Валерий Фадеев: Возвращение памятника Дзержинскому на Лубянку станет оскорблением для тысяч россиян, потерявших родных в застенках НКВД
Председатель Совета по правам человека при Президенте России раскритиковал предложение коммунистов вернуть в центр Москвы памятник организатору «красного террора»
Председатель Совета по правам человека при Президенте России (СПЧ) Валерий Фадеев, комментируя инициативу группы коммунистов вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь Москвы, выразил надежду, что российские власти не станут воплощать это предложение в жизнь, так как оно раскалывает и без того неспокойное российское общество, сообщает газета «Взгляд».
«Я против возвращения памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь. Авторы этого предложения говорят, что площадь пустая, ей не хватает доминанты. Да, это правда. Они говорят, что сам памятник качественно сделан. Это тоже верно, он хорош. Но ведь в этом случае речь идёт не об архитектурных решениях, а о политических аспектах», — заявил Валерий Фадеев.
По мнению правозащитника, у значительной части населения России это «вызовет раздражение», поскольку тысячи россиян потеряли своих близких в застенках НКВД.
«Такое решение станет оскорблением для людей, так как многие ассоциируют Дзержинского с далеко не лучшими сторонами советской власти. Одни выступят за возвращение этого памятника, другие сразу начнут в который раз требовать выноса тела Ленина из мавзолея. У нас в стране что, мало других насущных проблем?» — задаётся вопросом глава СПЧ.
«Думаю, что в нынешних условиях поднимать эти вопросы неправильно», — заключил Фадеев.
Ранее против этой инициативы также неоднократно выступала Русская Православная Церковь и православная общественность.
Русская линия
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: «Бог попускает нам испытания не за наши добродетели, а за наши грехи»
Предстоятель УПЦ призвал украинцев не забывать о духовных причинах того поветрия, которое поразило ныне весь мир
Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский Онуфрий обратился со специальным посланием к организаторам и участникам Всеукраинского форума «Украина 30. Коронавирус: вызовы и ответы», в котором призвал экспертов и общественных деятелей не забывать, что «Бог попускает нам испытания не за наши добродетели, а за наши грехи», сообщает официальный сайт УПЦ.
«Тема форума чрезвычайно актуальна, ведь угрозы, созданные всемирной пандемией, в первую очередь касаются человеческой жизни и здоровья. Забота о человеческом здоровье — душевном, а вместе с тем и телесном — была, есть и будет одним из главных приоритетов Церкви», — говорится в послании.
По словам архипастыря, Церковь «всегда с большим уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение человеческих страданий».
«Украинская Православная Церковь за каждой Литургией молится о прекращении губительного поветрия и за врачей, которые несут на себе бремя преодоления пандемии. Продолжая борьбу против коронавирусной инфекции, общество должно осознать духовные первопричины всего, что случилось. Бог попускает нам испытания не за наши добродетели, а за наши грехи и призывает бороться с грехом именно покаянием», — отметил Блаженнейший Онуфрий.
В связи с этим Предстоятель УПЦ призвал украинцев «взглянуть внутрь себя и сделать правильные выводы». «Это новое испытание отрезвляет нас и даёт возможность более правильно взглянуть на жизнь, оценить его и выстроить его в дальнейшем правильно для того, чтобы оно было полезно не только на земле, но и в будущем на небе», — заявил владыка.
Русская линия
Грузинские фантазёры
Никому неизвестная Ассоциация религиоведов Грузии вновь отметилась антицерковной провокацией — на сей раз скрывающие свои имена «теологи» сообщили о заговоре против Патриарха Илии
Ассоциация религиоведов Грузии, ранее в угоду Фанару попытавшаяся раздуть конфликт между Русской Православной Церковью и Грузинской Патриархией, выступила с очередной антицерковной провокацией. На сей раз неизвестные анонимы, называющие себя «грузинскими теологами», заявили о готовящемся смещении Патриарха Грузинского Илии в угоду Московской Патриархии.
Грузинская Патриархия сообщила, что 11 февраля 2021 года впервые за полтора года состоится Священный Синод Грузинской Православной Церкви. Сообщалось также, что он пройдёт под председательством Святейшего Католикоса-Патриарха Илии II. Но несмотря на это, данный анонс стал поводом для конспирологических теорий анонимных религиоведов, сообщает «Грузия Онлайн».
