Блаженнейший Митрополит Онуфрий: «Пост — это воздержание в пище, но ещё более — это удержание языка от злых слов, рук от злых дел и направление своих ног на путь правды»
Предстоятель УПЦ дал наставление пастве перед началом Великого поста
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил Чин прощения в Киево-Печерской Лавры, во время которого по церковной традиции попросил прощения у иерархов, духовенства, верующих Украинской Православной Церкви. Архипастырь также дал наставления перед началом Великого поста, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Прежде всего, Архипастырь подчеркнул, что важно войти в период Великого поста без обид, и дал наставление, как научиться прощать, когда сердце сопротивляется.
«Всё равно надо устами сказать: „Бог простит“, хотя сердце и не согласно, протестует, а Богу сказать: „Господи, я не согласен с тем, что говорит мне сердце. Оно здесь не право“. И это будет тогда правильное отношение к себе самому, к процессу прощения, — объяснил он. — Когда человек себя будет так заставлять, тогда и сердце смирится и простит».
По церковной традиции, Предстоятель попросил прощения у иерархов, духовенства и всех верующих Украинской Православной Церкви.
«Хочу у вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, попросить прощения за то, что я кого-то обидел, может, словом или каким-то поведением, может, взглядом. Много чем я могу обидеть людей, поэтому я прошу у вас прощения. Простите меня Христа ради! Меня никто не обижал. Я всегда говорю, что главный мой обидчик живёт во мне — это моя ветхий человек, это он меня обижает. А люди не обижают, они просто иногда напоминают мне, кто я есть. Поэтому я ни на кого не обижаюсь, но если кто-то соблазняется чем-то, думает, что вдруг он меня оскорбил, то пусть Бог простит всех нас своей благодатью и человеколюбием».
Блаженнейший владыка также дал духовные наставления перед началом Великого поста.
«Завтра первый день Святого и Великого поста. Пост — это время духовного обновления человека, когда мы вылечиваем те раны, которые наносит нам грех. Время, когда человек освобождается от власти дьявола и делает себя свободным во Христе», — сказал Архипастырь.
Он напомнил слова святых отцов: «Нарушением поста мы потеряли Рай, а мы его соблюдением возвращаем себе».
Предстоятель подчеркнул, что пост — это не время скорби, а скучать нам стоит только об одном. «Я не могу освободиться от того греховного ига, которое тяжело нависло на мне — это единственная скорбь, которая в посте должна присутствовать, других скорбей там не может быть», — отметил он.
Его Блаженство пояснил, какой пост действительно очищает человека от греха и делает его способным войти в Рай. «Пост — это воздержание в пище, но ещё более — это удержание языка от злых слов, рук от злых дел и направление своих ног на путь правды».
Он посоветовал при этом каждому подобрать себе пищу, которая ему подходит, и есть понемногу: «Это тоже важно. Потому что мы привыкли кушать скоромное вволю, а потом на второй день — одну картошку печеную, и, конечно, человеку трудно. < > И лучше постом есть периодически, немножко, чем если держать строгий пост несколько дней, а потом съесть столько, что уже не можешь дышать».
Митрополит Онуфрий напомнил, что к посту нужно присоединить молитву. «Молитва и пост — это два крыла, с помощью которых человек взлетает на Небо, поднимается в меру духовного совершенства», — сказал он.
В конце своей проповеди Блаженнейший Митрополит Онуфрий напомнил о своем благословении в течение Великого поста каждый день прочитывать по одной кафизме из Псалтыри, совершать по три земных поклона с молитвой «Отче наш» и просьбой о прощении наших грехов, а также по три земных поклона с молитвой «Богородице Дево» и просьбой благословения Божия для Украинской земли и ее народа.
«Пусть Господь укрепит наши стопы и поможет нам идти этим спасительным путем, который называется Святой Великий пост, чтобы мы в радости встретили великий праздник Светлого Христова Воскресения, которое напоминает нам, что Господь Своим Воскресением разрушил ад, отнял силу у смерти и вернул нам утраченный Рай», — пожелал Предстоятель УПЦ.
Русская линия
В Русской Православной Церкви приветствуют инициативу Иерусалимского Патриарха Феофила продолжить «амманский формат»
В ОВЦС МП заявили, что в условиях уклонения главы Фанара в раскол встречи Предстоятелей Поместных Церквей как никогда важны
В конце февраля в послании, приуроченном к годовщине встречи Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей, состоявшейся в столице Иордании Аммане в 2020 году, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил призвал вновь «собраться вместе для молитвы и братского общения». «Молимся о том, чтобы это стало возможным в этом году», — отметил Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви.
В Русской Православной Церкви считают важным это послание и надеются, что встреча в «амманском формате» может состояться, когда ограничения, связанные с пандемией, будут ослаблены, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
«Такая встреча необходима, — заявил в эфире программы „Церковь и мир“ глава ОВЦС МП митрополит Иларион (Алфеев), — потому что представителям Поместных Православных Церквей очень важно встречаться для того, чтобы обсуждать существующие проблемы. А механизм, который действовал до недавнего времени, когда такие встречи инициировал Константинопольский Патриарх, больше не действует, потому что Патриарх Варфоломей присоединился к расколу, сослужив с раскольниками, и утратил легитимность в качестве первого среди равных в семье Предстоятелей Поместных Православных Церквей».
Поэтому, полагает председатель ОВЦС, если даже Константинопольский Патриарх будет созывать такие встречи, некоторые Церкви на них, может быть, и поедут, но очень многие под разными предлогами будут уклоняться. «Это будет связано именно с тем, что он нарушил основополагающий принцип сосуществования Поместных Православных Церквей — этот принцип на церковном языке называется соборностью, то есть все решения должны приниматься соборно. Если решения принимаются на межправославном уровне, то в них должны участвовать Поместные Православные Церкви», — подчеркнул митрополит Иларион.
А если один из Предстоятелей, пусть даже первый среди равных, принимает решения в ущерб другим Поместным Церквам, против воли этих Церквей, происходит раскол, констатировал архипастырь, отметив, что «Константинопольский Патриарх работает на дальнейшее углубление этого раскола».
«В этой ситуации важно, чтобы православные Предстоятели встречались, — отметил председатель ОВЦС. — Иерусалимский Патриарх возглавляет древнейший православный Патриархат — как мы знаем, именно с Иерусалима и со Святой Земли началась история христианства, и неслучайно Иерусалимская Церковь называется в наших литургических текстах Матерью всех Церквей. Поэтому мы в прошлом году были благодарны Иерусалимскому Патриарху за такую инициативу. И в нынешнем году примем эту инициативу. Я надеюсь, что такая встреча состоится».
Русская линия
Митрополит Вострский Тимофей: Силовые захваты храмов на Украине вызывают скорбь и отвращение во всём православном мире
Архипастырь Иерусалимской Православной Церкви прокомментировал фильм «Верные», который рассказывает о гонениях на каноническую УПЦ
Митрополит Вострский Тимофей, епископ Иерусалимской Православной Церкви, экзарх Пресвятого Гроба Господня на Кипре записал видео, в котором поделился впечатлениями после просмотра фильма «Верные» и дал нелицеприятную оценку действиям представителей «ПЦУ», которые захватывают храмы УПЦ, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Цикл документальных историй «Верные» о людях, которые, несмотря на давление раскольников, остались верными Украинской Православной Церкви, создал телеканал «Звездный» совместно с благотворительным фондом «Фавор».
«На днях я со скорбью посмотрел документальный фильм о гонениях против священников и верующих в Украине, принадлежащих к Украинской Православной Церкви, о которой я имею своё представление. Страшно представить, что люди, которые утверждают, что они православные, настолько охвачены ненавистью, что с помощью насилия захватывают храмы, ломают церковные двери, преследуют духовно и физически своих земляков, гонят и разделяют Церковь. Из-за этих действий верующие УПЦ лишаются возможности молиться в храмах, где молились их предки, и они сами крестились и выросли духовно.
Акты насилия и нетерпимости, с какой бы стороны они не исходили, вызывают отвращение и осуждение во всём мире. Это лишь доказывает, что люди, которые принимают участие в этих действиях, далеки от христианского духа и учения, которое характеризуется любовью и милосердием даже в отношении врагов.
А ещё более позорно то, когда подобное осуществляется членами так называемой «ПЦУ» или от её имени и при участии местной власти, несмотря на то, что эти поступки являются уголовными, разжигающими ненависть между верующими одного и того же украинского народа. На самом деле они служат интересам врагов Украинской Православной Церкви, углубляют раскол, разрушают мосты примирения в духовном развитии православных верующих Украины, где УПЦ осуществляет свою спасительную миссию под духовным руководством Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, которого признает большинство Православных Церквей.
Истинно верующий человек, несомненно, осуждает такие действия, которые являются чуждыми христианскому духу.
Достойны похвалы те верующие, которые во время гонений твёрдо держались своей Матери-Церкви. Господь вознаградил их за терпение, и в Украине было построено множество новых храмов, где верующие продолжают молиться о вразумлении тех, кто так ошибаются, чтобы Господь вернул их на истинный путь веры и согласия и сподобил быть всех единым с Телом Христовым.
Всем нам, православным, надо усердно молиться Господу, чтобы Он и впредь укреплял в их спасительном подвиге!"
Русская линия
Архиепископ Кипрский Хризостом продолжает стоять на своём
Предстоятель Кипрской Православной Церкви заявил, что не будет пересматривать своё признание украинских раскольников
Архиепископ Кипрский Хризостом, чьё решение признать «ПЦУ» создало напряжение и угрозу раскола в самой Кипрской Православной Церкви, продолжает с упорством, достойным лучшего применения, настаивать на своей правоте, сообщает СПЖ со ссылкой на Romfea.
