Православно-патриотический календарь "Русская Держава"
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 9 августа ( 27 июля )
Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Прп. Германа Аляскинского (1837). Сщмчч. Амвросия, еп. Сарапульского, Платона и Пантелеимона пресвитеров (1918). Сшмч. Иоанна пресвитера (1941).
Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Прп. Анфисы исп., игумении и 90 сестер ее (VIII). Равноапп. Климента, еп. Охридского (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра.
Утр. - Лк., 106 зач., XXI, 12-19. Лит. - 2 Кор., 175 зач., IV, 1-6. Мф., 99 зач., XXIV, 13-28. Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1-10. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2.
Преподобный Герман Аляскинский
Преподобный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове, под Москвой, в 1757 году в купеческой семье. С шестнадцати лет он вступил на иноческий путь. Вначале преподобный нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива. Но через 5 лет, желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман ушел на Валаам.
После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание. В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг.
Через 15 лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. С этой целью в 1793 году была создана духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков Валаамского монастыря, среди них и преподобный Герман, которому Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.
Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами Миссии. Под руководством архимандрита Иоасафа (позднее епископа) Миссия находилась недолго: во время бури (в 1799 году) Преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана. На помощь оставшимся в живых миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон, который в 1807 году покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа. Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.
Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: "Я - нижайший слуга здешних народов и нянька".
Всем своим видом, всеми привычками старец Герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и Богоугождения. Беседа старца производила на слушавших неотразимое впечатление. Особенно поражали собеседников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений.
Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а после переселился на близлежащий остров Еловый, который назвал "Новым Валаамом". Остров Еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца. Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни.
Юрий Николаевич Говоруха-Отрок
Сегодня мы вспоминаем известного консервативного публициста и критика Ю.Н.Говорухи-Отрока, скончавшегося 27 июля 1896 г.
Он родился 25 января 1851 года в состоятельной дворянской семье, происходящей от запорожских казаков. Окончив гимназию, Говорухо-Отрок поступил в Харьковский университет, но не закончил его, т.к. с юных лет втянулся в революционное движение, став членом народнического кружка. В 1874 г. Говоруха-Отрок участвовал в "хождении в народ", был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. В 1877 г. он был в числе осужденных по "делу 193-х". Правда, учитывая молодость Говорухи-Отрока и отсутствие конкретных преступлений, он вскоре был выпущен на свободу.
Провал "хождения в народ" подвел его к мысли, что не оторванным от реальной народной жизни беспочвенным интеллигентам решать социальные проблемы России, а также убедил его, что реальный русский народ, является народом православным и монархическим. Все это не могло не подвигнуть его на путь переоценки ценностей и постепенно проделать ту же эволюцию, которую проделали в разные годы Ф.М. Достоевский и Л.А.Тихомиров, став апологетами русской православно-монархической идеи. Отмежевавшись от прежних революционных взглядов, публицист обратился к почвенничеству и славянофильству.
После цареубийства 1 марта 1881 г. Говоруха-Отрок окончательно стал на защиту Православия, Самодержавия и Народности. Его талантливые полемические статьи в "Мире" и "Южном крае", направленные против нигилистов, либералов и украинских самостийников сделали его имя широко известным и превратили в публициста всероссийского значения. Одновременно в печати появляются его рассказы, в которых публицист показывал нутро, завладевшего умами русской молодежи нигилизма. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен в Москву вести литературный и театральный отделы в ведущей национально-консервативной газете "Московские ведомости". На протяжении 7 лет появлялись подписанные псевдонимом "Ю.Николаев" его статьи, рецензии, обзоры, заметки, посвященные литературной и театральной жизни России. Отдельно Говоруха-Отрок выпустил книги литературных очерков о Короленко, Толстом, Островском, Боборыкине и др. Помимо "Московских ведомостей" Говоруха-Отрок опубликовал много заметок и статей под псевдонимом "Ю.Елагин" в "Русском обозрении" и "Русском вестнике".
В своих статьях Говоруха-Отрок упорно боролся с вульгарным материализмом, упрощенчеством, оторванностью от народной почвы. Он по праву может считаться одним из создателей консервативной критики и эстетики. Публицист талантливо и смело боролся за русское искусство. В своих статьях он нещадно громил радикальных писателей и развивал мысль, что русскую литературу губит ее растущая оторванность от Православия.