышел из состава Главного Совета СРН.

Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви, по окончании которого возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую кафедру. В 1919 г. был одним из главных организаторов Дружин Святого Креста в белой армии адмирала А.В.Колчака, по словам инициатора движения профессора Д.В.Болдырева, возглавлял всю религиозную часть добровольческого движения крестоносцев. После разгрома колчаковской армии остался в России, по прибытии в Иркутск был арестован ЧК и приговорен к расстрелу, который по каким-то причинам не был приведен в исполнение. Около двух лет томился в одиночной камере иркутской тюрьмы, затем был выслан в Москву. Последние месяцы жизни жил в Омске при архиепископе Викторе (Богоявленском), с которым нередко служил. «Сподобился блаженной кончины в алтаре Братской церкви во время всенощного бдения под воскресение. Почувствовав сердечную слабость, он со всеми простился и, сидя в кресле, при пении „Слава в вышних Богу“ тихо скончался», — сообщает митрополит Мануил (Лемешевский).

Михаил Осипович Меньшиков Сегодня также день памяти выдающего русского мыслителя и публициста, одного из основателей партии русских националистов — Всероссийского Национального Союза Михаила Осиповича Меньшикова, расстрелянного в 1918 г.

Он родился 23 сентября 1859 г. в семье священника. По окончании Опочецкого уездного училища поступил в Кронштадтское морское техническое училище. Будучи морским офицером, участвовал в нескольких дальних морских походах, выпустил в 1884 г. первую книгу очерков «По портам Европы». Параллельно со службой в 1880-х гг. начал сотрудничать в «Неделе», где вскоре стал одним из ведущих сотрудников. В 1892 г. подал в отставку, посвятив себя публицистике. После прекращения издания «Недели» А.С.Суворин пригласил Меньшикова к сотрудничеству в газете «Новое время». Здесь его талант раскрылся с большей цельностью и остротой, особенно в его «Письмах к ближним», печатавшихся вплоть до закрытия газеты в 1917 г.

Самыми интересными были его публикации по национальным проблемам, в том числе по еврейскому вопросу. Меньшиков был русским националистом, но его национализм — это не национализм захвата или насилия, а, как он выражался, национализм честного разграничения одних наций от других. Он не призывал никого уничтожать, как ему приписывали недоброжелатели, он лишь собирался оборонять свою нацию. «Мы, — писал Меньшиков, — не восстаем против приезда к нам и даже против сожительства некоторого процента иноплеменников, давая им охотно среди себя почти все права гражданства. Мы восстаем лишь против массового их нашествия, против заполонения ими важнейших наших государственных и культурных позиций». Меньшиков стал одним из организаторов Всероссийского Национального Союза. В него вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: национально настроенные профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, объединенные общей идеей главенства народности в трехчленной русской формуле. Для националистов и Православие, и Самодержавие вытекали из понятия Народности и национальных особенностей, что было серьезной ошибкой. Однако Меньшиков, не во всем принимавший позицию монархистов, честно признавал их заслуги перед Отечеством. Он писал: «Мы не принадлежим к Союзу Русского Народа, но было бы или актом невежества, или черной неблагодарностью забыть, что наши национальные начала были провозглашены еще задолго до возникновения партии националистов — именно такими „черносотенными“ организациями Петербурга».

После октябрьского переворота Меньшиков был арестован. 19 сентября 1918 г. он писал жене из заключения: «Члены и председатель Чрезвычайной следственной комиссии евреи и не скрывают, что арест мой и суд — месть за старые мои обличительные статьи против евреев». За день до расстрела он написал своей семье: «Запомните — умираю жертвой еврейской мести не за какие-либо преступления, а лишь за обличение еврейского народа, за что они истребляли и своих пророков. Жаль, что не удалось еще пожить и полюбоваться на вас». Он был расстрелян чекистами на берегу Валдайского озера. Многие мысли Меньшикова актуальны особенно сегодня. Например, эта: «Не раз великая Империя наша приближалась к краю гибели, но спасало ее не богатство, которого не было, не вооружение, которым мы всегда хромали, а железное мужество ее сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия».

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 20 сентября 2021 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика