Памяти генерала Николая Тимановского
Приближается 104-я годовщина со дня кончины белого генерала и гибели воинов Марковской офицерской пехотной дивизии
Сегодня, в праздник Святителя Николая Чудотворца, русские люди в России и заграницей отмечают память выдающегося сына Отечества, верой и правдой служившего своей Родине и пытавшегося отстоять её от заразы безбожия и большевизма, генерала Николая Степановича Тимановского. Георгиевский кавалер, преемник генерала Маркова, начальник Марковской пехотной дивизии всегда почитал своего небесного покровителя, и поэтому в день его именин во многих храмах России и заграницы пройдут панихиды.
Ещё одной памятной датой генерала Тимановского будет 31 декабря, когда исполнится 104 года со дня кончины генерала и гибели изрубленных большевиками воинов Марковской офицерской пехотной дивизии. В этот день верующие люди в России пойдут на ночную Божественную литургию, и, может быть, кто-нибудь из них вспомнит и помянет в своих молитвах погибших в этот день в неравном бою с большевиками русских воинов.
Георгиевский кавалер Николай Тимановский умер от тифа 31 декабря 1919 года, и в этот же день у села Алексеево-Леоново (ныне город Торез) на Донбассе, где ныне также бушует гражданская война, была окружена и потеряла большую часть своего состава Марковская офицерская пехотная дивизия, начальником которой до своего последнего дня оставался Тимановский.
Будущий русский генерал родился 16 августа 1885 г. в православной крестьянской семье в Виленской губернии. Окончив шесть классов 2-й Санкт-Петербургской гимназии, он продолжил образование в Одесском пехотном юнкерском училище, из которого был выпущен по первому разряду. На военной службе Николай Степанович состоял нижним чином с 1 октября 1902 г. Чин прапорщика запаса он получил 24 декабря 1904 г., подпоручика — 21 февраля 1905 г., поручика — 21 февраля 1911 г. Свой первый боевой опыт молодой Тимановский получил во время Русско-японской войны (1904—1905 гг.), в ходе которой получил ранение.
В Русско-японскую войну Н. С. Тимановский был награждён Знаками отличия Военного ордена Святого Георгия. В капитуле орденов за ним записано три креста:
4-й степени № 101 485 был вручён 1-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, старшему унтер-офицеру 11-й роты Николаю Тимановскому за мужество и храбрость, оказанные им в бою с японцами 13—25 августа 1904 г. под Ляояном;
4-й степени № 122 731, того же полка и роты зауряд-прапорщику Николаю Тимановскому был пожалован за выказанное отличие, мужество и храбрость за время боёв 12—16 января 1905 г.;
3-й степени № 20 108, того же полка и роты зауряд-прапорщику Николаю Тимановскому был дан за мужество и храбрость, оказанные им в боях с японцами в январе 1905 г.
Всего, за Русско-японскую войну Николай Степанович был награждён знаками отличия Военного ордена 3-й и 4 степеней (1904), а также орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (16 апреля 1906 г.).
После окончания Русско-японской войны и выздоровления Николай Степанович сдал офицерский экзамен, после чего, 8 января 1910 г. был переведён подпоручиком в 13-й стрелковый генерал-фельдмаршала Великого князя Николая Николаевича полк. Уже в мирное время Тимановский был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (21 января 1907 г.) и орденом Святой Анны 3-й степени (5 марта 1913 г.).
В составе 13-го стрелкового полка, в чине поручика, Тимановский вышел на фронт Великой войны. За Великую войну Николай Степанович был дважды ранен — в бою 27 августа 1914 г. и в сентябре 1915 г.
Н. С. Тимановский был произведён из штабс-капитанов в капитаны со старшинством с 21 июня 1915 г.
За доблесть, проявленную во время Луцкого прорыва, длившегося с мая по сентябрь 1916 г. Тимановский получил офицерский Георгиевский крест и Георгиевское оружие. 2 апреля 1916 г. за боевые отличия он был произведён в подполковники со старшинством 26 ноября 1915 г. Всего за Великую войну Тимановский был награждён несколькими орденами: Святого Георгия 4-й степени (27 августа 1914 г.), Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (15 августа 1914 г.). За бои с 17 января по 2 февраля 1915 г. Николай Степанович был представлен к награждению орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами, а за бой 20 февраля 1915 г. — к Георгиевскому оружию.
В 1917 году за боевые отличия Тимановский был произведён в полковники и назначен командиром Георгиевского батальона в Могилёве при Ставке Верховного главнокомандующего. В феврале 1917 г. Тимановский под командованием генерала от артиллерии Н. И. Иванова был отправлен в Петроград, но не смог продвинуться далее станции Вырица. Не получив никаких приказаний от генерала Иванова, вынужден был вернуться обратно в Могилёв.
Вскоре после большевицкой революции вступил в Добровольческую армию. Уже в декабре 1917 года он был командиром роты офицерского батальона, а с 12 февраля 1918 г. — помощником командира Сводно-офицерского полка будущего 1-го офицерского пехотного генерала Маркова полка.
Николай Степанович участвовал в Первом и Втором Кубанских походах. С марта 1918 г. он занимал должность начальник штаба 1-й пехотной бригады Добровольческой армии. Принимал активное участие в боях за Одессу, поскольку был назначен Деникиным начальником Отдельной Одесской стрелковой бригады. Затем стал начальником Марковской пехотной дивизии.
Скончался 18/31 декабря 1919 г. от тифа в Ростове-на-Дону. Так умер человек, ставший ещё при жизни легендой, один из «самых награждённых полковников Русской армии». Николай Степанович Тимановский был похоронен в усыпальнице Екатерининского собора в Екатеринодаре, однако могила его не сохранилась.
21 мая 2016 года в кафедральном Екатерининском соборе Екатеринодара был торжественно освящён созданный по инициативе руководителя движения «Белые воины» Александра Алекаева киот с иконой св. Николая — Чудотворца — Небесного покровителя Николая Тимановского.
Русская линия
В Уганде совершено нападение на иеромонаха Силуана (Брауна)
Клирик Русской Православной Церкви Заграницей, отправившийся с миссионерской поездкой в Африку, уже второй раз оказывается между жизнью и смертью
Неизвестный ворвался в дом православного миссионера, клирика Русской Православной Церкви Заграницей иеромонаха Силуана (Брауна) в округе Вакисо и пытался его убить, сообщает Благовест-инфо.
«Благодарю за молитвы, я в больнице», — написал о. Силуан в социальных сетях в ночь на 15 декабря. «Какой-то парень проник ко мне в дом и начал рубить меня мачете. К счастью, оно было не очень острое, иначе он отрубил бы мне руку (думаю, он хотел отрубить мне голову, но в потасовке смог попасть только по плечу)..».
У священника серьёзная колотая рана, повреждено плечо и сильная головная боль в результате побоев, полученных в драке. «Я бы очень хотел, чтобы меня хотя бы год не пытался никто убить», — завершил свой пост отец Силуан.
В марте 2023 года священник стал участником дорожно-транспортного происшествия, когда ехал на машине из одной из миссий, где служит. Священника и двоих его спутников чуть не убила разъяренная толпа, напоминает OrthoChristian.
Иеромонах Силуан (Браун) — американец, до поступления в семинарию служил в спецназе, воевал в Ираке. Был насельником монастыря св. Димитрия Солунского в Вирджинии. После рукоположения был назначен служить в Благовещенский храм на острове Букаса (оз. Виктория, Уганда). Храм находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей и не относится к Патриаршему экзархату всея Африки РПЦ. В 2015 году по благословению Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала) создал и возглавил благотворительный проект Orthodox Africa. Организация работает с православными миссиями, приходами, приютами и школами разных юрисдикций в Уганде с целью помочь этим проектам стать самостоятельными и не зависеть от пожертвований извне. Отец Силуан — директор Миссионерского центра св. Иоанна Чудотворца (Максимовича) в Кампале, открытого Orthodox Africa весной 2022 года.
Русская линия
И рыбку съесть, и косточкой не подавиться
В пресс-службе Ватикана заявили, что разрешение папы Римского Франциска благословлять сожительствующих содомитов не нарушает учения Церкви о браке
Ватикан обнародовал декларацию Департамента вероучения Fiducia supplicans о пастырском смысле благословений, которая была подписана префектом департамента кардиналом Мануэлем Фернандесом и секретарем доктринального отдела департамента Армандо Маттео, а также 18 декабря 2023 года одобрена папой Римским Франциском, сообщает Благовест-инфо.
В связи с этим многие западные журналисты поспешили сообщить, что таким образом глава Ватикана разрешил католическим прелатам благословлять «однополые браки». Однако, вскоре пресс-служба Ватикана выступила с разъяснением, что ничего подобного в документе нет, но сожительствующих содомитов католические прелаты всё же смогут благословлять.
В Католической церкви указали, что в предисловии к документу поясняется, что он связан с ответом Святого Отца на Dubia некоторых кардиналов в 2021 году. Декларация Fiducia supplicans «остаётся твёрдой в традиционной доктрине Церкви о браке, не допуская никаких форм литургического обряда или благословений, подобных литургическому обряду, которые могут создать путаницу».
Тем не менее, не бывает дыма без огня. И в Ватикане признали, что опубликованная декларация «посвящена пастырскому значению благословений в целом, и именно в таком контексте рассматриваются благословения пар, находящихся в неупорядоченных ситуациях, или однополых пар: эти благословения никоим образом не санкционируют их статус и не затрагивают незыблемое учение Церкви».
«Данная декларация, — читаем в предисловии, — призвана быть даром для верного народа Божьего, поклоняющегося Господу посредством многочисленных жестов глубокого упования на Его милосердие и таким образом постоянно испрашивающего благословения у Матери-Церкви».
Ответ Конгрегации вероучения, сформулированный 22 февраля 2021 года, о невозможности благословения однополых пар, вызвал различные реакции, отмечается далее в документе: некоторые восприняли положительно его ясность и соответствие учению Церкви; другие не приняли отрицательный ответ или не сочли его достаточно исчерпывающим.
В связи с этим Департамент вероучения в 5 параграфе нового документа воспроизводит ответ 2021 года: «Церковь не имеет власти благословлять союз между людьми одного пола». В последующем, шестом параграфе, утверждается, что в случае Таинства Брака речь не идёт просто о благословении, но о священнодействии рукоположенного служителя. В этом случае благословение священнослужителя напрямую связано со специфическим союзом между мужчиной и женщиной, которые своим согласием устанавливают исключительный и нерасторжимый альянс". Это пояснение позволяет лучше осознать риск спутать благословение какого-либо другого союза с заключением брака.
Далее поясняется богословский смысл благословений как таковых и отмечается, что благословение — это наиболее распространенная форма сакраменталий. С литургической точки зрения благословение требует, чтобы «объект благословения соответствовал воле Божьей, выраженной через учение Церкви». Те, кто просят о благословении Бога через Церковь, призваны укреплять свою готовность к соблюдению Божьих заповедей. Предметом благословения не могут быть вещи, места или ситуации, находящиеся в противоречии с законом или с духом Евангелия.
«Когда посредством специального литургического обряда призывается благословение на некоторые человеческие отношения, необходимо, чтобы предмет благословения мог отвечать замыслам Бога, вписанным в Творение и всецело открытые Христом Господом. По этой причине, учитывая, что Церковь всегда считала нравственно допустимыми только те сексуальные отношения, которые осуществляются внутри брака, она не имеет силы призывать свое литургическое благословение, когда оно каким-то образом может привести к определенной нравственной легитимации союза, претендующего на брак, или же внебрачной сексуальной практики» (параграф 11).
В то же время, читаем в параграфе 12, следует избегать риска думать, будто для простого благословения нужны те же моральные условия, которые требуются для преподания Таинств. Речь идёт о риске предварения такого пастырского жеста, как благословение, чересчур строгими нравственными условиями. Благословение, говорится в тексте декларации, — это «позитивное послание утешения, защиты и ободрения», оно «выражает милосердное объятие Бога и материнство Церкви, приглашающее верного иметь те же чувствования, что присущи Богу, по отношению к своим братьям и сестрам».
Просящие о благословении показывают свою нужду в спасительном присутствии Бога; поэтому не следует требовать от них моральной безупречности. Для Бога мы важнее любых грехов, которые можем совершить.
Люди обращаются за благословением при различных обстоятельствах: в паломничествах, в святилищах или даже просто на улице, при встрече со священником. Литургическая книга De Benectionibus предусматривает целый ряд обрядов благословения для различных ситуаций. Эти благословения могут быть обращены ко всем без исключения, никому не должно быть отказано в этом действии. Если люди, живущие в «однополых союзах», признают себя нуждающимися в Божьей помощи и просят о благословении, «они не отстаивают свой статус», но просят о том, чтобы то истинное и доброе, что у них есть, «было облечено, исцелено и возвышено присутствием Святого Духа», дабы росла и созревала их верность Евангелию.
Как и в предыдущем ответе Конгрегации вероучения, не следует добавлять эту категорию просящих о благословении в требник, ведь священнослужители могут спонтанно уделять благословение и в тех случаях, которые в нём не предусмотрены. «Не следует ни разрабатывать, ни продвигать обряд для благословения пар в неупорядоченной ситуации, но не следует также препятствовать или запрещать близость Церкви к любой ситуации, требующей Божьей помощи посредством простого благословения».
Одним словом, мы являемся свидетелями очередного примера католического иезуитства, когда публичные содомиты, сожительствующие между собой, могут брать благословение в Католической церкви «на всё хорошее, против всего плохого», но при этом делается вид, что никакого одобрения их отношений Ватикан не предоставляет. Может быть, в иезуитской логике — это и так, но для подавляющего большинства людей, смотрящих на это со стороны, очевидно, что католики поддались «новому европейскому духу» и начали благословлять содомский грех.
Русская линия
К празднику святителя Николая Чудотворца
В Церкви организовали акцию «Чудо добрых дел», которая включает в себя пять сборов для нуждающихся
В честь праздника святителя Николая Чудотворца Синодальный отдел по благотворительности проводит акцию «Чудо добрых дел». Эта инициатива направлена на то, чтобы все желающие смогли совершить доброе дело в память о святителе и оказать помощь нуждающимся, сообщает Диакония.Ru.
«Святой Николай Чудотворец известен своим милосердием. Традиционно в его праздник люди дарили друг другу подарки и совершали добрые дела. Поэтому мы решили организовать специальную акцию на благотворительной платформе „Поможем“ на сайте mirom.help, чтобы каждый желающий в эти предрождественские дни мог просто и быстро помочь тем, кто особенно нуждается» — рассказала директриса по развитию онлайн-платформы «Поможем», сотрудница Синодального отдела по благотворительности Наталья Кульева.
Акция «Чудо добрых дел» включает пять сборов, в которых можно принять участие. В акции «Рождественские подарки детям Донбасса» собирают средства на новогодние и рождественские подарки для 6500 ребят в Херсонской и Запорожской областях, ДНР и ЛНР. Также в рамках акции предлагается поддержать сбор «Из Сибири с любовью», в рамках которого волонтеры из Сибири шьют постельное бельё и другие необходимые вещи для пациентов госпиталей. Требуются средства на восстановление храма, ставшего центром гуманитарной помощи в прифронтовом городе. Для детей с инвалидностью в Рязанской области к Рождеству собирают продуктовые наборы. Для того, чтобы в Североморске не закрылся единственный за Полярным кругом центр, где помогают всем нуждающимся, нужна помощь на оплату аренды.
«Чудо добрых дел» — возможность каждому сделать доброе дело и поддержать нуждающихся, которым помогают церковные социальные проекты.
Онлайн-платформа православной благотворительности «Поможем» на сайте mirom.help создана Синодальным отделом по благотворительности для помощи нуждающимся людям и поддержки церковных социальных инициатив. Платформа объединяет тех, кто помогает, и тех, кто нуждается в помощи. На платформе можно просто и быстро сделать пожертвование на работу различных церковных благотворительных организаций, которые помогают пожилым, детям и взрослым с инвалидностью, бездомным, мирным жителям в зоне конфликта.
На сегодняшний день на платформе завершены 47 сборов. С момента запуска платформы в общей сложности на ней собрано более 30,9 млн рублей.
Русская Православная Церковь сегодня является одним из крупнейших организаторов благотворительности в России. Это 84 приюта для мам, 264 центра гуманитарной помощи, 50 центров круглосуточного ухода за пожилыми, более 10 000 социальных работников, добровольцев и сестер милосердия, социальные отделы в более чем 200 епархиях, бесплатная круглосуточная горячая линия помощи 8−800−70−70−222.
Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-каналах «Дела Церкви», «Дела Церкви. Кратко», «Помощь беженцам» и в группах Синодального отдела в VK, ОК, в Youtube-канале.
Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям — помочьвбеде.рф. Поддержать церковные социальные проекты можно на онлайн-платформе Синодального отдела по благотворительности «Поможем» — mirom.help
Русская линия
Украинские раскольники захватили Петропавловский храм в Буче
Силовой захват храма состоялся при полной поддержке местных чиновников
Рано утром 18 декабря 2023 года в городе Буча Киевской области Украины был совершён силовой захват Петропавловского храм Украинской Православной Церкви, сообщает СПЖ со ссылкой на Центр информации УПЦ.
Как сообщил епископ Гостомельский Аркадий, в 5 утра на пульт охраны поступило сообщение о проникновении неизвестных в храм. Была выломана дверь. А позже к этим людям присоединились «священники» ПЦУ.
Епископ Аркадий подал заявление в полицию. Юристы епархии готовят обращение в суд.
«Призываю всех верных Украинской Православной Церкви к усиленной молитве за наш приход и прихожан. Предостерегаю от каких-либо провокативных или агрессивных действий. Мы — христиане и должны поступать как христиане. Украина — правовое государство, и все наши действия должны быть в правовом поле», — отметил владыка.
Тем временем местные чиновники уже заявили, что в храме состоялась первая после захвата «литургия ПЦУ».
Захват храма произошёл, несмотря на то, что 7 августа 2022 года община Петропавловского храма Бучи на приходском собрании приняла единогласное решение остаться в УПЦ.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память одного из самых почитаемых на Руси святых — Святителя Николая Чудотворца
Великий чудотворец Святитель Николай, чью память ныне чтит Святая Церковь, — один из самых почитаемых на Руси святых. Так повелось издревле, еще со времен Киевской Руси. Преподобный Нестор Летописец свидетельствует, что первая церковь во имя Святителя Николая была построена в Киеве еще до крещения Руси в 882 г.
Примечательно, что тогда же имя Николая Чудотворца прочно увязалось с державным строительством на Руси, ибо церковь эта была построена на могиле князя Аскольда. Согласно преданию, братья князья Аскольд и Дир, убиенные Олегом, после одного из походов на Византию, когда их набег был отражен чудесной помощью Божией Матери православным грекам, приняли крещение, и Аскольд получил имя Николай в честь Святителя. Таким образом, первый русский христианин-князь носил имя великого Угодника Божия. Николай — первое христианское имя на Руси. В 1866 г. на «Аскольдовой могиле» в Киеве торжественно праздновали 1000-летие крещения князя Аскольда.
Еще один достойный внимания факт нашей истории — первым русским князем принявшем иночество был Никола Святоша, Черниговский, Печерский (память 14 (27) октября). Сын Черниговского князя Давида, в миру носивший имя Святослав, был Луцким князем, его дочь была замужем за св. блгв. князем Всеволодом Мстиславичем Новгородским, сыном и внуком Великих Князей Мстислава Великого и Владимира Мономаха. В 1106 г. князь Святослав принял постриг, он подвизался в Киево-Печерской Лавре. Святой князь преставился ко Господу в 14 октября 1143 г.
В дальнейшей истории России Святитель Николай не раз оказывал помощь русским князьям, строителям Державы Российской. Известен пример исцеления Угодником в 1108 г. в Новгороде уже упомянутого отца св. блгв. князя Всеволода Мстиславича Великого Князя Мстислава Владимировича. Однако до XIX в. имя Николай не было распространено среди русских государей. И только в последнее столетие существования Российской Империи два русских Царя были тезоимениты Святителю (Николай Павлович и Царь-Мученик Николай Александрович), носили имена в его честь и многие великие князья.
Великий Угодник Божий был очень любим и русскими православными патриотами начала ХХ столетия. Благодаря усердию ряда правых государственных деятелей и лидеров монархического движения в начале века было начато строительство Подворья и православного храма в итальянском городе Бари, где почивают мощи Святителя. Непосредственное участие в этом деле принимали заместитель председателя Православного Палестинского общества (строительством храма и Подворья занималось Палестинское общество) князь А.А.Ширинский-Шихматов, который возглавлял комиссию по сооружению зданий, и князь Н.Д.Жевахов, руководивший на месте Строительным комитетом. Деятельное участие в подготовке строительства принимал лидер московских монархистов сщмч. протоиерей И.И.Восторгов.
Довольно распространенной в патриотическом движении начала ХХ в., особенно в Союзе Русского Народа, была традиция называть монархические отделы именами почитаемых святых, к чьему небесному заступничеству прибегали союзники. Много было отделов Георгиевских (в память св. Георгия Победоносца), Михайловских (в память Архистратига Божия Михаила), Алексеевских (в память свт. Алексия и в честь Наследника Цесаревича), Гермогеновских (в память свт. Патриарха Гермогена), Серафимовских (в память прп. Серафима Саровского) и, конечно, Николаевских. И святой Угодник Божий и Чудотворец Николай был скорым помощником русским монархистам в их борьбе против революции, о чем есть немало благочестивых преданий.
Русская линия