Русская линия
<< Полная сводка новостей от 20 ноября 2020 >>

Русская Православная Церковь вычеркнула Архиепископа Кипрского Хризостома из диптихов Предстоятелей
Причиной для такого решение стало поминовение Предстоятелем Кипрской Церкви главы раскольнической структуры, действующей на Украине

Архиепископ Кипрский Хризостом и глава украинских раскольников Епифаний Думенко20 ноября 2020 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял решение вычеркнуть имя Архиепископа Кипрского Хризостома из диптихов Предстоятелей Поместных Православных Церквей из-за его решения признать украинских раскольников, сообщает Патриархия.Ru.

24 октября 2020 года за Божественной литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II помянул в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине Епифания Думенко.

В последовавших заявлениях Архиепископ Хризостом признал, что своё решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали.

Митрополиты Лимассольский Афанасий, Киккский Никифор, Тамасосский Исаия и епископ Амафунтский Николай в совместном заявлении осудили деяние Архиепископа за «грубое нарушение соборного, коллективного и демократического устройства нашей Православной Церкви и способа функционирования Кипрской Православной Церкви на основании этой системы», призвали его «немедленно отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние». В Заявлении подчеркивается, что предоставление Константинопольским Патриархатом «автокефалии» украинским раскольникам «является действием самочинным, антиканоническим и антицерковным, поскольку Украинская Православная Церковь относится к юрисдикции Московского Патриархата».

Митрополит Морфосский Неофит на архипастырской встрече с верующими в Морфосской митрополии заявил, что «каноническим епископом города Киева был, есть и, надеюсь, будет митрополит Онуфрий», отметив, что «даже если большинство епископов поддержат Архиепископа, это не сделает Епифания каноническим архиереем».

Рассмотрев этот вопрос, члены Синода Русской Православной Церкви постановили:

1. Выразить глубокое сожаление в связи с совершенным Архиепископом Кипрским Хризостомом II антиканоническим поминовением в диптихах Православных Предстоятелей руководителя одной из украинских раскольнических групп, что свидетельствует о вступлении им в общение с раскольниками.

2. Подчеркнуть, что указанное решение принято Архиепископом Хризостомом единолично, без согласования с членами Священного Синода Кипрской Православной Церкви и, следовательно, не имеет соборного характера.

3. Принять во внимание, что Священный Синод Кипрской Православной Церкви на состоявшемся под председательством Архиепископа Хризостома заседании 18 февраля 2019 года выразил законные «сомнения в отношении возможности узаконения задним числом рукоположений, совершенных извергнутыми из сана, отлученными и анафематствованными епископами», имея в виду «епископат» новосозданной раскольнической структуры на Украине.

4. Отметить, что нынешнее решение Архиепископа Хризостома противоречит его неоднократным официальным заявлениям по украинскому вопросу, в частности, письму на имя Предстоятеля Русской Православной Церкви от 26 июля 2018 года, в котором Архиепископ Кипрский заверял, что «Кипрская Церковь никогда не отступит от своей позиции, которую мы Вам многократно излагали, то есть что всеми своими силами будет поддерживать позицию Русской Православной Церкви в вопросе так называемой автокефалии на Украине» и отмечал, что «эту позицию она считает справедливой и во всем оправданной».

5. Констатировать невозможность поминовения имени Архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола.

Русская линия


Отошёл ко Господу Патриарх Сербский Ириней
Свои соболезнования сербскому народу в связи с этим выразили Президент России и Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Патриарх Сербский ИринейВ пятницу, 20 ноября 2020 г., от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался Святейший Патриарх Сербский Ириней, сообщает Православие.Ru со ссылкой на официальный сайт Сербской Православной Церкви.

Свои соболезнования сербскому народу по этому поводу высказали Президент России Владимир Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Примите глубокие соболезнования в связи с невосполнимой утратой — кончиной Его Святейшества Патриарха Сербского Иринея, — говорится в телеграмме Владимира Путина.

