Игорь Гарькавый: «Мы шли к этому событию больше десяти лет»
В Бутово состоялось торжественное открытие первых залов музея, посвященного судьбе бутовских мучеников
1 июля 2018 года на Бутовском полигоне состоялась общественная презентация первых залов музея о жертвах Бутово. В открытии музея принимали участия люди, которые активно помогали его рождению и становлению, — это историки, представители музейного сообщества, члены общества «Мемориал», представители правительства Москвы, родственники тех, кто был расстрелян на полигоне в 1937—1938 годах, сообщает сайт храма Святых Новомучеников и Исповедников российских в Бутове.
Собравшихся тепло приветствовал настоятель храма протоиерей Кирилл Каледа, который совершил молебное пение на начало благого дела.
«Музей — это необходимая составная часть мемориала, — подчеркнул директор Мемориально-просветительского центра „Бутово“, автор концепции созданного музея Игорь Гарькавый. — Мы шли к этому событию — к открытию музея — больше десяти лет, хотя с самых наших первых шагов по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, было ясно, что здесь, в Бутово непременно должен быть музей. Теперь он есть, мы рады продемонстрировать результаты нашей работы».
Вслед за краткой презентацией, рассказывающей о том, как создавалась концепция экспозиции, и как она видоизменялась в процессе воплощения в жизнь, директор МПЦ «Бутово» провёл для собравшихся экскурсию по залам музея. «Мы готовы начать проводить экскурсии, — сказал Игорь Гарькавый. — Но на первых порах будем вынуждены ограничиться организованными группами с обязательным сопровождением экскурсоводом. В то числе и потому, что мы не смогли пока сделать подробные экспликации ко всем экспонатам. Желающие попасть на экскурсию в музей могут обратиться в наш паломнический центр».
Известная исследовательница эпохи красного террора Лидия Головкова, познакомившись с экспозицией музея, смущенно сказала, что раньше еще раздумывала отдать ли в музей ту или иную вещь, а теперь поняла, что с лёгким сердцем отдаст всё, что может пополнить фонды Бутовского музея.
Тему подхватила глава Международного общества «Мемориал» Елена Жемкова. По её мнению, музей должен продолжал пополнять свои фонды, не ограничиваясь тем, что может быть уже представлено в экспозиции или может быть к ней добавлено. Музейная работа, как отметила Елена Жемкова, предполагает не только создание постоянной экспозиции, но и участие в выставочной деятельности, в том числе и предоставление для экспонирования на различных площадках отдельных материалов из фондов музея.
«Мы активно сотрудничали с мемориально-просветительских центром „Бутово“ в прошлые годы и будем сотрудничать впредь. В том числе мы считаем далеко не законченной исследовательскую работу в Бутово, и будем продолжать её до тех пор, пока не найдём однозначных ответов на все вопросы», — добавила Елена Жемкова.
На качество экспозиции обратила внимание доцент кафедру музеологии РГГУ Ольга Черкаева. «Так часто прекрасную концепцию, заложенную в основание музея, не удается воплотить в реальности. Сегодня и здесь мы видим пример удачной реализации интересной и глубокой концепции. Могу совершенно искренне поздравить создателей музея с отличным результатом многолетней работы», — заявил она.
Москвичи несомненно проявит живой интерес к этому музею, считает Марина Суслова из Комитета общественных связей правительства Москвы. Она выразила надежду на то, что столичное правительство будет оказывать поддержку его деятельности.
Русская линия
Властям Забайкалья предлагают использовать пример Якутии в борьбе с алкоголизмом
Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в забайкальском городе Шилка призвал власти превратить регион в территорию трезвости
Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в забайкальском городе Шилка протоиерей Александр Тылькевич выступил против послабления в вопросе продажи алкоголя в Забайкалье и призвал объявить несколько забайкальских деревень зонами трезвости, сообщает Интерфакс-Религия.
Накануне в Забайкалье приняли закон, согласно которому в регионе будет действовать федеральная норма по времени продажи алкоголя — с 08:00 до 23:00. До принятия закона спиртное в Забайкалье можно было купить лишь с 11:00 до 20:00. Изменения вступят в силу уже этим летом, и это вызывает беспокойство у духовенства.
«Мы смотрим здесь на пример Якутии. Она по большей части трезвая — по инициативе самих граждан. Мы знаем, что северянам нельзя употреблять алкоголь, потому что у них нет в организме алкогольдегидрогеназы, поэтому они очень быстро становятся алкоголиками. Никогда раньше, до прихода сюда славян, якуты, буряты, эвенки не употребляли алкоголя. Но мы сейчас видим, что осталось от тунгусов, от эвенков — практически ничего. И всё это работа алкоголя», — сказал священник в четверг порталу Заб.ру.
Для начала священник предлагает сделать зонами трезвости село Верхний Умыкэй и село Мирсаново, но таких населенных пунктов, по его мнению, может быть намного больше.
«У нас был прецедент в своё время, когда бабы с вилами пришли к главе посёлка в Газимуро-Заводском районе и заставили его вместе с ними пойти к людям, которые продают алкоголь и сказать: „если не прекратите, то даже разбирательств никаких не будет, а будет расправа“. А бабы с вилами — это страшная штука, с ними лучше не шутить. И в этой деревне прекратилась продажа алкоголя», — рассказал отец Александр.
Глава администрации села позже рассказывал священнику, что жители стали ездить за алкоголем в соседнюю деревню, но «за второй уже ехать опасно, да и далеко». Уровень потребления алкогольных напитков снизился.
«Я являюсь настоятелем храма в честь иконы Божьей Матери „Неупиваемая чаша“. Огромное количество народу приходит и молятся о том, чтобы это безобразие прекратилось. Потому что его прекратить добровольно невозможно, его надо только властно, как у нас в России до 1917 года это произошло», — подчеркнул священник, обратив внимание, что в соседней Якутии уже более 60 сёл объявили себя «территориями трезвости».
Русская линия
«Цвети Российскаго луга духовнаго, в годину лютых гонений дивно процветшии»
В Иоанно-Предтеченском монастыре Москвы отметили 80-летие мученического подвига священномученика Алексия Скворцова
4 июля 2018 года исполнилось ровно 80 лет со дня мученической кончины священномученика Алексия Скворцова, который был клириком Иоанно-Предтеченского женского монастыря Москвы и принял мученическую кончину от рук большевиков на Бутовском полигоне под столицей.
В связи с этим 3 и 4 июля в обители прошли мемориальные торжества, посвящённые памяти отца Алексия. Божественную литургию в день памяти бутовского страдальца совершил отец Николай Мальцев в сослужении священства монастыря. За богослужением молились сестры обители и многочисленные паломники.
На службу приехали родственники тех людей, которые близко знали и помогали отцу Алексию.
По окончании Литургии состоялся праздничный молебен святому.
После этого в рамках историко-просветительского проекта «Историческая тропа по Ивановской горке — исследуем и сохраняем историю вместе» насельница Иоанно-Предтеченского монахиня Тавифа (Исаева) прочитала открытую лекцию на тему: «Священномученики Иоанно-Предтеченского женского монастыря Алексий Скворцов и Владимир Смирнов. Ивановские сестры-исповедницы».
Благодаря трудам матушки Тавифы к 80-летию мученического подвига отца Алексия была издана книга «Священномученик Алексий Петрович Скворцов. Жизнеописание. О священнических династиях Скворцовых и Гумилевских. Письма».
Священномученик Алексий родился 9 февраля 1875 года в селе Велино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника. В 1895 году Алексей окончил Московскую Духовную семинарию и в 1897 году был назначен псаломщиком к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском женском монастыре в Москве. 5 марта 1898 года он был рукоположен во диакона, а в 1917 году — во священника к той же церкви. В 1920 году он был награжден камилавкой.
