Блаженнейший Митрополит Онуфрий: «Кто не ломается от пыток и репрессий, а сохраняет верность Богу — становится святым»
Предстоятель УПЦ возглавил прославление местночтимых святых в Александрийской епархии
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий во время проповеди в Покровском кафедральном соборе в Александрии, где состоялось прославление местночтимых святых УПЦ, призвал верующих следовать их примеру и не искушаться нынешними гонениями на каноническую Церковь на Украине, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
По слову Предстоятеля, каждый человек, входя в этот мир, получает дар Святого Духа, благодатью которого и живёт.
«Святой Дух утешает человека, который любит Бога, который боится Бога, который верит Богу, который старается жить благочестивой жизнью, что основано не на человеческих законах, а на Божественных заповедях», — отметил Архипастырь.
Каждый народ, как отметил Блаженнейший владыка, получает от Духа Святого «плоды благодатного сияния». Такими плодами частности являются святые угодники Божии.
«И сегодня мы имеем великих молитвенников — священномучеников пресвитеров, Василия Слотвинского, Феодора Статкевича, Александра Балануци, Иакова Ильичевского», — продолжил владыка, имея в виду прославление местночтимых святых Александрийской епархии.
Его Блаженство пояснил, кто именно становится святым угодником Божиим.
«Велика награда тому человеку, который душу свою положит за верность Богу, который не ломается ни под пытками, ни через репрессии, ни от унижения и обид, а сохраняет верность Христу и себя покоряет Богу, вверяя себя в руки Божии. Такие люди становятся святыми», — заявил владыка.
Как отметил Блаженнейший Митрополит Онуфрий, мы, простые люди, всегда боремся за земные сокровища и богатства, зато святые люди хорошо знают, что все люди являются детьми Божьими, и что по-настоящему богат и счастлив лишь тот, кто живёт с Богом.
«Если человек даже завладеет всем миром, то будет глубоко несчастен. Счастье не в количестве богатства, а в величине любви и веры в Бога», — продолжил он.
Русская линия
На Фанаре готовятся к вторжению в пределы Сербской Православной Церкви
Константинопольский Патриарх Варфоломей провёл закрытые переговоры с президентом Северной Македонии
19 июня 2021 года Патриарх Варфоломей принял у себя на Фанаре президента Республики Северная Македония Стево Пендаровски, который прибыл в Стамбул с целой делегацией, сообщает Оrthodoxtimes.com.
Президента, которого сопровождали высокопоставленные чиновники его Администрации и генеральный консул Северной Македонии в Константинополе Актан Аго, приветствовали великий протосинкелл Феодор и обер-секретарь Святейшего Синода архимандрит Григорий вместе с духовенством Патриаршего двора.
Затем Пендаровский и члены его делегации посетили Патриарший собор, и были приняты Патриархом Варфоломеем, который выразил своё восхищение визитом президента во Вселенский Патриархат.
Пендаровски рассказал, что был на Фанаре в начале 2000-х годов, сопровождая тогдашнего президента своей страны в качестве члена его штаба.
На встрече, проходившей в сердечной атмосфере, присутствовали митрополит Халкидонский Эммануил, великий протосинкелл Феодор, обер-секретарь Священного Синода архимандрит Григорий и великий синкелл Иаков, а также сподвижники президента.
Затем последовала закрытая встреча Патриарха и президента, которые обменялись мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Вселенский Патриарх поблагодарил президента Стиво Пендаровски за его визит и за интересную беседу, которую они провели.
Русская линия
22 июня, ровно в четыре часа
В Москве и Киеве молитвенно почтили 80-ю годовщину начала Великой Отечественной войны
22 июня 2021 года, в День памяти и скорби — 80-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок от Русской Православной Церкви к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля, сообщает Патриархия.Ru.
После возложения венка, минуты молчания и исполнения военным оркестром Гимна России Святейший Патриарх, иерархи, духовенство и монашествующие Русской Православной Церкви возгласили «Вечную память» «вождем и воином, за веру и Отечество наше жизнь свою положившим».
Затем состоялся марш роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка.
Святейший Владыка обратился к собравшимся со словом:
«Сегодня скорбный день — 80-я годовщина коварного нападения на нашу страну очень сильного противника, у которого не было ни малейшего сомнения в том, что он захватит Россию, переформатирует нашу жизнь, будет использовать наши ресурсы. У врагов не было никаких сомнений, настолько они силой своей — военной, организационной, финансовой — превышали тогдашнюю нашу силу. Но буквально в первые же часы войны те из них, кто вступил на нашу землю, встретили ожесточённое сопротивление, которое просто поразило их, как и в дальнейшем поражало их мужество наших солдат. И мы знаем, что война, такая страшная, суровая, принесшая столько бед нашему народу, в конце концов, завершилась Великой Победой, и не где-то на рубежах нашего Отечества, но в самом логове врага.
Это историческая Победа всего нашего народа. И хотя в то время Церковь наша, верующие люди не имели той свободы, которую имеют сейчас, но, тем не менее, все объединились в борьбе с врагом — и верующие, и неверующие. Церковь благословляла подвиг наших солдат, офицеров и генералов, и действительно, какое-то удивительное единение народа произошло под тяжестью той страшной опасности, которая нависла над Россией и её народом.
Мы вспоминаем этот день, потому что именно с него начались освобождение и Великая Победа нашего народа. Всех вас, братья, сестры и отцы, благодарю за участие, и пусть Господь помогает нам как духовному воинству работать над тем, чтобы никогда из сердец наших людей не исчезали любовь к Отечеству, готовность в случае необходимости защищать священные ее рубежи.
Благословение Божие да пребывает над всем народом нашим. Храни вас Господь".
Тем временем, в 80-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, у стелы на могиле Неизвестного солдата в Парке Вечной Славы в Киеве также была отслужена заупокойная лития по погибшим в годы войны. Богослужение возглавил управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на пресс-службу Кдаис.
Владыке сослужили духовенство Киева, преподаватели и студенты Киевских духовных школ в священном сане.
После завершения литии владыка Антоний вместе с духовенством и студентами возложили цветы к могиле Неизвестного солдата.
В интервью «Першому Козацькому» владыка отметил, что «нет ни одной семьи, которая бы не испытывала боль из-за последствий той войны». «Я не знаю, что такое дедушка: мой отец маленьким, в 5 лет, видел своего отца, который ушел на войну. И тот не вернулся. Это боль, которая проходит через наше поколение», — подчеркнул митрополит Антоний.
По словам владыки, «наша обязанность — молиться об упокоении душ тех, кто отдал свою жизнь на фронте и тылу, чтобы защитить свое Отечество». «Мы сегодня молились и за здоровье тех фронтовиков — ветеранов, которых так немного осталось. И мы молимся, чтобы Господь дал им здоровья, чтобы их пример был у нас перед глазами. А молитва — это любовь», — сказал архиерей.
Он также подчеркнул, что представители УПЦ молились за мир на Украине, а «Украинская Православная Церковь всегда молится за наш народ, за Родину». Митрополит Антоний отметил, что духовенство УПЦ молится и о том, «чтобы никогда не было больше тех идеологий фашизма и нацизма».
«Потому что гибнут не только жертвы такой идеологии, но, как показывает опыт истории, и сами носители идей нацизма», и если мы «не будем помнить те страницы истории — не будем иметь и будущего», — подытожил управляющий делами УПЦ.
Русская линия
Владимир Легойда: Духовное единство Украинской и Русской Церквей — сегодня главное, что связывает народы России и Украины
Глава Синодального отдела назвал причину, по которой политические силы стремятся уничтожить каноническую Церковь на Украине
Выступая в программе «Светлый вечер» в эфире радио «Вера» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда прокомментировал молитвенное стояние, которое прошло у стен Верховной Рады и Офиса президента Украины на этой неделе и назвал истинную причину гонений на УПЦ на Украине, передает Патриархия.Ru.
«Стремление заставить Украинскую Православную Церковь изменить свое название — это попытка продолжения такой политики, проводники которой стараются представить Церковь как агента иностранного государства, что не соответствует действительности, поскольку самоопределение Русской Православной Церкви заключается в отсутствии её привязки к какому-либо конкретному государству», — сообщил В. Легойда.
Глава Синодального отдела подчеркнул, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и другие представители духовенства неоднократно отмечали: Русская Церковь — это не Церковь Российской Федерации.
Украинская Православная Церковь имеет широчайшие права самоуправления, все вопросы своей внутренней жизни решает самостоятельно, а её духовенство и прихожане — граждане Украины, добавил В. Легойда.
«Связь Украинской Православной Церкви с Русской представляет собой исключительно символическое духовное и историческое единство», — продолжил председатель Синодального отдела.
По словам В. Легойды, сегодня представляется важным подчеркнуть и сохранить это единство, а не продолжать давление на Украинскую Православную Церковь в целях ведения какой-то политической игры.
Ответственные политики не могут игнорировать столь серьёзные требования своих граждан, как те, что прозвучали несколько дней назад во время многотысячного молитвенного стояния православных верующих у стен украинского парламента и Офиса Президента Украины, заключил В. Легойда, выразив надежду, что В.А. Зеленский прислушается к мнению украинцев, вышедших на этот митинг.
Русская линия
В Кремле признали нарушение прав отказывающихся от прививки граждан
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков объяснил агрессивные ограничительные меры чиновников в отношении непривитых от коронавируса граждан сложными обстоятельствами
В Кремле прокомментировали слова уполномоченной по правам человека в РФ Татьяны Москальковой о том, что она получает большое число обращений о дискриминации граждан, отказавшихся от противокоронавирусной вакцинации, сообщает Газета.Ru.
Правозащитница выразила мнение, что стимулирование вакцинации от коронавируса через ограничение в правах является «нечестной игрой», а механизмы её реализации порождают в обществе лишь «массовый психоз».
Песков отметил, что в Кремле ознакомились с соответствующим заявлением. Пресс-секретарь выразил мнение, что это заявление является поводом для рассмотрения в оперативном штабе ситуации с инфекцией.
«Но ситуация такова, что она требует энергичных мер, и поведение вируса настолько нестандартное, что так или иначе те, кто не привит, и те, кто не имеет антител, то есть не имеет иммунитета, эти люди так или иначе попадут в менее выгодное положение», — сказал представитель Кремля.
Он подчеркнул, что это та реальность, в которой приходится жить. То есть ограничительные меры в России в отношении непривитых будут только наращиваться и принудительная вакцинация в продолжится.
Русская линия
Душеспасительные истории
Греческие СМИ напомнили о чудесной помощи Свт. Спиридона Тримифунтского 5-летнему мальчику
Греческое новостное издание «Romfea» опубликовало историю о том, как несколько десятилетий назад великий чудотворец святитель Спиридон Тримифунтский явился и помог в трудную минуту 5-летнему мальчику из деревни Катикарос на острове Тинос (в составе архипелага Киклады) в Греции, сообщает Православие.Ru.
Мальчик происходил из простой и скромной семьи. Он очень любил своего отца и всегда хотел быть рядом с ним.
Однажды осенним днем отец уехал на похороны в соседнюю деревню Трипотамос, расположенную в получасе ходьбы от их дома, сказав маленькому сыну, что он не может пойти с ним. Однако мальчик так любил быть с отцом, что тайком от матери ускользнул из дома и отправился пешком в Трипотамос.
Через какое-то время ребёнок дошёл до ручья, который не мог перейти, поскольку он сильно разлился из-за недавних дождей. Когда мальчик заплакал, он увидел, как открылась дверь стоявшей у ручья церкви, из неё вышел старик и направился к нему. На нем был шерстяной пастуший плащ и небольшая круглая шапочка.
Беглец объяснил, что шёл в Трипотамос, чтобы найти отца, который не взял его с собой.
«Твоя мама знает, что ты ушёл?» — спросил мужчина. «Нет!», — ответил ребёнок.
«Ты плохо поступил. Хорошие дети всегда говорят своим мамам, когда уходят из дому. Я помогу тебе добраться до Трипотамоса, но больше так не делай».
Он схватил ребёнка за руку, и они, словно перелетев через ручей, оказались на другом берегу. Незнакомец продолжал держать мальчика за руку, пока они не преодолели оставшееся расстояние до Трипотамоса. Когда стала видна деревенская церковь, мужчина отпустил ребёнка и сказал, что он сможет найти отца в церкви.
«Иди с Богом и не забывай: ты должен предупреждать маму, когда выходишь из дому», — повторил старик.
Пройдя небольшое расстояние, ребёнок обернулся, чтобы снова увидеть своего спасителя, но его нигде не было. В храме он нашёл отца, который расстроился, увидев, что сынишка пришёл один. После похорон они направились домой, и когда дошли до церкви у ручья, мальчик рассказал отцу о произошедшем.
Зная, что в этой местности никто не живёт, отец завел сына в храм и спросил, узнаёт ли того доброго незнакомца среди ликов на иконах. Сначала он показал икону Господа Иисуса Христа, затем — Иоанна Крестителя, но мальчик отрицательно качал головой.
Тогда отец показал ему икону святителя Спиридона, и сынишка возбужденно воскликнул: «Это он, папа!»
Отец был ошеломлён и тут же упал на колени, молясь перед иконой великого святителя. Затем они вместе зажгли лампадку перед образом святого и воскурили ладан. Вернувшись домой, мальчик рассказал матери обо всем, что случилось.
С того дня родители по праву стали считать святителя Спиридона покровителем и защитником своего ребёнка и каждую субботу ходили в церковь у ручья зажигать лампаду перед его иконой.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память св. праведного Алексия Московского и вспоминаем начало Великой Отечественной войны
Святой праведный Алексий Московский, в миру Алексий Алексеевич Мечев, родился 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора. Среди родных он выделялся мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. В гостях, в разгар игр в детских комнатах, Алексей бывало становился серьезен, быстро удалялся и прятался, замыкаясь в себе от шумного веселья. Окружающие прозвали его за это «блаженный Алешенька».
Учился Алексей Мечев в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. По окончании семинарии он 14 октября 1880 года был определен псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока на Знаменке. Здесь ему суждено было пройти тяжелое испытание.
Настоятель храма был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм. И впоследствии благодарил Господа, что он дал ему пройти такую школу, а настоятеля отца Георгия вспоминал как своего учителя.
В 1884 году Алексий Мечев женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Петровне Молчановой. В том же году, 18 ноября, был рукоположен епископом Можайским Мисаилом во диакона. В семье родились дети: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), умерший на первом году жизни, Сергей (1892) и Ольга (1896).
19 марта 1893 года диакон Алексий Мечев был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках Сретенского сорока. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была маленькой, и приход ее был очень мал. В непосредственной близости высились большие, хорошо посещаемые храмы.
Став настоятелем одноштатной церкви Святителя Николая, отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу. Скорбящие, обремененные горестями жизни, опустившиеся люди потянулись в этот храм. От них пошла молва про его доброго настоятеля.
Матушка Анна Петровна тяжело болела. У нее началась сердечная водянка с большими отеками и мучительной одышкой. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 года в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В то время очень близкая отцу Алексию купеческая семья (Алексей и Клавдия Беловы) пригласила к себе домой приехавшего в Москву праведного отца Иоанна Кронштадтского, с которым находилась в контакте по делам благотворительности. Сделано же это было для встречи с ним отца Алексия.
«Вы пришли разделить со мной мое горе?», — спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн. — «Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил отец Иоанн. — Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».
Благодать Божия, обильно почивающая на Кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца Алексия. Указанное ему он принял как возложенное на него послушание. К восприятию благодати старчества он был, несомненно, подготовлен многими годами поистине подвижнической жизни.
Искавших в маросейском храме помощи, надломленных тяжелыми обстоятельствами, взаимной неприязнью, погрязших во грехах, забывших о Боге отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В душу их вселялись радость и мир Христов, проявлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души, проявляемая по отношению к ним любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили.
Отец Алексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращаться в трудные для семьи моменты. Не в правилах его было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. Он умел говорить о моральных аспектах семейных ситуаций, не затрагивая болезненного самолюбия находившихся в конфликте сторон. Приходившие к нему могли видеть, что ему известна вся их жизнь, как ее внешние события, так и их душевные устремления, мысли. Раскрывал он себя людям в разной степени. По своему глубокому смирению всегда стремился не показывать полноты этого дара. О каких-либо подробностях, деталях еще неизвестной собеседнику ситуации он обычно говорил не напрямик, а якобы рассказывая об имевшем недавно место аналогичном случае.
Число молящихся в храме все увеличивалось. Особенно после 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленные беды, устремились в храмы в надежде на помощь Божию. Батюшке приходилось и раньше принимать часть приходящих в своей квартире в домике причта. Теперь же можно было видеть нескончаемые очереди у дверей домика, летом приезжие оставались ночевать во дворе храма.
Истинными духовными друзьями отца Алексия были современные ему оптинские подвижники — старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) и скитоначальник игумен Феодосий. Отец Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий говорил кому-то: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий».
Святейший Патриарх Тихон, который всегда считался с отзывом батюшки в случаях хиротонии, предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены.
В последних числах мая по новому стилю 1923 года отец Алексий поехал, как и в прошлые годы, отдыхать в Верею, отдаленный городок Московской области, где у него был маленький домик. Перед отъездом служил в маросейском храме свою последнюю литургию, прощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Скончался отец Алексий в пятницу 22 июня 1923 года. Последний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука Алешу. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель, и была мгновенной.
Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище исповедник Христов Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова батюшки: «Когда я умру — всем будет радость». Святейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.
Через десять лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки отца Алексия и его жены были перенесены 28 сентября 1933 года на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Тело отца Алексия было в ту пору нетленным.
Сегодня день памяти воинов, на поле брани за наше Отечество живот своей положивших в годы самой тяжелой в нашей истории Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г., в тот год это был день, когда Русская Православная Церковь совершала память Всех Святых в земле Российской просиявших, фашистская Германия напала на нашу Родину. В первый же день войны, когда власти растерялись и молчали о начале войны, именно митрополит Сергий (Страгородский) первый объявил в своей воскресной проповеди, что началась война, и призвал православных верующих встать на защиту Родины. Он велел разослать эту проповедь-призыв по всем действующим храмам и зачитывать ее с амвонов.
Величайшим молитвенником за Русскую победу был преподобный иеросхимонах Серафим Вырицкий. В годы Великой Отечественной войны о. Серафим по примеру своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского молился в саду на камне о спасении России. И это служение в живом храме не прекращалось ни днем, ни ночью. С первых дней войны о. Серафим открыто говорил, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепится в вере своих отцов.
«Эта великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что пытались в России вообще покончить с религией, с верой, с Церковью. Господь провидел эти вражеские планы и, чтобы не попустить их осуществление, Господь попустил войну. И мы видим, что война действительно обратила людей к вере, и правители совсем по-другому отнеслись к Церкви», писал архимандрит Кирилл (Павлов).
Русская линия