Кипрская Церковь оказалась на грани раскола из-за односторонних действий Архиепископа Хризостома
Архиереи Кипрской Православной Церкви потребовали немедленно созвать Священный Синод и отозвать признание «ПЦУ»
24 октября 2020 года митрополит Киккский Никифор, митрополит Лимассольский Афанасий, митрополит Тамасосский Исаия и митрополит Амафундский Николай Кипрской Православной Церкви обратились к Архиепископу Кипрскому Хризостому с требованием немедленно отменить антиканоническое и недействительное решение о включении имени Епифания Думенко в Диптих Предстоятелей Поместных Православных Церквей и созвать для этого Св. Синод. Архипастыри выступили с открытым обращением, текст которого был опубликован греческим изданием «Ромфея».\
Перевод этого обращения на своих страницах приводит Информационно-просветительский отдел УПЦ:
«С большой тревогой и с глубочайшей печалью мы были проинформированы о поминовении «Предстоятеля Украинской Церкви» Епифания Его Блаженством Архиепископом Кипра Хризостомом, сегодня, в субботу, 24 октября 2020 года, во время Божественной литургии в монастыре Богородицы Хрисорройатиссы, где была совершена хиротония во епископа Боговозлюбленного Епископа Арсинойского Панкратия.
1. Действие архиепископа представляет собой вопиющее нарушение синодального, соборного и демократического устройства нашей Православной Церкви и функционирования Православной Церкви Кипра, основанного на этой системе.
2. Этот вопрос был поднят Блаженнейшим на недавнем заседании Священного Синода (9 сентября 2020 г.), и затем было решено рассмотреть его на другом заседании, чтобы выслушать взгляды и позиции всех членов Священного Синода и принять синодальное решение по данному вопросу.
3. Выдвижение Епифания в «Предстоятели Украинской Церкви» Всесвятейшим Вселенским Константинопольским патриархом Варфоломеем, совершенное недавно, вызвало потрясения в Православной Церкви и на сегодняшний день только Греческая Церковь и Александрийский Патриархат, по причинам, не касающихся данного рассмотрения, признали его. Все остальные поместные Православные Церкви относятся к этому отрицательно.
Здесь следует отметить, что во время «рукоположения» указанного Епифания ни один представитель Поместных Православных Церквей не присутствовал, со всеми вытекающими последствиями.
4. Провозглашенный «предстоятелем» Украинской Церкви Вселенским патриархом Варфоломеем (Епифаний Думенко — Ред), не имеет канонического рукоположения, и это потому, что он происходит из раскольнических групп Украинской Церкви. Если бы Всесвятейший Вселенский патриарх действительно желал следовать каноническому порядку предоставления автокефалии Церкви Украины, то он должен был бы (предоставить автокефалию) каноническому митрополиту Киевскому Онуфрию, и на это он должен был бы получить согласие Московского Патриархата, которому он (митрополит Онуфрий — Ред.) подчиняется, а также согласие Поместных Православных Предстоятелей.
5. Акт Вселенского патриарха Варфоломея о предоставлении «автокефалии» раскольническим структурам Украинской Церкви является действием произвольным, антиканоническим и антицерковным в том смысле, что Украинская Православная Церковь находится в юрисдикции Московского Патриархата, и (эта автокефалия) представляет собой, как было сказано выше, вмешательство в юрисдикцию указанного Патриархата.
В связи с этим Русская Церковь, реагируя на это, обоснованно прервала церковное общение со Вселенским Патриархатом, а также с Церквями Греции и Александрии.
6. Предоставление автокефалии мыслимо и возможно, согласно Священным канонам и Акту нашей Церкви, только при условии предварительного одобрения Предстоятелями Поместных Православных Церквей. В данном случае Вселенский патриарх, несмотря на содержание Священных Канонов и Церковную традицию, и противореча своим более ранним соответствующим заявлениям по данному вопросу, действовал в одностороннем порядке и произвольно. И, к сожалению, этому примеру последовал и Предстоятель Кипрской Церкви, игнорируя и презирая его же собственный Священный Синод.
7. Решение архиепископа Кипра помянуть Епифания как «Предстоятеля Украинской Церкви» еще больше обостряет напряженную ситуацию между Православными Церквами, грозит усилением раскола во Вселенском Православии и безрассудно интегрирует в этот климат (раскола, — Ред) и Кипрскую Церковь.
8. Мы призываем Блаженнейшего немедленно отозвать этот его антиканонический и недействительный поступок, и, в то же время, мы просим всех наших епископов Кипрской Церкви совместно потребовать созыва внеочередного Священного Синода для принятия соответствующего решения.
9. Наконец, мы должны также подчеркнуть несвоевременность действия нашего Предстоятеля, учитывая критические времена, которые мы переживаем в том, что касается нашего национального вопроса, а также угрожающие действия, предпринимаемые турецкой экспансионистской политикой, угрожающей уменьшением нашей нации.
Все выше указанное мы осуществляем в доброй вере, осознавая нашу иерархическую совесть и свой священный долг, который состоит в необходимости сохранять канонический порядок и единство Церкви во избежание смертельного греха раскола, ибо согласно св. Златоуста «никакой кровью не возможно смыть данный грех».
Никосия, 24 октября 2020 г.".
Русская линия
Митрополит Бориспольский Антоний: Не следует спешить с оценками по поводу мнимого признания украинских раскольников со стороны Кипрской Православной Церкви
Управделами УПЦ призвал дождаться реакции кипрских архиереев на одностороннее деяние Архиепископа Кипрского Хризостома
Греческие СМИ сообщили о том, что Архиепископ Кипрский Хризостом вспомнил на богослужении главу «ПЦУ» Епифания Думенко. Тем самым, как утверждается, якобы состоялось признание упомянутой религиозной организации со стороны Кипрской Православной Церкви. Эту новость у себя на странице в Фейсбуке прокомментировал управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Говоря о том, как следует реагировать на эту информацию, владыка Антоний заявил:
«Во-первых, следует дождаться официального подтверждения или опровержения данных, представленных в СМИ.
Во-вторых, если все же эта информация соответствует действительности, то следует подчеркнуть — то, что произошедшее не является позицией Кипрской Православной Церкви, которую представляет только её Синод, а является всего лишь единоличным решением одного человека. Пусть и того, который наделён властью Предстоятеля.
В-третьих, необходимо подождать реакции на происшествие других епископов Кипрской Церкви и только на основании этой реакции формировать оценку в отношение того, что произошло.
В-четвертых, следует констатировать продолжение вмешательства интересов политики и геополитики в дела Церкви. К сожалению, жертвой такого процесса становится как общее единство мирового Православия, так и отдельных Православных Церквей. Ведь некоторые решения, принятые под диктовку сильных мира сего и факторов, далеких от веры в Бога, отнюдь не ведут к исцелению раскола. Наоборот — они провоцируют лишь новые разделения. А это будет иметь крайне серьезные последствия. Поскольку, как сказал святитель Иоанн Златоуст, «оказывать разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси..»".
Тем временем, председатель ОВЦС МП митрополит Волоколамский Иларион заявил в интервью РИА Новости, что в Русской Православной Церкви «глубоко сожалеют об этом прискорбном событии» и в ближайшем будущем Священный Синод рассмотрит этот вопрос. «Полагаю, что Кипрский Архиепископ будет вычеркнут из диптихов Русской Православной Церкви, то есть будет прекращено его поминовение за богослужением до выяснения всех обстоятельств произошедшего. Это означает прекращение евхаристического общения с конкретным лицом, не с Кипрской Церковью как таковой. Важно будет понять: он это сделал единолично или с согласия Синода? Греческие СМИ пишут, что он это сделал без согласия Синода», — заявил архиерей.
«Мы продолжим общение со всеми архиереями, которые не признают единоличное решение Архиепископа. Русский народ всегда был близок к кипрскому народу, наши паломники продолжат ездить к святыням тех митрополий Кипрской церкви, главы которых останутся в общении с Русской Церковью. Но превыше всего для нас единство нашей Церкви и твердое сохранение догматического учения и канонического предания святого Православия. Тот факт, что отдельные иерархи и даже Предстоятели Церквей нарушают каноны, нас печалит. Но поступаться Православием и канонами мы не можем и не будем. И единство нашей Церкви будем твёрдо хранить», — заявил митрополит Иларион.
Русская линия
Вечная память Георгиевскому кавалеру генералу Алексею Каледину
В Патриаршем Свято-Вознесенском войсковом казачьем соборе Новочеркасска состоялось торжественное освящение киота с иконой Небесного покровителя генерала святителя Алексия, митрополита Московского
25 октября 2020 года, в день рождения первого выборного донского атамана генерала Алексея Каледина, в Патриаршем Вознесенском войсковом казачьем соборе в Новочеркасске по инициативе Скобелевского комитета России и при участии мемориально-просветительского и историко-культурного центра «Белое Дело» состоялось освящение киота с иконой Небесного покровителя Георгиевского кавалера и «серебряной шашки Российской империи» — святителя Алексия, митрополита Московского.
Торжества открылись Божественной литургией, которую в присутствии множества казаков и атамана Всевеликого войска Донского Виталия Бобыльченко совершил настоятель собора протоиерей Георгий Сморкалов. После богослужения состоялся Крестный ход вокруг храма, после которого вице-президент Скобелевского комитета Александр Алекаев официально передал в дар собору киот с иконой святителя Алексия. Затем состоялось его торжественное освящение, завершившееся панихидой по генералу Каледину.
На киоте прикреплена золотая табличка с надписью: «Вечная память Георгиевскому кавалеру, генералу от кавалерии донскому атаману Алексею Максимовичу Каледину и всему христолюбивому казачеству, за Веру, честь и достоинство Отечества живот свой положивших».
Генерал кавалерии, донской атаман Алексей Максимович Каледин (12 октября 1861 — 11 февраля 1918) родился в станице Усть-Хоперской, хуторе Каледин. Военное образование получил в Воронежском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище, из которого после производства в чин хорунжего вышел на службу в 3абайкальскую казачью батарею.
В 1889 году закончил курс Военной академии, служил в штабе Варшавского военного округа и в должности старшего адъютанта Донского войскового штаба; три года провел в Управлении резервной пехотной бригады, после чего в 1903 году назначен на пост начальника Новочеркасского юнкерского училища. С 1910 года командовал бригадой 11-й кавалерийской дивизии, на фронт Первой мировой войны выступил во главе 12-й кавалерийской дивизии.
Назначен командующим 8-й армией в 1916 году и произведен в чин генерала от кавалерии. 23 мая 1916 года его армия прорвала фронт под Луцком и оттеснила австрийцев далеко вглубь Галиции. За руководство боевыми операциями получил высокие награды — ордена св. Георгия 4 и 3-й степеней.
Когда началась революция 1917 года генерал, по мнению своего начальника Брусилова, «потерял сердце и не понял духа времени». Революция противоречила его политическим взглядам, нарушила все его жизненные планы. Он откомандировался в Военный Совет и вскоре уехал на юг. По настоянию казаков Каледин согласился принять пост Донского атамана.
Правительство Керенского объявило донского атамана изменником революционной родины. 29 января (11 февраля по новому стилю) атаман Каледин сложил свои полномочия и в тот же день трагически погиб.
Несмотря на то, что ходили слухи о том, что генерал якобы застрелился, его похоронили со всеми воинскими почестями в Новочеркасске. Гроб с телом атамана после его кончины стоял в войсковом соборе, а отпевание совершил местный епископ Гермоген. Все последующие годы в день кончины генерала в храмах Русской Церкви служились панихиды. Таким образом, Церковь признала гибель атамана жертвой во имя Отечества.
Русская линия
Архиепископ Кипрский Хризостом помянул Епифания Думенко
Предстоятель Кипрской Православной Церкви своим единоличным решением признал украинских раскольников
Утром в субботу, 24 октября 2020 года, архиепископ Кипрский Хризостом впервые помянул за Литургией имя главы раскольнической т.н. «Православной церкви Украины» «митрополита Киевского и всея Украины» Епифания Думенко, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на греческое информационное агентство «Ромфея».
Тем самым Предстоятель Кипрской Православной Церкви фактически признал как автокефальную «Православную церковь Украины».
Скандальное событие произошло во время Божественной литургии в монастыре Панагия Хрисоррогиатисса в Пафосе, за которой состоялось рукоположение нового епископа Арсинойского Панкратия.
В сообщении в Твиттере «Православная церковь Украины» поблагодарила Кипрскую Церковь за признание, заявив: «Церковь Кипра, одна из старейших поместных церквей, которая была признана автокефальной на Третьем Вселенском Соборе, и имеет 10-е место в Диптихе, присоединилась к Томосу о признании автокефалии Православной церкви Украины и стала четвертой церковью, признавшей поместную ПЦУ».
Действительно, Кипрская Православная Церковь стала четвертой поместной Православной Церковью, признавшей раскольническую «Православную Церковь Украины» — после Константинопольского Патриархата, Элладской Православной Церкви Греции и Александрийского Патриархата. Тем самым раскол в православном мире усугубился еще более.
И даже в самой Кипрской Православной Церкви отношение к украинским раскольникам весьма неоднозначное. Так, например, митрополит Лимассольский Афанасий демонстративно покинул богослужение в в монастыре Панагия Хрисоррогиатисса в знак протеста против действий архиепископа Хризостома, которые не были санкционированы Синодом Кипрской Церкви и стали целиком и полностью личным решением Кипрского архиепископа.
Русская линия
Владимир Путин поручил усилить профилактику абортов
Соответствующие поручения глава России дал во время расширенного заседания президиума Госсовета
Президент России Владимир Путин поручил правительству и рабочей группе Госсовета провести оценку эффективности работы медицинских организаций по профилактике абортов и сделать всё возможное, чтобы усилить эту работу, сообщает Интерфакс.
В частности, в перечне поручений по итогам расширенного заседания президиума Госсовета, состоявшегося 28 сентября, глава государства поручил изучить вопрос оказания правовой, психологической и медико-санитарной помощи женщинам в период беременности, осуществляемой за счет финансового обеспечения расходов организаций по профилактике абортов.
Также поручено изучить вопрос оказания правовой, психологической и медико-санитарной помощи женщинам в период беременности, осуществляемой за счет финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг в пределах средств родового сертификата.
Кроме того, должны быть разработаны меры повышения эффективности такой работы, в том числе обеспечено взаимодействие медицинских организаций с организациями социального обслуживания.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем известного учёного, богослова и писателя Н.П.Гилярова-Платонова
Сегодня мы вспоминаем известного ученого, богослова, писателя и публициста Никиту Петровича Гилярова-Платонова, отошедшего ко Господу 13 октября 1887 года — в день прп. Никиты исповедника.
Он родился 23 мая 1824 г. в Коломне в семье священника П. Никитского, служившего в церкви мч. Никиты (откуда и происходила его фамилия). Обучаясь в семинарии, а затем и в Московской духовной академии, будущий писатель вместе с образованием получил и свою фамилию — фамилия «Гиляров» была образована от латинского hilaris — веселый, а вторая часть фамилии — «Платонов» досталась ему к лучшему студенту, удостоившемуся стипендию имени митрополита Платона (Левшина).
Получив духовное образование, Гиляров-Платонов был оставлен в академии бакалавром по кафедре герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах, на которой преподавал в течение семи лет. Покровительствовал ему Московский митрополит Филарет (Дроздов), которого Гиляров-Платонов считал своим духовным отцом и учителем.
С 1855 г. Гиляров-Платонов служил в Министерстве народного просвещения (МНП), являясь цензором книг научного и духовного содержания. Вскоре Я.И.Ростовцев, председатель комиссии по выработке положения об улучшении быта крестьян, привлек Гилярова-Платонова к составлению «Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу». Одновременно Гиляров-Платонов продолжал служить и в МНП где подготовил записку для министра с предложением использовать духовенство для распространения грамотности в народе, при оказании ему государственной поддержки. Проект Гилярова-Платонова лег в основу создания церковно-приходских школ, расцвет которых пришелся на 1870−90 гг., на время руководства Св. Синодом К.П.Победоносцева. В августе 1863 г. Гиляров-Платонов стал управляющим московской синодальной типографией, участвовал в разработке «Временных правил о печати» (1865), по которым русская пресса жила вплоть до 1905 г.
С конца 1867 г. Гиляров-Платонов стал издавать в Москве собственную газету «Современные известия». Вскоре он полностью оставил службу и занялся журналистикой. Помимо «Современных известий», которые Гиляров-Платонов издавал до конца своих дней, он также редактировал еженедельный иллюстрированный журнал «Радуга», сотрудничал практически во всех славянофильских изданиях, особенно в журналах и газетах И.С.Аксакова. Свои взгляды публицист определял как «близкие, но не тождественные» славянофильству. «Современные известия» сразу заняли заметное место в тогдашней русской прессе, выделяясь твердой защитой истинно русских охранительных начал. К 1880-м гг. в русской национальной прессе сложился своеобразный триумвират ведущих публицистов и идеологов, во многом определяющих духовную атмосферу в стране — М.Н.Катков, И.С.Аксаков и Гиляров-Платонов. Но если Катков делал упор на защиту интересов государства и незыблемости самодержавия, а Аксаков занимался преимущественно проблемами славянства и сохранения национальной культуры, то Гиляров-Платонов особое внимание обращал на духовную жизнь общества и вопросы религиозного просвещения. Таким образом, Гиляров-Платонов отстаивал Православие, Катков — Самодержавие, а Аксаков — Народность. В результате трудов триумвирата в 1880-е гг. в общественном сознании стали доминировать православно-монархические настроения, сменившие нигилистические и западнические теории.
Гиляров-Платонов также занимался философией, в частности критически разбирая труды Гегеля и вообще западных философских школ. Интересовался Гиляров-Платонов и теоретической политэкономией, считая, что не производитель, а потребитель должен быть владыкой хозяйственной жизни. Однако ни при жизни, ни посмертно научные заслуги Гилярова-Платонова не были оценены и он так и остался по словам С.Ф.Шарапова «неопознанным гением».
Скончался Гиляров-Платонов в Санкт-Петербурге, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, по соседству с могилами М.П.Погодина и С.М.Соловьева. По справедливым словам В.В.Розанова, в Н.П.Гилярове-Платонове «открывался чрезвычайный ум, показывался глубокий мыслитель, которого Россия не успела заметить у себя».
Русская линия