В Грузинской Патриархии не уточняли, какие темы должен обсудить Синод, однако «теологи» поспешили распространить «чрезвычайное заявление» по поводу анонсированного заседания. Они утверждают, что на повестку дня будет вынесен вопрос о смещении Патриарха Илии и назначении новым Предстоятелем Грузинской Церкви Патриаршего местоблюстителя, митрополита Сенакского и Чхороцкуского Шио (Муджири).
Характерно, что анонимы при этом ссылаются на конфиденциальные и такие же анонимные источники, и демонстрируют своё полное невежество в вопросе церковного управления в Грузинской Православной Церкви. Они утверждают, что назначенное заседание Священного Синода и его формат стали следствием заговора «группы грузинских епископов-русофилов», действующих по указанию «руководства Русской Православной Церкви».
Однако, даже если допустить, что Патриарх Илия, действительно, решит уйти на покой, это ни в коей мере не означает, что Предстоятелем Грузинской Церкви автоматически станет митрополит Шио. В его обязанности будет входить созыв Собора для избрания нового Предстоятеля, а никак не провозглашение себя Патриархом. Но об этом «грузинские теологи», видимо, ничего не знают.
Не случайно, в Грузинской Православной Церкви уже опровергли эту дезинформацию. Руководитель службы по связям с общественностью Грузинской Патриархии протоиерей Андрия Джагмаидзе назвал скандальные заявления «теологов» фантазиями. «Я очень прошу журналистов, не задавайте мне вопросов по поводу фантазий, о которых они здесь пишут», — написал Джагмаидзе на своей странице в Facebook.
Русская линия
Митрополит Тамасосский Исаия: Мы не будем молчать, когда Патриарх Варфоломей совершает ошибки
Особые права Константинополя в православном мире — это первенство служения, а не власти, заявил иерарх Кипрской Православной Церкви
Митрополит Тамасосский Кипрской Православной Церкви Исаия заявил, что уважает Константинопольский Патриархат, но не будет молчать, когда он вторгается на территорию другой Поместной Православной Церкви и признаёт раскольников, сообщает СПЖ.
В интервью изданию «Ромфея» митрополит Исаия отметил, что для него «Вселенский Патриархат — это колыбель нашей византийской цивилизации, одно из самых святых учреждений Православия, действующее как ковчег и богословия, и византийской культуры».
Именно поэтому, говорит он, «мы никогда не предпримем шагов, которые намеренно нанесут вред Вселенскому Патриархату, но мы не будем молчать, если мы считаем, что что-то не так». «Говорить правду так, как вы чувствуете, — это не шаг против Вселенского Патриархата. Если вы любите кого-то, вы говорите ему именно то, во что вы верите», — подчеркнул иерарх.
Он также заявил, что ситуация, возникшая в мировом Православии из-за «украинского вопроса» — «это испытание, которое мы переживаем, это возможность духовного восстановления, как институционального, так и личного. Бог поможет нам, если мы сначала поможем себе».
В конце интервью митрополит Исаия процитировал Цицерона, который, по его словам, написал: «Трудно молчать, когда тебе больно».
Митрополит Исаия считает, что Константинопольский Патриархат должен не управлять другими Поместными Церквями, а служить им.
Отвечая на вопрос о привилегиях Фанара и о его «руководящей роли» и «координирующих функциях» в Православной Церкви владыка подчеркнул, что «примат Вселенского патриархата, который мы все чтим и уважаем, — это примат служения, а не власти».
Он также отметил, что его беспокоит тезис, выражающий значение Константинопольского Патриарха как «первого без равных», и высказал надежду, что эти слова — «академическая инициатива», «неверно истолкованная с богословской точки зрения», а не «уверенность во власти» главы Фанара.
Русская линия
Архимандрит Савва Яньич: Святыням Сербской Церкви в Косово необходима срочная защита
На территории Косово и Метохии продолжается разграбление сербского исторического наследия
4 февраля 2021 года косовская полиция задержала четверых косовских албанцев за кражу археологических артефактов в испостнице св. Петра Коришского под Призреном. Они были задержаны на 48 часов, но один из них по дороге сбежал, сообщает Православие.Ru.
Игумен монастыря Высокие Дечаны архимандрит Савва Яньич в очередной раз написал по этому поводу, что объектам Сербской Церкви в Косово и Метохии необходима срочная защита.
«Объекты нашей Церкви, находящиеся не в местах с доминирующим или просто присутствующим сербским населением, на протяжении многих лет — жертвы вандализма и грабежа. Испосница св. Петра и раньше была целью грабителей. Речь идёт о самой большой средневековой испоснице, где, несмотря на осквернение, всё ещё можно видеть сохранившиеся фрески».
Испосницы расположены в разный местах Косово и Метохии. Обычно это места подвигов древних монахов и подвижников, уединённые скиты. Кое-где при них сохранились храмы. Они, как и другие памятники, подвергаются осквернению со стороны местных албанцев.
Русская линия
Митрополит Кифирский Серафим: От закрытия храмов эпидемия коронавируса лишь усилилась, а не ослабла
Иерарх Элладской Православной Церкви призвал не забывать о духовных причинах постигшего человечество поветрия
7 февраля 2021 года митрополит Кифирский и Антикифирский Элладской Православной Церкви Серафим заявил, что эпидемия COVID-19 усилилась после того, как власти Греции приняли безумное с духовной точки зрения решение закрыть храмы, сообщает СПЖ со ссылкой на издание «Vima Orthodoxias».
В проповеди после богослужения митрополит Серафим отметил, что «нам не угрожает опасность ни от целования святых икон, ни от святых мощей, ни всего, что предлагается в храмах», а закрытие храмов, даже в «красной» эпидемиологической области — неправильно, так как «это большая ошибка и противоречит традиции нашей Церкви».
В качестве примера своей точки зрения митрополит Серафим привел города Салоники и Патры, «заявив, что празднование и шествие во время праздника святого Андрея было запрещено», и теперь там можно наблюдать вспышку эпидемии.
В то же время, отметил архиерей, «говоря о Салониках, я хочу подчеркнуть, что святые не мстят, а посылают нам послания».
Митрополит Серафим также считает, что «эпоха коронавируса» открыла «мысли многих сердец» в их отношении к Таинству Святого Причастия.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем русского мыслителя И.С.Аксакова и героический бой крейсера «Варяг»
Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября 1823 г. в семье известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Образование получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое закончил в 1842 г. На государственной службе пробыл недолго, в 1851 г. вышел в отставку и занялся литературным трудом. Однако уже первый неудачный проект предопределил всю его литературную судьбу. В 1852 г. Аксаков выступил редактором славянофильского «Московского сборника», в котором цензура обнаружила «неприличные насмешки» над обществом, и в 1853 г. сборник был запрещен. В дальнейшем он был издателем-редактором газет «Парус» (1859), «День» (1861−65), «Москва», «Москвич» (обе 1867−68), «Русь» (1880−86), столь часто преследовавшихся цензурой и закрывавшихся, что Аксакова шутливо называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений».
Во время Крымской войны Аксаков вступил в Серпуховскую дружину в составе московского ополчения, дошел до Бессарабии, но в боях не участвовал. В конце 50-х гг. сблизился с московским купечеством, в 1869 г. стал одним из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита (с 1878 г. председатель совета его правления). В 1872−74 гг. председатель Общества любителей российской словесности. Зять (с 1866 г.) и почитатель Ф.И. Тютчева, автор биографического очерка о нем. Жена Аксакова, Анна Федоровна (1829−1889), мемуаристка, фрейлина Великой княгини Марии Александровны и гувернантка детей Императора Александра II, слыла «неумолимой громовержицей» (И.С. Тургенев) московских салонов.
Сам Аксаков, человек мягкий в общении, был непримиримым врагом либерализма, заявляя: «Нет русского либерального направления, может быть только истинное и ложное, здоровое и вредное, направление русское и антирусское»; «либерализм — это пена взбаламученной мысли».
