Русская линия

Православно-патриотический календарь "Русская Держава"


ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 

10 августа ( 28 июля )

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия" (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых. Сщмч. Николая диакона (1918). Прмч. Василия, прмцц. Анастасии и Елены, мчч. Арефы, Иоанна, Иоанна, Иоанна и мц. Мавры (1937).
Прп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321).
Гребневской (1380), Костромской (1672) и "Умиление" Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Воронинская (1524), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654-1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730).
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Кор., 177 зач., IV, 13-18. Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51. Богородице: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.



Смоленская икона Божией Матери

Чудотворная икона Божией Матери "Одигитрия" СмоленскаяСмоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы и некоторое время находилась в Антиохии. Затем святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда Императрица Евдокия, супруга Императора Аркадия, передала ее в Константинополь, где она была поставлена во Влахернском храме.
Греческий Император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от Царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с Крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск. Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. В ХIХ веке в память изгнания врагов из Отечества было также установлено праздновать день Смоленской иконы Божией Матери 5 ноября.
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Православной Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

В день празднования иконы Божией Матери, именуемой "Путеводительница", в 1936г. скончался духовный лидер Русского Зарубежья, первый предстоятель РПЦЗ митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий).
Митрополит Антоний (Храповицкий)Он родился 17 марта 1863 г. в Новгородской губернии в старинной дворянской семье (сын генерала, героя русско-турецкой войны) и в миру звался Алексеем Павловичем Храповицким. Получил блестящее образование, в 1881 г. окончил с золотой медалью гимназию в С.-Петербурге, а в 1885 г. кандидатом богословия С.-Петербургскую духовную академию, при которой был оставлен профессорским стипендиатом. С 14 лет участвовал в архиерейских богослужениях в качестве чтеца, преимущественно в Исаакиевском соборе. В молодости находился под большим влиянием Ф.М.Достоевского, бытует даже версия, что именно Алексей Храповицкий стал прототипом Алеши Карамазова. Еще в стенах академии в 1885 г. был пострижен в монашество и рукоположен сначала во диакона, а затем во иеромонаха. Служил преподавателем в Холмской семинарии и доцентом Петербургской академии. В 1890 г. возведен в сан архимандрита, занимал последовательно должности ректора С.-Петербургской, Московской и Казанской духовных академий. В 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, в 1900 г. назначен на самостоятельную кафедру - епископом Уфимским и Мензелинским, а в 1902 г. переведен на Волынскую кафедру - форпост Русского Православия в борьбе с католическим прозелитизмом, польским сепаратизмом и еврейским засильем.
Монархист по убеждениям, владыка всячески способствовал распространению и упрочению монархических идей и патриотического движения в России. Он стал первым архиереем - членом Русского Собрания, где неоднократно выступал с докладами (в 1910 г. избран почетным членом РС). При активной поддержке владыки в Волынской епархии возникла самая многочисленная монархическая организация - знаменитый Почаевский отдел Союза Русского Народа, почетным председателем которого был избран владыка Антоний. Он принимал участие в нескольких монархических съездах. Летом 1911 г. владыка совершил чин закладки Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых, который строился на личные пожертвования монархистов.
В 1912 г. архиепископ Антоний стал членом Св. Синода, а с 1914 г. возглавил одну из крупнейших епархий России - Харьковскую. В годы Первой мировой войны часто выступал с патриотическими проповедями. После февральского переворота был устранен с кафедры по стандартному обвинению в "возбуждении религиозной и национальной розни" и уволен на покой. Однако был избран членом Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-18 гг., как представитель монашества. Вскоре был восстановлен на Харьковской кафедре верующими. Вопреки проискам украинских сепаратистов 19 мая 1918 г. Украинский Церковный Собор избрал владыку митрополитом Киевским и Галицким, но 4 декабря он был арестован по приказу Петлюры. После нескольких арестов и заточений в сентябре 1919 г. он был освобожден, но вынужден бежать из Киева. Был главой Высшего Временного Церковного Управления при генерале А.И.Деникине. После поражения белых вынужден был бежать в Константинополь, а затем в Сербию.
В эмиграции возглавил Высшее Церковное Управление заграницей. С начала 1921 г. обосновался в г. Сремски-Карловцы. Принимал участие в работе Съезда хозяйственного восстановления России в 1921 г. в Рейхенгалле, был избран почетным председателем съезда. В ноябре 1921 г. был председателем Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора, в ходе работы которого были составлены послания к Генуэзской конференции, к чадам РПЦ, в рассеянии и изгнании сущим, и о восстановлении в России монархии с Царем из Дома Романовых. В течение 15 лет митрополит Антоний был председателем Собора архиереев и архиерейского Синода РПЦЗ, носил титул "Блаженнейший". Личной трагедией для него была необходимость борьбы с бывшими учениками: митрополитом Сергием (Страгородским) в Москве и митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже. 22 июня 1934 г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) своим постановлением запретил митрополита Антония в священнослужении. В эмиграции открыто выступил против масонства, подписав Соборное послание, в котором масонство осуждалось как преступная организация. Скончался в г. Сремски-Карловцы, похоронен в Белграде в Иверской часовне, перед кончиной принял схиму.

Приамурский Земский Собор

В этот день, 10 августа 1922 года в г. Владивостоке завершился Приамурский Земский Собор, возродивший традицию созыва законосовещательных, представительных учреждений.
Собор, открывшийся 23 июля 1922 г., был созван из-за острого политического кризиса на последнем островке свободной от красных России и поставил своей целью установление твердой власти, способной сплотить антибольшевистские силы. В состав Земского Собора вошли представители практически всех слоев населения Приморья, за исключением социал-демократов. В ходе своей работы Приамурский Земский Собор принял акт огромного исторического значения, который провозглашал, что "осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых", а выбранный Собором Правитель Приамурского Края (им стал генерал М.К.Дитерихс), принес присягу с обещанием "дать ответ за все учиненное по долгу Правителя перед Русским Царем и Русской Землей". Впервые в истории Белого движения Дом Романовых был признан "Царствующим". Таким образом, Приамурский Земский Собор стал исключительным с духовной точки зрения (хотя и запоздалым) событием в истории Гражданской войны.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика