Православно-патриотический календарь "Русская Держава"
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 5 августа ( 23 июля )
Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й.
Почаевcкой иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284-305). Прав. Воина Феодора Санаксарского (1817). Мч. Андрея (1938).
Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75). Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля).
Иконы Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость" (с грошиками) (1888).
Утр. - Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14. Лит. - 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Мф., 72 зач., XVII, 14-23. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.
Владимир Игнатьевич Востоков
Сегодня мы вспоминаем известного проповедника и церковного писателя, видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея В.И.Востокова, скончавшегося 5 августа 1953 года.
Он родился 11 июля 1868 года в семье сельского священника. Окончив Московскую Духовную семинарию и академию в 1891 г. Владимир был рукоположен во иерея. В скором времени о.Владимира прославился на всю Москву как выдающийся проповедник. Он был законоучителем детей будущего обер-прокурора Св. Синода А.Д.Самарина, а Великая княгиня Елизавета Федоровна пригласила его быть лектором при ее Марфо-Мариинской общине милосердия. Кроме того, о.Владимир проявил себя как яркий публицист (он являлся редактором-издателем духовно-литературного ежемесячника "Отклики на жизнь", общественно-литературной газеты "Рассвет" (позже - "Славянофил") и журнала "Живая беседа") и активный борец за народную трезвость.
За свою борьбу против Г.Е.Распутина, в 1913 г. Востоков был выслан из Москвы в Коломну, затем служил в тюремной церкви г.Клина. В канун революции о.Владимира перевели в Уфимскую епархию.
Февральскую революцию Востоков первоначально приветствовал, но вскоре стал раскаиваться в своих заблуждениях, и уже на Поместном Соборе Православной Российской Церкви выступил с монархических позиций. Пришедших на смену Временному правительству большевиков о.Владимир также первоначально поддержал, увлекшись идеей "крестьянской и рабочей власти", полагая, что власть будет именно таковой, когда ее удастся вырвать из рук "ожидовившейся" аристократии. Однако, разочаровавшись и в большевиках, стал выступать с горячими проповедями против советской власти, за что был объявлен ею "вне закона".
Перебравшись на юг России, Востоков вскоре стал одним из ярчайших проповедников и апологетов восстановления Самодержавной Монархии. В апреле 1919 г. в Екатеринодаре он организовал и возглавил Братство Животворящего Креста (БЖК), насчитывавшее по разным данным от 5 до 8 тыс. членов и ставшее одной из крупнейших правых организаций Белого юга. Члены БЖК обязывались "вести беспорочную жизнь, добросовестно участвовать в святых таинствах и богослужении, <...> словом и делом участвовать в защите Святой Православной Веры". Распространять свои идеи БЖК намеревалось устройством Крестных ходов, просветительских чтений и бесед в евангельском духе, а также созданием отрядов "крестоносцев-воинов на борьбу с гонителями Святой Веры".
Монархическая деятельность о.Востокова настолько встревожила казачьи власти Кубани, что Кубанская Рада постановила выслать его за пределы края "за развращение казацких душ монархизмом". Перебравшись в Новочеркасск Востоков продолжил свою церковную и политическую деятельность. Для того чтобы одержать победу над большевизмом, заявлял Востоков, необходимо "призвать русский народ к покаянию в пролитой крови Царской, святительской и миллионов жертв из разных слоев населения в революционный период", а "решительно и определенно позвать народ на православные устои жизни, <...> подготовляя его к избранию Земского Собора из православных русских людей для избрания на нем христианской власти" и "просить военачальников всех частей войск, борющихся с полчищами большевиков, взвенчать воинские знамена Святым Крестом и объявить по войскам зов бороться прежде всего за гонимую Святую Церковь и за спасение распятой революцией России от жестокого ига еврейско-масонских организаций".
В 1920 г. о.Владимир стал духовником и проповедником Русской армии генерала П.Н.Врангеля. Он предложил Врангелю организовать всенародный Крестный ход, которой под охраной белогвардейцев должен был бы "крестоносными впечатлениями возбуждать доверие и любовь населения к целям Русской армии и привлечения в ее ряды новых добровольцев - христианских патриотов". Однако командование Белой армией под воздействием союзников издало 3 октября 1920 г. приказ N145 о запрещении Крестного хода, а уже 15 нояб. Севастополь был взят красными.
С оставлением белыми Крыма, о.Владимир эмигрировал с остатками врангелевской армии в Галлиополи, а оттуда в Сербию. В эмиграции он служил законоучителем русской гимназии в Кикинде и настоятелем православного храма в г.Великий Бичкерек, был членом Высшего Зарубежного Церковного Управления. В 1944 г., при приближении Советской армии Востоков покинул Югославию, перебравшись из Сербии в Австрию, а оттуда в зону контролируемую американскими войсками, а в 1951 г. переехал в США. С 1951 по 1957 он служил настоятелем церкви св. Тихона Задонского в г.Сан-Франциско, являлся духовником и проповедником Корпуса Императорских Армии и Флота (с 1954 г. - протопресвитером). Похоронен на Сербском кладбище в Сан-Франциско.