Генерал Виктор Водолацкий: Каледин навсегда вошёл в историю Русской Императорской армии и Донского казачества
В Вознесенском войсковом казачьем соборе Новочеркасска освятили бронзовую мемориальную доску донскому атаману
Сегодня, в день памяти Императора Александра III, в Вознесенском войсковом казачьем соборе Новочеркасска состоялось торжественное освящение бронзовой мемориальной доски атаману Алексею Каледину. Доска была изготовлена попечением Скобелевского комитета при поддержке движения «Белое дело» и передана ими в дар войсковому собору.
Освящение памятного знака совершил настоятель собора протоиерей Георгий Сморкалов в сослужении многочисленного духовенства Новочеркасска. На богослужении в этот день присутствовал депутат Государственной Думы, герой Луганской народной республики, кавалер ордена Мужества Виктор Водолацкий. В торжествах также приняли участие члены Попечительского совета Донского кадетского казачьего корпуса имени Императора Александра III, кадеты и казаки Всевеликого Войска Донского.
После освящения доски «Русская линия» взяла у Виктора Петровича короткое интервью:
— Известно, что мемориальная доска была изготовлена по инициативе Скобелевского комитета и движения «Белое дело» ко дню рождения атамана Алексея Каледина. Почему именно сегодня состоялось её освящение?
— Конечно, само это событие приурочено ко дню рождения донского атамана Каледина, иначе и быть не могло. Это человек, память которого мы чтим на территории всего Всевеликого войска Донского. Он навсегда вписал своё имя в историю нашего войска. Что же касается вашего вопроса, то сегодня также отмечается день памяти Государя Александра III, и у нас в столице Донского казачества — Новочеркасске проходил Попечительский совет, который связан с юбилейными датами Донского казачьего кадетского корпуса имени Императора Александра III. Поэтому мы решили совместить эти два события, и фактически весь Совет был сегодня на освящении мемориальной доски в соборе. Были атаманы, были казаки, были члены Совета.
— В советские годы имя атамана Каледина было оболгано и забыто. А как сейчас обстоят дела? Можно ли сказать, что этот донской атаман является образцом для воспитания молодых казаков?
— Учитывая, что сегодня на Дону развивается система непрерывного казачьего образования, наш Войсковой собор посещают кадеты со всей территории Всевеликого Войска Донского. Естественно, они должны знать правду о героическом и трагическом прошлом донских казаков и их атаманов. А Алексей Каледин — это первый избранный на Большом Круге войсковой атаман после 200-летнего перерыва.
Это человек, который отдал свою жизнь за то, чтобы казаки не делились на красных и белых, чтобы не было братоубийственной Гражданской войны. Каледин как раз стоял на этих устоях. Он не мог понять и поверить в то, что казаки, которые вместе воевали в одних сотнях, в одних кавалерийских казачьих полках, могли потом развернуть свои шашки друг против друга.
Известно также, что во времена Первой мировой войны генерал Каледин готовил и непосредственно участвовал со своей Восьмой армией в Брусиловском прорыве, поэтому все казаки знают, что это боевой генерал, который не раз проявлял свой героизм не на словах, а на деле. Каледин навсегда вошёл в историю Русской Императорской армии и Донского казачества. И потому наши кадеты со всем вниманием изучают историю этого донского атамана. Для нас, для казаков, это символ. Символ и для сегодняшнего казачества, и для наших кадетов, для будущего. Каледин — это атаман, который не хотел деления, дробления казаков. Он всегда был за Единую и Неделимую Россию, за единое Казачье войско, за единое казачье братство.
— Планируются ли ещё какие-то мероприятия, связанные с именем Каледина на Дону? Скобелевский комитет, к примеру, неоднократно поднимал вопрос о возвращении исконного исторического названия родному хутора Каледина, который до сих пор носит имя большевика Блинова.
— Во-первых, хотел бы сказать, что у нас постоянно проходят мероприятия, связанные с вкладом Каледина в историю Всевеликого Войска Донского. Кадеты в наших учебных заведениях, к примеру, участвуют конкурсах написания эссе на тему судьбы и служения атамана Каледина.
Во-вторых, мы присваиваем кадетским классам имена тех донских атаманов, которые родились в том или ином округе, и у нас есть классы и учебные заведения, которые будут названы в честь Каледина. Поэтому его имя будет увековечено в исторических сегодняшних названиях образовательных учреждений.
Кроме того, сегодня командование казачьих подразделений «Дон», «Маныч», «Аксай», которые сражаются в СВО на Донбассе, и заместитель командира Добровольского корпуса, атаман Союза казаков и воинов России и зарубежья казачий полковник Николай Дьяконов планируют учреждать грамоты лучшим подразделениям, которые будут носить имена Платова, Бакланова, Орлова-Денисова, Грекова, и, естественно, атамана Каледина.
Поэтому по всему спектру нашей сегодняшней жизни мы возрождаем и очищаем имя Каледина от той советской пропаганды, которая была распространена в безбожные советские годы. Мы знаем, что Каледин — это герой Донской земли и Российской империи.
Русская линия
В США и Европе всё чаще обращают внимание на гонения против УПЦ
Тема антицерковной политики на Украине постепенно просачивается в западные СМИ
После провала украинского контрнаступления и разочарования западной аудитории в возможностях ВСУ в зарубежной прессе стали всё чаще появляться публикации с критикой украинских властей и в том числе президента Украины Владимира Зеленского. Вместе с этим в западных СМИ появились сообщения и о притеснениях Украинской Православной Церкви.
Так, американский политический деятель и кандидат в президенты США Вивек Рамасвами выразил своё возмущение действиями украинских властей в отношении УПЦ. Политик считает, что Украина не может называться демократичной страной, если в ней происходят гонения на Церковь. Об этом он сказал в эфире телешоу «Пирс Морган. Без цензуры», передаёт портал Raskolam.net.
«Это не демократическая страна! Украина — не демократическая страна. Посмотрите, что они (украинская власть, — ред.) сейчас делают с Украинской православной церковью», — подчеркнул политик во время дискуссии с телеведущим.
В свою очередь, известный американский телеведущий Такер Карлсон также осудил давление украинских властей на Украинскую Православную Церковь. А депутат Европейского парламента от нидерландской партии «Форум за демократию» (FVD) Марсель де Грааф заявил, что обратился в Еврокомиссию с призывом отреагировать на притеснения украинскими властями Украинской Православной Церкви.
Чиновник считает, что Украина не может стать членом Евросоюза, поскольку в стране нарушаются права человека, сообщает РИА Новости. «Украина нарушает верховенство закона и права человека. Украина никогда не должна стать членом ЕС», — написал де Грааф на своей странице в соцсети, комментируя закон о запрете УПЦ.
Кроме того, де Грааф сообщил, что вместе с другим депутатом Европарламента от немецкой партии «Альтернатива для Германии» Иоахимом Кусом обратился в Еврокомиссию с призывом принять меры для защиты Украинской Православной Церкви от давления со стороны правительства Украины.
В своем обращении евродепутаты отметили, что украинское правительство «оказывает все большее давление на УПЦ, которая исторически играла центральную роль в духовной жизни украинского общества».
«Члены Европарламента надеются, что Еврокомиссия внимательно рассмотрит эту ситуацию и примет необходимые меры для защиты свободы вероисповедания и прав конфессий на Украине», — говорится в обращении.
Русская линия
Израильская армия нанесла удар по православному культурному центру в Газе
В Иерусалимском Патриархате осудили это нападение и потребовали немедленно прекратить боевые действия на Святой Земле
Иерусалимский Патриархат выступил с заявлением, в котором осудил обстрел израильскими военными православного культурного центра в районе Тель-Аль-Хава в секторе Газа 31 октября 2023 года, сообщает портал «Православная жизнь».
«Это нападение представляет собой яркое воплощение неоправданной решимости Израиля уничтожить гражданскую инфраструктуру и центры социальных услуг, а также убежища для гражданских лиц, оказавшихся в осажденном анклаве», — сказано в заявлении.
Отмечается, что за три недели разрушительного конфликта израильские военные нанесли удары по 19 местам отправления культа, включая мечети и церкви, в секторе Газа.
«Такие нападения на гражданское население, особенно на детей, и преднамеренное разрушение гражданской инфраструктуры не могут быть оправданы рациональными или гуманитарными соображениями и фундаментально противоречат даже самым элементарным моральным ценностям», — сказано в заявлении.
Иерусалимский Патриархат в очередной раз потребовал немедленно прекратить боевые действия на Святой Земле и призвал международное сообщество вмешаться и помочь конфликтующим сторонам найти решение.
«Во времена кризиса и невзгод мы обращаемся к словам Псалма 34:18, которые напоминают нам, что „Господь близок к сокрушенным сердцем и спасает сокрушенных духом“. Мы молимся за мир, справедливость и скорейшее прекращение страданий в секторе Газа», — сказано в заявлении.
Русская линия
Болгарские чиновники не унимаются
Прокуратура Болгарии рекомендовала Министерству регионального развития оспорить в суде право собственности Московского Патриархата на Никольский храм в Софии
Болгарские власти, очевидно, по команде из США продолжают свои хамские выпады против Русской Православной Церкви и в ближайшее время намерены оспорить в суде право собственности на русский храм святителя Николая, который является подворьем и официальным представительством Московского Патриархата в Софии и принадлежит России, сообщает Благовест-инфо.
Обратиться в суд Министерству регионального развития и благоустройства Болгарии рекомендовали болгарская прокуратура.
«Проверка прокуратуры установила, что есть основание оспорить в суде право собственности на храм», — привело Болгарское национальное радио слова главы ведомства Андрея Цекова по итогам встреч с и. о. главного прокурора страны Бориславом Сарафовым. Цеков уточнил, что экспертам министерства необходимо около месяца для оценки представленных прокуратурой документов, затем будет принято соответствующее решение.
В сентябре Государственное агентство национальной безопасности выдворило из страны трех представителей Русской Православной Церкви во главе с настоятелем подворья в Софии архимандритом Вассианом (Змеевым). В связи с физической невозможностью продолжать работу русская церковь в Софии была закрыта до прибытия нового настоятеля. Священный Синод РПЦ назначил на эту должность клирика Венской и Австрийской епархии протоиерея Владимира Тыщука. Он должен прибыть в болгарскую столицу в ноябре.
Тем не менее, болгарские чиновники не унимаются.
Русская линия
В Санкт-Петербурге открыли памятник Императрице Екатерине II
Монумент был установлен в Горном университете, который был основан по указу Государыни Императрицы 250 лет назад
Памятник Императрице Екатерине II, основательнице Санкт-Петербургского горного университета, а также мемориальный комплекс, посвященный подвигу сотрудников и студентов Горного в годы Великой Отечественной войны, открыли в учебном заведении в день 250-летия вуза, сообщает ТАСС.
«Открытие памятника нашей основательнице Екатерине Великой в день 250-летия Горного университета очень символично. Ведь четверть 1000-летия назад перед нашей страной стояли вызовы, во многом аналогичные современным. Россия вела невероятно тяжёлую войну с Османской империей, чтобы навсегда покончить с набегами крымских татар и обезопасить свои южные рубежи. На востоке поднял восстание Пугачев. Указ Екатерины II и его последующая реализация позволили вырастить плеяду компетентных отечественных рудознатцев и заметно снизить зависимость отрасли от импортных технологий и зарубежных специалистов», — заявил ректор Горного Владимир Литвиненко.
Скульптура в полный рост выполнена из бронзы с применением технологии ювелирного литья. Статуя установлена на подиуме, выполненном из лабрадорита и малахита. Всю площадь стены за памятником занимает уникальная географическая карта Российской империи времён Екатерины ll, изготовленная из поделочных и полудрагоценных камней. Работы были выполнены представителями камнерезного Дома Алексея Антонова, расположенного в Екатеринбурге.
«Большая честь создать такой проект за такие короткие сроки. Карта с землями и областями, которые были в те времена. И это из любимых камней, которые Екатерина собирала. Также вы видите основную скульптуру: Екатерина сделана из классического материала по абсолютно новой технологии. То есть то, что до нас никто не делал», — сказал автор скульптуры Алексей Антонов.
Указом президента Российской Федерации 24 мая Горному университету возвратили имя основательницы — Императрицы Екатерины II. Ранее почетное имя вуз носил всего 20 лет. Наименование присвоили 6 ноября 1896 года, когда в стенах старейшего технического вуза России состоялось торжественное собрание, приуроченное к 100-летию со дня смерти Екатерины Великой. На нем министр земледелия и государственных имуществ Алексей Ермолов зачитал указ Николая II, согласно которому учебному заведению присваивалось название «Горный институт Императрицы Екатерины II».
В вузе также сообщили, что ранее оргкомитет по организации празднования юбилея, под председательством Валентины Матвиенко, одобрил проект развития вуза до 2026 года. Как рассказали в Горном, он включает в себя строительство новых общежитий (более 60 тыс. кв. м) и образовательного комплекса (более 120 тыс. кв. м.), а также бурение двух сверхглубоких скважин для термодинамического исследования генезиса углеводородов — до 8 км.
Кроме того, в период с 2023 по 2026 годы на площадке Горного планируется проведение более 25 крупномасштабных научно-образовательных международных мероприятий, в том числе Международного Горного конгресса в 2026 году в Петербурге с участием более 15 тыс. делегатов.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и митрополита Иоанна (Снычева)
Сегодня мы вспоминаем Императрицу Александру Федоровну — супругу Императора Николая I, мать Государя Александра II Освободителя — скончавшуюся 20 октября 1860 года.
Она родилась 1 июля 1798 г. в Берлине и была дочерью короля Прусского Фридриха-Вильгельма III и королевы Луизы-Августы-Вильгельмины. В 1814 г. Великий князь Николай Павлович (будущий Император Николай I), отправляясь по долгу службы в Берлин, где стояла разгромившая Наполеона Русская армия, увидел и полюбил принцессу Шарлотту; в том же чувстве призналась и она в письме к своему брату Вильгельму. В 1817 г. принцесса выехала в Санкт-Петербург, а 1 июля 1817 г. состоялось бракосочетание Александры Федоровны (как нарекли принцессу по присоединении к Православию) и Великого князя Николая. Александра Федоровна считалась одной из самых красивых женщин своего времени, ей была посвящена строка В.А.Жуковского (обучавшего будущую Императрицу русскому языку) «Гений чистой красоты», повторенная затем А.С.Пушкиным.
По восшествии на Престол Императора Николая I, 22 августа 1826 г. Александра Федоровна была коронована в Москве, а 12 мая 1829 г. и в Варшаве. С 1828 г. в ее ведение поступили все учреждения Императрицы Марии Федоровны; она лично вникала в их устройство, увеличила число и реорганизовала их. Более 2/3 личных сумм Царица тратила на дела благотворения и милосердия; помощь выражалась не одними деньгами, но и участием ко всякому, доходившему до ее сведения, горю. Царица покровительствовала Императорскому женскому патриотическому обществу и Елизаветинскому институту. Пользуясь неизменным влиянием на Государя, Александра Федоровна часто смягчала проявления строгости, характеризующие эпоху николаевского царствования. Частые поездки Императрицы заграницу, вызывавшиеся болезненностью, тоже сопровождались щедрыми затратами на благотворения. Похоронена Императрица в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, ее именем назван Александринский театр.
Сегодня русские монархисты также чтят память Императора Александра III Миротворца, скончавшегося в 1894 году.
Он родился 26 февраля 1845 г., был вторым сыном Императора Александра II. После кончины старшего брата Николая стал Цесаревичем, на престол вступил 2 марта 1881 г. после гибели отца, коронован 15 мая 1883 г. Государь получил прекрасное гуманитарное и военное образование, был образцовым семьянином, глубоко чтил отца и мать, имел шестерых детей, был глубоко православным христианином, горячо любил Россию и русские обычаи, строго ограничивал инославные веры и космополитические силы разложения. За время своего недолгого царствования Император покровительствовал всему русскому. Он был создателем и первым председателем Русского исторического общества, при его деятельном участии и отчасти на его собственные средства создан Русский музей, после кончины Александра III и вплоть до 1917 г. носивший его имя.
Во внутренней политике Государь принял ряд льгот трудящемуся русскому народу: он понизил выкупные платежи по реформе 1861 г., создал Крестьянский поземельный банк, ввел институт земских начальников, призванных опекать крестьянское население страны. Одновременно с этим был проведен целый комплекс мер (т.н. «контрреформы»), призванный исправить недостатки либеральных реформ 1860−1870-х гг. и сообразовать их с российскими реалиями.
Во внешней политике Император Александр III стремился оградить страну от всяческих авантюр. Свое прозвание «Миротворец» он получил по истинно народному мнению. Ему удалось, без войны отразив попытки агрессивного вмешательства Великобритании, практически бескровно присоединить к России обширные пространства в Средней Азии. При нем Россия воссоздала мощный Черноморский флот, заметно была усилена и сухопутная армия. Как говорил Александр III, «у России только два союзника — армия и флот».
В это царствование Россия достигла вершины своего могущества. Александр III проводил твердую консервативную политику, русскими монархистами он почитался как образец правителя. Обладая от природы богатырским здоровьем, Александр III неожиданно скончался, не дожив до 50 лет.
Сегодня также день памяти всероссийского проповедника, христианского мыслителя и писателя, доктора церковной истории, духовного лидера русского патриотического движения конца ХХ века митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), скончавшегося в 1995 году.
Он родился 9 октября 1927 г. в Херсонской области, в крестьянской семье и в миру звался Иваном Матвеевичем. В конце 1944 г. был призван в армию, но в апреле 1945 г. признан негодным к несению воинской службы. В 1946 г. рукоположен во диакона, а в 1948 г. — во иерея. Образование получил в Саратовской духовной семинарии и Ленинградской духовной академии, которую закончил в 1955 г. со степенью кандидата богословия. Осенью 1956 г. принял постриг и был назначен преподавателем Минской духовной семинарии. Через год по ходатайству архиепископа Мануила (Лемешевского) был переведен в Чебоксары, где помогал владыке работать над трудами по истории церкви. Затем служил преподавателем Саратовской семинарии и священником в Самаре, продолжая заниматься научной работой. В 1961 г. возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 г. — в сан архимандрита. 12 декабря 1965 г. хиротонисан во епископа Сызранского, а в феврале 1966 г. защитил диссертацию и был удостоен ученой степени магистра богословия. В 1969 г. он был утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским, в 1976 г. возведен в сан архиепископа. В 1988 г. владыке было присвоено звание доктора церковной истории.
С августа 1990 г. владыка Иоанн в сане митрополита возглавил Санкт-Петербургскую кафедру. Здесь трудами владыки были восстановлены и отремонтированы многие храмы, возвращенные епархии, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах. По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», начала выходить газета «Православный Санкт-Петербург», было создано православное издательство «Царское дело». Митрополит Иоанн принимал участие в работе комиссии по подготовке канонизации Св. Царственных Мучеников. Он был не только опытным архиереем, но и дивным старцем, окормлявшим сотни духовных чад, стяжавшим от Господа множество Его чудесных дарований: милосердия, нестяжательности, прозорливости, а главное — ревностной, богоугодной молитвы.
Но в северной столице Господь возложил на него еще одно служение всероссийскую проповедь Православия. Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда державы, духовное одичание народа — таковы лишь некоторые темы многочисленных выступлений владыки на страницах российской печати. В чем смысл русской истории? Что необходимо для возрождения самосознания Русского Народа, величия и мощи Святой Руси? Как осуществляется в нашей стране тайна беззакония? Ответы на эти и многие другие вопросы давал митрополит Иоанн в своих литературных трудах «Самодержавие духа», «Одоление смуты», «Голос Вечности», «Русь Соборная», «Стояние в вере». Благодаря активной деятельности на ниве публицистики и проповедничества владыка стал признанным духовным лидером православно-патриотических сил России, создателем современной идеологии русского национального возрождения. «Доктрина митрополита Иоанна» сводится к нескольким важнейшим истинам: «русская идея» — это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте; «русская демократия» — это соборность; «русская идеология» — это Православие; «русский порядок» — это державность; «русское государство» — это Россия во всем многообразии исторических форм ее существования; государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России — Святая Русь; патриотизм — религиозный долг каждого благочестивого христианина; Русская Православная Церковь — соборная совесть народа.
Митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Его могила стала для православных местом паломничества.
Русская линия