Святейший Патриарх Кирилл поддержал Марию Львову-Белову
Предстоятель РПЦ встретился с уполномоченной при Президенте РФ по правам ребёнка, которую Гаага наряду с Владимиром Путиным обвиняет в «военных преступлениях» на Украине
31 марта 2023 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Марией Алексеевной Львовой-Беловой, сообщает Патриархия.Ru.
«Очень ценим всё то, что Вы делаете по защите материнства, детства, многодетности. Вы знаете, что эта тема является для меня приоритетной, — сказал Святейший Владыка, приветствуя Марию Львову-Белову. — Все исходит из наших религиозных убеждений в отношении защиты человеческой жизни. Но, кроме того, на религиозную убежденность накладывается и просто здравый смысл. Потому что наша страна не может позволить себе роскошь не увеличивать своё население. Это вопрос, который всегда стоял на повестке дня, потому что возможности государства очень большие — и территория, и ресурсы, очень многое можно перечислять, но самая главная драгоценность — это наш народ».
«И дай Бог, чтобы наш народ не умалялся, чтобы количественно мы становились больше, чтобы укреплялось здоровье нашего народа. А здоровье начинается с женщины, с материнства, с детства. И поэтому тема, которая является для Вас приоритетной и самой важной, она в каком-то смысле является самой важной и для нашего народа, нашего государства. Поэтому очень рад Вас видеть», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Мария Львова-Белова сердечно поблагодарила Святейшего Патриарха Кирилла за возможность встречи.
Уполномоченная по правам ребёнка отметила, что многие социальные проекты, направленные на повышение рождаемости и благополучия семей, реализуются совместно с епархиями и церковными организациями.
«Самое главное, чтобы семьи крепчали, чтобы было меньше разводов и меньше оставлений детей в социальных учреждениях, что, к сожалению, в последнее время не редкость», — добавила М. Львова-Белова.
В ходе беседы были затронуты, в частности, вопросы обеспечения социальных гарантий семьям представителей военного духовенства и военнослужащих, меры по поддержке детей-сирот и нуждающихся семей.
Во встрече принял участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Легойда.
Стоит отметить, что встречу Святейшего Патриарха Кирилла с Марией Львовой-Беловой можно рассматривать не только как рабочие переговоры, но и как поддержку со стороны Предстоятеля Русской Православной Церкви, ведь имя уполномоченной по правам детей России наряду с именем Владимира Путина попало в список «военных преступников» Гаагского трибунала за то, что она и президент России якобы насильно вывозили детей в Россию из Украины.
Русская линия
Митрополит Варшавский Савва: «Мы духовно объединяемся с монахами Киево-Печерской лавры»
Предстоятель Польской Православной Церкви поддержал Украинскую Православную Церковь
31 марта 2023 года Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва направил письмо ректору Киевской духовной академии и семинарии архиепископу Белогородскому Сильвестру, в котором выразил поддержку насельникам Успенской Киево-Печерской лавры и Киевским духовным школам, испытывающим гонения со стороны украинских властей, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
«Польская Православная Церковь всегда выступала и выступает за каноничность Украинской Православной Церкви», — говорится, в частности, в письме Митрополита Саввы.
«Происходящее сегодня с Киево-Печерской лаврой, другими монашескими центрами, храмами и вашей Академией является выражением большого порабощения и преследования Церкви», — свидетельствовал глава Польской Церкви.
«Мы выражаем сожаление, возносим молитвы и присоединяемся ко всем, кто возносит молитвы и терпит гонения. Иисус Христос сказал: Меня гнали, и вас будут гнать (Ин. 15:20), но помните: Я победил мир (Ин. 16:33). Мы духовно объединяемся с монахами Киево-Печерской лавры и всеми страждущими, глубоко веруя, что Христово „солнце засияет и в вашем окне“», — написал от имени Польской Православной Церкви Митрополит Савва, слова которого приводит «Союз православных журналистов».
Русская линия
Митрополит Черногорский Иоанникий: Украинская Православная Церковь в эти дни идёт на Голгофу
Целью нынешних нечестивых украинских властей является искоренение православной веры на Украине, считает иерарх
Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием «в эти святые и великие дни идут на Голгофу и вместе со Христом терпят унижения, клевету и притеснения». Об этом 30 марта 2023 года в кафедральном соборе Воскресения Христова в городе Подгорице сказал в проповеди митрополит Черногорский и Приморский Иоанникий, обращаясь к духовенству, монашествующим и верующим после архиерейской Литургии, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Mitropolija.com.
«Мы видим, что нечестивое правительство хочет отнять ту знаменитую святыню, которая является гордостью всей Православной Церкви, одним из величайших священных мест под сводом небесным. Осмелюсь сказать, после Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, это величайшая святыня всего Православия», − подчеркнул глава Черногорско-Приморской митрополии.
По его убеждению, делается это с одной лишь целью − передать Лавру «в руки лжецеркви и псевдорелигиозным группировкам, приступив таким образом к искоренению православной веры на Украине».
«Иначе, если бы речь шла об уважении к религии и о свободе вероисповедания, никому и в голову не пришло бы прибегать к таким враждебным действиям и абсурдной практике, в особенности по отношению к распятому народу Украины», − считает архиерей.
В то же время митрополит Иоанникий отметил решимость, с какой украинские верующие встали на защиту своей Церкви. «Поверьте, их положение таково, что вся наша борьба здесь за святыни и за веру православную выглядит бледной картиной по сравнению с тем, что они сегодня претерпевают и как они сегодня борются. Народ своими телами защищает киоты святых, духовенство и Киево-Печерскую Лавру», − сказал иерарх.
«Вот почему я прошу вас, дорогие братья и сестры, чтобы все вы в своих личных молитвах в эти дни молились за Митрополита Онуфрия, за страждущее духовенство и распятый народ Украины, − призвал митрополит Иоанникий. − Да озарит их Господь Своей благодатью и светом Своего Креста и Воскресения».
Русская линия
Митрополит Почаевский Владимир: «Сегодня испытывается наша спасительная православная вера»
В поддержку монашествующих Киево-Печерской и Почаевской Лавр архиерей благословил совершать молитвенное правило: читать 90-й псалом, молитву Архистратигу Михаилу и молитву задержания
Молиться о братии Киево-Печерской и Почаевской Лавр, которых хотят изгнать из монастырей, призвал православных христиан наместник Почаевской обители митрополит Почаевский Владимир, сообщает портал «Православная жизнь».
«Попустил Господь и нам пережить очередные нелёгкие испытания. Сегодня действительно испытывается наша спасительная православная вера. Надеемся с Божьей помощью, молитвенным предстательством Божией Матери, Архистратига Михаила, вмч. Георгия Победоносца, преподобных Иова и Амфилохия и всех святых, что Господь поможет нам мужественно всё пережить», — отметил в обращении митрополит Владимир.
Владыка наместник напомнил, что «соборная молитва обладает особой животворной Божьей силой».
«Кому не безразлична судьба нашей Украинской Православной Святыни — Почаевской Лавры: просим вас, братья и сестры, присоединитесь к молитве братии Лавры», — призвал митрополит Владимир.
В поддержку монашествующих архиерей благословил в течение дня совершать молитвенное правило: читать 90-й псалом, молитву Архистратигу Михаилу и молитву задержания.
Русская линия
За защиту Церкви Христовой и канонического Православия
Украинские власти обвинили православного публициста Дмитрия Скворцова в госизмене
Православному публицисту и журналисту Дмитрию Скворцову, писавшему в защиту Украинской Православной Церкви, грозит лишение свободы сроком от 12 до 15 лет, сообщила Киевская городская прокуратура, передаёт СПЖ.
В Телеграм-канале прокуратуры рассказали, что в суд направлен обвинительный акт по государственной измене за ведение Дмитрием Скворцовым «информационно-подрывной деятельности против Украины» (ч. 1 ст. 111 УК Украины).
По данным следствия, ещё «до начала полномасштабного вторжения РФ обвиняемый начал активно помогать стране-агрессору в проведении подрывной деятельности против Украины».
Прокуратура пишет, что «для выполнения задач кураторов из РФ мужчина готовил и присылал для публикации статьи, в которых выражал пророссийские взгляды. Указанные публикации размещались на российских сайтах, активно разгонялись пропагандистами в интернете и социальных сетях и были доступны неограниченному количеству пользователей».
В прокуратуре утверждают, что, по мнению экспертов, публикации Скворцова «содержали информацию, направленную на разжигание национальной, межэтнической, социальной вражды и ненависти, внесение раздора между армией и народом, негативно влияли на общественное мнение, способствовали распространению российской пропаганды в Украине и несли угрозу национальной безопасности в информационной сфере, являясь составной частью подрывной деятельности».
СБУ задержала Дмитрия Скворцова 19 февраля. Главная вина журналиста состоит в том, что он выступал в защиту Украинской Православной Церкви, против вторжения Фанара на Украине и признания украинских раскольников.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти первого русского Царя Иоанна IV Васильевича Грозного
Царь Иоанн Грозный родился 25 августа 1530 г. и был старшим сыном Великого Князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.
«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.
В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины. Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения.
Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы — иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе «Избранной Рады» — узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» — то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России.
Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские — Сильвестр и Адашев — из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития.
Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. «Избранная Рада» воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на этот раз проявил характер. Он порвал с «Избранной Радой», отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской.
С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна — кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам — Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о «терроре» и «жестокости царя»..
В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Иоанна в «мучительстве»..
Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю — под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей «выбором изо всех городов» с женами и детьми. Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы.
Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: «Государь нас оставил, — вопил народ. — Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася. Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие «сослужить» с царем в деле Божием — для созидания России как «Дома Пресвятой Богородицы», как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.
Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды»..
Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью «жидовствующих», которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем «верных», а остальным «земским» еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича.
Был в этом «разделении полномочий» и особый мистический смысл. Даруя Семену титул «великого князя всея Руси», а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: «Как кого ни назови — великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь — все же я, и никто не в силах это изменить».
Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579—1584 годах. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.
Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа»
Русская линия