Многолетняя пастырская деятельность предстоятеля снискала ему заслуженный авторитет на Родине и за рубежом. Трудно переоценить его усилия, направленные на продвижение высоких духовных ценностей и на укрепление единства православного мира.

Прошу передать слова искреннего сочувствия и поддержки священнослужителям Сербской православной церкви и всему братскому сербскому народу".

«С чувством глубокой скорби воспринял весть о кончине моего возлюбленного Собрата и Сослужителя Святейшего Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Иринея, — говорится в послании Патриарха Кирилла.

От имени архипастырей и пастырей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви, а также от себя лично выражаю соболезнования в связи с постигшей сестринскую Сербскую Православную Церковь горькой утратой.

Бог даровал Церкви святителя Саввы мудрого Патриарха, который посвятил делам ее духовного окормления всю прожитую им долгую жизнь. Исполненный искренней христианской любви к людям, покойный Первосвятитель, не щадя сил, всегда стремился быть рядом с паствой, утешаясь общением с народом Божиим, радуясь с радующимися и скорбя со скорбящими (Рим. 12:15). И в последний час своего земного странствия Святейший Патриарх Ириней разделил страдания тех верных, чей жизненный путь оборвала губительная эпидемия.

Новопреставленный Предстоятель своим высоким авторитетом и непоколебимой верностью священным канонам сделал многое для сохранения единства мирового Православия и поддержания канонического порядка в Святой Церкви Христовой.

Покойный был большим другом Русской Православной Церкви, которую неоднократно посещал с официальными визитами, побывав не только в первопрестольной Москве, но и в граде святого Петра, и у купели Киевского Крещения, и в столице Белоруссии Минске. Не раз Святейший Патриарх Ириней со святительским бесстрашием и прямотой выступал в поддержку гонимого канонического Православия на Украине.

Последним, но, к сожалению, не осуществившимся желанием почившего было совершить вместе со мною освящение храма святого Саввы в Белграде. Завершение создания внутреннего убранства этого благолепного собора, несомненно, войдет в историю как одно из главных свершений его Патриаршества.

Господь Иисус Христос, воскресение и жизнь (Ин. 11:25), да упокоит душу новопреставленного раба Своего в селениях праведных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

Вечная и благая ему память!"

Будущий патриарх родился 28 августа 1930 года в селе Видова, в крещении получил имя Мирослав. Начальную школу окончил в родном селе. В 1951 году окончил Духовную семинарию им. Кирилла и Мефодия в Призрене. Затем окончил Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде, продолжил учебу в аспирантуре при Богословском факультете Афинского университета.

В октябре 1959 года был пострижен Патриархом Сербским Германом в монашество в монастыре Раковица с именем Ириней. 24 октября 1959 года рукоположен в сан иеродиакона, 27 октября — в сан иеромонаха.

С 1959 по 1968 год— преподаватель Призренской духовной семинарии. С 1969 года руководил монашеской школой Острожского монастыря. 1971—1974 годы — профессор и ректор Призренской семинарии.

В мае 1974 года, избран викарным епископом Святейшего Патриарха Сербского, с титулом Моравичский, а 14 июля того же года была совершена его епископская хиротония.

На заседании Священного Архиерейского Собора 21—28 мая 1975 года избран епископом Нишским. Настолован на трон Нишской епархии в Соборной церкви 15 июня того же года.

22 января 2010 года в Белграде, в первый день работы Архиерейского Собора Сербской Церкви, был избран новым патриархом Сербским.

Русская линия


Святейший Патриарх Кирилл попросил Владимира Путина обратить внимание на состояние Александро-Невской лавры
В день своего рождения Предстоятель выступил с единственной просьбой к главе России — провести к 800-летию лет со дня рождения Александра Невского реставрационные работы Лавры

Владимир Путин и Патриарх Кирилл20 ноября 2020 года, в день рождения Предстоятеля Русской Православной Церкви, состоялась встреча Президента России Владимира Владимировича Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В ходе беседы, в частности, обсуждалась деятельность Русской Православной Церкви в период пандемии и текущие дела, сообщает Патриархия.Ru.

Глава государства поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем рождения, а Его Святейшество, пользуясь случаем, попросил Владимира Путина обратить внимание на состояние Александро-Невской лавры.

В. Путин: Ваше Святейшество, мы давно договаривались увидеться, поговорить по текущим делам.

Начать, наверное, следовало бы с ситуации, в которой сегодня мы все работаем, в том числе и религиозные учреждения, Русская Православная Церковь. Как сейчас Вы оцениваете ситуацию?

Патриарх Кирилл: Церковь очень активно включилась в работу. У нас целый корпус духовенства, который работает в клиниках, специально подготовленные люди. И должен сказать, что несут очень самоотверженно это служение.

У людей, которые в связи постигшим недугом находятся на изоляции, огромная потребность в общении. Но у верующего человека есть желание и исповедоваться, и вместе помолиться со священником.

Первоначально, конечно, иногда наши медицинские коллеги сдержанно относились к нашей ревности. Но в настоящий момент отработан такой алгоритм, который предполагает участие священников по просьбе верующих людей в осуществлении пастырской работы непосредственно в тех местах, где содержатся люди, заболевшие коронавирусом. Должен сказать, что это очень по-доброму отзывается в сердцах людей. Когда человек лежит в изоляции, когда даже родственники не могут прийти, священник может найти правильные слова и помочь.

Кроме того, конечно, хотел бы несколько слов сказать о нашей работе и в больницах, и вообще об осуществлении социальной деятельности на приходах. Раньше вся деятельность сводилась к богослужению, по закону ничем другим Церковь не имела права заниматься. Но в новой России открыты все возможности, и поэтому, конечно, очень важные социальные программы осуществляются на приходском уровне. Особенно меня радует работа с молодежью. У нас появляется целый корпус волонтеров, молодых людей, которые жертвуют своим временем, и кладутся определенные силы на участие во всех тех социально значимых программах, которые существуют в Церкви.

Но если говорить о пандемии, то она не прошла и мимо наших священнослужителей. Есть жертвы, к сожалению. Но они были связаны в первую очередь с осуществлением пастырской работы. Не может священник уклониться от исполнения своего долга, даже если он рискует жизнью. Таково служение священническое. Не буду сейчас называть цифры, но есть люди, которые нас покинули в связи именно с тем, что инфекция поразила их настолько, что все это стало несовместимым с жизнью.

С другой стороны, конечно, и новый опыт мы приобрели, потому что одно дело — просто в больницу прийти, а другое дело, когда тебе нужно облачиться в «скафандр», соблюдать все требования, которые предъявляет медицина и вот в этих условиях осуществлять пастырское служение. Исповедуют, причащают, беседуют священники, и мы всячески это поощряем, потому что действительно у человека, который оказался в изоляции с тяжелым диагнозом и даже не имеет возможности с родственниками встретиться, единственная возможность иногда бывает такая, что только с батюшкой поговорить. Поэтому по милости Божией делаем то, что обязаны делать.

Церковь всегда ведь должна была бы этим заниматься. Но ведь долгие годы мы жили в условиях, когда даже трудно было подумать о возможности осуществлять какую-то социальную работу, это категорически запрещалось, так же как и работа с молодежью. Поэтому, конечно, новые условия жизни Русской Православной Церкви в современной России предоставляют такую возможность — раскрывать духовный потенциал людей, которые через участие в церковной жизни стремятся в том числе и делать окружающую жизнь лучше.

Поэтому большая благодарность у меня как у Патриарха лично Вам, да и всей нашей власти, да и просто современной России за то, что действительно она стала совершенно другой, и в этих условиях Церковь может активно осуществлять то, к чему она призвана самим Господом.

В. Путин: Очень хорошо.

Я со свой стороны хочу поблагодарить Вас, ну и всех священнослужителей и Русской Православной Церкви, и наших традиционных конфессий в стране за то служение, которое в этих очень сложных условиях несете.

Действительно, мы говорим про врачей, оправданно говорим об их героизме, но в этом смысле все люди, которые напрямую работают с человеком, они, конечно, заслуживают особых слов благодарности за труд, который они осуществляют.

Так что Вам большое спасибо.

Патриарх Кирилл: Спасибо.

В. Путин: Я вижу, у Вас есть какие-то вопросы.

Патриарх Кирилл: Да, есть один конкретный вопрос, который мне хотелось с Вами обсудить.

В. Путин: Да, пожалуйста.

Патриарх Кирилл: На следующий год, в 2021 году, 800 лет со дня рождения Александра Невского. Это, конечно, особая дата в истории нашего народа, потому что Александр Невский решающую роль сыграл в спасении России в то время, когда решалась ее судьба.

Россия была атакована и с Востока, и с Запада. Мудрость Александра Невского заключалась в том, что он разобрался в мотивах тех, кто вступил на территорию Руси. Те, кто шел с Востока, интересовались нашими желудками и карманами, а те, кто шел с Запада, интересовались нашим разумом и нашим сердцем. Сопротивляясь западному вторжению ливонских рыцарей, Александр Невский одновременно проявлял очень большую дипломатическую гибкость для развития отношений с восточными завоевателями и практически оградил Россию от опаснейших нашествий с Востока. И в честь Александра Невского — лавра в городе Санкт-Петербурге. И конечно, юбилей Александра Невского не может пройти это место.

Поэтому у меня несколько просьб обратить внимание на состояние Александро-Невской лавры, давно там не производилось ремонтов. В том числе в непростом состоянии находится и Санкт-Петербургская духовная академия, которая мне очень близка, потому что десять лет я был ректором академии.

Я хотел бы Вас познакомить с некоторыми соображениями, в первую очередь касающимися развития Санкт-Петербургской духовной академии как очень значительного центра, интеллектуального центра Русской Православной Церкви. Надеюсь получить Вашу поддержку на пути дальнейшего развития этого образовательного и духовного центра нашей Церкви.

В. Путин: Спасибо большое.

Ваше Святейшество, мы сейчас посмотрим это, внимательно все изучим, поговорим о деталях.

Но перед тем как мы перейдем к совсем рабочей части, хотел бы обратить внимание на то, что наша сегодняшняя встреча совпадает с Вашим днем рождения. Хочу Вас сердечно, от души поздравить с этим и пожелать Вам здоровья, пожелать Вам успехов на благо России и поблагодарить Вас за то, что Вы делаете для страны.

Патриарх Кирилл: Спасибо.

Русская линия


Жители Вологды потребовали вернуть Церкви часовню преподобного Арсения Комельского
Вологжане возмущены, что в святыне, которую у верующих в своё время силой отобрали большевики, в настоящее время располагается питейное заведение

Часовня святого преподобного Арсения Комельского в ВологдеВ Вологде представители городской общественности потребовали от властей закрыть пивной магазин, работающий в здании часовни святого Арсения Комельского и вернуть святыню Русской Православной Церкви. С открытым письмом к губернатору Вологодской области Олегу Кувшинникову, прокурору Вологодской области Александру Гриневу, а также митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Савве обратились активисты движения «Зов народа», сообщает Благовест-инфо со ссылкой на портал NewsVo.

В письме говорится, что Арсеньево-Комельский монастырь был закрыт в январе 1920 года, все монастырское имущество было изъято, здания опечатаны, документы ликвидированы. При этом не только монашество, но и местные крестьяне выступали против уничтожения монастыря.

«Сегодня часовня Арсения Комельского, в борьбе за сохранение которой в лоне Русской Православной Церкви жители Грязовецкого уезда Вологодской губернии не щадили своих жизней, находится в частных руках. Собственником здания монастырской часовни, 100 лет назад фактически реквизированного у Церкви, т. е. отнятого беззаконно, сегодня является человек, который превратил ёе в питейное заведение», — говорится в письме активистов.

Общественники видят в размещении на часовне вывески «Пивоварни» оскорбление чувств верующих, наказание за которое предусмотрено ч. 1 ст. 148 УК РФ. Они просят правоохранителей провести проверку по данному факту и привлечь к ответственности виновных лиц. По их словам, вывеска оскорбляет «чувства православных христиан, проживающих не только в Вологодской области, но и по всей России».

Кроме того, активисты «Зова народа» считают, что здание обладает признаками памятника религиозного значения и нуждается в охране.

«В этой связи просим Вас принять исчерпывающие меры к присвоению часовне Арсения Комельского статуса памятника религиозного назначения в рамках установленных законом процедур (включение в перечень выявленных объектов культурного наследия, назначение и проведение государственной историко-культурной экспертизы), а также рассмотреть вопрос о его выкупе и возвращении в собственность Русской Православной Церкви Московского Патриархата», — пишут активисты.

Русская линия


Протоиерей Андрей Ткачёв: Хочется надеяться на благоразумие наших властей и на то, что храмы наши всё-таки на этот раз не закроются. И мы будем праздновать Рождество
Известный православный пастырь и проповедник призвал российские власти не ущемлять верующих, которые «каждый день молится о вас»

Протоиерей Андрей ТкачевКоронавирусная пандемия омрачила миллиардам людей практически весь 2020 год и готовится отобрать у нас новогодние и рождественские праздники. Но может ли COVID-19 по-настоящему отнять у христиан Рождество-2021? Как вообще люди относятся к уже ставшему привычным понятию «локдаун»? Телеканал «Царьград» на страницах своего портала в Интернете представил по этому поводу размышления известного православного пастыря и проповедника протоиерея Андрея Ткачёва:

У Клайва Стейплза Льюиса есть известнейший цикл сказок «Хроники Нарнии». Первая из них — это «Лев, колдунья и платяной шкаф», где маленькая девочка Люси через шкаф попадает в волшебную страну Нарнию, в которой существуют злые чары Белой волшебницы, заключающиеся, в частности, в том, что зима в этой стране есть, но нет Рождества. Этакий вечный декабрь, где никак не наступит Рождественский Сочельник.

Нечто подобное мы переживаем: будто проходим через шкаф, сквозь шубы в еловые лапы, раздвигаем их и попадаем в какую-то снежную сказочную страну. Как в «Хрониках Нарнии», нас встречает фавн Тумнус, зима есть, а Рождества нет. Ковидные фантазёры и все эти злые агенты, подпольные лаборатории, мировые заговоры и вся эта паршивая пена пытаются украсть у нас Рождество. Но как его можно украсть? На самом деле у верующего человека его украсть нельзя. Мы будем молиться. Хоть дома, хоть в подвале, хоть на чердаке. Но хочется надеяться на благоразумие наших властей и на то, что храмы наши всё-таки на этот раз не закроются. Мы будем петь колядки, будем садиться за стол и будем славить Христа, пришедшего во плоти.

Кстати говоря, на Западе, в Страсбурге, Бордо и Нанте во Франции люди вышли на демонстрации под лозунгами уже не Французской революции «Свобода, равенство и братство», а «Мы хотим мессу». Люди соскучились по богослужению. Католики говорят: мы мессу хотим, слышите! Это протестант может просто Библию взять, почитать и обрадоваться, а католику нужно богослужение.

Колумнист «Блумберга», некий Андреас Клют пишет, что из-за локдауна миру грозят большие потрясения, потому что люди уже подозревают государства в нечистоплотности, в избыточности карантинных мер, обвиняя в глобальности и тоталитарном характере. Клют приводит в пример 1625 год, бунты в Лондоне во время чумы. Где тоже требовали социальной дистанции, где тоже требовали не выходить на улицу, сидеть дома. И люди ошалели от этого. Так же и сегодня многие устали от масок и перчаток. А некоторые просто подозревают этот мир глобальный в паршивости, в нечестности по отношению к простым людям. Заметьте, Андреас Клют — это вам не какая-то там «Медуза», это «Блумберг».

Далее автор пишет, что через 33 года после 1625 года в Лондоне снова вспыхнули бунты по поводу чумы, потому что опять народу не нравились карантинные меры. И он говорит, что так будет и дальше, потому что народ не поменялся. Народ не доверяет власти, не любит то, что ему навязывают, народ хочет бунтовать. У нас же всё тихо.

Православные люди — это самые законопослушные люди во Вселенной. Если кто-то говорит «Рашка», мы говорим «богохранимое любимое Отечество». Если кто-то говорит «пора валить», мы каждый день говорим Богу: сохрани, помилуй и благослови наше Отечество, Господи. Мы молимся о богохранимой стране нашей, властях и воинстве её каждый день. То есть мы, православные христиане, самое влюблённое в Отечество население. И потому нас нельзя обижать, нельзя пережимать дальше, у нас нельзя забирать Рождество.

Вообще, мы очень любим страну и переживаем за власть. Но власть не может ничего не делать. Они делают, конечно, но должны понимать, что пружину нужно жать осторожно. Потому что люди устали, люди замучались. Это серьёзнейшая задача, о которой мы, православные христиане, молимся, просим мудрости, терпения и адекватности для наших властей. Чтобы они себя самих не подставили под вилы, не умножали градус ненависти, которая существует всегда, в любом обществе, по отношению к тем, кто сидит над твоей головой.

Итак, мы уже вошли в мягкий локдаун. Дай нам Бог всем мудрости и терпения, чтобы мы пережили и Новый год, и Рождество. Чтобы было меньше греха. Закрылись ночные клубы — и слава Тебе, Господи! Будет меньше пьяных на улице в Рождество — и слава Тебе, Господи! Здесь тоже есть свои плюсы, давайте их тоже оценим. Будем праздновать в церквах и дома. Только церкви нам не закрывайте! Потому что мы единственная категория населения, которая каждый день молится о вас. Все остальные проклинают, а мы молимся. Нас не обижайте, мы самые важные люди в стране.

Русская линия


В Санкт-Петербурге рассекретили архивы о советских планах в отношении Александро-Невской лавры, Казанского и Смольного соборов
О том, как безбожные власти планировали использовать отобранные у Церкви храмы можно узнать на специальном сайте в Интернете

Культурные объекты Ленинграда в решениях советских чиновниковСанкт-Петербургский архивный комитет разместил на своём портале документы об истории некоторых наиболее известных культурных объектов города в разные годы советского периода. Как сообщает пресс-служба ведомства, многие из них были недавно рассекречены и демонстрируются впервые, передаёт Интерфакс.

Среди объектов — Смольный собор, Александро-Невская лавра, Казанский собор, Таврический дворец, Русский музей, церковь Петра и Павла (Петрикирхе), Исаакиевский собор, Эрмитаж, Петропавловская крепость.

Представленные вниманию документы дают возможность познакомиться с теми планами и решениями, которые принимались на уровне Ленинградских обкома и горкома ВКП (б) — КПСС в отношении перечисленных культурных объектов и повлияли на их дальнейшую судьбу.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

23 января (5 февраля) 1918 г. вступил в силу Декрет «Об отделении церкви от государства», запрещавший религиозные организациям владеть каким-либо имуществом и лишавший их прав юридического лица. В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все церковное имущество было национализировано. 13 января 1918 г. по приказу народного комиссара государственного призрения РСФСР А.М. Коллонтай все помещения Александро-Невской Лавры были переданы государству.

В 1932 г. здание Благовещенской церкви было отдано Государственному музею городской скульптуры. К 1936 г. на территории упраздненной Лавры разместились разнообразные мастерские и госучреждения: заводы, автобаза, больница, а также общежития. С этого времени комплекс зданий монастыря использовался под хозяйственные нужды. На территории Лавры до войны размещался детский сад культуры и отдыха Смольнинского района Ленинграда. Во время блокады здесь располагалась городская станция по переливанию крови.

С 1957 г. возобновились богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским. Возрождение монашеской жизни в стенах Лавры началось с 1996 г.

Окончательная передача всех зданий монастыря епархии состоялась только 18 апреля 2000 г.

На территории Лавры расположено два кладбища. На Лазаревском кладбище (ныне — Некрополь XVIII в.) захоронены видные деятели истории, культуры, науки и политики XVIII-начала ХХ вв.: М.В. Ломоносов, Л.Н. Гумилев, А.А. Собчак и др. На территории бывшего Тихвинского кладбища размещен Некрополь Мастеров искусств. Здесь покоятся писатели, музыканты, художники XIX в., актеры и деятели театра XIX—XX вв.: М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, Ф.М. Достоевский, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Г. А. Товстоногов.

Исаакиевский Собор

В феврале 1918 года в соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все церковное имущество было национализировано здание собора и церковное имущество было национализировано. В 1918 году здание оказалось в ведении народного комиссариата имуществ республики, а уже в декабре 1919 года было передано в пользование прихожанам собора. Со стороны прихожан договор подписали более 30 человек, по его условию приход бесплатно пользовался собором, но был обязан обеспечивать оплату расходов по текущему содержанию здания (отопление, ремонт, охрана и тому подобное). В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора было изъято 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. 29 апреля 1922 года его настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован. В марте 1923 года собор перешёл под управление обновленцев. Договор о пользовании собором с общественной организацией (приходом) из-за ненадлежащего исполнения ими обязанностей был расторгнут; службы прекращены, когда президиум ВЦИК 18 июня 1928 года постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника». Оставшиеся имущество храма было продано через Госфонд, а все колокола сняты и переплавлены.

12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев.

Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от бомбёжек, артобстрела, холода и сырости; на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I.

С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950—1960-х годах проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается панорама центральной части города.

С 1931 года по 1986 год внутри храма функционировал маятник Фуко.

В 1990 году возобновлены церковные службы, в настоящее время они проходят ежедневно. Собор так и не возвращён Церкви.

Смольный Собор

Богослужения в соборе проходили вплоть до 1923 г., а в 1931 г. Смольный собор был закрыт, и стал использоваться как склад для декораций.

В феврале 1944 г. заведующий партийным архивом Ленинграда (ныне — ЦГАИПД СПб) И.Н. Никитин в докладной записке в ЛОК ВКП (б) ходатайствовал о передаче архиву помещения, входящего в ансамбль Смольного монастыря. 3 апреля 1944 г. было принято постановление, разрешающее реэвакуацию Ленинградского областного партийного архива и текущего архива ЛОК и ЛГК ВКП (б) из Челябинска в Ленинград.

С 24 октября 1944 г. партийный архив располагался в левом крыле ансамбля зданий бывшего Смольного монастыря. Сейчас в этом крыле располагается факультет международных отношений СПбГУ. В 1991 г. начался переезд архива в новое здание, который продолжался более 10 лет.

С 1990 по 2015 гг. в здании самого Смольного собора располагался концертно-выставочный зал. Только в 2015 г. было принято решение о передаче Смольного собора Русской Православной Церкви.

Казанский собор

С середины 1920-х гг. собор служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 г. был закрыт, а 15 ноября 1932 г. в здании открыли Музей истории религии и атеизма АН СССР. В 1935 г. инициативные граждане предлагали разбить на крыше собора сады и устроить прогулочные зоны. Но их предложение было отклонено в связи с тем, что крыша собора не была предназначена для этого.

С 1945 по 1955 гг. директором музея истории религии и атеизма был российский революционер, большевик, советский партийный и государственный деятель В.Д. Бонч-Бруевич. С 1950 г. по 1968 г. в соборе были проведены большие ремонтные работы: отреставрированы внутреннее убранство и фасады.

