В Твери открылась выставка «Русская Голгофа. 1922−1925»
Выставка приурочена к 25-летию канонизации новомучеников на Поместном Соборе 2000 года и призвана показать значимость их подвига для Церкви и общества
9 марта 2025 года в Твери открылась выставка «Русская Голгофа. 1922−1925», организованная мемориальным научно-просветительским центром «Бутово» в сотрудничестве с Тверской митрополией, Церковно-общественным советом по увековечению памяти новомучеников и исповедников Тверской земли и Комиссией по богослужению и канонизации святых Тверской епархии, сообщает Седмица.Ru.
На открытии выставки присутствовали митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, благочинные и клирики Тверской епархии, игумении женских монастырей и руководители образовательных организаций Тверской епархии, а также и.о. ректора ТвГУ С.Н. Смирнов и директор Института педагогического образования и социальных технологий ТвГУ И.Д. Лельчицкий.
Экспозиция приурочена к 25-летию канонизации новомучеников на Поместном Соборе 2000 года, 100-летию блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и Году осмысления подвига новомучеников в Тверской епархии.
Митрополит Амвросий приветствовал первых зрителей выставки. «Новомученики и исповедники — это тема, очень важная и актуальная для всех нас. К сожалению, она ещё находится под спудом, ещё не вышла на поверхность, и поэтому от нас, священнослужителей и представителей науки, представителей образовательных учреждений, конечно, зависит то, как эта тема будет дальше раскрываться и осмысляться. Через призму истории новомучеников и исповедников Церкви Русской совсем по-другому узнается история нашего Отечества в XX веке; история, которая ещё имеет много неподнятых пластов», — отметил владыка.
С лекцией о новомучениках и репрессиях против духовенства XX века выступил директор музея «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Игорь Гарькавый. Затем для участников открытия экспозиции была проведена экскурсия, во время которой им подробно рассказали об экспонатах выставки и их историческом контексте.
В завершение владыка Амвросий поблагодарил И. Гарькавого за выступление и осмотрел стенды, посвященные новомученикам.
Посетителей познакомили с уникальными архивными материалами о периоде 1922−1925 годов, о личности Патриарха Тихона и о том, как Церковь противостояла обновленческому движению. Впервые в Твери представлены подлинные личные вещи новомучеников Тверской земли, а также редкие документы и фотографии, отражающие трагические и одновременно героические страницы недавней истории.
Экспозиция призвана показать значимость подвига новомучеников для современной Церкви и общества. В ходе посещения гости смогут не только узнать новые факты об истории Русской Церкви, но и задуматься о том, почему для верующих так важно помнить о трагических событиях прошлого и почитать тех, кто своей верностью и любовью к ближнему содействовал возрождению духовной жизни в стране.
Выставка продлится до 30 марта. Она будет открыта ежедневно с 10.00 до 14.00 по адресу: г. Тверь, набережная реки Лазури, дом 9а.
Русская линия
«Священная митрополия Абхазии» теряет сторонников
Наместник Ново-Афонского монастыря иеродиакон Давид (Сарсания) раскаялся в расколе и вернулся в состав Абхазской Православной Церкви под руководством иерея Виссариона Аплиа
В церковной жизни Абхазии, которая является канонической территорией Грузинского Патриархата, но де факто живёт самостоятельно и пользуется поддержкой Русской Православной Церкви, происходят существенные перемены.
В результате грузино-абхазской войны 1992−1993 годов священнослужители Грузинской Церкви, в юрисдикции которой находилась Абхазия, вынуждены были покинуть эти земли, а окормление обездоленной паствы с тех пор фактически осуществлял Московский Патриархат. По негласной договоренности Москвы и Тбилиси абхазы получали духовное образование в Московских духовных школах и рукополагались архиереями Русской Православной Церкви, однако в Москве неоднократно подчёркивали, что Абхазия является канонической территорией Грузинского Патриархата.
В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской Церкви протоиерей-абхаз Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской поместной церкви с двумя кафедрами — Сухумской и Пицундской и обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской церкви. Несмотря на многочисленные просьбы абхазского духовенства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был непреклонен и подчеркнул, что решение церковных проблем в Абхазии возможно только на основе канонов и при непосредственном участии Грузинской Патриархии.
В результате среди абхазов стало расти недовольство позицией Москвы, и в мае 2011 года в Абхазии участниками Церковно-народного собрания была создана ещё одна «митрополия» с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена «независимая Абхазская церковь». Собрание было созвано молодыми абхазскими священнослужителями о. Дорофеем (Дбар) и о. Андреем (Ампар), которые решили искать признания своей «юрисдикции» не в Москве или Тбилиси, а в Константинополе.
В связи с этим они предприняли поездку в Турцию, где в качестве простых паломников были приняты Константинопольским Патриархом. Позднее Патриарх Варфоломей дал разъяснения по поводу этой встречи. В Константинополе настаивали, что встреча была неофициальной, и абхазской делегации, после многих просьб об аудиенции, как любому желающему христианину, была дана возможность встретиться с Варфоломеем. При этом подчеркивалось, что Абхазия является канонической территорией Грузинской Православной Церкви.
Ранее епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея и отца Андрея, которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской Церкви, где получили священный сан.
Московский Патриархат летом 2011 года уведомил об этих событиях Константинопольского Патриарха в официальном письме по существующей практике, дабы отца Дорофея не допускали к совершению священнодействий, если он появится в пределах Константинопольской Церкви.
В 2012 году о. Дорофей (Дбар) и о. Андрей (Ампар) заявили о своем полном уходе в раскол и разрыве всех отношений с Русской и Грузинской Церквами, за что вскоре официально были извержены из сана священноначалием Русской Православной Церкви.
С тех пор в России о них ничего не было слышно. Но вот из Абхазии пришли добрые вести — наместник Ново-Афонского монастыря иеродиакон Давид (Сарсания), который в 2013 году примкнул к абхазским раскольникам, решил принести покаяние и вернуться в состав Абхазской Церкви во главе с отцом Виссарионом Аплиа, сообщает Телеграм-канал центра «Хризма».
Кстати, он, как и отец Виссарион, был рукоположен в Грузинском Патриархате и продолжает формально оставаться клириком Грузинской Православной Церкви, поскольку грузинское священноначалие не стало принимать в отношении них никаких канонических прещений. И хотя церковная жизнь в Абхазии ещё очень далека от канонической, есть надежда, что ситуация будет исправляться, поскольку «Священная митрополия Абхазии» начала терять своих сторонников.
Если же говорить непосредственно о поступке отца Давида, то принести покаяние в расколе — это дело крайне непростое, которое требует большого смирения и мужества, а потому подобные шаги иеродиакона можно только приветствовать. Тем более, что отец Давид вскоре после покаяния также призвал главу «Священной митрополии Абхазии» «архимандрита» Дорофея (Дбара) к «признанию ошибочности избранного пути и шага навстречу к единству со всей православной паствой Абхазии».
Русская линия
В Минске увековечили память воинов Русской Императорской армии, погибших во время Первой мировой войны
Митрополит Минский Вениамин освятил мемориал, установленный трудами РВИО на минском военном кладбище у храма святого благоверного князя Александра Невского
12 марта 2025 года Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил на военном кладбище у храма святого благоверного князя Александра Невского в Минске освящение мемориала на месте братского захоронения воинов Русской Императорской армии, погибших в 1915 году во время Первой мировой войны. Крест был установлен Российским военно-историческим обществом, сообщает официальный сайт Белорусского Экзархата.
Ранее подобные мемориалы по инициативе общества появились во многих российских городах, а также в Сербии, Словении, и Франции, где героически сражались воины Русского экспедиционного корпуса.
Митрополиту Вениамину сослужили благочинный 3-го Минского городского округа, настоятель прихода храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского протоиерей Николай Коржич и клирик прихода храма протоиерей Дмитрий Хорошко. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под управлением регента Сергея Смольского.
На церемонии присутствовали помощник Президента России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский; помощник Президента Республики Беларусь, инспектор по городу Минску Юрий Фролов; Атташе по вопросам обороны при Посольстве РФ Александр Пащенко и другие почетные гости.
По завершении чина освящения собравшиеся возложили цветы к памятнику погибшим воинам.
Митрополит Минский и Заславский Вениамин в своем архипастырском слове рассказал, что память о могиле, на которой теперь установлен крест, хранилась среди многих поколений прихожан храма святого благоверного князя Александра Невского. В том числе хранителем истории воинов был ныне покойный настоятель храма — участник партизанского движения в годы Великой Отечественной войны протоиерей Виктор Бекаревич.
«Сегодня, находясь здесь, мы воздаем долг исторической памяти героям Первой мировой войны и можем сказать: имена ваши неизвестны, но подвиг ваш бессмертен. И пусть бессмертные души ваши упокоятся в тишине, покое и навсегда сохранится память о вас в наших сердцах», — отметил Владимир Мединский.
В завершение церемонии, в знак благодарности за сохранение исторической памяти Патриарший Экзарх передал в дар Владимиру Мединскому икону святого благоверного князя Александра Невского. Заместитель начальника Управления Президента РФ по государственной политике в гуманитарной сфере, заместитель председателя РВИО Николай Овсиенко и советник Посольства России в Беларуси Сергей Афонин были награждены медалями святителя Кирилла Туровского.
Русская линия
Митрополит Черкасский Феодосий: Большая часть тех, кто по своему малодушию перешёл из УПЦ в «ПЦУ» — вернётся
Правящий архиерей Черкасской епархии УПЦ заявил, что из 200 черкасских священников лишь 15 поддались давлению и ушли в раскол
12 марта 2025 года на собрании духовенства Черкасской епархии митрополит Феодосий привёл статистику церковной жизни епархии, которая ранее не сообщалась и касается давления на духовенство Украинской Православной Церкви со стороны раскольников и украинских чиновников, сообщает СПЖ.
По данным владыки Феодосия, несмотря на открытые гонения и откровенную дискриминацию, из 200 клириков Черкасской епархии к раскольникам из «ПЦУ» ушли лишь 15 человек. В то же время, за последний период было рукоположено 30 священников. Таким образом, за время фактических гонений, клир епархии только увеличился. Архиерей сказал, что гордится стойкостью и мужеством черкасского духовенства.
Говоря об ушедших клириках, владыка обратил внимание, что в расколе они очень меняются. «Становятся агрессивными, начинают даже писать доносы в СБУ на меня лично, на своих собратьев. Приходят свидетельствовать в суды, некоторые даже иски в суды подают, и судиться приходят, и в глаза смотрят. Что с вами случилось, люди? Священники?», — сказал архиерей.
При этом митрополит Феодосий уверен, что большая часть тех, кто ушёл — вернётся. Два таких клирика уже выразили желание вернуться, на что владыка поставил им условие сделать это публично. «Вы ушли громко, соблазн внесли в паству. Пожалуйста, публично возвращайтесь. Публично возвращайтесь. Такое условие. Думают, размышляют», — рассказал архипастырь, не называя имен этих священников ради их безопасности.
Также он привел в пример священника Андрея Шимановича, который нашёл в себе мужество вернуться в родную Церковь в самый тяжёлый для неё период.
В завершение архипастырь выразил уверенность, что, как и во времена иконоборчества, время гонений закончится в один момент. «Утром мы проснёмся в другом обществе, и всё будет на своих местах. И уйдём в свои открытые, распахнутые храмы, вернутся наши прихожане и всё будет хорошо. Но до того нужно потерпеть», — призвал архиерей своё духовенство и паству.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память священномученика Арсения, митрополита Ростовского
Cвященномученик Арсений, митрополит Ростовский, родился в 1697 году в семье униатского священника выходца из польской шляхты и в миру звался Александром Ивановичем Мацеевичем. В 1715 г. он поступил в Киевскую Духовную академию, где в следующем году был пострижен в монахи и рукоположен во иеродиакона Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. В 1723 г. о. Арсений стал иеромонахом и был оставлен при Духовной академии в качестве проповедника.
В 1728—1729 гг. находясь на послушании в Киево-Печерской лавре, о. Арсений был направлен с проповеднической миссией в Тобольск. В 1733 г. он совершил путешествие по Сибири, затем, находясь в Соловецком монастыре, обращал в Православие старообрядцев, в 1734 1737 участвовал в Камчатской экспедиции C.П.Крашенинникова.
Вернувшись в столицу Империи, о. Арсений был назначен законоучителем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и гимназии при Академии наук. В это же время он проявил себя как горячий поборник чистоты Православия, требовал вмешательства государственной власти в борьбу с раскольниками и еретиками, выступал за применения смертной казни в отношении еретиков и иудеев, совращающих православных в свою веру.
В 1741 г. о. Арсений стал митрополитом Сибирским, а в 1742 г. митрополитом Ростовским и Ярославским, с назначением членом Св. Синода.
Являясь сторонником возвращения к допетровским порядкам, митрополит резко выступал против церковного реформирования, начавшегося с царствования Императора Петра I, требовал удаления светских лиц из Св. Синода, подал Государыне Императрице Елизавете Петровне записку с проектом восстановления патриаршества. Митрополит также выступил против сторонников секуляризации монастырских земель в 1763 г. совершив чин отлучения их от Церкви.
За свои резкие выступления против инициатив светских властей митрополит Арсений был лишен архиерейства и сослан в Ферапонтов, а затем Николо-Карельский монастырь. В 1767 г. по доносу он был обвинен в том, что выражал сомнения в правах Императрицы Екатерины II Алексеевны на Престол (владыка выражал свое сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу будущему Императору Павлу I), был лишен монашеского звания и пожизненно заключен в Ревельскую крепость. Содержался под охраной солдат, не знавших русского языка в камере с замурованной дверью, где и умер под прозвищем «Андрея Враля».
«Почти вся жизнь Арсения представляет нам непрерывную борьбу то с духовною и светскою властью, то с раскольниками и вольнодумцами, то с личными его врагами и гонителями. В его поступках обличается его твердый до упорства, прямой до упрямства характер, который не поддается власти и не уступает силе, когда действия их несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни истома в мрачной и душной тюрьме. ни угрожавшая ему смертная казнь. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо, открыто, писал и говорил смело с самоотвержением, потому что смотрел на дело свое как на дело Божие, за которое стоять и жертвовать собою вменял себе в священную обязанность. Народ, сострадая о нем, как о несчастном пастыре, почитал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником Православия», писал о владыке профессор И.М.Снегирев.
В 2000 г. митрополит Арсений был посмертно восстановлен в сане (как снятом по политическим мотивам) и прославлен Русской Православной Церковью как «ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность».
Русская линия