Патриарх Иерусалимский Феофил III прибыл в Москву
В столице Предстоятеля приветствовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент России Владимир Путин
Сегодня, в день рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Москву прибыл глава Иерусалимского Патриархата Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Феофил III, который намерен лично получить в России присуждённую ему премию Международного общественного Фонда единства православных народов.
В российской столице высокого гостя приветствовал Президент России Владимир Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает официальный сайт Президента РФ.
«Ваше Блаженство! Позвольте мне Вас сердечно поприветствовать в России, — приветствовал Патриарха Феофила Владимир Путин. — Я знаю, что Вы находитесь у нас в связи с вручением Вам премии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Поздравляю Вас с этим.
Между Церквями нашими всегда были особые, очень добрые отношения, и, безусловно, это идёт на пользу Православию в целом, мировому Православию, укрепляет взаимоотношения между верующими наших стран. Я Вас хочу за это поблагодарить. Мы со своей стороны — со стороны государства, имею в виду — будем делать всё для того, чтобы поддержать этот процесс. Хочу Вас поблагодарить за те условия, которые Вы создаёте для наших паломников в Иерусалиме. Это большой поток, и то, что Вы делаете для наших людей, для наших граждан, — мы это высоко ценим. Надеюсь, что эти добрые взаимоотношения, укрепляющие православие в мире, эта совместная работа между Вами и Патриархом Московским и всея Руси будет продолжаться.
Я совсем недавно, будучи в Венгрии, встречался с иерархами христианских Церквей, которые работают на Ближнем Востоке. Мы отдаём себе отчёт в том, в какое трудное положение попали христиане на Ближнем Востоке, в своей колыбели. И здесь нам нужно объединение усилий для того, чтобы защитить интересы христиан. Любое разобщение нанесёт огромный ущерб христианскому миру вообще и христианам на Ближнем Востоке в том числе.
Конечно, мы должны делать это с представителями других конфессий, и, прежде всего, что касается Ближнего Востока, — с мусульманскими конфессиями, с нашими братьями и сёстрами среди представителей ислама. Мы с ними в очень тесном контакте, и, действительно, работаем очень эффективно совместно, совместно решая общие задачи по защите наших общих традиционных ценностей.
Как Вы знаете, я в следующем году в середине января буду в Израиле — и по случаю Дня памяти жертв Холокоста, и по случаю [открытия] нового монумента, связанного с жертвами, которые понесли народы нашей страны в ходе Второй мировой войны, в данном случае — жертвами блокады Ленинграда.
Представляется, что взаимодействие с Израилем тоже имеет серьёзное значение. У нас, слава Богу, очень добрые отношения установились с руководством Израиля, с одной стороны, а с другой стороны — с иудеями в Российской Федерации, которые являются в определённом смысле «мостом», в том числе даже в межгосударственных наших отношениях.
Так что нам есть о чём поговорить. Я очень рад Вас видеть".
Не секрет, что Иерусалимский Патриархат в настоящее время испытывает большие трудности в связи с действиями еврейских властей, которые пытаются изменить статус-кво на Святой Земле и отнять ряд строений у Иерусалимской Церкви. В связи с этим христианские Церкви на Святой Земле уже неоднократно выражали свой протест и даже на время закрывали Храм Гроба Господня.
«В первую очередь хотел бы передать благословение Святого града Иерусалима и благодарность христиан Ближнего Востока, которые вас высоко ценят, — заявил Патриарх Феофил в ответ на слова Владимира Путина. — Также хочу поблагодарить от себя лично и от имени всего братства за ваш интерес и защиту, которую вы оказываете нашему братству, и за вашу решительную помощь, которая имела большое значение по защите храма Гроба Господня».
В Русской Православной Церкви рассчитывают, что Иерусалимский Патриархат не пойдёт на поводу у Фанара и не станет признавать украинских раскольников. В связи с этим визит Патриарха Иерусалимского Феофила в российскую столицу является многообещающим событием, и есть надежда, что ни Иерусалим, ни Кипр, ни Антиохия не станут признавать «ПЦУ».
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл: «Проблемы в отношениях Русской Церкви с некоторыми братскими греческими Церквами — это результат внешнего давления»
Предстоятель Русской Православной Церкви заявил, что кризис в мировом Православии не должен привести к разрыву между православным греческим и славянским миром
20 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день Его Святейшеству исполнилось 73 года. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, в котором коснулся темы нестроений в мировом Православии, сообщает Патриархия.Ru.
«Благодарю вас за молитвы о мне, недостойном. Но главное, я хотел бы поблагодарить весь наш епископат, духовенство, верующий народ за ту огромную поддержку, которую я сегодня ощущаю, принимая очень непростые решения, касающиеся уврачевания расколов, разделений, противоречий, которые в последнее время, по наущению диавола, создают огромные трудности в сохранении единства Православной Церкви, — заявил Патриарх Кирилл.
То, что мы сегодня видим, — это не инициатива церковных лидеров. Это инициатива внешних по отношению к Церкви сил. Давно уже вынашивалась идея, что Церковь якобы представляет собой так называемую «мягкую силу», и некоторых политических противников России почему-то очень беспокоила Русская Церковь, которую они считали «мягкой силой». Кто-то поставил вопрос, не слишком ли близки отношения России с единоверными народами, в первую очередь, с греческим народом, с греческими Патриархатами. И мы знаем, что была дана установка поссорить русский православный мир с греческим православным миром. То, что мы сегодня видим, — это не результат инициативы Поместных Церквей, это результат того, что некоторые Церкви не сумели выдержать давления. Предстоятели Церквей мне говорят прямо: «На нас давят», на что я отвечаю: «Не рассказывайте нам в России про давление внешних сил. В течение XX века это были не тяжёлые разговоры с власть имущими. Наши предки прошли через тюрьмы, лагеря, через Бутовский полигон, но Русская Церковь не преклонила колен перед теми, кто это давление оказывал». Конечно, таким образом никто не давит на наши братские Поместные Православные Церкви, но, может быть, жизнь в спокойных условиях создала некое впечатление благополучия, и даже дипломатическое давление, которое было оказано на целый ряд Церквей, в первую очередь греческих, кто-то не сумел выдержать. Проблемы в отношениях Русской Церкви с некоторыми братскими греческими Церквами — это результат внешнего давления. А поскольку случившееся не проистекает из внутренней жизни Церквей, то глубоко убеждён, что очень скоро всё это прекратится.
Вот реальный яркий пример: какому давлению подвергалась наша Церковь на Украине при бывшем президенте этой страны! Казалось, все силы государственной власти работали на то, чтобы разорвать отношения России и Украины по церковной линии. Но наши братья и сестры на Украине выдержали! Не прогнулись под этим давлением! Ну, а где теперь тот, кто его организовал? Сегодня уже и давления такого нет, и политика вмешательства в жизнь Церкви критикуется. То же самое произойдёт и с теми греческими Церквами, которые, находясь в куда более спокойном положении, чем Украинская Церковь, тем не менее, поддались на уговоры второразрядных чиновников.
Я рассказываю обо всём этом, чтобы вы ясно понимали: сегодня на Православную Церковь оказывается давление, в первую очередь для того, чтобы произошёл разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать всё, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви. Ещё раз благодарю наш епископат за единомыслие, за поддержку Патриарха, который в силу своего положения находится в центре этой борьбы.
Конечно, по-человечески не всегда легко справляться с той информацией, которая поступает, особенно когда слышишь о предательстве близких людей, о том, что происходит вопреки всякой логике в той или иной части мирового Православия. Но молюсь и верю, что по молитвам всей Вселенской Православной Церкви Господь уврачует провоцируемые извне конфликты.
В ответ на эти разделения, в ответ на попытки разорвать связи между Поместными Православными Церквами мы должны крепить наше внутреннее единство. Покуда это единство безупречно, мы будем обладать силой, способной сопротивляться всяким внешним попыткам разделить Вселенское Православие. Наш голос и наш пример будут убедительны, ведь мы Церковь не одной страны, Российской Федерации, но Церковь, простирающая свою юрисдикцию на многие государства, мы подлинно многонациональная Церковь. Когда наши константинопольские собратья обвиняют нас в этнофилетизме, они просто не понимают, о чем говорят. Этнофилетизм — это поставление этнических ценностей и этнических целей превыше церковных. Я всегда отвечаю: у нас десятки этносов. Какой этнос мы можем поставить превыше церковных интересов? Любая попытка такого рода привела бы к нестроениям и разделениям внутри нашей Церкви. И уж если речь об этнофилетизме, то нужно говорить о тех Церквах, в которых открыто заявляется, будто поддержка Русской Православной Церкви — это предательство общих эллинских интересов. Так говорят некоторые греческие политики и представители епископата. Этнофилетизм действительно существует — там, где кто-то смеет говорить, что этнические интересы превыше интересов Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Поэтому наше с вами служение внутри многонациональной Русской Церкви Московского Патриархата может и должно помочь всем тем, кто заблуждается, кто поставляет этнический фактор выше фактора церковного, для кого политика становится важнее церковной проповеди.
Пройдя через многие испытания в ХХ веке, мы многому научились — в первую очередь тому, что нужно сохранять единство Церкви и не допускать расколов, разделений, ересей. Мы должны быть объединены силой молитвы, силой духа. Мы должны воспринимать благодать Божию от единой Чаши, пред Которой преклоняем колена. Верим, что по благодати Божией, по молитвам святых мучеников и исповедников Церкви нашей, отстаивавших свободу Русской Православной Церкви, Господь даст и нам силу — в первую очередь, силу любви, способность любить друг друга, даже когда возникают человеческие недоразумения. Мы не должны потерять любви к нашим братьям, которые сегодня по внушению извне отлагаются от общения с нами. Мы не должны отвечать им тем же, но должны сохранять молитву о них и сознавать, что даже заблудший брат, раскаявшись, может вернуться в отчий дом.
В ответ на страдания мучеников, в ответ на наши молитвы Бог даст нам и разумение, и силы таким образом идти по уготованному пути, чтобы не срываться в ошибки, расколы, ереси, но, сохраняя чистоту Православия, стремиться к тому, чтобы вера православная укоренялась в сердцах наших людей, особенно молодежи. А ведь сегодня самая уязвимая часть Тела Церкви — это молодежь, на которую оказывается мощное воздействие через социальные сети, через многие иные источники информации. Вот я и хотел бы призвать всех, в первую очередь молодежь, а также всех наших мирян и, конечно, наше духовенство крепить единство Церкви силой молитвы, общими богослужениями, совместным проведением торжеств и всем тем, что помогает нам осознать причастность к Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, к Русской Православной Церкви — Матери десятков и десятков миллионов людей.
Ещё раз благодарю вас сердечно за вашу поддержку, за ваши молитвы. И да поможет нам Господь со смирением, кротостью и упованием на Его помощь идти вперед, ничего не боясь и ничему не поклоняясь, кроме как единому истинному Господу и Спасителю нашему. Аминь".
Русская линия
Филипп Грибанов: Восстановление храма святых князей Бориса и Глеба украсит Синопскую набережную
В Санкт-Петербурге планируют восстановить Борисоглебскую церковь, снесённую советскими властями в 1975 году
Фонд содействия строительству культовых сооружений Русской Православной Церкви в городе Санкт-Петербурге планирует воссоздать снесённую в 1975 году Борисоглебскую церковь, располагавшуюся на Синопской набережной, сообщает Православие.Ru.
Церковь во имя святых Бориса и Глеба была построена в 1869—1882 годах на средства петербургского купечества в память о чудесном спасении Императора Александра II при покушении на его жизнь. Пятикупольный храм на гранитном цоколе спроектировал академик Императорской Академии художеств Михаил Щурупов. Борисоглебская церковь действовала до 1934 года, после чего советские власти превратили её в склад, а в 1975 году уничтожили.
«Восстановление храма на историческом месте невозможно, в настоящее время там частично проходит Синопская набережная. Но оно возможно на ближайшем участке — там, где сейчас расположена пустующая парковка. Зажатая между двумя проездами площадка находится в собственности Петербурга», — рассказал представитель Фонда Филипп Грибанов.
В настоящее время Фонд готовит обращение к руководству Петербурга с просьбой о передаче этого участка под строительство храма целевым назначением. Примерно 1,5−2 года уйдёт на подготовку градостроительной документации, ещё около 5 лет на воссоздание церкви. Облик будет полностью воссоздан по фотографиям и чертежам.
«Этот храм — один из многих, которые мы рассматривали к восстановлению и оценивали в течение долгого времени при участии историков, культурологов и экспертного сообщества. У церкви во имя святых Бориса и Глеба, разрушенной почти полвека назад, удивительная и непростая судьба. Её восстановление — это историческая справедливость, и оно станет не только настоящим спасением для этой территории, но и новым открыточным видом на набережной», — отметил Филипп Грибанов.
Русская линия
Михаил Ратманов: «Я рад, что 10 из 31 частного учреждения отказались от выполнения абортов и добровольно сдали лицензию на данный вид деятельности»
Глава Минздрава Самарской области надеется, что вскоре все областные частные клиники откажутся от абортов
В условиях, когда в России продолжают совершаться сотни тысяч абортов, и нет никакой достоверной информации по поводу того, сколько подобных «операций» и при каких условиях совершается в частных клиниках, министерство здравоохранения Самарской области взяло курс на исключение данной «операции» из списка частных медцентров. Об этом заявил министр региона Михаил Ратманов, сообщает Интерфакс.
«Я обратился к руководителям частных лечебных учреждений с призывом не проводить искусственное прерывание беременности в своих учреждениях, и я рад, что 10 из 31 частного учреждения отказались от выполнения абортов и добровольно сдали лицензию на данный вид деятельности», — заявил министр 19 ноября на заседании местной Думы.
При этом Михаил Ратманов выразил надежду, что уже с 2020 года аборты в области будут проводиться только в государственных больницах, где можно проконтролировать их число и реальные показанию к данной «операции». При этом местный Минздрав подчёркивает, что не может запретить частникам делать аборты, но настоятельно это рекомендует, чтобы улучшить демографическую ситуацию в области, сообщает КП.
«В государственных больницах проводят консультации с женщинами, которые хотят прервать беременность. В этом году 18% женщин после них отказались от аборта, — рассказали в Минздраве. — В женских консультациях прерывание беременности проводят только после 2−7 „дней тишины“, во время которых женщина может подумать и изменить решение. В условиях многих частных медицинских организаций эти требования не соблюдаются в силу коммерческой заинтересованности. Кроме того, некоторые низ них не могут соблюсти требования к проведению безопасного аборта из-за отсутствия специалистов и оборудования».
Аргументы министра убедили не всех. В результате переговоров сдать лицензии на проведение абортов согласились пока только 10 частных клиник из 31.
Сам министр Михаил Ратманов считает, что запрещать аборты в России нельзя, но их необходимо взять под строгий контроль. «В госучреждениях беременным даются „дни тишины“, чтобы подумать. В результате за 9 месяцев этого года 774 женщины отказались от абортов и выбрали жизнь будущим детям. Так что я считаю, что мы должны дать женщине ещё один шанс вспомнить о своём главном предназначении на земле — родить ребёнка», — заявил министр.
Конечно, сама по себе позиция министра Ратманова с первого взгляда выглядит несколько странно. Вместо того, чтобы полностью отказаться от финансирования и производства абортов в больницах, которые по своему предназначению должны лечить, а не убивать людей, российские чиновники предлагают именно в них и совершать аборты.
Тем не менее, в условиях, когда аборты в России может делать любой желающий и не предоставлять при этом никакой информации, даже эта инициатива выглядит благом. При этом возникает только один вопрос: кто мешает российским властям не рекомендовать частным медцентрам отказаться от абортов, а законодательно запретить им их производство? Ведь всем известно, что частные центры откровенно заинтересованы в большем количестве абортов, так как они приносят им прибыль.
Русская линия
В Екатеринбурге стартовала акция «Вера без дел мертва»
Православная служба милосердия объявила сбор пожертвований в пользу женщин, отказавшихся от аборта, несмотря на сложные жизненные обстоятельства
С 18 по 23 ноября 2019 года в храмах Екатеринбургской епархии проходит ставшая уже традиционной акция «Вера без дел мертва». Для беременных женщин, оказавшихся в кризисной ситуации, для молодых мам и их новорожденных малышей организован сбор гуманитарной помощи и денежных пожертвований, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
Сбор проходит в рамках акции «Неделя за жизнь — Михаило-Архангельские дни 2019» — ежегодных общественных мероприятий, которые проводятся с целью привлечения внимания населения к проблеме положительного отношения в обществе к абортам, и выступают в защиту жизни нерожденных детей.
«В течение недели мы будем собирать средства и разную гуманитарную помощь для тех женщин, которые, не смотря на обстоятельства, решаются сохранить жизнь своему ребёнку и их решение нужно обязательно поддержать», — заявил председатель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы (на ВИЗе) протоиерей Евгений Попиченко.
«Я призываю всех принять участие в Михайловских днях и молитвенно, и присутствием в храме на богослужении, и своим посильным участием в поддержке матерей, желающих сохранить жизнь младенцев», — обратился к верующим отец Евгений.
Как рассказали в епархиальном Отделе социального служения, сбор помощи организуется во всех храмах Екатеринбургской епархии. На приходах устанавливаются специальные корзины для предметов гуманитарной помощи и денежных пожертвований. Для младенцев собирают средства гигиены, подгузники, детские смеси, одежду, ванночки.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма Н.Я.Данилевского
Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября 1822 г. в Ливенском уезде Орловской губернии в семье генерала. Образование получил в Императорском Царскосельском Лицее, который окончил в 1842 г., служил в канцелярии Военного министерства, одновременно в 1843−47 гг. был вольнослушателем естественного факультета Петербургского университета, где по окончании курса получил степень кандидата. Сдал магистерский экзамен и весной-летом 1849 г. изучал флору Черноземной полосы Европейской России, готовясь к защите диссертации по ботанике. Но в июне был арестован в Тульской губернии и доставлен в Петербург. Увлекшись идеями Фурье, Данилевский с 1844 по май 1848 гг. посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, что и послужило причиной ареста. Он был заключен в Петропавловскую крепость, но, поскольку его участие в кружке было минимальным и он раскаялся в содеянном, в ноябре был освобожден и выслан в Вологду под надзор полиции. Служил чиновником в канцелярии губернатора, с 1852 г. на аналогичной должности в Самаре. В 1857 г. причислен к Департаменту сельского хозяйства Министерства государственных имуществ, участвовал в ряде научных экспедиций.
В 60-е гг. Данилевский работает над фундаментальным культурологическим трудом «Россия и Европа», который заложил основу цивилизационного подхода к исследованию исторических явлений. Книга увидела свет в журнальном варианте в 1868 г. В 1872 г. появилось отдельное издание. В этой работе ученый сформулировал теорию культурно-исторических типов, согласно которой общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций. В истории можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии культурных типов. Всего в прошлом Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский. Главное внимание в своем анализе он сосредоточил на германо-романском (уходящем) и славянском (только начинающем формироваться) типах, потому книга и называется «Россия и Европа». На смену Европе, по мнению Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов, и возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место угасающего германо-романского типа.
Такой сценарий Данилевский считал вполне обоснованным, поскольку славянская цивилизация имеет ряд существенных преимуществ перед европейской. Она неагрессивна, в ней общественное преобладает над индивидуальным, что произошло под влиянием Православия. Данилевским ставил проблему очень остро, он утверждал, что России предстоит сделать выбор: либо вместе с другими славянскими народами создать всеславянскую цивилизацию, либо полностью утратить свое культурно-историческое значение и стать этнографическим материалом для других цивилизаций. Он считал необходимым создание Всеславянского союза (федерации) — добровольного объединения славянских народов вокруг России. Столицей союза должен стать (после освобождения от власти турок) Константинополь, недаром называвшийся славянами Царьградом.
Обосновывая особый путь развития России, Данилевский в целом продолжил славянофильское учение, дополнив его системой естественно-научных доказательств. Н.Н.Страхов, защищая теорию Данилевского от нападок В.С.Соловьева, утверждал, что книга «Россия и Европа» завершает славянофильское учение, является кульминационной точкой развития славянофильской идеи. Опора Данилевского на органическую теорию развития, учет им в своей концепции географических факторов формирования государств ставят русского ученого в ряд основоположников геополитики.
В 1864 г. Данилевский купил себе имение в Мшатке на южном берегу Крыма, здесь у него гостили Н.Н.Страхов, И.С.Аксаков, Л.Н.Толстой и другие видные деятели русской культуры. В 1879 г. ученый был назначен директором Никитского ботанического сада. Тогда же он приступил к написанию работы «Дарвинизм. Критическое исследование», которую определял как «естественное богословие». Труд Данилевского не был доведен до конца из-за скоропостижной смерти ученого в Тифлисе во время очередной командировки 7 ноября 1885 г. Похоронен в своем крымском имении.
Русская линия