После того как монастырь в 1918 году был закрыт безбожниками, а монашеские кельи превращены в камеры для политических заключенных, монастырский храм в честь Иоанна Предтечи был обращен в приходской; отец Алексий служил в нём до его закрытия, а затем, с конца 1926 года стал служить в Успенской церкви в поселке Гжель Бронницкого уезда. В 1929 году был арестован священник, служивший в храме Архангела Михаила в расположенном неподалеку от Гжели селе Загорново, и церковный совет пригласил отца Алексия служить к себе, с этого времени он поселился вместе с семьей в селе Загорново.
В начале 1930-х годов Раменское отделение ОГПУ стало искать предлог, чтобы арестовать священника. В 1928 году в селе Загорново был организован колхоз, председателем которого был назначен крестьянин, хорошо знавший односельчан и местные условия, и колхоз довольно успешно стал заниматься хозяйственной деятельностью, но в 1931 году райком партии прислал из города другого председателя, после чего началось разрушение и разграбление хозяйства: новый председатель смотрел на колхоз как на временно данную ему крепостную вотчину. Крестьяне посему стали проявлять недовольство и выходить из колхоза. Председатель, чтобы оправдать свой неуспех, распространил слух, что кулаки будто бы задумали убить его и других советских руководителей; привлеченные к расследованию сотрудники ОГПУ написали: «В селе Загорново. со стороны организовавшейся группы, в состав которой входила кулацко-зажиточная часть деревни под руководством местного попа Алексея Петровича Скворцова, велась явная антисоветская агитация, направленная к срыву политхозкампаний, проводимых советской властью на селе, такие как хлебозаготовки, коллективизация, заем и так далее. Со стороны означенной группировки подготовлялось совершение террористического акта путем убийства местного актива деревни».
12 декабря 1932 года отец Алексий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 23 декабря он был допрошен и, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Разговаривать. я. остерегался. так как боялся, что меня обвинят в чем-нибудь антисоветском. Проповеди я говорил очень редко. Иногда скажу: „Православные, покайтесь, очистите свои грехи“. Помню, как-то нам прислали на церковь большой налог; денег в церковном ящике у нас не было ни копейки, в силу чего пришлось мне обращаться к верующим: „Православные, нам прислали большой налог, платить нечем, если дорог вам Божий храм, то помогите кто чем может“. В предъявленном мне обвинении в подготовке террористического акта против коммунистов на селе и ведении антисоветской агитации я виновным себя не признаю».
Несмотря на полное отсутствие доказательств вины, 10 января 1933 года священнику было предъявлено обвинение, что он «на протяжении ряда лет руководил контрреволюционной группировкой на селе, подготовлявшей террористические акты против местных коммунистов». 26 февраля 1933 года тройка ОГПУ приговорила отца Алексия к пяти годам ссылки в Казахстан.
После окончания срока священник вернулся служить в храм Архангела Михаила в село Загорново, где оставалась жить его семья. Но на этот раз совсем недолгим оказалось его служение. 25 марта 1938 года он был арестован и заключен в камеру предварительного заключения при Раменском отделении НКВД. На следующий день следователь на допросе спросил его:
— Как часто вы собираетесь в церковной сторожке и с кем?
— Собирались изредка я, диакон и староста, она же и председатель церковного совета. Были и верующие.
— Какие разговоры велись во время сборища в церковной сторожке между вами?
— Разговоры у нас велись — служить или не служить в тот или иной праздник, и разные другие служебного характера.
— Какие разговоры контрреволюционного антисоветского характера велись вами при сборище в церковной сторожке и кем?
— Обсуждали вопрос о наложенном на церковь налоге и, конечно, изливали недовольство непосильным налогом.
— Признаете ли вы себя виновным в контрреволюционных антисоветских разговорах и клевете на руководство партии и правительства?
— Виновным себя не признаю, — ответил священник, и на этом допросы тогда были прерваны.
В это время начались аресты сотрудников НКВД, в том числе был арестован и следователь, ведший дело отца Алексия, и до мая 1938 года о нем как бы забыли. Допросы начались после того, как были назначены другие следователи, и тогда снова стали вызываться штатные свидетели. 14 мая следователь допросил отца Алексия.
— Скажите, признаете ли вы себя виновным в проведении контрреволюционной деятельности и распространении гнусной клеветы о партии и правительстве среди местного населения?
— В предъявленном мне обвинении. виновным себя не признаю и поясняю, что контрреволюционной деятельности я совершенно среди местного населения не проводил, ни с кем никогда даже и не разговаривал и не беседовал, всё время находясь дома.
Были вызваны для очных ставок те же свидетели; но отец Алексий заявил, что некоторых свидетелей он вообще видит впервые, а с другими никогда не беседовал.
7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Алексий Скворцов был расстрелян 4 июля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Автор жития: игумен Дамаскин (Орловский), сайт: www.fond.ru, Новомученики.рф.
Священномучениче Алексие, моли Бога о нас!
Русская линия
В Кривом Роге появится памятник святому равноапостольному князю Владимиру
Монумент решено установить в связи с празднованием 1030-летия Крещения Руси
Священники Криворожской епархии Украинской Православной Церкви протоиерей Антоний Бондарь и протоиерей Евгений Кльосов приняли участие в заседании оргкомитета по подготовке и установке памятника святому равноапостольному князю Владимиру, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Как отмечается, возведение в Кривом Роге ещё одного скульптурного образа святого князя Владимира приурочено к дню празднования 1030-летия Крещения Киевской Руси.
В частности, участники заседания прослушали отчёт о выполнении подготовительных работ и рассмотрели эскиз памятника святому Крестителю Руси. Также обсудили планы по подготовке праздничных мероприятий.
Сейчас решается вопрос, где именно будет установлен монумент святому князю.
27 — 28 июля по случаю юбилея Крещения Руси и памяти святого благоверного князя Владимира в России, Украине и Белоруссии пройдут широкие церковные торжества по случаю 1030-летия Крещения Руси.
Русская линия
История с отравлением Скрипалей получила неожиданное продолжение
Ещё двое англичан были отправлены под Солсбери тем же ядом, что и бывший сотрудник ГРУ и его дочь
Английским правоохранителям предстоит выяснить и объяснить общественности, кто и с какими целями мог отравить ещё двух граждан Англии так называемым ядом «новичок», производство которого ранее приписывали России. На сей раз речь идёт о том, что были отравлены люди, совершенно не связанные со спецслужбами, а потому аргументов в пользу того, что это сделали русские у английских властей быть не может.
Вообще, новые факты, скорее, свидетельствуют о том, что все эти отравления — это действия каких-то экстремистов. Не случайно, в Кремле категорически отвергали все обвинения по поводу отравления Скрипалей. Английские политики, на сей раз, не спешат делать громкие заявления и обвинять Россию в ещё одном нападении на английских граждан. Такие действия Кремля на фоне проходящего в России Чемпионата мира по футболу — просто безумие, и все это понимают.
30 июня в городке Эймсбери, расположенного в 11 км от Солсбери, без сознания были обнаружены мужчина и женщина в возрасте около 45 лет. Пострадавших поместили в больницу в Солсбери, они находятся в критическом состоянии, сообщает «Немецкая волна».
Причиной отравления двух человек, обнаруженных без сознания в британском городе недалеко от Солсбери, стало нервно-паралитическое вещество группы «новичок», которым ранее отравили бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь Юлию. Об этом в среду, 4 июля, сообщил глава контртеррористического управления Скотланд-Ярда Нейл Басу. По его словам, результаты исследования пришли из лаборатории министерства обороны Портон-Даун.
Басу отметил, что у следствия нет данных, указывающих на преднамеренный характер преступления. В подразделении по борьбе с терроризмом также сообщили, что не знают, как «новичок» мог воздействовать на пару. Кроме того, нет никаких свидетельств, которые бы говорили, что пострадавшие посещали места, которые подверглись дезактивации после отравления Скрипалей.
Главная врач Великобритании Салли Дэвис сообщила, что риск возможного отравления для местных жителей остается низким.
Русская линия
Анна Кузнецова поддержала инициативу учреждения в России Дня отца
Новый праздник предлагают отмечать в последнее воскресенье октября
Уполномоченная при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова поддерживает инициативу учреждения нового праздника — Дня отца, сообщает ТАСС.
«Да, я считаю, это важно. У нас есть День матери, День семьи, День ребенка. Поэтому я считаю, что это абсолютно адекватно. Более того, в России есть уже опыт проведения этого дня [в регионах], есть международный День отца, он празднуется, поэтому, я думаю, России хорошо бы установить свой праздник», — сказала она в четверг, отвечая на вопросы журналистов.
Ранее в ходе заседания группы экспертов с участием Кузнецовой обсуждалась инициатива общественников установить «в целях повышения социальной значимости отцовства День отца и отмечать его в последнее воскресенье октября».
В середине июня глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева внесла в Госдуму законопроект, предлагающий установить в России новый общенациональный праздник — День отца, который будет отмечаться в конце октября.
Таким образом, будет исправлен перекос, который наблюдается в вопросе празднования семейных праздников в России.
Впрочем, пока российские законы, касающиеся семейной проблематики, по-прежнему, ориентированы в первую очередь на поддержку женщин и в меньшей степени мужчин. Мужья в связи с этим в семейных вопросах не имеют равных прав с жёнами.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти видного правого политического деятеля депутата 3-й и 4-й Государственных Дум Г. А.Шечкова
Григорий Алексеевич Шечков родился 1 августа 1858 г. в семье крупного землевладельца в имении Волынцево Путивльского уезда Курской губернии. Образование получил в Лицее Цесаревича Николая и на юридическом факультете Московского университета. На государственной службе не состоял, в связи со смертью отца пришлось заниматься хозяйством. Поддерживал тесные связи с московскими славянофилами. С началом революции принял активное участие в выступлениях патриотов. Часто выступал с докладами в Русском Собрании в Петербурге и в Русском Монархическом Собрании в Москве. В 1907 г. избран депутатом Госдумы от Курской губернии, член фракции правых. Принимал участие в Петроградском совещании монархистов (ноябрь 1915). Накануне революции входил в группу правых деятелей, которая работала над проектом изменения Основных законов с целью восстановления самодержавных прав монарха.
Шечков тяжело переживал революционную катастрофу. В феврале он выехал из ликующего Петрограда в свое имение, но вынужден был надолго задержаться в Москве, сраженный сердечным приступом. Летом прибыл в свое имение, но вскоре начались аграрные беспорядки, имение было разрушено, сгорела великолепная библиотека, которую он долго собирал, и Шечков вынужден был бежать в Киев. Во время нахождения у власти петлюровцев два месяца просидел в тюрьме. После захвата Киева большевиками наученный горьким опытом перешел на нелегальное положение. После ухода деникинцев бежал в Одессу, где скитался под чужой фамилией. Сердце, наконец, не выдержало, и он в 1920 году скончался от сердечного приступа. Похоронен на Преображенском кладбище Одессы.
Монархическое кредо Г. А.Шечкова лучше всего характеризует небольшое стихотворение, написанное им в 1909 г.
Пока Россией правил Бог,
Никто ее сломить не мог;
Но, вот, над правдою родной
Восстал порядок правовой,
И пал отечественный строй
Под натиском земли чужой.
Восстани, Боже, на Руси
И грех измены нам прости.
Да будет снова, как и встарь,
Над Русью Бог, под Богом Царь,
Соборно-чтимый Государь!
Русская линия