Святейший Патриарх Кирилл: «Тот факт, что институт военного духовенства все-таки удалось создать, я считаю проявлением милости Божией»
Предстоятель Русской Православной Церкви наградил военных священников, проявивших мужество во время командировки в зону СВО
1 декабря 2022 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с клириками Москвы и Московской области, совершившими командировки в зону специальной военной операции (СВО), сообщает Патриархия.Ru.
На встречу были приглашены священники из Москвы и Московской области — штатные военные священники (помощники командиров по работе с верующими военнослужащими), внештатные военные священники, священники, которые ранее не имели отношения к военному духовенству, но после начала СВО заявили о своем стремлении поехать в зону боевых действий.
Всего, по данным Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, в зоне СВО побывали несколько десятков штатных военных священников из разных регионов России и не менее 30 внештатных.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам встречи со словом о деятельности военного духовенства, в частности, сказал:
«Институт военного духовенства — это особая организация внутри нашей Церкви, которая, если принять во внимание дореволюционный период, насчитывает уже много лет своего существования. Вы знаете, какую большую роль играли священнослужители, которые посвятили свою жизнь пастырскому окормлению вооруженных сил, во времена, когда Церковь не была отделена от государства и не было никаких идеологических препон. Священники получали соответствующие должности в российской армии и, не имея в руках оружия, принимали участие в военных действиях. Очень многие жизнь свою отдавали за веру, царя и Отечество, и, действительно, пример священника, который без оружия находился рядом с военнослужащими, с офицерами, солдатами, имел огромное духовное и воспитательное значение. Но, самое главное, это была реальная поддержка тех, кто действовал на грани жизни и смерти, а нередко и погибал.
Сегодня у нас возрожден институт духовенства, которое несет пастырское окормление Вооруженных сил, и это, конечно, очень большой шаг вперед. Потому что Вооруженные силы — это особая организация со своими жесткими внутренними установлениями, достаточно закрытая для внешнего влияния, и тот факт, что институт военного духовенства все-таки удалось создать, я считаю проявлением милости Божией, потому что процесс этот был очень непростым.
Сейчас этот институт подвергается испытанию. От того, как наши священники, несущие пастырское окормление в Вооруженных силах, проявляют себя, как они, в условиях реальной опасности для жизни, осуществляют свое пастырское служение, насколько они близки тем, кто с оружием в руках защищает Родину, — от всего этого зависит авторитет нашего военного духовенства. И я очень надеюсь, что это испытание в полевых условиях — не в лабораторных, не в теоретических, а там, где кровь проливается, — во-первых, закалит наше духовенство, которое взаимодействует с Вооруженными силами, во-вторых, пробудит чувство доверия и признательности со стороны Вооруженных сил, а в-третьих, что самое главное, будет иметь реальное духовное воздействие на тех, кто жизнью рискует и часто отдает свою жизнь, защищая Родину".
Святейший Владыка напомнил о трудностях, которыми сопровождалось возрождение института пастырского окормления военнослужащих в новейший период. 21 июля 2009 года, после встречи с Его Святейшеством, Президент России Д.А. Медведев одобрил введение в России института военного духовенства. Были введены должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, а в декабре 2013 года Священный Синод принял положение о военном духовенстве.
Далее Святейший Патриарх коснулся вопроса служения священников в условиях продолжающегося вооруженного конфликта:
«Особенно остро вопрос о военном духовенстве, его качественном и количественном состоянии встал после начала специальной военной операции на территории Украины, где уже много месяцев исполняют свой пастырский долг как штатные, так и внештатные военные священники, которых там, тем не менее, очень не хватает, о чем постоянно сообщают сами военнослужащие и их родственники. Штатное военное духовенство присутствует в этой зоне большей частью по ротации, посредством откомандирования на короткие сроки. Срок пребывания в зоне СВО — от двух недель до месяца.
Фактически одновременно в зоне СВО находится от 15 до 25 штатных военных священников. Понимаю, что это очень мало. Принято решение об организации командирования в зону СВО внештатных священнослужителей, в соответствии с циркулярным письмом. С июля 2022 года посредством прикомандирования священнослужителей к Синодальному отделу по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и осуществляются такие командировки. Отделом оказывается организационная, методическая, финансовая помощь добровольно убывающим в зону СВО внештатным и военным священнослужителями, и только в ноябре в зоне СВО побывали 25 внештатных военных священнослужителей".
Предстоятель Русской Православной Церкви назвал имена священнослужителей, погибших при исполнении пастырского долга в зоне проведения СВО: протоиерей Олег Артемов (24 марта), иерей Анатолий Григорьев (9 сентября), протоиерей Евфимий Козловцев (25 сентября), протоиерей Михаил Васильев (6 ноября), иерей Александр Цыганов (21 ноября).
Собравшиеся почтили память павших священнослужителей и пропели им «Вечную память».
По поручению Его Святейшества, синодик с именами пастырей, погибших при исполнении служебных обязанностей, будет передан каждому военному священнику для поминовения.
Святейший Патриарх Кирилл также коснулся вопросов социальной защиты и правового статуса военного духовенства, особенно несущего служение в зоне активных боевых действий.
С сообщением о взаимодействии Церкви с Министерством обороны РФ выступил председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Олег Овчаров.
Далее состоялась беседа Предстоятеля Русской Церкви с участниками встречи: священники рассказывали о пережитом, отвечали на вопросы Святейшего Владыки и задавали Его Святейшеству вопросы.
Затем состоялось вручение церковных наград. За мужественное несение пастырского служения в военных условиях Святейший Патриарх вручил всем священнослужителям медали благоверного князя Димитрия Донского. Каждому священнику также был вручен памятный подарок.
«Помогай вам Бог, не жалея живота своего, но и не рискуя чрезмерно, разумно служа Отечеству, приносить реальную духовную пользу тем, от кого сегодня зависит, может быть, и судьба страны, тем, кто защищает нашу Родину. Помощи Божией вам, крепости сил, здравия душевного и телесного, благословения вашим семьям, у кого таковые имеются. И для всех нас, конечно, важно, чтобы милость Божия и Его благословение пребывало над всей страной нашей и над народом нашим. Храни вас Господь!» — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл, напутствуя военное духовенство.
Русская линия
Офис Зеленского назвал имена архиереев УПЦ, попавших под санкции СНБО
Президент Украины решил ограничить в правах девять архиереев и ктитора УПЦ Вадима Новинского
1 декабря 2022 года президент Украины Владимир Зеленским ввёл против девяти архиереев и ктитора УПЦ протодиакона Вадима Новинского санкции Совета национальной безопасности и обороны Украины. Полный список подсанкционных духовных лиц был опубликован в Приложении к решению СНБО «Об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций в Украине и применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», сообщает портал «Православная жизнь».
В санкционный список включены:
— митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь), наместник Святой Успенской Киево-Печерской Лавры;
— митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец);
— епископ Бахчисарайский Каллиник (Чернышев), викарий Симферопольской епархии;
— епископ Джанкойский и Раздольненский Алексий (Овсянников);
— архиепископ Ровеньковский и Свердловский Аркадий (Таранов);
— митрополит Изюмский и Купянский Елисей (Иванов) (от ред. — освобожден от управления Изюмской епархией и почислен на покой решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 ноября 2022 года);
— епископ Роменский и Буринский Иосиф (Масленников) (от ред. — освобожден от управления Роменской епархией и почислен на покой решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 ноября 2022 года);
— епископ Коктебельский Агафон (Опанасенко), викарий Феодосийской епархии;
— митрополит Феодосийский и Керченский Платон (Удовенко);
— Вадим Новинский.
Ограничительные меры, которые введены против указанных духовных лиц сроком на пять лет, предусматривают:
1) блокирование активов — временное лишение права пользоваться и распоряжаться активами, принадлежащими физическому или юридическому лицу, а также активами, в отношении которых такое лицо может прямо или косвенно (через другие физические лица) совершать действия, тождественные по содержанию осуществлению права распоряжения ими;
2) ограничение торговых операций (полное прекращение);
3) ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины (полное прекращение);
4) предотвращение выведения капиталов за пределы Украины;
5) остановка выполнения экономических и финансовых обязательств;
6) аннулирование или остановка лицензий и других разрешений, получение (наличие) которых является условием для осуществления определенного вида деятельности, в частности, аннулирования или остановки действия специальных разрешений на пользование недрами;
7) запрет участия в приватизации, аренде государственного имущества резидентами иностранного государства и лицами, прямо или косвенно контролируемыми резидентами иностранного государства или действующими в их интересах;
8) запрет или ограничение захода иностранных невоенных судов и военных кораблей к территориальному морю Украины, ее внутренним водам, портам и воздушным судам в воздушное пространство Украины или осуществление посадки на территории Украины (полный запрет);
9) запрещение передачи технологий, прав на объекты права интеллектуальной собственности;
10) аннулирование официальных визитов, заседаний, переговоров по заключению договоров или соглашений;
11) лишение государственных наград Украины, других форм знаков отличия;
12) запрет на приобретение в собственность земельных участков.
