В Москве будет создан музей «Русская Голгофа»
Экспозиция нового музея расскажет посетителям о мучениках Русской Православной Церкви с 1917 года по конец 80-х годов XX века
Общероссийский Музей подвига и исповедничества «Русская Голгофа» будет создан в Москве, в комплексе Мемориального центра «Бутово» — на месте, где в 1937−38 гг. были расстреляны более 20 тысяч человек, в том числе — около тысячи представителей духовенства. О планах по созданию нового музея, о его задачах и особенностях рассказали 28 января участникам XXVIII Международных Рождественских чтений настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый, сообщает Благовест-инфо.
Игорь Гарькавый напомнил, что в России до сих пор нет ни одной стационарной экспозиции, посвященной пострадавшим за веру в советские годы. Есть замечательные музейно-выставочные проекты: небольшая экспозиция в ПСТГУ, выставочный проект Преображенского братства «Неперемолотые», выставки и музейные уголки в епархиях и краеведческих музеях. К сожалению, про некоторые из них можно сказать «были», потому что эти экспозиции не стали постоянными, или не нашли поддержки, или не хватило профессионализма и пр.
«Такие проекты локальны. Где-то энтузиаст-батюшка соберет у себя дома или в подвале коллекцию документов и мемориальных вещей, а дальше с этим может случиться всё что угодно. Над каждым таким проектом висит дамоклов меч», — сказал Гарькавый, имея в виду проблемы с помещением, не всегда предсказуемую волю правящего архиерея, смену настоятеля того или иного храма и т. д.
Поэтому назрел вопрос о создании общероссийской экспозиции — «музея музеев», который бы аккумулировал сбор материалов со всей России и профессионально хранил и экспонировал их. «Этот музей состоится только если это дело будет соборным», — сказал о. Кирилл, призывав всех, кто в епархиях занимается историей подвига новомучеников, помогать в создании фондов и экспозиции, привозить свои материалы для передачи в новый музей или для изготовления музейных копий.
Для «Музея музеев» нашлось помещение — недавно под этот проект было передано заброшенное здание неясного назначения, которое условно называют «конный двор». Кирпичное здание площадью 5 тыс. кв. м. расположено рядом с местом массовых захоронений на Бутовском полигоне.
Задача создателей нового музея — собрать сведения о пострадавших за веру в ХХ веке и показать их в «церковно-исторической канве». Организаторы широко определили хронологические рамки экспозиции: 1917- конец 80-х гг. Первая граница вопросов не вызывает: преследования верующих начались практически сразу после победы большевиков. Поясняя верхнюю границу, И. Гарькавый отметил:
«Время исповедничества продолжалось и в период перестройки: хотя в 1988 г. Церковь была освобождена от тотального контроля со стороны государства, страдальцы за веру находились в тюрьмах и лагерях до 1991 г.».
Таким образом, новый музей расскажет не только о новомучениках и исповедниках российских, но и о миллионах людей, которые так или иначе пострадали за свои религиозные убеждения в советские годы. В экспозиции будут представлены судьбы и подвиг «героев веры» — иерархов, известных мучеников Церкви, но в не меньшей степени — и судьбы «простых, иногда незаметных людей, тех самых „белых платочков“, которые спасали Церковь», сказал Гарькавый, подчеркнув: «Нужно найти их, причем показать не только батюшек, но и матушек, которые разделили с мужчинами их путь или даже вынесли более страшные испытания».
«История Церкви будет вырастать в новом музее из судеб» — так будет проявляться в экспозиции личностный подход. Создатели намерены также руководствоваться принципом исторической достоверности (все истории будут обоснованы подлинными документами и подтверждены вещественными экспонатами) и очень важным принципом «исторического единства Русской Церкви». Это означает, что посетители музея смогут узнать не только о Церкви Московского патриархата, но и о движениях «непоминающих» («катакомбниках»), Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), Церкви в Украине и Белоруссии и т. д.). Планируется, что музей будет иметь дидактическую направленность, обращаясь через интерактивную экспозицию к подрастающим поколениям.
И. Гарькавый подчеркнул, что новый музей не «поглотит» уже существующую в Бутово экспозицию о пострадавших на полигоне. Эта экспозиция останется самостоятельной, она имеет свои особенности, но опыт в её создании будет использован в работе над общероссийским музеем.
Что касается финансирования будущего музея, то предполагается, что музей будет государственным, при этом святыни, хранящиеся в нём, будут принадлежать Русской Православной Церкви, а руководителем, вполне возможно, станет священнослужитель. Как сообщил И. Гарькавый, на разработку музейной концепции был получен президентский грант.
Русская линия
За склонение к абортам предложили наказывать
Соответствующая инициатива обсуждается в Общественной палате России
Член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев считает необходимым рассмотреть возможность введения уголовной ответственность за склонение к аборту. По его мнению, такая мера станет хорошей профилактикой абортов и поможет изменить отношение россиян к данной процедуре, сообщает ТАСС.
«Я принципиально убеждён, что должна быть уголовная ответственность за склонение к аборту. Врачи, которые рекомендуют мамам аборты по медицинским факторам, должны нести персональную ответственность, и уголовную в том случае, если их диагнозы не подтверждаются при дальнейшей экспертизе. Также убеждён, что должна быть прописана ответственность для отцов, которые оставляют ситуацию на самотек. В противном случае, женщина остаётся одна наедине с собой», — сказал он во вторник на слушаниях «Профилактика абортов и ее место в социально-демографической политике России» в Общественной палате РФ.
Хамзаев также считает, что отдельное внимание нужно уделить работе средств массовой информации. В частности, СМИ должны более внимательно относиться к подаче информации об абортах, чтобы в материалах не прослеживалось поощрения процедуры. «Львиная часть того, что сегодня происходит с системой абортов, бьёт по основополагающему этносу, по русскому этносу, — сказал Хамзаев. — В целом ситуация патовая, говоря об абортах».
Экс-министр здравоохранения России Вероника Скворцова ранее сообщила, что количество абортов в России с 2000-х годов снизилось почти в четыре раза — с 2 млн до 560 тысяч в год. По её данным, за последние 15 лет при родильных домах и женских консультациях было создано 1,5 тысяч отделений и центров социальной и психологической помощи беременным женщинам — это в том числе помогает снижать число абортов. Однако, данная статистика подвергается критике, так как она не учитывает аборты в частных клиниках, а также медикаментозные аборты на дому.
Тема недопустимости абортов постоянно поднимается Русской Православной Церковь. Не так давно в Церкви был опубликован проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», согласно которому эмбрион признается человеческим существом. В проекте отмечается, что новый организм уже не может считаться частью материнского тела, поэтому аборт, не зависимо от того, на каком месяце беременности он выполняется, должен быть приравнен к убийству.
Кроме того, предполагается, что врач должен иметь право отказаться от совершения аборта по своим религиозным чувствам. Также в тексте говорится о недопустимости с православной точки зрения использования средств контрацепции, взаимной ответственности родителей за совершение аборта и рассматривается вопрос об использовании пренатальной диагностики для выявления генетических заболеваний.
По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сокращение количества абортов через их вывод из системы обязательного медицинского страхования позволит за 10 лет существенно увеличить народонаселение России.
Русская линия
Архиепископ Тиранский Анастасий: «Я настаиваю, что в конце концов расколы преодолеваются Вселенскими Соборами, а не письмами или чем-то другим»
Предстоятель Албанской Православной Церкви принял украинских паломников и поддержал каноническую Украинскую Православную Церковь
29 января 2020 года в Тиране состоялась встреча Предстоятеля Албанской Православной Церкви Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия (Яннулатоса) и главы Представительства УПЦ при европейских международных организациях епископа Барышевского Виктора (Коцабы), а также делегации верующих и духовенства УПЦ, сообщает СПЖ.
Во время встречи с духовенством и мирянами УПЦ Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий рассказал о своём отношении к религиозной ситуации в Украине.
«Я настаиваю, что в конце концов расколы преодолеваются Вселенскими Соборами, а не письмами или чем-то другим. Сейчас нет необходимости вникать в детали. Хочу вам сказать, что я с большим вниманием читаю все, что приходит к нам из Украины, — передали слова Архиепископа Анастасия на сайте Отдела внешних церковных связей УПЦ. — И мы знакомы со всеми испытаниями, вы переживаете, и с теми недостойными вещами, происходящими с вами. Бог нас не оставит, это точно!»
Предстоятель Албанской Церкви попросил передать Блаженнейшему Онуфрию слова любви и соучастия в переносимых УПЦ испытаниях. «Решение обязательно будет. Я уверен. И я знаю, что митрополит Онуфрий является человеком молитвы, избегает столкновений, напряжения и возлагает надежду на Бога», — сказал он.
Архиепископ Анастасий признался делегации УПЦ, что переживает происходящее с канонической Церковью Украины как личную трагедию, и призвал верующих не терять надежду.
«С того момента, когда всю нашу жизнь мы посвящаем Христу, Он в какой-то момент даст решение. Должен сказать вам откровенно, что я уже год как чувствую себя больным, когда слежу за этими событиями. То есть это не то, что происходит где-то далеко. Я чувствую, что это происходит со мной, — отметил Предстоятель Албанской Церкви. — И я уже чувствую, что нарушены три фундаментальных для Православной Церкви принципа: апостольское преемство, Божественная Евхаристия и соборность».
Православная Церковь — не конфедерация Поместных Церквей, а Единая Церковь, напомнил он и обратился к прихожанам УПЦ со словами утешения.
«Вы не только Крест сейчас переживаете. В том Кресте, который вы сейчас несёте, есть Воскресение. И я уверен, что вера и благочестие более глубоки в боли, когда болит. Из своего опыта могу сказать, что те люди, которые не пережили боли, они не являются зрелыми людьми, они не имеют глубокой веры», — заключил Архиепископ Анастасий.
Русская линия
Все греческие дороги ведут в США
Вслед за Предстоятелем Кипрской Церкви в США через Великобританию направился и Иерусалимский Патриарх Феофил
В США очень сильна греческая диаспора, а потому нет ничего удивительного в том, что Предстоятели греческих Поместных Православных Церквей нередко посещают Америку, где они находят помощь и поддержку со стороны своих единокровных единоверцев, уехавших в США за более хорошей жизнью.
Это тем более так, если вспомнить, что греки заняли довольно высокие посты в Администрации Дональда Трампа. Этим, в частности, объясняется и неуёмная активность Вашингтона на православном и греческом направлении. Именно американские греки направляют протестантов во власти США в вопросах мирового Православия, а они знают, как вести дела с Предстоятелями Поместных Церквей.
На этом фоне весьма важным становятся поездки Предстоятелей греческих Поместных Церквей в США, и хотя такие вояжи и ранее были нередкими, в условиях мирового кризиса Православия, они могут принести определённые изменения в вопросе разрешения или усугубления раскола в православном мире.
Буквально сегодня в США прибыл Предстоятель Кипрской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Хризостом, который по каким-то причинам решил сменить место своего лечения от рака с Великобритании на США. Первую операцию на печени по удалению опухоли кипрскому владыке сделали английские врачи, однако теперь их дело продолжат американские специалисты.
Понятно, что поездка владыки Хризостома в США связана, в первую очередь, с необходимостью лечения владыки. Однако, нельзя не заметить, что в Америке Предстоятель Кипрской Церкви будет тепло встречен представителями Константинопольского Патриархата, которые стремятся склонить Кипрскую Православную Церковь к признанию украинских раскольников.
Ещё одна важная новость, которая пришла в Россию из греческих СМИ — через Великобританию в США направляется и Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил. Зачем глава Иерусалимского Патриархата едет в США официально не сообщается. Однако, в свете обнародования Трампом «сделки века» по Святой Земле Патриарху Феофилу, очевидно, будет что обсудить с американскими греками.
При этом нельзя не заметить, что в последнее время на Иерусалимский Патриархат оказывается серьёзное давление со стороны Фанара и Греции с целью побудить его отказаться от созыва Собора Предстоятелей Поместных Церквей в Иордании. Не обсудить эту тему с Предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви американские греки также не могут, и нельзя исключать, что они сумеют убедить Патриарха Феофила под тем или иным предлогом отказаться от своей инициативы.
Русская линия
В Косово прошёл многотысячный Крестный ход Сербской Православной Церкви
Православное шествие состоялось в поддержку гонимых верующих в Черногории
Несколько тысяч сербов на севере Косово приняли участие в Крестном ходе и молебне в поддержку своих братьев в Черногории, протестующих против дискриминации Сербской Православной Церкви, сообщает Православие.Ru.
Молитвенное собрание возглавил епископ Рашко-Призренский Феодосий, священники, монахи и настоятели монастырей из разных частей Косовского края. Таким образом, косовские сербы присоединились к протесту против нового закона о вероисповеданиях, принятому скупщиной Черногории.
Крестный ход начался после вечерней службы в храме св. вмч. Георгия в Звечане и прошёл по трассе около 4 км до храма св. вмч. Димитрия в Косовской Митровице. Здесь после молебна к собравшимся обратился епископ Феодосий.
Владыка подчеркнул, что Крестный ход и молитвенная поддержка Сербской Церкви на территории Черногории — это ещё одно свидетельство единства сербов, где бы они не жили и какими границами не были бы разделены. Духовное единство и решимость защищать свои святыни и Церковь объединяют сербский народ повсюду, независимо от границ, политических партий и законов.
Многотысячные Крестные ходы по всей соседней Черногории владыка Феодосий назвал настоящих чудом: «Они собираются не ради какой-то идеологии или поддержки того или иного политического течения, но для того, чтобы песней и мирным крестным ходом всем вместе показать, что они — Церковь Божия».
«Наш народ, хоть и разделён границами, хоть и рассеян по диаспоре, хоть и разделён различными политическими партиями, остаётся единым», — подчеркнул владыка Феодосий.
Молитвенное собрание и Крестных ход на севере Косово и есть, по мнению владыки, выражение этого единства. Тем самым косовские сербы показывают свою поддержку священству и верующему народу Черногории, который борется за спасение своих святынь и Церкви.
«Мы посылаем отсюда всем ясный сигнал, что никакие проходящие вещи не могут разъединить и поссорить нас. Если в чём-то мы временно и не соглашаемся, то всегда будем едины, как и наши братья в Черногории, когда вопрос о святынях и нашей Церкви», — подчеркнул владыка Феодосий.
В Крестном ходе приняли представители сербов из всех районов Косово и Метохии. Он собрал вместе сербское духовенство края, настоятелей монастырей, монашествующих и несколько тысяч верующих. Это уже второе подобное собрание, организованное Рашко-Призренской епархией на территории Косово. Первое прошло в одном из крупнейших сербских анклавов — Грачанице, где расположен одноименный монастырь.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти преподобного Антония Великого, мы вспоминаем видного русского ученого и государственного деятеля Н.К.Кульчицкого
Преподобный Антоний, величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, родился в Египте, близ Фиваидской пустыни, в 251 году. С юности он возлюбил церковное богослужение, всегда был серьезным и сосредоточенным. Рано лишившись родителей, Антоний продал имение, роздал деньги нищим и начал подвижническую жизнь.
85 лет своей жизни преподобный Антоний провел в пустынном уединении, основав, таким образом, отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделили общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.
Незадолго до своей смерти преподобный Антоний поведал братии, что вскоре будет взят от них. Еще и еще раз поучал он их в чистоте хранить православную веру, избегать всякого общения с еретиками, не ослабевать в иноческих подвигах. Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
В 544 году мощи преподобного Антония Великого были перенесены из пустыни в Александрию, а затем, по завоевании Египта сарацинами в VII веке, в Константинополь. Из Константинополя в Х — XI вв. святые мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский, а в XV веке — в Арис (Франция), в храм святого Иулиана.
Сегодня день памяти видного русского ученого, последнего министра народного просвещения Российской Империи Николая Константиновича Кульчицкого. Он родился 16 января 1856 г. в скромной семье обер-офицера. Благодаря своим недюжинным талантам получил прекрасное образование, закончив медицинский факультет Харьковского университета. В родном университете Кульчицкий сделал блестящую научную карьеру, дослужившись к 1908 г. до звания заслуженного профессора. Будучи монархистом по своим убеждениям, Кульчицкий принял самое активное участие в деятельности патриотических организаций Харькова: он был членом Совета Харьковского отдела Русского Собрания и членом Совета Харьковского отдела Союза Русского Народа. Как выдающийся деятель в сфере образования, он был назначен попечителем сначала Казанского (1912), а затем Петербургского учебного округа (1914). В 1916 г., будучи сенатором, входил в состав знаменитого кружка А.А.Римского-Корсакова (день памяти 26 сентября), где разрабатывались проекты спасения России от надвигавшейся смуты и меры по противодействию революции. 27 декабря 1916 г. был призван Государем к исполнению обязанностей министра народного просвещения.
После февральского переворота арестован, но вскоре освобожден. В разгар репрессий в 1919 г. ему удалось бежать в Крым, откуда он эмигрировал. В эмиграции преподавал в Оксфорде. Погиб при загадочных обстоятельствах 30 января 1925 г., якобы по рассеянности упал в пролет лифта.
Русская линия