Музей в стенах собора просуществовал до 2000 г.

Богослужения в соборе возобновились с 25 мая 1991 г. и проходят до сих пор. Несколько лет действующий храм соседствовал с музеем, пока Государственный музей истории религии в 2000 г. не переехал на Почтамтскую улицу.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма Н.Я.Данилевского

Николай Яковлевич ДанилевскийНиколай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября 1822 г. в Ливенском уезде Орловской губернии в семье генерала. Образование получил в Императорском Царскосельском Лицее, который окончил в 1842 г., служил в канцелярии Военного министерства, одновременно в 1843−47 гг. был вольнослушателем естественного факультета Петербургского университета, где по окончании курса получил степень кандидата. Сдал магистерский экзамен и весной-летом 1849 г. изучал флору Черноземной полосы Европейской России, готовясь к защите диссертации по ботанике. Но в июне был арестован в Тульской губернии и доставлен в Петербург. Увлекшись идеями Фурье, Данилевский с 1844 по май 1848 гг. посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, что и послужило причиной ареста. Он был заключен в Петропавловскую крепость, но, поскольку его участие в кружке было минимальным и он раскаялся в содеянном, в ноябре был освобожден и выслан в Вологду под надзор полиции. Служил чиновником в канцелярии губернатора, с 1852 г. на аналогичной должности в Самаре. В 1857 г. причислен к Департаменту сельского хозяйства Министерства государственных имуществ, участвовал в ряде научных экспедиций.

В 60-е гг. Данилевский работает над фундаментальным культурологическим трудом «Россия и Европа», который заложил основу цивилизационного подхода к исследованию исторических явлений. Книга увидела свет в журнальном варианте в 1868 г. В 1872 г. появилось отдельное издание. В этой работе ученый сформулировал теорию культурно-исторических типов, согласно которой общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций. В истории можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии культурных типов. Всего в прошлом Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский. Главное внимание в своем анализе он сосредоточил на германо-романском (уходящем) и славянском (только начинающем формироваться) типах, потому книга и называется «Россия и Европа». На смену Европе, по мнению Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов, и возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место угасающего германо-романского типа.

Такой сценарий Данилевский считал вполне обоснованным, поскольку славянская цивилизация имеет ряд существенных преимуществ перед европейской. Она неагрессивна, в ней общественное преобладает над индивидуальным, что произошло под влиянием Православия. Данилевским ставил проблему очень остро, он утверждал, что России предстоит сделать выбор: либо вместе с другими славянскими народами создать всеславянскую цивилизацию, либо полностью утратить свое культурно-историческое значение и стать этнографическим материалом для других цивилизаций. Он считал необходимым создание Всеславянского союза (федерации) — добровольного объединения славянских народов вокруг России. Столицей союза должен стать (после освобождения от власти турок) Константинополь, недаром называвшийся славянами Царьградом.

Обосновывая особый путь развития России, Данилевский в целом продолжил славянофильское учение, дополнив его системой естественно-научных доказательств. Н.Н.Страхов, защищая теорию Данилевского от нападок В.С.Соловьева, утверждал, что книга «Россия и Европа» завершает славянофильское учение, является кульминационной точкой развития славянофильской идеи. Опора Данилевского на органическую теорию развития, учет им в своей концепции географических факторов формирования государств ставят русского ученого в ряд основоположников геополитики.

В 1864 г. Данилевский купил себе имение в Мшатке на южном берегу Крыма, здесь у него гостили Н.Н.Страхов, И.С.Аксаков, Л.Н.Толстой и другие видные деятели русской культуры. В 1879 г. ученый был назначен директором Никитского ботанического сада. Тогда же он приступил к написанию работы «Дарвинизм. Критическое исследование», которую определял как «естественное богословие». Труд Данилевского не был доведен до конца из-за скоропостижной смерти ученого в Тифлисе во время очередной командировки 7 ноября 1885 г. Похоронен в своем крымском имении.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 20 ноября 2020 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика