Русская линия | Константин Новиков | 04.07.2009 |
Для того, чтобы понять, как складывались американо-израильские отношения и почему они сейчас рвутся, надо бегло взглянуть на их историю с момента создания Израиля.
После Второй мировой войны, на волне сочувствия евреям, встал вопрос о создании на подмандатной территории Великобритании в Святой Земле еврейского и арабского государств. Открытых противников такого решения вне арабского мира не было, но наиболее последовательным сторонником создания еврейского государства выступил Советский Союз.
Сталин надеялся, что Израиль, населенный, в значительной степени, «бывшими нашими», со стойкими социалистическими традициями политической культуры, образованный при сильнейшей (и единственной среди великих держав) поддержке СССР, станет страной «народной демократии», чем-то вроде Болгарии или ГДР.
Для реализации этой задачи была продавлена резолюция ООН — это решение продвигал не только СССР, тогда многие сочувствовали евреям, но Советский Союз принял в его подготовке самое активное участие. Великобритания и особенно США смотрели на нарождающееся еврейское государство как на потенциального советского союзника и, поэтому, не желали ничем ему помогать.
Англия, к примеру, отказалась выполнять резолюцию ООН в части организации временных администраций в еврейских и арабских секторах, а просто эвакуировала свои войска и администрацию из Святой Земли, чем сделала арабо-израильскую войну неизбежной.
В Штатах, до того, как Бен-Гурион дал понять, что готов стать стратегическим союзником США, настроения были, в целом, антиеврейские, в прессе шла компания, напоминавшая нашу борьбу с космополитами, евреи воспринимались как некая клиентела врага (в США до демарша Бен-Гуриона, в СССР после него).
В ходе вспыхнувшей арабо-израильской войны СССР продолжал всячески «крышевать» Израиль, занимая антиарабскую позицию. Интересно, что в эти годы, Андрей Громыко, представлявший Советский Союз в ООН, был в Израиле чуть ли не самым популярным человекам — по израильскому радио транслировались его разгромные речи с трибуны ООН в защиту Израиля.
Серьезная финансовая поддержка Израиля со стороны американских евреев была частной инициативой, а не государственной. И эти деньги, собранные американскими евреями, израильское руководство могло потратить на закупку крупных партий вооружения только в советском секторе. На что соответствующее указание от Сталина получила Чехословакия, где и было (в Брно) закуплено все необходимое для войны с арабами.
После победы над арабами, во время первых выборов в израильский Кнессет главная борьба развернулась между еврейскими партиями МАПАМ и МАПАЙ. Обе партии были социалистическими, но МАПАМ была марксистско-ленинской и просоветской, а МАПАЙ умеренной, хотя и не декларировавшей антисоветизм.
Сталин поручил «курировать вопрос» (войну и все, что было до нее и после) НКВД и его ответвлению Еврейскому Антифашистскому Комитету, ответственным был назначен лично Молотов. К слову, сионизм и произраильские настроения в эти годы были в СССР не только допустимыми, но и поощряемыми властью, в Москве и Ленинграде проходили еврейские демонстрации солидарности с Израилем и другие акции поддержки.
На выборах МАПАМ (просоветская партия) взяла 19 мест в Кнессет, но выборы выиграла МАПАЙ (умеренно социалистическая партия Бен-Гуриона), сразу после чего был предпринят резкий внешнеполитический демарш — Бен-Гурион выбрал в качестве крыши США, а не СССР. Что, к слову, и вызвало соответствующую реакцию Сталина, оскорбленного в самых лучших своих чувствах. Израиль превратился во врага, кураторы репрессированы (в т.ч. русские), сионизм стал вражеской идеологией, а произраильские настроения из поощряемых в наказуемые. Со «всеми вытекающими» в духе тех лет — больше сотни человек было расстреляно, несколько тысяч отправлены в лагеря, либо сняты с ответственных постов. Евреев в СССР стали воспринимать, как потенциальную пятую колонну врага, что не помешало кибуцам — израильские коммунистические поселения — в день смерти Сталина объявить траур.
В дальнейшем Израиль стал надежным союзником США, а Советский Союз начал опираться на Ближнем Востоке на «прогрессивные» арабские режимы. Логика здесь простая: враг моего врага — мой друг. При этом роль влиятельнейшей американской еврейской общины в выстраивании американо-израильских отношений нельзя сбрасывать со счетов, но не стоит и переоценивать (об этом ниже).
Америка поддерживала Израиль в его войнах — в шестидневной войне 1967 года, войне Судного дня 1973 года, вторжении в Ливан в 1982 году, во время первой интифады конца 80-х — исключение составляет англо-франко-израильская война 1956 года за Суэцкий канал, когда США как и СССР сделали ставку на демонтаж колониальной системы европейских держав. В остальном, американцы помогали Израилю оружием и деньгами, а так же неизменно накладывали вето на антиизраильские резолюции ООН.
Американо-израильская идиллия продолжалась да конца нашей перестройки и стала давать трещины сразу после распада Советского Союза. Глобальное противостояние систем закончилось, и Израиль, как опора и противовес советскому влиянию на Ближнем Востоке, потерял для американцев свою ценность. Более того, стал осознаваться как заноза во взаимоотношениях США и арабо-мусульманского мира.
Америка — мессианская империя, выстраивающая глобальную идеологически мотивированную систему влияния и связей. В силу этого, она не может позволить себе портить отношение с огромным арабо-мусульманским миром из-за одной маленькой страны, даже если эта страна — Израиль, давний и верный союзник, милый сердцу американским евреям и протестантским фундаменталистам.
И дело здесь не только в арабской нефти и арабских нефтедолларовых потоках, а, в не меньшей степени, в необходимости беспрепятственного продвижения либеральных ценностей и американской системы мироустройства в глобальном масштабе. Израиль же является непреодолимо устойчивым аллергеном для арабских нефтяных шейхов и всей мусульманской общественности. Поддержка Израиля стоила внешней политике Америки серьезных издержек. После распада СССР эти издержки стали, в глазах американцев, необоснованными.
В силу этого, практически сразу после исчезновения советского геополитического противника, демократическая администрация Клинтона оказала серьезнейший нажим на руководство Израиля, итогом чего стали в 1993 году израильско-палестинские договоренности в Осло, следствием которых — образование Палестинской автономии, эвакуация всех еврейских поселений и полный уход Израиля из Газы, ликвидация значительной части еврейских поселений на Западном берегу Иордана, уход ЦАХАЛа из зоны безопасности на юге Ливана, «Дорожная карта» и прочие меры, НЕ ПРИВЕДШИЕ К РАЗРЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ. Надежды американцев на удаление израильской занозы оказались не реализованными (причины этого — тема для отдельного разговора), но, желания избавиться от израильской проблемы от этого у американцев меньше не стало. Более того, желание разрубить ближневосточный гордиев узел только возросло. Необходимо, правда, отметить, что понимание допустимого радикализма в темпах и методах решения вопроса у республиканцев и демократов разное, но сути американского подхода это не меняет.
Здесь надо сделать отступление с тем, чтобы разобрать вопрос о произраильской закулисе американского и «мирового еврейства». Для этого, в начале, надо дать краткую характеристику того, что сегодня представляет из себя еврейство.
Условно, евреев, в их отношении к рассматриваемому нами вопросу, можно поделить на несколько частей:
— обыватели еврейской диаспоры, разбросанные по всем континентам Земли;
— ультра ортодоксальные евреи, т.н. харидим, живущие как в Израиле, так и в других странах;
— евреи Израиля (исключая харидим);
— американское еврейство;
— «мировое еврейство», «финансовая олигархия», «мировая закулиса» и прочее. Этими терминами принято широко пользоваться в узких кругах для обозначения передового отряда преимущественно американской либеральной элиты, активной и влиятельной части архитекторов нового мирового порядка.
С обывателями все понятно, это евреи, живущие, прежде всего, своей частной жизнью, симпатизирующие, по понятным причинам, Израилю, особо, при этом, не заморачиваясь ни его проблемами, ни проблемами мироустройства. Таковых среди евреев диаспоры большинство, часть из них подумывает о переезде «на историческую родину», но большинство устраивается, как может, в странах пребывания, постепенно ассимилируясь среди местного населения.
Харидим (трепещущие), ультра ортодоксальные евреи, ведущие исключительно религиозный образ жизни и не принимающие Израиль как светскую и богоборческую профанацию чаемого ими «Израиля духовного». В разной степени находятся в оппозиции к современным израильским реалиям. Таковые есть как в Израиле, так и в других странах. В Израиле их 10 -15 процентов от всего еврейского населения. Они стремятся не служить в израильской армии (предпочитая до седых волос быть студентами религиозных школ), не платить налогов, не нести никакой ответственности перед еврейским государством. Некоторые из них сохраняют иорданское гражданство, а малочисленная израильская еврейская община «Наторей Карта» и вовсе открыто борется против сионизма и сионистского государства и даже провозглашала Ясира Арафата «богоизбранным мужем». Или, другой пример — община сатмарских хасидов, имеющая более 100 тысяч последователей, проживающих в Европе, Америке и Израиле, в Нью-Йорке их более 10 тысяч и ее представители регулярно принимают вместе с арабами участие в антиизраильских демонстрациях американских «борцов за мир». Мотивы всех действий этих людей не геополитические, а религиозные.
Евреи Израиля (исключая харидим) — светские и религиозные. Разделены по языковому, религиозному, политическому и даже расовому признакам, но в массе своей хотят сохранения и процветания Израиля. При этом, часть из них, возможно большая, это поколение «шопинга» — готовое отдать арабам «в обмен на мир» значительную часть удерживаемых земель, поселения и вообще все, что только можно, лишь бы их оставили в покое, не отбирали территории «собственно Израиля» и не мешали вести гедонистический образ жизни. Многие евреи Израиля все еще готовы отстаивать и даже воевать за «Эрец Израэль», но таковых, в связи со стремительной либерализацией израильского общества, становится все меньше. Эти последние и вызывают все большее раздражение в среде американских евреев, масса которых не понимает, почему «эти упертые израильтяне» не хотят принять план «мир в обмен на землю» и мешают, тем самым, Америке вести выгодные, во всех смыслах, дела с арабо-мусульманским миром.
Американское еврейство. В его среде существуют как активные противники сионизма и сионистского государства (о них я писал выше) — таковых меньшинство, так и решительные сторонники поддержки Израиля — таковых значительная часть. Но, все же, в массе своей американские евреи воспринимают Израиль как дорогую сердцу игрушку из далекого детства, сентиментальные чувства к которой не заслоняют для них главного — Израиль, с его территориальными неурядицами — большая американская проблема, заноза на пути глобальных процессов типа выстраивания отношений с арабскими нефтяными шейхами и с исламским миром в целом. Еврейская часть американской элиты, вполне ассоциирует себя с американскими интересами, не хочет уничтожения еврейского государства, но готова и дальше давить на Израиль с целью разрешить, на мой взгляд, не разрешимые по американским лекалам, арабо-израильские противоречия. Разумеется, здесь имеется ввиду некое обобщенное американское еврейство, внутри которого существуют самые разные люди и позиции.
Так называемое «Мировое еврейство», оно же — «финансовая олигархия», входящая в состав «мировой закулисы» — ЧАСТЬ головки американской либеральной элиты, влиятельная ЧАСТЬ творцов нового мирового порядка. Их база Уолстрит, Федрезерв и либеральные американские СМИ, формирующие общественное мнение. Элита в среде элит. Активно участвуют в контроле над мировыми финансами и модерации глобальных процессов, мало озабочены сантиментами вокруг еврейских узконациональных интересов, отчетливо понимают, что их глобальные интересы с региональными интересами Израиля связаны весьма опосредовано. Их цель — не благополучие ближневосточного «бункера для евреев» — каковым Израиль не может быть в силу его сложного географического положения — а мировая система, для создания которой необходимы размывание государственных, национальных, культурных, религиозных и прочих барьеров, мешающих свободному перетеканию капиталов и людей, приведения Земли к единой ультра либеральной, гуманистической, человекобожной модели существования, превращения человечества в мир «экономических кочевников — Иванов, Джонов и Абрамов, не помнящих родства» и, как следствие, «Конца истории». Израильские государственники воспринимаются, в этом контексте, как враги, такие же как государственники русские.
Смысл создания Израиля был для его творцов в том, чтобы «жить как все», а не занимать ниши внутри национальных организмов, даже если это ниши финансовой элиты. Целью было создание еврейского государства, в котором у евреев будут своя буржуазия, интеллигенция, рабочие, крестьяне, люмпены, т. е. нормальный национальный организм (речь Теодора Герцля на открытии I Сионистского Конгресса). Все это неизбежно предполагает приоритет чисто государственных интересов, в случае с Израилем, в силу его размеров и месторасположения, региональных, а не глобальных.
Или жить своим маленьким государством или формировать наднациональную систему, не привязанную к каким — бы то ни было местным условиям. Задача создания глобальной системы и обеспечение территориальных претензий еврейского государства находятся в серьезном противоречии. Конфликт между интересами Америки и условного «мирового еврейства», с одной стороны, и интересами «евреев Израиля», с другой, влечет за собой американо-израильский развод.
Внешними признаками обострения этих процессов сегодня являются визиты Обамы в Турцию, Саудовскую Аравию и Египет, и его заявления о том, что он не даст больше тянуть время в палестино-израильском урегулировании, а его посланника на Ближнем Востоке Митчелла, что Израиль неизменно обманывал США и что пришло время положить этому конец. Попутно, американцы сдают разведывательную сеть Израиля в Ливане, в результате чего более ста человек было арестовано, и приступают, как сообщают израильские аналитики, к замораживанию американо-израильского военного сотрудничества.
Все это, разумеется, первые «цветочки» и проба нового стиля. Но и ягодки, надо полагать, не заставят себя долго ждать. Хотя, разумеется, полного разрыва американо-израильских отношений в ближайшее время не произойдет, и американцы к этому пока не стремятся. Речь идет о том, чтобы перевести отношения с Израилем в разряд партнерских, как это было, например, в последние двадцать лет с Египтом или с Иорданией, или еще с кем-нибудь. Т. е., «дружить» через партнерство, а не через стратегический союз.
Проблема в том, что удержаться Америке на этой зыбкой почве равного партнерства одновременно с Израилем и арабским миром будет непросто, а, на мой взгляд, в длительной перспективе — невозможно. Арабо-израильские противоречия на основе американского варианта «мирного урегулирования» неразрешимы, а очередные уступки, на которые американцы, возможно, смогут вынудить Израиль, устроят арабов лишь в краткосрочной перспективе. Какой выбор в будущем придется делать Америке в ситуации или-или — покажет время. В любом случае, несостыковки «мирного процесса» будут усугубляться, а вместе с ними и американская рефлексия. При этом очевидно, что попытки полного сноса Израиля — а только это может надолго удовлетворить чувствующих свою силу арабских радикалов — чреваты ядерным катаклизмом.
В Израиле сейчас серьезное замешательство и судорожный поиск тактических ответов. К ним можно отнести демонстративное создание правительством Израиля «Комиссии по сближению с Россией», в той же логике призыв министра иностранных дел Израиля Либермана к руководителям произраильского лобби США способствовать отмене дискриминирующей Россию поправки Джексона-Веника. Некие подобные шаги и жесты можно ожидать от израильского руководства в отношении Китая и других стран. Всех, интересующихся дискуссией о смене внешнеполитического вектора Израиля, отсылаю к актуальной беседе израильских политологов на русскоязычном 9 канале израильского ТВ http://zman.com/video/video.aspx?VideoId=12 076
Очевидно, что израильские элиты находятся сейчас в поиске новых точек опоры, как ответа на шаги кидающего их союзника. Причем, из правого лагеря раздаются голоса не только о смене геополитических приоритетов, но и смене цивилизационной парадигмы развития израильского общества. Наиболее дальновидные правые политики говорят о необходимости поворота от либеральной модели к традиционалистскому, почвенническому пути развития, не только к отказу от слепого следования в американском фарватере, но и всецелому отказу от «западных ценностей».
Естественно, от России, в этой ситуации, не ждут, что она полностью пересмотрит свои приоритеты на Ближнем Востоке и займет место США. Это не нужно, да и невозможно, даже если бы в Кремле такое решение было принято. Одновременно и безучастное отношение к происходящей масштабной перезагрузке ближневосточных отношений было бы, со стороны российской дипломатии, крайне близоруким. Что бы не предпринимали американцы, Израиль в обозримом будущем останется региональной сверхдержавой, способной быть полезной как в военно-техническом плане, так и в других вопросах, выходящих за рамки Ближнего Востока.
Лично для меня, во всем этом есть еще один важный аргумент — статистика численности православного населения на землях, отошедших под контроль Палестинской автономии. За полтора десятка лет ее существования количество православных на Западном берегу Иордана сократилось в разы и продолжает стремительно убывать. В Вифлееме, бывшем 20 лет назад почти полностью православным городом, христиане сейчас незначительное запуганное меньшинство. И это произошло, по большей части, за время правления благоволившего к Православной Церкви Ясира Арафата, по некоторым сведениям, бывшего крипто христианином. А что будет, если к власти на Святой Земле придут «джихады», «хамасы» и прочая отмороженная братия?
http://rusk.ru/st.php?idar=105798
Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >> |