Патриарх Кирилл подписал грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с РПЦ. В Москве прошло очередное заседание Св. Синода. Большинство россиян считают лучшим городом для переезда не Москву, а город на Неве
Обзор событий в нашей стране за минувшую неделю
1 ноября 2019 года в Тронном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал Патриаршую и Синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью, сообщает Патриархия.Ru.
Грамота была подписана в двух экземплярах.
Один экземпляр будет вручён 3 ноября за богослужением в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве главе Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископу Дубнинскому Иоанну (Реннето), второй будет храниться в архиве Московской Патриархии.
На церемонии присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, управляющий делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Дионисий, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва.
2 — 4 ноября в Москве пройдут широкие церковные торжества по случаю присоединения Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции к Русской Православной Церкви. Для участия в торжествах в столицу России прибудут члены делегации Архиепископии во главе с архиепископом Дубнинским Иоанном.
+ + +
29 октября 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.
В ходе заседания члены Синода имели суждение о поданном прошении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Тверского и Кашинского Саввы об отставке с поста управляющего делами Московской Патриархии.
Рассмотрев прошение, члены Синода приняли во внимание большой объём работ и поставленных перед митрополитом Саввой задач по епархиальному управлению Тверской епархией и постановили:
1. Удовлетворить прошение Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Саввы об отставке с поста управляющего делами Московской Патриархии, выразив ему благодарность за понесённые труды.
2. Управляющим делами Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода назначить Преосвященного епископа Воскресенского Дионисия, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии.
Помимо этого, Синод рассмотрел рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия и постановил:
1. Включить имя протоиерея Феодора Каллистова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
2. Память священномученика Феодора Каллистова совершать 21 августа / 3 сентября в день его мученической кончины.
3. Честные останки священномученика Феодора Каллистова, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
Члены Синода также утвердили:
а. тропарь и кондак священноисповеднику Иоанну Оленевскому (Калинину);
б. тропарь, кондак и молитву священномученику Константину Ростовскому (Верецкому);
в. тропарь, кондак и молитву священномученику Иоанну (Державину);
г. тропарь, кондак и молитву священномученику Михаилу (Рыбину).
В Донской духовной семинарии решением Синода была открыта магистерская программа по профилю «Государственно-конфессиональные отношения».
В связи с сообщением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о восполнении клира Русской духовной миссии в Иерусалиме на Святую Землю был направлен иеромонах Афанасий (Букин), клирик Санкт-Петербургской епархии.
+ + +
Любопытную статистику представил на своих страницах Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), изучивший вопрос о том, в какой российский город хотели бы при возможности переехать россияне, сообщает lenta.ru/">Lenta.Ru.
Оказалось, что число тех, кто хотел бы оказаться в Северной столице почти в два раза больше, чем в Москве. Так в Санкт-Петербург хотят переехать 15 процентов россиян, 8 процентов предпочитают переехать в Москву, а 6 процентов — в Краснодар.
В целом к переезду в другой город готовы 25 процентов опрошенных, в основном это молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет. 61 процент хотят переехать в город, а 34 процента респондентов планируют жить в сельской местности.
Чаще всего россияне меняют место жительства из-за отсутствия работы (18 процентов). Также на желание переехать влияют более высокий уровень жизни в другом городе (15 процентов) и неблагополучная экологическая обстановка на малой родине (13 процентов). Ещё по семь процентов хотят уехать из-за хорошего образования и для расширения перспектив.
Эксперты отмечают, что в России крайне низкий уровень внутренней миграции, и она носит ступенчатый характер: люди переезжают в районный центр, потом в региональные или республиканские центры, а затем — в города федерального значения.
Больше всего молодых людей, готовых переехать из родного города в поисках лучшей жизни, проживают в Тольятти, Омске, Барнауле, Челябинске и Волгограде. Наименьшее число желающих покинуть малую родину оказалось в Москве, Севастополе, Грозном, Краснодаре и Симферополе.
Русская линия
ОВЦС УПЦ опубликовал заявление по поводу признания Архиепископом Афинским Иеронимом украинских раскольников. В Грузинской Патриархии назревает раскол. Военные ЛНР и Украины успешно завершили отвод своих сил у посёлка Золотое
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
21 октября 2019 года Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним направил главе украинских раскольников Епифанию Думенко письмо, в котором заявил о фактическом признании «ПЦУ». В связи с этим Отдел внешних церковных связей Украинской Православной Церкви опубликовал официальное заявление:
«Выражаем сожаление в связи с этим решением, которое противоречит священным канонам и традиции Церкви, а также является большой ошибкой, которая наносит вред как Православию в Украине, так и всеправославному единству. Данное решение является ножом в спину канонической Украинской Православной Церкви, которая все годы страдала от церковного раскола и продолжает страдать от раскольников и сегодня, отстаивая канонический порядок в Церкви.
Украинская Православная Церковь неоднократно доносила свою позицию до сведения Предстоятеля и епископата Элладской Православной Церкви и информировала о реальной ситуации в церковной среде Украины. К сожалению, Элладская Православная Церковь солидаризировалась с ошибочными действиями Константинопольского Патриархата.
Жаль, что интересы греческой солидарности, которые сегодня фактически стали проявлением этнофилетизма, выше интересов всей полноты Православия. Жаль, что геополитические и политические факторы взяли верх над Православной Церковью в Элладе, которая подверглась внешнему давлению.
Вместе с тем выражаем сердечную благодарность тем архиереям, священникам, монахам и мирянам Элладской Православной Церкви, которые возвышали свой голос и призывали Архиепископа Иеронима и иерархию Элладской Церкви не делать этого и смело с дерзновением свидетельствовали об истине и защищали канонический порядок в Церкви.
В истории Православной Церкви, особенно в эпоху Вселенских Соборов, но и не только, было много моментов, когда сторонники ересей и расколов получали временные победы над Церковью. Однако рано или поздно приходило время и истина Христова побеждала. Не сомневаемся, что так будет и на этот раз, даже если ждать придется долго.
Жаль, что своими действиями по признанию раскола, вхождению в литургическое общение с людьми, которые не имеют законного рукоположения, Элладская Церковь ставит открытым вопрос о возможности нашего дальнейшего евхаристического общения с ней.
Окончательное решение о возможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении и сослужении с духовенством Элладской Церкви будет принимать Священный Синод Украинской Православной Церкви".
Русская линия
+ + +
Митрополит Чкондидский Петр ввёл в заблуждение журналистов и грузинскую общественность, когда заявил, что Синод Грузинской Православной Церкви лишил его сана. На самом деле за свои клеветнические заявления владыка был отстранён от своей кафедры и запрещён в служении. Однако, если он продолжил действовать в том же духе, то не исключено, что его лишат и сана.
В настоящее время по решению Синода владыка Петр должен отправиться в монастырь Шиомгвиме на покаяние. Однако, никакого желания исполнять решение Синода сам митрополит Петр не изъявляет. Не хотят признавать решение Синода и некоторые священники Чкондидской епархии.
1 ноября 2019 года священнослужители епархии Чкондиди собрались в резиденции митрополита в Мартвили и заявили, что не намерены мириться с произошедшим и не примут новоназначенного управляющего епархией, которым стал епископ Цакский Григол (Кация), сообщает Sputnik Грузия.
«Мы не смиримся с несправедливостью. Наше главное требование, чтобы рассмотрение основных вопросов проходило не на фоне эмоций и волнений, а чтобы были даны правильные ответы. Непонятно почему его лишили права проведения богослужения», — заявил настоятель мужского монастыря Святого Амвросия Исповедника Андриа (Сария).
«Сначала они должны дать ответ. Как говорит сам владыка, если он заслуживает наказания, то он будет расстрижен или наказан, а если нет, то наказан должен быть тот, о ком он говорит», — добавил священнослужитель, подчеркнув, что у сторонников владыки Петра «есть возможность для ответной реакции».
Таким образом, в Грузинской Православной Церкви на ровном месте может возникнуть раскол.
Впрочем, грузинские власти уже дали понять, что не допустят того, чтобы сторонники владыки Петра захватили грузинские храмы.
«Вчера мы увидели целенаправленную атаку на Церковь и государство. Отдельные лица, которые не хотят мирного и спокойного развития, пытаются различными провокациями нанести вред будущему нашей страны», — заявил в пятницу премьер-министр Грузии Георгий Гахария, слова которого приводит Интерфакс.
Он подчеркнул, что подобные выпады недопустимы, так как «Патриарх является символом Церкви и символом государства». «Мы никому не дадим возможность поставить под сомнение наш завтрашний день», — заявил премьер, встретившись сегодня с Католикосом-Патриархом Грузии Илией II.
+ + +
То, чего никак не удавалось сделать при президенте Украины Петре Порошенко, при Владимире Зеленском не без проблем (ему пришлось лично унимать украинских националистов), но осуществить удалось — представители Луганска и Киева сумели развести свои войска в районе н.п. Золотое на линии соприкосновения, сообщает «Русская весна».
«Сегодня, 1 ноября, Народная милиция завершила в соответствии с планом-графиком, согласованным в Минске, возобновленный процесс разведения сил и средств на участке № 2 „Золотое“, о чем было сообщено представителям миссии ОБСЕ, осуществлявшим мониторинг на участке разведения сил и средств», — сообщил руководитель представительства ЛНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) Михаил Филипоненко.
Вслед за ЛНР представители Вооружённых сил Украины также заявили о завершении отвода своих сил и средств у линии разграничения в указанном населённом пункте.
По словам начальника пресс-центра штаба «ООС» Андрея Агеева, с окончанием разведения сил начинается период его верификации (подтверждения).
«Украинская сторона через объединенный оперативный штаб сообщает МИД Украины, которое сообщает ОБСЕ о том, что мы завершили разведение сил и средств в Золотом. Следующая часть — это верификация — отслеживание, проверка под наблюдением специальной миссии ОБСЕ доклада об отводе. Они с помощью беспилотных летательных аппаратов проверяют зеркально: и наши, и силы противника. Действительно ли они отведены», — пояснил представитель украинской стороны.
Далее, по словам Агеева, в течение следующих 30 дней под контролем наблюдателей ОБСЕ будет проходить демонтаж позиций и сооружений с обеих сторон.
Отметим, что вслед за Золотым отвод сил и средств должен состояться в посёлке Петровском. Это последнее условие для встречи президентов нормандской четвёрки.
Русская линия
Власти Дании одобрили строительство «Северного потока-2» в своих территориальных водах. Архиепископ Афинский Иероним официально признал «ПЦУ». Предстоятель Англиканской церкви принимает лекарства против депрессии
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в США, Европе и на Ближнем Востоке
Датское энергетическое агентство одобрило строительство «Северного потока-2» и выдало соответствующее разрешение оператору Nord Stream 2. От этого решения Дании зависело, будет ли отложен запуск газопровода, сообщает газета «Коммерсант».
«Дания обязуется разрешить прокладку трубопровода с учётом заботы о ресурсах и окружающей среде и при необходимости готова указать маршрут, по которому его можно проложить», — говорится в заявлении. Карта такого маршрута опубликована на сайте агентства. Речь идёт об участке на датском континентальном шельфе к юго-востоку от Борнхольма в Балтийском море.
Запуск «Северного потока-2» ожидался к концу этого года. Однако в связи с тем, что Дания не выдавала разрешение на прокладку трубопровода по заявленному маршруту, его ввод мог быть отложен как минимум на полгода, заявляли в Nord Stream 2.
В октябре глава австрийской OMV Райнер Зеле сообщил, что у оператора проекта есть «хорошие шансы» получить от Дании разрешение на строительство «Северного потока-2». Министр энергетики России Александр Новак также говорил о том, что Москва рассчитывает построить газопровод по заявленному маршруту, так как у Дании нет оснований на отказ в стройке.
Сама компания Nord Stream 2 заявила, что подготовительные работы и прокладку газопровода начнёт в Дании в ближайшие недели, сообщает ТАСС.
В заявке Nord Stream 2, поданной в апреле этого года, было предложено два альтернативных маршрута юго-восточнее Борнхольма протяженностью 164 км и 147 км. Датские власти одобрили кратчайший из двух маршрутов, так как он, по оценке энергетического агентства, является наиболее безопасным и соответствует экологическим нормам.
Предложенный в 2018 году северо-западный маршрут был отклонён Данией, так как может повлиять на судоходство в этой зоне и сеть охранных участков «Натура-2000».
На сегодняшний день «Северный поток — 2» построен более чем на 80%. Проектный срок завершения строительства — конец 2019 года. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер прогнозировал, что на прокладку участка трубопровода через датские воды потребуется порядка пяти недель после получения разрешения властей страны.
Это значит, что теперь газопровод может быть сдан в срок, и это серьёзно усилит позиции России на переговорах с Украиной по новому договору на транзит газа в Европу.
+ + +
Глава украинских раскольников Епифаний Думенко получил от Предстоятеля Элладской Православной Церкви Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II мирную грамоту, которая знаменует собой официальное признание «ПЦУ» со стороны Элладской Церкви и углубление раскола на Украине и во всём православном мире. Об этом сообщается на сайте украинских раскольников, передаёт СПЖ.
«С большим удовольствием мы получили Патриаршее письмо за номером 1119 от 24 декабря 2018 года, из которого мы узнали об инициативе и действиях Первопрестольной и Первоответственной Константинопольской Церкви, которая рассмотрев благосклонно вопрос относительно Вас и Иерархов вокруг Вас, священного клира и верного Господу народа, привела в порядок разделения в пастве нашего Архипастыря Господа и Спасителя нашего, — гласит текст документа. — А также узнали о синодальном рассмотрении Святым и Священным Синодом Вселенского Патриархата провозглашения автокефалии и самоуправления Святейшей Церкви Украины, отмеченной теми же правами и обязанностями, которые имеют другие Автокефальные Церкви».
Предстоятель Элладской Церкви в своем письме сообщил, что в декабре 2018 года он «с радостью» получил мирные грамоты о «каноническом избрании» Епифания. В ответ он направил от имени всей своей Церкви поздравления главе «ПЦУ».
«Мы направили Вашему Блаженству искренние поздравления лично наши, Священной Иерархии и набожного клира, боголюбивого народа Святейшей Элладской Церкви и пожелания просветления и поддержки Божественной Троицы в исполнении Вами ваших новых и полных ответственности обязанностей в качестве Предстоятеля Украинской Церкви», — написал Архиепископ Афинский Иероним.
По его словам, решение Константинопольского Патриарха Варфоломея относительно создания «ПЦУ» принесло в Элладскую Церковь радость.
«Радуемся и мы доброй вести о том, что общие стремления и действия увенчались успехом и разрушена преграда, которая стояла посередине между Вами и нами, православными и братьями во всём, преграду, которая нас разделяла, привнося печали, крупные скандалы и большой вред всей Церкви, а также совместному в современном мире свидетельству Православия», — поделился с Епифанием Предстоятель Элладской Церкви.
В своем письме Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним пожелал главе «ПЦУ» «освободить Церковь Украины полностью от беспокойства, которое взбудоражило её, разрушая её единство, и восстановить в ней в полной мере мир, покой и стабильность во славу Бога и всей ойкумены Православия».
Характерно, что практически в каждом утверждении Предстоятеля Элладской Церкви содержится откровенная ложь и лукавство. Обращаясь к раскольникам, которые сами и учинили разделение на Украине и которых не признавал многие годы весь православный мир, Архиепископ Иероним желает им «освободить Церковь Украины» от раскола, то есть переворачивает всё с ног на голове, и, по сути, называет раскольниками священноначалие канонической Украинской Православной Церкви.
+ + +
Архиепископ Кентерберийский, предстоятель Англиканской церкви Британии и глава всемирного сообщества Англиканских церквей Джастин Уэлби признал, что принимает лекарства против депрессии, и призвал верующих и страждущих, что «ходят во тьме», к открытости и взаимопомощи в борьбе с душевными расстройствами, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на Theguardian.
«В прошлом году я осознал, что у меня депрессия, — поведал архиепископ Джастин Уэлби в интервью каналу BBC Radio 4 „Мысль дня“ в канун Конференции по психическому здоровью в Ламбетском дворце в Лондоне. — Моя дочь, также страдающая депрессией, открыто делилась собственными переживаниями и тем самым помогла мне понять, что в этом нет ничего постыдного. Такова жизнь — каждый может заболеть, и каждому нужна помощь».
Позже, в дальнейших беседах на конференции, Уэлби признал, что какое-то время ежедневно принимал антидепрессанты и «в целом хорошо справлялся с болезнью». Он также отметил, что ему оказалось «довольно просто» делиться проблемами психического здоровья, но при этом его тревожила мысль о собратьях по несчастью, скрывающих своё состояние, «не зная, как отреагирует начальство на известие о болезни», то есть из боязни утратить работу. «Многие работодатели воспринимают состояние депрессии в таком ключе, что человек не может встать с постели по утрам и не может выполнять свою работу должным образом», пояснил архиепископ.
Архиепископ Уэлби и ранее упоминал о своей борьбе с депрессией. Так в своем интервью журналу GQ два года назад он признавался: «У меня бывают такие моменты когда объективно всё вроде бы хорошо, но чувствуешь себя так — это состояние трудно описать словами — что ты совершенно безнадежен». При этом он признался, что никогда не обращался за профессиональной помощью в борьбе с «чёрным псом» депрессии (по выражению Уинстона Черчилля), но часто чувствует, что она была бы кстати.
В прошлом году архиепископ выступал в программе BBC вместе со своей дочерью Кэтрин Уэлби-Робертс. Она говорила о своей борьбе с болезнью и мыслями о самоубийстве, признавая, что церковь не всегда знает, чем помочь таким больным. «Если вы первым делом слышите от духовника — могу ли я помолиться за ваше исцеление? — то это означает, что он вас не слышит или не понимает», отметила Кэтрин.
Конференция под названием «Вера и психическое здоровье: христианский ответ» была задумана для привлечения общественного внимания к проблемам психических расстройств и изучения способов помощи больным со стороны Англиканской церкви. Однако архиепископ Уэлби фактически признал, что Англиканская церковь не знает, что предложить для борьбы с депрессией. Многие церкви пытаются предлагать приют, заботу и помощь страдающим подобными расстройствами, «однако универсальный способ лечения пока не найден, и нам приходится усердно трудиться над этим», отметил архиепископ.
Стоит отметить, то, что протестанты называют депрессией, Святые отцы именуют грехом уныния. В качестве борьбы с этим грехом Православная Церковь предлагает в первую очередь глубокое раскаяние, причащение святых Христовых Тайн, делание добрых дел, чтение Священного Писания и молитву, то есть всё то, что неизменно привлекает к человеку врачующую душу благодать Божию.
Впрочем, протестантизм и в том числе Англиканская церковь настолько выхолостили христианство, что в заболевании депрессией главы Англиканской церкви нет ничего удивительного — это лишь ещё одно свидетельство ложности того пути, по которому пошли верующие, протестовавшие против порядков, царивших некогда в Католической церкви.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и митрополита Иоанна (Снычева)
Сегодня мы вспоминаем Императрицу Александру Федоровну — супругу Императора Николая I, мать Государя Александра II Освободителя — скончавшуюся 20 октября 1860 года.
Она родилась 1 июля 1798 г. в Берлине и была дочерью короля Прусского Фридриха-Вильгельма III и королевы Луизы-Августы-Вильгельмины. В 1814 г. Великий князь Николай Павлович (будущий Император Николай I), отправляясь по долгу службы в Берлин, где стояла разгромившая Наполеона Русская армия, увидел и полюбил принцессу Шарлотту; в том же чувстве призналась и она в письме к своему брату Вильгельму. В 1817 г. принцесса выехала в Санкт-Петербург, а 1 июля 1817 г. состоялось бракосочетание Александры Федоровны (как нарекли принцессу по присоединении к Православию) и Великого князя Николая. Александра Федоровна считалась одной из самых красивых женщин своего времени, ей была посвящена строка В.А.Жуковского (обучавшего будущую Императрицу русскому языку) «Гений чистой красоты», повторенная затем А.С.Пушкиным.
По восшествии на Престол Императора Николая I, 22 августа 1826 г. Александра Федоровна была коронована в Москве, а 12 мая 1829 г. и в Варшаве. С 1828 г. в ее ведение поступили все учреждения Императрицы Марии Федоровны; она лично вникала в их устройство, увеличила число и реорганизовала их. Более 2/3 личных сумм Царица тратила на дела благотворения и милосердия; помощь выражалась не одними деньгами, но и участием ко всякому, доходившему до ее сведения, горю. Царица покровительствовала Императорскому женскому патриотическому обществу и Елизаветинскому институту. Пользуясь неизменным влиянием на Государя, Александра Федоровна часто смягчала проявления строгости, характеризующие эпоху николаевского царствования. Частые поездки Императрицы заграницу, вызывавшиеся болезненностью, тоже сопровождались щедрыми затратами на благотворения. Похоронена Императрица в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, ее именем назван Александринский театр.
Сегодня русские монархисты также чтят память Императора Александра III Миротворца, скончавшегося в 1894 году.
Он родился 26 февраля 1845 г., был вторым сыном Императора Александра II. После кончины старшего брата Николая стал Цесаревичем, на престол вступил 2 марта 1881 г. после гибели отца, коронован 15 мая 1883 г. Государь получил прекрасное гуманитарное и военное образование, был образцовым семьянином, глубоко чтил отца и мать, имел шестерых детей, был глубоко православным христианином, горячо любил Россию и русские обычаи, строго ограничивал инославные веры и космополитические силы разложения. За время своего недолгого царствования Император покровительствовал всему русскому. Он был создателем и первым председателем Русского исторического общества, при его деятельном участии и отчасти на его собственные средства создан Русский музей, после кончины Александра III и вплоть до 1917 г. носивший его имя.
Во внутренней политике Государь принял ряд льгот трудящемуся русскому народу: он понизил выкупные платежи по реформе 1861 г., создал Крестьянский поземельный банк, ввел институт земских начальников, призванных опекать крестьянское население страны. Одновременно с этим был проведен целый комплекс мер (т.н. «контрреформы»), призванный исправить недостатки либеральных реформ 1860−1870-х гг. и сообразовать их с российскими реалиями.
Во внешней политике Император Александр III стремился оградить страну от всяческих авантюр. Свое прозвание «Миротворец» он получил по истинно народному мнению. Ему удалось, без войны отразив попытки агрессивного вмешательства Великобритании, практически бескровно присоединить к России обширные пространства в Средней Азии. При нем Россия воссоздала мощный Черноморский флот, заметно была усилена и сухопутная армия. Как говорил Александр III, «у России только два союзника — армия и флот».
В это царствование Россия достигла вершины своего могущества. Александр III проводил твердую консервативную политику, русскими монархистами он почитался как образец правителя. Обладая от природы богатырским здоровьем, Александр III неожиданно скончался, не дожив до 50 лет.
Сегодня также день памяти всероссийского проповедника, христианского мыслителя и писателя, доктора церковной истории, духовного лидера русского патриотического движения конца ХХ века митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), скончавшегося в 1995 году.
Он родился 9 октября 1927 г. в Херсонской области, в крестьянской семье и в миру звался Иваном Матвеевичем. В конце 1944 г. был призван в армию, но в апреле 1945 г. признан негодным к несению воинской службы. В 1946 г. рукоположен во диакона, а в 1948 г. — во иерея. Образование получил в Саратовской духовной семинарии и Ленинградской духовной академии, которую закончил в 1955 г. со степенью кандидата богословия. Осенью 1956 г. принял постриг и был назначен преподавателем Минской духовной семинарии. Через год по ходатайству архиепископа Мануила (Лемешевского) был переведен в Чебоксары, где помогал владыке работать над трудами по истории церкви. Затем служил преподавателем Саратовской семинарии и священником в Самаре, продолжая заниматься научной работой. В 1961 г. возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 г. — в сан архимандрита. 12 декабря 1965 г. хиротонисан во епископа Сызранского, а в феврале 1966 г. защитил диссертацию и был удостоен ученой степени магистра богословия. В 1969 г. он был утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским, в 1976 г. возведен в сан архиепископа. В 1988 г. владыке было присвоено звание доктора церковной истории.
С августа 1990 г. владыка Иоанн в сане митрополита возглавил Санкт-Петербургскую кафедру. Здесь трудами владыки были восстановлены и отремонтированы многие храмы, возвращенные епархии, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах. По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», начала выходить газета «Православный Санкт-Петербург», было создано православное издательство «Царское дело». Митрополит Иоанн принимал участие в работе комиссии по подготовке канонизации Св. Царственных Мучеников. Он был не только опытным архиереем, но и дивным старцем, окормлявшим сотни духовных чад, стяжавшим от Господа множество Его чудесных дарований: милосердия, нестяжательности, прозорливости, а главное — ревностной, богоугодной молитвы.
Но в северной столице Господь возложил на него еще одно служение всероссийскую проповедь Православия. Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда державы, духовное одичание народа — таковы лишь некоторые темы многочисленных выступлений владыки на страницах российской печати. В чем смысл русской истории? Что необходимо для возрождения самосознания Русского Народа, величия и мощи Святой Руси? Как осуществляется в нашей стране тайна беззакония? Ответы на эти и многие другие вопросы давал митрополит Иоанн в своих литературных трудах «Самодержавие духа», «Одоление смуты», «Голос Вечности», «Русь Соборная», «Стояние в вере». Благодаря активной деятельности на ниве публицистики и проповедничества владыка стал признанным духовным лидером православно-патриотических сил России, создателем современной идеологии русского национального возрождения. «Доктрина митрополита Иоанна» сводится к нескольким важнейшим истинам: «русская идея» — это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте; «русская демократия» — это соборность; «русская идеология» — это Православие; «русский порядок» — это державность; «русское государство» — это Россия во всем многообразии исторических форм ее существования; государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России — Святая Русь; патриотизм — религиозный долг каждого благочестивого христианина; Русская Православная Церковь — соборная совесть народа.
Митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Его могила стала для православных местом паломничества.
Русская линия