Так, Предстоятель Кипрской Православной Церкви в интервью местному изданию сообщил, что решение принято и мнение членов Священного Синода, не согласных с признанием «ПЦУ», его «не интересует».
На очередную просьбу прокомментировать ситуацию вокруг признания «ПЦУ», против которого категорически выступают некоторые члены Синода, Кипрский Предстоятель заявил: «Русские не правы».
«Я объяснял им (членам Синода, — Ред.), они не захотели понять. Меня их мнение не интересует», — пояснил Архиепископ Хризостом.
Священный Синод Кипрской Церкви по ПЦУ собирался дважды. 25 ноября 2020 года, с перевесом в 3 голоса (при одном воздержавшемся), Синод поддержал решение Архиепископа Хризостома о поминовении Епифания Думенко.
Ряд кипрских архиереев публично выступили против этого решения, поясняя это невозможностью примирить свою совесть с разделением Православия. Более того, они заявили, что если Архиепископ Хризостом в действительности решится сослужить с украинскими раскольниками, в Кипрской Церкви может произойти раскол.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чествуем Державную икону Божией Матери и отмечаем день памяти Н.П.Боголепова и Н.Г.Бюнтинга
Сегодня печальный день великого предательства. В этот день путем революционного вымогательства заговорщики вынудили отречься от престола Святого Царя-Мученика Николая II. Однако, Господь не без милости. Именно в этот день русскому народу была явлена Державная икона Божией Матери.
Сама Пресвятая Богородица явилась в двух сновидениях крестьянке Евдокии Андриановой и указала место, где искать ее икону. Придя по этому указанию в церковь села Коломенского, Евдокия рассказала обо всем настоятелю и после долгих поисков, в церковном подвале среди всякой рухляди была найдена старая черная икона. Когда ее промыли, всем присутствовавшим в храме открылось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красном царском одеянии, с короной на голове и знаками царского достоинства — скипетром и державой — в руках. Евдокия признала в этой иконе Виденную ею во сне. Священник сейчас же отслужил молебен.
По всей России быстро распространилась весть о том, что Сама Царица Небесная взяла на себя верховную власть над народом, отвергшем своего Царя и вставшем на погибельный путь богоборчества.
Сегодня так же день памяти министра народного просвещения Николая Павловича Боголепова, смертельно раненного террористом 14 февраля 1901 г. и скончавшегося от ран 2 марта.
Он родился 27 ноября 1846 г. в г. Серпухове в семье квартального надзирателя. Получив образование на юридическом факультете Московского университета, в 1868 г. Боголепов начал службу в Уголовном департаменте Сената. В 1869 г. он был оставлен при Московском университете для подготовки к профессорскому званию; одновременно занимался преподавательской деятельностью. В 1876 г. Боголепов защитил магистерскую диссертацию, был избран доцентом университета и командирован за границу, где посетил ряд научных центров. С 1878 г. читал в университете курс лекций по истории римского права. В 1881 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора гражданского права и был назначен ординарным профессором. В 1883−87 и 1891−93 ректор Московского университета; 1895−98 попечитель Московского учебного округа.
В 1898 г. Боголепов был назначен министром народного просвещения. Находясь на министерском посту, Боголепов поставил главной своей задачей борьбу с революционным и либеральным влиянием в школе и в университете. В рамках этого курса им была проведена серия мер (усиление контроля власти за образованием, упор в преподавании на практические занятия, увольнение ряда профессора и преподавателей «за вредное направление», отдача студентов-мятежников в солдаты и др.), вызвавшая бурю негодования либерально настроенной общественности. В результате Боголепов был убит революционным террористом.
Сегодня мы также вспоминаем убежденного монархиста тверского губернатора Николая Георгиевича фон Бюнтинга, растерзанного революционной толпой 2 марта 1917 года.
Он родился в 1861 г. в Петербурге, закончил элитарное Училище правоведения и Берлинский университет. Постепенно продвигаясь, но служебной лестнице, он занимал пост вице- и губернатора Курска, Архангельска, Ревеля, Твери. В последней должности тверского губернатора Бюнтинг прослужил довольно долго — 11 лет, получив множество российских орденов за свою службу. Он был членом многих тверских обществ — ученой архивной комиссии, благотворительного общества, православного братства.
Являясь по происхождению немцем и будучи убежденным сторонником монархии, Бюнтинг стал одной из первых жертв «великой и бескровной» Февральской революции. Утром 2 марта зная о происшедших уже в городе убийсвах и видя скопление людей вокруг своего дома, губернатор, предугадав свою участь, исповедался по телефону тогдашнему ректору Тверской духовной семинарии архимандриту Вениамину (Федченкову), впоследствии митрополиту. Рабочие Морозовской мануфактуры вместе с солдатами 196-го Запасного полка ворвались в резиденцию губернатора, схватили его за рабочим столом, вытащили на улицу и затоптали до смерти ногами. Похоронен мученник в родовом склепе в Богомзданных пещерах Псково-Печерского монастыря, неподалеку от своего последнего духовника митрополита Вениамина.
Русская линия