В 1858−78 гг. возглавлял Московский Славянский комитет. Пик его популярности пришелся на время Русско-турецкой войны 1877−78 гг. К пламенным речам Аксакова, выражавшим настроения патриотической части русского общества, прислушивались в России и на Западе. Он выступал за освобождение славян от турецкого ига, организовал мощную кампанию в поддержку южных славян. Его популярность в славянских странах была так велика, что его выдвигали даже кандидатом на болгарский престол. Недовольный результатами Берлинского конгресса, предательской тактикой европейских государств и уступками русской дипломатии, Аксаков 22 июня 1878 г. на заседании Славянского комитета произнес ставшую знаменитой речь. «Ты ли это Русь-победительница, сама добровольно разжаловавшая себя в побежденную? Ты ли на скамье подсудимых, как преступница, каешься в святых, поднятых тобою трудах, молишь простить твои победы?» — восклицал Аксаков. За эту горькую речь, вызвавшую дипломатический скандал, Аксаков был выслан из Москвы, а Славянский комитет закрыт. Оказавшись не у дел, Аксаков с 1880 г. возобновил свою журналистскую деятельность и стал издавать газету «Русь».
В 1882 г. через графа Н.П.Игнатьева пытался осуществить старый славянофильский замысел — созыв Земского Собора, однако этой затее помешал К.П.Победоносцев. Скончался И.С.Аксаков 27 января 1886 года.
27 января 1904 года, произошел героический бой броненосного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой контр-адмирала Уриу близ Чемульпо (Инчхон). «Варяг» (командир — капитан 1 ранга В.Ф.Руднев) и «Кореец» (командир — капитан 2 ранга Беляев) с 1903 г. находились на территории Кореи в распоряжении русского посланника и в день нападения на корабли японской эскадры еще не знали о разрыве дипломатических отношений с Японией и начале войны. На совещании офицеров русского крейсера единодушно было решено выйти в море и, ведя бой с превосходящим противником, стремиться прорваться. В случае же если это не удастся, то взорвать крейсер, дабы он не попал в руки врага. Такое же решение было принято и на «Корейце». Под звуки оркестра «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря и двинулись на встречу врагу. Бой русских моряков с 6 японскими крейсерами и 8 миноносцами продолжался около часа. Израсходовав все снаряды, потеряв половину своей артиллерии, четверть личного состава (был ранен и контужен командир крейсера Руднев), и, получив пять пробоин «Варяг» и «Кореец», не сумев прорваться вернулись обратно в бухту. Японцы в результате героического сопротивления русских моряков потеряли один миноносец, три крейсера получили повреждения. Чтобы не оставлять корабли врагу, русские моряки взорвали «Корейца» и потопили «Варяг».
27 января 1906 г. в Петербурге террористами была взорвана харчевня «Тверь» в Прогонном переулке за Невской заставой. Харчевня была излюбленным местом сбора рабочих-монархистов Семянниковского (Невского) завода. Вечером, когда в харчевне было многолюдно, были брошены две бомбы. На месте были убиты 40-летний Василий Никифорович Королев и 18-летний Алексей Васильевич Барабанов. Одиннадцать человек получили серьезные ранения: Николай Филиппов 24 лет, Василий Смирнов 23 лет, Кузьма Петров 19 лет, Осип Половков 21 года, Александр Белоухов 18 лет, Прокопий Харитонов 18 лет, Марк Пастов 33 лет, Иван Комаров 27 лет, Михаил Иринеев 29 лет, Алексей Поляков 29 лет и Василий Петров 27 лет. Шестеро из них были ранены тяжело, много было легкораненых. Убитый Василий Королев и шестеро раненых во время теракта рабочих были членами Союза Русского Народа. Современники обращали внимание на особенный смысл теракта. Редактор крупнейшей монархической газеты «Русское знамя», присяжный поверенный П.Ф.Булацель отмечал, что день 27 января «останется памятен в истории русского государства. До сих пор шайка негодяев, науськивавшая из-за угла убийц против министров, честно служивших Царю и Родине, уверяла, что революционеры ведут борьбу только против правительства. Теперь ясно, что война объявлена всему русскому народу. Русская кровь пролилась. Вызов русскому народу брошен».
Русская линия