Русская линия
<< Полная сводка новостей от 18 января 2018 >>

Сегодня крещенский сочельник
Православные христиане готовятся к празднованию Крещения Господня

Крещение Господне. БогоявлениеПравославные христиане готовятся к встрече праздника Крещения Господня. В этот день 30-летний Господь и Спас наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан. Крестил Его посланный перед тем Богом на землю великий пророк Иоанн Предтеча, чтобы подготовить людей к принятию Господа. Святой Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему.

Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником (Богоявленским вечером). Он имеет сходство с Рождественским сочельником и также является днем строгого поста. В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Освященная крещенская вода является особой святыней.

Начало празднования Крещения Господня восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского (II век) о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

А.Иванов. Явление Христа народуПреподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

Русская линия


Митрополит Саратовский Лонгин: Купание в крещенской проруби в пьяном виде, скорее, вызовет гнев Божий, чем принесёт что-то доброе
Глава Саратовской митрополии рассказал, как необходимо относиться к крещенским купаниям и как лучше встретить Крещение Господне

Митрополит Саратовский и Вольский ЛонгинГлава Саратовской митрополии митрополит Саратовский и Вольский Лонгин призвал крещённых в Русской Православной Церкви россиян с благоговением и должным вниманием отнестись к празднику Крещения Господня и не ограничивать себя только купание в крещенской проруби, а прийти в храм на праздничные богослужения сегодня вечером и завтра утром. Об этом владыка заявил в интервью порталу «Православие и современность».

Что касается традиции купания на Крещение, то владыка отметил, что «эта традиция росла и ширилась на моих глазах» и «раньше этого почти не было». «У других православных народов — греков, сербов, болгар — тоже практикуются особые крещенские благочестивые купания, я их видел своими глазами. У них все молодые мужчины идут на реку или на море, совершают молебен, а потом архиерей или священник берет крест и бросает его на самое глубокое место, а собравшаяся толпа кидается в воду. Тот, кто этот крест нашёл и вытащил, потом герой целого года», — рассказал архипастырь.

«У нас эти купания приобрели массовость уже на наших глазах, в последние двадцать пять лет. В этом опять же нет ничего плохого, если человек понимает место этого внешнего обычая в жизни Церкви и в своей собственной жизни. Если же эти купания становятся для человека суррогатом церковности, если он считает, что „искупался на Крещение — всё, грехи смыл, больше ничего не нужно“, и ещё хуже — если люди при этом выпивают для храбрости — это, конечно, профанация праздника. Это очень плохо и, скорее, вызовет гнев Божий, чем принесёт что-то доброе», — подчеркнул владыка Лонгин.

Русская линия


На Украине запретили показ кощунственного фильма Алексея Учителя
Фильм был запрещён к показу по формальной причине, однако верующие УПЦ приветствуют это решение

Режиссёр Алексей УчительКощунственный фильм Алексея Учителя «Матильда», который вопреки протестам Русской Православной Церкви был показан в российских кинотеатрах, на Украине оказался запрещён к показу.

Верующие Украинской Православной Церкви, также как и их собратья в России, выступали против показа этого скандального кино, в котором подвергается поруганию святая Царская семья и лично Государь Николай II.

И хотя украинские власти запретили показ фильма по формальной причине (из-за того, что в создании фильма принимал участие музыкант, который находится в так называемом «чёрном списке»), тем не менее, такое решение украинских властей нельзя не приветствовать.

О запрете показа фильма на Украине сообщил член экспертного совета при Госкино книгоиздатель Дмитрий Капранов, передает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Фильм на Украине не будет показан ни в одном кинотеатре. Впрочем, даже если бы показ состоялся, нет никаких сомнений, что он полностью бы провалился. Ведь даже в России, где этому проекту была посвящена огромная пиар-кампания, фильм не вызвал большого интереса зрителей, а те, кто всё же посмотрел это кино, оказались разочарованы.

Русская линия


Владислав Шапша: Надо дать возможность детям познакомиться с Православием, ничего при этом не навязывая
В целях духовно-нравственного воспитания детей в школах Обнинска предложили проводить «единый день священника»

Заседание Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Администрации города Обнинска12 января 2018 года состоялось заседание Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Администрации города Обнинска, в ходе которого прозвучал целый ряд актуальных предложений по сотрудничеству Церкви и школьного сообщества, сообщает пресс-служба Администрации Обнинска.

Открыл заседание глава Калужской митрополии митрополит Калужский и Боровский Климент. «У нас на Руси приоритетом всегда был нравственный закон. Такую ментальность наши предки сформировали за века под влиянием Православия. А чтобы её иметь сегодня — необходима вера, — сказал владыка Климент. — Мы должны помочь нашей молодежи максимально уяснить правила и нормы жизни в России, полюбить нашу страну и культуру. А для этого нам важно объединить наши усилия по работе с подростками».

Далее на совете выступили представители педагогической и культурной сферы.

Так, руководительница городского методического объединения учителей духовно-нравственного образования и воспитания, заместительница директора по внеурочной деятельности НОУ СОШ «Чаша» Марина Русецкая и заведующая библиотекой № 1 Марина Никонова рассказали о работе своих учреждений и планах на 2018 год.

«Муниципальные библиотеки определяют деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей, как одно из приоритетных направлений своей работы. Для этого мы используем разнообразные формы», — отметила Марина Никонова.

Далее выступила заместительница директора духовно-просветительского центра «Вера, Надежда, Любовь» монахиня София (Ищенко). Она отметила, что работа в городе ведётся большая, но этого всё же недостаточно. И для большей эффективности необходимо объединить усилия двух духовно-просветительских центров, городских школ и Администрации Обнинска.

На заседании Координационного совета прозвучало несколько предложений: организовать постоянно действующий семинар для педагогов и родителей с представителями духовенства; проводить «единый день священника» в школах, а также консультационные встречи-беседы с духовенством преподавателей предмета «Основы православной культуры». Митрополит Климент выразил готовность самому провести такую встречу.

Глава Администрации Обнинска Владислав Шапша попросил включить эти предложения в протокол заседания. «Много пищи для размышлений мы получили сегодня. Есть определённый результат и много предложений, которые прозвучали на совете, — резюмировал Владислав Шапша. — И надо дать возможность детям познакомиться с Православной Церковью, ничего при этом не навязывая. Я прошу Управление образования продолжать ту работу, которая уже начата с родителями, детьми и педагогами. Давайте предоставим им свободу выбора».

Русская линия


На Житомирщине священник с паствой вернулся из раскола в лоно канонической Церкви
Возвращение прихода произошло спокойно — в отличие от раскольников, никто храм со стороны УПЦ силой не захватывал

Священник Киевского патриархата принёс покаяние в расколеПопытки представителей «Киевского патриархата» представить, что на Украине сегодня происходит массовый переход приходов канонической Украинской Православной Церкви в раскол, наталкиваются на факты, которые полностью опровергают это утверждение. Никакого массового перехода на Украине не происходит, более того, в каноническую Церковь возвращаются люди, которые ранее ушли в «Киевский патриархат».

Подобный случай, в частности, произошёл в Овручской епархии. 14 января 2018 года в Покровском храме города Коростеня искреннее покаяние в грехе раскола принёс священник «Киевского патриархата» Анатолий Василенко, сообщает сайт «Союза православных журналистов».

В присутствии митрополита Овручского и Коростенского Виссариона отец Анатолий публично огласил своё покаянное письмо и попросил принять его вместе с прихожанами в каноническую Церковь, сообщает Ovruch.church.ua.

Как отметил ушедший в раскол священник, читая богословскую литературу, он осознал свой тяжкий грех — служение в «Киевском патриархате», а также понял, что существует только одна каноническая Церковь Христова.

«Я ещё больше понял, что так называемый „Киевский патриархат“ не является канонической Церковью, неслучайно их не признает ни один Патриархат Поместных Церквей всего мира со своими Священными Синодами и всеми архиереями. Понимая это, я осознал, что всё это серьёзно и надо будет отвечать перед Богом. Поэтому искренне прошу принять моё покаяние и принять меня в лоно канонической Церкви», — говорится в покаянном письме.

Как отметили в Овручской епархии, покаяние в расколе принесено «сознательно, с большинством прихожан». «Церковь Христова радуется о возвращении ещё одного раскольнического священника», — сказано в сообщении пресс-службы епархии.

Русская линия


Украина официально признала Россию страной-агрессором и оккупантом
Верховная Рада приняла закон о «временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» — ни слова о Минских соглашениях в нём нет

Верховная Рада УкраиныНа Украине по-прежнему сильна «партия войны», и на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что никакого замирения на Донбассе в ближайшие годы не будет. Связано это с тем, что в Киеве не хотят вести переговоры с Донецком и Луганском и открыто заявляют о том, что на этих территориях существуют только террористы и российская армия. А это значит, что разговаривать там не с кем, и соответственно война на востоке Украине не закончится до тех пор, пока Москва не выведет оттуда свои войска.

Об этом говорится в законе, который сегодня был принят Верховной Радой Украины. Он носит официальное название «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» (регистрационный номер 7163), сообщает УНИАН.

Ни слова о Минских соглашениях в принятом законе нет, а это значит, что Киев фактически поставил крест на их выполнении.

За данное решение проголосовали 280 народных депутатов. В частности, за закон проголосовали 123 депутата от «Блока Петра Порошенко», 76 от «Народного фронта», 17 от Радикальной партии Ляшко, 22 от «Самопомочи» и 15 от «Батькивщины». В то же время, фракция «Оппозиционного блока» не голосовала в полном составе.

В принятом законе говорится, что вооруженная агрессия Российской Федерации началась с необъявленных и скрытых вторжений на территорию Украины подразделений вооруженных сил и других силовых ведомств Российской Федерации, а также путём организации и поддержки террористической деятельности. В законе не выписана дата оккупации, но есть ссылки на ранее принятый закон, где такой датой определено 20 февраля 2014 года.

Временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях признаются части территории Украины, в пределах которых вооруженные формирования РФ и оккупационная администрация РФ установили и осуществляют общий эффективный контроль.

В законе сказано, что границы и перечень районов, городов, посёлков и сёл, частей их территорий, временно оккупированных в Донецкой и Луганской областях, определяются президентом Украины по представлению Министерства обороны Украины, подготовленному на основе предложений Генерального штаба Вооруженных Сил Украины.

Деятельность вооруженных формирований РФ и оккупационной администрации России в Донецкой и Луганской областях признаются противоречащими нормам международного гуманитарного права, являющимися незаконными, а любой изданный в связи с такой деятельностью акт является недействительным.

Ответственность за моральный и материальный ущерб, нанесённый государству Украина, органам государственной власти и органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, возлагается на Российскую Федерацию.

Согласно закону, лица, участвующие в вооруженной агрессии РФ или привлеченные к участию в оккупационной администрации России, несут уголовную ответственность за деяния, нарушающие законодательство Украины и нормы международного гуманитарного права.

Согласно закону, факт окончательного вывода и полного отсутствия всех вооруженных формирований Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях устанавливается министром обороны Украины и министром внутренних дел Украины путем совместного представления президенту Украины, который исключительно на этом основании принимает соответствующее решение.

Законом определено, что въезд лиц, перемещение товаров на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и выезд лиц, перемещение товаров с таких территорий осуществляются через контрольные пункты въезда-выезда. При этом предусмотрено, что порядок въезда лиц, перемещения на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и выезда лиц, перемещения товаров с таких территорий определяется Кабинетом министров Украины.

В заключительных и переходных положениях предусмотрено, что этот закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования. Президент Украины Пётр Порошенко уже заявил, что он намерен подписать этот закон в самое ближайшее время.

Русская линия


Патриарх Сербский Ириней: «Выстрел в Оливера Ивановича — это выстрел в сербов и Сербию»
Предстоятель Сербской Православной Церкви выразил уверенность, что убийство лидера косовских сербов не заставит их оставить этот некогда цветущий сербский край

Патриарх ИринейБывший заместитель министра по делам Косово и Метохии в правительстве Сербии и один из лидеров косовских сербов Оливер Иванович был убит утром во вторник в городе Косовска-Митровица. Иванович в последнее время возглавлял политическое движение «Свобода, демократия и правосудие» и поплатился за это жизнью, сообщает РИА Новости.

Власти Сербии уже выразили свой протест по этому поводу. В ОБСЕ также потребовали расследовать убийство Ивановича. Выразил свои соболезнования родственникам погибшего и Предстоятель Сербской Православной Церкви Святейший Патриарх Ириней, который выразил надежду, что это дерзкое преступление не приведёт к новому исходу сербов из края.

«Многие были вынуждены покинуть территорию Старой Сербии (Косово и Метохии). Иванович терпел давление, и был подвергнут тяжелейшим испытаниям. Хотя он и мог оставить свою землю, не хотел этого делать любой ценой. К сожалению, он не сделал этого даже ценой собственной жизни», — отметил Патриарх Ириней.

Святейший Владыка назвал погибшего «самым светлым примером нашего народа». «Выстрел в Оливера Ивановича — это выстрел в сербов и Сербию», — заявил Предстоятель, выразив соболезнования близким погибшего и пожелав мира сербам в Косово.

Иванович был арестован властями самопровозглашенного Косово в январе 2014 года вместе с ещё четырьмя косовскими сербами по обвинению в военных преступлениях над албанским населением края в 1999 и 2000 годах. Судебный процесс начался в декабре 2014 года, причём Ивановичу было отказано в освобождении из-под ареста на время разбирательства. 7 августа 2015 года экс-министр начал голодовку в знак протеста и через неделю был помещён в больницу по состоянию здоровья.

В январе 2016 года он был признан судом самопровозглашенной республики Косово виновным в военном преступлении 14 апреля 1999 года и осуждён на 9 лет лишения свободы. Апелляционный суд в Приштине в феврале 2017 года выпустил Ивановича под домашний арест и назначил повторное разбирательство по прежним обвинениям. В ожидании процесса он активно занимался политикой.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем художника-баталиста Н.С.Самокиша

Н.С.СамокишНиколай Семенович Самокиш, академик, действительный член Императорской Академии художеств и заслуженный деятель искусств РСФСР скончался 18 января 1944 года. Он родился 13 ноября 1860 г. в Нежине. Окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но через год занятий в батальной мастерской профессора Б.П.Виллевальде, Самокиш успешно сдал экзамены (1879).

Уже в 1881 г. молодой художник получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 г. издал первый альбом офортов, в 1883 г. получил премию С.Г.Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П.М.Третьяков. В 1885 г. за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. С 1885 по 1888 г. совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 г. удостоен звания академика.

В 1888 г. Самокиш ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Результатом стали три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.

Ознакомившись с работами художника, Великий князь Владимир Александрович, бывший президентом Академии, представил рисунки наследнику престола Великому князю Николаю Александровичу. После этого молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своем дневнике.

Подвиг солдат генерала Н.Н. Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 г. (Н.С.Самокиш, 1912 г.) В 1889 г. Самокиш женился на Елене Петровне Судковской (принявшей в браке двойную фамилию Самокиш-Судковская) (1863−1924) — известной книжной художнице, ученице В.П.Верещагина. Елена Петровна принимала участие в иллюстрации «Книги русской скорби», посвященной памяти погибшим в годы революционной крамолы 1905 года русским монархистам. Супруги временами работали вместе. В одном из залов Царскосельского (ныне Витебского) вокзала, возведенного в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н.С. Самокиша и Е.П.Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской железной дороге.

Вместе с С. Васильковским Н.С.Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Малороссии (1898−1900), подгтовил тысячи книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — к произведениям А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя и др. Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н.И.Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» в 4 томах (1896−1911). Это издание принесло художнику славу анималиста. Другая знаменитая работа — рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г. И.Радде, описывающей путешествие великих князей в Индию. Для этого издания художник сделал 456 рисунков!

Много различных иллюстраций Самокиша было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года он уехал на фронт Русско-японской войны и работал там до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904−1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.

В годы Первой мировой войны Н.С.Самокиш сформировал «художественный отряд» и выехал на фронт. Им было выполнено здесь около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков, именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» применительно к Первой мировой.

Н.С.Самокиш преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда в Крым.

В 1918—1921 гг. жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию, которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Постановлением Совнаркома Крыма в 1937 г. на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 г. именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. В 1936—1941 гг. работал в Харьковском художественном институте.

Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почетными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной армии: «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Переход Красной Армии через Сиваш» и другие. Лауреат Сталинской премии. Репрессии 30-х гг. не коснулись художника лично. И всё же некоторые источники сообщают, что в конце жизни Н.С.Самокиш был на грани ареста. Во время немецкой оккупации Крыма (1941−1944) он оставался в Симферополе, где и скончался.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 18 января 2018 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика