Патриарх Кирилл: «Задача дьявола в том, чтобы весь мир стал бесноватым»
Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что свобода не должна превращать человека в зверя
«Если дьявол овладевает человеческим сознанием, то ум человека подчиняется ему, и происходит это не через какое-то отдельное внушение, а естественным путем». Нередко для того, чтобы овладеть сознанием человека, используется некая мысль, складывающаяся в идеологию, заметил Святейший Патриарх. «Мы знаем на примере истории, как, отдавая свой разум идеям, имеющим источник не от Бога, а от дьявола, люди становились бесноватыми. В истории нашего народа было такое общественное беснование и помешательство, когда люди, осуществляя идеологию, старались подчинить ей все свою жизнь».
В связи с этим Патриарх упомянул роман Ф.М.Достоевского «Бесы», в котором автор называл бесноватыми именно тех, кто отдал свой разум безумным идеям. «Мы знаем, — подчеркнул Предстоятель, — к каким страшным жертвам это привело: к разорению святынь, к попранию человеческого достоинства, к разрушению общественной жизни».
«Разве сегодня отчасти не происходит то же самое? — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — Разве сегодня люди не подчиняют свой разум опасным и греховным идеям?». По словам Его Святейшества, в наши дни многие идеологии, ссылаясь на Богом данную свободу, стремятся превратить человека в зверя, живущего по закону инстинктов. «И это подхватывают литература и СМИ, и миллионы и миллионы людей порабощают свой разум этими дьявольскими мыслями, становясь бесноватыми».
Предстоятель Русской Церкви обратил также внимание на то, что враг рода человеческого может поработить не только разум, но еще волю и чувства человека, и подчеркнул, что «задача дьявола в том, чтобы весь мир стал бесноватым, чтобы весь мир был в его власти». По словам Его Святейшества, «опасность беснования состоит в том, что человек, отдавая себя в руки дьявола, обрекает себя на гибель».
Как заметил Святейший Патриарх, Церковь постоянно борется с бесовскими нападками, и эта брань ведется не против людей и не против учений, а против «духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). И задача Церкви — говорить людям об опасности беснования.
Говоря о том, как возможно противостоять попыткам дьявола завладеть миром, Патриарх Кирилл сказал: «Нет другого способа, как горячая вера в то, что Бог сильнее дьявола, как пост и молитва, о чем мы слышали в сегодняшнем Евангелии». «Молитва и воздержание должны быть в центре нашей жизни не только во время поста, но и на протяжении всем жизни», — сказал в заключение Святейший Патриарх.
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл поздравил всех собравшихся с четвертым воскресеньем Великого поста: «Сегодня мы празднуем память прп. Иоанна Лествичника, который был человеком высочайшего духовного опыта. Этот опыт он изложил в книге „Лествица“». «Я бы хотел, — обратился Святейший Патриарх к архиереям, — особо приветствовать в этот день архипастырей, которые мне сослужили. У каждого сегодня памятная дата, каждый внес свой вклад в дело служения Церкви». В заключение Его Святейшество поблагодарил присутствующих иерархов за их служение и вручил им высокие церковные награды.
Его Святейшеству сослужили митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий, архиепископы Хустский и Виноградовский Марк, Истринский Арсений, Пинский и Лунинецкий Стефан, Николаевский и Вознесенский Питирим, Курский и Рыльский Герман, Мурманский и Мончегорский Симон, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, епископы Гродненский и Волковысский Артемий, Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Троицкий Панкратий, секретарь Московской Патриархии протоиерей Владимир Диваков, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев), представители московского духовенства.
Русская линия
Протоиерей Геннадий Беловолов: «Первый кто заслуживает этой награды — сам Ющенко»
Известный петербургский священник считает, что учрежденный на Украине «Крест Ивана Мазепы» является не наградой, а клеймом
«Особенность этого оригинального решения состоит в том, что награда названа именем личности достаточно одиозной, о которой в истории уже всё сказано. С какой стороны не смотри, он совершил предательство Царя, которому присягал, которому служили Богдан Хмельницкий, Малая Россия, народ, казачество. Мазепа же подло предал Императора Петра накануне Полтавской битвы, поправ все государевы милости в отношении него, за что совершенно справедливо был анафематствован, как клятвопреступник Помазанника Божиего и отлучен от Церкви», — напомнил священник.
Вместе с тем, заметил отец Геннадий, «при всей неожиданности учреждения такой награды, как это на первый взгляд не покажется странным, есть в этом решении украинского президента некоторая логика, потому что многие поступки, да и саму модель поведения этого предателя во многом воспроизводит и нынешний глава украинского государства. Он совершает те же самые маневры, предает вековую дружбу нашего единого народа, предает нашу единую Церковь. Другое дело, что его предательство пока не принимают. Видимо, сродное тянется к сродному и в Мазепе Ющенко узнал самого себя. Это просто братья по разуму. Поэтому, наверное, такая награда должна быть в нынешней Украине, чтобы вручать её таким же предателям как Мазепа. И первый кто заслуживает этой награды — сам Ющенко, являющийся истинным последователем предателя Мазепы. Так вот пусть сам он её и носит, да вручает своим сподвижникам, которых у него, судя по всему, немало. Пусть вручит эту медальку горе-воякам, которые в Грузии стреляли в русских солдат, сбивали русские самолеты, они тоже заслужили награду предателя. Только пусть не смеет называть этот „орден“ крестом, потому что это кощунство над святыней».
В заключение отец Геннадий предложил Ющенко посмертно наградить этим знаком Иуду Искариота, «поскольку именно именем этого исторического прототипа принято у христиан называть предателей». «Конечно, это иудина награда, и честно говоря, не завидую тем, кому Ющенко вздумает её вручить. Любой нормальный человек в России или на Украине откажется от такой награды как от клейма. Думаю, что эта награда останется нонсенсом в истории современной Украины и позором самого Ющенко», — заключил настоятель Леушинского подворья.
В добавление к словам отца Геннадия Беловолова напомним, что после предательства гетманом Украины Царя Петра Великого, по приказу последнего в 1709 году был в единственном экземпляре изготовлен «Орден Иуды» для награждения им изменника. На этом «ордене», изготовленном из серебра в виде круглой медали весом в 5 кг, был изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине, а под ним — 30 сребреников и надпись «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится». После перехода гетмана Мазепы на сторону шведского короля Карла ХІІ, Царь Петр предполагал вручить этот орден предателю, однако из-за вскоре последовавшей кончины изменника, удравшего в Бендеры, намерение Государя не осуществилось.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память митрополита Михаила (Ермакова)
Он родился 31 июля 1862 г. в Петербурге, в миру звался Василием Федоровичем. Образование получил в Киеве сначала в семинарии, затем в Духовной академии, по окончании которой принял постриг. В революционные годы он возглавлял Гродненскую кафедру, т. е. оказался на передовой борьбы за русские национальные интересы. В Западной Руси было очень сильно польское и еврейское влияние, и владыка активно поддерживал православно-русское национальное движение. Он был почетным председателем Гродненского православного братства, которое по своему составу было сугубо монархическим.
В годы Первой мировой войны владыка проявил недюжинное личное мужество — он служил молебны прямо на передовой, когда немцы вторглись в пределы епархии ежедневно совершал богослужение в городском соборе. Перед сдачей Гродно эвакуировался в Москву, куда перевез главные епархиальные святыни: чудотворную Жировицкую икону Божией Матери и гроб с частицей мощей младенца Гавриила Белостокского «от жидов умученного». Эти святыни хранились в соборе Василия Блаженного, где настоятелем был протоиерей Иоанн Восторгов.
После революции 1917 года владыка Михаил остался в России, активно боролся с обновленчеством. Несколько раз был арестован, в 1922−23 гг. томился в Бутырской тюрьме, в 1925 г. снова арестован, после чего был отправлен в ссылку. В 1927 г. вернулся на Киевскую кафедру. Скончался и похоронен в Киеве.
Русская линия
Укрепит ли сваха русскую семью?
Православные священнослужители прокомментировали инициативу татарских мусульманок
Комментируя изданию предложение Зиганшиной, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров заметил: «Да, еще в XVIII—XIX вв. были такие многоопытные кумушки, которые, прекрасно зная по именам, по достатку жителей, в том числе и соседних селений, действительно представляли собой, выражаясь современным языком, «банк данных». Отличаясь, наверное, навыками практической психологии, будучи в доверии у семей, они, полагаю, не только за деньги, но и из любви к искусству, из стремления помогать молодым находить свою судьбу, учитывая многие только им известные обстоятельства, содействовали знакомству, помолвке и супружеству молодых пар. Сегодня, когда семейный уклад практически разрушен, равно как и ликвидированы сословия, подобной информацией владеет разве что религиозный деятель — тот, которому, открыты умы и сердца людей. Например, приходской священник, которого тоже можно назвать «свахой», — сказал он.
«Пастырю на приходе хорошо известны и те, кто составляет ядро жизни общины, те, кто только входит в Божий храм и ему, безусловно, очень удобно порекомендовать молодому человеку обратить внимание на прекрасную незнакомку. Безусловно, такой совет священника не может и не претендует заменить или отменить самостоятельное суждение и решение», — отметил отец Артемий.
«В этом тонком и щепетильном сердечном деле совет священника может оказаться незаменимым, потому как жителям наших многомиллионных городов подчас кажется, что они живут в пустыне. Очень нелегко благонамеренной молодой особе найти юношу, здорового, как говорится, на голову, работящего, имеющего серьезные воззрения на семейную жизнь. Она ограничена домом, местом работы, храмом, в котором молится, и не позволит себе искать своего «принца с хрустальной туфелькой» на какой-нибудь ночной дискотеке, где хорошие женихи все равно не встречаются. Поэтому, конечно, было бы неплохо, если б вдруг появились те мудрые и добрые женщины из далекой старины. Но думаю все же, что это лишь розовая мечта. Но священник, особенно тот, что умеет собирать вокруг себя молодежь, общаться с нею, имеет определенный нравственный авторитет, мог бы совместить со своей пастырской деятельностью столь дефицитную профессию», — заключил он.
В свою очередь председатель молодежного отдела Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев) считает, что в современной жизни услуги свахи вряд ли будут востребованы. «Деятельность свахи возможна лишь в рамках поселка или села, где самое большее несколько сотен человек и все друг друга знают, но не в большом городе. Но вообще-то мне кажется, что брак должен быть проявлением чувств двух людей — мужчины и женщины. Третий человек может не только ошибаться, но и все испортить. Молодые люди сами должны понимать цели, серьезность своих отношений, сваха тут вряд ли поможет. По словам Апостола о браке, «да прилепится муж жене и будут два плоть едина», — ни о ком третьем речи не идет. Даже родители могут помогать, наставлять, но разобраться в своих чувствах могут только сами молодые люди. Когда в старину родители договаривались о браке, это был не сиюминутный, а очень долгий и сложный процесс», — сказал он.
Настоятель храма Архангела Михаила г. Талдома священник Илия Шугаев считает, что в современном обществе институт свах немыслим, хотя молодым и сегодня иногда бывает полезен совет старшего. «Что касается жизнеспособности института свах, то все зависит от культурной среды. Возможно, в мусульманской среде этот институт жизнеспособен, но современном постхристианском обществе институт свах просто немыслим. Этот институт может прижиться только там, где есть у молодых людей воспитано обществом чувство доверия к авторитету старшего, более опытного человека. В современном обществе разрыв между поколениями слишком велик, с помощью информационных технологий удалось оторвать молодое поколение от старшего», — сказал он.
«В современном христианском обществе (имею в виду именно воцерковленные семьи) иногда случаются браки по совету старшего. Но это бывает почти исключительно по совету духовно мудрых родителей или опытного духовника, которым доверяют молодые люди. Вряд ли можно вообразить свах, которые в вопросах семьи были бы авторитетнее, чем родители или опытный священник. Здесь нужен опыт, накопленный и проверенный даже не годами, а веками. Таким опытом сейчас обладает только Церковь. Соответственно родители или священник, которые действуют исходя из этого опыта, а не от «ветра главы своея», могут быть надежными советчиками. А вот чтобы так, на ровном месте, возник институт свах, обладающий авторитетом, — практически это невозможно», — отметил отец Илия.
«И конечно, если совет насчет брака дает опытный священник, — это на «службу знакомств непохоже. Ведь он, как правило, знает молодых людей через исповедь и видит их готовность вступить в брак, готовность нести самый главный подвиг в семье — подвиг самопожертвования во имя благо другого, знает родителей этих молодых людей и их духовную жизнь. И руководствуется он в данном случае не какими-то земными выгодами брака, а духовной пользой», — добавил священник.
«Если бы такие браки, о которых я говорю, стали более распространены — это, конечно, способствовало бы укреплению семьи. Только надо иметь в виду, что следуют совету старшего сейчас, как правило, только молодые люди, воспитанные на традиционных семейных ценностях, — но именно у них меньше всего проблем с созданием семьи. Часто они потому и следуют совету старшего, что этот совет оказывается близок им самим по духу. Но совет старшего всегда полезен: он помогает увидеть те стороны потенциального избранника, которые раньше не замечал или недооценивал. Но авторитет старшего за пределами церковной ограды сейчас почти не имеет силы, так что говорить об укреплении семьи во всем обществе здесь не приходится», — заключил отец Илия.
Русская линия
«Наконец-то Москва Православная заметила и оценила Ваши труды»
В редакцию РЛ продолжают поступать поздравления с получением высоких церковных наград
«„Народный Собор“ поздравляет члена Центрального совета Движения А.Д.Степанова и его коллегу С.М.Григорьева, а также нашего давнего соратника — портал „Русская линия“ с этой высокой оценкой их вклада в борьбу за традиционные православные ценности и национальные интересы России», — говорится в поздравительном сообщении пресс-службы движения «Народный Собор».
«Поздравляю весь коллектив „Русской линии“ и лично Анатолия Дмитриевича и Сергея Михайловича с высокими Церковными наградами! Очень рад. Вы все их заслужили. Всех уважаю и за всех молюсь, а труд ваш очень ценю. Большое вам спасибо!», — сказано в поздравительном письме заведующего Миссионерским отделом Иркутской епархии, постоянного автора «Русской линии» протоиерея Вячеслава Пушкарева.
«Дорогой Анатолий! Христос посреди нас! Сердечно поздравляю тебя и Сергия, а вместе с Вами и всех сотрудников РЛ с добрым началом — наконец-то ваши героические труды официально признаны и отмечены священноначалием Русской Православной Церкви! Без деятельной христианской жизни не может быть и созерцания Божией благодати, поэтому желаю через ваше крестоношение, достигнуть меры Святых Отцов, ибо „в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес. но пойдут путём делания, растворённого смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими (древних) отцов“ (блж. Нифонт Цареградский). Да оградит Вас Господь от диавольских наветов и будет Заступник делам и душам вашим! Многая лета!», — пишет в своем поздравлении клирик Свято-Троицкого Измайловского собора протодиакон Сергий Шалберов.
«От всей души поздравляю моих коллег Сергея Михайловича и Анатолия Дмитриевича с заслуженными наградами, тем более, что в наше время вес и значимость патриарших орденов во много раз превосходят значение светских. Я счастлив и благодарю Бога за возможность работать вместе. Символично, что оба Патриарха оказались причастны к награждению двух самых авторитетных представителей нашего агентства. Многая вам и благая лета!», — говорится в поздравительном слове руководителя проекта «Белые воины» и РЛ Александра Алекаева.
«Многоуважаемые Анатолий Дмитриевич и Сергей Михайлович! Многочисленный трудовой коллектив журнала „Благодатный Огонь“ от всего сердца поздравляет вас и в вашем лице наших верных соратников в деле возрождения Православия — ИА „Русская линия“ с высокими патриаршими наградами. Помощи Божией в вашем ответственном служении во благо Церкви Русской и нашего возлюбленного Отечества», — пишет в своем поздравлении главный редактор журнала «Благодатный Огонь» Сергей Носенко.
«Глубокоуважаемые Анатолий Дмитриевич и Сергей Михайлович! Православная Полтавщина, Союз русских литераторов Полтавщины и Полтавское отделение ВОО Союза русских журналистов и литераторов от всей души поздравляют Вас и коллектив „Русской линии“ с заслуженными наградами — орденами преподобного Серафима Саровского (III степени), так отмечено Ваше стояние за Истину. Дорогие коллеги! Братья и сестры! Награда „Русской линии“ говорит о признании Русской Церковью и православным сообществом заслуг и важной роли, которую проводит „Русская линия“ в информационно-публицистической и духовно-нравственной работе по защите здоровья русского народа. Ваша деятельность нужна не только в самой России, но и тем, кто не по своей воле стал эмигрантом. Ваш интернет-ресурс помогает сражаться нам, малороссам: За веру православную, за русское товарищество, за Отечество», — признает председатель Союза русских литераторов Полтавщины Николай Яременко.
«Дорогой Анатолий Дмитриевич! Позвольте от всей души поздравить Вас и весь коллектив „Русской линии“ с высокой церковной наградой. Вы всегда являлись примером объективного и разностороннего православного ресурса, который без истерик и кликушества стоял и стоит на защите интересов нашей Святой Матери Православной Церкви. Лично для меня всегда была особенно близка Ваша позиция по прославлению Святых Царственных Мучеников и борьба со всякими спекуляциями на эту тему. Желаю Вам помощи Божией, долголетия Вам, Вашим семьям и всей РЛ. С низким поклоном», — пишет в своем поздравительном письме известный историк Петр Мультатули.
«От сердца, от души поздравляю с заслуженными наградами Сергея Михайловича и Анатолия Дмитриевича! По делам и плодам трудов Их, Дорогих! Многая и благая лета Вам, Дорогие, по молитвам великого Пророка Русской Земли Преподобного Серафима Саровского! И дальше всегда будьте во всем Великороссами, Сергей и Анатолий, в Ваших подвигах на передовой Линии нашей Церкви-Державы!», — пожелал известный православный публицист Леонид Болотин.
«Поздравляю с заслуженной наградой и желаю профессионального и духовного роста», — пишет петербургский правовед Родион Юрьев.
«Уважаемый Анатолий Дмитриевич, поздравляем Вас и Ваших коллег с высокой наградой, свидетельствующей о том месте, которое занимает Ваш портал среди российских СМИ! Мы тоже активно пользуемся Вашими материалами. Помощи Вам Божией, творческих свершений, здоровья, терпения, сил на долгие-долгие годы! Многая и благая лета!», — говорится в поздравлении постоянного автора сайта «Вера и время», профессора Московского педагогического государственного университета, методиста Учебно-методического центра профобразования Департамента образования Москвы, доктора педагогических наук Татьяны Петраковой.
«Уважаемый Анатолий Дмитриевич! От всей души поздравляю Вас и Сергея Михайловича с высокой церковной наградой! Вы уже не первый год находитесь на передовой линии фронта информационно-психологической войны, развязанной против Православия и России, и да придаст Вам сил помощь Батюшки Серафима, вкупе с поддержкой Священноначалия нашей Церкви», — пишет в своем поздравительном послании известный детский психолог председатель Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку, член Союза писателей России Татьяна Шишова.
«Анатолий Дмитриевич! От души поздравляю с наградой! Действительно, Завещательное напутствие Святейшего! Объединение всей православно-патриотической мысли рано или поздно даст свои хорошие плоды. Бог в помощь и в дальнейшем!» — пишет постоянный автор «Русской линии», член Союза писателей России Олег Слепынин.
«Поздравляю Вас с получением высокой награды. Наконец-то Москва Православная заметила и оценила Ваши труды, такие необходимые, и вместе с тем, такие неблагодарные. Желаю успехов и дальнейших перспектив в Вашем благородном делании», — говорится в поздравлении поэта Вячеслава Улыбина.
«От всей души поздравляю Вас с высокой наградой! Воистину Вы заслужили её! Дай Бог Вам здоровья и многая лета, чтобы Вы могли продолжать Ваше великое служение — нести слово правды в сердца нашего народа. „Русская линия“ для многих из нас, русских патриотов — свет в окошке среди мрака современных СМИ. Многая лета „Русской линии!“» — пишет наш постоянный читатель к.ф.-м.н. Александр Болоздыня (Кливленд).
«Примите мои искренние поздравления с наградой Русской Православной Церкви — орденом преподобного Серафима Саровского (III степени). Ваш труд чрезвычайно важен и высокая оценка его Патриархией тому свидетельство. К сожалению лишь недавно открыв для себя „Русскую линию“, я быстро понял ее неоценимое значение для русского православного дела. Надеюсь еще множество и множество русских людей будут становиться Вашими сторонниками и читателям. С глубоким уважением и пожеланием новых успехов», — говорится в поздравление нашего читателя Павла Дмитриева.
«Дорогой Анатолий Дмитриевич! Сердечно поздравляю тебя и С.М.Григорьева с заслуженной и давно ожидаемой всеми читателями и почитателями РЛ наградой! Думается, что это высокая оценка не только персональных трудов, но и работы всего вашего сплоченного коллектива. Желаю всегда оставаться верными чадами Церкви Христовой, ревностными служителями Русской идеи, православно-патриотической гвардией на информационном фронте», — пишет в своем поздравлении постоянный читатель «Русской линии» Сергей Горохов.
«Русскую линии» также поздравили протоиерей Димитрий Назаров (Италия), доктор ист. н., проф. кафедры историографии, источниковедения и археологии Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина Александр Каплин, главный редактор журнала «Русин» (Кишинев) Сергей Суляк, координатор арт-проекта инициативы «Декалог — XXI», культуролог Роман Багдасаров, постоянный автор РЛ публицист Андрей Рогозянский, главный редактор журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга», известная петербургская православная писательница, в прошлом сотрудница РЛ Людмила Ильюнина, известный петербургский журналист Игорь Ильин, сопредседатель творческого сообщества писателей, членов Союза писателей России — «Русская метапроза Петрограда» Георгий Лебедев, известный православный публицист, в прошлом сотрудник РЛ Андрей Рюмин, член Союза писателей России Ирина Измайлова, председатель правления Международного Христианского фонда Десницы святого Иоанна Крестителя Валерий Новоскольцев, наши постоянные и давние читатели Павел Тихомиров и Павел Алексеев и другие.
Мы сердечно благодарим наших дорогих авторов и читателей, а также всех тех, кто отметил скромные плоды нашего труда, за поздравления. Редакция «Русской линии», используя свои информационные возможности, обещает и впредь защищать нашу Православную веру, отстаивать духовное и нравственное здоровье русского народа.
Русская линия
Владимир Воропаев: «Н.В.Гоголь был убежден, что защита Православной веры — это прямой долг христианина»
В мытищенском Никольском храме состоялась беседа о творчестве Н.В.Гоголя
Как рассказал РЛ профессор В. Воропаев, беседа о Н.В.Гоголе как о писателе-христианине вызвала большой интерес у слушателей. «Я коротко рассказал о предстоящих мероприятиях, которые проводятся в связи с юбилеем писателя в Москве, о конференции в Киеве, об открытии 1 апреля международной конференции, посвященной 200-летию со Дня рождения Н.В.Гоголя. В лекции я отметил основные вехи духовной биографии писателя. В связи с выходом на экраны фильма „Тарас Бульба“ я также рассказал собравшимся о духовном содержании этого сочинения Гоголя, обратив внимание на то, почему сегодня это произведение очень актуально и злободневно. Ведь одна из центральных духовных проблем этого фильма: позволительно ли христианину брать в руки меч, защищая святыни веры? Выдержки из творений святых отцов, собранные Гоголем, иллюстрируют важность для него этого вопроса. Ведь одни святые отцы указывали, что христианину непозволительно убивать, что меч христианина — это меч духовный, т. е. пост, молитва; другие же — указывали на то, что „убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно“. Ведь у нас очень много святых воинов — адмирал Феодор Ушаков, святой благоверный князь Александр Невский. И Гоголь в переписке с друзьями решает для себя этот вопрос положительно, напоминая о преподобном Сергии Радонежском — игумене земли Русской — который благословил своих иноков Пересвета и Ослябю взять в руки меч для защиты Отечества. Так что по Гоголю защита Отечества, защита Православной веры — это прямой долг христианина», — отметил Владимир Воропаев.
В ходе беседы, посвященной Н.В.Гоголю, также была затронута и такая проблема как перезахоронение останков писателя на Новодевичьем кладбище, которое нарушило волю писателя, желавшего покоиться в ограде церковной. «Первоначально Гоголь был похоронен в церковной ограде на подворье Данилова монастыря, и перед нами встает сегодня вопрос: должны ли мы исполнить завещание Гоголя. Впрочем, есть версия, что на самом деле никакого перезахоронения и не состоялось, потому что гроб опустился, и его не смогли найти. Так что 1 апреля панихида будет отслужена как на Новодевичьем кладбище, так и в Даниловом монастыре», — рассказал известный ученый.
Подробнее ознакомиться с избранными трудами профессора Владимира Воропаева о Н.В.Гоголе можно на специальной странице нашего сайта. 1 апреля нами также будет опубликована статья В. Воропаева «Слово Церкви в жизни и творчестве Гоголя», в которой известный ученый подробно останавливается на православном характере творчества великого писателя.
Русская линия
Иеромонаху Димитрию (Першину) велено думать о посте и молитве, а не о супружеских отношениях
Архиепископ Костромской Александр запретил священнику публично выступать в СМИ без архиерейского благословения
«Во избежание недоразумений Вам благословляется в дальнейшем воздерживаться от публичных выступлений в прессе, либо осуществлять таковые только по моему непосредственному благословению при условии согласования со мной текстов выступлений», — говорится в открытом письме отцу Димитрию от председателя Отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра, текст которого поступил сегодня в распоряжение агентства.
Владыка Александр отмечает, что заявление отца Димитрия по поводу отсутствия в церковном праве канонов, запрещающих супружеские отношения в период поста, было выдержано «в резком безапелляционном духе, выглядело тенденциозным и односторонним». Архиепископ напоминает иеромонаху «о существующей православной традиции супружеского воздержания на период постов, которая хотя и не получила отражения в древних церковных канонах, но имеет своим основанием мнение многих авторитетных церковных писателей и духовников».
«С особой ответственностью мы должны относиться к нашим публичным выступлениям для того, чтобы не дать повода тем, кто ищет повода уязвить Церковь. К сожалению, практика показала, что Вы еще не обладаете достаточной зрелостью, чтобы делать грамотные публичные выступления в СМИ», — заключает архиепископ Александр.
Владыка также напомнил отцу Димитрию о его «первейшем и неукоснительном долге монаха — пребывать в непрестанной молитве, особенно в благословенный период Великого поста». «Предлагаю Вам позаботиться о более тщательном исполнении этого главнейшего монашеского обета, чтобы не доводить дело до необходимости деятельно позаботиться об этом церковному священноначалию», — говорится в письме.
Напомним, что опубликованное «Интерфаксом» интервью иеромонаха Димитрия (Першина) вызвало критику, как со стороны СМИ, так и со стороны богословов и священнослужителей. В поддержку отца Димитрия выступил лишь диакон Андрей Кураев, назвавший обоснованную и взвешенную критику частного мнения отца Димитрия «травлей» и согласившийся с ним в необязательности супружеского воздержания в пост. Сам же иеромонах Димитрий (Першин) принес извинения за данный им комментарий, сославшись на то, что «новостной формат публикации не позволил дать в этом интервью более взвешенные и аргументированные разъяснения».
Русская линия
Два взгляда на творчество Гоголя
Православные священнослужители разошлись в оценках наследия великого русского писателя
Клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках (Москва), кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский признался, что относится к творчеству Гоголя «не так, как большинство». «Я, безусловно, считаю его гениальным писателем. Сейчас я пишу статью о нем, она будет называться „Великий нерусский писатель“. Гоголь очень плохо понимал и плохо чувствовал Россию. Он не любил Петербург, потому что ему было в этом городе физически плохо. Он не любил север, где ему было холодно, неуютно, у него там болели уши. Зато он очень любил Италию, огромную часть своего времени он провел именно там. Я не могу верить в любовь к России того человека, который не хочет жить в ней. У Гоголя есть замечательная повесть „Рим“, в которой он восторгается Римом и Италией. Это даже чересчур приторная повесть. Но хоть бы строчку о Москве написал, в которой он тоже достаточно долго жил. Он вообще Москву не заметил. Она прошла мимо него. Что касается публицистики Гоголя, то могу с уверенностью сказать, что она не была бы никому интересна, если бы у него не было художественных произведений. Его публицистикой многие восторгаются, в том числе и мой друг Владимир Воропаев. Но дело в том, что публицистика Гоголя является попыткой оправдаться за свою прозу. Его проза вообще нехристианская», — полагает священник.
«В частности, „Тарас Бульба“ — это чудовищное произведение. Тарас Бульба — это совершенно не русский тип. В этом произведении речь, вроде бы, идет о России, о русских. Но давайте вспомним о зверствах казаков, описанных в этом произведении. Казаки отрезали груди у женщин, кожу снимали с ног, пока они шли в военный поход. Когда Тарас Бульба мстил за сына, он сжигал костелы и бросал туда в огонь невинных женщин. Неужели Христианство нас учит этому? Восхваляют Тараса Бульбу, но это чудовищный образ, это не тип православного воина, а скорее ветхозаветный, и даже степной, но никак не русский. По-настоящему русским православным типом воина является Василий Теркин, а также Соколов из „Судьбы человека“. Хотя они и имели советскую атрибутику, но оставались по-настоящему православными людьми. Они никогда бы не смогли тронуть женщину, ребенка. Гоголь, описывая Тараса Бульбу, прикрывается высокими словами о Православии. Но на самом деле это произведение кощунственная вещь, правда, гениально написанная. Еще раз повторю: я не оспариваю гениальность Гоголя. Но он нерусский писатель», — подчеркнул священник и педагог.
«Гоголь был ущербным, нездоровым человеком. Соединение в нем гениальности и нездоровья породило у него ущербный взгляд на Россию. Этот взгляд он привил нам, русским людям, мы стали смотреть на Россию его глазами. В своей публицистике он пишет о том, что надо полюбить Россию, надо проехаться по ней. Но русский человек так не скажет! Ему даже в голову не придет такое говорить, потому что Россия в нем. Русскому человеку не стоит говорить, что надо любить Россию, он и так ее любит. Гоголь же сам себя убеждает в том, что надо любить Россию. Он не может полюбить ее, но доказывает себе, что надо это сделать. Гоголь не любил России, он все время заставлял себя, принуждал себя любить ее. На мой взгляд, писатель принес огромный вред русскому человеку, исказив его оценку о своей собственной стране. Во многом отрицание России пошло от Гоголя. Достаточно почитать его „Ревизора“. До революции в критике была сильна антигоголевская традиция, в частности, об этом немало писал Василий Розанов. Я продолжаю эту традицию, которая на долгое время оказалась в забвении. В советское время из Гоголя сделали чуть ли не основоположника соцреализма, что было глупостью. Сегодня же его едва ли не причислили к лику святых. А между тем, русская литература после Гоголя долго исцелялась. Пушкин был „солнцем“, потом была „ядерная зима“ Гоголя, после чего последовало исцеление от „радиации“ Гоголя через Толстого, Гончарова, Лескова и, конечно же, Достоевского», — считает отец Александр.
Говоря о работе Н.В.Гоголя «Размышление о Божественной литургии», священник заметил, что «это очень слабая вещь». «Если бы эту работу написал не Гоголь, а какой-нибудь Иван Иванович Иванов, то на нее никто бы не обратил внимания, никто бы ее сейчас даже не вспомнил. Ее до сих пор вспоминают только потому, что ее написал Гоголь. Это произведение неофита, причем малоинтересное. Значение этой работы, мягко говоря, преувеличено. В Православии Гоголя было много психологического католицизма, хотя он, бесспорно, был глубоко верующим человеком. Он рассматривал Бога как судью, как прокурора, а не как любящего Отца. Это кстати видно из его публицистики, это видно из его „Ревизора“. Для православного человека Бог, прежде всего, любящий Отец, а потом уже судья, у католиков же все наоборот. Гоголь был глубоко верующим, но духовно больным человеком. Его религиозный взгляд был искаженным, а вся его проза вообще нехристианская. „Выбранные места из переписки с друзьями“ — это попытка реабилитировать свою прозу, поскольку он уже и сам понимал нехристианский характер своего творчества, он хотел через публицистику показать, что он верующий человек», — полагает отец Александр.
«Гоголь не любил военных, он не мог терпеть армию, вероятно, потому что был в каком-то отношении ущербным человеком. В одном из его произведений немцы высекли поручика Пирогова. В связи с этим возникает вопрос, а почему же немцы не высекли, например, критика Белинского или студента, а высекли именно поручика, военного человека? Причем это написано Гоголем после победоносной Отечественной войны 1812 года. Гоголь ненавидел не только армию, но и государство. Почему нос уходит от чиновника, который по табели о ранге имел еще и военный чин? Это проявление очень опасного диссидентства. В более позднее время идеи Гоголя сдетонировали, поэтому Николай Бердяев совершенно прав, когда написал, что Гоголь был одним из духов русской революции», — заключил иерей Александр Шумский.
С оценкой творчества Н.В.Гоголя, данной иереем Александром Шумским, категорически не согласен выпускник филологического факультета МГУ, преподаватель Московской духовной академии, референт ректора академии, заведующий Издательским отделом Учебного комитета Русской Православной Церкви и МДА, кандидат богословия иеромонах Евфимий (Моисеев). «Гоголь — это великий русский писатель, какие тут могут быть вопросы? Мне не понятна позиция иерея Александра Шумского. Каждый должен судить о том, в чем разбирается. Отец Александр Шумский является литературоведом? На каком основании он делает такие заявления? Крупный специалист по творчеству Гоголя Владимир Воропаев своими работами раз и навсегда закрыл эти вопросы. Если кому-то до сих пор что-то не ясно в творчестве Гоголя, то пусть почитает работы Воропаева, в которых можно найти ответы на все вопросы, связанные с творчеством писателя», — заметил ученый-монах.
«Гоголь — это великий православный писатель. Я не понимаю, как отец Александр смог разглядеть в творчестве Гоголя католицизм, причем психологический. Я преподаю католическое богословие в Московской духовной академии, но признаться, в первый раз слышу о каком-то „психологическом католицизме“. Что такое „психологический католицизм“, мне как специалисту не понятно. Суждения отца Александра — это верхоглядство чистейшей воды. Он хоть один пример приводит для подтверждения своих суждений? Он приводит аргументы, кроме таких голословных заявлений? Он привел хотя бы одну ссылку, подтверждающую его правоту? На каком основании он делает такие заявления? Ведь он фактически выносит обвинительный приговор Гоголю. Отец Александр утверждает, что Гоголь относился к Богу как католик, а не как православный человек. Это не аргумент, это просто голословное утверждение. Утверждение отца Александра о католицизме Гоголя совершенно не обосновано. Из чего он делает подобные выводы? На какие конкретные места, выдержки, цитаты он опирается? Его рассуждения о повести „Рим“ нелепы. Никак не могу понять, почему в этой повести должна присутствовать Россия? Гоголь жил в Риме, это, между прочим один из центров древнего Христианства, неразделенной Церкви. Очень странно и удивительно слышать от священника подобные речи», — заявил кандидат богословия.
«Отец Александр утверждает, что Гоголь не любил Россию. Это не правда. Неужели у кого-то действительно есть сомнения в том, что Гоголь любил Россию? Если отец Александр в этом сомневается, то пусть приведет аргументы, те места, которые его смущают, с которыми он не согласен. Так что пусть эта точка зрения будет на его совести, я же удивлен его позицией. Я в своё время, 15 лет назад, занимался изучением творчества Гоголя, и, тем не менее, я не считаю себя специалистом по творчеству писателя, хотя очень его люблю. Мне кажется, что такие заявления недостойны православного священника. Странно слышать такие суждения от человека, который считает себя патриотом», — эмоционально заключил иеромонах Евфимий (Моисеев).
Русская линия
Гламурное кощунство
Андрей Малахов оскорбляет чувства верующих
Общее содержание журнала представляет собой ставшую уже привычной для подобного рода изданий мешанину из сплетен, о том, «кто с кем, где и когда», отчётов, сколько отгребла «бабла» за очередной «хит» та или иная «звезда», голых задниц «в ассортименте», рекламы «продвинутого» стиля жизни, и прочего гламура. Короче говоря — всех тех непременных атрибутов «духовно богатой» жизни, которой наслаждается, несмотря на экономический кризис, наш звезданутый бомонд.
И всё бы ничего. Ведь мы уже, к сожалению, привыкли к той «светской» мерзости, которую с навязчивой подачи нынешних «хозяев жизни» и бесчисленных телевизионных болтунов активно «хавает» российский «пипл». Но даже среди этого пёстрого словоблудия мне сразу бросился в глаза анонс: «Главный редактор StarHit Андрей Малахов рекомендует:.. Мадонна исповедует Каббалу, но любит Иисуса».
Открыв журнал на указанной двадцатой странице, я обнаружила небольшую статейку некоей Инны Локтевой под названием «Мадонна с младенцем», вверху коей красовался ещё один ассоциативный подзаголовок: «Нестареющая Мадонна нашла своего Иисуса». А теперь догадайтесь с трёх раз, о чём в этой статейке собственно идёт речь?
Оказывается — об очередном юном любовнике бабушки американского поп-разврата Луизы Чикконе — бразильском «манекещике» (так в тексте — П.В.) Иисусе Лусе. Здесь же, среди прочих персонажей, представлены фотографии нового бойфренда пожилой каббалистки: в одежде — с крестом на шее, и вовсе без таковой — уже без креста.
Лично мне глубоко наплевать на то, с кем сегодня путается старая блудница, глумливо присвоившая себе имя «Мадонна». Но меня, как, думаю, и любого христианина, не может не возмущать те кощунственно-ёрнические «заголовки», которыми снабжена эта писанина (тем более, учитывая, что тираж журнала, в котором она помещена, составляет 715 тысяч экземпляров, и распространяется он во многих крупных городах России).
Подобные «хитовые» заголовки могут свидетельствовать либо о скудоумии автора статьи и пропустившего её в печать редактора, либо об их преднамеренном желании оскорбить чувства верующих. Но, в любом случае, этот и подобные случаи, по моему убеждению, не должны оставаться без внимания христианской общественности. Ведь безнаказанное кощунство и без того уже стало одним из любимых занятий погрязшей в роскоши и разврате гламурной тусовки.
Полина Варламова, специально для «Русской линии»
В Объединенных Арабских Эмиратах расстрелян Сулим Ямадаев
Смерть бывшего командира батальона «Восток» подтвердил российский консул в Дубае
Как стало известно, лежащего в луже крови чеченца у входа в лифт обнаружил один из охранников. По его словам, два телохранителя Ямадаева были ранены и утверждают, что в него стреляли со спины и попали в шею. Также сообщается, что полиция уже задержала одного гражданина России по подозрению в причастности к убийству.
Российский консул в Дубае Сергей Красногор подтвердил факт гибели бывшего командира чеченского батальона «Восток» Сулима Ямадаева в результате покушения в Объединенных Арабских Эмиратах, сообщает «Интерфакс».
На Ямадаева напали в субботу в два часа дня по местному времени на территории элитного комплекса «Jumeirah Beach Residence». По данным источников «Коммерсанта» в местной чеченской диаспоре, Ямадаев направлялся к автомобилю, оставленному на стоянке, когда ему наперерез бросился неизвестный. Сопровождавший экс-командира «Востока» охранник пытался остановить нападавшего, но тот, используя то ли электрошокер, то ли рукоятку пистолета, тут же вырубил его. Через мгновение огонь был открыт по Сулиму Ямадаеву — он получил не менее трех ранений. Преступника, который пытался скрыться, решили было задержать двое охранников комплекса — уроженцы Сирии. Однако, увидев направленный на них пистолет, сирийцы рисковать не стали и прекратили погоню.
Между тем, родственники Сулима Ямадаева еще накануне были уверены в том, что он выжил после покушения. По словам жены Ямадаева Миланы, Сулим действительно был три раза ранен, но полученные им ранения охранники описали как не опасные для жизни. Милане они сказали, что скорая увезла раненого в военный госпиталь. Однако попасть в усиленно охраняемый госпиталь пока не смогли ни супруга Ямадаева, ни его брат Иса, прилетевший ночью в Дубай. Родственники считают, что в «закрытое» медучреждение их не пускают по соображениям безопасности.
Как отмечает «Коммерсант», ворота родового дома Ямадаевых в Гудермесе остаются наглухо закрытыми — в случае смерти кого-то из близких родственники открывают их для приема соболезнующих. В прошлом году гудермесцы таким образом одними из первых узнали о гибели брата Сулима — бывшего депутата Госдумы Героя России Руслана Ямадаева, расстрелянного в сентябре прошлого года в центре Москвы. Впрочем, после недавних поджогов домов семьи Ямадаевых в Гудермесе многие из них уехали из Чечни, пишет издание.
Сам Сулим Ямадаев, его жена и шестеро детей, по словам знакомых семьи, проживавшие в то время в Подмосковье, перебрались за границу в конце декабря прошлого года.
Напомним, Сулим Ямадаев в Первую чеченскую войну воевал на стороне боевиков, во время второй перешел на сторону федеральных сил. В 2003 году он возглавил батальон «Восток», до 2006 года его подразделение уничтожило около 400 боевиков. Ямадаеву было присвоено звание «Герой России». С.Ямадаева считают одним из главных противников президента Чечни Рамзана Кадырова. В апреле прошлого года в Гудермесе произошла перестрелка между людьми Кадырова и Ямадаева, когда их машины не уступили друг другу дорогу. После этого Кадыров обвинил Ямадаева в причастности к ряду преступлений и потребовал привлечь его к ответственности. В мае 2008 года Ямадаев был отстранен от командования батальоном «Восток». В отношении Сулима Ямадаева Гудермесским межрайонным следственным отделом велось расследование трех уголовных дел. На сегодняшний день все три уголовных дела переданы в Следственный комитет при прокуратуре России.
Русская линия
Марат Мусин: «Сегодня в повестке дня остается один вопрос — вопрос о смене власти»
Известный экономист считает, что антикризисная программа правительства только закрепляет статус России как сырьевой колонии Запада
Можно было бы оставить за скобками непрофессионализм и некомпетентность составителей этого эпохального документа, как и то, что он наносит серьезный ущерб репутации страны и премьера. За это в приличных странах, но только не у нас, сразу бы уволили с государевой службы. Но то, что антикризисная программа правительства, по сути, закрепляет статус России как сырьевой колонии Запада, оставить без внимания мы не можем.
В документе нет ни одной серьезной меры по защите интересов отечественного промышленного капитала. Как оказалось, даже в условиях серьезнейшего кризиса, «экономисты-либералы» правительства не считают необходимым что-либо менять в своей антироссийской, антигосударственной политике, и не признают своей прямой ответственности за нанесенный Российской Федерации ущерб.
Тем самым, вопрос о путях развития страны переходит в политическую плоскость, и сегодня в повестке дня остается один вопрос — вопрос о смене власти.
Марат Мусин, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета
«Поскреби одного Яценюка, получишь два Ющенко»
Или чем экс-спикер Верховной Рады напоминает мартовского Очумелого Зайца
К сведению «Очумелых политиков» только несколько фактов дискриминации и уничтожения русского языка на Украине: принято более 80 законов и 100 нормативно-правовых актов Правительства Украины, Президента Украины, органов местной власти исключающих русский язык из той, или иной сфер общественной жизни; все судопроизводство переведено на украинский язык — русскоязычные граждане потеряли возможность эффективно отстаивать свои права в суде; запрещен показ фильмов без перевода их на украинский язык; административно ограничена трансляция русских и русскоязычных телеканалов в кабельных сетях; от 80 до 100% теле- и радиовещания должно вестись на украинском языке даже в тех регионах, где более 90% населения — русскоязычные; вся информация на транспорте должна даваться на украинском языке; со следующего года выпускное тестирование выпускников общеобразовательных школ на Украине для потупления в ВУЗы будет проходить исключительно на украинском языке — пропадет смысл обучаться на русском языке; издан приказ Министерства образования Украины о переводе оставшихся школ с обучением на русском языке на двуязычное обучение.
В результате такой политики, начиная с 1990 года, количество школ с обучением на русском языке сократилось с 4633 до 1500. Количество учеников в русскоязычных школах уменьшилось в 7 раз — до 480 тыс. Во многих регионах страны русские, численность которых, достигает сотен тысяч человек, не имеют ни одного учебного заведения, лишены основополагающих прав человека. С 1989 г. численность этнических русских на Украине уменьшилась с 11 млн. 350 тыс. до 8 млн. по переписи 2001 г. Эти 3 миллиона людей — только первые очевидные жертвы государственной ассимиляционной политики, которую некоторые деятели, наверное, собираются интенсифицировать в ближайшую пятилетку.
В общем, как ни стараются вылепить из Яценюка новую «политическую конфетку», из-под свежей телевизионной глазури лезет «старая идеологическая начинка». Смысл высказываний о том, что «никто не будет запрещать говорить на русском зыке» фактически точь-в-точь повторяет предвыборные обещания Ющенко 2004 года, результаты реализации которых уже успел прочувствовать на себе каждый украинец. На этой же идеологии, очевидно, вскормлен и будущий кандидат в президенты. Но цинизм таких сентенций на нынешнем фоне прямого уничтожения русского языка в образовании, СМИ и государственном делопроизводстве намного выше. Как говорится «поскреби одного Яценюка, получишь два Ющенко», и новая «политическая звезда» при внимательном рассмотрении оказывается «обратной стороной свастики».
Вадим Колесниченко, народный депутат Украины для «Русской линии»
Воислова Шешеля ждет судьба Слободана Милошевича?
Руководство Сербской радикальной партии обеспокоено состоянием здоровья своего лидера
Как сообщают сербские агентства «Бета» и «Танюг» и агентство из Республики Сербской «Срна», Красич на пресс-конференции заявил, что судебный процесс над Шешелем провалился, и что лидер СРП убедительно показал, что не существует никаких доказательств его мнимых преступлений, за которые он мог быть осужден. Однако судилище не готово к такому исходу, и, не желая проиграть процесс, готовится завершить его «обходным путем».
Красич напомнил, что врачи в Гааге осматривали Шешеля полтора года назад, и установили, что у него увеличена печень, также результаты анализов его крови по некоторым показателям неудовлетворительны. Он подчеркнул, что руководство СРП обеспокоено за жизнь своего лидера.
Красич заявил, что гаагское судилище не желает выпускать на свободу Шешеля, т.к. «знает его силу и влияние в народе», а также и потому что, Шешель может сорвать «грязное дело», которое судилище и НАТО еще не завершили в Сербии.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской линии»
Православная общественность Украины готовится встретить Святейшего Патриарха Кирилла
По благословению Священноначалия Украинской Православной Церкви (УПЦ) в собрании принял участие делегат январского Поместного Собора РПЦ, настоятель Свято-Георгиевского храма Киева протоиерей Василий Русинко. Отец Василий рассказал всем участникам собрания о том, как проходил Поместный Собор.
Несколько дней тому назад состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, на котором было принято решение пригласить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на Украину. В заключение протоиерей Василий ответил на вопросы верующих, касающиеся Поместного Собора, внутрицерковной жизни вообще, а также межконфессиональных взаимоотношений в Киеве. Очень важной была информация о том, что Священноначалие благословило Крестный ход с благодатным огнем по Киеву, который намечено провести после пасхальной седмицы в Фомино воскресение 26 апреля к месту, где находился храм — копия Гроба Господня в Киеве.
Затем на собрании выступили православные активисты общественной организации ВОО «Православный выбор», которая и организовала нынешнее собрание, а также представители Православных братств Украины. Выступающие отмечали необходимость наведения порядка во время проведения Крестных ходов и православно-патриотических шествий в Киеве. Во-первых, организаторы не должны допускать распространения антицерковных материалов, еретической литературы и изображений, которые были осуждены Священным Синодом УПЦ от 14 ноября 2008 г. Во-вторых, оказать всяческое содействие Священноначалию в организации встречи Святейшего Патриарха Кирилла в Киеве и других регионах Украины.
По итогам докладов и выступлений на собрании была принята резолюция, в которую вошли положения о деятельности православно-патриотической общественности в 2009 году. В ней отмечается, что одним из важнейших событий этого года следует считать торжества в июне-июле в честь 300-летия Полтавской Победы. Другим важным мероприятием для православной общественности в этом году будет проведение 18−19 июля с.г. научно-практической конференции «Романовы в Киеве». По итогам этой конференции планируется издать сборник докладов. Участники собрания приняли решение провести Крестный ход в день праздника Святого Великомученика Георгия Победоносца и поручили председателю ВОО «Православный выбор» просить благословения Священноначалия на его проведение.
Русская линия
За Полярным кругом появится миссионерский стан
Миссионерский стан, основанный на базе прихода Спасского храма в посёлке Тикси, станет единственным местом от Архангельска до Певека, где богослужения будут совершаться постоянно. Долгосрочную экспедицию Миссионерского отдела Московского Патриархата возглавит преподаватель Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) иеромонах Агафангел (Белых). Организация миссионерского стана в поселке Тикси Республики Саха-Якутия стала возможной благодаря аналитической информации собранной во время проведения Крестного хода вокруг России в мае-октябре 2008 года священником Димитрием Лукьяновым, клириком Белгородской и Старооскольской епархии.
Поселок Тикси является районным центром Булунского улуса Республики Саха-Якутия, население насчитывает около 6 тысяч человек, в число которых входит немалая часть коренных жителей Республики. В Тикси находится воинская часть, аэродром федерального значения и морской порт, играющий важную роль во время навигации по северно-морскому пути.
Русская линия
Епископ Максим: «Это вопиющий случай святотатства»
«Это вопиющий случай святотатства. Данная вода никем не освящалась, и вообще подобный способ распространения святыни совершенно недопустим», — пишет в своем обращении владыка Максим. Он также сообщил, что «в настоящее время рассматривается возможность обращения Барнаульской епархии в суд с целью пресечения данного беззакония».
Руководители ряда крупнейших торговых сетей Алтайского края уже публично высказались о том, что готовы снять с продажи воду «Горный источник — Крещенский».
Русская линия
По субботам в храме иконы Божией Матери Милующая совершаются регулярные богослужения
Напомним, что храм иконы Божией Матери Милующей в Галерной гавани был построен в 1888−98 годах по проекту архитекторов В.Л. Косякова и Д.К. Пруссака в память коронования Императора Александра III. 15 декабря 1896 г. освящен северный придел в честь преподобного Андрея Критского. Главный алтарь был освящен 7 ноября 1898 г. епископом Ямбургским Вениамином вместе со святым праведным Иоанном Кронштадтским. 28 марта 1900 г. освятили южный придел в память о святых Сергия Радонежского и Феодосия Черниговского. При церкви было образовано благотворительное общество, а также открыты школа для сирот, детский приют и богадельня. В 1910 г/ в храме проходил свое пастырское служение протоиерей Георгий Щавельский — будущий и последний протопресвитер Армии и Флота (1911 — 1918гг.).
В июне 1932 г. храм закрыт и передан учебному отряду подводного плавания. В этом же году в отряде проходил службу краснофлотец Владимир Спиридонович Путин — отец Владимира Владимировича Путина.
Русская линия
Президент России посмертно наградил Арнольда Мери орденом Почёта
В телеграмме Медведева, в частности, говорится: «Яркий и мужественный человек, Арнольд Константинович Мери всю жизнь был верен идеалам справедливости, свободы и гуманизма. Удостоенный звания Героя Советского Союза за подвиги на полях Великой Отечественной войны, он до последних дней оставался несгибаемым борцом с нацизмом, активно противостоял попыткам переписать историю, обелить виновников самой страшной трагедии XX века и их пособников. В России всегда будут помнить Арнольда Константиновича, как поборника дружеских связей и взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами, честного, принципиального и душевно щедрого человека».
Президент России своим Указом посмертно наградил полковника в отставке Арнольда Мери орденом Почёта.
Русская линия
Владимир Путин поддержал отечественный автопром покупкой «Нивы»
Русская линия
Экс-депутат Государственной Думы Георгий Тихонов погиб во время пожара
Бывший заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ Георгий Тихонов был найден мёртвым в собственном загородном доме в Подмосковье. Об этом сообщил журналистам вечером 27 марта вице-спикер Госдумы четвертого созыва Сергей Бабурин. «Георгий Иванович был найден в своем загородном доме под Серпуховом. Дом сожжен», — сказал С. Бабурин и добавил, что ведётся следствие. Причины смерти 75-летнего экс-депутата и пожара в его доме пытаются выяснить подмосковные следователи.
Георгий Тихонов родился 18 марта 1934 года. Закончил Академию народного хозяйства. Трижды избирался депутатом Верховного Совета Таджикской ССР. С 1981 по 1984 год был заместителем министра энергетики и электрификации СССР, позже занимал пост начальника Всесоюзного объединения «Союзгидроэнергострой». В 1989 году был избран народным депутатом СССР, а затем избирался депутатом Госдумы второго и третьего созывов, был заместителем председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками. Являлся председателем Общероссийского общественно-политического движения «Союз», был членом Межпарламентской ассамблеи государств СНГ.
Русская линия
Новосибирские студенты требуют отставки Фурсенко и отмены ЕГЭ
В принятой резолюции говорится: «вступил в силу закон о „Едином государственном экзамене“. Вместо выявления способностей и талантов, развития способности мыслить, чиновники хотят продолжить примитивное „натаскивание“ учащихся на тесты. „Деревянные“ критерии оценки знаний приведут в следующем году к тому, что треть выпускников вместо аттестата рискует получить „волчий билет“. Они лишатся возможности поступать в высшие и средние специальные учебные заведения. Будут вынуждены заниматься неквалифицированным трудом».
Отметили собравшиеся то обстоятельство, что предполагается сократить число вузов до 150−200, а следовательно, сократить число студентов и преподавателей; в бюджете на 2009 год также не предусмотрено повышение зарплаты работникам бюджетной сферы в регионах. Двухуровневая схема «бакалавриат-магистратура» «не отвечает лучшим традициям российского высшего образования, и не способствует решению фундаментальных проблем, накопившихся в современной системе образования», -говорится в резолюции.
По мнению новосибирских студентов, в результате реформы образования продолжится антисоциальная практика создания «школы двух коридоров» с разделением учащихся на элиту и «недоучек». Россию превращают в страну торгашей и малограмотных чернорабочих".
От имени учащихся школ, студентов высших и средних специальных учебных заведений Новосибирска, представителей молодежных общественных организаций на митинге заявили о своем протесте: «нынешняя политика российских властей ведет к деградации не только системы образования, но и всего российского общества» и потребовали от Президента России и председателя правительства: Отменить обязательную сдачу ЕГЭ на законодательном уровне в кратчайшие сроки; отменить приказ Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г. N 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»; остановить коммерциализацию вузов, заморозить рост платы за обучение; расширить число бюджетных мест в вузах; направить деньги Стабфонда на развитие образования; 6отправить в отставку министра образования и науки Александра Фурсенко, «как автора губительной реформы образования».
Русская линия
В финал «Евровидения» извращенцы намерены провести в Москве «Славянский гей-парад»
«Мы будем искать варианты законного проведения акции. Ну, а если положительного решения не будет, то это никак не ограничит наши действия. Мы в любом случае выйдем на акцию, независимо от решения властей», — заявил Алексеев, отметив, что «право на волеизъявление граждан прописано в Конституции», и гомосексуалисты требуют его выполнения.
Русская линия
России передана библиотека генерала А.П.Будберга
Центральный отдел собрания — военно-научный. Особо выделяются труды, посвящённые Первой мировой и Гражданской войнам, печатавшиеся в эмиграции. В отделе периодики — практически все основные военные газеты и журналы Зарубежья, издания полковых союзов, академических, училищных, кадетских и казачьих объединений (в том числе комплекты изданий, которые до сих пор в России отсутствовали). Библиотека будет храниться отдельно в одном из залов — и как музейный экспонат, и как архивный фонд, оправдывающий своё просветительское назначение.
К передаче библиотеки было приурочено открытие выставки, для которой отобрано 500 книг. Часть витрин заняли архивные материалы, переданные русскими организациями и эмигрантами из Калифорнии, а также фотовыставка «Русская Калифорния». Для участия в церемонии из Сан-Франциско прибыли руководители Общества Русских ветеранов Великой войны и Объединения кадет — председатель правления А.М.Ермаков, его заместители А.Н.Истомин и С.Н.Забелин, О.П.Завадская (секретарь). Их дар — свидетельство верности наследников Белой эмиграции заветам отцов, мечтавших о возвращении в Россию, и нынешней тесной связи Русского Зарубежья с исторической Родиной.
Русская линия
В Москве состоялась презентация альбома «Казаки зарубежья»
Перед собравшимися выступили директор Дома Русского зарубежья В.А.Москвин, руководитель Фонда «Вольное Дело» Т.Д.Румянцева, депутат Госдумы России, атаман Войска Донского В.П.Водолацкий, актриса Е.П.Глебова, председатель правления Общества ветеранов Великой войны г. Сан-Франциско А.М.Ермаков, писатель В.О.Осипов, автор исследований и книг о казаках в Италии Патриция Деотто, глава Отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами РПЦ протоиерей Димитрий Смирнов. Все выступавшие выражали надежду, что это издание станет первым шагом в подготовке целой серии исследований, посвящённых казачьей эмиграции в разных уголках мира. Встреча завершилась выступлением известного фольклорного коллектива «Казачий Круг».
Было очевидно, что всем собравшимся — а это в большинстве своём люди, увлечённые изучением истории и культуры казачества, Белого движения и эмиграции — не хватает общения между собой. Прозвучало предложение о проведении в Доме Русского зарубежья цикла вечеров казачьей истории и культуры под эгидой журнала «Станица». Альбом «Казаки зарубежья» был вручён послу США Джону Баерли.
Русская линия
Верховный суд отклонил кассацию Владимира Макарова
Последствия сегодняшнего утверждения обвинительного приговора таковы: теперь сестра погибшего наркомана Раджабова с помощью судебных приставов будет выбивать из родителей Макарова 74 тыс. руб. за похороны и 250 тыс. руб. морального ущерба. Кроме того, в деле появились вновь открывшиеся обстоятельства. Речь идет о том, что фактически Макарова судили нелегитимные присяжные — списки людей, которые могут быть присяжными должны публиковаться в местных СМИ. В Екатеринбурге последний раз это было сделано в 2002 году. По тому списку присяжных, судивших Макарова, легитимен лишь 1 человек. Если ЕСПЧ в Страсбурге это подтвердит, то окажутся неправомочными многие екатеринбургские приговоры, а не только по делу Макарова.
Русская линия
Грузинская Патриархия призывает оппозицию и власти к миру
«Сожалеем, что политическая обстановка в стране настолько напрягается, что приближается к критическому пределу. Обращаемся как к властям, так и оппозиции, не использованить насильственные методы, а наоборот — предпринять такие шаги на благо родины, чтобы разрядить обстановку», — говорится в заявлении.
Вместе с тем, Патриархия обращается к гражданской общественности и призывает к сохранению мира и усилению молитв.
Русская линия
Эстонские пасторы делают бизнес на «могилосъемщиках»
В ходе реформы собственности три участка кладбищ, где хоронят умерших жителей Нарвы, Силламяэ и волости Вайвара, вернули прежнему владельцу — Эстонской евангелической лютеранской церкви. Землю передали вместе с могилами Александровскому приходу Нарвы. Через несколько месяцев, новый собственник кладбищенских территорий заявил, что теперь покойные являются «вынужденными могилосъемщиками», и потому их родным следует раскошелиться. Как пояснил пастор прихода Велло Юрьо, «для прихожан прихода могилы по-прежнему остались бесплатными, а остальным нужно платить, потому что это частное владение». На вопрос о том, почему подвергаются дискриминации представители других вероисповеданий в городах, где более 90% являются русскоязычными жителями и исповедуют Православие, пастор ответил: «Нужно становиться нашими прихожанами».
Теперь захоронение обойдется «неприхожанину» в пять тысяч крон (более 300 евро). За старую могилу родственники в течение пяти лет должны отдать полторы тысячи крон (100 евро). «Тогда ею можно будет пользоваться в течение 25 лет. Потом снова нужно будет заплатить», — сказал пастор.
Однако старейшина волости Вайвара Вейкко Лухалайд заявил, что его потряс подход лютеранского священника, который заявил ему, что «речь идет о недвижимости, а это слишком сладкий пирог, который способен делать деньги». Старейшина посоветовал людям не платить мзду за могилы, которые появились до возвращения земель в собственность церкви, поскольку это незаконно, и обещал оказать жителям юридическую помощь.
Русская линия
Мэр Киева похвалил «молитвенницу» Тимошенко
Правда, одновременно Черновецкий сказал, что премьер-министр Украины заходит в католические и протестантские храмы. «Она молилась у моего духовного наставника — Сандея (Аделаджи), в церкви. Это факт. И она от этого никогда не отказывается», — подчеркнул при этом он.
Как отмечает издание, Сандей Аделаджа — нигерийский пастор, чью религиозную организацию «Посольство Божье» принято считать сектой, а сам пастор в последнее время стал объектом пристального внимания со стороны правоохранительных органов, инкриминирующих ему крупные финансовые махинации.
Напомним также, что на днях премьер-министр Украины Юлия Тимошенко помолилась в Токио в синтоистском храме о скорейшем выходе Украины из экономического кризиса.
Русская линия
Приход Московского Патриархата в Оксфорде выкупит заброшенный христианский храм
С момента своего образования приход арендовал разные помещения в Оксфорде, чаще всего службы проходят в англиканском храме святого Эгидия. Приход очень быстро вырос — сейчас в нем почти 90 человек, среди них много детей и молодежи. Для совершения богослужений потребовался новый храм, теперь у прихожан появилась возможность его приобрести. Приход Святителя Николая очень активен: богослужения совершаются по воскресеньям и во все основные праздники, здесь действуют воскресная школа для детей, проводятся духовные беседы с молодежью, функционирует православное сестричество. Этим не ограничивается миссия прихода: он выпускает ежемесячный информационный бюллетень «Странник», организует ежегодный детский православный лагерь в честь святого Серафима, устраивает благотворительные концерты, поддерживает свой сайт, на котором можно узнать все подробности приходской жизни.
Настоятель прихода отец Стефан Платт также окормляет Оксфордский университет и несколько местных тюрем. У прихода есть не только небесный покровитель, но и покровительница. Каждый год 1 ноября отец Стефан и его паства посещают англиканский собор Оксфорда, чтобы почтить память преподобной Фридесвиды — общехристианской святой начала VIII века, покровительницы Оксфорда. Она основала здесь женский монастырь в честь Божией Матери и была его первой настоятельницей. Отец Стефан служит ей молебен в соборе на том месте, где под полом находятся мощи святой. После этого вся община едет в пригород Оксфорда Бинси, где святая Фридесвида жила отшельницей в конце своей жизни и основала часовню Святой Маргариты. Часовня эта до сих пор существует, а рядом с ней бьет целебный источник, у которого отец Стефан совершает водосвятный молебен.
Русская линия
У новозеландских аборигенов появилась мода на русские имена
Русская линия
В школах Болгарии могут запретить нательные крестики
Теперь этот проект передан на утверждение в парламент. 12% населения Болгарии — мусульмане, более 80% – православные христиане. Представитель исламской организации страны уже осудил этот законопроект.
Русская линия
В Ирландии в Страстную субботу намерены «обыграть» Страдания Христовы на танцплощадке
В ночном клубе ирландского города Уэксфорд, где регулярно проходят ночные представления, в ночь на пасхальное воскресенье собираются обыграть сцену Страданий Христовых, сообщает «Интерфакс-религия». По замыслу руководства заведения, в ночь со Страстной субботы на Пасху в зале для танцев этого клуба предполагается установить большой крест, актер будет изображать Христа, а профессиональные танцоры, переодетые в римских солдат, станут его «бичевать», сообщает издание со ссылкой на «The Irish Times». «Представление будет поставлено в веселой, беззаботной форме. Молодежь забыла, чему, собственно, посвящен праздник Пасхи, а эта постановка могла бы им напомнить», — говорит совладелец клуба Питер Мэй.
Настоятель местного католического прихода отец Джим Феган назвал эту затею кощунством, предупредив администрацию клуба, что они недооценивают реакцию некоторых посетителей. Он отметил, что кресту не место в ночном клубе, а затея с разыгрыванием Страданий Христовых — «противное зрелище». К критике священника присоединился и глава городского совета, назвавший эти намерения клуба ужасными и оскорбительными для католиков.
Русская линия
Бразильский архиепископ считает главными жертвами холокоста католиков и цыган
«Евреи говорят о шести миллионах убитых. Но сколько католиков стали жертвами холокоста? 22 миллиона в общем счете», — заявил Д.Грингс. Он также считает, что, «хотя евреи причисляют себя к наиболее пострадавшим от холокоста, наиболее других пострадали цыгане, подвергавшиеся истреблениям».
Высказывания архиепископа уже вызвали недовольство еврейского сообщества. В специальном заявлении Еврейская федерация штата Риу-Гранди-ду-Сул назвала выступление Д. Грингса «атакой против миллионов тех, кто погиб в войне, развязанной фанатизмом и нетерпимостью».
Ранее католический архиепископ уже привлекал к себе внимание громкими заявлениями. Вскоре после терактов 11 сентября он объявил их подлинной причиной гегемонистскую внешнюю политику Соединенных Штатов.
Русская линия
Лондонский чиновник отстранен от работы за совет больной женщине довериться Богу
По словам наказанного сотрудника, 53-летнего урожденного нигерийца, его также предупредили, что в будущем он не должен поднимать в разговорах с посетителями религиозные вопросы и даже произносить фразу «Бог благословит», пишет британская газета «Дейли телеграф».
Отстраненный представитель управы признался, что случившееся его потрясло: он «не мог опомниться и думал, что это кошмарный сон», а в настоящее время ждет результатов поданного против работодателя судебного иска.
Рассказывая об этом случае, издание напоминает аналогичную историю с медсестрой-христианкой Каролиной Петри из графства Сомерсет, которая два месяца назад была уволена за то, что предложила персоналу больницы помолиться за пожилого пациента.
Русская линия
Британцы пишут заявления о «декрещении»
Инициатива исходит от группы под названием «Национальное светское общество», проводящей атеистическую кампанию во многих странах мира. В частности, лондонская версия их рекламы состоит из огромного плаката, заявляющего: «Наверное, нет никакого Бога». «Сейчас мы подготовили бумажное свидетельство и продали уже 1.500 копий по 4,4 доллара США», — заявил президент организации Терри Сандерсон. Многие англичане, последовавшие за атеистической организацией, заявляют, что были крещены родителями в слишком юном возрасте, и решение о принятии христианской веры не было для них осмысленным. Вместе с тем другие заявляют, что сама процедура крещения является актом насилия над детьми и ее следует запретить. Официальная церковь Англии заявляет, что не планирует принимать подобные просьбы об отмене крещения всерьез.
Русская линия
Погиб один из ведущих экспертов по идентификации «царских останков»
Трагедия произошла на 11 километре городской кольцевой автодороги. Как сообщил руководитель пресс-службы ГУВД Свердловской области Валерий Горелых, автомобиль Toyota Camry, за рулем которого был Неволин, выехал на встречную полосу и столкнулся с большегрузом. В результате ДТП Неволин получил не совместимые с жизнью травмы и погиб на месте.
Неволин в числе других специалистов с первых дней обнаружения под Екатеринбургом на Коптяковской дороге останков, которые по версии следствия принадлежат Цесаревичу Алексию и Царевне Марии, проводил их анализ. Именно в лаборатории Свердловского бюро судмедэкспертизы под руководством Неволина были проведены исследования, которые позволили, как утверждалось, выделить очень чистую и максимально информативную ДНК из пятна крови с рубашки Царя-Мученика Николая II.
Напомним, что Русская Православная Церковь не признает «екатеринбургские останки» мощами Святых Царственных Страстотерпцев. Останки девяти безвестных мучеников захоронены в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, останки еще двух человек были обнаружены минувшим летом в Поросенковом логу на старой Коптяковской дороге.
Русская линия