Владимир Мединский: «Мы в течение ста лет практически не вспоминали о миллионах наших соотечественников, отдавших жизнь за Родину»
Всероссийское военно-историческое общество просит всех русских людей поддержать акцию по сбору средств на строительство памятника воинам Первой мировой войны
Министерство культуры России и Всероссийское военно-историческое общество просит всех русских людей, живущих в России и за границей, принять активное участие и поддержать всероссийскую акцию по сбору средств на строительство памятника воинам, павшим в годы Первой мировой войны, в Парке Победы на Поклонной горе в Москве.
В 2014 году весь мир будет отмечать 100-летие этой Великой войны, на которой сотни тысяч русских солдат и офицеров сложили свои головы за Веру, Царя и Отечество. И несмотря на то, что большевики украли у Российской армии победу, жертвы России были не напрасны, — у Бога все живы и каждый получит свою заслуженную награду.
Конечно, печально, что события, во многом определившие судьбу страны в XX веке, до сих пор остаются как бы в тени. Их заслонила память о Гражданской войне, а затем и о Великой Отечественной. Ярлык «империалистической войны», официально закрепленный за Первой мировой после октября 1917 года, не позволял объективно оценить масштаб трагедии, отмечает газета «Татьянин день».
«Война забытая, память о миллионе русских солдат павших. Честно говоря, точные цифры неизвестны, по разным оценкам — от чуть больше миллиона до полутора миллионов. Мы не знаем, сколько умерло от ран. В любом случае это огромная цифра, и мы хотим, чтобы чтили», — рассказал министр культуры Владимир Мединский.
В этих условиях установка памятника воинам, павшим в годы Первой мировой, является для России поистине делом чести, в котором призваны участвовать все русские люди. Именно поэтому Российское военно-историческое общество, выступившее инициатором установки монумента, объявило всероссийский сбор народных средств.
«Памятник будет строиться исключительно на народные деньги. Удивительно, что по этому проекту не было никакой рекламы, люди сами находили в интернете всю информацию, перечисляли на счёт деньги. Мы бы хотели, чтобы это был любимый народом памятник, мы в течение ста лет практически не вспоминали о миллионах наших соотечественников, отдавших жизнь за Родину. И теперь, хотя бы таким образом, мы сможем вернуть дань памяти нашим героям», — сказал Владимир Мединский.
В настоящее время уже есть макет будущего памятника. Победителем конкурса на лучший проект стал народный художник, лауреат государственной премии России и глава российского Союза художников Андрей Ковальчук. Его скульптурная композиция состоит из двух частей — российского флага и фигуры солдата.
«Доминантой в этом памятнике — фигура русского солдата, прошедшего через все испытания, через лишения и с честью вынесшего всё. Это, конечно, георгиевский кавалер, потому что тысячи русских солдат проявили себя как герои в этой войне», — отметил Андрей Ковальчук.
Второе место занял проект заслуженных художников России Константина Зубрилина и Николая Сидорова, третье — предложение скульптора Салавата Щербакова. «Мнение относительно первой пятёрки лидеров совпало как у интернет-пользователей, так и у членов жюри», — отметил Владимир Мединский.
Монументы, представленные в финале конкурса, оказались настолько хороши, что жюри было крайне тяжело выбрать победителя. В итоге Министерство культуры решило предложить установить в России сразу несколько памятников. Наряду с памятником Ковальчука в Москве, в Калининграде будет установлен монумент Салавата Щёрбакова.
«Честно говоря, мне жалко остальные проекты. Поэтому я предложил Николаю Цуканову (губернатору Калининграда — РЛ) выбрать один из них для установки на территории Калининградской области. Каждый из проектов замечательный, и каждый станет настоящей жемчужиной и достопримечательностью», — заявил 4 декабря министр культуры, посещая Калининград.
Член Российской академии художеств, народный художник России скульптор Салават Щербаков и представитель Российского военно-исторического общества Денис Садовников рассказали об идее мемориального комплекса: на вершине стоят представители разных сословий — офицер, солдат, крестьянин, а у его подножия сестра милосердия помогает раненому бойцу. «Здесь отображён и подвиг, и большая трагедия. Воины сначала были вместе, а потом стали стрелять друг в друга», — говорит Салават Щербаков, слова которого приводит KaliningradLive.Ru.
Главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне сообщил, что «события разворачиваются довольно оперативно — губернатор дал нам поручение подобрать участки в городе, где может быть установлен этот памятник, мы уже посмотрели несколько мест». В ближайшие дни авторы мемориала представят планировочные макеты с учетом особенностей каждой территории. Макеты будут рассмотрены на заседании Совета по культуре при губернаторе с привлечением общественности, участников Совета по воинским захоронениям, СМИ.
В пресс-службе областного правительства подчеркнули, что финансирование установки мемориального комплекса будет осуществляться за счет средств Российского военно-исторического общества. Регион возьмёт на себя лишь выделение земельных участков и благоустройство территории.
В настоящее время Российским военно-историческим обществом открыты счета для сбора средств на создание указанных памятников. На сегодняшний день собрано уже почти 7,5 млн рублей. Сбор пожертвований продолжается.
Банковские реквизиты
Получатель:
Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество»
ИНН/КПП получателя: 7 730 185 220/773001001
Банк получателя:
ВТБ 24 (ЗАО) г. Москва
Расчетный счет: 40 703 810 200 000 004 096
Корреспондентский счет: 30 101 810 100 000 002 048
БИК: 44 525 716
Назначение платежа:
Пожертвование на создание памятника в г. Москве «Российским героям и воинам, павшим в годы Первой мировой войны». Без НДС.
Русская линия
Архимандрит Парфений (Мурелатос): Эта реликвия свидетельствует нам о Боговоплощении
В январе 2014 года величайшая святыня — Дары волхвов — будет впервые принесена в пределы Русской Православной Церкви
Помимо Честного Креста, в мире сохранилось еще очень небольшое количество святынь, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа. Среди них — приношение от трех восточных волхвов Новорожденному Господу, напоминает о. Парфений.
Дары волхвов имеют глубокое символическое значение. Золото было принесено Христу как Царю, ладан — как Богу и смирна — как Человеку на погребение. «Именно золото есть символ царского достоинства; ладан — символ Божества, так как его возжигают Богу; смирна же — символ смертности, так как ею издревле умащали мертвые тела, чтобы они не тлели и не издавали запаха. Таким образом, трое волхвов своими приношениями показали, что этот явившийся Младенец есть и Царь, и Бог, и что он вкусит смерть за людей как Человек», — цитирует настоятеля монастыря св. Павла сайт СИНФО.
«Однако наша эпоха и люди века сего отвергаются от Христа как от Царя, хулят Его как Бога, презирают и поносят Его как Человека, — замечает архимандрит Парфений. — И по этой причине велика необходимость, чтобы мы всегда и везде исповедовали Его — Царя наших сердец, Бога всяческих и совершенного Человека, делая это со всею силою нашей души, и, прежде всего, нашей святой жизнью».
Помощью на этом пути может стать реликвия, свидетельствующая о Боговоплощении. «Честные дары волхвов являются для нашей Церкви драгоценнейшей святыней и источником благодати», — заключил игумен обители св. Павла архимандрит Парфений (Мурелатос).
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион: «Вера и наука дополняют друг друга»
Глава ОВЦС прочитал в МИФИ заключительную лекцию спецкурса «История христианской мысли»
В начале занятия слушателям был предложен фильм митрополита Илариона, в котором рассказывается об истории возникновения иконописи, ее канонах, особо чтимых образах на Руси и в целом о месте, которое занимает икона в христианской традиции. Как пояснил автор фильма, икона являет преображенного человека, и именно в этом ее нравственный заряд. Архипастырь также напомнил о творчестве знаменитого иконописца Андрея Рублева, прославленного в лике святых. «Икона — воплощенная в краске молитва», — пояснил он.
Темой заключительной лекции стала проблема сектантства. «Церковь всегда против сект», — констатировал митрополит Волоколамский Иларион, отметив их деструктивный характер. «Секты манипулируют сознанием человека и нацелены на определенную категорию людей», — считает лектор. Он рассказал о работе Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, действующего при московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Присутствующие услышали о чине присоединения к Православной Церкви временно отпавших от нее людей, совершаемом в этом храме дважды в год.
Подводя итоги спецкурса «История христианской мысли», митрополит Иларион отметил, что вера и наука дополняют друг друга:
«Научные сведения не имеют абсолютного характера. Они бывают изменчивы, там много того, что мы называем гипотезами. Религия, в отличие от науки, имеет дело с абсолютными истинами, которые не меняются со временем. Они могут уточняться с точки зрения терминологии, но не могут изменяться коренным образом. Например, христианское учение, каким оно было создано Христом и изложено апостолами, в своей основе остается неизменным.
В некоторых случаях религиозное и научное знания пересекаются. Религия имеет дело, прежде всего, с душой человека, сознанием, мировоззрением, жизненными установками, ценностной системой. Она является путем к познанию Бога. Нравственность — одна из составных частей религиозного знания, вот почему религия продолжает играть значимую роль в жизни отдельных людей и целых народов". По мнению иерарха, спецкурс «История христианской мысли» в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ принес очевидную пользу, что показали и сочинения студентов.
На лекции присутствовали ректор университета М.Н. Стриханов, проректоры, деканы, профессора, многочисленные преподаватели и студенты.
Русская линия
Россия даст Украине то, что не смог дать ЕС
Владимир Путин снизил цену газа для Киева на треть и пообещал Виктору Януковичу кредит в размере 15 млрд. долларов
Переговоры Президента России Владимира Путина и главы Украины Виктора Януковича, прошедшие вчера в Москве, завершились подписанием рекордного количества договоров, согласно которым «Газпром» с января 2014 года снизит для Украины цену на газ с 400 до 268,5 долларов за тысячу кубометров, что позволит Киеву экономить до 3 млрд долларов в год. Кроме того, Россия намерена серьёзно вложиться в украинскую экономику путём покупки на 15 млрд долларов украинских ценных бумаг, сообщает газета «Взгляд» .
Москва и Киев также приняли план действий по урегулированию ограничений в двусторонней торговле на 2013−2014 годы. В частности, было подписано соглашение о господдержке возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями, а также о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. Подписан меморандум об активизации сотрудничества в сфере судостроения и многие другие документы.
Таким образом, Россия пообещала Украине предоставить ту финансовую помощь, которой так долго и безрезультатно добивались украинские власти от МВФ и Европейского Союза, ассоциацию с которым Киев планировал подписать в Вильнюсе. Предоставление этой помощи не только способно спасти украинскую экономику от краха, который ей предрекали специалисты, но и существенно усилит позиции ныне действующего президента Украины Виктора Януковича, кресло которого пошатнулось после митингов на евромайдане.
Не случайно, украинская оппозиция с ожесточением и крайним негодованием отреагировала на достигнутые договорённости — в сложившихся условиях ни Кличко, ни Яценюку, ни Тягнибоку никак не выгодна нормализация российско-украинских отношений и стабилизация положения в самой Украине, ведь для смены власти им более подходит революционная вакханалия в украинской столице. Предоставление же Киеву российского кредита ставит демонстрантов в совершенно глупое положение — не могут же они требовать, чтобы Москва отказалась от помощи Киеву.
Единственной темой, на которой могли бы успешно паразитировать лидеры оппозиции, — это вступление в Таможенный союз, но как подчеркнул Владимир Путин, идея о вступлении Украины в ТС на переговорах вообще не обсуждалась. Впрочем, и о подписании ассоциации с ЕС Киеву теперь, похоже, тоже придётся забыть. Украинские власти получили хороший урок от несговорчивой Европы и во многом лишились иллюзий по поводу интереса ЕС к Украине — платить украинские долги и помогать Киеву финансами европейцы не будут.
В этих условиях вопрос о нормализации российско-украинских отношений сам собой выходит на первый план, а это значит, что как бы Украина не смотрела в сторону ЕС, в своей реальной экономической политике украинские власти вынуждены будут всегда учитывать позицию России.
Русская линия
Митрополит Бориспольский Антоний: «Подавляющее большинство паствы УПЦ категорически против идеи полной канонической самостоятельности»
Приоритетной задачей украинского священноначалия является сохранение мира и церковного единства, а не автокефалия, заявил управделами УПЦ МП
Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский Антоний в интервью газете «НГ-Религии» заявил, что абсолютное большинство духовенства и мирян Украинской Православной Церкви не желают разрывать каноническую связь с Московским Патриархатом и поэтому говорить о какой-либо автокефалии на Украине сейчас просто невозможной. Об этом владыка заявил, касаясь позиции по этому вопросу раскольников из т.н. «Киевского патриархата».
«Не так давно в КП было принято официальное решение о принципиальном отказе от тех моделей преодоления раскола, которые предполагают возвращение раскольников в состав Московского Патриархата. Это означает, что с точки зрения КП преодоление раскола возможно только в том случае, когда Украинская Православная Церковь откажется от своей канонической связи с Русской Православной Церковью. Как вы понимаете, такой подход никем не признанной во вселенском православии структуры для нас неприемлем. Абсолютное большинство нашей Церкви не желает разрывать каноническую связь с Московским Патриархатом. И потому найти тут какой-то компромисс практически невозможно», — заявил митрополит Антоний.
Отвечая на вопрос о том, возможна ли автокефалия Украинской Церкви в будущем, управделами УПЦ заявил, что «теоретически возможна автокефалия любой церковной области, которая удовлетворяет определенным каноническим критериям». «Эти критерии касаются прежде всего количества епископов и епархий, развитости церковно-административной структуры, наличия школ для подготовки духовенства, наличия монастырей и монашествующих, которые могут быть кандидатами в епископы».
Однако, главным в вопросе автокефалии является не формальные критерии, а однозначная поддержка церковной независимости «большинством епископата, духовенства и мирян этой церковной области», чего и в помине нет на Украине. «Как я уже говорил, подавляющее большинство паствы Украинской Православной Церкви категорически против идеи полной канонической самостоятельности. Приоритетной задачей для нас является сохранение мира и церковного единства», — подчеркнул архипастырь.
«Евангелие призывает нас исполнять божественные заповеди, а не вести борьбу за тот или иной статус Церкви. Поэтому когда мы вместо борьбы с грехом разворачиваем борьбу за автокефалию, то едва ли это соответствует высокому призванию христианина», — заключил митрополит Антоний.
Русская линия
Памяти русских эмигрантов, почивших в Болгарии
На Софийском центральном кладбище состоялось торжественное открытие Памятного креста русским беженцам, захороненным в Софии
12 декабря на Центральном кладбище столицы Болгарии Софии состоялась торжественная церемония открытия и освящения реконструированного по инициативе представительства Россотрудничества в Болгарии «Памятного креста русским беженцам, почившим в Болгарии», сообщает портал Россотрудничества.
На церемонии присутствовали сотрудники Посольства России в Болгарии, представители болгарских партнерских НПО, ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в Болгарии, российские соотечественники и болгарские граждане.
Памятный крест установлен на границе двух русских участков, где похоронено более двух тысяч выходцев из России — в основном представителей послереволюционной эмиграции, прибывших в Болгарию в 20-е годы прошлого столетия. Многие из них оставили заметный след в культурной, научной и общественной жизни Болгарии.
В память о русских беженцах была отслужена панихида, которую совершил настоятель Патриаршего подворья в Софии архимандрит Филипп (Васильцев).
После богослужения к присутствующим обратился руководитель представительства Россотрудничества в Болгарии Виктор Баженов, который отметил, что в этом году на средства представительства и благотворителей было восстановлено 45 захоронений. Среди них могилы графа Николая Николаевича Игнатьева, одного из авторов идеи евразийского развития России князя Андрея Ливена, основателя математической школы в Болгарии профессора Я.Р. Тагамлицкого, создателя пожарной службы генерала Николая Захарчука и многих других эмигрантов, прославивших Россию.
По словам В. Баженова, это только первый этап работы по восстановлению захоронений на русских участках в Болгарии. «К сожалению, 106 могил разрушены и утеряны имена. Предстоит поиск в архивах и других материалах современников. 188 могил требуют незамедлительного ремонта», — пояснил он.
Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Болгарии Юрий Исаков в свою очередь подчеркнул важность сохранения памяти об ушедшем поколении русских, которые «вросли» в болгарскую землю и своей созидательной деятельностью оставили добрую память о русских в Болгарии. «Память об этих великих гражданах должна оставаться живой, поскольку каждый народ должен хорошо знать своё прошлое. Реконструкция Памятного креста важна для нас и для наших поколений», — заявил дипломат.
Русская линия
Сирийские мятежники — святотатцы
Наряду с гуманитарной катастрофой в Сирии полным ходом идет процесс разграбления исторических христианских памятников
Однако исламисты не ограничились захватом пленниц. Как свидетельствует ливанская газета «Аль-Ахбар», они решили с выгодой для себя использовать реликвии, хранящиеся в этом монастыре и других церквях Маалюли, сообщает ИТАР-ТАСС. На сайтах, которыми пользуются коллекционеры древностей, появились кресты, паникадила, иконы и статуи, похищенные из христианских храмов. Посредники, связанные с такими радикальными организациями, как «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Джебхат ан-Нусра», ищут на них покупателей.
Исламисты даже не стали отрицать этих фактов. Они заявили, что собираются на вырученные деньги пополнить свои арсеналы, и продолжить борьбу с режимом Асада.
Информационное агентство САНА напоминает, что в Маалюле хранятся также уникальные рукописи, церковные и богословские книги, написанные на древнем арамейском языке, который знал Иисус Христос и апостолы. В ряде храмов Маалюли до сих пор совершается литургия на этом языке.
Как отметила в минувшую пятницу генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, наряду с гуманитарной катастрофой в Сирии полным ходом идет процесс разграбления исторических памятников в зонах, которые вышли из-под контроля властей. Сигналы о том, что криминальные группировки воспользовались внутренним конфликтом для контрабанды артефактами, поступили из Апамеи — столицы Селевкидского царства, древней Пальмиры — жемчужины Сирийской пустыни, с развалин царского города Эбла бронзового века, из монастыря Святого Симеона Столпника и византийских городов Эль-Бара и Серджилла на севере страны Сирии.
Всего же ЮНЕСКО включило в список Всемирного историко- культурного наследия 40 памятников, находящихся на сирийской территории.
Русская линия
«Крестоповал» по-американски
В США суд постановил демонтировать крест — символ Сан-Диего
Судебные разбирательства вокруг этого креста идут с 1989 г. Заседания суда проходят почти каждый год. Американский союз гражданских свобод и другие атеистические организации борются за то, чтобы крест удалили из публичного пространства. Атеисты предлагают свои варианты «решения» проблемы. Все они сводятся к демонтажу креста, или продаже земли, на которой он стоит, по завышенной стоимости.
Защитники святыни ни один из этих вариантов считают недопустимым, и полны решимости отстаивать свои права.
Решение, которое будет принимать Верховный суд США по этому вопросу, наверняка станет поворотным: или Америка, а за ней и весь остальной Западный мир останутся странами признающими христианство частью своей истории и культуры, или богоборческие силы победят, и эти страны ждёт совсем другое будущее.
Наличие материальных христианских символов на самом деле очень важно, ведь недаром большевики, пришедшие к власти в России в 1917 году, сразу стали обезглавливать соборы, сносить кресты и христианские памятники. Они прекрасно понимали, что творить свои злодеяния можно только под сенью истуканов «вождей».
Вся эта история выглядит особенно странно, если учесть то, что на американской однодолларовой купюре написано «In God we trust» — «В Бога мы веруем». Атеистов эта надпись почему-то не раздражает, равно как и обильная масонская символика на денежном знаке, который лежит в кошельке почти у каждого жителя США.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем русского первопечатника диакона Ивана Федорова, а также государственного деятеля Великого князя Михаила Николаевича
Будущий русский первопечатник диакон Иван Федоров родился ок. 1510 года. Предположительно, И. Федоров обучался в Краковском университете, знал древнегреческий, латынь; и в 1532 получил степень бакалавра. Был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле.
В 1564−65 совместно с Петром Мстиславцем напечатал первые точно датированные русские книги. Вследствие «озлобления. от многих начальник и священноначальник, и учитель» Федоров с Петром Мстиславцем оставил Москву и в 1568−70 издал две книги (вторую уже без своего «клеврета»), в имении Заблудово, которое принадлежало покровителю Православия в Литве гетману Г. А. Ходкевичу.
Когда Ходкевич уже не мог ему более оказывать поддержку, Федоров перебрался во Львов (1572), где организовал собственную типографию и напечатал две первые точно датированные книги.
В 1575−76 Федоров был управителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря, находившегося во владениях князя Острожского. Затем в Остроге напечатал новые книги (1578−81). В 1583 Федоров возвратился во Львов, занимался литьем пушек и демонстрировал изобретенную им складную пушку в Вене императору Рудольфу. Умер Иван Федоров во Львове, похоронен в Онуфриевском монастыре.
Среди книг, напечатанных Иваном Федоровым: «Апостол-тетр» (1564, с добавлениями — 1574); Часовник (два изд. 1565); Учительное Евангелие (1569); Псалтырь с Часословцем (1570); Азбука (два изд. — 1574, 1578), важный памятник восточнославянской педагогики; Псалтырь и Новый Завет (1580); книжка «Собрание вещей нужнейших» Тимофея Аннича (1580); «Хронология» Андрея Рымши (1581); первая полная славянская Библия, известная как Острожская (1580−81).
Сегодня также день памяти видного государственного и военного деятеля, председателя Государственного Совета Великого князя Михаила Николаевича, скончавшегося в 1909 году.
Он родился 13 октября 1832 года и был четвертым сыном Императора Николая I и Императрицы Александры Федоровны (брат Императора Александра II). В 1848 г. Великий князь начал действительную военную службу в артиллерии, получив через год звание капитана, в 1850 г. — полковника и в 1852 г. — генерал-майора. В этом звании Михаил Николаевич принял участие в Крымской войне, находился в осажденном Севастополе, участвовал в сражении под Инкерманом (награжден орденом св. Георгия IV ст.), командовал всей артиллерией, расположенной на северной стороне города, с 1855 г. командовал артиллерией гвардейского пехотного и резервного кавалерийского корпусов.
По окончании войны Великий князь был произведен в генерал-лейтенанты и принял командование гвардейской кавалерийской дивизией. С восшествием на престол старшего брата — Императора Александра II, Михаил Николаевич был назначен членом Государственного Совета, а 25 января 1856 г. приступил к исполнению обязанностей генерал-фельдцейхмейстера с получением одновременно генерал-адъютантского звания. В эти же годы Великий князь принял на себя множество государственных и общественных обязанностей: стал вице-председателем комиссии, учрежденной для улучшения службы и быта военнослужащих; членом комитета об учреждении кавалерийской академии; начальником 2-й легкой гвардейской кавалерийской дивизии, а с 1857 г. — начальником артиллерии отдельного гвардейского корпуса; в 1859 г. — членом комитета для рассмотрения состояния укреплений Балтийского и Черного морей. 9 февраля 1860 г. был назначен на пост главного начальника военно-учебных заведений, а 25 августа произведен в генералы от артиллерии.
С 1860 г. — генерал от артиллерии и главный начальник военно-учебных заведений. В 1862 г. Михаил Николаевич был отправлен наместником на Кавказ (с 1864 г. — главнокомандующий Кавказской армией). Под его руководством были окончательно покорены Чечня, Дагестан и Западный Кавказ. 15 июня 1864 г. награжден орденом св. Георгия 2-й степени за покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. На Кавказе проводил реформы, которые в те годы велись по всей России: освобождение крестьян от крепостной зависимости, реформа крестьянского и народного управления, судебная, административная и военная реформы, улучшение путей сообщения и финансов.
В годы Русско-турецкой войны за освобождение балканских народов от турецкого владычества, Михаил Николаевич руководил осадой Карса, разбил армию Мухтара-паши на Аладжинских высотах (турецкая армия была полностью уничтожена, потеряв только убитыми 15 тысяч человек, вся бывшая у турок артиллерия досталась русским), вел переговоры с турками о сдаче России Батумского края. 9 октября 1877 г. Михаил Николаевич был удостоен ордена св. Георгия 1-й степени «..за разбитие наголову кавказскими войсками под личным предводительством Его Высочества армии Мухтара-паши в кровопролитном бою 3 октября 1877 года на Аладжинских высотах и принуждение большей части оной сложить оружие».
С 1878 г. — генерал-фельдмаршал. В 1881 г. Великий князь был назначен председателем Государственного Совета (оставил пост в 1905 г. По состоянию здоровья, но до смерти оставался почетным председателем). Михаил Николаевич состоял председателем Александровского комитета о раненых, почетным вице-президентом Михайловской военной академии, почетным членом Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной и Военно-медицинской академий, почетным членом Русского географического общества.
С 1903 г. в связи с болезнью Михаил Николаевич подолгу жил на юге Франции, в Каннах, отойдя от государственных и общественных дел. Похоронен в Санкт-Петербурге. В 1914 г. Великому князю Михаилу Николаевичу был установлен памятник в Петергофе.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл благословил строительство храма прп. Сергия Радонежского на острове Чанг в Таиланде
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил строительство храма преподобного Сергия Радонежского на острове Чанг в Таиланде, информирует Патриархия.Ru.
В резолюции Его Святейшества на имя представителя Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд архимандрита Олега (Черепанина), в частности, отмечается: «Отрадно, что закладка этого храма, Богу содействующу, будет осуществлена в 2014 году, когда мы будем отмечать 700-летие со дня рождения преподобного и богоносного отца нашего Сергия».
Ожидается, что закладку нового храма 13 февраля 2014 года совершит руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, сообщает сайт Представительства.
Русская линия
В Храме Христа Спасителя прошел I Московский миссионерский съезд
16−17 декабря 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице России состоялся I Московский миссионерский съезд, сообщает Патриархия.Ru.
16 декабря съезд открылся в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя под председательством главы Синодального миссионерского отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна.
В открытии приняли участие руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, управляющий Северо-Западным и Северным викариатствами Московской епархии архиепископ Егорьевский Марк, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, декан Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Николай Соколов, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин).
Заседание открылось докладом архиепископа Марка. В своем выступлении он отметил текущие проблемы и задачи миссионерской работы в столице, в том числе разработку мер по практическому исполнению общецерковных нормативных и рекомендательных документов, как-то «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви», «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви».
Владыка Марк отметил необходимость создания в Московской епархии координационного миссионерского центра: «Каждый миссионер сегодня фактически предоставлен сам себе. В такой ситуации под предлогом миссии нередко совершаются неоправданные эксперименты, без церковного утверждения вводятся экспериментальные миссионерские программы или инициативы, не укорененные в Священном Предании Церкви, совершаются действия или публичные высказывания, которые вызывают соблазны в церковной и светской среде». Он призвал миссионеров «взять за правило смиренно советоваться о своих инициативах с людьми, поставленными Церковью ответственными за миссионерское служение».
Архипастырь затронул вопрос качества миссионерских и апологетических материалов, распространяемых в епархии, и необходимость их авторитетного анализа и отбора, а также общедоступного размещения в бумажном и электронном виде.
Затем к присутствующим обратился митрополит Иоанн. Он процитировал слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что «в первую очередь местом приложения миссионерских усилий должен быть приход». «В каждом приходе должна идти активная миссионерская деятельность. Речь идет о подготовке миссионеров на приходском, благочинническом и епархиальном уровнях. Порой священник вынужден заниматься организационными вопросами, отдаляясь от своих прямых обязанностей — служения у престола Божия. От этого происходит профессиональное выгорание, усталость, утрата живой связи с общиной. И если у нас будут созданы эффективные приходские структуры миссионерской направленности, это поможет священнику, не разрываясь между различными организационными вопросами, заниматься своей непосредственной пастырской деятельностью», — подчеркнул митрополит Иоанн.
«Для того, чтобы вести успешную миссию, необходимо знать, каково отношение людей к Русской Православной Церкви», — отметил владыка Иоанн, приводя цифры социологических опросов, проведенных Лабораторией социальных проблем современного общества социологического факультета МГУ. Приведенные данные свидетельствуют о неразберихе, царящей в умах людей, об ориентированности молодежи на потребительские ценности и ранней омертвелости души. «Необходимо воспитывать чувства сокровенной преданности своему народу и его истории, родной земле и ее святыням, при этом научая уважительному отношению к другим народным обычаям и образу мыслей», — заявил председатель Синодального отдела.
Владыка также затронул вопрос о заявлении нравственных позиций Церкви перед лицом вызовов современности: «Вовремя дать оценку общественным явлениям — это тоже наша задача как миссионеров. Сегодня необходимо здраво противостоять таким угрозам, которые подрываю нравственные основы российского общества».
В продолжение заседания с приветственным словом к присутствующим обратился генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский.
Затем с докладом о подготовке миссионерских кадров выступил игумен Серапион (Митько). Он рассказал об усилиях рабочей группы под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, созданной в 2013 году и подготовившей ряд документов, которые были утверждены Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви.
Следующим прозвучало выступление протоиерея Владимира Воробьева. Ректор ПСТГУ отметил важность навыка миссионеров, и в особенности священников, занимающихся миссионерством, «разговаривать с современной молодежью на современном языке». «Поскольку речь идет о просвещении, в первую очередь каждый миссионер должен иметь серьезное гуманитарное образование», — сказал отец Владимир. Также он затронул вопрос создания кафедр теологии в светских вузах: «Церковь не только может, но и должна участвовать в образовательной деятельности. Сейчас это уже закреплено в новом законе об образовании. Церковь выступает здесь полноправным участником образовательного процесса. Сейчас 37 государственных университетов имеют кафедры теологии».
Затем к присутствующим обратился протоиерей Всеволод Чаплин. «Миссионерское служение очень востребовано сегодня, — сказал он. — Очевидно, что многие истосковались по правильному образу Православия, по церковной жизни. Люди часто задают вопросы о церковной жизни, но они порой боятся прийти в храм, преодолеть этот барьер. Поэтому нам надо выйти из храма навстречу людям, изменить свою привычную психологию, проповедовать там, где это на первый взгляд кажется непривычным». «Очень важно, чтобы те, кто приходят в храмы, получали информацию и разъяснения о вере и церковной жизни. Наша главная задача в том, чтобы многие люди из „прохожан“ и „захожан“ стали полноценными прихожанами», — добавил отец Всеволод.
Докладчик также подчеркнул, что сами церковные люди не должны замыкаться в своем сообществе и быть открытыми к диалогу: «Изолированные группы единоверцев, такие коллекторы единомышленников бывают полезны, но есть опасность, что однажды на такие сообщества могут снаружи навесить замок». «Очень важно присутствовать и вне храмов, и внутри храмов. О правде Божией всегда нужно говорить с любовью, нужно сделать из недруга друга, из, казалось бы, безнадежного ненавистника христианства — человека, спасаемого в Церкви», — заметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.
Приветственное слово министра юстиции Российской Федерации А.В. Коновалова зачитал заместитель руководителя департамента по вопросам правовой помощи министерства Ю.В. Зудов.
Игумен Серапион (Митько) огласил доклад «Основные направления деятельности Синодального миссионерского отдела в 2013 году».
Иеромонах Димитрий (Першин) выступил с докладом «О развитии миссионерского служения в Московской городской епархии». Участникам собрания была представлена Миссионерская карта Москвы, разрабатываемая совместно с Синодальным информационным отделом. Это интерактивная карта, на которой обозначены активные миссионерские приходы и культурные объекты. Метки могут наносить пользователи и модераторы карты.
В продолжение заседания прозвучали доклады протоиерея Николая Соколова «О системе подготовки миссионеров в Москве», сопредседателя Национального союза защиты прав потребителей А.С. Ульянова о противоалкогольных мерах и антимонопольной политике в России, настоятеля храма Всех святых в Красном селе протоиерея Артемия Владимирова о построении миссионерской работы на приходе.
Первый день съезда продолжился в формате секций, на которых выступили настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубино протоиерей Александр Борисов, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре протоиерей Александр Ильяшенко, генеральный директор телеканала «Спас» Б.И. Костенко, председатель Братства православных следопытов протоиерей Сергий Шастин.
В рамках Съезда были организованы конференция «Социокультурная интеграция и адаптация трудовых мигрантов в России», круглый стол «Миссия к детям», конференция «Миссионерское образование на современном этапе: проблемы и перспективы», конференция «Миссия в тюремных стенах», круглый стол «Церковь, общество, бизнес: перспектива взаимодействия».
Второй день съезда продолжился в формате Межрегионального молодежного форума «Миссия Кирилла и Мефодия», в рамках которого была представлена программа «Волонтеры здоровья: школа жизни», реализуемая при поддержке Лиги здоровья нации.
17 декабря в Зеленом зале Храма Христа Спасителя состоялся круглый стол «О сектантской направленности псевдомедицинских центров подготовки к родам». В работе круглого стола приняли участие эксперты Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей Н.А. Соколова и Ю.С. Моссино. В этот же день прошли круглые столы «Миссионерские программы Всероссийского православного молодежного движения», «Святая Русь: тропой следопыта», «Современный методы и подходы в организации миссионерской деятельности».
Завершился съезд собранием в лекционном зале Государственной Третьяковской галереи и принятием итоговой резолюции.
Русская линия
В Хабаровске состоялась презентация документального сериала о Православии на китайском языке «Вера святых»
17 декабря 2013 года в Хабаровской духовной семинарии состоялась презентация документального сериала о Православии на китайском языке «Вера святых». Об этом сообщается на сайте Хабаровской епархии.
Цикл 30 короткометражных фильмов по 10−13 минут на китайском языке рассказывает об основах православной веры, истории Церкви, особенностях богослужения, иконописи. В основу сюжета легли труды двух святителей: Филарета Московского и Николая Сербского. Отдельные серии посвящены таким русским святым, как равноапостольный князь Владимир, благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, благоверный князь Димитрий Донской.
Проект перевода 30-серийной картины режиссера Евгения Крылова осуществлен при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива» силами двух приходов — свв. апостолов Петра и Павла в Гонконге и свт. Иннокентия Иркутского в Хабаровске. Фильм озвучен на китайском языке (путунхуа и гуандунский диалект) и сопровожден субтитрами (в традиционной иероглифической версии).
Открыл презентацию епископ Бикинский Ефрем, викарий Хабаровской епархии.
Руководитель проекта иеромонах Никанор (Лепешев), клирик хабаровского Свято-Иннокентьевского храма, провел виртуальную экскурсию по сайту проекта, продемонстрировав присутствующим одну из серий онлайн-версии фильма.
Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель прихода свв. апп. Петра и Павла, представил присутствующим онлайн-магазин православной литературы на китайском языке http://www.orthodoxbookshop.asia/, в котором кроме книг и брошюр можно приобрести сериал «Вера святых» на DVD-дисках.
На презентации присутствовали студенты Хабаровской семинарии, в программу которых с этого года вошло изучение китайского языка, а также китайские студенты, проходящие обучение в хабаровских вузах.
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион встретился с делегацией сирийской курдской партии «Демократический союз»
17 декабря 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион встретился с главой делегации сирийской курдской партии «Демократический союз» Салехом Муслимом Мухаммадом. Об этом сообщает служба коммуникаций ОВЦС.
В делегацию также вошли уполномоченные представители партии: в России — Абд Салям Мухаммад Али и в ЕС — Абд Аль Салям Мустафа, председатель Международного союза курдских общественных объединений Мераб Шамоев и председатель Совета Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации Фархат Патиев. Со стороны Отдела внешних церковных связей во встрече приняли участие секретарь по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарёв, заведующий Сектором межрелигиозных контактов священник Димитрий Сафонов и сотрудник Секретариата по делам дальнего зарубежья Ольга Мазур.
Митрополит Иларион приветствовал гостей в стенах Синодального учреждения, ответственного за внешние связи Русской Церкви.
Митрополит Иларион выразил обеспокоенность ситуацией в Сирии, обратив внимание на бедственное положение христиан в стране, особенно в тех ее частях, где идут бои. До сих пор ничего неизвестно о похищенных сирийских иерархах; не получили свободу игумения и сестры монастыря святой Феклы в Маалюле, захваченные боевиками. Владыка также отметил, что именно курдские районы Сирии являются пристанищем для христиан.
В свою очередь господин Мухаммад заверил председателя ОВЦС в том, что курдская администрация будет продолжать противостоять экстремистам на своей территории и сделает все возможное, чтобы защитить христиан и представителей других традиционных религий страны от нападений со стороны террористов. Он выразил надежду на то, что различные религиозные общины смогут в согласии сосуществовать в Сирии и, в частности, в курдской ее части после мирного разрешения сирийского конфликта.
Русская линия
Викарий Святейшего Патриарха епископ Воскресенский Савва принимает участие в работе вторых «Пюхтинских Чтений»
Наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Воскресенский Савва по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви принимает участие в работе вторых «Пюхтинских Чтений». Об этом сообщает сайт Епархии города Москвы. Тема международной научно-практической конференции — «Диалог педагогических традиций православия и современного воспитания: проблема формирования личности».
На форуме рассматриваются вопросы гармоничного развития личности, речь ведется о педагогических традициях православия, монастыри рассматриваются как хранители православной веры и традиции и являются объектами туристического интереса. Все участники Чтений подробно познакомятся со святынями Свято-Успенского Пюхтинского монастыря, а также узнают о непрерываемой традиции этой древней обители.
Русская линия
Валаамскому Спасо-Преображенскому монастырю передан ковчег с частицей мощей святителя Николая
13 декабря 2013 года в храме преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Московском подворье Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря, состоялась торжественная передача в дар обители ковчега с частицей мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, сообщает пресс-служба Валаамского монастыря.
В мероприятии приняли участие игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий, благотворители и братия обители.
«Я с особой благодарностью принимаю этот драгоценный для всех нас дар — ковчег с частицей мощей святого Николая Мирликийского. Особенно знаменательно то, что это событие происходит в день памяти святого апостола Андрея Первозванного — день который отмечается в монастыре как праздник Возрождения Валаама, потому что в этот день 24 года назад первые монахи ступили на валаамскую землю, чтобы начать восстановление обители. Ковчег с частицей мощей святителя Николая будет перенесен на Никольский скит, где множество людей смогут приложиться к святыне. Этот святой очень любим русским народом и является покровителем и помощником всем путешествующим, поэтому несомненно, что каждый паломник, посещающий Валаам будет молиться перед этой святыней. Мы очень благодарны нашим благотворителям, которые не только восстановили в былой красоте храм во имя святителя Николая на Валааме, но украсили его и духовно, передав частицу мощей святителя — отмечает игумен Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий. — теперь эта святыня будет в благословение и освящение всем паломникам, посещающим Валаам».
Сразу после церемонии передачи перед святыми мощами был совершен благодарственный молебен, после которого прихожане и гости подворья приложились к святыне.
Ковчег с частицей мощей великого христианского подвижника и одного из самых почитаемых во всем мире святых — Николая Чудотворца — будет пребывать на Московском подворье до 25 декабря. Затем его переправят на остров Валаам, где он будет находиться постоянно.
22 мая 2014 года, в день памяти перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, на Валааме пройдет традиционный крестный ход по водам Ладоги с перенесением переданных мощей в Никольский скит.
Русская линия
В Северной Осетии появились казачьи патрули
К охране общественного порядка в Пригородном районе Северной Осетии вместе с сотрудниками МВД приступили казаки. По информации силового ведомства, казачьи дружины не заменяют работу полиции, не замещают функции сотрудников органов внутренних дел, а выступают в качестве помощников, передает корреспондент ИА REGNUM.
В МВД заявляют, что казачьи патрули весомо отличаются по результативности от остальных отрядов ДНД: они ответственнее и активнее выполняют служебные обязанности, подтянуты и дисциплинированны. В целях организации взаимодействия с членами Аланского республиканского казачьего общества (АРКО) в осуществлении охраны общественного порядка и объектов жизнеобеспечения Северной Осетии МВД по РСО-Алания с АРКО заключено соглашение, пояснили в республиканском МВД.
В пешем порядке казаки вышли в патрули с сотрудниками ППС по Пригородному району. «Я могу сказать, что казаки Пригородного района во главе с атаманом Абисаломом Хубуловым выполняют обязанности честно и добросовестно в соответствии с требованиями, определяемыми законодательством РФ, приказами и другими нормативными актами МВД России и МВД по РСО-Алания, неукоснительно соблюдают дисциплину, требования по охране труда и технике безопасности. Мы всегда можем рассчитывать на безоговорочную поддержку со стороны атамана Пригородного района. В свою очередь, мы обязуемся оказывать постоянную помощь и поддержку добровольным казачьим дружинам в выполнении возложенных на них задач по охране правопорядка», — заявил начальник ОМВД России по Пригородному району подполковник полиции Олег Бароев.
Напомним, что казаки Пригородного района вошли в государственный казачий реестр и теперь могут нести службу по охране общественного порядка совместно с полицией.
Русская линия