Русская линия
<< Полная сводка новостей от 4 сентября 2025 >>

Иерусалимский Патриархат Феофил потребовал от архиепископа Синайского Дамиана открыть ворота Синайского монастыря для изгнанных монахов
Глава Иерусалимского Патриархата вызвал владыку Дамиана на чрезвычайное заседание Св. Синода Иерусалимской Церкви, чтобы тот дал ответ за свои канонические нарушения

Иерусалимский Патриарх ФеофилИерусалимский Патриарх Феофил III вынужден был лично вмешаться в крайне неприятную и откровенно непристойную историю с силовым изгнанием монашествующих из монастыря Святой Екатерины на Синае и направил Патриаршее послание, в котором призвал виновника скандала архиепископа Синайского Дамиана открыть ворота исторического монастыря для изгнанных им ранее монахов.

3 сентября 2025 года на официальном сайте Иерусалимского Патриархата было опубликовано следующее письмо Патриарха Феофила, адресованное владыке Дамиану:

«Его Высокопреосвященство архиепископ Дамиан, возлюбленный брат наш во Христе и сослужитель нашего смирения, святые объятия во имя Иисуса Христа.

С глубокой скорбью, но также и из чувства ответственности перед Господом за сохранение устоев, переданных нам нашими Отцами, как говорит божественный Павел: «Стойте и держитесь преданий, которым вы научены» (2 Фессалоникийцам 2:15), — в этом Патриаршем послании мы сообщаем вам, Святейший Брат, о событиях, происходящих на Синае, которые огорчают и возмущают Церковь.

Наше Смирение, выражая волю Священного и Святейшего Синода Иерусалимского Патриархата, епископом которого вы являетесь и от которого вы получили третью степень священства, принимая во внимание канонические и другие нарушения, в которые вы, как установлено, впали, и соблазн, который был вызван ими как среди отцов Святой обители Синая, так и во всей полноте Тела Христова, то есть Церкви, вызывает Вас в Иерусалим,, чтобы предстать и дать объяснения на чрезвычайном заседании Священного и Святейшего Синода в понедельник, 26 августа / 8 сентября текущего года, на заседании Святого и Священного Синода.

Дабы избежать дальнейшего соблазна и ради умиротворения несправедливо изгнанных отцов из святой обители, посредством иных мер и вмешательств, мы повелеваем вам открыть ворота оной и немедленно удалить всех незаконно проникших в монастырь лиц, которые сеют соблазн и смятение.

Мы ожидаем Вашего немедленного повиновения и в духе любви к Вам просим Вас прибыть в Патриаршую резиденцию, желая вашему Вашему Высокопреосвященству всяческих благ и мудрости от Святейшего и Животворящего Гроба Господня. Остаёмся с Вами.

В священном городе Иерусалиме, 21 августа 2025 года.

С нашим Патриаршим благословением

ФЕОФИЛ III

Патриарх Иерусалимский"

Русская линия


Протоиерей Николай Балашов: «Стыдно должно быть эстонским властям, но, как показывает практика их борьбы с исторической памятью, они научились подавлять в себе такое чувство»
Советник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси назвал постыдным фактом решение эстонских властей отобрать у ЭПХЦ здание церковной канцелярии в Таллине

Протоиерей Николай Балашов, фото Нина ЗотинаЭстонская Православная Христианская Церковь занимала историческое здание церковной канцелярии в Таллине уже почти 200 лет, договор аренды на него был бессрочным, а потом решение эстонских властей отобрать это здание у верующих является бессовестным и откровенно постыдным, заявил советник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов, комментируя соответствующие решение эстонского суда, сообщает РИА Новости.

Суд в Эстонии ранее признал законным решение властей Таллина о расторжении договора об аренде канцелярии на улице Пикк в Таллине с ЭХПЦ. В мае 2024 года глава управы района Кесклинн Сандер Андла заявил, что власти Таллина расторгли договор аренды, Церковь должна была освободить помещения в конце июля. По информации телерадиокомпании ERR, ЭПЦ получила помещения в бессрочную аренду в 2005 году. Эстония также сдает в аренду ЭПЦ три церковных здания и один приходской дом в Таллине.

«Ранее действовавший арендный договор 20 лет назад был перезаключен Таллинской мэрией как бессрочный. Претензии на это же здание со стороны константинопольской церковной юрисдикции в Эстонии во главе с митрополитом Стефаносом мэрия удовлетворила путём передачи им в собственность, а не в аренду, соседнего здания — дома по адресу: улица Пикк 66. Очень скоро оно было продано — ведь прихожан у Константинопольской церкви очень мало», — сказал отец Николай.

Церковное управление, отметил он, приобрело здание на улице Пикк для своих нужд уже почти два столетия назад, и даже в советские времена в нём трудились архиереи, управлявшие Таллинской епархией. Среди них, напомнил священник, был и митрополит Алексий, впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

«Настали новые времена, и была поставлена задача удушить в Эстонии Православную Церковь, связанную с Московским Патриархатом. И все прежние обещания стали недействительными, а дорогой для каждого православного человека скромный уголок, где три десятилетия трудился наш приснопамятный Патриарх Алексий II, а также другие выдающиеся архиереи и церковные деятели, велено было упразднить. Стыдно должно быть эстонским властям, но, как показывает практика их борьбы с исторической памятью, они научились подавлять в себе такое чувство», — заключил советник Патриарха.

Русская линия


В Ровенской области Украины похищены епископ Нововоронцовский Серафим (Кадубянский) и иеромонах Гавриил (Кинащук)
Сотрудники украинского ТЦК насильственно мобилизовали архиерея Украинской Православной Церкви и его помощника

Епископ Нововоронцовский Серафим 2 сентября 2025 года в Ровенской области Украины сотрудники украинского военкомата подвергли насильственной мобилизации викария Херсонской епархии Украинской Православной Церкви епископа Нововоронцовского Серафима (Кадубянского) и его помощника клирика Нововоронцовского викариатства иеромонаха Гавриила (Кинащука), сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

По данным отдела УПЦ, священнослужители были задержаны в 18:30 на блокпосту в селе Шепетин, вблизи границы между Тернопольской и Ровенской областями. Затем их отправили «в Кременецкий ТЦК и СП, где они провели ночь». «Сегодня, 3 сентября, в 13:00, иерарха и священника доставили в Ровенский областной ТЦК и СП, откуда их намерены отправить на полигон», — говорится в сообщении пресс-службе УПЦ.

В настоящее время, по данным украинских СМИ, священнослужители уже находятся на полигоне в Ровенской области.

Действия украинских военных, которые носят откровенно преступный характер, с военной точки зрения, никакого смысла не имеют, поскольку священнослужители не имеют права брать в руки оружие и точно не станут вооружёнными бойцами. Единственная цель данных похищений — это очередная попытка запугать духовенство УПЦ и принудить священнослужителей переходить к раскольникам, которых никто не трогает.

Русская линия


Константинопольский Патриархат канонизировал двух румынских старцев Дионисия (Игната) и Петрония (Тэнасе)
Оба подвижника подвизались на Святой Горе Афон, а потому Румынский Патриарх Даниил ранее обратился на Фанар с просьбой рассмотреть возможность их канонизации

Преподобные Дионисий (Игнат) и Петроний (Тэнасе)30−31 августа 2025 года на Фанаре состоялось заседание Священный Синод Константинопольского Патриархата, в ходе которого были причислены к лику святых два румынских старца, подвизавшихся на Святой Горе Афон. Это старец Дионисий (Игнат), живший в келии вмч. Георгия скита Колицу, рядом с монастырем Ватопед; и иеромонах Петроний (Тэнасе) из скита Продром, который относится к Великой Лавре, сообщает Православие.Ru со ссылкой на информационное агентство Orthodoxia.

День памяти преподобного Дионисия будет отмечаться ежегодно 11 мая, а память преподобного Петрония — 24 февраля. Мощи святого старца Дионисия были обретены в келлии вмч. Георгия скита Колицу в ноябре 2022 года, а мощи святого старца Петрония — в скиту Продром в апреле 2023 года.

Румынская Православная Церковь предложила канонизировать старца Дионисия в 2021 году, а старца Петрония — в 2022 году, подготовив соответствующие богослужебные тексты на греческом языке для представления в Константинополь. Данная канонизация была приурочена к 100-летней годовщине со дня учреждения Румынского Патриархата, отмечаемой в этом году.

Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, выступая на заседании митрополии Мунтении и Добруджи, отметил, что «эти два румынских подвижника всегда сохраняли любовь к своей Родине. И отца Дионисия (Игната), и отца Петрония (Тэнасе) любят и ценят не только румыны, но и греческие монахи».

Глава Румынского Патриархата пояснил, что право на канонизацию святых принадлежит той Поместной Церкви, на территории которой подвижник провёл последнюю часть своей жизни и скончался, что в данном случае относится к юрисдикции Константинопольского Патриархата, поскольку оба старца жили на Афоне. Поэтому Румынский Патриархат обратился к Фанару.


+ + +

Иеромонах Дионисий (Игнат) родился 22 сентября 1909 года в коммуне Ворничень жудеца (уезда) Ботошань.

В 1920-е годы вместе с братом отправился на Святую гору Афон и в 1927 году был пострижен в монахи.

Почитаемый монашествующими и паломниками со всего мира, за 78 лет монашеской жизни на Афоне отец Дионисий проявил себя как великий пустынник и духовник многих афонских отцов, игуменов, иеромонахов, отшельников, иноков и паломников, в том числе старца Иосифа Ватопедского — духовного сына преподобного Иосифа Исихаста.

Он был признан искусным делателем молитвы Иисусовой. Имел тесную духовную связь со святым Паисием, иеросхимонахом Иоанном (Гуцу; 1906−1996) из скита Калчу и иеросхимонахом Петронием (Тэнасе; 1916−2011), настоятелем румынского скита Продром.

Старец Дионисий отошел ко Господу 11 мая 2004 года в возрасте 94-х лет, будучи почитаем одним из величайших клириков Святой горы Афон.

Cтарец Петроний (Тэнасе) родился в 1916 году в деревне Фаркаша Нямецкого жудеца.

Он вступил в братию Нямецкого монастыря, где принял монашество 22 сентября 1942 года. Из Нямецкого монастыря его позвали в Анфимовскую обитель в Бухаресте, где он продолжил свое обучение, окончив факультет православного богословия и посещая курсы математики и философии Бухарестского университета. В 1947 году он был рукоположен во иеромонаха в Патриаршем соборе свв. Константина и Елены, а затем направлен преподавать гомилетику, катехизис и педагогику в семинарии Нямецкого монастыря.

С приходом к власти тоталитарного коммунистического режима начался тяжелый период в жизни монаха-миссионера, и в 1959 году он был вынужден покинуть Нямецкий монастырь. Исполненный мужества, усердия и неиссякаемой любви к Церкви, Христу-Спасителю и монашеской жизни, отец Петроний в 1964 году перешел в общину монастыря Сихастрия, где прожил до 1978 года, а затем переехал в румынский скит Продром в честь св. Иоанна Предтечи на Святой горе Афон.

Через семь лет после его прибытия монахи скита Продром избрали отца Петрония их игуменом. На посту настоятеля скита старец провел множество восстановительных работ. При нем были расписаны стены собора, построен новый архондарик (гостиница для паломников), проложена удобная дорога, соединяющая скит с Великой Лаврой.

Блаженный старец имел огромный духовный авторитет не только на Афоне, но и среди верующих по всей Греции и Румынии. Все монахи румынского и молдавского происхождения считали его своим духовным отцом. Книга его духовных размышлений «Врата покаяния» переведена на несколько европейских языков.

Отцу Петронию дважды предлагали стать Румынским Патриархом, но он оба раза смиренно отказался.

Блаженный старец преставился ко Господу 22 февраля 2011 года в возрасте 94-х лет.

Русская линия


Архиепископ Синайский Дамиан заявил, что Иерусалимский Патриархат не имеет никаких прав на Синайский монастырь
В ответ на требование Иерусалимского Патриарха Феофила явиться на Синод 8 сентября, наместник Синайского монастыря опубликовал письмо с грубостями в адрес своего Патриарха и сообщил о начале «процесса своей преемственности» в согласии с Фанаром и Элладой

Игумен монастыря архиепископ Дамиан Самардзис: на правительственном уровне чиновники говорят одно, а на местном – совершенно другоеКризис в Синайском монастыре в Египте возник не на пустом месте, а стал результатом действий его наместника архиепископа Синайского Дамиана, который на старости лет решился передать обитель в юрисдикцию Элладской Православной Церкви или Константинопольского Патриархата, с чем не согласилось большинство братии обители. При этом вместо того, чтобы договориться с монашествующими и найти компромисс, владыка Дамиан нанял посторонних людей и силой выгнал 12 из 20 братий монастыря. Когда же Иерусалимский Патриарх Феофил, в чьей юрисдикции находится обитель, решил призвать архиерея к ответу и вызвал на Синод, он опубликовал грубое письмо, из которого следует, что он решил при поддержке Эллады и Фанара довести задуманное до конца и вряд ли прислушается к Иерусалимскому Патриарху.

Ниже мы публикуем текст заявления владыки Дамиана, опубликованный на портале «OrthodoxTimes»:

«Сегодня, 4 сентября 2025 года, в праздник великого пророка Моисея, одного из защитников Синая, восстановление нормальной жизни и законности в Святом монастыре Синая наконец стало реальностью. Но этого недостаточно для достижения более важной цели — сохранения его многовекового статуса и, прежде всего, его будущего. Помимо законности и порядка, необходимо единство между отцами Святого Синайского братства.

Я знаю, что в мои 91 год многие, как в монастыре, так и за его пределами, думают о том, что моя преемственность — это лишь вопрос времени. Именно эта мысль является истинной причиной внутреннего кризиса, разразившегося в Святом монастыре Синай. Ответственность лежит на всех нас, в первую очередь на отцах Синайских, хотя и не в равной степени. К сожалению, кризис престолонаследия совпал с кризисом, вызванным решением Апелляционного суда от 28 мая 2025 года, в результате чего ситуация стала критической.

Теперь, по прошествии времени, стало очевидно, что все «Синайские отцы», включая 11 несогласных, придерживаются определённых общих позиций, которые должны послужить основой для нового единства.

А) Что касается важнейшего вопроса о решении суда от 28 мая 2025 года, то мы все разделяем одну и ту же точку зрения и преследуем одни и те же цели. Это решение отменяет многовековой статус Святого монастыря, открывая путь к его десакрализации и превращению в музей.

Б) Решение экзистенциального кризиса, с которым мы столкнулись, должно быть найдено в сотрудничестве с правительствами Египта и Греции и должно быть оформлено в виде трёхстороннего соглашения. Разумеется, усилия по защите Святого монастыря в египетских судах должны и будут продолжены под руководством нового архиепископа Синайского, Фараона и Раито, а также объединённого Синайского братства.

В) Помимо вопроса о собственности, решение обязательно должно включать:

а) признание в законодательстве Египта уникального религиозного юридического лица (sui generis) под названием «Греческий православный Священный Королевский автономный монастырь Святой Екатерины на Святой и богоизбранной горе Синай»;

б) предоставление египетского гражданства архиепископу Синая, Фарана и Райто и настоятелю Святого монастыря Синай;

в) получение видов на жительство для Отцов посредством специальных процедур;

г) защита частной коллекции реликвий и рукописей Святого монастыря;

д) признание чисто религиозного характера реликвий (например, святых останков), которые не имеют художественной ценности.

D) Закон 5224/2025 (Правительственный вестник A' 142) — это не только важная веха в борьбе монастыря за своё будущее и благополучие, но и решающий стратегический выбор как для монастыря, так и для Греции. Отношения монастыря с греческим государством теперь определяются Конституцией и этим законом, которые создают прочный и надёжный щит для защиты монастыря как в Греции, так и во всём мире.

E) Синайское братство должно принимать новых отцов, чтобы увеличить свою численность.

F) Всеправославное каноническое право в отношении Святого монастыря на Синае было окончательно определено в 1782 году Сигиллием Вселенского патриарха Гавриила IV. В то же время высшим всеправославным арбитром остается Вселенский патриархат. Святой монастырь на Синае является «автономным, самоуправляемым, свободным, неприкосновенным и не подчиняющимся никакому Патриаршему престолу».

Кризисы всегда многое говорят о многих. Никто не забудет тех, кто сразу же поддержал Святую обитель, когда стало известно о решении от 28 мая 2025 года: Вселенский патриархат, Болгарский патриархат, Элладская церковь и Кипрская церковь. Позже к ним присоединились Антиохийский патриархат, Сербский патриархат и Албанская церковь. Болезненное молчание Александрийского патриарха равносильно поддержке. Все остальные патриархаты и Православные церкви хранили молчание, за исключением Иерусалимского патриархата, чьё заявление было направлено лишь на то, чтобы подтвердить империалистическую политику в отношении Святого монастыря на Синае, направленную на то, чтобы превратить его в обычный монастырь под управлением Иерусалимского патриарха. Ответственность за эту атмосферу раздора и раскола в православном мире лежит исключительно на Московском патриархате, но последствия ощущает на себе всё православие. Неслучайно первыми, кто воспользовался внутренним расколом в Синайском братстве, были организации, сети, партии и отдельные лица, связанные с попытками России разрушить православие и продвигающие взгляды, противоречащие православному христианскому богословию и морали.

Христианство на Ближнем Востоке подвергается гонениям, а православные христиане — сегодняшние ромиосини (православные греческого происхождения — РЛ) — находятся под серьёзной угрозой, что продемонстрировало террористическое нападение на церковь пророка Илии в Дамаске. Без участия греческого государства и его активной поддержки ничего не удастся спасти. Ни Россия, ни Иордания (которую Иерусалимский патриарх назвал «щитом» христиан, когда она разблокировала его счета — чего на самом деле добилась Греция), ни какая-либо другая страна не обладают такой искренностью, смелостью, целеустремлённостью и любовью к ромиосини, как Греция.

Вчера я получил письмо от Иерусалимского Патриарха Феофила, которого я глубоко уважаю и почитаю, но которое с канонической точки зрения как минимум слабо обосновано. Это потому, что:

— Оно игнорирует моё письмо от 7 августа 2025 года, адресованное Его Блаженству Патриарху Иерусалимскому, в котором я прямо указал, что не приглашал его вмешиваться в дела монастыря;

— Оно игнорирует канонические и юридические недостатки предполагаемого приглашения от некоторых отцов церкви;

— Он рассматривает монастырь как придаток Иерусалимского патриархата, вопреки вышеупомянутому Сигиллиону, и поэтому считает, что может отдавать приказы об открытии монастырских ворот;

— При этом игнорируется тот факт, что Собор отцов имеет право обязать настоятеля и архиепископа отклонить приглашение Его Блаженства.

Тем не менее я рад этому письму, потому что наконец-то стала известна роль Иерусалимского патриарха в этом церковном перевороте — в конце концов, у него есть опыт — и прежде всего в углублении раскола внутри Синайского братства. Но самое показательное — это время: письмо было отправлено только после того, как Иерусалимский патриархат узнал, что сегодня я объявлю о своём решении преодолеть кризис, охвативший братство, и что моё решение согласовано с отцами, правительством Греции, Вселенским патриархатом и Элладской церковью.

В Святом Синайском монастыре не принято устраивать перевороты, лишать патриархов сана, а затем заключать их во внутренние тюрьмы, чтобы сломить их духовно, умственно и физически. Монастырь никогда бы не проявил мелочность, которую продемонстрировал лично патриарх Иерусалимский Феофил, когда пришло неизбежное время упокоения его предшественника Иринея. Кто может забыть, что единственными, кто тогда заботился о достоинстве усопшего, были греческое правительство и Элладская церковь? Без них покойный патриарх так и остался бы непогребенным, поскольку Иерусалимский патриарх запретил хоронить его где-либо в пределах своей юрисдикции. К счастью, даже в самый тяжёлый момент своей истории ничего подобного не произошло в Святом монастыре Синай, и мы все должны сделать так, чтобы это никогда не повторилось.

Я также должен вкратце упомянуть о лицемерии многих братьев в отношении так называемого дела госпожи А.С. Благодаря ей многие греки впервые услышали термин «синейсакти». Если бы на месте женщины был мужчина, те же «круги» и «братья» снова отравили бы мир теми же инсинуациями, зависимостями и отношениями — только на этот раз ещё более позорными. Эта участь, к сожалению, постигает всех иерархов, которым Бог даровал долгие годы жизни. Однако в случае с мисс А.С. мы также наблюдаем обилие женоненавистничества, пиетизма и пуританства. Господь знает и судит!

Вчера я сообщил греческому правительству о своих решениях, которые соответствуют тому, что я уже обсуждал со Вселенским патриархатом и Элладской церковью. Поскольку теперь очевидно, что Синайское братство согласно со стратегическими целями и тактическими методами преодоления экзистенциального кризиса монастыря — монастыря, которому я посвятил всю свою жизнь, — пришло время мне взять на себя ответственность и гарантировать процесс преемственности. Эти процедуры начнутся немедленно и должны быть завершены быстро, но при этом качественно, чтобы объединённое Синайское братство могло сосредоточиться на решении серьёзной проблемы, с которой мы столкнулись.

Процедурные детали будут согласованы в ближайшие дни и объявлены после того, как все стороны придут к согласию. Реализация проекта будет осуществляться при содействии египетских властей, правительства Греции и Элладской православной церкви.

Я прощаю всех и прошу прощения у всех!"

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти священномученика епископа Макария (Гневушева) и писателя И.С.Тургенева

Епископ Макарий (Гневушев)Сегодня Святая Церковь вспоминает одного из лидеров русского монархического движения епископа Орловского и Севского Макария (Гневушева), принявшего мученическую кончину в 1918 году.

Он родился в 1858 г. в Симбирской губернии в семье священника и в миру звался Михаилом Васильевичем. В 1882 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, служил преподавателем духовных училищ в Киеве, а с 1890 г. — преподаватель Киевской духовной семинарии, был активным миссионером. В годы революционной смуты принимал деятельное участие в монархическом движении в Киеве, в 1906−08 гг. был членом Совета Киевского отдела Русской Монархической Партии, членом Киевского отдела Русского Собрания. От имени монархистов выступал с требованиями к властям укротить деятельность революционеров и навести порядок. Был делегатом 3-го Всероссийского монархического съезда в Киеве в октябре 1906 г. 4-го Всероссийского монархического съезда в Москве мае 1907 г., на котором выступал с речью о необходимости объединения монархистов.

Овдовев, в 1908 г. принял постриг, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита. Стал активным участником монархического движения в Москве, ближайшим сподвижником председателя Русского Монархического Союза сщмч. протоиерея Иоанна Восторгова. Был активным участником теоретического клуба монархистов Москвы — Русского Монархического Собрания, членом Правления Собрания, часто выступал с докладами. С 1909 г. назначен настоятелем Московского Ново-Спасского ставропигиального монастыря. Был членом оргкомитета по созыву монархического съезда в Москве в 1909 г., участвовал в работе 5-го Всероссийского монархического съезда в Петербурге в 1912 г., на котором был избран одним из товарищей председателя съезда. В день открытия съезда он выступил с речью, в которой призвал всех монархистов к объединению в «плотную, несокрушимую рать». В целях противостояния «повсеместному падению религиозного чувства в народе» советовал учреждать церковные братства и развивать сеть церковно-приходских школ. На одном из монархических собраний в Москве выступил речь о значении расследовавшегося в Киеве ритуального убийства православного отрока Андрея Ющинского. Пытался привлечь общественное внимание к бедственному положению православного белорусского населения. В июле 1914 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Принимал участие в Совещании монархистов в Петрограде в ноябре 1915 г., на котором был избран в состав Совета монархических съездов, призывал к борьбе с Прогрессивным блоком.

В январе 1917 г. назначен на самостоятельную кафедру — епископом Орловским и Севским. Вскоре после февральской революции против него начались гонения за монархические взгляды и деятельность, и в мае 1917 г. владыка был уволен на покой с определением места проживания в Спасо-Авраамиевом монастыре в Смоленске, а с января 1918 г. был переведен в Спасо-Преображенский монастырь г. Вязьмы. Имел репутацию «прекрасного проповедника, оратора и администратора». Неудивительно, что своими яркими проповедями владыка быстро завоевал любовь верующих, и монастырский храм стал заполняться молящимися. 22 августа 1918 г. владыка был арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». Мужественно переносил глумления и побои в тюрьме. 4 сентября был приговорен к расстрелу. Во время казни владыка горячо молился за казнимых, был убит последним. Прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских 20 августа 2000 г. на Архиерейском Соборе РПЦ.

Иван Сергеевич ТургеневСегодня также день памяти великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, скончавшегося 22 августа 1883 года.

Он родился 28 октября 1818 г. в Орле, учился сначала в Московском, а затем Петербургском университете. После окончания учебы некоторое время жил в Берлине. В 1843 г., вернувшись в Россию, Тургенев напечатал поэму «Параша», сочувственно встреченную критикой. Крупный успех впервые имел небольшой рассказ «Хорь и Калиныч» (1847), положивший начало широко известным «Запискам охотника» и оказавший большое влияние на развитие русской литературы.

В своих художественных произведениях Тургенев был ярким выразителем общественных течений и настроений своего времени («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»). В них писатель ярко показал образы «лишних людей», далеких от практических нужд России, чуждых Православию и народу, пытающихся учить простой русский народ строить некий неведомый утопический мир. В последнем своем крупном романе «Новь» Тургенев решительно отвергает как революционный, так и либерально-космополитический путь развития России, предпочитая постепенное неспешное реформирование народной жизни без разрушения национальных основ.

В этот день, 4 сентября 1943 г., произошла знаменитая встреча И.В.Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), произошел кардинальный поворот в политике советского государства в отношении Церкви.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 4 сентября 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика