Русская линия | Родион Юрьев | 19.05.2012 |
Обсуждают вопрос о десятине — как-то вдруг и широко. Никаких сомнений по поводу того, что десятину платить надо, у меня нет. Но есть вопросы, которые надо разъяснить нам, прихожанам.
С чего платить и кому?
Родион Николаевич Юрьев |
Во-первых, с чего надлежит платить десятину. С доходами наёмных работников всё ясно — есть зарплата, — с неё и плати. Но вопрос всё равно остаётся — платить ли с «чистой» суммы — то есть после уплаты всех налогов или с «грязной» (до уплаты)? Сложнее с самозанятыми и предпринимателями. У них формально общая сумма доходов может быть большой, но значительно больше и расходы (на выплату зарплат, прочих вознаграждений, расходы на закупку, аренду, налоги). Следует ли их вычитать из суммы облагаемого десятиной дохода или нет? Ещё момент, касающийся «десятинооблагаемой базы» — имущество. Облагается оно отдельно или нет? Если у меня есть квартира, которая сколько-то стоит, — требуется ли её облагать также? Это не столько к квартирам имеет отношение, сколько к разного рода акциям. Ведь многие миллионеры и миллиардеры не являются таковыми в смысле наличия у них денег, — они только владеют соответствующими пакетами акций, которые лишь оцениваются на рынке в какую-то цену.
Во-вторых, что считается десятиной? Этот вопрос нужно осветить с нескольких сторон — с точки зрения субъекта: кто может быть получателем десятины: приход, благотворительное церковное учреждение, конкретный священник или нуждающийся человек? С точки зрения наличия встречного предоставления — можно ли считать пожертвованием в смысле десятины, если оно предоставляется в обмен на: свечи, поминание, молебен? Или десятина — это только абсолютно безвозмездный платёж (не связанный, например, с поминанием на проскомидии)? Можно ли десятину сдавать не только в один приход, но в разные, — будет ли она складываться или нет?
Десятина и управление приходом
Почему-то к вопросу о десятине пытаются привязать вопрос об управлении приходом. По-моему, это попытка внедрить в Церкви лживое выражение «деньги налогоплательщиков». Никаких «денег налогоплательщиков» не существует. Есть деньги, принадлежащие частным лицам, а есть деньги, принадлежащие государству. Государство (как и Церковь) является самостоятельным субъектом, и не обязано ни отчитываться перед своими гражданами (прихожанами), ни вообще связывать себя какими-либо обязательствами, в том числе финансовыми иначе, как по собственному усмотрению. Если наше государство решило когда-то в 1905-м году, что будет публиковать бюджет и утверждать его при участии некоей общественности, то это не значит, что оно не может передумать и это право у общественности отобрать. Никаких дополнительных прав уплата налога гражданину не даёт и давать не может. Наоборот, не уплата приведёт его в тюрьму. То же касается и уплаты десятины. Платишь десятину — молодец, откладываешь капитал в Царствии Небесном. Ни малейших дополнительных прав по этому поводу у тебя не возникает, никаких, например, прав «голоса в жизни прихода». То, что за рубежом платящие прихожане контролируют расходы своих приходов — лично для меня — такое же извращение, как сама демократия. Как это, интересно, я буду задавать вопрос батюшке: «Вот кружечного сбора в этом месяце было 100 000 рублей, 20 000 я вижу, потрачены на электричество и отопление, а где ещё 80 000?» И что же, батюшка, настоятель, какой-нибудь маститый протоиерей, например, о. Димитрий Смирнов, будет должен мне давать отчёт в этом? Да это будет просто хамство с моей стороны даже думать о таких вопросах. Это, опять же повторюсь, не мои деньги, и не деньги прихожан, а деньги прихода, а глава этого прихода — настоятель и никто из прихожан не вправе ему задавать подобных вопросов. Если «у них там» на Западе что-то по-другому, — это их проблемы, а не наши.
О приходской жизни
Много сейчас беспокойных высказываний об отсутствии привязанности прихожан к конкретному приходу. Мне не кажется это проблемой вообще. Миряне участвуют в Литургии, во Всенощной, в прочих Богослужениях. Какая разница — в каком храме? Разве от того, что мирянин сегодня пришёл в один храм, а завтра — в другой, Литургия стала для него другой?
Другое дело — хорошо, когда в приходе есть община, которая как-то вне Литургии ещё составляет общение между прихожанами. Многим людям это нужно, ценно, и для них важно объединяться, ездить вместе в паломничества, делать благие дела совместно с другими. Но это не значит, что это единственно верный путь к спасению, даже, по моему личному мнению, это вообще не имеет прямого отношения к спасению, — есть общинная жизнь на приходе или нет и является конкретный мирянин членом такой общины или нет. И не всем нужна эта общинная жизнь. Ведь существуют общежительные монастыри, а есть скитский устав, есть монастыри, в которых всё общее (сейчас такие более распространены в России), а есть — своекоштные (Пюхтицкий, например). В хозяйственном, бытовом отношении, в общежительном сейчас легче, в своекоштном — тяжелее, но к святости можно идти и там, и там.
Лично я стараюсь держаться на некотором расстоянии от приходской жизни в городах. Подойдёшь ближе — неизбежно будешь вовлечен в водоворот местных событий, будешь терпеть искушения, — для этого нужно много терпения и умения не слышать и не видеть грехов своего брата, а этому мне — учиться и учиться. Да это и не нужно никому. Реально костяк обычного городского прихода — это батюшка и его помощники: свещницы, алтарники, хористы, уборщицы. На мой взгляд — это очень правильная организация, потому что настоятель такого прихода — и начальник, и отец, и пастырь. Это значит, что никто ему не имеет права перечить, и отчитываться он должен не перед уборщицей или мной (а чем я лучше этой уборщицы?), а перед епископом. Именно епископ имеет право спрашивать с настоятеля и в финансовом, и в духовном отношении. Есть какие-то претензии у прихожан — обличите его лично, обличите публично, а потом — пишите правильный донос в епархию, епископ разберётся. Но вообще-то писать доносы епископу, опять же, по моему мнению, возможно только в том случае — если священник отвергает Православие (то есть уходит в какой-нибудь раскол, проповедует ересь или совершает какое-то страшное личное преступление, совершенно выходящее из ряда вон). Во всех остальных случаях — не нравится, — иди на Литургию в соседний храм. Лично меня вообще не интересуют слухи, так сильно волнующие интернет-аудиторию (подозреваю, что в большинстве — неверующую) — часы, квартиры, «жирные попы на мерседесах». И даже если представить, что настоятель храма, куда мы обыкновенно ходим, будет тратить деньги храма на некоторые излишества, — покупать автомобили и вообще роскошествовать, — я не осмелюсь поставить ему это в вину. Для меня — это его личное дело, не касающееся меня ни в коей мере, и даже переходить из-за этого в другой храм я не буду и исповедоваться ему же и буду.
Вообще-то случаи заимствования из церковной кассы мне кажутся фантастическими плодами больного воображения людей, далёких от Церкви. Объясню, почему. Начну с того, что я в храм хожу с младенчества, и за 30 с лишним лет посещения множества церквей в разных городах России и за рубежом ни разу нигде не видел ни одного «жирного попа на мерседесе» . Могу это засвидетельствовать под присягой. Толстых батюшек видел, иномарки видел, но чтобы вот какую-то роскошь — не видел нигде и никогда. Может быть, где-то они и есть, эти «жирные попы», дай им Бог здоровья и спасения, но видели их, в основном, досужие пользователи «живого журнала», а им я не верю. Правда, некоторые и церковные люди мне говорят, что есть такие, ну, может быть, может быть. Подаждь им, Господи, здоровья и спасения!
Но даже если представить себе такого «жирного попа на мерседесе», — как он может приобрести этот мерседес из церковной кассы? Ни в какой церковной кассе не может найтись таких денег. Любой, кто хоть как-то знаком с экономикой приходов, это подтвердит. Если и есть у него мерседес, то это кто-то из прихожан ему подарил. То есть, по-другому сказать, я — подарил батюшке машину, таково было моё собственное решение, а тут кто-то из интернета мне же за это упрекает. Да это моё личное дело, кому и что я дарю, — жене ли своей шубу, детям ли конфеты, священнику ли машину. Если кто-то ставит это моей жене в вину, — это хамство не столько даже по отношению к жене, сколько ко мне. И если батюшку попрекают моим подарком, — то это оскорбление в мой адрес, а не в его. Впрочем, это уже мои теоретические рассуждения, поскольку никаких машин я никому не дарил и сам не имею.
Недавно читал где-то статью, в которой автор критически выражался по поводу своего знакомого батюшки, что у него в контактах забиты телефоны прихожан по признаку их пожертвований — «Мария, колбаса» или что-то в этом роде. По мнению автора, это как-то нехорошо. Но на самом деле об этом надо спросить не автора, а рабу Божию Марию. Мне вот не только не обидно, но, напротив, даже повод некий для гордыни появляется, если мой телефон батюшка запишет как «юрист» и будет позванивать по некоторым вопросам. Если бы я колбасой торговал, — я бы ему с удовольствием колбасу отправлял, а если он и имя моё запишет, — это и вовсе для меня удача, — значит, поминать будет, — а что мне ещё нужно? Даже, между прочим, экономическая выгода мне от этого бы была, потому как у меня, по причина большого количества накопленных предков с 1408-го года в записочках уже давно за 400 имён, это каждая подача на проскомидию 1000−1500 рублей в зависимости от храма, а иные ещё и хотят, чтобы не более 10 имён было на записке (меня поэтому и интересует вопрос о том, входит ли в десятину пожертвование на поминовение). И ежели я такому батюшке эти записочки вручу, и он моих родственников поминать будет, так я уж и вовсе рад буду, пусть хоть по ночам звонит, консультируется.
На селе ситуация другая, — там батюшка один на село, да и весь приход — 3 бабушки, некого в регистрационные документы записать. Страсти, конечно, и среди трёх бабушек разгораются нешуточные, но тут уже деваться некуда, — больше некому. Там поневоле приходится быть членом общины.
Я постарался написать весь текст от первого лица, чтобы не было ощущения, что я присваиваю себе какое-то право говорить от чьего-то имени. Это лишь мои собственные ощущения, возможно, неправильные. А вопросы по поводу десятины — никакие не риторические и не подковыристые, а действительно требующие лично для меня ответа, поэтому я надеюсь, что какой-нибудь уважаемый батюшка их разъяснит популярно, а лучше бы, во избежание разночтений, чтобы было какое-то соборное решение.
http://rusk.ru/st.php?idar=55030
Страницы: | 1 | |