«В этой иконе преизобилует особая благодать Божия»
Крестный ход с Чудотворной иконой Божией Матери «Песчанская» пройдет из Харькова в Белгород…
С 13 по 16 сентября сего года к 210-летию образования Харьковской епархии и 255-летию обретения Песчанской иконы Божией Матери, с этой Чудотворной иконой состоится крестный ход из Харькова в Белгород, сообщает председатель Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая» и редактор одноименной газеты Сергей Моисеев. Выход крестоходцев — 13 сентября в 13.00 из Покровского монастыря г. Харькова. Следование по ул. Сумской и далее по Белгородскому шоссе. Прибытие в Белгород состоится ко дню памяти Святителя Иоасафа Белгородского и Харьковского. По всем вопросам обращаться по телефону: 8 (097) 328-79-63.
«Среди множества благодатных икон Богородицы особое место занимают те, в которых Она явила милость Русскому воинству. Не все из этих святынь достаточно известны. Мы любим и почитаем „Владимирскую“, „Донскую“, „Знамение“. Но кто знает, например, о Песчанской иконе Божией Матери, которая, наподобие „Порт-Артурской“ и „Августовской“, в годы войны стала свидетельством попечения Богородицы о нашей Родине? Именно о ней, о Песчанской, святитель Иоасаф Белгородский сказал: „В этой иконе преизобилует особая благодать Божия; в ней Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для веси сей и страны в целом“», — отмечают организаторы Крестного хода.
История иконы непосредственно связана с жизнью и трудами великого подвижника. В 1754 году объезжая свою епархию, он прибыл в город Изюм Харьковской губернии. В церкви Вознесения в Замостье святитель Иоасаф с удивлением обнаружил икону Божией Матери, служившую перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. Святитель, пав на колени, просил прощения у Богородицы за небрежение к Ее иконе. Затем велел поместить образ в киот. В 1792 г. Вознесенская церковь, ввиду затопления водами разлившейся реки, была перенесена на новое место, в Пески. В связи с этим икона Божией Матери получила название «Песчанская».
Святитель Иоасаф пробыл в Изюме три дня. Все это время он утром и вечером приходил в храм и молился перед святой иконой Богородицы. Весть об этом скоро распространилась по городу. Впоследствии стало известно, что перед поездкой Святитель увидал вещий сон. Во сне он совершал обход церквей и в одной из них, в куче сора увидал образ Божией Матери. От образа исходило сияние. Раздался голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма! Образ Мой предназначен для всей страны быть источником благодати, а они повергли его в сор!» Увидев Вознесенскую церковь, Святитель узнал ту, которую посетил во сне, а затем, найдя икону — убедился, что это и есть тот образ, о котором ему вещало сонное видение.
В 1819 г. в Изюме была начата постройка нового каменного храма, поскольку старая церковь Вознесения в Песках обветшала. У одного богатого помещика в это время умерла жена. При жизни она особо почитала Песчанскую икону и пожертвовала на нее позолоченную ризу. Перед смертью женщина умоляла мужа, известного своей скупостью, завершить постройку храма. Он так и поступил. А настоятелю поведал, как во сне ему явилась жена с Песчанской иконой, от которой исходили лучи. Благодаря щедрой жертве, церковь вскоре была построена.
Крестьянин Иван Колесников из Харьковской губернии дал обещание побывать в Святой земле и поклониться Гробу Господню. Он пришел в Пески и со слезами молился перед святой иконой. Вскоре к нему подошла неизвестная дама, спросила, о чем он молится, и подала 500 рублей со словами: «Исполни свой обет». Впоследствии этот крестьянин постригся в Иерусалиме в монахи. В 1831 г. он получил от Иерусалимского Патриарха в дар частицу Древа Животворящего Креста и мощей священномученика Иоанна. Он пожертвовал реликвии в Песчанскую церковь, где они находятся до сих пор.
В 1830 г. в Изюме случилась эпидемия холеры. Жители водрузили икону на городской площади и отслужили перед ней молебен. Потом с нею обошли все улицы и дома. Болезнь отступила. Спустя четверть века в этих местах снова появилась холера. И снова Богородица явила Свою милость от Песчанской иконы, исцелив тяжко больную женщину. Город Изюм обрел всероссийскую славу. К святыне тянулись вереницы паломников. Десятилетиями не иссякал цельбоносный поток благодати.
Но шло время — и для России настала эпоха бедствий. Началась Первая мировая война. В эту пору русский народ уже начал свое гибельное нисхождение в пропасть безбожия и безвластия. Вера во всех слоях общества существенно оскудела. И понадобились жесточайшие испытания, чтобы в немногих сохранивших здравомыслие русских людях пробудилось горячее рвение к отеческим святыням и надежда на помощь свыше.
Как писал в своих воспоминаниях товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д.Жевахов, в годы Первой мировой войны св. Иоасаф Белгородский явился в видениях одновременно благочестивому старцу, живущему в Песках, и некоему полковнику. Он повелел обойти с Песчанской иконой линию фронта, предупреждая, что лишь заступничество Божией Матери может спасти Россию от надвигающейся катастрофы. Несмотря на личное распоряжение Императрицы и стараниям кн. Жевахова, доставившего святыню на фронт, Государю о прибытии иконы не было доложено, а князю заявлено, что в ставке некогда заниматься «пустяками».. «
«Крестный ход по линии фронта так и не состоялся. Воля Святителя Иоасафа не была исполнена. Безумное ослепление напало на тех, кто решал судьбы Родины. Произошла история, схожая с той, что случилась в Порт-Артуре десятью годами раньше. И финал был закономерен. Не Силы Небесные отвергают нас. Это мы отказываемся от их помощи. Осознание необходимости возвращения к своим святыням, под сень Дома Божиего пришло к русским людям лишь семь десятилетий спустя. Русь поделена государственными границами, и мы видим отчаянные попытки закрепить это завоевание возведением духовных границ. Крестный ход из Харькова в Белгород с Песчанской иконой Божией Матери послужит преодолению греховного разделения между братскими народами и объединит людей, у которых нет границы в уме и сердце», — заключают организаторы крестного хода. Русская линия