«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины..»
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает день Святого Духа
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает праздник Святого Духа, который также называют «Духов день». Духов день наступает на пятьдесят первый день после Пасхи, то есть в первый понедельник после праздника Святой Троицы и является особым церковным праздником в честь третьего Лица Троицы — Святого Духа, почитаемого наравне с Богом-Отцом и Богом-Сыном.
В этот день вспоминается основание Церкви Христовой на земле. После того как Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, они обрели «дар языков», получив возможность проповедовать веру Христову по всему миру. Апостолы начали свидетельствовать об Иисусе как воскресшем Христе, Царе и Господе. Ученики Христовы обратились к жителям Иерусалима с первой проповедью, и первые последователи Господа и Спасителя стали членами Церкви Христовой.
В богослужении праздника сошествие Святого Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества, Его самооткровение и самоотдача Своему творению.
В православном Предании Пятидесятница часто называется Троицей, и даже в центр храма в этот день выносится икона Святой Троицы, в виде трех ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Каноническая же икона сошествия Святого Духа изображает огненные языки над двенадцатью апостолами, которые восседают в единстве, окружая символический образ «космоса"-мира. Это и есть первый образ апостольской Церкви.
На богослужении в день Пятидесятницы в первый раз после Пасхи пелись молитвы «Царю Небесный» и «Видехом Свет Истинный», призывая Святого Духа «приити и вселитися в ны». На Великой Вечерне читались молитвы, во время которых верующие, в первый раз после Пасхи, преклонили колена. В этот праздник храмы украшаются цветами и летней зеленью в знак того, что Дух Божий приходит как «жизни Податель», чтобы обновить всю тварь.
До 1918 года День Святого Духа наряду с другими двунадесятыми праздниками был в России неприсутственным (выходным) днём.
Русская линия
Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева пребывает в Храме Христа Спасителя
В праздник Святой Троицы Святейший Патриарх Кирилл совершил перед святыней Божественную Литургию
4 июня 2023 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, куда накануне была доставлена икона Святой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым, сообщает Патриархия.Ru.
Учитывая многочисленные просьбы православных верующих и обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Президентом РФ В. Путиным было принято решение о возвращении Русской Православной Церкви иконы Святой Троицы. Члены Священного Синода выразили Президенту России благодарность за принятое решение, которое было поддержано также Министерством культуры России.
Предстоятель Русской Церкви, выступая на заседании Священного Синода, сказал: «Мы могли только мечтать о том, чтобы эта святыня была возвращена Церкви, чтобы народ наш мог молиться перед этой святыней, испрашивая благословение Божие и на страну, и на Церковь».
Перед началом богослужения в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл также поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).
На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святой Руси.
Проповедь перед причастием произнес архиепископ Люберецкий и Подольский Аксий.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
В завершение Святейший Владыка сказал:
«Сегодня, дорогие мои братья и сестры, мы имели возможность молиться перед образом Святой Троицы, написанным преподобным Андреем Рублевым, — великой святыней земли нашей. По указанию Президента страны нашей Владимира Владимировича Путина этот образ передан в наш храм для того, чтобы он находился здесь определённое время, в течение которого большинство желающих смогут подойти к этой великой святыне и помолиться. Помолиться о единстве народа нашего, о единстве Церкви и о укреплении веры православной среди нас. Господь, явившийся миру как Троица, да укрепляет единство народа нашего и Церкви нашей, чтобы все мы могли быть способными достойно служить Ему и делом, и словом, и мыслями своими. Аминь».
Русская линия
Более 20 тысяч верующих принимают участие в Великорецком крестном ходе
Православное шествие уже достигло Великорецкого подворья Свято-Трифонова монастыря. Главные торжества в честь Святителя Николая состоятся завтра на реке Великой
3 июня 2023 года в Вятской митрополии начался всероссийский Великорецкий крестный ход — торжественное шествие с Великорецким образом святителя Николая Чудотворца по Вятской земле на берег реки Великой, где 630 лет назад был обретен чудотворный образ. Это один из наиболее многолюдных и древних крестных ходов в России, сообщает сайт Вятской епархии.
В Троицкую родительскую субботу, день празднования Владимирской иконе Божией Матери, Божественную литургию и молебен с акафистом святителю Николаю в Успенском Трифоновом мужском монастыре Вятки совершили митрополит Вятский и Слободской Марк, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн, многочисленное духовенство.
По окончании богослужения на Соборной площади Трифонова монастыря перед Великорецким образом святителя Николая был совершён молебен с акафистом.
Затем началось молитвенное шествие, которое возглавили архипастыри Вятской митрополии. Всего в нём приняли участие около 22 тысяч верующих.
Молитвенное шествие, возглавляемое митрополитом Вятским и Слободским Марком, состоящее из архиереев епархий Вятской митрополии, духовенства и паломников, торжественно прошествовало вслед за чтимой святыней — Великорецким образом святителя Николая по главной улице города. Вместе с главой Вятской митрополии до Троицкой церкви слободы Макарье Крестным ходом прошествовали епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн, многочисленное духовенство. В шествии принял участие губернатор Кировской области Александр Соколов.
В первый день пути паломникам благоволила солнечная погода. В полдень Крестный ход достиг Троицкой церкви слободы Макарье. В Макарье перед Великорецким образом был совершен торжественный молебен святителю Николаю, который возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении архипастырей Яранской и Уржумской епархий Вятской митрополии.
Митрополит Марк обратился к паломникам с архипастырским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю всех нас с вами с начавшимся Великорецким крестным ходом! В Священном Писании мы с вами читаем, что Господь говорил: «умножая умножу». И мы в эти дни видим, как слова Господа исполняются. Мы обрели икону святителя Николая Чудотворца «Можайский», которая находилась в Успенском соборе Трифронова монастыря, осуществили выпуск регентских курсов, выпускники которых посещают отдаленные приходы и, участвуя в богослужениях, создают благолепие в этих храмах.
Сегодня Господь тоже нас сподобляет не только хорошей погодой, но и тем, что в Троицкий храм слободы Макарье вернулась отреставрированная икона «Всевидящее око», которую мы освятили и сегодня оставляем здесь на постоянное поклонение! С праздником!"
Во второй день пути Крестного хода паломники вслед за иконой святителя Николая совершали длительные переходы по маршруту: Бобино — Загарье — Монастырское. Вечером 4 июня верующие встречали крестноходцев на окраине села Монастырское.
Возле часовни в честь святителя Николая совершился молебен перед Великорецким образом.
Вечерние километры совершались по полям и продолжительной лесной дороге. Большая часть крестоходцев достигла села Монастырское уже в сумерках. Те, кто шли в начале колонны, успели помолиться за молебном святителю Николаю возле Никольской часовни. В течение всей ночи верующие подходили к чтимому образу святителя Николая для поклонения.
5 июня вечером в Великорецком подворье Свято-Трифонова монастыря состоялась торжественная встреча чтимой иконы святителя Николая Чудотворца. Приветствуя паломников из села выдвинулся встречный малый крестный ход, возглавляемый наместником Великорецкого подворья Трифонова монастыря архимандритом Феодором (Рулевым).
У Никольского собора перед принесенной на место обретения святыней сонмом духовенства был совершен торжественный молебен святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. Богослужение возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Радость совместной молитвы разделили епископ Яранский и Лузский Паисий и епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн.
Затем митрополит Марк совершил всенощное бдение. Церковные песнопения прозвучали в исполнении архиерейского хора Вятской епархии под регентством Юлии Скопиной.
Всенощное бдение в Преображенском храме Великорецкого подворья возглавил епископ Яранский и Лузский Паисий, на берегу реки Великой — епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн.
Главные торжества Великорецкого крестного хода состоятся 6 июня на берегу реки Великой — на месте явления Великорецкой иконы святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.
Русская линия
Епископ Бронницкий Лука возглавил первое собрание клира Бердянской епархии
В собрании приняли участие 70 священнослужителей, которые обсудили с владыкой шаги по нормализации и упорядочению церковной жизни в епархии
1 июня 2023 года в кафедральном соборе Рождества Христова в Бердянске состоялось первое собрание священнослужителей Бердянской епархии Русской Православной Церкви. Указанная епархия совсем недавно была принята из состава Украинской Православной Церкви под прямое управление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает официальный сайт Бердянской епархии.
Собрание возглавил викарий Его Святейшества епископ Бронницкий Лука, который отметил, что данная встреча носит больше ознакомительный характер. По его словам, личное общение безусловно важно, особенно когда часть территории епархии находится вблизи или даже за линией боевого соприкосновения.
Всего на собрании присутствовали 70 клириков, оставшаяся часть не смогла прибыть по уважительным причинам. Секретарь огласил статистические данные по епархии, также с кратким справочным сообщением выступили благочинные епархиальных округов и руководители отделов, рассказали о жизни и деятельности епархии.
Затем владыка поделился ближайшими перспективами епархиальной жизни, а именно предстоящей работой по перерегистрации всех приходов, а также регистрации епархии. Также, епископ Лука призвал отцов содействовать открытию в Бердянске православной гимназии и поделился планами о налаживании тесного сотрудничества с казачьим войском.
Особое внимание, по словам архиерея, будет уделяться тем благочиниями и приходам, которые находятся ближе к линии боевых действий, епархия будет поддерживать духовенство и население этих районов всем необходимым. Более тесное знакомство с деятельностью епархиальных отделов и духовенства состоится уже в частном порядке.
По окончании встречи состоялась общая фотография епископа Луки с духовенством.
Русская линия
Иерей Феодор Лукьянов: Запрет абортов в частных клиниках позволит установить государственный контроль за их статистикой и снизит доступность данной «операции»
Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства провела пресс-конференцию «Право ребенка называться человеком до рождения»
1 июня 2023 года, в Международный день защиты детей, в информационном центре ТАСС состоялась пресс-конференция «Право ребенка называться человеком до рождения». Мероприятие было организовано Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства, сообщает Патриархия.Ru.
В пресс-конференции приняли участие:
— иерей Феодор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере;
— В. Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ;
— А. Фаррахов, экс-министр здравоохранения Татарстана, член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, доктор медицинских наук;
— Д. Гусев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю;
— Г. Сайфуллин, директор проектов АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;
— А. Мохов, заведующий кафедрой медицинского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук;
— Н. Москвитина, член Общественной палаты РФ, ведущая телеканала «Спас», генеральный директор благотворительного фонда поддержки семьи и материнства «Женщины за жизнь».
В ходе пресс-конференции ее участники отметили, что демографическая ситуация в стране требует чрезвычайных мер в решении вопроса снижения числа абортов.
«Любые попытки оправдания убийства детей или намеренное ухудшение условий их жизни действуют разрушительно на нравственное и духовное состояние общества и государства. Безнравственность, возведенная в систему, лишает человечности и убивает совесть. Русская Православная Церковь всегда утверждала и утверждает безусловную ценность человеческой жизни, напоминает о величайшем достоинстве человека, сотворенного по образу и подобию Божию», — подчеркнул иерей Феодор Лукьянов.
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства рассказал об инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по прекращению детоубийств в частных клиниках, на которые сегодня приходится по данным статистики, около 44% абортов.
По словам иерея Феодора Лукьянова, статистика, предоставляемая частными клиниками, часто недостоверна, скрывается. При этом большая часть медикаментозных абортов приходится именно на частные клиники.
Эксперты Патриаршей комиссии, анализируя статистику абортов по регионам, обнаружили, что в регионах, где частных клиник, выполняющих аборты меньше, или они вообще отсутствуют, средний коэффициент рождаемости выше, и напротив, чем больше выданных лицензий частным клиникам, тем ниже СКР.
«Конечно, анализ требует изучения дополнительных параметров. Например, нужно посчитать количество клиник на количество женщин репродуктивного возраста и общую численность населения в регионе, сопоставив их с параметрами снижения СКР за последние пять лет. Тогда можно будет окончательно удостовериться в верности гипотезы. Но пока математическая модель доказывает это, — сказал священник. — Кстати, на это было обращено внимание на состоявшемся недавно заседании рабочей группы по демографии Комиссии „Единой России“ по защите материнства и детства под председательством заместителя председателя Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецовой. Были названы такие статистические данные: за четыре года в государственных учреждениях число абортов уменьшилось на 27%, а в коммерческих клиниках увеличилось на 16%. Сегодня, среди всех субъектов Российской Федерации наибольшее количество коммерческих клиник с лицензией на аборт на душу населения зарегистрировано в Санкт-Петербурге: одна клиника на 15 тысяч жителей. На другом полюсе — Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Чукотка и Тыва, где нет ни одной такой клиники. И как раз именно эти регионы находятся среди лидеров по естественному приросту населения».
«Запрет абортов в частных клиниках сузит коридор возможностей, переведет аборты в учреждения Минздрава России и позволит установить государственный контроль за сбором статистики, производством медикаментозных абортов, оборотом препаратов, выполнением регламента доабортного консультирования, маршрутизацией пациенток, уберет рекламу (государственные клиники рекламу не дают), что снизит доступность абортов, в том числе для подростков», — отметил председатель Патриаршей комиссии.
Иерей Феодор Лукьянов отдельно подчеркнул важность инициативы председателя Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкина по включению в Уголовный кодекс РФ понятие «плод человека».
Подтверждая слова представителя Церкви, А. Фаррахов также отметил недостоверность статистических данных, предоставляемых частными клиниками. «Мы знаем, как сегодня не соблюдаются в частных клиниках дни тишины, не проводится доабортное консультирование», — сказал он. Депутат особо подчеркнул, что в России самое либеральной законодательство в сфере регулирования абортов, «зачастую даже противоречащее Семейному кодексу».
Приведенная А. Фарраховым статистика показала, что беременность чаще всего прерывают женщины, уже имеющие одного или двух детей. Об основных причинах абортов рассказал Г. П. Сайфулин: «На репродуктивное поведение влияет сразу множество факторов: и ценности, и качество отношений в паре, и здоровье. Но барьером и причиной отказа от рождения ребенка часто являются стесненные материальные и в первую очередь жилищные условия».
«Хотя делается многое, существующих мер поддержки семьи объективно недостаточно. Вместе с тем, единственный вектор достижения уровня простого воспроизводства — кратное увеличение числа благополучных многодетных семей народов России (с 2,2 миллионов до 10 миллионов семей). Нам необходимо создать условия благоприятствования для многодетных семей, соответственно настроить государственную политику во всех сферах, — продолжил Г. П. Сайфулин. — При этом среди субъектов России сейчас выделяется 15 разных подходов к определению статуса многодетной семьи, что очень усложняет жизнь семьям в получении мер социальной поддержки. Нам нужен единый правовой статус для многодетных семей: трое детей до достижения старшим 18 лет, а в случае обучения, прохождения военной службы или наличия инвалидности — до 24 лет. Дети рождаются в семьях, а многодетность формируется в молодости. Поэтому важно содействовать развитию готовности к семейной жизни, созданию и сохранению семей, поддерживать молодые семьи, особенно в части условий для совмещения учебы и семьи, улучшения жилищных условий. Существенной мерой поддержки рождаемости может стать прогрессивный материнский (семейный) капитал, увеличивающийся с рождением каждого последующего ребенка. Особенно это важно в отношении поддержки рождения четвертых и последующих детей. Такая поддержка пока отсутствует на федеральном уровне, реализуется лишь на уровне отдельных региональных практик, где хорошо себя показала».
Д. Гусев назвал десять регионов демографического бедствия: Мордовия, Смоленская, Орловская, Тульская, Рязанская, Пензенская, Саратовская, Томская области и Севастополь. Непростой считает депутат и ситуацию в Москве, которая оказалась на 20-м месте по естественному приросту населения «Россия, буквально вымирает. Средний суммарный коэффициент рождаемости в стране всего 1,5, а для простого воспроизводства населения необходимо 2,2», — отметил Д. Гусев.
Об этических вопросах прерывания беременности рассказал В. Кипшидзе: «Мы стали свидетелями очень быстрого развития биомедицинских технологий и медицины. Буквально, по историческим меркам, совсем недавно, последние, может быть, 100−150 лет человечество получило очень большой объем информации о том, каким образом образуется внутриутробная жизнь человека, как она развивается, и как ребенок, собственно говоря, приходит в мир. Но надо сказать, что с этими знаниями, которые, конечно, потенциально являются полезными, способными облегчить воспроизводство населения, в определенных случаях болезни, страдания и прочее, увы, человечество обошлось не совсем тем способом, которым, наверное, должно было обойтись. То есть знания о появлении жизни человека, к сожалению, стали использоваться для прекращения этой жизни. И если, например, на протяжении нескольких тысячелетий такие практики, существовавшие в древнем мире (плод вытравливали различного рода ядами), осуждались Гиппократом и другими известными деятелями того времени, то в наши дни человечество научилось делать манипуляцию, которая всегда считалась постыдной и опасной, а сейчас как будто бы создалась иллюзия, что лишить человека жизни в утробе матери совершенно безболезненно и не вызывает никаких последствий, не оказывает никакого влияния на беременную женщину, ее семью и на окружающих. Эта самая разрушительная иллюзия, к сожалению, в публичном пространстве очень крепко устоялась. Я считаю, что аборт — это, безусловно, убийство. Оно предполагает соучастие друзей, близких, знакомых и врача. Аборт до сих пор воспринимается многими людьми как социальная норма. Цифры, которые мы сейчас имеем по абортам, пугающие. Многое нам предстоит сделать, чтобы перевернуть представление, что такое аборт. Цель Церкви в общественном пространстве — создать полное, безусловное и тотальное нравственное неприятие аборта».
Выступление А. Мохова было посвящено правовому статусу человека до рождения. В зависимости от подхода в этом вопросе он выделил три группы стран: «Первая группа стран, где жизнь, здоровье неродившегося ребенка предоставляется с зачатия. Это сценарий наиболее понятный, вероятный, соответствует этическим нормам, которым должен руководствоваться врач, религиозным и правовым нормам. В основе лежат традиционные ценности того общества, в котором приняты эти нормы. Вторая группа, где эмбрион становится неприкосновенен с определенного срока беременности. Существуют различные варианты: 12 недель, 8 недель, в некоторых странах — с момента одной-двух недель, то есть решаются эти вопросы по-разному и аргументация тоже разная. И третья группа, где в полном объеме охрана прав ребенка предоставляется с момента рождения. До этого предоставляются только отдельные элементы правосубъектности. Россия, к сожалению, входит в этот блок стран. У нас законодательство крайне противоречиво: с одной стороны, ребенок — это лицо, которое родилось, а до этого как будто его нет. С другой, у нас есть норма, когда зачатый, но не родившийся ребенок, может призываться к наследованию. В то же время у нас существует норма, что женщина может прерывать свою беременность до 12 ее недель». По мнению А.А. Мохова, нужно совершенствовать законодательство, опираясь на законодательство первой группы стран. «Признание за эмбрионом человека прав как субъекта, конечно, является сложной юридической и этической проблемой, а развивающиеся репродуктивные технологии ставят свои вызовы перед государством и обществом, однако если мы не решим эту задачу, кардинально ситуация не изменится», — подчеркнул спикер.
В заключение выступила генеральная директриса фонда «Женщины за жизнь» Н. Москвитина, по словам которой очень важно, чтобы вокруг беременной женщины были те люди, которые смогут поддержать ее в решении выносить и родить ребенка. «Проводя социологические исследования, опросив женщин, мы пришли к выводу, что врач является лидером мнения, влияющим на выбор женщины. Важно, что слышит от доктора беременная женщина, впервые пришедшая на прием. Мы разработали регламент общения между врачом и беременной женщиной. И мелочей здесь нет, крайне важно, чтобы врач говорил женщине: „Я поздравляю Вас, Вы будущая мама!“. Врач должен показать женщине модель эмбриона. Она должна знать, что это не просто эмбрион, а человек в начале своего развития. Мы разработали проект обучения акушеров-гинекологов, скрипт этичного общения будущей мамы и врача».
Н. Москвитина также рассказала об одном из первых пилотных проектов, проводящихся по программе «Здравствуй, мама». Он был запущен в Мордовии благодаря поддержке главы региона А. Здунова и позволил снизить количество абортов на 44%.
Русская линия
Митрополита Тульчинского Ионафана вызвали на суд
Украинские спецслужбы обвиняют владыку в разжигании межрелигиозной вражды и покушении на целостность территории Украины
Управляющий Тульчинской епархией УПЦ митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких) получил почтовую повестку явиться 5 июня 2023 года на заседание Винницкого городского суда, которое положит начало рассмотрению уголовного дела против него, возбуждённого по результатам обысков следователями винницкого СБУ, сообщает Информационная служба Тульчинской епархии УПЦ.
По словам владыки Ионафана, обыски производились с нарушениями утверждённой законом процедуры. В частности: конкретное место обнаружения следователями и изъятие ими так называемых «вещественных доказательств», не фиксировалось на видеокамеру, обвиняемый и независимые свидетели не приглашались. Неожиданное появление т.н. «вещдоков» для их протоколирования в гостевой комнате («вітальне») вызывает у владыки вопросы к прокурору судебного заседания.
Митрополит Ионафан решительно заявляет, что он не искал в интернет-сетях листовки с антиукраинскими текстами, не размножал их, не хранил и не распространял среди духовенства, а также не искал по всей Винницкой области пособников для помощи Российской армии.
Митрополит Ионафан надеется и верит, что винницкие судьи внимательно, терпеливо и объективно изучат предъявленные им от СБУ «доказательства» его несуществующей вины, скрупулёзно исследуют фрагменты видеоматериалов от СБУ и протоколы сыскного производства в городе Бершадь и в городе Тульчин (Винницкая область, Украина).
Обвинение СБУ в разжигании митрополитом Ионафаном межрелигиозной вражды и покушении на целостность территории Украины тенденциозны, ибо основаны на антиисторическом заключении одного из двух экспертов церковно-полемической статьи владыки.
Примечательно, что второй эксперт от СБУ в своём отзыве не находит «политической вины» архиерея в упомянутой выше статье.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобной Евфросинии Полоцкой
Преподобная Евфросиния Полоцкая, до пострига носившая имя Предслава, была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги. Любовь к книжному чтению сочеталась у нее с усердной молитвой, и уже тогда Предслава стяжала «плод молитвы». Мудрости ее «чудился» не только отец и близкие: слава о ней разошлась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала, желая стать монахиней, несмотря на несогласие родителей.
Отвергнув все предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг.
Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги — «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени.
Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь. Воспользовавшись родством с Византийским императором Мануилом Комнином, она обратилась к нему, а также к патриарху Константинопольскому Луке с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь — Ефесскую икону Божией Матери, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. Евфросиния отправила им дары, и в 1162 г. икона прибыла на Русь вместе с благословенной патриаршей грамотой Полоцкой игуменьи. Икону везли через Корсунь (Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и наконец прибыла в Полоцк. В 1239 г. дочь Полоцкого князя Брячислава — Александра, выходя замуж за великого князя Александра Невского, взяла икону как благословение и подарила ее городу Торопцу, где состоялось венчание княгини.
Незадолго до смерти преподобная Евфросиния отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину в 1173 году. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.
По земному своему рождению преподобная принадлежит Белой Руси. Но, принадлежа земному своему отечеству, преподобная Евфросиния стола воистину членом Православной соборной церкви Великой России и, наконец, Вселенской Православной Церкви, знамением чего стала ее кончина и погребение во Святом Граде. Преподобная Евфросиния Полоцкая соединяет невидимыми духовными узами Великую Россию, Малую Россию и Белую Россию, не позволяя раздирать единую Церковь Русскую Православную.
Сегодня также день открытия на Знаменской площади столицы Российской Империи — Санкт-Петербурга — памятника Царю-Миротворцу, Императору Александру III.
Русская линия