Патриарх Сербский Ириней: Любые нововведения в практику, связанную со способом передачи Святого Причастия, ошибочны и неправильны
Предстоятель Сербской Православной Церкви выступил категорически против любых изменений практики причащения мирян и духовенства из-за коронавируса
Патриарх Сербский Ириней считает, что любые нововведения в традиционную практику причастия верующих и духовенства недопустимы, сообщает СПЖ со ссылкой на сайт Orthodoxia News Agency.
В интервью сербскому изданию «Политика» Патриарх Ириней отметил, что «Церковь существует через Евхаристию. Святое Причастие ни в коем случае не может быть источником или причиной болезни, заражения или смерти».
«Если Бог с нами — и находится в Литургии и Причастии — кто будет против нас? Поэтому Церковь считает, что верующие не только не могут заразиться Святым Причастием, но что Святое Причастие является источником жизни и здоровья», — подчеркнул Предстоятель Сербской Церкви.
По его мнению, «любые нововведения в вечную практику, связанную со способом передачи Святого Причастия, были бы неправильными».
Ранее Священный Синод Сербской Православной Церкви в обращении в связи с распространением коронавируса заявил, что Церковь всегда предлагала уникальное средство для бессмертия — Святое Причастие.
Русская линия
Переиздана книга «Афонский старец Тихон. Духовник преподобного Паисия Святогорца»
Сборник материалов посвящён русскому старцу — иеромонаху Тихону (Голенкову)
В канун празднования 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон была издана книга «Афонский старец Тихон. Духовник преподобного Паисия Святогорца». Сборник материалов, большинство из которых переведены с греческого языка, посвящён известному русскому старцу – иеромонаху Тихону (Голенкову).
Первое издание книги было приурочено к празднику. Тем не менее, эта книга имела ряд недостатков — в нём не было никаких документальных доказательств о жизни старца Тихона, и в связи с этим издатели решили переиздать это издание, дополнив её целым рядом текстов.
Это плод многолетней работы монахов Русского на Афоне монастыря св. вмч. Пантелеимона.
В сборнике представлены все агиографические тексты, связанные с жизнью старца, его личные письма, архивные фотографии и документы, необходимые для канонизации. А так же кратко представлена первая богословская научная работа по агиографии старца Тихона, защищённая в 2019 году. Издание содержит и документы, свидетельствующие о жизни отца Тихона.
Вторая книга — необычное издание, в котором каждая страница выполнена как художественная картина: блоки полей, текста, сносок и рисунков в определенной технологии сконструированы по математическим законам в пропорциях Фибоначчи. Авторские шрифты напоминают шедевры афонской каллиграфии.
В издании графические рисунки сделаны в стиле оформления английских сказок XIX века. Текст — воспоминание митр. Николая Халкидского, — лучший образчик византийского стиля в наше время.
Русская линия
Игумен Трифон (Парсонс): США никогда не были столь разъединены, как сейчас. События в Вашингтоне напоминают те, что происходили в Петербурге накануне революции
Настоятель монастыря РПЦЗ в честь Всемилостивого Спаса в штате Вашингтон опасается, что США могут не пережить массовых протестов на фоне пандемии
Настоятель монастыря Русской Православной Церкви Заграницей в честь Всемилостивого Спаса в штате Вашингтон игумен Трифон (Парсонс) считает, что США находятся сейчас в предреволюционной ситуации, как Россия в 1917 года, и очень опасается, что американское государство может не пережить пандемию и массовые протесты. Об этом он заявил в интервью официальному сайту Архиерейского Синода РПЦЗ.
«На мой взгляд, угроза пандемии послужила поводом для многих страхов. Я думаю, что статистика смертей, связанных с коронавирусом, преувеличена, и некоторые люди, которых назвали жертвами этого заболевания, умерли по другим причинам. Возможно, у них и был коронавирус, но на самом деле они скончались не от него, а от других болезней — скажем, от сердечного приступа. В том, что эти протесты оказались настолько серьёзными, безусловно, сыграл роль и тот фактор, что многие люди в результате пандемии потеряли работу», — отметил отец Трифон.
«На мой взгляд, лица, стоящие за теми, кто вышел на улицы, пытаются устроить революцию. В том, что происходит сейчас в США, я вижу много признаков, схожих с теми, что имели место в России перед свержением Царя. Многие представители поколения первых революционеров, которые были нацелены на то, чтобы Николай II отрёкся от престола, позднее оказались в ГУЛАГе, поскольку к власти пришли марксисты. Они попросту использовали этих людей в своих целях. Сейчас в США я вижу похожую ситуацию, которая очень напоминает ранние этапы революции в России, и она меня очень беспокоит. В частности, христианство здесь настолько исключено из общественной жизни, что верующие всё больше подвергаются гонениям. В особенности это касается православного духовенства», — заявил игумен.
На недоумённый вопрос по этому поводу со стороны журналиста «у Вас есть доказательства, или это Ваше личное ощущение?», отец Трифон ответил:
«Я имею представление о том, что происходит, поскольку в 1970-е годы, ещё до принятия монашеского сана, я был троцкистом и членом Центрального комитета Социалистической рабочей партии США (ЦК СРП). Так что, как видите, мне есть в чём каяться. Многие вещи, происходящие сейчас с молодыми активистами, являются зеркальным отображением того, что я со своими коллегами-троцкистами делал четыре десятилетия назад, и это меня беспокоит.
Сейчас в американском обществе сильны антироссийские настроения, что, на мой взгляд, связано с незнанием истории. Я думаю, всеми этими протестами руководят люди, которые в своем основании являются марксистами и хотят не только свергнуть американское правительство, но и расшатать саму страну. На мой взгляд, участники демонстраций просто не понимают, что в случае их успеха в США потом произойдёт примерно то же самое, что и в России, когда к власти пришёл Сталин. Эти люди могут быть брошены за решетку".
По словам священника, «США никогда не были столь разъединены, как сейчас — разве что во времена Гражданской войны 1861−1865 годов». «Но тогда было четкое разделение между Севером и Югом, тогда как ныне различия проникают через границы штатов. Это находится в области сознания и способов мышления. К сожалению, общество сейчас игнорирует позицию христианства, прежде всего Православия, что меня очень тревожит. Я знаю многих представителей духовенства, которые выражают опасения по поводу того, куда движется страна».
«Многие так называемые „медицинские официальные лица“ предупреждают, что эта пандемия продлится очень долго, может быть, даже в течение нескольких лет. Это может полностью разрушить экономику и социальную структуру, что открывает путь для революции. Меня это тревожит. Кроме того, я волнуюсь за молодежь, потому что образовательная система в США сейчас делает то, чего в свое время добивались Советы — разрушения любых позитивных образов, которые были в Православной Церкви и в царской России. Все это было частью плана с целью взять под контроль души и сердца людей. На мой взгляд, то же самое сейчас происходит в США. И я думаю, что большинство людей понятия не имеют, кто на самом деле правит нашей страной. Это олигархи, которые располагают огромными средствами и не нуждаются в публичности. Они хотят, оставаясь в тени, заставить западную цивилизацию удовлетворять их нужды. Я понимаю, что это звучит как некая теория заговора, но я был троцкистом, и знаю, как все это происходит», — заключил священник.
Русская линия
Тяжёлая утрата для лаврской братии
После продолжительной болезни на 80-м году жизни отошёл ко Господу архимандрит Герман (Чесноков)
8 августа 2020 года после продолжительной болезни почил о Господе насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Герман (Чесноков). Кончина отца Германа стала тяжёлой утратой для лаврской братии. Вспоминая новопреставленного монаха, нельзя не удивиться его необычному жизненному пути, в котором ясно прослеживается особенный Божественный промысел, сообщает сайт Троице-Сергиевой лавры.
Архимандрит Герман родился в городе Лабинске, Краснодарского края в многодетной семье 30 августа 1941 года, на третий день праздника Успения Божией Матери. Верующие родители крестили младенца сразу же в местном храме святителя Николая. В таинстве Крещение младенец был наречен Александром — в честь святого благоверного князя Александра Невского. В 1961 году, по окончании средней школы, Александр проходил воинскую службу в пограничных войсках. А после армейской службы трудился на заводе, заочно обучаясь в Сельскохозяйственном техникуме города Лабинска.
Желая послужить Богу и Церкви, будущий архимандрит поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1973 году. В тот же год послушником поступил в братию Троице-Сергиевой Лавры. 16 августа 1976 года у раки мощей преподобного Сергия наместник обители архимандрит Иероним (Зиновьев) совершил монашеский постриг послушника Александра с наречением имени Герман — в честь преподобного Германа Аляскинского.
Учась последний год в семинарии, батюшка задумался о выборе жизненного пути. Придя после молебна прп. Сергию в келью, по благословению Лаврского духовника сказал себе — если кто-нибудь придет в течении часа в келью и что-то принесет, буду монахом. Через короткое время в келию заходит послушник и приносит ему соль, которую батюшка не просил. Увидя в этом промысел Божий, подтвержденный Евангельскими словами — «Вы соль земли» (Мф. 5, 13) — батюшка не раздумывая написал прошение о принятии монашеского пострига.
5 декабря 1976 года епископ Чебоксарский и Чувашский Варнава возвёл монаха Германа в диаконский сан. Священническая хиротония архимандрита Германа состоялась позже — 2 апреля 1977 года в Покровском Академическом храме архиепископ Дмитровский Владимир совершил таинство священства над иеродиаконом Германом. В том же 1977 году иеромонах Герман закончил обучение в стенах Московской Духовной школы со степенью Кандидата богословских наук.
В обители преподобного Сергия отец Герман нес различные общие послушания. Обладая музыкальным талантом, он многие годы пел и управлял хором. С 1982 года по 1985 год нес послушание в Преображенском храме Афонского подворья. В 1987 году Святейшим Патриархом Пименом был возведён в сан игумена. В 1988 году назначен настоятелем Воскресенского подворья (Петропавловского храма) обители, где добросовестно нёс послушание более 30 последующих лет. За годы настоятельства отца Германа Воскресенский храм был полностью отреставрирован и восстановлен. Также была организована воскресная школа и православные курсы для взрослых.
В 1982 году Духовный собор Лавры благословил отцу Герману проводить «Чин изгнания злых духов из человек», так называемые «Отчитки бесноватых». Тем самым отец Герман стал преемником Лаврской традиции совершения этого чина, требующего особого молитвенного настроя. Долгие годы эти молитвы совершались в надвратном Предтеченском храме Лавры, но в 2014 году по причине ухудшения здоровья отца Германа совершение этого Последования было перенесено в Воскресенское подворье Лавры.
В конце 2010 года архимандрит Герман был назначен, в дополнение ко всем имеющимся послушаниям, главным по восстановлению храма Корсунской Божией Матери в селе Глинково. За короткие сроки храм был преображен, а уже на Пасху 2011 в храме была проведена первая Пасхальная служба.
За усердные труды на благо Церкви Христовой, отец Герман был удостоен множества наград. В 1999 году игумен Герман награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. В 2001 году удостоен сана архимандрита. В 2014 году архимандрит Герман отмечен особым патриаршим знаком, приуроченным к 700-летию преподобного Сергия, а в 2016 году Святейший Патриарх Кирилл награждает архимандрита Германа Памятным крестом с украшениями и гравировкой от имени Патриарха.
Служа на подворье около Лавры, батюшка с особым благоговением относился к братии, которые жили в стенах Лавры. Ежедневно перед Литургией поминал каждого брата на проскомидии. Порой, Литургия не начиналась, если братский Синодик не был прочитан.
Многие студенты и выпускники Духовных школ трудились и набирались духовного опыта на Лаврском Воскресенском подворье под руководством отца Германа. Зная трудности молодых священнослужителей батюшка оказывал значительную материальную и духовную помощь каждому учащемуся семинарии.
В 2019 году по состоянию здоровья архимандрит Герман был освобожден от послушания настоятеля Воскресенского подворья и определен «Почетным настоятелем Воскресенского храма». Продолжительная болезнь оборвала жизнь лаврского архимандрита на 80-м году жизни. Братия обители искренне скорбят о потере ревностного собрата, бывшего истинным образцом евангельской жизни. Насельники монастыря просят молитв о новопреставленном архимандрите Германе и выражают свои соболезнования многочисленным духовным чадам и родственникам батюшки.
Русская линия
Handlesblatt: Европе рано или поздно придётся отвечать на санкции США
Немецкое издание назвало угрозы США в адрес города Засниц из-за «Северного потока — 2» ударом в лицо европейцам
На прошлой неделе три американских сенатора потребовали от руководства порта Мукран, расположенного в Заснице и выступающего как логистический центр строительства газопровода, прекратить помогать реализации проекта. В противном случае законодатели пригрозили «финансовым разрушением». Евросоюз и Германия отреагировали на подобное требование довольно сдержанно, пишет немецкое издание Handlesblatt, сообщает РИА Новости.
Автор отмечает, что американские власти пытаются вынудить европейцев отказаться от строительства «Северного потока — 2», прикрываясь антироссийскими лозунгами. При этом Вашингтон сам покупает у Москвы нефть после прекращения поставок из Венесуэлы.
«Можно ли терпеть подобное от американцев? США вот уже несколько лет усиливают своё давление на Европу. В их решимости предотвратить введение в строй „Северного потока — 2“ нет ни малейших сомнений», — пишет Handelsblatt.
В статье подчеркивается, что часть немецкого истеблишмента призывает ввести против США контрсанкции, например, импортную пошлину на поставки газа. При этом Берлину не хватает решимости для раскручивания санкционной спирали.
«Европа стоит перед дилеммой, из которой нет элегантного выхода. Все альтернативные действия связаны с теми или иными проблемами. Но самый бесперспективный путь — это ничего не предпринимать и ждать следующей провокации из США», — резюмирует автор.
Русская линия
В США участились случаи осквернения святынь, поджогов и вандализма храмов
Католики просят генерального прокурора США Уильяма Барра защитить христианские храмы от нарастающей волны нападений
Конгрессмен-католик Чак Флейшманн, избравшийся в палату представителей от Республиканской партии в штате Теннеси, просит генерального прокурора США отреагировать на нарастающую волну актов вандализма и поджогов в христианских храмов по всей стране, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на Catholicnewsagency.
В письме генеральному прокурору Уильяму Барру Чак Флейшманн призвал министерство юстиции «активней защищать свободу вероисповедания и бороться с религиозной дискриминацией в Соединенных Штатах». Флейшманн приводит «более дюжины» вопиющих актов вандализма в католических церквях в качестве побудительного мотива для своего обращения.
«Приходится признать, что рост вандализма в местах отправления религиозных обрядов отражает рост враждебности к религии, — заявил конгрессмен. — Нам следует решительно осуждать любой акт вандализма в отношении любого молитвенного дома и святыни любой религии. Я прошу министерство юстиции всеми мерами защищать свободу вероисповедания и бороться с проявлениями религиозной дискриминации. С июня было зарегистрировано более десятка различных нападений на католические церкви по всей стране — от поджогов до обезглавливания статуи Девы Марии. В тревожные времена все мы обращаемся к вере за утешением и миром душевным, и многие американцы обратились к вере и укрепились в ней в период борьбы с эпидемией. Подобные нападения на храмы добавляют им новые горести и страдания по всей нашей стране».
Цитируя выступление Барра в Университете Нотр-Дам в прошлом году, Флейшманн напоминает генеральному прокурору его слова о том, что «мы должны проявлять бдительность и противостоять силам секуляризации, пытающимся вытеснить религиозные взгляды из общественного пространства, посягая на свободу вероисповедания в стране».
Этим летом прошла целая серия нападений на католические костелы и святыни. Так, недавно полиция расследовала два пожара в церкви Святого Сердца в Уэймуте, штат Массачусетс, и доказала факты преднамеренных преступных поджогов. В июле вспыхнула церковь Богородицы в Окале, штат Флорида, и полиции удалось задержать поджигателя. Вслед за тем в Лос-Анджелесе подожгли церковь Mission San Gabriel Arcángel. Тяжкий ущерб нанесен многим католическим изваяниям, святыням и мемориалам, в том числе памятнику нерожденным детям в церкви Успения Богоматери в Блумингбурге (штат Нью-Йорк), распятию в приходе Святой Бернадетты в Рокфорде (штат Иллинойс), статуе Христа на горнолыжном курорте Монтана, и статуя Девы Марии в Гэри (штат Индиана). В Сакраменто (штат Калифорния), толпа демонстрантов 3 июля выволокла статую Святого Джуниперо Серра с церковного дворика и разбила ее кувалдами. Такая же участь постигла еще одно изваяние Святого Джуниперо Серра в Сан-Франциско.
Правительства штатов и местные органы власти наложили различные ограничения на церковные публичные собрания и службы на время пандемии, а генеральный прокурор Барр заявил, что конституция допускает временное ограничение свобод в чрезвычайных обстоятельствах ради общественной безопасности, при этом свободу вероисповедания нельзя ограничивать более строго, чем свободу иных общественных собраний и движений. Он разъяснил, что «правительство не может вводить специальные ограничения на религиозную деятельность, которые не распространяются также на аналогичную нерелигиозную деятельность. Например, если правительство разрешает деятельность кинотеатров, ресторанов, концертных залов и других общественных заведений, то при этом нельзя в приказном порядке запрещать деятельность домов молитвы, ограничивать численность молитвенных собраний или иным образом препятствовать таковым».
Летом, когда власти штата Нью-Йорк разрешили массовые протесты против расизма, несмотря на действующие запреты и ограничения на собрания под открытым небом, чиновники министерства юстиции официально предупредили мэра Билла де Блазио о том, что он не может применять двойные стандарты — одни для церквей, другие для протестов.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем митрополита Антония (Храповицкого)
В день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Путеводительница», в 1936 году скончался духовный лидер Русского Зарубежья, первый предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий).
Он родился 17 марта 1863 г. в Новгородской губернии в старинной дворянской семье (сын генерала, героя русско-турецкой войны) и в миру звался Алексеем Павловичем Храповицким. Получил блестящее образование, в 1881 г. окончил с золотой медалью гимназию в С.-Петербурге, а в 1885 г. кандидатом богословия С.-Петербургскую духовную академию, при которой был оставлен профессорским стипендиатом. С 14 лет участвовал в архиерейских богослужениях в качестве чтеца, преимущественно в Исаакиевском соборе. В молодости находился под большим влиянием Ф.М.Достоевского, бытует даже версия, что именно Алексей Храповицкий стал прототипом Алеши Карамазова. Еще в стенах академии в 1885 г. был пострижен в монашество и рукоположен сначала во диакона, а затем во иеромонаха. Служил преподавателем в Холмской семинарии и доцентом Петербургской академии. В 1890 г. возведен в сан архимандрита, занимал последовательно должности ректора С.-Петербургской, Московской и Казанской духовных академий. В 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, в 1900 г. назначен на самостоятельную кафедру — епископом Уфимским и Мензелинским, а в 1902 г. переведен на Волынскую кафедру — форпост Русского Православия в борьбе с католическим прозелитизмом, польским сепаратизмом и еврейским засильем.
Монархист по убеждениям, владыка всячески способствовал распространению и упрочению монархических идей и патриотического движения в России. Он стал первым архиереем — членом Русского Собрания, где неоднократно выступал с докладами (в 1910 г. избран почетным членом РС). При активной поддержке владыки в Волынской епархии возникла самая многочисленная монархическая организация — знаменитый Почаевский отдел Союза Русского Народа, почетным председателем которого был избран владыка Антоний. Он принимал участие в нескольких монархических съездах. Летом 1911 г. владыка совершил чин закладки Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых, который строился на личные пожертвования монархистов.
В 1912 г. архиепископ Антоний стал членом Св. Синода, а с 1914 г. возглавил одну из крупнейших епархий России — Харьковскую. В годы Первой мировой войны часто выступал с патриотическими проповедями. После февральского переворота был устранен с кафедры по стандартному обвинению в «возбуждении религиозной и национальной розни» и уволен на покой. Однако был избран членом Священного Собора Российской Православной Церкви 1917−18 гг., как представитель монашества. Вскоре был восстановлен на Харьковской кафедре верующими. Вопреки проискам украинских сепаратистов 19 мая 1918 г. Украинский Церковный Собор избрал владыку митрополитом Киевским и Галицким, но 4 декабря он был арестован по приказу Петлюры. После нескольких арестов и заточений в сентябре 1919 г. он был освобожден, но вынужден бежать из Киева. Был главой Высшего Временного Церковного Управления при генерале А.И.Деникине. После поражения белых вынужден был бежать в Константинополь, а затем в Сербию.
В эмиграции возглавил Высшее Церковное Управление заграницей. С начала 1921 г. обосновался в г. Сремски-Карловцы. Принимал участие в работе Съезда хозяйственного восстановления России в 1921 г. в Рейхенгалле, был избран почетным председателем съезда. В ноябре 1921 г. был председателем Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора, в ходе работы которого были составлены послания к Генуэзской конференции, к чадам РПЦ, в рассеянии и изгнании сущим, и о восстановлении в России монархии с Царем из Дома Романовых. В течение 15 лет митрополит Антоний был председателем Собора архиереев и архиерейского Синода РПЦЗ, носил титул «Блаженнейший». Личной трагедией для него была необходимость борьбы с бывшими учениками: митрополитом Сергием (Страгородским) в Москве и митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже. 22 июня 1934 г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) своим постановлением запретил митрополита Антония в священнослужении. В эмиграции открыто выступил против масонства, подписав Соборное послание, в котором масонство осуждалось как преступная организация. Скончался в г. Сремски-Карловцы, похоронен в Белграде в Иверской часовне, перед кончиной принял схиму.
В этот же день, 10 августа 1922 года в г. Владивостоке завершился Приамурский Земский Собор, возродивший традицию созыва законосовещательных, представительных учреждений. Собор, открывшийся 23 июля 1922 г., был созван из-за острого политического кризиса на последнем островке свободной от красных России и поставил своей целью установление твердой власти, способной сплотить антибольшевистские силы. В состав Земского Собора вошли представители практически всех слоев населения Приморья, за исключением социал-демократов. В ходе своей работы Приамурский Земский Собор принял акт огромного исторического значения, который провозглашал, что «осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых», а выбранный Собором Правитель Приамурского Края (им стал генерал М.К.Дитерихс), принес присягу с обещанием «дать ответ за все учиненное по долгу Правителя перед Русским Царем и Русской Землей». Впервые в истории Белого движения Дом Романовых был признан «Царствующим». Таким образом, Приамурский Земский Собор стал исключительным с духовной точки зрения (хотя и запоздалым) событием в истории Гражданской войны.
Русская линия