«Яко чудес источник явися на Толге, святая и пречистая икона Твоя»
В Александро-Невской Лавре пребывают святыни Толгского женского монастыря…
С 13 по 26 октября в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре будут находиться святыни Свято-Введенского Толгского женского монастыря, сообщает канцелярия Толгской обители.
Для поклонения выставлены следующие святыни: частица величайшей святыни Православного мира — Ризы Господа нашего Иисуса Христа. Честная Риза Господа нашего Иисуса Христа была перенесена в Москву в 1625 году из Персии. От Ризы было отделено четыре частицы, одну из которых Царь Алексей Михайлович и Патриарх Московский и всея Руси Иосиф подарили в Ярославль, братьям Скрипиным, построившим прекрасную церковь Илии пророка. В 20-е годы, в момент изъятия церковных ценностей, был утерян и серебренный ковчег с частицей Ризы. По милости Божией, в 2003 году частица Ризы была чудесно найдена в фондах Ярославского музея и передана Русской Православной Церкви); Толгская икона Божией Матери (список XIX века), икона с частицей мощей святители Игнатия (Брянчанинова), учителя покаяния и молитвы; ковчежец с частицей св. мощей мчч. Адриана и Наталии (частицу их святых мощей привезли благодетели в дар обители в этом году из г. Милана, Италия). Святые мученики Адриан и Наталия являют дивный пример супружеской любви, основой которой является любовь к Богу. Их святых молитв и помощи просят в семейных трудностях.
Краткая история Толгского монастыря:
Матерь Божия явила Свой Толгский образ в тяжелые на Руси времена татаро-монгольского ига. В августе 1314 года совершилось «радостнейшее событие для измученных физически и нравственно, живущих в вечном страхе и печали жителей страны ярославской». Ростовский епископ Трифон (до пострижения в схиму Прохор), объезжая владения своей обширной епархии и утверждая людей в вере и благочестии, возвращался рекою Волгою в Ярославль из Белозерской страны. Застигнутый поздним вечером в пути, 7 августа, он, вместе с бывшими при нем священниками и клириками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. Место это было тогда необитаемое, а против него, на другой стороне Волги рос большой дремучий лес. В полночь, святитель, пробудившись от сна, увидел проникающий в его шатер свет. Обратившись к реке, он увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и до того столпа через реку мост. Помолившись Богу и взявши свой жезл, святитель восшел на зримый мост и пошел по воде, как по действительному мосту, подошел к огненному столпу и посреди его увидел Образ Божией Матери с Предвечным на руках Ее Младенцем, стоящий на воздухе, в возвышении от земли более пяти локтей. Святитель помолился Царице Небесной с сердечным умилением и слезами и вернулся по тому же мосту в свой ночлег, оставив по забвению свой жезл на месте моления. Утром же 8 августа, вставши от сна и совершив обычные молитвы, спутники святителя заметили странное исчезновение архиерейского посоха, который был поставлен у изголовья архиерейского ложа, и доложили о том святителю. Уразумев из сего, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было открыто, епископ Трифон поведал людям об увиденном.
Слуги, переехав Волгу, стали искать жезл и обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и близ нее жезл своего архипастыря, На месте явления Чудотворного Образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу..». В это время весть о чудном явлении Образа Божией Матери дошла до Ярославля, мгновенно начал стекаться сюда народ, и все, увидевши Образ, испытывают великую радость и помогают святителю Трифону в строении церкви. Молитвами Пресвятой Богородицы и помощью народа церковь к полудню была отсроена, а к вечеру святитель освятил ее во имя Входа во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В нее был внесен Образ Божией Матери, названный «Толгским» от небольшой речки Толги, протекавшей на том месте и впадавшей в Волгу, и тогда же установлено празднование явлению Ее в 8-ой день августа, в тот же день при сей церкви архипастырь благословил возведение монастыря.
Первым событием, которое стало известным в истории новосозданной обители, является чудо истечения от святой иконы цельбоносного мира, 16 сентября 1392 года, при игумене Германе, когда священник возгласил: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», внезапно от иконы Божией Матери из правой руки истекло миро, которое наполнило весь храм великим благоуханием. После утрени братия пели молебен Пресвятой Богородице, и когда в конце оного запели: «Владычице, Приими молитвы раб Твоих», тогда от той же иконы, из левой ножки Предвечного Младенца также истекло миро. Это двойное чудо произвело необыкновенно сильное впечатление на всех присутствовавших, наполнив их удивлением и ужасом, сменившимся потом слезами умиления и благодарности, когда миро оказалось целебным. Многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся тем миром, получили исцеление. С этого времени икону Богоматери стали почитать как мироточивую.
Божия помощь и покров Царицы Небесной никогда не оставляли Толгскую обитель, прославляя икону благодатными чудесами. В начале XV века в монастыре произошел большой пожар. Пламя мгновенно объяло и церковь, так что братия не могли ничего спасти из церковных вещей. Сгорели кельи, ограда, все погибло в этом огненном потоке, а потому все думали, что и чудотворная икона Богородицы также сгорела, и много скорбели о том. Но когда пожар окончился, то святую икону обрели вне монастыря, в лесу на дерене, чудесно изъятую из пламени совершенно невредимую и сияющую светом, монастырь не прекратил своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.
В 1553 году обитель посетил Царь и Великий князь Иоанн Васильевич Грозный. Поводом к этому посещению послужило путешествие Царя на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь в связи с болезнью его ног. По возвращению из Кирилло-Белозерского монастыря по рекам Шексне и Волге Царь остановился у Толги. Игумен и братия тепло встретили Царя, отслужили молебен. Царь со слезами много молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. В тот же час ноги у него укрепились, и он встал с кресла, на котором его носили, совершенно здоровым. Исполнившись великой радости, Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который и был построен в конце XVI века.
1612 год отмечен в летописи Толгской обители древнейшим из известных крестных ходов с Чудотворной иконой в Ярославль, который тогда был назначен сборным пунктом для народных ополчений, собиравшихся для спасения Москвы. От чрезвычайного стечения народа в городе началось моровое поветрие, от которого в мае месяце гибли тысячи людей. Князь Пожарский, духовенство и власти города решили обратиться за помощью к Заступнице земли Русской и послали за Ее чудотворной иконой в Толгский монастырь. Святая икона была принесена и участвовала во всеградском крестном ходе. После этого крестного хода болезнь утихла.
В 1928 году монастырь был закрыт богоборческой властью. Чудотворная икона Толгской Богоматери 75 лет находилась в Ярославском художественном музее. В декабре 1987 года, в канун 1000-летия Крещения Руси, Толгский монастырь был возвращен Церкви. Сейчас страшные развалины обители уже не пугают людей, нет здесь и колючей проволоки, которая окутывала стены тюрьмы для подростков. Шестой год в ее стенах пребывает бесценное сокровище — чудотворная Толгская икона, со дня явления которой исполнилось 695 лет. Русская линия