Русская линия
В Александро-Невской лавре отрыли памятник Императору Петру Великому
Бюст основателю Санкт-Петербурга освятил епископ Кронштадтский Назарий
4 декабря 2022 года рядом со Святодуховским центром Александро-Невской лавры состоялась торжественная церемония открытия и освящения памятника Императору Петру I. Бюст Государю освятил наместник обители епископ Кронштадтский Назарий в сослужении архимандритов Виталия (Радомысльского), Никиты (Маркова) и иеродиакона Илии (Васильева), сообщает «Вода живая».
«Теперь у нас есть изображение нашего основателя, — сказал владыка. — На постаменте можно прочитать выписку из дневников Императора того времени, когда он ездил по будущему Санкт-Петербургу и выбирал, где быть Святой Троицы монастырю».
На постаменте выбита надпись — отрывок из «поденной записки Императора Петра Великого» о том, как Император «усмотрел изрядное место, где указал строить монастырь во имя Святыя Троицы и святаго Александра Невскаго».
На открытии памятника присутствовала вдова автора монумента Виктора Зайко.
Скульптор Виктор Зайко (1944−2022) является автором памятника преподобному Сергию Радонежскому в Царском Селе. Виктор Владимирович скончался в апреле 2022 года. По его желанию гипсовый бюст Императора Петра был передан семьёй скульптора Александро-Невской лавре. По благословению владыки Назария бюст был отлит в бронзе на комбинате «Скульптура». Проект постамента разработал художник Борис Сергеев.
Русская линия
В Киево-Печерской лавре зарегистрирован «монастырь» ПЦУ
В Минкультуры Украины заявили, что намерены передать украинским раскольникам один из храмов обители
Украинские власти делают всё, чтобы попытаться запугать верующих и духовенство Украинской Православной Церкви и подвигнуть их перейти в «ПЦУ». В последнее время против целого ряда архиереев и ктиторов УПЦ были введены совершенно незаконные «санкции», в монастырях проводятся регулярные обыски, верующим и духовенство открыто угрожают арестами с последующим обменом и высылкой в Россию.
После обысков в Киево-Печерской лавре появились сообщения, что обитель якобы уже перерегистрирована на «ПЦУ», что на самом деле оказалось ложью. Впрочем, в Офисе Президента Украины не скрывают, что взяли курс на полную ликвидацию УПЦ, однако решиться на передачу Лавры представителям «ПЦУ» пока не могут, а потому решили действовать поэтапно.
Так, глава Минкультуры Украины Александр Ткаченко пояснил, что «сейчас речь не идёт о передаче Киево-Печерской Лавры, речь идёт о регистрации юридического лица в том самом монастыре». То есть на раскольников будет оформлен один из храмов обители.
По словам Ткаченко, процессы перерегистрации «не имеют никакого отношения к ситуации, которая сейчас происходит в Киево-Печерской Лавре». Министр отметил, что все здания лавры принадлежат государству, сообщает РИА Новости.
«На территории верхней лавры находится ещё один монастырь, название которого было изменено и сегодня было зарегистрировано. Ничего с точки зрения передвижения монахов не меняется», — сказал Ткаченко.
На самом деле это лукавство — регистрация в Киево-Печерской лавре «монастыря» «ПЦУ» — это первый шаг на пути захвата Лавры украинскими раскольниками.
Русская линия
В Севастополе помянули погибших моряков
Военные священники совершили обход кораблей с иконой святого праведного воина Феодора Ушакова
1 декабря 2022 года, в день памяти победы русской эскадры под командованием адмирала Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп в 1853 году, в Севастополе прошли памятные мероприятия, сообщает Православие.Ru.
После возложения цветов к памятнику адмирала П.С.Нахимова благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта, заместитель губернатора Севастополя Игорь Михеев, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Соколов, военные священники, ветераны флота прошли на катер, на котором вышли в акваторию Севастопольской бухты, где в память о погибших воинах возложили на воду венки.
После этого катер под флагом командующего ЧФ совершил обход мест стоянки кораблей с походной иконой святого праведного воина Феодора Ушакова.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память св. Великого князя Михаила Тверского и сщмч. епископа Иоасафа (Жевахова)
Сегодня мы чтим память святого Великого князя Михаила Ярославича Тверского. Он родился в 1272 г. и был сыном князя Ярослава III Ярославича (родного брата св. блгв. Князя Александра Невского). Наименование «Тверской» князь получил за то, что первым утвердил независимость Тверского княжения. По кончине Великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на Великокняжеский престол, но племянник его, Георгий (Юрий) Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, (он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека). В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу.
К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед ханом Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью, исповедался духовнику в грехах и направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.
Хан велел судить князя Михаила — его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к мученической смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Отказывался Великий князь и от предложений бежать из плена, отвечая на такие советы словами: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет».
В скором времени в шатер, где томился Великий князь ворвались злодеи, которые повергли молившегося Михаила на землю и принялись его избивать. Затем один из них поразил его ножом и вырезал сердце. Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество Святого князя. Оклеветавший Михаила Георгий после надругательств над телом мученика по мольбам супруги Великого князя Анны дозволил перенести его тело в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. А в 1655 г. святые мощи благоверного князя обретены нетленными.
Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство. Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник — святой Михаил.
Сегодня Святая Церковь чтит память участника монархического движения, члена Русского Собрания епископа Могилевского сщмч. Иоасафа (князя Жевахова), принявшего мученическую кончину в 1937 г. Он родился 24 декабря 1874 г. в родовом имении в Полтавской губернии, в миру звался Владимиром Давидовичем. Его брат-близнец Николай стал впоследствии видным государственным деятелем, последним товарищем обер-прокурора Св. Синода Российской Империи. Будущий святитель получил образование на юридическом факультете Киевского университета Св. Владимира, который закончил в 1899 г. Его карьера была не столь успешной — он служил в Киеве, сначала в Судебной палате, затем в губернском правлении, его последняя должность — чиновник особых поручений при Киевском, Волынском и Подольском генерал-губернаторе.
Вместе с тем князь Жевахов имел репутацию человека искренне верующего и благочестивого. В октябре 1911 г. на средства князя Жевахова и под его руководством были начаты раскопки древних иноческих пещер в киевском районе Зверинец, и вскоре благодаря его стараниям древний пещерный монастырь во имя Св. Архистратига Михаила стал излюбленным местом паломничества. 1 декабря 1913 г. была освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Жевахов стал старостой церкви. Открытие пещер и строительство церкви стали знаменательными событиями для того времени, особенного после того как Император Николай Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна пожертвовали для церкви иконы и напрестольный крест. Высочайшие дары были крестным ходом перенесены из Киево-Печерской Лавры в надпещерную церковь. Кроме того, князь Жевахов был почитателем Свт. Иоасафа Белгородского (еще до его канонизации), которому приходился дальним родственником, в 1910 г. он был назначен членом комиссии по устройству раки для Честных Мощей свт. Иоасафа (затем принял постриг в память почитаемого им Святителя с именем Иоасаф). Князь Жевахов принимал деятельное участие и в патриотическом движении — был членом Русского Собрания. Его другом был знаменитый духовный писатель С.А.Нилус, который после революции некоторое время скрывался в имении Жеваховых.
До 1917 г. князь Жевахов состоял на государственной службе. Все время революции и гражданской войны жил в Киеве, в самое страшное время чекистских злодеяний скрывался с братом в скиту. В страшные годы гонений владыка Иоасаф подолгу жил в Белгороде, городе так почитавшегося им Святителя и Чудотворца Белгородского Иоасафа. В 1924 г. он был впервые арестован и 7 месяцев провел в киевской тюрьме. 26 декабря 1924 г. в основанном им Зверинецком скиту был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. 6 июля 1926 г. в Нижнем Новгороде хиротонисан во епископа Дмитриевского, викария Курской епархии. Вскоре был арестован и с августа 1926 по конец 1929 гг. отбывал срок в заключении на Соловках, после чего 3 года провел в ссылке в Нарымском округе. Поддерживал курс митрополита Сергия (Страгородского). После возвращения из ссылки был назначен сначала епископом Пятигорским, затем — Чебоксарским, а в 1934 г. — епископом Могилевским (временно управлял Минской епархией). В октябре 1936 г. он был арестован и выслан в Новгородскую область для проведения следствия, однако в следующем году его освободили, и он вернулся в Белгород. В 1937 г. владыка был арестован в последний раз и обвинен в «руководстве контрреволюционной фашистской организацией церковников». 4 декабря 1937 г. осужден тройкой УНКВД по Курской области и на следующий день расстрелян.
Русская линия