В Татарстане мусульманки решили возрождать институт свах. «Сейчас много служб знакомств, но сваха — это особая категория. Многие это понимают, в ряде мест, в том числе при мечетях появляются такие люди», — сказала председатель Союза мусульманок Татарстана Наиля Зиганшина, сообщает Regions.ru. По мнению Зиганшиной, свахи как никто смогут помочь в создании крепкой семьи, так как они могут встретиться с родственниками потенциальных жениха или невесты, с соседями, односельчанами, проверить искренность намерений и правдивость полученных сведений. При подборе кандидатуры сваха обязательно будет учитывать национальные особенности, религиозные пристрастия, отношение к детям. «Она же подскажет мужчине необходимость зарегистрированного брака, а не временного, гражданского, который унижает женщину, ведь ей всегда хочется стабильности в отношениях, она чувствует ответственность за детей», — отметила Н.Зиганшина. Сваху планируется даже в будущем сделать официальным лицом — выбирать ее из наиболее уважаемых сограждан и выдавать соответствующее удостоверение. «При этом главным результатом деятельности свахи будет не число зарегистрированных браков, а число крепких семей. Пусть их будет не так много, но каждая семья должна стать на долгие годы единым целым, в котором каждый действительно нашел свою половинку», — считает председатель Союза мусульманок Татарстана.
Комментируя изданию предложение Зиганшиной, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров заметил: «Да, еще в XVIII—XIX вв. были такие многоопытные кумушки, которые, прекрасно зная по именам, по достатку жителей, в том числе и соседних селений, действительно представляли собой, выражаясь современным языком, «банк данных». Отличаясь, наверное, навыками практической психологии, будучи в доверии у семей, они, полагаю, не только за деньги, но и из любви к искусству, из стремления помогать молодым находить свою судьбу, учитывая многие только им известные обстоятельства, содействовали знакомству, помолвке и супружеству молодых пар. Сегодня, когда семейный уклад практически разрушен, равно как и ликвидированы сословия, подобной информацией владеет разве что религиозный деятель — тот, которому, открыты умы и сердца людей. Например, приходской священник, которого тоже можно назвать «свахой», — сказал он.
«Пастырю на приходе хорошо известны и те, кто составляет ядро жизни общины, те, кто только входит в Божий храм и ему, безусловно, очень удобно порекомендовать молодому человеку обратить внимание на прекрасную незнакомку. Безусловно, такой совет священника не может и не претендует заменить или отменить самостоятельное суждение и решение», — отметил отец Артемий.
«В этом тонком и щепетильном сердечном деле совет священника может оказаться незаменимым, потому как жителям наших многомиллионных городов подчас кажется, что они живут в пустыне. Очень нелегко благонамеренной молодой особе найти юношу, здорового, как говорится, на голову, работящего, имеющего серьезные воззрения на семейную жизнь. Она ограничена домом, местом работы, храмом, в котором молится, и не позволит себе искать своего «принца с хрустальной туфелькой» на какой-нибудь ночной дискотеке, где хорошие женихи все равно не встречаются. Поэтому, конечно, было бы неплохо, если б вдруг появились те мудрые и добрые женщины из далекой старины. Но думаю все же, что это лишь розовая мечта. Но священник, особенно тот, что умеет собирать вокруг себя молодежь, общаться с нею, имеет определенный нравственный авторитет, мог бы совместить со своей пастырской деятельностью столь дефицитную профессию», — заключил он.
В свою очередь председатель молодежного отдела Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев) считает, что в современной жизни услуги свахи вряд ли будут востребованы. «Деятельность свахи возможна лишь в рамках поселка или села, где самое большее несколько сотен человек и все друг друга знают, но не в большом городе. Но вообще-то мне кажется, что брак должен быть проявлением чувств двух людей — мужчины и женщины. Третий человек может не только ошибаться, но и все испортить. Молодые люди сами должны понимать цели, серьезность своих отношений, сваха тут вряд ли поможет. По словам Апостола о браке, «да прилепится муж жене и будут два плоть едина», — ни о ком третьем речи не идет. Даже родители могут помогать, наставлять, но разобраться в своих чувствах могут только сами молодые люди. Когда в старину родители договаривались о браке, это был не сиюминутный, а очень долгий и сложный процесс», — сказал он.
Настоятель храма Архангела Михаила г. Талдома священник Илия Шугаев считает, что в современном обществе институт свах немыслим, хотя молодым и сегодня иногда бывает полезен совет старшего. «Что касается жизнеспособности института свах, то все зависит от культурной среды. Возможно, в мусульманской среде этот институт жизнеспособен, но современном постхристианском обществе институт свах просто немыслим. Этот институт может прижиться только там, где есть у молодых людей воспитано обществом чувство доверия к авторитету старшего, более опытного человека. В современном обществе разрыв между поколениями слишком велик, с помощью информационных технологий удалось оторвать молодое поколение от старшего», — сказал он.
«В современном христианском обществе (имею в виду именно воцерковленные семьи) иногда случаются браки по совету старшего. Но это бывает почти исключительно по совету духовно мудрых родителей или опытного духовника, которым доверяют молодые люди. Вряд ли можно вообразить свах, которые в вопросах семьи были бы авторитетнее, чем родители или опытный священник. Здесь нужен опыт, накопленный и проверенный даже не годами, а веками. Таким опытом сейчас обладает только Церковь. Соответственно родители или священник, которые действуют исходя из этого опыта, а не от «ветра главы своея», могут быть надежными советчиками. А вот чтобы так, на ровном месте, возник институт свах, обладающий авторитетом, — практически это невозможно», — отметил отец Илия.
«И конечно, если совет насчет брака дает опытный священник, — это на «службу знакомств непохоже. Ведь он, как правило, знает молодых людей через исповедь и видит их готовность вступить в брак, готовность нести самый главный подвиг в семье — подвиг самопожертвования во имя благо другого, знает родителей этих молодых людей и их духовную жизнь. И руководствуется он в данном случае не какими-то земными выгодами брака, а духовной пользой», — добавил священник.
«Если бы такие браки, о которых я говорю, стали более распространены — это, конечно, способствовало бы укреплению семьи. Только надо иметь в виду, что следуют совету старшего сейчас, как правило, только молодые люди, воспитанные на традиционных семейных ценностях, — но именно у них меньше всего проблем с созданием семьи. Часто они потому и следуют совету старшего, что этот совет оказывается близок им самим по духу. Но совет старшего всегда полезен: он помогает увидеть те стороны потенциального избранника, которые раньше не замечал или недооценивал. Но авторитет старшего за пределами церковной ограды сейчас почти не имеет силы, так что говорить об укреплении семьи во всем обществе здесь не приходится», — заключил отец Илия. Русская линия