Константинопольский Патриарх Варфоломей объявил «крестовый поход» против Русской Православной Церкви
Глава Фанара заявил, что Московский Патриархат «встал на сторону Путина», а потому западным экспертам стоит подумать о религиозной составляющей нынешнего противостояния с Россией
Константинопольский Патриарх Варфоломей в ходе международной конференции «по мировой политике» в Абу-Даби произнёс своего рода церковную «речь в Фултоне», в рамках которой обрушился с резкой критикой в адрес Русской Православной Церкви и попытался призвать присутствующих на форуме западных политиков и политологов к противостоянию не только «путинской России», но и Русской Православной Церкви, как основы «русского мира».
Чтобы не быть голословными, ниже предлагаем нашим читателям ознакомиться с пространным текстом этого выступления и самостоятельно сделать выводы о его содержании. От себя лишь добавим, что после этой речи не остаётся никаких сомнений, что если в нынешнем противостоянии на Украине Москва проиграет, смута ждёт не только Российское государство, но и Русскую Православную Церковь, контроль за расколом и уничтожением которой с радостью возьмёт на себя лично Патриарх Варфоломей.
Текст выступления главы Фанара 14 декабря 2022 года опубликовал портал «OrthodoxTimes»:
«Мы хотели бы тепло поблагодарить организаторов этого нового симпозиума Всемирной политической конференции «За разумно открытый мир» за приглашение ещё раз принять участие в этой очень интересной работе.
Война на Украине, спровоцированная несправедливой агрессией России в феврале 2022 года, представляет собой худший европейский геополитический и гуманитарный кризис со времён окончания Второй мировой войны. Это сопровождается жертвоприношением большого числа украинцев, русских и других, а также разрушением целой страны.
Можно ли было ожидать такой катастрофы?
Специалисты по международным отношениям пытаются объяснить эту ситуацию, ссылаясь на условия окончания холодной войны. Был ли Запад неправ, воспользовавшись распадом Советского Союза, чтобы установить своё влияние на Востоке? Пробудило ли изменение основных балансов в Европе старые опасения по поводу возможного окружения России?
С другой стороны, как мы можем не учитывать стремление к независимости народов, которые жили под советским гнётом? Как не ответить актами солидарности на отказ Восточной Европы от доминирования Москвы во рамках системы зон влияния, установленной Ялтинскими соглашениями?
Эти дебаты, несомненно, актуальны. Однако видение нашей Церкви лежит за пределами этих нынешних перспектив. Её взгляд больше укоренён в истории в целом и в церковной истории в частности. Мы считаем, что источником наших несчастий являются ошибки в суждениях о вопросах, связанных с верой. Именно по этой причине мы отождествляем себя с термином «православие», справедливой и честной верой.
Православная Церковь сыграла фундаментальную роль в появлении этих двух реальностей, как отдельных, так и взаимосвязанных, которыми являются Россия и Украина. Место действия драмы находится на пересечении двух перекрестков — Европы и Азии. Прежде всего, существует перешеек между Балтийским и Черным морями, важная ось для торговли между Северной Европой и Восточным Средиземноморьем. Перпендикулярно этому коридору, в южной части современной Украины, образован коридор, открытый для передвижения народов, через который прошло несколько последовательных вторжений. Коммерческая функция позволила структурировать власть и открыться цивилизации и внешнему миру. С другой стороны, волны вторжений и алчность окружающих держав часто разрушали политические структуры и подвергали население огромным страданиям. Именно эта диалектика между созиданием и разрушением объясняет появление украинской идентичности.
Политическая карта современной Украины много раз меняла форму на протяжении веков, от Киевской Руси в IX веке до Екатерины II в XVIII веке, когда большая часть Украины оказалась интегрированной в Российскую империю. На протяжении веков население Украины подвергалось последовательному иностранному господству: русскому, польскому, монгольскому, литовскому или австрийскому. XX-й век был особенно тяжёлым для украинцев. Они пережили великий голод сталинской эпохи, Голодомор, и оказались в эпицентре вооруженного противостояния между Советским Союзом и нацистской Германией во время Второй мировой войны.
Эта история объясняет желание отделиться от России в целом и соединиться с Европой и её ценностями. Эти условия также позволяют понять важность религии, элемента, который является как основой, так и освобождающим украинское сознание. Из Константинополя Вселенский Патриархат представил христианство и византийскую цивилизацию народам этого региона уже в IX веке. Мы сыграли фундаментальную роль в организации религиозных общин, которые сформировались вокруг Киевской митрополии, а затем вокруг Московского Патриархата.
Однако ее учения о правилах организации и церковного функционирования, унаследованные от долгой истории христианства и отражающие всю административную и философскую мудрость мира Восточного Средиземноморья, не всегда уважались Москвой. Имперская власть хотела подчинить Церковь своей воле, пытаясь использовать религиозные чувства в своих политических и военных целях. Таким образом, с момента захвата Константинополя османами в 1453 году Москва стремилась заменить Вселенский Патриархат, провозгласив, что Москва представляет «Третий Рим». Эта продолжительная политика Москвы является фундаментальным фактором разделения православного мира.
С XIX-го века инструментализация религии Москвой сочеталась с инновационными идеями немецкого национализма. Вдохновлённая пангерманизмом, новая идеология панславизма, органа российской внешней политики, приобрела религиозную составляющую. Это идея о том, что Церкви должны организовываться в соответствии с принципом этнической принадлежности, центральным маркером которого будет язык. Именно этот подход Вселенский Патриархат Константинополя осудил в 1872 году как ересь (ересь этнофилетизма, форма церковного расизма). Это находится в вопиющем противоречии с универсализмом евангельской вести, а также с принципом территориального управления, который определяет организацию нашей Церкви.
Однако эта ересь была полезна для целей Москвы, поскольку она дистанцировала славяноязычных верующих от влияния Вселенского Патриархата. Целью этой стратегии было создание в Османской империи, а затем в форме независимого государства, отдельной политической силы, служащей стремлению России к тёплым морям. Она несёт ответственность за ненависть между балканскими христианами, которая привела к Балканским войнам и зверствам начала XX-го века.
Во времена Советского Союза религия была маргинализирована и подавлялась. Коммунистическая идеология заняла пространство, приписываемую религии, эксплуатируемой Царской империей. После её падения вера снова использовалась в идеологических целях. Русская Православная Церковь встала на сторону режима президента Владимира Путина, особенно после избрания Блаженнейшего Патриарха Кирилла в 2009 году. Она активно участвует в продвижении идеологии Русского Мира, согласно которой язык и религия позволяют определить единое целое, охватывающее Россию, Украину, Беларусь, а также другие территории бывшего Советского Союза и диаспору. Москва (как политическая, так и религиозная власть) станет центром этого мира, миссией которого будет борьба с упадническими ценностями Запада. Эта идеология является инструментом легитимации российского экспансионизма и основой его евразийской стратегии. Связь этнофилетизма с прошлым и настоящим русского мира очевидна. Таким образом, вера становится основой идеологии путинского режима.
Автокефалия Православной Церкви Украины, предоставленная Вселенским Патриархатом в 2019 году, ухудшила отношения с Русской Церковью. Здесь мы видим уже выраженную напряжённость, когда Московский Патриархат решил не участвовать в Святом и Великом Соборе Православной Церкви, собравшемся на Крите в 2016 году.
Вторжение на Украину 24 февраля довело поляризацию до предела. Двусмысленная позиция Патриарха Кирилла в отношении войны и поддержка политики президента Путина вызвали резкую критику в православном мире и за его пределами. Православные Украины, которые предпочли остаться под опекой Русской Церкви, также выразили свое неодобрение.
Таким образом, разделение православного мира углубляется и расширяется. Некоторые Церкви согласны со Вселенским Патриархатом; другие, чьи страны слишком зависят от России, слепо поддерживают Московский Патриархат; третьи предпочитают хранить соучастническое молчание. Между тем, Русская Церковь использует средства государства для установления своего влияния на канонической территории других Церквей, несмотря на самые элементарные правила церковной организации Православия. Её вмешательство в дела Африки преподносится как карательные действия против Александрийского Патриархата за признание автокефалии Православной Церкви Украины. Очевидно, что в этих условиях миротворческая роль Церкви становится очень сложной.
Что это значит для дебатов за пределами церковных кругов? Это ещё раз показывает растущую роль религиозного фактора в основных глобальных проблемах. Идеологии ослабевают одна за другой. Конец коммунизма оставил огромную пустоту в целой части мира, которая жила под его господством, и в других народах, которые возлагали на него свои надежды. Кризис глобализации и либерализма также вызывает глубокое разочарование и опасное недовольство. В этом ландшафте рушащихся материалистических идеологий духовное возвращается. Однако это возвращение может представлять опасность, если оно не выражается в соответствии с подходами, интегрирующими мудрость религиозных традиций, почерпнутых из наследия великих цивилизаций прошлого.
Ошибки в различении ереси — это не незначительные явления, которые интересуют лишь немногих священнослужителей и немногих учёных. Напротив, они имеют очень серьёзные последствия для духовной жизни и для материальной жизни. Источником проблем является инструментализация религии субъектами, которые часто не имеют настоящей веры.
Русские православные составляют огромное богатство для Православия и для всего мира. Русское православие внесло огромный интеллектуальный, духовный и художественный вклад. Но, к сожалению, оно стало жертвой вмешательства российской политической власти. Советский гнет сеял хаос, лишая целые поколения благословений веры и мудрости Церкви. Неоимперский режим в своей потребности укрепиться, использовал то, что казалось ему ценным политическим капиталом: обновлённое религиозное чувство русского народа. К сожалению, они смогли повести часть православного духовенства по этому пути. Прежде всего, они восприняли и усилили еретические подходы царского режима в контексте плохого знания церковных правил, отчасти из-за духовного упадка советского периода.
Последствия очень серьезные. Этнорелигиозный фанатизм, привитый российской молодежи, подавляет перспективы мира и примирения. Православный мир разделён, и эта фрагментация проецируется на бедные страны, жители которых надеялись найти облегчение в вере. Прежде всего, это вредит Русской Церкви, поскольку рано или поздно люди осознают крайности Церкви, преследующей цели, которые не имеют ничего общего с её первоначальной миссией.
Дамы и господа, дорогие друзья! Специалисты по международным отношениям иногда склонны игнорировать или маргинализировать роль и значение религиозного фактора, подлинного или манипулируемого. Однако мы вступили в период, когда этот фактор становится всё более важным. Богословы и другие специалисты в вопросах, связанных с функционированием Церквей, несомненно, должны открыть себя другим перспективам и развивать диалог с другими научными дисциплинами. Также важно, чтобы специалисты в области социальных наук, политических наук и международных отношений преодолели определённые колебания, чтобы углубиться в религиозные вопросы. Понимание нового мира, которое формируется на наших глазах, не может игнорировать религиозный факт. Спасибо за внимание!"
Русская линия
В Госдуму внесён законопроект о приравнивании Георгиевской ленты к символам воинской славы
За публичное осквернение этого символа предлагается ввести в России административную и уголовную ответственность
Согласно законопроекту, за публичное осквернение георгиевской ленты будет наступать уголовная, либо административная ответственность, говорится на сайт Государственной Думы РФ.
За публичное осквернение символа воинской славы юридическому лицу грозит штраф от 3 до 5 млн рублей с конфискацией или без таковой, физическому лицу — штраф в размере до 3 млн рублей, либо лишение свободы на срок до трех лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или в сети интернет, наказываются штрафом в размере от 2 до 5 млн рублей или лишением свободы на срок до пяти лет.
«Никто не говорит о том, что за ношение Георгиевской ленты, скажем, на сумке будут наказывать. Вы ведь вешаете Георгиевскую ленту потому, что гордитесь ей, уважаете память предков. Но если вы публично сожжёте Георгиевскую ленту, за это последует наказание», — подчеркнула соавтор законопроекта, заместительница председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Занко.
Стоит отметить, что история Георгиевской ленты связана далеко не только с Великой Отечественной войной. Георгиевские цвета — чёрный (эмаль орла), жёлтый (эмаль золотого поля государственного герба) и белый цвета (белым передавали серебряную фигуру Святого Георгия в щитке на груди орла) стали считать государственными цветами Российской империи ещё в 1730-х годах.
Георгиевская лента использовалась при учреждении ордена Святого Георгия Императрицей Екатериной Великой 26 ноября 1769 года во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Название лента получила от имени Георгия Победоносца. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость», а также белым равносторонним крестом или четырёхконечной золотой звездой. Носилась лента в зависимости от класса кавалера: в петлице или на шее, либо через правое плечо. К ленте полагалось пожизненное жалование. После смерти владельца передавалась по наследству, однако вследствие совершения постыдного проступка могла быть изъята у владельца. Орденский статут 1769 года содержал следующее описание ленты:
В некоторых случаях Георгиевская лента использовалась как аналог соответствующей награды — ордена Св. Георгия, Знака отличия Военного ордена и Георгиевского креста. В тех случаях, когда кавалеры Знака отличия Военного ордена не могли получить сам Знак (например, во время обороны Севастополя в 1854—1855 гг.), они носили на форме Георгиевскую ленту. В годы Первой мировой войны Георгиевские кавалеры также носили Георгиевскую ленту в зимнее время поверх борта шинели.
Кроме того, единственный раз Георгиевская лента приобрела статус самостоятельной награды. Это произошло в 1914 году, когда за заслуги в проведении мобилизации генерал-лейтенанту А. С. Лукомскому была пожалована Георгиевская лента к уже имевшемуся у него ордену Св. Владимира 4-й степени (сам орден св. Георгия за мобилизацию невозможно было дать по статусу). Таким образом, он стал обладателем уникальной награды — ордена Св. Владимира на Георгиевской ленте.
Сейчас Георгиевскую ленту может носить любой желающий, однако не стоит забывать, что для русских людей эта лента была символом самой высокой воинской награды, заслужить и носить которую мог далеко не каждый даже самый храбрый и мужественный военный.
Русская линия
Масштабы репрессивных действий СБУ против Украинской Православной Церкви достигли невиданных ранее размеров
Украинские спецслужбы проводят обыски в храмах и монастырях УПЦ параллельно в девяти областях Украины
14 декабря 2022 года Служба безопасности Украины совместно с Национальной полицией и Национальной гвардией проводят самые массовые рейды и обыски в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви, сообщает портал «Православная жизнь».
Как сообщает пресс-служба ведомства, «контрразведывательные мероприятия» одновременно проходят в девяти областях Украины — Закарпатской, Черновицкой, Ровенской, Волынской, Николаевской, Сумской, Львовской, Житомирской и Херсонской.
Сотрудники спецслужб вторглись на территории и в помещения:
— Крестовоздвиженского кафедрального собора г. Ужгород;
— Покровского храма г. Ужгород;
— Иоанно-Богословского Крещатицкого мужского монастыря (Черновицкий район);
— Успенского мужского монастыря (Черновицкий район);
— Липковского Успенского мужского монастыря (Ровенский район);
— женского монастыря Иверской иконы Божией Матери в урочище «Юзефин» (Сарненский район);
— Святогорского Успенского Зимненского ставропигиального женского монастыря (с. Зимное, Владимирский район);
— мужского монастыря Святых равноапостольных Константина и Елены (с. Константиновка, Николаевский район);
— Свято-Духовского кафедрального собора г. Ромны;
— Стефановского храма г. Ромны;
— Свято-Троицкого храма г. Львов;
— храма преподобного Амфилохия Почаевского г. Мостиска;
— Покровского храма г. Борислав;
— Рождественского кафедрального собора г. Коростень;
— Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Овруч;
— управления Овручской епархии (г. Овруч);
— Васильевского собора г. Овруч;
— Васильевского женского монастыря (г. Овруч);
— Казанского храма пгт Чернобаевка (Херсонский район).
Рейды и обыски проходят в присутствии представителей Церкви «для выявления лиц, причастных к противоправной деятельности в ущерб государственному суверенитету Украины и предметов, запрещенных к обращению».
Русская линия
«Мы требуем принести публичные извинения за этот позорный выпуск и удалить его из информационного пространства»
В Киевской митрополии УПЦ потребовали удалить скандальный выпуск студии «Квартал 95», как разжигающий религиозную рознь на Украине
Украинская Православная Церковь потребовала от украинских властей удалить из сети Интернет богохульный выпуск студии «Квартал 95», совладельцем которой в своё время был нынешний президент Украины Владимир Зеленский. Согласно распространенному в среду обращению УПЦ, передача содержит глумление над христианской верой и разжигает религиозную рознь в стране, сообщает ТАСС.
По данным Информационно-просветительского отдела УПЦ, обращение принято по итогам ежегодного Епархиального собрания духовенства Киевской епархии и адресовано телеканалу «1+1», с которым сотрудничает «Квартал 95».
Причиной возмущения представителей УПЦ стал выпуск студии от 7 декабря, вышедший на YouTube-канале «Официальный канал Чисто News». «Этот сюжет насквозь пронизан богохульством. Здесь уже речь идёт не только о Церкви, но и о вере в Бога как таковой и потому это оскорбляет религиозные чувства христиан нашей страны. Словесные выпады против Бога, богохульные изречения и насмешки являются посягательством на нечто большее, чем просто указания на грехи или недостатки священнослужителей», — говорится в обращении.
Как заявили в УПЦ, подобные высказывания разжигают религиозную рознь. «Мы понимаем, что это видео является частью длительной кампании против Украинской Православной Церкви и её верующих, — отмечается в обращении. — Мы требуем принести публичные извинения за этот позорный выпуск и удалить его из информационного пространства. В противном случае мы будем расценивать это как объявленную духовную войну многомиллионной пастве Украинской Православной Церкви и оставляем право на соответствующий шаг за собой».
Русская линия
Болгарский Патриархат признал Томос Сербского Патриарха об автокефалии Македонской Православной Церкви
Об этом с возмущением пишет ряд профанарских церковных порталов
13 декабря 2022 года под председательством Болгарского Патриарха Неофита в Софии состоялось очередное заседание Священного Синода Болгарской Православной Церкви, в ходе которого болгарские архиереи признали автокефалию Македонской Православной Церкви, получившей соответствующий Томос от Сербской Православной Церкви. Об этом с возмущением сообщает профанарский портал DoxologiainfoNews.
Фанариоты негодуют, что Синод Болгарской Церкви отказался включить в повестку дня своего заседания признание украинских раскольников в лице «ПЦУ», но при этом признал Македонскую Церковь. Причём сделали это болгарские архиереи вслед за Русской Православной Церковью и якобы по указанию церковной Москвы.
«В духе методических указаний, которые были определены митрополитом Волоколамским Антонием, Синод Болгарской Православной Церкви решил перенести фокус с важнейшей на данный момент темы — Томоса об автокефалии Православной Церкви Украины на наименее важную тему — признание фальшивого Томоса Сербской Церкви, предоставленного т. н. „Македонской православной церкви“ Охридской архиепархии», — говорится в сообщении.
Греки обращают внимание, что Болгарская Церковь не дождалась того, чтобы Фанар выдал Томос «македонцам» и признала право Сербской Церкви предоставлять автокефалию Охридской митрополии, с чем не могут согласиться на Фанаре.
«Напомним, Томос на автокефалию может предоставить только Вселенский патриарх. Все Томосы на автокефалию новым Поместным Церквям предоставлял Вселенский Патриарх. Если Глава Поместной Церкви предоставляет такой „томос“, то этот „томос“ не имеет канонической ценности для Православной Церкви», — заявляют греческие журналисты.
В связи с этим они с возмущением указывают, что «Болгарский Патриарх Неофит внесёт в свой Диптих имя Архиепископа Охридского Стефана, но как „Архиепископа Республики Северная Македония и Скопье Стефана“, поскольку не признает титула, с которым Патриарх Варфоломей принял его в евхаристическое общение».
Фанариоты связывают нынешние решения Болгарского Синода с визитом в Софию председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония и вновь обвиняют во всех своих бедах Москву.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня — день избавления Москвы от нашествия хана Едигея
В этот день 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю. Услышав об этом, сын св. блгв. Великого князя Дмитрия Донского — Великий князь Василий Дмитриевич, как сообщает «Повесть о нашествии Едигея», «опечален был горем, грехов ради наших постигшим Русь: ведь вначале беззаконные измаилтяне ложный мирный договор заключили с нашими русскими князьями и прежде всего с Великим князем Василием Дмитриевичем, обманчиво мирясь с ним, ибо никогда не говорят христианам истины. Если их немного, то князей наших обманом и злокозненно почестями окружают, и дарами наделяют, и тем злой умысел свой скрывают, и с князьями нашими прочный мир заключить обещают, и пронырством таким ближних от согласия отлучают, и междоусобную вражду меж нами разжигают. И в этой розни нашей сами тайно обманывают нас, становятся для православного люда кровожадными волками, подстрекательством отца их сатаны».
Нашествие Едигея на Москву явилось для Василия Дмитриевича полной неожиданностью: лукавый ордынский хан Едигей заключил с ним в 1406 г. мирный договор, обещал ему поддержку в конфликте с тестем, великим князем Литовским Витовтом, а в результате разжег между ними вражду и вверг их в трехлетнюю войну. Воспользовавшись утомленностью московского войска, Едигей пошел на Русь.
Несметные полчища Едигея заполонили Русскую землю: пылали городские посады, в огне гибли «чудные церкви, созидаемые веками», метались в страхе и отчаянии люди, а ордынцы их убивали и уводили в плен. Были захвачены и сожжены Переяславль, Ростов, Нижний Новгород, Городец, осаждена Москва. Однако взять Москву Едигею не удалось. Вознамерившийся было зимовать под стенами Москвы, он вынужден был поспешно снять осаду — в Орде назревала очередная «замятня» (междоусобица).
Как писал летописец, Москва была спасена от вражеского нашествия Божьим промыслом и помощью находящейся в ней иконы Владимирской Богоматери, которая и привела в страх и трепет гордого «агарянина». «И взмолились все люди к Богу, низко кланяясь и говоря: „Не предай зверям души рабов твоих, Владыко! Если мы и согрешили перед Тобой, то во Имя Твое святое пощади нас, Господи!“ И, взирая со слезами на животворящую икону Пречистой Богоматери, горько восклицали так: „О постоянная заступница наша, не предай же нас и теперь в руки врагов наших!“ И милосердный Человеколюбец, еще не совсем разгневавшийся, увидев печаль людей своих и слезы их покаяния, утешает их вскоре, памятуя о милости к стаду своему. Величавого и гордого агарянина Едигея устрашил, навел на измаилтянина трепет перед своей всевышней и карающей десницей. И агарянин, который похвалялся пробыть в православной земле долгое время и обещал зазимовать, вдруг, забеспокоившись, внезапно снялся с места и, не желая медлить ни единого дня, сказал дружине: „Или царство наше захватит другой, или Василий соберется на нас“, — такая мысль смутила агарянина. Быстро посылает он к городу, сам прося мира: и как захотели горожане, так и замирился с ними окаянный Едигей и отошел».
Русская линия