Русская линия
<< Полная сводка новостей от 16 февраля 2023 >>

Новая уния близко
Константинопольский Патриарх Варфоломей и папа Римский Франциск начали обсуждать вопрос об установлении единой для Фанара и Ватикана даты Пасхи

Папа Римский Франциск и глава Фанара Патриарх ВарфоломейВатикан готовит встречу по поводу 1700-летия первого Вселенского Никейского собора Церкви в 2025 году, обсуждая с Патриархом Константинопольским Варфоломеем возможную единую дату Пасхи для католиков и православных. Об этом сказал сам папа Римским в беседе с иезуитами во время недавней поездки в Демократическую республику Конго и Южный Судан, сообщает ТАСС.

«Мы готовим встречу в 2025 году. С патриархом Варфоломеем мы хотим прийти к согласию по единой дате Пасхи», — сказал папа Франциск, отметив, что в 2025 году даты католической и православной Пасхи, которые рассчитываются по-разному, совпадают.

Содержание беседы опубликовал в четверг журнал «Католическая цивилизация».

«Посмотрим, если мы договоримся на будущее, и мы хотим отметить круглую дату собора как братья, и мы готовимся», — добавил глава Ватикана. Он также напомнил, что патриарх Варфоломей стал первым Константинопольским патриархом, который «спустя века приехал на интронизацию папы Римского».

Вопрос о возможном объединении даты Пасхи в рамках экуменического диалога и сближения христианских Церквей обсуждается давно. Однако в Русской Православной Церкви ранее замечали, что более верным было бы возвращение католиков, придерживающихся григорианского календаря, к Пасхалии с 21 марта по юлианскому календарю, которая была основана на решениях именно I Вселенского собора в Никее в 325 году.

Однако, Фанар, судя по всему, не придерживается этой точки зрения и стремится к 2025 году подготовить новую унию с Ватиканом. При этом история Церкви показывает, что ничем хорошим такие союзы для православных не заканчиваются. Так, Флорентийская уния католиков и греков 1439 года, по мнению современников тех лет, привела к падению Константинополя в 1453 году, как наказанию Божию за предательство православной веры.

Чем закончится нынешняя уния, если Фанар её всё же заключит, остаётся только догадываться.

Русская линия


Мнимый миротворец
Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Георгий III, признающий украинских раскольников, считает, что он может стать посредником между церковной Москвой и Фанаром

Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Георгий IIIНовый Предстоятель Кипрской Православной Церкви Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Георгий III, который за богослужениями продолжает поминать главу украинских раскольников, считает, что Кипрская Православная Церковь в его лице может предложить посредничество в достижении согласия по спорным вопросам между Московским и Константинопольским Патриархатами. Об этом он заявил в интервью Euronews 15 февраля 2023 года, сообщает портал «Православная жизнь».

«Я верю, что мы, как Кипрская Церковь, имеем добрую волю продолжить то, что сделал Блаженнейший Архиепископ Хризостом II, но, к сожалению, его болезнь не позволила ему завершить это. Он предложил стать посредником между двумя Церквами, чтобы найти общее решение», − сказал Архиепископ Георгий.

При этом дальнейшая часть его интервью полностью опровергает саму возможность Кипрского Предстоятеля выступать посредником между Фанаром и Москвой, поскольку он полностью разделяет позицию Константинопольского Патриарха Варфоломея.

В частности, Кипрский Предстоятель указал на то, что все Вселенские Соборы, состоявшиеся «до того, как русские стали христианами», предоставили «какую-то справедливость, какие-то права» исключительно Фанару.

«Именно Вселенский Патриархат дал автокефалию Русской и Элладской Церкви, Сербии, Румынии, Болгарии, Албании. Вместе с этой автокефалией он также дал томос, в котором указывались пределы этих автокефальных Церквей, а также права их Предстоятелей», − пояснил Архиепископ Георгий.

По его словам, территория Украины якобы не входила в канонические границы, определённые Константинополем для Московского Патриархата. «В тех пределах, которые он (Фанар − ред.) дал автокефалию Русской Церкви, Украины не существует», − заявил кипрский архиерей.

Ещё один тезис, с которым Архиепископ Георгий готов «примирять» разногласия − убеждение в том, что идея о влиянии авторитета государства на авторитет Поместной Церкви не имеет корней в церковной истории. «Я считаю, что это философия, зародившаяся в XIX веке, чтобы связать численность населения страны с её лидирующим положением в Православии», − сказал он.

По его мнению, в Русской Церкви должны понимать, что право «регулировать» взаимоотношения в семье Поместных Церквей принадлежит именно Константинополю. «Поэтому пусть видят, что за десять веков, когда мы были христианами и когда Вселенский Патриархат регулировал христианский мир Вселенскими Соборами, они ещё не вошли в Православие, и поэтому они не первые», − пояснил Предстоятель Кипрской Церкви.

С таким набором «аргументов», очевидно, никакого миротворчества у Кипрского архиепископа не получится, но он всё равно убеждён в обратном. «Я верю, что с хорошим настроением можно найти решение, и я сказал, что мы можем предложить свою помощь, благодаря хорошим отношениям, которые у нас были с двумя Церквами, для того, чтобы решение было найдено», − резюмировал Архиепископ Георгий.

Русская линия


В прокат выходит документальный фильм «Святой Архипелаг»
Картина представляет собой масштабное повествование о жизни Соловецкой обители

Святой АрхипелагС 8 марта 2023 года документальный фильм «Святой Архипелаг» о жизни Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря будет показан на больших экранах более чем в ста городах России. К этому событию приурочен выход в сети нового тизера фильма, сообщает Патриархия.Ru.

Картина «Святой Архипелаг» представляет собой масштабное повествование о жизни Соловецкой обители. Что есть духовная жизнь человека? Что есть религиозная традиция и какое отражение она находит в современном мире? Как вера в Бога влияет на жизнь людей? Беседы с монахами составляют содержательную часть фильма; здесь можно найти серьезные размышления и ответы на вопросы, важные для каждого человека. Фильм снят для большого экрана в формате 6К. Картина создана при поддержке Министерства культуры РФ.

Премьера фильма состоялась в рамках 44-го Московского международного кинофестиваля, где он стал лучшим документальным фильмом и получил приз «Серебряный Святой Георгий». За пять месяцев картина получила признание киноэкспертов и собрала 15 российских и международных наград, среди которых гран-при XXVII Международного фестиваля «Радонеж», первая премия «За лучшее документальное кино» XIX Международного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», приз за операторское мастерство 33-го фестиваля документального кино «Россия» и множество других. В январе кинолента получила первую международную награду — главный приз Serbian International Monthly Film Carnival.

«За всю историю главного в нашей стране кинофорума впервые русская неигровая картина получила приз на ММКФ, — отметил автор сценария и режиссер фильма Сергей Дебижев. — На основных кинофестивалях 2022 года фильм получил рекордное количество наград. Приятно, что киноведы и кинокритики также присудили нам главный приз. Все фестивальные показы проходили при переполненных залах. Да, мы понимаем, в нашем фильме есть все: глубокие темы, мудрые советы, сакральные смыслы, масштабные съемки, мировой уровень качества изображения. Однако, как мне кажется, нарастающий лавинообразно интерес к картине говорит о том, что люди истосковались по кино, которое обращается не к инстинктам, а к душе и сердцу человека. „Святой Архипелаг“ — фильм документальный, но его художественная сторона сделана настолько ярко и выразительно, что это переводит его в какое-то новое качество, новое осмысление реальности как Божественного творения».

Сергей Дебижев является режиссером и сценаристом большого числа кинокартин, признанных широкой аудиторией. Его фильм «Последний рыцарь империи» был номинирован на премию «Ника» за лучший неигровой фильм, а кинокартина «Крым небесный» стала номинантом на лучший документальный фильм на ММКФ-2020.

«В рамках премьерных показов мы увидели большой отклик аудитории — многие обращались с вопросом, когда можно будет посмотреть фильм в кино. Это неудивительно, ведь кинокартина затрагивает духовные и исторические аспекты, близкие или хотя бы отдаленно знакомые каждому человеку в нашей стране. В наших планах показать „Святой Архипелаг“ более чем в ста городах России. Нам важно передать зрителю всю полноту атмосферы уникального во всех смыслах Соловецкого архипелага. Это, на мой взгляд, возможно только при просмотре фильма на больших экранах», — рассказала Майя Манерова, управляющий партнер кинопрокатной компании «Кино.Арт.Про».

Документальный фильм посвящен жизни Соловецкого монастыря — ключевой точки в духовной географии России. Эти места отмечены историческими, культурными и духовными событиями, оставившими глубокий след в истории России и народной памяти. В картине затрагиваются глубинные смыслы бытия, веры, надежды и любви. Отдельной темой является трагическая, лагерная история Соловков. Находясь на далекой окраине России, архипелаг стал одним из символов русского духа.

Русская линия


Украинские власти намерены снести восстановленный Владимиро-Ольгинский храм Десятинного монастыря
Хозяйственный суд Киева удовлетворил соответствующий иск Национального музея истории Украины

Храм Десятинного монастыря Киева, который хотят снести украинские властиХозяйственный суд Киева удовлетворил иск Национального музея истории Украины о демонтаже Владимиро-Ольгинского храма Десятинного монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы Украинской Православной Церкви, сообщает портал «Православная жизнь».

О результатах судебного заседания, состоявшегося 15 февраля 2023 года, сообщил министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко.

«Суд обязал освободить участок Национального музея истории Украины от незаконно построенного храма-мафа. Иск Музея удовлетворён. Размещение этого сооружения на земельном участке музея противоречит его целевому использованию. Это нарушает требования пункта „а“ части 1 ст. 91 Земельного кодекса. „Храм-киоск“ находится в буферной зоне памятников ЮНЕСКО, где запрещено новое строительство, а также нарушает ансамбль исторического археологического комплекса „Десятинная церковь“», — заявил Ткаченко.

Национальный музей истории Украины с 2020 года добивался сноса Владимиро-Ольгинского храма, называя его «самовольным объектом». Храм был построен жителями города Киев по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в 2006 году. Богослужебное здание воздвигнуто на месте Десятинной церкви — первого кафедрального храма Киевской Руси.

Русская линия


Грузинский Патриархат решил поддержать идею об «особых правах» Фанара в православном мире
Священный Синод Грузинской Православной Церкви вступил в евхаристическое общение с Македонской Церковью, но не стал признавать Томос об автокефалии, выданный ей Сербской Церковью

Грузинская Патриархия14 февраля 2023 года в Тбилиси под председательством Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II впервые после двухлетнего перерыва состоялся Священный Синод Грузинской Православной Церкви, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Patriarchate.ge.

Главным вопросом состоявшегося Синода стало признание Македонской Православной Церкви − Охридской архиепископии. С докладом по теме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Грузинского Патриархата митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим.

Он ознакомил архиереев с письмом Сербского Патриарха Порфирия, в котором говорится об уврачевании раскола, восстановлении евхаристической связи с Православной Церковью в Северной Македонии и о предоставлении ей Томоса об автокефалии Предстоятелем Сербской Церкви. Было отмечено, что автокефалию МПЦ-ОА уже признали также Церкви в России, Болгарии, Румынии, Чехии и Словакии.

При этом Константинопольская, Антиохийская, Элладская и Польская Церкви вступили в евхаристическое общение с Македонской Церковью без признания автокефалии. Таким же путем решил пойти и Грузинский Патриархат, тем самым решив поддержать Фанар в его заявлениях о том, что автокефалию имеет право предоставлять только Константинопольский Патриарх.

«Грузинская Церковь должна вступить в евхаристический союз с Православной Церковью в Северной Македонии, главой которой является Блаженнейший Архиепископ Стефан (Веляновский)», − говорится в определении Священного Синода.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память равноапостольного Николая, архиепископа Японского и вспоминаем основоположника русской классической музыки М.И.Глинку

Николай, архиепископ ЯпонскийСвятитель Николай, в миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. в селе Березе Смоленской губернии. Окончив Смоленскую Духовную семинарию, в 1857 г. он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную академию, а в 24 июня 1860 г. пострижен в монашество с именем Николай.

Считая своим призванием проповедь православной веры в Японии, молодой иеромонах подал прошение и в июле 1860 г. выехал на место своего служения в г. Хокодате. В 1869 г. было принято решение образовать в Японии Российскую Духовную Миссию, начальником которой был назначен возведенный в сан архимандрита иеромонах Николай. В 1871 г. в Японии началось гонение на христиан, и многие из них из них были подвергнуты преследованиям. В 1873 г., когда гонения почти прекратились, архимандрит Николай приступил к строительству в Токио Воскресенской церкви, а затем — духовного училища.

В 1880 г., 30 марта, в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святитель Николай с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды. Он завершил строительство собора в Токио, а также принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке Православный Богословский словарь.

В период Русско-японской войны 1905 г. на долю святителя и его паствы выпали тяжелые испытания, но он с честью перенес их. За эти подвижнические труды святой был возведен в сан архиепископа.

В 1911 г., когда исполнилось полвека миссионерской работы святителя Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

3 февраля 1912 г., на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970 г. святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых.

Михаил Иванович ГлинкаСегодня день памяти великого композитора, основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки, скончавшегося в 1857 году.

Глинка родился в семье смоленского дворянина 20 мая 1804 г. В 1817 г. семья переехала в столицу Империи, где будущий композитор окончил Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте (его воспитателем был В.К.Кюхельбекер).

Он свободно владел французским, немецким, итальянским, испанским и польским языками; изучал английский, латынь и персидский, но его особым увлечением стала музыка. С детства Глинка близко соприкасался с народным музыкальным творчеством. В годы учебы брал уроки игры на фортепьяно, на скрипке и пения у известных тогда петербургских преподавателей. По окончании пансиона Глинка хотел всецело посвятить себя музыке, но профессия музыканта в нач. XIX в. считалась немыслимой в дворянском кругу и, уступая желанию отца, Глинка был определен помощником секретаря в канцелярии Совета путей сообщения.

К счастью, необременительные служебные обязанности не мешали Глинке заниматься любимым делом, и в 1829 г. вышел в свет «Лирический альбом» куда вошла большая часть широко известных сочинений Глинки. Тогда же Глинка познакомился с литературными знаменитостями того времени: А.С.Пушкиным, А.С.Грибоедовым. В.А.Жуковским и др. Вскоре Глинка проникся идеей написать русскую оперу и уже 27 ноября 1836 г. Петербург впервые услышал «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»). Слава Глинки взошла в зенит и в 1837 г. состоялось его назначение на должность капельмейстера Придворной певческой капеллы. А в 1842 г. Петербург был потрясен новой оперой великого русского композитора «Руслан и Людмила». Кроме того, Глинка был автором целого ряда прекрасных романсов и знаменитой «Комаринской».

В 1833 г. Глинка принял участие в закрытом конкурсе на создании оригинального русского национального гимна, объявленном Императором Николаем I. Им были представлены хор «Славься» из оперы «Жизнь за Царя» и «Патриотическая песня», однако Государь остановил свой выбор на сочинении А.Ф.Львова «Боже, Царя храни».

«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества. оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке», — писал известный критик В.В.Стасов.

В январе 1857 г. во время концертов в Берлине Глинка сильно простудился и вскоре скончался. Прах композитора был перевезен в Петербург и захоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 16 февраля 2023 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика