Русская линия
Русская линия23.06.2009 

Заслуживающий внимания опыт лечения наркомании: наблюдения из Европы

Государственный департамент Международного Бюро по борьбе с наркотиками и соблюдению законности дел (INL) в целях борьбы с ростом потребления запрещенных наркотиков в мире оказывает поддержку усилий по сокращению спроса на них за рубежом. В 1978 году INL разработала Международную программу сокращения спроса (IDR) с целью оказания помощи государствам в мобилизации их государственного и частного сектора для поддержки программ национальной политики в области контроля наркотических средств. IDR программа была расширена в 1990 году для оказания помощи зарубежным странам в разработке самостоятельных антинаркотических программ: профилактических, образовательных и лечебных. В настоящее время цель этой программы заключается в том, чтобы усилить уровень решимости правительств иностранных государств по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением, увеличить объем материальных ресурсов, выделяемых на эту деятельность.

В поддержку этих усилий, INL издал субсидии для проведения оценки медикаментозного лечения и последующего усилия, которые были выявлены INL. Были изучены программы лечения наркомании в Европе, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии с целью выявления перспективных программ и практической оценки накопленного опыта.

Проект включал четыре этапа:

«Первоначальный сбор исходной информации;
«На местах в отдельных странах для получения информации из государственных и неправительственных организаций;
«Сбор сведений для подведения итогов исследований в стране и по всем странам или сайтам, а также
«описательный доклад для зарубежных программ лечения, которые свидетельствуют об их достижениях и результатах.

В информации, представленной на следующих страницах, освещаются основные результаты исследования в Европе.

Подведение итогов: Польша

В июне 2002 года команда Danya посетила MONAR в городе Гданьск (Польша) — (Ostrodek Rehabilitacyjno-Readaptacjny dia dzieci i mlodziedzi) и «Mrowisko» — терапевтическое сообщество для молодежи.
«MONAR» является неправительственной организацией (НПО) лечебных наркологических программ с штаб-квартирой в Варшаве. Программа для молодежи, рассмотренная в настоящем докладе, является одной из нескольких программ, проводимых «MONAR». Эти программы финансируются самостоятельно, в основном в рамках Национальной службы здравоохранения и на доходы из местного бюджета. Для целей настоящего доклада, «MONAR» предоставил только Программу для молодёжи, терапевтическое сообщество (далее — ТС) для подростков. «Mrowisko» центр терапии и профилактики (превенции) для молодежи (Mrowisko Towarzystwo profilaktyki srodowiskowej) является Терапевтическим Сообществом и центром по профилактике. Расположены они на одной территории. Несмотря на то, что они имеют связь с ТС «MONAR» из-за общего директора и учредителя, организационно они отделены и получают финансирование самостоятельно. Эта неофициальная договоренность позволяет осуществлять некоторое совместное использование ресурсов, что является взаимовыгодным для обеих сторон. Их передовой опыт представлен ниже.

Перспективный опыт:

o Инновационное и вдохновляющее лидерство;
o Требование о твердой приверженности лечению до поступления в программу;
o Задокументированное индивидуальное лечение после обращения;
o Эффективная групповая динамика, которая поддерживает личностные изменения;
o Акцент на вопросах развития подростков;
o Новаторские профилактики информационно-пропагандистской деятельности;
o Обязательное участие в процессе лечения членов семьи пациента.

Комментарии: Польша

Польша, население которой составляет около 40 млн. человек, имеет недолгую историю в качестве государства без тоталитарной идеологии. С крушением коммунистического режима в 1989 году Польша сталкивается с серьезными трудностями при переходе с фиксированной экономики на рыночную. Несмотря на мрачный болезненный период тех времен, Польша сегодня является, несомненно, одним из наиболее успешных государств бывшего Советского блока, стран с развивающейся экономикой, надежным и многообещающим будущим. Тем не менее, в настоящее время там сталкиваются с проблемами из-за экономического застоя во всем мире. Помимо проблем, возникающих в результате быстрых социальных и политических преобразований, экономический спад в этих условиях, может создавать в Польше все больше проблем с наркотиками. Например, в 2002 году уровень безработицы составлял свыше 20 процентов, а у более 18 процентов населения он упал ниже черты бедности.

Польша всегда имела историю активного незаконного потребления наркотиков, даже во время своей лояльности к бывшему Советскому Союзу. Большинство наблюдателей согласны с тем, что употребление наркотиков и наркомании неуклонно росло в последующие годы. Опрос респондентов и участников фокус-группы во время посещения показал, что на наркорынке Польши стало очень различных наркотиков, как в стране, через которую они проходят транзитом. В настоящее время Польша стала основным производителем амфетаминов на международном рынке. Хотя точных данных о количестве пользователей и наркоманов, не имеется, очевидно, что сегодня здесь значительное число наркозависимых мужчин и женщин. Также очевидно, что на сегодняшний день в Польше велик спрос на лечение от наркомании, который сформировал большие списки очередников на лечение в программах Терапевтических Сообществ; доклады по этой проблеме со стороны государственной медицинской службы; большое число связанных с приёмом наркотиков случаев заражения ВИЧ-инфекцией, а также большое количество преступлений, связанных с наркотиками.

Национальное бюро по борьбе с наркоманией было создано в 1993 году для осуществления политики профилактики наркомании. Это бюро также курирует Департамент по вопросам реабилитации, который формирует политику и программы по реабилитации наркоманов. Эти две программы и рассматриваются в настоящем докладе, «MONAR» (Ostrodek Rehabilitacyjno-Readaptacjny dia dzieci i mlodziedzi) и «Mrowisko», непосредственно отвечающих за растущий спрос на лечение наркомании среди подростков.

Описание посещенной программы: Польша

В настоящем докладе обобщаются результаты посещения, проведенного группой экспертов Danya в Гданьске, Польша, с 22 по 30 июня 2002 года. Были посещены ключевые программы: ТС «MONAR» и ТС «Mrowisko» центр по профилактике и борьбе, оба из которых обеспечивают благоприятные групповые условия жизни для подростков.

MONAR

Программа терапевтического центра для молодежи «Найти себя» ТС «MONAR», была запущена в 1983 году и оказывает услуги по лечению от наркомании в Терапевтическом Сообществе потребляющих наркотики детей и подростков, большинство из которых находится в возрасте от 12 до 19 лет. Вход в программу требует общего воздержания от приема любых психоактивных веществ, в том числе и табака, а также детоксикацию (если необходимо). ТС располагает возможностью размещения 32 клиентов, но на момент посещения в объекте находилось 38 клиентов. Список ожидающих своей очереди лиц на тот момент превышал 500 человек.

Терапевтический подход «MONAR» работает на основании следующего принципа — злоупотребление наркотиками является симптомом кризиса подросткового возраста и связанных с ним личностных расстройств. Сотрудники ТС «MONAR» считают, что изменения могут происходить тогда, когда подросткам предлагают воспитание в безопасной и спокойной обстановке. Согласно философии «MONAR», два вида терапевтических групп являются центральными для изменений и восстановления личности: экспертная группа и терапевтическая. Клиенты участвуют в житейских и лечебных (терапевтических) мероприятиях, в программах, и регулярно собираются для совместной работы в экспертных группах. Они играют ведущую роль в принятии клинических решений, уборке, программах планирования и решения о приеме новичков в эту программу. В групповой терапии, сотрудники «MONAR» играют множественную роль — как друзья, ролевые модели, а также опекуны (старшие товарищи) клиентов.

Услуги

«MONAR» представляет из себя весьма привлекательную, индивидуализированную и интенсивную программу для подростков. Согласно философии «MONAR», требования к процессу лечения должны быть приняты подростком до вхождения в программу. Согласие подростка на лечение, включая условия пребывания, этапы, а также различные формы терапии необходимо для успешного завершения полного курса лечения.
ТС «MONAR» использует семь этапов в своей лечебной программе, как это показано на рисунке (Рисунок: «MONAR» — Молодежный центр терапевтической программы «Найди себя»). Клиенты, как правило, проходят все этапы за 12−16 месяцев.


Этап 1, в стадии наблюдения, или «Наблюдатель».
Может длиться до 2 недель, но, как правило, завершается в течение 2−4 дней. На этом этапе потенциальные клиенты не должны участвовать в программе, но могут наблюдать за ней в непосредственной близости от процесса, могут принимать участие во многих разделах программы, таких как участие в рабочих заседаниях и развлекательных мероприятиях. Цель этого этапа состоит в том, чтобы клиент ознакомился с правилами дома. Затем «Наблюдатели» могут принять обоснованное решение в отношении официального вхождения в Терапевтическое Сообщество. Если он решит войти в программу, в этот момент ему позволяется выбрать «Ангела» (то есть старшего брата или старшую сестру) и сотрудника ТС для дальнейшего взаимодействия. Сотрудники сообщили, что примерно 8 из каждых 10 наблюдателей вступают в ряды ТС после периода наблюдения. Тем, кто не решился вступить в программу, разрешается посещать ее вновь в качестве «Наблюдателя» после как минимум двухнедельного периода ожидания.

Этап 2, «Новичок», длится от 2 до 3 месяцев. Основная цель этого этапа состоит в том, чтобы порвать с прошлым, воспринять настоящее, как свободное от наркотиков и наполненное личной трезвостью, и в обязательном порядке решиться на полноценное проживание в ТС «MONAR». «Новички» соблюдают правила внутреннего распорядка сознанием долга и следуют индивидуально разработаннной программе лечения. Они также более активно участвуют в лечении, планах по разработке новых жизненных навыков, и согласны придерживаться ответственного образа жизни. Сотрудники сообщают, что 2 из каждых 10 клиентов на данном этапе покидают программу.

Этап 3 называется «Резидент: Член дома» и, как правило, длится от 3 до 7 месяцев. Этот этап лечения основан на мотивации к принятию изменений в стиле жизни, которые начались во время начальных этапов. Клиенты занимают определенные роли и функции в домашнем хозяйстве, как, например, работающие на кухне или в саду. Конкретная цель данного этапа заключается в том, чтобы научиться уважать самостоятельность и сдержанность в принятии собственных решений. Особое внимание уделяется обучению новым навыкам, таким, как решение проблемы «здесь и сейчас», а также разработкам эффективных навыков межличностного общения.

Этап 4, «Органайзер» — этап, в течение которого клиенты осваивают фундаментальные области взрослой ответственной жизни и приступают к реорганизации своей. Клиенты могут посещать рабочие места для возможности последующего трудоустройства, принимать участие в новых мероприятиях по ТС, организовывать свободное время, участвовать в культурных мероприятиях, обучаться компьютерным и интернет-навыкам, составлять короткие резюме для устройства на работу, автобиографическое описание своей жизни, или иным образом накапливать новый жизненный опыт. Этот этап начинается, как правило, после 7 или 8 месяцев пребывания в ТС и продолжается до 10 месяцев проживания. В течение этого времени клиент получает первый допуск на посещение предыдущего места проживания, то есть дома.

Этап 5, «Опекун и смотритель». Является наиболее сложным этапом. Длится около 2 месяцев. Цель состоит в том, чтобы распознать и назвать чувства, поработать над глубокими эмоциональными проблемами, рассмотреть взаимоотношения с родителями и научиться правильно отдавать и получать любовь. Этот этап программы предполагает научение клиентов «смотреть внутрь» и понять эмоции, оставшиеся в прошлом и механизмы их влияния на настоящее время. В ходе пятого этапа программы под названием «Опекун и смотритель» клиент работает над глубокими эмоциональными проблемами и отношениями с родителями. Этот этап обычно длится от 45 до 75 дней.

Этап 6 известен как «Творец», и несет в себе следующее кредо: «Вы — создатель собственного будущего». Клиенты различаются по сумме времени, затраченной на данном этапе, так как их прогресс зависит от силы личности и потребностей. Они исследуют свою личную шкалу ценностей, слабые и сильные стороны, духовность и свое самостоятельное восприятие окружающего мира. Клиенты также составляют план для последующего получения школьного образования, трудоустройства и семейной жизни. На данном этапе, клиенты также учатся уважать других.

Этап 7, называемый «Резидент». Целью этой последней стадии для клиентов является выполнение планов на будущее, поиск места для дальнейшей жизни, и «подготовка к [новой] жизни». Не существует определенного срока для этой стадии и клиенты иногда переезжают в общежитие (хостел), предоставленное им в качестве временного места проживания.
По состоянию на сентябрь 2002 года, «MONAR» имел 663 выпускника, 223 из которых были женщины, а остальные 440 — мужчины. С момента создания программы было зафиксировано трехкратное увеличение (с 20 до 60 процентов), числа клиентов, совершивших уголовные преступления или прошедшие систему правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальную юстицию). «MONAR» собирает проверенные данные о своих выпускниках и использует их для принятия обоснованных решений относительно дальнейшей программы планирования.

Общежитие (The Hostel)

Клиенты из «MONAR» и «Mrowisko» имеют возможность жить во временном жилье, называемом «Hostel» — «Пансион», как переходный этап вхождения в общество после окончания лечения. Это сравнительно небольшой объект, в котором нет постоянно проживающего персонала, и по большей части, клиенты эксплуатируют его самостоятельно. Они несут ответственность за приготовление пищи, покупки, уборку помещений и другие домашние обязанности. Максимальное время пребывания в таком учреждении составляет 6 месяцев, но клиентам часто допускается продление для того, чтобы помочь им справиться с решением особых материально-технических вопросов, таких как завершение учебного года или близкое расположение к месту работы. Раз в неделю сотрудники MONAR проводят заседание сообщества пансиона. Клиенты иногда возвращаться в свои родные ТС, либо Mrowisko или MONAR, для особых случаев, индивидуальное консультирование, а также «большой сообщества заседания».

Основные выводы

Основные выводы после визита в Польшу группы Danya следующие:

«Спад в экономических условиях может создать у Польши все больше проблем с наркотиками.
«Уровень безработицы превышает 20 процентов, а более 18 процентов населения ниже черты бедности.
«По состоянию на сентябрь 2002 года, у программы «MONAR» было 663 выпускника, 440 мужчин и 223 женщины. ТС «MONAR» располагает возможностями для размещения 32 клиентов. На момент посещения объект содержал 38 клиентов. Список очередников на момент посещения превысил 500.

Перспективный опыт: Польша

Новаторское и творческое руководство. Иоланта Кочуровска (Koczurowska), доктор психологических наук, основатель и нынешний директор как «Mrowisko», так и «MONAR». Является творческим, терапевтом-новатором, чьи навыки обеспечивают ключевой для программы успех. Ее подход ориентирован исключительно на участников программы, таким образом они играют ведущую роль в принятии организационных и клинических решений. Госпожа Кочуровска проводит дальновидную политику руководства, не забывая об укреплении микроклимата внутри организации, что стимулирует профессиональный рост участников программы и сотрудников ТС.

Высокая мотивация клиента. Обе программы требуют, чтобы строгая приверженность курсу лечения была согласована до госпитализации. Те, кто записан в листе ожидания, должны звонить, по крайней мере, один раз каждую неделю, а в это время эксперты оценивают звонящих по силе мотивации к прохождению процедуры восстановления в ТС. Если консультант абонента отмечает уровень мотивации как маргинальный (прим. переводчика — то есть недостаточный), следовательно, звонящий не может принять участие в программе. Этот первоначальный толчок для мотивации клиента находит отражение во всех этапах лечения, с целью укрепления мотивации и приверженности к сохранению установки на неупотребление каких-либо психоактивных веществ.

Индивидуальный план лечения. Оба ТС — «MОNAR» и «Mrowisko», разрабатывают индивидуальный план лечения клиентов. С каждым из них работает советник и экспертная группа по созданию с учетом поступающих обращений целей дальнейшей программы. Они записываются в «Индекс», который является документом, фиксирующим достижения каждого клиента. «Индекс» остается с клиентами на протяжении всего времени их проживания в ТС.

Эффективное использование групповой динамики. В обеих программах групповой терапии продемонстрирована чувствительность к задачам поддержки и конструктивной критике отдельных членов, соизмеримой с его или ее способностью решать проблемы. Сильное противостояние не поощряется. Общий эффект обуславливали клинические условия, способствующие трансформации личности. Кроме того, ведущие сотрудники групп лишь косвенно участвуют в терапевтическом процессе, практически не оказывая на него влияния, что соотносится с клиенториентированной философией ТС.

Структурированное лечение. «MONAR» и «Mrowisko» состоят из раздельных этапов, которые способствуют активности в процессе индивидуальной и групповой деятельности. «MONAR» использует семь этапов, в течение которого клиенты проходят стадии от наблюдателя до полноправного члена семьи.

Акцент на процессах развития подростков. В обеих программах наркомания рассматривается как кризис развития в подростковом возрасте. В целом, терапия сосредоточена на задачах развития подростков, чему уделено большее внимания, чем самой наркомании. Употребление наркотиков обсуждается лишь на раннем этапе, «Новичка», а позже с индивидуальным терапевтом, когда необходимо входить обратно в общество. Переключение внимания от обсуждения тем, прославляющих ощущение опьянения, воспоминаний об употребления наркотиков, препятствует затратам времени на дискуссии при проведении групповой терапии. Напротив, терапия сосредоточена на выполнении задач развития личности, необходимых для предотвращения возможных рецидивов.

Демократия при работе ТС и принятии решений в клинике. Одна из уникальных особенностей «MONAR» и «Mrowisko» — в программу деятельности встроена модель демократии, которая распространяется и на принятие клинических решений. Клиенты, принявшие решение пройти программу, проходят практически все этапы решения бытовых проблем, начиная от домашних и заканчивая заказом бакалейных товаров.

Они также принимают участие в решении клинических вопросов, которые непосредственно относятся к индивидуальному плану лечения. Наблюдения экспертов свидетельствуют о том, что такой демократический подход позволяет не только добиться существенного клинического успеха, но и помогает укрепить приверженность клиентов к участию в программе.

Воздержание от табачных изделий. Оба ТС — «MONAR» и «Mrowisko» в своих жилых помещениях создали свободную от табачного дыма среду. Хотя и другие терапевтические сообщества принимают политику отказа от курения, это не является общепринятой практикой. С точки зрения социологии такую тактику можно рассматривать как усиление дальнейшей жизненной устойчивости.

Общежитие, как переход к Сообществу. В «MONAR» и «Mrowisko» программ, «Пансион (Hostel)» в процессе восстановления играет жизненно важную роль. Он предполагает временное проживание клиентов перед вхождением в общество. В связи с отсутствием финансовых затрат на проживание в общежитии, большинство клиентов имеют возможность посещать школу, получить работу и обеспечить себя другим жильем за это время. Подобный механизм позволяет клиентам сохранить отношения с их ТС.

Включение семьи в процесс лечения. Модели ТС «MONAR» и «Mrowisko» подчеркивают важность любви и поддержки со стороны семьи, как влияющих на повышение мотивации клиентов к пребыванию в терапевтическом процессе и дальнейшей их поддержке. Хотя эта философия не является уникальной, «MONAR» и «Mrowisko» разработали грамотные стратегии, направленные на поощрение участия родителей. Родители посещают ТС ежемесячно. В эти моменты они получают образование по вопросам злоупотребления наркотиками и участвуют в дискуссиях по поводу развития прогресса в терапевтическом процессе у их ребенка. Они также могут просить терапевтических услуг для себя и семьи.

Родители должны поучаствовать в части терапевтического процесса, когда просителям допускается такая возможность, и «MONAR» предлагает им провести максимум неделю в сообществе. Сотрудники надеются, что этот опыт углубляет представление о программе и повышает эмоциональные инвестиции родителей в процесс лечения их ребенка.

ВЫВОДЫ: культурная адаптация модели Терапевтического Сообщества

Сотрудники в обоих ТС создали благоприятные групповые условия для жизни в окружающей среде. Пожалуй, наиболее заметной практикой, отмеченной экспертами, является использование для укомплектовки кадров Центра профилактики членов ТС как части их курса лечения. В фокус-группах и индивидуальных интервью, респонденты одинаково высказывались об этой работе в Центре профилактики, как ценной деятельности, поскольку это помогает им во время донесения информации для общественности, более полноценно выполнять требования лечения в ТС. Как дополнительное преимущество, существуют четкие доказательства того, что участники такой деятельности лучше служили на этом поприще.

Хотя данная модель TC позаимствована из «роджерианской» терапии, гуманистического подхода, были и другие методы, которые созрели в польской культуре и впоследствии вошли в программу. Если эта модель будет принята в других странах, внимание должно быть уделено ее адаптации в других культурных и национальных условиях. В целом, группа экспертов была чрезвычайно впечатлена «MONAR» и «Mrowisko», и считает, что обе программы могут быть отмечены как исключительно многообещающие в лечении и профилактике наркотической зависимости.

Источник на английском языке: Susanna Nemes, PhD; and Salvatore V. Libretto, PhD, Сборник трудов «Promising Practices in Drug Treatment: Findings from Europe», Bureau for International Narcotics and Law Enforcement Affairs, 2003, p.13, p. 23−33

Авторы исследования: Gerald R. Garrett, PhD; Susanna Nemes, PhD; Anne Helene Skinstad, PsyD.

Данный материал любезно предоставлен директором Ассоциации терапевтических сообществ «MONAR» и «Mrowisko», доктором психологических наук Иолантой Кочуровска

Перевод текста выполнен аспирантом ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского» Росздрава, врачом-психиатром Н.В. Каклюгиным

Впервые опубликовано в журнале РАМН «Наркология», № 6, 2009 год, стр. 78−82

http://rusk.ru/st.php?idar=114309

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Николай.    24.07.2009 16:01
Вас снова циклит на алкоголе. Здесь тема несколько иначе звучит, а вы снова включаете одну и ту же пластинку, словно робот.

Все пояснения на эту тему читайте здесь – http://www.rusk.ru/st.php?idar=113870#form.

Но всё же несколько комментариев напоследок.

Цитата:
  Иван Дроздов "Унесенные водкой."

… Многие из вас говорят, что надо, во-первых, развивать народ, и тогда он перестанет пить. Это неправда. Надо уничтожить пьянство, то есть возможность напиваться, а тогда уже развивать народ. При гангрене сперва отсекают больной член, а потом уже залечивают рану.  


Сначала разрушить, а потом – строить. Самый натуральный совдеповский подход. Как рану залечивать будете у народа, запретив алкоголь, не дкмали, товарищ советский гражданин?…

Цитата:
  Тысячи православных избавляются от порока пьянства, тысячи избавившихся приходят в церковь, приходят к Вере.  


И слава Богу! Никакого отношения к методу Шичко это не имеет.

Вот кто причастен к этому:

"В настоящее время успешно используются классические православные методики реабилитации и ресоциализации лиц с зависимым поведением, разработанные, апробированные и усовершенствованные священнослужителями совместно с медицинскими работниками. Высокие результаты достижения стойкого и длительного воздержания от приема алкоголя и наркотических средств показывают пациенты, прошедшие курс реабилитации и ресоциализации с одновременным воцерковлением, во многих православных общинах, в том числе: в братстве трезвости при храме мучеников Флора и Лавра Московской епархии (духовник – игумен Валерий (Ларичев), кандидат медицинских наук); душепопечительском центре имени преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны «Дом милосердия» при Никольской церкви села Ромашково Московской епархии (председатель Совета центра – протоиерей Алексий Бабурин, врач-психиатр); реабилитационном центре «Саперное» Санкт-Петербургской и Ладожской епархии (руководитель – протоиерей Сергий Бельков), опыт стационарной реабилитации данного центра в феврале 2007 года в письме на имя Полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе И.И.Клебанова был Вами благословлен для распространения во всех епархиях, входящих в СЗФО; московском душепопечительском центре святого праведного Иоанна Кронштадтского (руководитель – иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук); душепопечительском центре реабилитации нарко- и алкогользависимых при приходе храма святого праведного Иоанна Кронштадтского Владивостокской и Приморской епархии (руководитель – протоиерей Александр Талько); душепопечительском центре «Омофор» г.Новокузнецка Кемеровской области (руководитель – протоиерей Алексий Шульгин); реабилитационной общине во имя преподобного Серафима Саровского Новосибирской и Бердской епархии (руководитель – протоиерей Александр Новопашин); центре социальной реабилитации Екатеринбургской и Верхотурской епархии (руководитель – И.В.Королькова), и некоторых других…

При поддержке местных администраций и священноначалия, вместе с представителями государственной наркологической службы в различных регионах России организуются подобные терапевтические общины, призванные обеспечить максимально эффективный механизм борьбы с различного рода пристрастиями. С Божьей помощью и благодаря умелым действиям персонала они демонстрируют высокие результаты – за это время сотни и тысячи россиян обрели в них трезвость и стали истинно верующими людьми с активной гражданской позицией. И все используемые методики основаны исключительно на Православной религиозно-нравственной основе, остальное – лишь дополнение.

Поэтому вызывает недоумение тот факт, что наряду с этим ряд общественных объединений и даже небольшая группа православных священнослужителей продолжают свои попытки навязать Русской Православной Церкви и нашему народу методики, которые, манипулируя сознанием людей, уводят их от Православных традиций, обесценивают принципы Православия, пытаясь подменить их чуждой для нас духовной практикой."

Источник: http://www.religare.ru/article50114.htm

Данные слова остаются в силе и действии. Русской Православной Церкви есть что предложить страждущим. И она это делает, помогая им не просто обрести трезвость, но и получить на всю жизнь крепчайший духовно-нравственный стержень, закалить свой дух в православной многовековой традиции.

И грамотно организованное терапевтическое сообщество для наркозависимых, функционирующее по типу "МОНАРа", может в этом помочь.

Цитата:
  Вы намерены наполнить Православием чуждый нам "Монар"  


Глупости. Нам не нужно целиком полностью копировать то, что происходит в польских "МОНАРах". Ведь они взяли эту идею в США, а те в свою очередь – у нас. В 20-х годах прошлого века на Украине "с нуля" начинал работу по возвращению в жизнь ребят-беспризорников с кокаиновой зависимостью замечательный педагог Антон Семёнович Макаренко. Замечу, с дореволюционным образованием и соответствующим мировоззрением. Именно его идеи о трудовой коммуне впоследствии развили на Западе. Причём выпускники Макаренко из беспризорников, гадких серых утят, после выпуска превратились в настоящих лебедей. Один даже, насколько я знаю, стал одним из самых выдающихся биологов Советского Союза. Что говорить о результатах подобной идеи сегодня, если мы к ней добавим и практики православного душепопечения. Они будут куда выше и качественнее!

Цитата:
  не можете согласиться, что метод спасающий тысячи людей работает в Православной церкви.  


Могу, если только речь не идёт об ущербном аутогипнозе по методу Шичко, предлагающем за несколько десятков сеансов научиться жить исключительно во имя трезвости и не более того + автор которого безапеляционно утверждал следующее: "Верующие в бога религиозно запрограммированы, что же касается христиан, то они, кроме того, и питейно запрограммированы. Исключение составляют члены трезвеннических сект. В прошлом церковь играла ведущую роль по питейному программированию российского населения. Она оправдывает, поддерживает и распространяет умеренное алкоголепотребление".

В этих словах явно прослеживается заказ Компартии, заказ на насаждение антихристианского духа среди населения Советского Союза. В том числе через методику Шичко.

Мы же в своих действиях строго руководствуемся следующей мыслью, высказанной в одном из интервью уважаемым мной протоиереем Сергием Бельковым, руководителем самого лучшего в России православного стационарного душепопечительского центра:

«Нам необходимо помнить, что бороться за трезвость необходимо на основе духовности, а не просто создавать какие-то группы с какими-то программами. Лишь правильно оценив проблему пьянства, мы сможем добиться серьезных положительных результатов в этом направлении."

Источник: http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=183495

Цитата:
  “Итак по плодам их узнаете их” (Матф.7:20)  


Совершенно верно.
  Владимир Панкратов    07.07.2009 12:44
Цитата:
  Новосибирское Общество Православных врачей
в честь иконы Божией Матери «Целительница»."  


По-видимому эти врачи очень стеснительные т.к. ни один не нашел возможным указать свою фамилию.А , как мы помним из истории, не подписывали только доносы.

Иван Дроздов "Унесенные водкой."
"«В Третьяковской галерее есть картины покойного Верещагина "Мертвое поле" и "Перевязочный пункт", они ужасны. Но во сколько раз ужаснее сцены кормления младенца пьяницей-матерью! Там – смерть во имя долга, за веру, за Родину, там – временные мучения, но там и покой вечный или возвращение к жизни без срама. А тут? Тут с каждой каплей молока передается яд и порок: в нежный организм младенца капля за каплей вливается яд. И кому же и от кого? От матери – своему младенцу-дитяте, может быть, так же нежно ею любимому, как и мы с вами любим своих детей. Но знайте: эта женщина менее виновна, чем мы с вами. Она больна, больна страшным недугом: она бессильна бороться; так поможем же ей. Уничтожим яд, которым отравляется она и ее потомство… Многие из вас говорят, что надо, во-первых, развивать народ, и тогда он перестанет пить. Это неправда. Надо уничтожить пьянство, то есть возможность напиваться, а тогда уже развивать народ. При гангрене сперва отсекают больной член, а потом уже залечивают рану. То же надо сделать и с пьянством. Ученость и развитие не спасают людей от этого отвратительного порока. Примеров тому тысячи. Разве умные ученые и развитые люди не предаются этому пороку? Не страдают от этой болезни? Да еще как пьют… до потери чести и имени, допиваются до каторги, до сумасшедшего дома. Масса сообщений и статистических данных заполняет газеты и специальные издания о всем, что происходит из-за проклятого зелья. Недаром наш народ говорит про водку, что водка есть кровь сатаны… Вы боитесь, что с уничтожением спиртных напитков падет доходность страны? Ах, господа, господа, да ведь эта доходность от акциза, от винной торговли не что иное, как перекладывание денег из одного кармана в другой, но только из крепкого – в худой… а какой от пьяницы толк стране и обществу? Пьяница солдат – не солдат, мастеровой – не мастеровой, крестьянин – не крестьянин. И так на всех ступенях общественной лестницы; пьяница – вредный человек, позор человечества… "
Пока мы пытаемся здесь умно полемизировать о методе Шичко, тысячи людей умирают от алкогольного яда.Вы намерены наполнить Православием чуждый нам "Монар", но не можете согласиться, что метод спасающий тысячи людей работает в Православной церкви.
“Итак по плодам их узнаете их” (Матф.7:20)Тысячи православных избавляются от порока пьянства, тысячи избавившихся приходят в церковь, приходят к Вере.
  Николай Каклюгин    07.07.2009 08:29
Перезависмостью и устрашением алкоголизм или наркомания не исцеляются.

Что касается метода Шичко, то об этом вполне чётко разъяснено вот здесь: http://nevskiy.orthodoxy.ru/articles.php?id=269.

Цитата:
  Вроде вполне православная методика получается.  


Вот именно что вроде.

Цитата из заключения экспертизы данной методики трезвения:

"Методика Шичко во всей своей полноте является широкомасштабной, охватывающей всю духовную, душевную и телесную жизнь человека, системой оккультного происхождения, имеющей в своем арсенале мощные средства воздействия на психику (все виды внушения, изменения мышления и пр.), не имеющая никакого отношения ни к научной медицине, ни к Православию.

Март 2001 года .
Новосибирское Общество Православных врачей
в честь иконы Божией Матери «Целительница»."
  Николай.    05.07.2009 10:25
Вы несколько ошиблись со своими тезисами и вопросами – тема форума звучит совершенно в ином ключе.
  Владимир Панкратов    04.07.2009 18:15
Цитата:
  Иван, поймите, что на священника Игоря Бачинина и его деятельность я здесь никакую хулу не навожу, а искренне интресуюсь, откуда идёт изложенная мною в одном из предыдущих сообщений информация. Почему во вроде бы православных практиках трезвения используются неправославные методики, обвиняющие устами их изобретатля христианство в религиозном и алкогольном програмировании населения нашего  


Я Вам Николай подскажу откуда идет методика о.Игоря.
Святитель Иоанн Златоуст пишет:"Сильна привычка, и тебе трудно оставить ее?Если так велика сила привычки, то перемени эту привычку на другую."

Вроде вполне православная методика получается.
  Николай.    04.07.2009 17:52
Кстати, насколько мне известно, Витрувианский человек Леонардо да Винчи – один из символов масонства.

С этим вопросом, в частности, можно ознакомиться здесь: http://www.ta1.ru/home/3918.htm.

Вспоминая ваши фантазии о наличии в мире тоталитарных сект пвсевдомасонского типа, использующих видоизменную терминологию и практику заимствованную из "регулярного" масонства, можно вполне свободно представить вашу фигуру в составе некой секты масонского типа, занимающейся пропагандой идей своего учения через различный интернет-ресурсы. По случаю, и через форум "Русской Линии".

Без всякой паранойи, просто мысли вслух. Уж слишком вы здесь, товарищ анонимный писарь, активно пытаетесь играть в подмену понятий, что ОЧЕНЬ характерно как раз таки для представителей всяческих масонских лож.

Зря стараетесь, здесь такие номера не проходят и весьма быстро изобличаются.

Как то раз писали:

Цитата:
  Конечная цель всегда одна – тотальный контроль за духовным миром человека  


В случае с качественными программами реабилитации и ресоциализации наркозависимых, цель – освобождение людей от их пагубного пристрастия и научение их жить впоследствии в добре и согласии как с окружающим миром, так и с самими собой, без приобретения новой зависимости от лидера или группы, в которой они проходили свой путь выхода в трезвый мир. Параллельно с этим должно происходить наполнение бытия реабилитируемых лиц смыслом, соприкасаемым с духовно-нравственным стержнем традиционного для нашей территории вероисповедания. Этот фактор укрепит ребят и позволит им обрести стойкую качественную ремиссию, окончательно уведя их от той пропасти, в которую умудрились забрести.

Это если коротко. Пожалуй, стоит прекратить здесь ещё что-либо пояснять. Время покажет, кто был прав, а кто – пришёл сюда с нечистыми намерениями.
  Писарь    04.07.2009 13:45
Согласно"учению гуманистов"-центром Вселенной является Человек,да не просто,а конкретный-"Витрувианский Человек", а центром Человека-то что пониже пупка.Сие "учение" весьма далеко отстоит от Православия, если не сказать больше.Все остальное является следствием.В том числе и теория о"разумном гумусе".Вы гумус-то видели когда нибудь?
  Николай.    04.07.2009 12:07
Цитата:
  Истинное значение слова "человек" в другом, оно переводится как "устремленный ввысь". Так, мы по своему телу – земля, но земля, которая устремлена ввысь, к более высокому, к преодолению себя, преодолению своей животной составляющей.  


Именно на этот труд – преодоление человеком своей животной составляющей, отмечу, и должны быть направлены качественные пограммы реабилитации и ресоциализации лиц, срадающих различными завимимостями, говоря иначе – страстями. Их конструрированием мы и занимаемся, одновременно проводя критический анализ иных методик трезвения, использующих в своей практике не этичные методики манипулирования сознанием и не приводящие к построению полноценной здравомыслящей, в полном смысле слова социализированной личности из некогда глубоко падшего человека.
  Николай.    04.07.2009 12:01
Цитата:
  "Мудрость начинается с определения понятий" – Сократ.  


С Сократом невозможно не согласиться.

Так как на этом форуме вновь проявились люди, сочувствующие некоторым сектантско-оккультным религиозным новообразованиям, следует уточнить основную терминологию по данной тематике.

Профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Федор Викторович Кондратьев, ведущий российский научный эксперт в области оценки деятельности современных религиозных новообразований, в своей опубликованной совместно с представителем нижегородской философской школы, Евгением Новомировичем Волковым, статье «Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект» пишет об этой чрезвычайно острой проблеме современности следующее:

«Деструктивные культы – это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой».

Перезависимость и индоктринация – вот то, что происходит во многих подобных группировках. О полноценной ресоциализации с качественной психотерапевтической проработкой личности вместе с использованием КЛАССИЧЕСКИХ православных душепопечительских практик без применения вредоносных психотехник говорить в этих случаях, увы, не приходится.

К сожалению, до сих пор не существует единого определения такого понятия, как «секта», точнее – существует великое множество вариаций на эту тему. Большой юридический словарь дает следующее определение:

«Секта (религиозная) – отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т. п. Для С. характерна замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли и т. п…»

Согласитесь, ОЧЕНЬ похоже на поведение членов групп "Анонимные Алкоголики" / "Анонимные Наркоманы" или представителей современных российских трезвенников, чьи кумиры известны – Жданов, Маюров, иногда называется свящ.Игорь Бачинин, и на знамёнах пописаны фамилии Углов и Шичко.

По странному совпадению, на сайте http://www.pravdu.ru/ размещены рядом лекции как лидеров явно антихристианской секты "Единение" (внизу основной странички сайта дана даже ссылка на их форум), так и тов.Жданова и Маюрова. Замыкает список представленных там аудиолекций священник Игорь Бачинин, обозначенный светским Бачинин И.В. На том же адресе прписан баннер с надписью "Трезвая Россия"…

И до сих пор никто из этих трёх, казалось бы, не имеющих никакого отношения к антихристианскому движению, сподвижников трезвеннического движения, не смогли дать исчерпывающие объяснения сему факту, посчитав возможным ради торжества трезвения быть размещёнными со своими тезисами хоть где – будь то благочестивые христианские сайты, или открвенно попирающие Христа организации.

А потом обижаются, что их вдруг причисляют к сектам.

Так ведь не вдруг, а на основании вполне обоснованой критики и с учётом следующего определения термина "СЕКТА":

«Как большие реки сопровождаются в своем течении омутами, заводями, плавнями и просто болотами, так и великие религии рождают вокруг себя свои искаженные отражения – секты. Секта – это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и узость, так сказать провинциализм в религии. Если мы встречаем религиозное учение, которое не принимает в себя всей истории человеческой мысли, не понимает этой истории, не объясняет ее, проходит мимо, не благословляя и не осуждая, а просто не замечая того или иного факта человеческой жизни, – мы имеем дело с сектой. Если какое-нибудь религиозное движение не животворит, не возрождает те страны, по которым оно протекает, если под его влиянием не расцветает человеческая мысль, не возрождаются искусства, науки, не обогащается и не повышается в своем темпе общенародная жизнь – мы имеем дело с сектой. Если, наконец, отдельные последователи данного учения не приобретают мудрости, чувства связанности со всем миром в его прошлом и настоящем, то это учение не всецелая животворящая истина, а секта».

Источник: Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П. «История религии» // М., «Русский путь», 2005 г. – с.191

Обратите внимание на выделенные жирным шрифтом места. Ипрограммисты "12 шагов", и депрограммисты религиозной и питейной запрограммированности у христиан по методу Шичко совершенно свободно по всем критериям вписываются в разряд сектантов. По крайней мере, на территории России.

Если для людей в жизни главным становится борьба "ЗА ТРЕЗВОСТЬ!", о чём они прописывают в своих псевдонимах, против любого алкоголя как основного источника всех бед русского народа, психиатрии (сайентологи) или наркологии ("12 шагов"), а православные матушки называют себя на православных форумах бесполыми псевдонимами типа "трезвенник", то уж извините – назвать такое поведение иначе как сектантским никак нельзя.

Цитата:
  Дело заповедей – очищать понятия о вещах" – Максим Исповедник.  


