В Пскове простились с отцом Александром Цыгановым
Чин отпевания и погребения священника, погибшего в зоне военных действий на Украине, возглавил митрополит Псковский и Порховский Тихон
25 ноября 2022 года в воинском храме святого благоверного князя Александра Невского Пскова митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил чин отпевания воинского священника 76-й десантно-штурмовой дивизии ВДВ, клирика храма святого благоверного князя Александра Невского города Пскова иерея Александра Цыганова, погибшего вместе с отцом Михаилом Васильевым в зоне СВО на Украине.
Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Евсевий (Саввин), клирики Псковской епархии и воинское духовенство Русской Православной Церкви.
За заупокойным богослужением молились родственники почившего священника, его супруга и четверо детей.
На погребении присутствовали военнослужащие Псковского гарнизона, представители администрации Псковской области, прихожане храма святого князя Александра Невского и многочисленные псковичи.
Перед началом отпевания митрополит Тихон обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом.
«Когда говорят „невосполнимая утрата“, говорят правду. И сегодня Псковскую землю, епархию, наш храм и, конечно же, самых близких родных людей отца Александра: маму, отца, супругу, которую он бесконечно любил, детей, детей по плоти в первую очередь, детей духовных — всех нас постигла невосполнимая утрата. Отец Александр являл собой удивительного, прекраснейшего человека, человека идеи с большой буквы. Главной мыслью его жизни и направлением его жизни был Господь. И когда-то приняв эту силу и это направление жизни, он ни разу не изменил — всегда был христианином, православным человеком», — сказал, в частности, глава Псковской митрополии.
По окончании отпевания гроб с телом иерея Александра Цыганова был погребён за алтарем храма пророка Божия Илии в поселке Выбуты Псковской области.
Русская линия
Более 55 тысяч зрителей посетили в Москве выставку «Украина. На переломах эпох»
Уже принято решение о проведении этого проекта в регионах страны
В рамках XIX церковно-общественного форума «Православная Русь — к Дню народного единства» в ЦВЗ «Манеж» города Москвы с 4 по 24 ноября 2022 года прошла мультимедийная выставка «Украина. На переломах эпох». Организаторы выставки — Патриарший совет по культуре, Министерство культуры РФ, мультимедийный проект «Россия — Моя история». Итогом успешного экспонирования стало решение о проведении проекта в регионах страны, сообщает Патриархия.Ru.
Посетителям выставки была предоставлена возможность совершить путешествие сквозь века от основания Древнерусского государства до современных событий. Наряду с уникальными фотографиями, видеоматериалами и кинохрониками на выставке экспонировались карты, плакаты и многочисленные архивные документы. При создании экспозиции были использованы современные мультимедийные технологии: проекции, кинекты, интерактивные панели.
В числе почетных гостей выставки — Президент РФ Владимир Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, помощник президента РФ Владимир Мединский, министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Посетив выставку, Сергей Кравцов отметил: «Очень глубокая, системная выставка, которая помогает понять смыслы, глубинные проблемы, которые зародились не сегодня. Много людей приходит на выставку: взрослые, молодое поколение, это очень ценно, так как тема действительно актуальна. Выставка охватывает весь период российско-украинских взаимоотношений, помогает осмыслить сегодняшний день. Становится понятно, почему было принято решение по специальной военной операции, и к чему привели действия, в том числе, европейских стран. Культивирование нацизма, национализма приводит к очень трагичным последствиям, в том числе расколам. На мой взгляд, такие выставки должны быть во всех исторических парках, чтобы с ними могли ознакомиться как можно больше людей».
Выставка оказалась чрезвычайно востребованной: за три недели в Москве ее посетили свыше 55 тысяч человек, в их числе более 20 тысяч школьников и студентов, проведено 957 экскурсий для 11 604 посетителей. Посетителями экспозиции, высоко оценившими проект, стали гости из Италии, Японии, Армении, Германии, Белоруссии, Китая, Казахстана, ЛНР и ДНР.
«Сегодня государственная политика в сфере просвещения вышла на новый уровень. Огромное внимание уделяется истории, ее популяризации и противодействию распространения фейков. Выставка „Украина. На переломах эпох“ и другие наши проекты вносят свой вклад во всеобщую работу по патриотическому воспитанию детей, где важное место занимают и прослушивание гимна в школах, и уроки „Разговоры о важном“, а также спецкурс „Россия — Моя история“, куда войдут материалы выставки „Украина. На переломах эпох“, которые будут сформированы после завершения Всероссийского тура в регионах страны», — сообщил организатор выставки, член Общественной палаты РФ Иван Есин.
Экспозиция стала платформой для различных мероприятий, встреч и дискуссий, в том числе: расширенного заседания комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия на тему «Проблемы исторического просвещения в современных реалиях», итогового форума образовательного проекта для школьников «Билет в будущее», а также форума «История для будущего. К 100-летию СССР», организованного Российским военно-историческим обществом (РВИО) Владимира Мединского.
В рамках открытие выставки-форума состоялась встреча президента страны Владимира Путина с историками, представителями традиционных религий России, общественными деятелями.
Русская линия
Митрополит Запорожский Лука: «История Церкви учит нас тому, что устоит тот, кто останется верным Богу»
Владыка высказался на тему о перспективах Украинской Православной Церкви на Украине
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука в своем Telegram-канале высказался на тему будущего Украинской Православной Церкви, призвав свою паству держаться Христа, который в свою очередь никогда не оставит их без Своей поддержки. Ниже мы приводим текст этого обращения владыки целиком:
«Сегодня кому не лень, хотят бросить и свой камень в лицо нашей Матери-Церкви, обливая грязью Её народ и духовенство, придумывая против Неё новые фейки, законопроекты и тому подобное. Многие стали рассуждать о Её будущем, предрекая Ей не радужные перспективы (а когда они были?). Возможно, они имеют какие-то логические аргументы, чтобы так поступать.
А то, что касается будущего — то оно есть всегда! По Священному Писанию: у одних — это Царство Божие, у других — мука вечная. В земном существовании: императоры ставили Церковь вне закона, безбожники устраивали «красный террор», Хрущев, который обещал «последнего попа по телевизору показать», их примеры всем известны, где все эти «сильные мира сего», какая их «слава» сегодня? А Церковь по-прежнему жительствует.
Мудрый Соломон учит нас тому, что история все время повторяется, и ничего нового в ней не происходит. История Церкви учит нас тому, что устоит тот, кто останется верным Богу. Если с этой точки зрения подойти к УПЦ, то мы без труда увидим, что Она имеет перспективы, и вот почему:
— говорит о спасительном пути ко Христу и вместе с Ним, без всякой политики;
— подвергается постоянным нападкам со стороны СМИ из-за своего нежелания закрыть глаза на грех;
— не смотря на мощное давление со стороны, сохраняет верность самой себе, т. е. Евангельским заповедям и канонам Церкви;
— не взирая на клевету и постоянную ложь, остаётся преданной не только Богу, но и своему народу;
— является объектом ненависти для людей, которые жаждут войны любой ценой.
Косвенным свидетельством верности УПЦ Богу являются законодательные инициативы врагов Церкви, а также непрекращающиеся лживые обвинения со всех сторон. Одни на основании фейков и бумажек, ничего не значащих для государства, придумывают новые законопроекты, другие обвиняют наших клириков, что они «агенты ФСБ», третьи, что они «агенты СБУ». И все это лишь за то, что мы, по заповедям Христа, молимся о мире и призываем к прекращению кровопролития. На этих примерах прекрасно видно, кто служит кесарю, а кто Богу, поэтому и бьет так Сатана по нам.
УПЦ была, есть и будет на нашей Родине, потому что она — душа нашего народа, молится за него, страдает вместе с ним, подкрепляет его всеми своими силами. Пока есть люди, которые остаются верными Богу и исповедуют Православную веру, Матерь-Церковь им будет нужна, как воздух, потому что ни в какую другую организацию, даже задекорированную под «церковь», они не пойдут. А то, что таких людей у нас немало, свидетельствует наполняемость наших храмов во время богослужений. Православные общины всегда будут оставаться со своими священниками, верными Евангельским истинам и канонам Церкви, в любых, даже самых неблагоприятных, условиях. И мы это видим на примере тех приходов, которые были насильно захвачены богоборцами.
Не надеюсь, что это услышат те, кто осуждает Церковь, но право исповедовать Православную веру и молиться в наших храмах дано нам не только Богом, но и Конституцией страны. Перспективы нет у тех людей, которые всеми силами пытаются бороться с Церковью, ибо «не ведают, что творят».
Что касается будущего УПЦ, то нас, как и раньше, мало интересует то, как к нам будут относиться безбожники и враги нашего народа. Самое важное для нас — это то, чтобы мы оставались с Богом, а Он нас не оставит никогда! Все остальное к этому уже будет прилагаться. Собственно, на этом и основывается наша перспектива, ведь нам Господь сказал: «Не бойся малое стадо, Аз с вами до скончания века!»
Русская линия
За указания по проведению Божественной литургии
Против руководства Черновицко-Буковинской епархии УПЦ заведено уголовное дело по статье о госизмене
Служба безопасности Украины совместно с областной прокуратурой провела «контрразведывательные мероприятия» на территории Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви, сообщает Интерфакс.
В результате следственных действий правоохранители обнаружили документы, подтверждающие наличие российского гражданства у руководства епархиальных структур, сообщают украинские СМИ.
Кроме того, согласно сообщениям, найдена переписка руководителей епархии с «московскими кураторами», в которой якобы «даются «методички» относительно «особенностей проведения церковных Литургий». Сообщается также об обнаружении складов с оптовыми партиями «прокремлевской литературы».
В рамках уголовного производства, начатого следователями СБУ по ч.2 ст. 111 (государственная измена) Уголовного кодекса Украины, продолжаются процессуальные действия.
Стоит отметить, что с Черновицко-Буковинской епархией напрямую связано имя Предстоятеля УПЦ митрополита Онуфрия, который родился в Черновицкой области и впоследствии руководил местной епархией на протяжении долгих лет.
Русская линия
Винницкий областной совет потребовал запретить деятельность УПЦ
Винницкая епархия УПЦ заявила, что обращение местных депутатов к центральной власти не имеет юридической силы
Винницкий областной совет принял обращение к президенту Украины, Верховной Раде и Кабинету министров Украины «о запрете деятельности Украинской Православной Церкви в единстве с Московским Патриархатом, религиозных организаций с центром в стране-агрессоре на территории Украины», сообщает портал «Православная жизнь».
Обращение поддержали 58 депутатов, голосование состоялось 25 ноября 2022 года. Участники заседания считают, что «УПЦ МП подрывает территориальную целостность, соборность и государственность Украины». Поэтому предлагают принять закон о запрете её деятельности «во избежание реальных и потенциальных рисков угрозы национальной безопасности Украины».
Винницкая епархия Украинской Православной Церкви, комментируя данное обращение, отметила, что принятый документ не имеет юридической силы.
«В Украине действует крупнейшая религиозная организация под названием Украинская Православная Церковь с центром в Киеве. Если депутаты имели в виду именно УПЦ, то такое обращение, как и любые подобные, не имеет никакой юридической силы и не влияет на жизнь православных жителей области, верных УПЦ», — сообщила епархиальная пресс-служба.
В епархии напомнили, что «Украинская Православная Церковь независима в своём управлении, а главной целью Церкви является помощь людям прийти к истинному Богу, избавиться от греховных привычек и страстей, а также объединиться вокруг Чаши Христовой». Кроме того, здесь подчеркнули, что право на свободу мировоззрения и вероисповедания в Украине гарантирует Конституция.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем выдающихся русских мыслителей А.И.Кошелева и К.Н.Леонтьева
Александр Иванович Кошелев родился 9 мая 1806 г. в Москве в дворянской семье. Получив домашнее образование, Кошелев сдал «экзамен на чин» в Московском университете. Вскоре он вошел в кружок С.Е.Раича, где познакомился с Ф.И.Тютчевым, С.П.Шевыревым, М.П.Погодиным, А.С.Хомяковым и др., а также сблизился с членами «Общества любомудров» и примыкавшими к нему литераторами.
Некоторое время Кошелев находился на государственной службе. Успешно занимался сельским хозяйством и финансами. В 1848 подал в Министерство финансов записку о вреде откупов.
С 1840-х годов Кошелев вошел в кружок славянофилов, куда его влекли давняя близость к Хомякову и братьям Киреевским, настойчивое стремление славянофилов к освобождению крестьян, верность православной традиции, тяга к философии и патристике. В 1851−52 гг. он выступил издателем славянофильского «Московского сборника», а также поместил в нем в нем свою статью. Продолжая деятельность журналиста, Кошелев издавал и редактировал в 1856−60 гг. журнал «Русская беседа» и прибавление к нему — журнал «Сельское благоустройство», составляемый из исторических, сельскохозяйственных и статических статей по вопросу об улучшении быта крестьян в России. Позже Кошелев подготовил и выпустил собрание сочинений И. Киреевского и составил программу издания многотомного сочинений Хомякова.
В предреформенную эпоху Кошелев стал видным общественным деятелем по крестьянскому вопросу. В 1855 г., он подал Императору Александру II записку, в которой обосновал необходимость созыва Земской думы, а чуть позже предложил вниманию Царя «Записки по уничтожению крепостного состояния в России».
В 1862 г. в полулегальном и консервативно-оппозиционном памфлете «Конституция, самодержавие и Земская дума» публицист выдвинул ряд идей, направленных на защиту монархии как таковой, сословных дворянских привилегий и упрекал русскую бюрократию в ее неспособности справиться с революционным движением. Свое отношение к двум другим составляющим уваровской триады Кошелев выразил в следующих словах: «Без Православия наша народность — дрянь. С Православием наша народность имеет мировое значение».
В последние годы жизни Кошелев создал наиболее значительное свое произведение — «Записки. (1812−83)», являющиеся ценнейшим документом для истории общественной мысли России в 1820−70 гг. XIX в.
И.С.Аксаков в некрологе Кошелеву отметил: «Кошелев — это последний из друзей-сверстников Киреевского и Хомякова, этот живой, рьяный, просвещенный и талантливый общественный деятель и публицист, сильный и цельный духом, необычайно выразительно-искренний в своей внешности, и в речах, и в поступках, — не знавший ни угомона, ни отдыха, ни усталости, бодрствовавший на работе до самого последнего часа своей жизни». Скончался Кошелев 12 ноября 1883 года.
Сегодня также день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма К.Н.Леонтьева.
Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 г. в с. Кудиново Калужской губернии в небогатой дворянской семье. В 1849 г. окончил Калужскую гимназию с отличными отметками по всем предметам, кроме физики и математики, и некоторое время проучившись в ярославском Демидовском лицее, поступил на медицинский факультет Московского университета. Начал сочинять, его комедия «Женитьба по любви» была высоко оценена И.С.Тургеневым, который стал литературным наставником Леонтьева и ввёл его в литературный салон графини Е.В.Салиас, где Леонтьев познакомился с Т.Н.Грановским, М.Н.Катковым, поэтами Е.П.Ростопчиной, Н.Ф.Щербиной. В 1854 г., вскоре после начала Крымской войны, изъявил желание поступить на военно-медицинскую службу и, не окончив пятого курса, был назначен младшим ординатором Керчь-Еникальского военного госпиталя. Уволившись из армии в 1857 г., служил домашним врачом, в 1863 г. поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел и за 8 лет службы на Балканах и в Турции прошёл путь от секретаря и драгомана (переводчика) до консула в Салониках. В этот период жизни Леонтьев придерживался сугубо материалистических воззрений, которые сам позднее охарактеризовал как «естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки».
В 1871 г. он пережил духовный кризис, сопровождавшийся тяжелой болезнью и чудесным исцелением. Оправившись от болезни, Леонтьев всей душой обратился к Богу. Он отрекся от некоторых прежних, «в высшей степени безнравственных» сочинений, сжег некоторые свои рукописи. Предвестием духовного переворота стала статья «Грамотность и народность» (1870), вызвавшая бурю негодования либералов и прогрессистов. В ней речь шла о пагубности западноевропейского просвещения для духовного и культурного своеобразия народа и для его нравственного развития. Леонтьев оставил службу и провёл около года в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, намереваясь принять постриг, но не получил благословения от старцев. В это время он написал работу «Византизм и славянство», в которой выступил против славянофильства («мечтательное и неясное учение») и панславизма, который считал политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России. Он противопоставлял идее славянского единства идею национальной самобытности русского этноса. Вернулся в Россию весной 1874 г., в ноябре поступил послушником в Николо-Угрешский монастырь на Москве-реке, где прожил зиму, но затем вернулся в своё имение Кудиново. Катков отказался печатать в своем «Русском вестнике» «Византизм и славянство», слишком необычными были идеи Леонтьева даже для консервативного лагеря. Трактат был опубликован ничтожным тиражом как выпуск «Чтений в Обществе Истории и древностей российских» в 1875 г., и не мог оказать должного воздействия на общественное мнение.
В январе-апреле 1880 г. Леонтьев стал заместителем главного редактора газеты «Варшавский дневник», где смог проповедовать свои уже выкристаллизовавшиеся взгляды. В декабре он вернулся в Москву, где получил место члена Московского цензурного комитета. Здесь сблизился с преподавателем Лицея Цесаревича Николая и коллегой по цензурному комитету П.Е.Астафьевым, у которого на литературно-музыкальных пятницах познакомился с группой студентов, ставших его почитателями. Так возник кружок молодежи, в который входили в будущем видные деятели правого движения (А.А.Александров, В.А.Грингмут, Л.А.Тихомиров, Ю.Н.Говоруха-Отрок, о. И. Фудель, о.И.Соловьев и др.). Леонтьев в это время активно печатался в изданиях консервативного и славянофильского направления «Русский вестник», «Гражданин», «Московские ведомости», опубликовал сборник статей «Восток, Россия и славянство» (т. 1−2, 1885−86), в который вошел трактат «Византизм и славянство», цикл статей «Записки отшельника» («Гражданин», 1887−91). Достойным завершением критико-публицистического творчества Леонтьева явились его полемические заметки о творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого «Наши новые христиане» (1882) и «Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н.Толстого» (1890). Своего рода политическим завещанием стали поздние работы «Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889) и «Славянофильство теории и славянофильство жизни» (1891).
Культурно-исторические взгляды Леонтьева, сложившиеся под влиянием Н.Я.Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклического развития — первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения». Европа уже вступила в третью стадию, она стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит заразить Россию «либерально-эгалитарным прогрессом». Противопоставить Европе мы можем только старые культурные элементы, заимствованные из Византии. Россия должна обособиться от Европы, считал Леонтьев, и положить в основу своего бытия «триаду»: Православие, т. е. строго церковное и монашеское христианство («Церковь должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее»); Самодержавие, т. е. незыблемую монархическую государственность, как можно более сословную, жесткую и даже деспотическую («сурово, иногда и до свирепости»); и Народность, т. е. самобытные национальные формы жизни («быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от запада, единстве»). Леонтьев провозгласил знаменитую формулу: «Россию надо подморозить», предлагая при этом совершенно отрешиться не только от Европы, но и от «растленного славянства». Только так Россия может обрести будущность. Развивая учение Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте России: цветет ли она? И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска европейского либерального эгалитаризма, считал он.
В 1887 г. Леонтьев вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни. 18 августа 1891 г. он принял тайный монашеский постриг. Вскоре, заболев пневмонией, переехал в Троице-Сергиеву Лавру, где и умер.
В этот день 12 ноября 1472 г. Великий Князь Иоанн III Васильевич обвенчался с греческой царевной Софией Палеолог.
В этот день в 1905 г. была создана Астраханская народная монархическая партия, которую возглавил купец Нестор Николаевич Тиханович-Савицкий, ставший одним из лидеров патриотического движения в России.
Русская линия