Православно-патриотический календарь "Русская Держава"
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 28 августа ( 15 августа )
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимых икон Успения Божией Матери: Киево-Печерской (1073), Овиновской (1425), Псково-Печерской (1472), Семигородной (XV), Пюхтицкой (XVI). Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской, Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII) икон Божией Матери.
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.
Разрешение поста.
На утрени величание: "Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое".
Тропарь, глас 1-й
В рождестве девство созранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к рождеству Мати суща Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак, глас 2-й
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Успение Пресвятой Богородицы
Сегодня Святая Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы. Обстоятельства Успения Божией Матери известны со времен апостольских. Ко времени Своего блаженного Преставления Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многие завистливые и гордые люди вооружились против Нее, покушаясь даже на жизнь Богородицы. Но Бог хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами.
Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостолов. И Дух Святой восхитил их отовсюду и принес в Иерусалим, чтобы они могли проститься с Марией.
Вскоре настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
Первосвященники же и книжники, пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, послали своих слуг, чтобы разогнать процессию, а самое тело Матери Божией сжечь. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из них были поражены слепотой.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни".
Князь Дмитрий Николаевич Цертелев
Сегодня, в день Успения Пресвятой Богородицы, мы вспоминаем философа, поэта и публициста князя Д.Н.Цертелева, скончавшегося в 1911 году.
Он родился 30 июня 1852 г. в семье известного этнографа и фольклориста кн. Н.А.Цертелева, происходившего из старинного грузинского княжеского рода Церетели. По материнской линии Цертелев был племянником известного русского поэта гр. А.К.Толстого. Получив блестящее образование на юридическом факультете Московского университета и европейских ВУЗах, Цертелев по возвращении в Россию, написал серию философских работ, развивавших взгляды Шопенгауэра и Гартмана. Как поэт князь начал публиковаться с 1875 г. в "Русском вестнике", и уже за второй свой сборник стихов он был удостоен Пушкинской премии. Кроме того, Цертелев был автором ряда литературных переводов (в том числе сочинений Гёте и Байрона) и выступал как литературный критик православно-монархического направления. Являясь горячим русским патриотом, Цертелев решительно выступал против любых проявлений космополитизма, определяя последний как "жидовство", "для которого деньги дороже Отечества".
Князь редактировал "Русский вестник" и "Русское обозрение", печатался в крупнейшей монархической газете "Московские ведомости" и других консервативных изданиях. Как публицист, держался строго консервативных взглядов.
Цертелев также был видным дворянским деятелем и состоял членом Постоянного совета Объединенного дворянства. Свое отношение к политическому устройству России князь выразил в следующих словах: "По моему убеждению, в России возможна только самодержавная абсолютная, а не декоративная монархия... Все народности должны находить справедливое отношение к себе государственной власти, но Отечеством Россия должна быть для русских, а не для тех космополитов, которые на ее счет хотели бы облагодетельствовать не только Европу, но и Азию".