При этом дело людей, обученных делать что-либо профессионально – с Божией помощью на основании этих заповедей сеять на родной земле разумное, доброе, вечное, используя при этом полученные за годы плодотворной работы знания, навыки и умения.

"Дух мира – это различные похоти. Не надо бояться этого слова. Но надо знать, что похоти отводят человека от его главной цели. Даже альтруизм или общечеловеческий гуманизм могут стать для нас похотью и препятствием. Вспомним, что человеколюбие Великого Инквизитора превратилось в предательство человека и в ненависть к нему. Так Достоевский разоблачал самозамкнутый, без Христа, без Бога, гуманный подход к человеку…

Ведь что же такое заповеди Божии? Они не просто закон, который дается нам со стороны, а зов человека к общению с Богом. Бог своими заповедями приглашает нас к себе. К примеру, если живут в одном доме муж и жена, и если мужчина ничего не заповедывает женщине и никакого общения с ней не имеет, то это жизнь не супружеская.

Но не сами заповеди нас спасут, а отношение к Богу. «Не творение заповедей нас спасет, – говорит прп. Симеон Новый Богослов, – ни пост, ни молитва, ни воздержание, ни что другое, но да делаем это перед глазами Божьими, и Он, смотря на нас, спасает нас». Видя наше желание любви Божьей, Господь дарует ее нам. Но мы нетерпеливы, и не понимаем, что, если стремимся к Богу, то уже пребываем в любви Божией. А если мы хотим обладать добродетелями только для самих себя, то тем самым ограничиваем себя в общении с Богом. Вот зачем нужен подвиг в борьбе с миром, с его прелестями, искушениями и похотями. Этим мы проверяемся, судимся и таким образом спасаемся.

Негативное влияние мира заключается в том, что он нас приглашает к ложному спасению или к ложному счастью, поверхностным удовольствием. Вот, например, человек занимается такой деятельностью, как спорт. Да, он теряет свое время, но важно, чтобы спорт не стал смыслом всей его жизни. Если этого не происходит, то подобное увлечение еще не грозит человеку полной гибелью.

… Зло действительно действует мощно. Но не надо бояться, что все закончится вдруг механически или магически и просто без нас, что мир одержит победу. Нет, мир никогда не одержит победы. Даже во времена Антихриста зло не будет побеждать окончательно. Поэтому хочу сказать, что к миру надо относиться подвижнически. Именно это царский путь. Как говорит Апостол: «Стяжав Духа, способного через подвиг получить дар различия добра и зла». Это трудный путь. Это, поверьте, самое трудное в жизни православной, но самое достойное для человека. Быть в пути, быть в подвиге есть предвкушение Царствия Божьего. В этом смысле православные находятся в преимуществе…

Это только у современных сектантов покаяние и возрождение воспринимается как единственный магический акт. А что дальше? Невозможно даже разговаривать с таким человеком, который становится нереальным, он просто уходит в прелесть."

Из бесед протосингела (ныне архиепископа) Афанасия (Евтича), профессора богословия Белградской Духовной Академии на молодежном съезде в монастыре прп. Иова Почаевского в Мюнхене в декабре 1984-85 гг.

Источник: http://eparhia.onego.ru/afanas.htm

Пример со спорстменом, смыслом жизни которого может стать только СПОРТ, весьма ярок. Тем же самым занимаются и некоторые соврменные трезвенники – не будучи алкоголиками, всем смыслом своей жизни они делают отказ т спиртного, вся система их ценностей выстроена вокруг этого.

Поэтому не будем вслед за несчастными обманутыми некоторыми предводителями сектантских формирований уходить в прелесть и продолжим сподвижническую деятельность, направленную на укрепление силы духа русского народа во взаимодействии с Русской православной Церковью и с учётом не противоречащего нашему мировоззрению и догматике опыта трезвения в ближних к нам странах Восточной Европы.

При этом обратим внимание на следующую рекомендацию от экспертов, исследовавших опыт терапевтических сообществ "МОНАР":

"Если эта модель будет принята в других странах, внимание должно быть уделено ее адаптации в других культурных и национальных условиях."

О том же писал и я в своей аналитической работе о данном интересном опыте:

"В начале 90-х годов прошлого века у наркологической службы практически отсутствовала возможность выбора, сама она в силу известных обстоятельств пребывала почти в агональном состоянии, крайне слабо финансировалась, а для проведения собраний на тот момент участники программы «12 шагов» просили всего лишь помещения. Теперь же ситуация несколько иная и общество вместе с государственной наркологической службой вправе выбирать, на какой ресурс стоит опереться в ближайшее время, чтобы появилась возможность максимально качественно и добросовестно выполнять задачу оздоровления граждан Российской Федерации. В контексте данной работы, естественно, речь идёт о щадящих психику и духовный мир человека методиках обеспечения у него трезвого образа жизни, полноценного во всех отношениях."

Источник: http://www.rusk.ru/st.php?idar=114006

Так что продолжим разрабатывать вместе с коллегами наиболее оптимальную для России модель терапевтического сообщества с учётом наших культуральных и национальных условий, как бы ни пытались очернить наш замысел злопыхатели, разные анонимные писари.
  Николай.    04.07.2009 10:59
Цитата:
  Православие и Гуманизм – это два мировоззрения,взаимоисключающие друг друга.Попытка совместить их в одной отдельно взятой голове всегда приводит к расщеплению сознания.  


Вы думаете, мне это неизвестно?

На эту тему есть неплохая аналитическая статья, "Православный и гуманистический взгляды на вопросы биомедицинской этики".

Цитата:

"Гуманизм вывел на передний план человека с его эгоистической, измененной грехом природой. Он утверждает: избавьте человека от любых моральных, нравственных, религиозных обязанностей, дайте этой личности развиваться самой по себе и она (личность) разовьется в нечто прекрасное, глубокое и высокодуховное. Православие утверждает, что это ложь. Если человеку дать полную свободу, снять с него все ограничения, то он не разовьется в высокодуховную личность, а превратится в обычную, извините, скотину… В переводе с латинского языка слово "гуманизм" происходит от слова "humus" -"земля". Из земли произведена вся тварь живая. Гуманизм, в свою очередь, низводит человека до этой животной твари. В словосочетании "homo sapiens" присутствует то же слово "humus", т.е. "разумная земля", "разумный кусок глины". Истинное значение слова "человек" в другом, оно переводится как "устремленный ввысь". Так, мы по своему телу – земля, но земля, которая устремлена ввысь, к более высокому, к преодолению себя, преодолению своей животной составляющей. Неверное представление о человеке дает почву для возникновения проблем современного общества. На нем строится и образование, и система воспитания. Слово "воспитание" есть "питание собой".

… Очень важно понять: как только человек оставляет Бога, все разрушается: и сам человек, и его семья, и его дети, и общество, и государство. Наша страна формировалась как православное государство, поэтому мы являемся русскими не в силу своих физических особенностей, а в силу духа. Мы по нации своей, по крови – славяне, а по духу мы русские. И Россия, как государство, как общество, формировалась благодаря тому, что она приняла православный дух. А когда народ отказался от этого духа, то он стал деградировать и разрушаться, что мы сейчас и получили.

Таково общее представление об источнике обсуждаемых здесь проблем…"

Евгений Казанцев, председатель православного братства во имя св. Николая Чудотворца, г. Красноярск

Источник: http://www.orthedu.ru/nev/spez-06/12.htm

"Если человеку дать полную свободу, снять с него все ограничения, то он не разовьется в высокодуховную личность, а превратится в обычную, извините, скотину… И Россия, как государство, как общество, формировалась благодаря тому, что она приняла православный дух. А когда народ отказался от этого духа, то он стал деградировать."

В этом и кроется суть проблем нашего народа. Сегодня это понятно практически каждому из здравомыслящих людей на Земле.

Но в тоже время:

"Мы привыкли к утверждению ученых мужей о том, что гуманизм возник приблизительно в XIV веке на Западе, когда началась «эпоха Возрождения» (= обновления) в искусстве, живописи и литературе, главным образом в Италии, в ее свободных городах, заинтересовавшихся древнегреческой традицией, литературой, философией, искусством. Стало общепринятым мнение, что это так или иначе тот гуманизм, который уделил внимание человеку, в отличие от схоластики, доминировавшей в то время в Римско-Католической, папской Церкви, навязывающей человеку всё, включая Бога. Засилье схоластики стало вызывать внутренний протест: человек нуждался в большей внутренней свободе и в более почтительном отношении к себе. В новейшее время ученые головы, не исключая и тех, что на Западе, признают, что и в православной Византии имели место как гуманизм, так и ренессанс (= обновление) – в эпоху Палеологов, то есть после освобождения в 1261 году императором Михаилом Палеологом Царьграда от крестоносцев и восстановления Византийской империи. Династия Палеологов правила вплоть до падения Царьграда в 1453 году, и в период их царствования были восстановлены традиции древней живописи, искусства. Гуманизм заявил о себе и в других сферах…

… В отличие от западного ренессанса, здесь, в Византии, был сохранен христианский церковный дух, и не было того восстания против Церкви, которым были проникнуты ренессанс и гуманизм на Западе. В одном из новейших исследований крупного византолога, профессора Сорбонны Павла Лемерла утверждается, что еще святитель Фотий в IX веке дал начало гуманизму, который Лемерл называет ранним гуманизмом в Византии

Итак, святитель Фотий признан западными учеными мужами первым гуманистом, но это совсем не тот гуманизм, который впоследствии возник на Западе.

По мнению упомянутых исследователей, гуманизм обратил внимание на человека и поместил его в центр всех интересов. Именно в связи с этим утверждением мы хотели бы побеседовать об истинном гуманизме, а затем о гуманности, то есть о человечности, как она воспринята в нашем православном опыте и Предании…

… В Православии «предание», и в первую очередь – Священное Предание, знаменует собой живую жизнь, как выразился бы Достоевский (напоминая тем самым, что существуют и разного рода суррогаты и формы отчуждения от настоящей жизни), богоданную человеческую жизнь в Церкви, проживаемую через века истории, текущую и передающуюся дальше; причем жизнь не только биологическую, но, что еще важнее в биологическо-духовном и культурном отношении, жизнь церковно-народную, живо передаваемую по наследству из поколения в поколение в Церкви Христовой, в силу присутствия и действия в ней Духа Божия.

Это живое Предание у нас на Востоке с самого зарождения христианства – человечно и гуманно.

Что значит гуманизм?
Само слово гуманизм неоднозначно и двусмысленно. Греческие философы-софисты (V в. до Р. Х.), которые мудрствовали, как сказали бы мы, были, конечно, мудрыми, но мудрствовали они как софисты – слишком пространно. Один из них, по имени Протагор, живший еще до Сократа, выдвинул принцип: «Человек есть мера всех вещей». А Платон, ученик Сократа, принадлежавший к следующему поколению философов, выдвинул другой принцип: «Бог есть мерило всего». И вот западные гуманисты в период «ренессанса» ориентировались на тот первый, протагоровский тезис; впрочем, и доныне так или иначе все гуманисты считают что «человек есть мера всех вещей». Мы можем с полным правом сказать, что сегодняшняя западная цивилизация, будь она и христианской, в значительной степени придерживается этого тезиса…

Христианство, между тем, явило вечную истину о Боге и человеке – и потому предварило мерило, отличающееся от двух вышеуказанных. В полноте откровения Божественной и человеческой истины во Христе явилось новое измерение – вочеловечившийся Бог во Христе, то есть Богочеловек стал мерилом всех и всего. Так в православном христианстве и его истинном гуманизме, в Бого-гуманизме, не отвергнуты ни принцип «человек есть мера всех вещей», ни принцип «Бог есть мерило всего», но эти принципы не являются в нем независимыми и обособленными. В каждом из них присутствует истина, но они крайне поляризованы: либо человек, либо Бог, и потому они взаимоисключающие, то есть представляют собой крайности. А где крайность, там и односторонность. Величие же Православия – именно в соборности (единстве), во всеобъемлющей и соединяющей сбалансированности обоих упомянутых тезисов, так что подлинные, истинные факторы и их элементы сохраняются и участвуют в целости и всеединстве Божественного и человеческого, подобно тому как совершенное Богочеловеческое единство осуществлено и явлено во Христе – одновременно и Боге, и Человеке, Спасителе, Богочеловеке. В нашем народе, и вообще на православном Востоке, мы называем это соборным духом Православия, соборностью Христовой Церкви, в которой теснейшим образом соединены Бог и человек…

Ведь Христос – это вечный Бог, соделавшийся истинным и совершенным Человеком и пребывающий во веки веков и Богом и Человеком, вечным и единым Богочеловеком. Для православного христианства и для православного гуманизма Он есть мерило всего, включая и гуманизм, и человечность."

Епископ Афанасий (Евтич), Сербская Православная Церковь. Часть 1. У истоков гуманизма: Запад и православный Восток. Часть 2. Мерило всего, или О единстве и гармонии Божественного и человеческого в Православии

Источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/718.htm

Так что, неизвестный лукавый смешиватель принципов и понятий, назвавшийся здесь Писарем (не Петр Петров ли предстал пред нами в новой ипостасти?), вы в очередной раз проявили себя некомпетентным экспертом, на этот раз в вопросах истории Православия и взаимосвязи его с понятием "гуманизм".

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика