Генерал Александр Кирилин: «Это традиция, которая сложилась уже более 10 лет назад»
В Москве у памятника-часовни героям Плевны была отслужена лития в память о почивших русских гренадерах
Богослужение по почившим героям возглавил епископ Дмитровский Александр. Владыка тепло поблагодарил всех, кто пришел в этот день почтить память героев Плевны и заявил, что в России об этом подвиге никогда не забудут. Со словами приветствия к собравшимся обратились генералы Александр Кирилин и Алексей Леонов, было зачитано Приветственное послание от Государственной Думы. После торжественных речей к памятнику-часовне были возложены венки из живых цветов. Затем состоялся вынос знамени России, а у часовни был выставлен почетный караул.
О том, как проходили торжества, мы попросили рассказать начальника Военно-мемориального центра Вооруженных сил России генерал-майора Александра Кирилина:
«Ежегодно в этот день у памятника русским гренадерам, павшим под Плевной 28 ноября старого стиля, собираются люди, которые помнят их, помнят эту дату, помнят эту историческую веху. Представители Администрации Президента, Министерства обороны, Министерства культуры, представители посольства Болгарии, Международного Скобелевского комитета и просто люди, которым не безразлична наша история — все они молились сегодня о почивших героях. Это традиция, которая сложилась уже более 10 лет назад.
Мы приходим сюда, чтобы почтить память наших собратьев, павших в этой удивительной войне. Удивительной потому, что эта война является светлой страницей в истории Вооруженных сил России, поскольку она носила абсолютно бескорыстный характер, — это война за наших братьев славян.
Сегодня я имел счастье выступить, и я с удовольствием вновь повторю слова, которые написал военный министр России того времени граф Милютин, обращаясь к Государю Императору: «уклонившихся от призыва не было». То есть была объявлена мобилизация, но никто даже не подумал отказать в помощи нашим православным братьям. Люди с огромным энтузиазмом поднялись на борьбу за освобождение балканских народов от османского ига.
Более двухсот пятидесяти тысяч наших солдат погибло в боях на болгарской земле, и мы помним о них. Сотни памятников и памятных мест, посвященных нашим соотечественникам, существует в Болгарии и России. В Софии стоит памятник Императору Александру II, есть памятники и русским генералам.
С огромным удовольствием участвует в подобных мероприятиях наше молодое поколение — помолиться о героях Плевны пришли слушатели Университета МВД, слушатели Академии ракетных войск имени Петра Великого, воспитанники Военно-музыкального училища.
Взятие Плевны стало народным праздником, и мы ждем, когда рядом с памятником гренадерам поставят памятник генералу Скобелеву. Поэтому мы хотели бы обратиться к правительству Москвы — национальный герой России достоин того, чтобы его память была увековечена в городе, где он скончался.
Русская линия
Епископ Лонгин: Причина бедствий — не просто «человеческий фактор», а человеческий грех
По мнению владыки, Господь ожидает нашего обращения, и если мы не оправдаем Его ожиданий, с нами произойдет то же, что произошло с предпотопным человечеством
«Слова Спасителя о рухнувшей башне, придавившей, как сказано, восемнадцать жителей Иерусалима, — это призыв помнить о смерти, — отмечает владыка. — О том, что каждый из нас не просто смертен, но очень часто смертен внезапно. Об этом говорил Спаситель, и святоотеческая мудрость вслед за Ним учит нас тому же: «Помни последняя твоя, и во век не согрешишь». Но слова Христа отвечают еще и на вопрос «почему?». Почему это происходит именно с нами? Парадокс в том, что неверующие задают этот вопрос гораздо чаще верующих. Верующий с большей вероятностью знает ответ. Но неверующий, казалось бы, и искать ответа не должен! Ведь для него Бога нет, и любая катастрофа — следствие каких-то физических процессов либо «человеческого фактора».
«Почему цунами унесли жизни сотен тысяч людей? Потому что произошло извержение подводного вулкана или разлом земной коры, массы воды получили толчок, и образовавшиеся волны хлынули на сушу. Почему упал самолет? Потому что при его осмотре перед полетом люди что-то недоглядели. Все понятно, о чем еще спрашивать? Но душа действительно по природе христианка, и любой из нас интуитивно понимает: человеческая жизнь не может быть случайной жертвой, в происходящем есть какой-то смысл, и его надо искать», — пишет епископ Лонгин.
«Церковь уже два тысячелетия утверждает, что причина бедствий не просто «человеческий фактор», а человеческий грех», — подчеркивает владыка. «Как можно применить евангельские слова к сегодняшнему дню, к эпохе потребления, когда люди привыкли жить по принципу «после нас хоть потоп», истощать, истреблять природные ресурсы не только ради необходимых, но и ради совсем ненужных вещей? В самом прямом смысле: в них предупреждение всем нам: если мы не изменим отношения к Богу, к миру, к жизни — мы погибнем», — уверен правящий архиерей Саратовской епархии.
«В сегодняшних катастрофах гибнут такие же люди, как мы, — обращает внимание архиерей. — И наше дело — не только задуматься о происходящем, но и остаться настоящими людьми, настоящими христианами, помочь тем, кто попал в беду. И в этом еще один, может быть, самый главный смысл всех бедствий, случающихся в истории. Господь не только наказывает или предупреждает нас — самое главное, Он дает нам возможность проявить лучшие человеческие качества — милосердие и сострадание к тем, кто в них нуждается. Суд принадлежит Богу, а мы не должны судить друг друга, мы должны друг другу помогать».
Русская линия
Протоиерей Димитрий Смирнов: «Только в нашей стране используют такие каннибальские технологии»
Настоятель храма святителя Митрофана Воронежского возмущен всероссийской практикой изготовления из плода неродившихся детей лекарственных препаратов и косметики
«Само отношение к телу ребенка, как к какому-то материалу или сырью отвратительно, — подчеркнул отец Димитрий. — Это напоминает то, за что многих после Нюрнбергского процесса повесили, и стране, которая победила фашизм, нужно было бы постесняться. По учению Церкви, тело человека — это храм его души, поэтому его нельзя просто „утилизировать“, как мусор или отходы. Его надо с молитвами и со всеми почестями предать погребению. Такое отношение говорит о полной потере человеческого, а не то, что религиозного чувства».
Вместе с тем, по словам протоиерея, такое отношение к телу человека в России, к сожалению, распространено повсеместно. «Вот, например, закон о том, что человека, у которого диагностирована смерть мозга, можно признать мертвым. То есть это только диагноз, а человека уже расчленяют — его органы продают без ведома родственников или без его личного прижизненного согласия. И это притом, что ошибка диагностирования смерти мозга — 11%, то есть каждый десятый расчленяется на органы заживо. И таким образом решают сразу две проблемы — „утилизируют“ человека, которого уже не надо лечить, и получают его органы, которые прекрасно годятся для дальнейшей продажи».
«Медицина, из помощи страждущим, превратилась в платную услугу и главное для нее — извлечь средства, — отмечает отец Димитрий. — Это трагично! В качестве совета человеку, попавшему в подобную ситуацию, могу только рассказать о своем случае, когда одной из прихожанок нашего храма роддом отказался выдать тело ребенка. Я просто сказал врачам, что если они не отдадут тело, я приду со всем своим приходом, то есть придет 2 тысячи человек, и мы заставим их отдать нам ребеночка, вызовем милицию, журналистов и т. д. И тогда они пошли на попятную. Но совершенно очевидно, что действовать так каждый раз нельзя, необходимы правила и закон».
Русская линия
Протоиерей Владислав Свешников: Чужеродность понятия прав человека для России обусловлена отрывом этого понятия от нравственности
Православные священнослужители о том, как добиться радикального улучшения ситуации с законностью в России
Между тем ни для кого не секрет, что права человека остаются до сих пор чужеродным понятием для российского менталитета. Инстинкт самосохранения подсказывает гражданам страны не обращаться за помощью в те инстанции, которые согласно Конституции, обязаны ему эту помощь оказывать. Более того, события последних месяцев показывают, что населению России все сложнее становиться мириться с фактическим неравенством ее граждан перед законом, когда чиновники или представители влиятельных национальных диаспор пользуются в ряде случаев полной безнаказанностью.
«Стоит ли винить население в отсутствие веры в суд и закон? Как добиться радикального улучшения ситуации с законностью в России? Возможна ли модернизация страны без достижения фактического равенства граждан перед законом?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов заявил, что в сфере права в России происходит катастрофа. «Это касается и правовой сферы, и сферы законности. Какую бы область нашей жизни мы ни взяли, то увидим, что для большинства работников и здравоохранения, и прокуратуры, и правоохранительных органов главным является не честное исполнение своих обязанностей, а получение прибыли как законными, так и незаконными путями», — сказал он.
«И пока материальное благополучие и богатство будут главными ориентирами в жизни общества при таком огромном количестве бедных и обездоленных людей и при таких безобразиях, нормальной жизни у нас не будет. И ежегодная убыль населения на миллион человек — это очень грозный симптом. Через 10−15 лет Россия просто исчезнет, если духовно-нравственная переориентация и обращение к скромной, трудовой, созидательной жизни не произойдут сверху донизу во всех слоях общества и государства», — добавил протоиерей.
Настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников считает, что права человека в современном мире оторваны от нравственности, а потому и не приживаются в России. «Чужеродность понятия прав человека для российского менталитета обусловлена отрывом этого понятия от более емкого, наполненного нравственно-этическим содержанием, понятия достоинства человеческой личности», — сказал он.
«При безличностном подходе к человеку, подходе, лишенном духовно-нравственного измерения, говорить об улучшении ситуации с законностью и каком-либо доверии к органам государственной власти бессмысленно. По-моему, суть проблемы именно в этом», — добавил отец Владислав.
Директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области протоиерей Алексий Новичков, усматривает религиозные причины разрухи в области правосознания.
«Я считаю, что все эти вопросы не должны решаться в отрыве от главного вопроса русской жизни — вопроса отношений нашего народа с Богом, которые должны быть восстановлены. И только после возвращения России на исторический путь, по которому ведет нас Христос, и может быть выстроена вся цепочка общественных и государственных отношений, в которых свое место займут и права человека. Потому что истинным источником права в этом мире был и является Господь Бог, давший в своих заповедях всю полноту порядков и условий, необходимых для жизни», — сказал он.
«Другое дело, что сейчас происходит глобальная перестройка самих оснований личной и общественной жизни. И правовые построения опираются уже не на Первоисточник, а на человеческие представления. В результате мы имеем именно такое законодательство и именно такую ситуацию с законностью», — добавил протоиерей.
Преподаватель МДАиС иеромонах Тихон (Зимин) согласился, что понятие прав человека не относится к числу наших традиционных ценностей. «Если мы обратимся к нашей истории, то увидим, что права человека и достоинство человеческой личности постоянно ущемлялись либо в угоду идеологии, либо в угоду малочисленного правящего класса. Этим во многом обусловлена и современная ситуация в данной области. Современными правовыми и государственными структурами эта ситуация фактически обслуживается и поддерживается», — сказал он.
«Декларации сами по себе ничего человеку не дадут, пока он сам не почувствует, что его существование кому-то нужно, пока не будет осознанна ценность человеческой личности и в правовом, и в духовном измерении. Поскольку такая ситуация сложилась в результате определяющего влияния политической системы, то для ее радикального изменения в лучшую сторону, очевидно, необходимо приложение недвусмысленной политической воли», — добавил отец Тихон.
Русская линия
Епископ Бронницкий Игнатий: «Над любыми инстинктами в жизни человека должен стоять разум»
Глава Синодального отдела по делам молодежи считает, что «гражданские браки являются частью пропаганды бездушного, животного образа жизни»
Как отметил епископ, в последнее время ситуация с «гражданскими браками» оправдывается проверкой отношений, но такая «проверка» во многих парах затягивается на годы, а семьи в исконном понимании так и не создается. Он указал на то, что часто в таких семьях партнерам, «прежде всего из-за юридических тонкостей, тяжело решиться на рождение более чем одного ребенка», такие пары, «сами не сознавая того, подрывают саму основу человеческих отношений».
«Когда мы говорим о „гражданском браке“, мы понимаем, что проблема лежит не только в юридической стороне вопроса, особенно если у пары есть дети, но и в нравственной в не меньшей степени. Люди не хотят брать на себя хотя бы минимальную ответственность. Брак — это своего рода договор, а нежелание принимать этот договор оставляет людей в состоянии взаимного недоверия», — подчеркнул епископ Игнатий.
В числе других проблем молодой семьи он выделил также большое число разводов, снижение рождаемости, низкий процент многодетных семей, а главное — «общую тенденцию к нивелированию важности брака в представлениях молодежи и падению значимости семейных ценностей в представлениях общества в целом».
Как считает иерарх, корень всех этих проблем лежит в том векторе духовного, нравственного или, скорее, безнравственного, отношения к жизни, которое превалирует сейчас. «Уважение к той системе ценностей, которая претерпела в России колоссальные изменения и ушла далеко от традиций, потерявшая тот якорь, который долгие годы поддерживал русский народ, должно быть непременно восстановлено», — сказал владыка. По его словам, это и есть задача православных людей, ответственных за работу с молодежью — своим личным примером поддерживать светлое понятие семьи.
В круглом столе приняли участие молодежные лидеры православных организаций Москвы, таких как «Георгиевцы!», «Покров», «Светоч», «Братство православных следопытов», «Всероссийское православное молодежное движение», «Дружина Георгия Победоносца», а также ответственные за молодежную работу на приходах и священнослужители.
Русская линия
Милиционеры отпустили на свободу кавказцев, убивших Егора Свиридова
Следователи Следственного комитета России допрашивают сотрудников МВД, допустивших бездействие, в результате которого подозреваемые оказались на свободе
Егор Свиридов был убит в ходе драки в Москве 6 декабря, в которой участвовали около десяти человек. В убийстве обвиняется уроженец Кабардино-Балкарии Аслан Черкесов. По данным следствия, в ходе драки Черкесов четыре раза выстрелил из травматического пистолета в Егора Свиридова, в результате чего тот погиб на месте.
Отпевание Егора пройдет в храме Андрея Первозванного. «Единственное, что мы хотим и сделаем — придем на похороны Егора, чтобы проститься с нашим другом», — заявил ранее РИА Новости председатель совета объединения болельщиков «Фратрия» Евгений Селеменев.
Между тем, в деле об убийстве Егора всплывают всё новые подробности. В четверг стало известно, что пятеро участников драки, в которой погиб болельщик столичного «Спартака», уже находятся на свободе. По некоторым данным, они уехали из Москвы. Это Артур Арсибиев, Аной Анаев, Рамазан Утарбиев, Хосин Ибрагимов и еще один участник конфликта, чье имя не сообщается. Под стражей был оставлен только Аслан Черкесов, обвиняемый в убийстве Егора.
В связи с этим болельщики готовят новые массовые акции. В субботу они собираются пройти по Кронштадтскому бульвару в районе станции метро «Водный стадион», где произошла драка, и возложить цветы на месте гибели Егора. Еще один митинг фанаты планируют провести на Манежной площади в центре Москвы.
Недовольство болельщиков ходом расследования убийства Свиридова поддержали в Российском футбольном союзе и Всероссийском объединении болельщиков. «РФС и ВОБ понимают возмущение болельщиков „Спартака“. Поведение сотрудников прокуратуры, которые отпустили задержанных, довольно странное», — говорится в обращении к СМИ представителей РФС. В связи с этим РФС «призывает всех болельщиков добиться наказания всех виновников гибели Свиридова и тех, кто помогает уйти им от ответственности, но воздержаться от незаконных действий в день похорон Егора».
В свою очередь, в Следственном комитете России уже заявили, что по факту незаконных действий милиционеров, отпустивших на свободу участников драки, будет проведено отдельное расследование. В настоящее время следователи прокуратуры допрашивают сотрудников МВД, которые только после вмешательства СК РФ возбудили уголовное дело на участников массовой драки в Москве, в которой был убит Егор Свиридов, сообщает «Русская служба новостей».
В заявлении Следственного комитета отмечается, что, несмотря на требование российского законодательства, участники драки были отпущены сотрудниками ОВД Головинского района Москвы. Так как в действиях уроженцев Северного Кавказа усматривались признаки состава преступления, предусмотренного статьей УК «Побои», то следователи ОВД должны были задокументировать факт массовой драки и провести соответствующие следственные действия. Однако этого сделано не было. Уголовное дело милиционеры завели лишь спустя два дня, когда все обвиняемые уже были на свободе.
«Учитывая большой общественный резонанс, вызванный совершенным преступлением, уголовное дело о причинении побоев изъято из органов внутренних дел и в настоящее время соединено в одно производство с уголовным делом об убийстве Свиридова. В рамках уголовного дела следователи уже допрашивают сотрудников милиции, допустивших бездействие, в результате которого не был своевременно рассмотрен вопрос о привлечении к уголовной ответственности подозреваемых в совершенном преступлении», — говорится в заявлении СК РФ.
Позднее и.о. председателя Следственного комитета России Александр Бастрыкин дал указание объявить в розыск отпущенных милицией участников драки. «Я дал указание объявить их в розыск», — сообщил журналистам в четверг Бастрыкин. В ответ на просьбу «Интерфакса» уточнить, сколько участников этой драки было отпущено, глава ведомства сказал, что, по его данным, семь. «Но эту цифру надо уточнить», — добавил он. Бастрыкин обратил внимание на то, что милиция отпустила этих людей, несмотря на то, что «наш следователь ходатайствовал о том, чтобы они были задержаны».
Между тем болельщики «Спартака» считают, что к уголовной ответственности по делу об убийстве Егора Свиридова должны быть привлечены еще несколько человек. «Мы требуем возбуждения уголовного дела по фактам убийства, покушения на убийство и разбоя, совершенных группой лиц», — заявил «Интерфаксу» в среду представитель неформального движения фанатов «Спартака» «Фратрия» Антон, не пожелавший называть свою фамилию.
Представитель «Фратрии» в интервью «Интерфаксу» утверждал, что драка была спровоцирована выходцами с Северного Кавказа. «Черкесов стрелял, его соратники добивали, то есть все они соучастники», — заявил представитель «Фратрии». «Мы сейчас подаем заявления в ОСБ СКП, в Генпрокуратуру, Следственный комитет и ГСУ, чтобы донести до правоохранительных органов реальную картину происшедшего», — сказал Антон. При этом он добавил: «В ОВД нам сообщили, что эта же группа была причастна к аналогичному нападению в этом же районе, совершенного накануне убийства Егора, однако все они по-прежнему на свободе».
Русская линия
«Милые бранятся — только тешатся»
Лукашенко «разрядил» отношения с Россией известной поговоркой
Как уже сообщала РЛ, президенты России и Белоруссии провели сегодня первую за последние полгода отдельную встречу — перед началом заседания в Москве Высшего органа Таможенного союза. Встреча прошла за закрытыми дверями, без СМИ. О чем говорили лидеры, так и осталось не известным.
Отношения между лидерами двух стран серьезно осложнились в этом году. В последние месяцы президенты России и Белоруссии вместе участвовали в международных мероприятиях, в том числе в недавнем саммите ОБСЕ в Астане, но двусторонних встреч между ними не было. А на саммите ОДКБ в Ереване СМИ заметили, как Лукашенко прятал глаза от Медведева.
Последний раз Лукашенко и Медведев беседовали тет-а-тет в подмосковной резиденции российского лидера в Горках в июне, и Медведев тогда выразил надежду, что им удастся сделать «определенные шаги навстречу друг другу». Впрочем, добавил он, «многое будет зависеть от позиции Белоруссии».
Напомним, и без того непростые отношения лидеров России и Белоруссии, связанных в том числе с упорным нежеланием Лукашенко признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, осложнились идущей все лето информационной войной.
Позднее Медведев уличил Лукашенко во лжи, заявив, что тот в присутствии других президентов за закрытыми дверями обещал признать независимость Абхазии и Южной Осетии, но не сделал этого. Лукашенко в ответ обвинил российского коллегу в «недобросовестности» и в том, что Медведев «непорядочно выдергивает определенные вещи». В Кремле в ответ пригрозили опубликовать стенограмму встречи.
3 октября Медведев в своем видеоблоге, комментируя отношения с соседним государством, заявил, что руководство Белоруссии пытается сделать из Москвы одного из главных врагов Минска, и, в частности, отмечал, что предвыборная кампания Лукашенко построена исключительно на антироссийских сюжетах.
А Лукашенко недавно рассказал в интервью французской газете Le Figaro, что располагает фактами финансирования Россией оппозиционных кандидатов на должность главы белорусского государства Владимира Некляева и Андрея Санникова. Вскоре после этого Медведев написал в личном микроблоге в Twitter, отвечая на вопрос белорусской пользовательницы популярного сервиса микроблогов: «К вашим выборам отношусь максимально уважительно. А про вашего президента я уже все сказал».
Русская линия
Владимир Путин: «Чья бы корова мычала, а ваша бы молчала»
Премьер России прокомментировал упрёки США в недемократичности, заявив, что арест Ассанжа почему-то тоже не похож на демократию
Журналисты отметили, что на WikiLeaks в частности говорится, что в нашем государстве демократия отсутствует, а коррупция зашкаливает. «А вы что сами считаете, что это американская дипломатическая служба кристально чистый источник информации?» — ответил вопросом на вопрос премьер.
В свою очередь французский премьер, заметив, что не будет комментировать похищенную информацию, но подчеркнул, что французы не согласны с мнением американцев. «Мы не нуждаемся в дипломатах каких-либо стран, чтобы создать себе представление, что творится в России, — сказал Фийон, — как она эволюционирует, куда идет и как идет». И одновременно отметил, что между российскими и французскими дипломатами установлены хорошие отношения.
Напомним, что 7 декабря полиция Лондона арестовала основателя сайта WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Австралиец арестован по запросу шведских властей, которые обвиняют его в изнасиловании и сексуальных домогательствах.
«Джулиан Ассанж был арестован по международному ордеру в 9:30 (по местному времени). Он обвиняется шведскими властями по одному пункту незаконного принуждения, двум пунктам сексуального домогательства и одному пункту изнасилования. Все преступления были совершены в августе 2010 года», — говорится в сообщении лондонской полиции, которое цитирует РИА Новости. Сейчас решается вопрос об его экстрадиции в Швецию. По данным некоторых источников, в случае экстрадиции Ассанжа в Швецию, он затем может быть вывезен в США. В ноябре шведская прокуратура подала ходатайство в суд об аресте Ассанжа. Его обвиняли в изнасиловании и сексуальных домогательствах. В конце ноября прошение об аресте австралийца было удовлетворено, но Ассанж к тому времени уехал в Великобританию. В этой связи суд Швеции объявил Ассанжа в международный розыск и направил в Лондон запрос о его выдаче.
Между тем коллеги и друзья Ассанжа полностью отрицают его вину, считая, что уголовное дело против руководителя проекта WikiLeaks полностью сфабриковано, и носит чисто заказной политический характер.
Русская линия
Диакон Фёдор Конюхов отправляется в Эфиопию
Его маршрут повторит путь русского путешественника, который возвел там храм, а затем принял духовный сан на Афоне
Маршрут будет пролегать в основном в самых низинных, пустынных регионах, где проживают мусульмане. Экспедиция будет связана с памятью об Александре Булатовиче, ее участники повторят маршруты этого путешественника. А. Булатович исследовал Эфиопию в конце XIX — начале XX века. В 1901 году он построил Георгиевскую часовню на территории в 40 гектаров, предоставленных в дар России эфиопскими властями. Позже путешественник отбыл в Афон, где принял сан. В 1919 году его убили в смоленском монастыре.
«Одна из причин, по которой я отправился по эфиопскому маршруту Булатовича, — в наших биографиях много общего: мы оба начали свои путешествия, будучи военными, потом оба приняли церковный сан», — признался отец Федор.
В 1947 году советские дипломаты решили возвести новое здание посольства в Эфиопии и снесли Георгиевскую часовню, «хотя на такой большой территории она никак не мешала», говорит диакон Ф.Конюхов.
«И вот теперь мы ее будем восстанавливать. И пока на сей счет раздумываем. Если ставить на оставшийся фундамент, то он может „поплыть“, так как закладывался на камнях без раствора, а если залить бетон, то он скроет эти самые камни, которые „намолены“ за 40 лет и уже стали историей. Так что я предложил внутри фундамента поставить большой крест, а рядом возвести церковь», — сказал отец Федор.
Он напомнил, что Эфиопия — «единственная в Африке православная, то есть духовно нам близкая страна». Эфиопию никогда никто не завоевывал полностью, «и все исторические и духовные реликвии всегда оставались в руках эфиопов».
Говоря об исламизации страны, отец Федор отметил, что несколько лет назад соотношение православных и мусульман, по официальной статистике, составляло 80 к 20, а сейчас, согласно неофициальным, «но более достоверным цифрам»: 60 к 40. Он связывает эту тенденцию с бедностью Эфиопии, которой действенную помощь оказывают ОАЭ и Саудовская Аравия.
Путешественник также поделился своей давней мечтой — «каким-либо „древним“ способом — пешком или на лошадях — преодолеть расстояние от подмосковной Сергиевой лавры до Киевской Печерской лавры».
Русская линия
Таможенному союзу быть
Россия, Белоруссия и Казахстан согласовали законы Единого экономического пространства
Медведев, как передает «Интерфакс», был удовлетворен темпами работы: «Это титаническая работа, и я думал, что на подготовку документа уйдут годы, тем не менее она сделана, нам удалось сформировать нормативную базу ЕЭП до конца 2010 года».
«Хотел бы выразить общее удовлетворение динамикой совместной работы, — продолжил Медведев. — Мы семимильными шагами движемся к поставленным целям в развитии Таможенного союза и формировании ЕЭП».
Это лишь третья встреча в составе тройки, и Президент поблагодарил президентов Казахстана и Белоруссии, а также их экспертов за продуктивную работу.
Перед началом заседания глав государств-членов Таможенного союза состоялась встреча президентов России и Белоруссии. Медведев и Лукашенко «обсудили взаимодействие двух стран в рамках Таможенного союза», сообщила пресс-секретарь Президента Наталья Тимакова. В свою очередь руководитель пресс-службы главы белорусского лидера Павел Легкий заявил, что «в ходе встречи, которая длилась более полутора часов, затрагивались актуальные проблемы двусторонних отношений».
По словам Легкого, встреча лидеров двух государств прошла «в спокойной, конструктивной, дружественной атмосфере». Об этом, по его словам, свидетельствует и тот факт, что после переговоров «Лукашенко и Медведев вышли приветствовать президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в приподнятом настроении». В это же время президент Белоруссии, обращаясь к представителям СМИ, заметил: «Вы не поспеваете за нами». О других подробностях встречи Медведева с Лукашенко пока не сообщается.
Напомним, отношения между лидерами двух стран серьезно осложнились в этом году. В последние месяцы президенты России и Белоруссии вместе участвовали в международных мероприятиях, в том числе в недавнем саммите ОБСЕ в Астане, но двусторонних встреч между ними не было. А на саммите ОДКБ в Ереване СМИ заметили, как Лукашенко прятал глаза от Медведева.
Последний раз Лукашенко и Медведев беседовали тет-а-тет в подмосковной резиденции российского лидера в Горках в июне. К тому времени в отношениях между двумя странами уже накопилось множество проблем и взаимных претензий, но Медведев выразил надежду, что им удастся сделать «определенные шаги навстречу друг другу». Впрочем, добавил он, «многое будет зависеть от позиции Белоруссии».
Однако ряд последующих выступлений Лукашенко с критикой российской политики вынудили Кремль занять по отношению к белорусскому лидеру более жесткую позицию. Медведев в своем видеоблоге 3 октября, комментируя отношения с соседним государством, заявил, что руководство Белоруссии пытается сделать из Москвы одного из главных врагов Минска, и, в частности, отмечал, что предвыборная кампания Лукашенко построена исключительно на антироссийских сюжетах. Также он назвал бесчестным поведение белорусских властей в ситуации с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. В то же время Медведев выразил надежду на то, что бессмысленная полоса напряжения в отношениях с Белоруссией обязательно закончится.
Русская линия
Губернаторша одумалась
Газпромовский небоскрёб решили строить в другом месте
Новое место для размещения будущего небоскреба «Газпрома» пока не определено — губернатор предложила общественности решить этот вопрос совместно с городскими властями, чтобы избежать повторения разногласий, но при этом не допустить потери для города столь крупного инвестора, сообщает Фонтанка.Ru.
Одновременно принято решение об отмене постановления о превышении высотности на территории Охтинского мыса. «Мы решили поставить точку в этом вопросе», — заявила губернатор. По ее словам, на решение о переносе проекта повлияла сложная общественная ситуация в Петербурге вокруг «Охта центра». Матвиенко подчеркнула, что в течение двух лет в городе активно обсуждалась возможность строительства доминанты в 400 метров на Охте. В Смольном, по ее словам, внимательно следили за дискуссией, изучали все «за» и «против». «Бесконечно эта дискуссия продолжаться не может. Нам очень не хотелось, чтобы вокруг такого амбициозного, нужного городу проекта не было согласия», — отметила она.
Как сообщала РЛ, неделю назад Матвиенко вернулась к скандальному вопросу строительства газпромовского небоскреба в Северной столицы. В эфире программы «Диалог с городом» на 5-м телеканале она сказала, что Смольный, градозащитники и «Газпром» могут подумать и о другом возможном месте возведения комплекса «Охта-Центр», против строительства которого так активно протестуют многие горожан. Она подчеркнула тогда, что никаких официальных решений о начале строительства городом не принято.
По ее словам, «спор идет вокруг места — за Большеохтинским мостом», и тут «есть еще о чем поговорить с горожанами, вместе порассуждать». Она добавила, что в декабре состоится встреча с градозащитниками, и попросила их «подумать, возможно, у них есть предложения, где можно было бы построить бизнес-центр, и социальный центр, и культурный».
Напомним, в начале октября Главное управление государственной экспертизы согласовало проект 403-метрового газпромовского небоскреба «Охта-центр» в Санкт-Петербурге, устранив последний барьер для получения разрешения на его строительство.
Участок для возведения нового делового комплекса «Газпрома» с 403-метровым небоскребом изначально был выбран напротив архитектурного шедевра Растрелли — комплекса Смольного монастыря со Смольным собором, но на правом берегу Невы, там, где в нее впадает речка Охта.
Жители Северной столицы забили тревогу, что 400-метровая башня «Охта-центра» испортит панораму города, так как строительство будет вестись в непосредственной близости к историческому центру Петербурга, который внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
По закону высота зданий в этом районе не должна превышать 100 метров, однако прошлой осенью губернатор Петербурга Валентина Матвиенко урегулировала эту проблему в специальном постановлении. Противники строительства пытались оспорить это постановление губернатора в суде, но тщетно.
В мае 2010 года в конфликтную ситуацию вмешался Президент России Дмитрий Медведев. Он призвал рассмотреть «альтернативные варианты высотности» здания «Охта-центра». Однако вице-губернатор Михаил Осеевский напомнил Президенту о том, что вопрос о строительстве «Охта-центра» — прерогатива властей Петербурга, а не федеральных структур.
Тут подоспело решение Главгосэкспертизы России, которая одобрила строительство «Охта-центра» по результатам инженерных изысканий на территории предполагаемого строительства: оказывается, охтинские грунты способны выдержать огромную нагрузку высотного здания. Ранее некоторые опытные питерские геологи утверждали, что в районе испытуемого земельного участка существует геофизический разлом.
В конце июля этого года председатель Конституционного суда Валерий Зорькин подписал определение по делу о строительстве 403-метрового здания «Газпрома» «Охта-центр» в Петербурге. Согласно определению КС, региональные власти и суды при определении градостроительной политики обязаны находить в каждом конкретном случае «разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды и связанных с этим прав в духовно-культурной сфере, с другой».
В рамках реализации проекта «Охта-центра» планируется строительство общественно-делового района, главным элементом которого станет здание высотой 403 метра. Предполагается, что полностью строительство «Охта-центра» будет завершено к 2016 году. Комплекс будет построен на средства «Газпром нефти». Стоимость проекта оценивается примерно в 60 миллиардов рублей.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим икону Божией Матери, именуемую «Знамение» и вспоминаем священномученика Кронида (Любимова)
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского Мстиславом Андреевичем, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Ныне икона «Знаменье» Новгородская находиться для поклонения на аналое перед амвоном в новгородской Софии.
Сегодня также день памяти священномученика Кронида (в миру Любимова Константина Петровича), расстрелянного в 1937 году. Он родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. Константин Любимов обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1878 г. поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в течение испытательного срока исполнял различные послушания. 4 января 1883 г. он подал прошение о принятии его в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. К тому времени прошло пять лет его испытательного срока. 28 марта 1888 г. соборный иеромонах Авраамий в Гефсиманском скиту Лавры совершил постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид.
Через полтора года, 25 сентября 1889 г., отец Кронид был рукоположен в сан иеродиакона, а 23 мая 1892 г. в сан иеромонаха. 11 мая 1906 г. иеромонах Кронид за Божественной литургией в Троицком храме Санкт-Петербургского Троицкого подворья был возведен митрополитом Московским и Коломенским Владимиром в сан игумена, а 9 мая 1908 г. — в сан архимандрита.
В 1915 году архимандрит Кронид был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, и так судил Господь, что он стал последним её наместником вплоть до её закрытия, после чего архимандрит Кронид 17 лет жил в Загорске, посещая сначала Петро-Павловскую церковь, а после её захвата обновленцами — Кукуевскую церковь (где отец Кронид любил петь на клиросе), рядом с которой был похоронен старец Алексий Зосимовский. Архимандрит Кронид в то же время фактически оставался главой закрытой большевиками Лавры, владел и пользовался печатью Лаврского Наместника. По его благословению около пятидесяти вернувшихся из ссылок и тюрем Лаврских иеромонахов были назначены на приходы в окрестностях города Загорск.
Архимандрита Кронида арестовали в ноябре 1937 года — к этому времени он был уже совсем слепым. Отец Кронид опроверг обвинение в участии в бандах и контрреволюционных организациях и восстаниях. На требование следователя назвать лиц, его посещавших, архимандрит Кронид ответил: «Меня до последнего времени посещали в Загорске мои почитатели, назвать которых я отказываюсь. Быстро забываю имена и фамилии». На вопрос следователя о его отношении к советской власти архимандрит Кронид ответил: «Я по своим убеждениям являюсь монархистом, последователем истинно Православной Церкви и существующую советскую власть признаю как верующий: [она] послана народу как испытание [его] веры в Промысл Божий».
Его заключили в Таганскую тюрьму Москвы. По его делу проходило 15 человек, в том числе 10 монахов, бывших насельников Троице-Сергиевой Лавры. По обвинению в «контрреволюционной деятельности» 11 человек были расстреляны, четверо получили по 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Отца Кронида обвинили в «руководстве контрреволюционной монархической группой монахов и духовенства». 27 ноября (10 декабря) 1937 года архимандрит Кронид был расстрелян на полигоне НКВД в посёлке Бутово под Москвой и захоронен в общей могиле.
В этот, 27 ноября 1905 г., вышел первый номер органа Союза Русского Народа (СРН) — газеты «Русское знамя». Бессменным издателем газеты был вождь Союза А.И.Дубровин (память 14 апреля), первым редактором стал Иван Сергеевич Дурново. Сперва предполагалось издавать еженедельную газету, но потребность в боевом патриотическом органе оказалась огромной, и уже с начала 1906 г. газета стала ежедневной. В разное время ее редактировали Дубровин, Е.А.Полубояринова (день памяти 14 февраля), которая предоставляла деньги на издание, П.Ф.Булацель (день памяти 18 февраля), Н.И.Еремченко, А.И.Тришатный и др. Газета выходила под девизом «За Веру Православную, Царя Самодержавного, Отечество нераздельное и Россию для русских», ее тираж колебался от 3 тыс. до 14,5 тыс. экземпляров.
В объявлении о подписке на «Русское знамя» указывалось, что газета является «органом, стоящим исключительно на народной почве в смысле внутреннего и внешнего единства всех ветвей великого русского племени, равноправие с которым в государстве может быть даровано инородцам лишь под условием их внутреннего единения с Русским Народом и полного проникновения интересами нашей государственности». Именно в такой позиции был секрет популярности газеты. «Русское знамя» смело поднимало самые острые проблемы жизни русского народа, жестко критиковало представителей власти за уступки либералам и социалистам. Результатом были цензурные гонения на издателя. Так, за 5 лет издания на газету было наложено 6 штрафов на огромную сумму в 11 тыс. руб., орган СРН получил 13 предупреждений и обращений внимания, 18 номеров газеты было изъято (8 арестов было через несколько дней отменено). В декабре 1910 г. Дубровин временно приостановил издание газеты, но по просьбе читателей менее чем через месяц он возобновил ее выпуск.
Последние номера газеты в январе-феврале 1917 г. посвящены необходимости объединения сил для борьбы с надвигающейся революцией, особое внимание издатель газеты посвящал теме борьбы с революционным еврейством. Газета была запрещена 26 февраля 1917 г., сразу после февральского государственного переворота, а ее издатель и вождь СРН А.И.Дубровин был арестован.
Русская линия
Вандалы уничтожили 2000-летний терновник, посаженный Иосифом Аримафейским
Этот терновник имеет 2000-летнюю историю и, по преданию, был посажен святым Иосифом Аримафейским в I веке. Хoтя в Гластонбери сохранился еще один древний терновник, но именно срубленное сегодня дерево имело особую важность, так как это место посещал праведный Иосиф.
Полиция пытается установить мотивы преступления, в результате которого от дерева осталась лишь часть голого ствола. Следствие не исключает и религиозных мотивов.
«Вандалы ударили в самое сердце христианства. Мы шокированы и потрясены. Это дерево имело особую значимость для всего мира, и тысячи людей следовали по стопам Иосифа Аримафейского, специально приезжая сюда, чтобы его увидеть», — сказала директор Гластонберийского аббатства Кэтрин Горбинг.
Каждый год, по традиции, с другого, сохранившегося, Гластонберийского терновника, перед Рождеством срезается веточка и подается королеве, которая ставит ее на обеденный стол на праздник Рождества. Эта торжественная церемония имела место и накануне, за несколько часов до случившегося.
По преданию, вскоре после Воскресения и Вознесения Христа, праведный Иосиф на лодке достиг берегов Англии, где проповедовал в окрестностях нынешнего города Гластонбери. Во время одной из своих проповедей Иосиф воткнул свой посох в землю — и он тут же пустил корни и зацвел. Так появился Гластонберийский терновник.
Благодаря своей связи с праведным Иосифом, родственником Богородицы, этот терновник на протяжении веков почитался христианами и даже представителями других религий как великая святыня, к нему стекались паломники из многих стран. Он цвел два раза в год — на Рождество и Пасху.
Гластонбери на протяжении многих веков считается одним из величайших центров паломничества в Англии наряду со святым островом Линдисфарн, Даремом, Кентербери, Уолсинхемом и другими святыми местами.
Согласно другим древним преданиям, праведный Иосиф построил в Гластонбери церковь из ивовых прутьев в честь Пресвятой Богородицы, простоявшую здесь много веков и тоже почитавшуюся как великая святыня. С Иосифом Аримафейским связывают и древнюю икону Богородицы «Гластонберийская», почитание которой православными возобновилось недавно.
Русская линия
В Екатеринбурге прошел концерт, посвящённый небесной покровительнице города
Поздравить уральцев и разделись с ними духовную радость по случаю именин города, пришел губернатор области Александр Мишарин.
В концерте приняли участие актрисы Екатерина Васильева и Екатерина Градова, певец Олег Газманов, а также сводный хор Свято-Троицкого Кафедрального собора и Храма-на-Крови. Любимые народом актрисы признались: они никогда даже не мечтали о том, что свои именины встретят в граде святой Екатерины и смогут даже приложиться к ее мощам.
На празднике звучали стихи в честь небесной покровительницы Екатеринбурга. Сводный хор Архиерейских подворий пел величание святой и многолетие всем именинницам.
Русская линия
Глава ОВЦС МП совершил Божественную литургию в храме московского Представительства Православной Церкви в Америке
Богослужение совершалось на церковно-славянском и английском языках. По завершении Литургии настоятель храма архимандрит Закхей (Вуд) тепло приветствовал владыку Илариона. На молитвенную память о состоявшихся торжествах настоятель Екатерининского храма преподнес в дар владыке богослужебные облачения.
Было оглашено приветственное послание Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Ионы по случаю храмового праздника московского Представительства Православной Церкви в Америке.
В ответном слове митрополит Иларион напомнил, что несколько дней назад жители Москвы имели возможность вместе с Предстоятелем Русской Церкви молиться у мощей святой великомученицы Екатерины, которые были принесены в Россию со святой горы Синай.
«В этом храме, который посвящен святой Екатерине, мы с особой силой ощущаем ее присутствие, — сказал архипастырь. — Светлый пример этой святой, которая, как мы слышали из читаемой сегодня молитвы, своей мудростью превзошла пятьдесят витий, которая не устрашилась мучений, но всю свою жизнь отдала Христу и пострадала за Него, является для каждого из нас путеводной звездой на пути, ведущем в Царствие Небесное».
Владыка Иларион сердечно поздравил всех присутствующих с престольным праздником храма святой Екатерины. На память о праздничном богослужении митрополит Иларион передал в дар храму список иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», написанный клириком церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке протодиаконом Алексием Труниным.
Русская линия
В Москве ищут террористку-смертницу
В эту среду 22-летняя жительница города Карабулак прилетела в Москву в аэропорт Внуково, а в четверг позвонила с мобильного телефона родителям. «Женщина сообщила, что хочет примкнуть к ваххабитскому движению и собирается совершить террористический акт в Москве», — сказал истоник в милиции.
Ранее о том, что ведется розыск уроженки Ингушетии, которая может являться участницей незаконных вооруженных формирований, сообщил «Интерфакс», ссылаясь на источник в правоохранительных органах.
«По имеющимся у спецслужб данным, девушка может иметь отношение к так называемому ваххабитскому движению и бандитскому подполью Кавказа», — сказал собеседник агентства. Он отметил, что личность женщины установлена, ведется ее розыск в Москве и Подмосковье.
Русская линия
Открылся сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Украинской Православной Церкви
Сайт будет освещать деятельность Синодального образовательного отдела УПЦ. Также на нем будут размещаться материалы образовательно-катехизического характера.
Адрес ресурса — www.otdelro.com
Русская линия
Состоялось первое заседание рабочей группы по развитию Ново-Коренной пустыни в Магопаке
Работа группы направлена на дальнейшую разработку планов церковно-общественного комплекса на территории возрождающейся пустыни.
Говорилось о том, что начатые летом 2009 года восстановительные работы положили доброе начало этому важному делу. В дружественной атмосфере обсуждалось поэтапное расширение начатых работ в главном здании, общее улучшение состояния остальных строений и создание конкретного плана на будущее.
При обсуждении сбора средств, был поднят вопрос о путях поиска пожертвований и финансовой поддержки. В заседании приняли участие протоиереи Виктор Цешковский и Серафим Ган, иерей Александр Анчутин и Г. Г. Темидис.
Русская линия
В Париже открывается выставка современной православной болгарской иконы
Организаторами выставки выступили Ассоциация «Товарищество художников и писателей Нотр-Дам Монмартр — Нотр-Дам красоты» и Центра болгарской культуры.
Выставка объединяет работы четырех болгарские изографов: Христо Попкостадинова, Людмила Коларова, доктор Вани Сапунджиевой и Елены Синевой.
Двое иконописцев-женщин обучались искусству иконописания Тырново: Ваня Сапунжиева ныне там же является преподавателем иеонописи, а Елена Синева, недавно также получила диплом по специальности «иконопись» в Афинах — у преподавателя Георгия Кордиса. Обе они представляют болгарский приход святой Евфимии Тырновской в Париже, который также является партнером выставки.
Выставка будет торжественно открыта 12 декабря.
Русская линия
Мальтийский орден в Германии составит конкуренцию Деду Морозу
Проект Мальтийского ордена начался еще в ноябре в Бамберге, при сотрудничестве Ассоциации Св. Бонифация. Кампания нацелена на распространение почитания Св. Николая в противовес Деду Морозу. «В день Св. Николая мы идем туда, где многие ожидают доброй вести: в хосписы, больницы и на улицы», — рассказал президент немецкой Мальтийской службы помощи Константин фон Бранденштайн-Цеппелин.
Русская линия
Православная молодежь проведет всероссийскую акцию по борьбе с абортами
Тема абортов поднималась на круглом столе, который прошел накануне в Москве и был посвящен проблемам молодой семьи, обозначенным в послании Президента России Федеральному Собранию. В мероприятии участвовали православные молодежные активисты и владыка Игнатий.
Епископ призвал молодых людей выйти на диалог с обществом обо всем том, что сопутствует проблеме абортов: открыто говорить о недопустимости пропаганды абортивной деятельности, безнаказанности соответствующей рекламы, о медицинских злоупотреблениях в этой сфере и т. д.
В 2011 году в рамках упомянутой акции в Москве и в регионах состоятся концерты, молодежные перформансы, круглые столы, будет организована просветительская работа в вузах.
Русская линия
В Москве объявлены лауреаты ежегодной премии «Триумф»
Обладателями молодежной премии «Триумф-2010» стали актриса МХТ Светлана Колпакова, актеры Ленкома Антон Шагин и Игорь Коняхин, солист балета Большого театра Владислав Лантратов и певица Алевтина Яровая, пианист Николай Медведев, рок-певица Наталья Терехова, актер Игорь Хрипунов, театральный режиссер Дмитрий Егоров и прозаик Алиса Ганиева (псевдоним Гула Хирачев).
Самой молодой обладательницей молодежной премии стала 13-летняя поэтесса Ксения Станишевская.
Премия «Триумф» была учреждена в 1992 году и стала первой негосударственной российской премией в области высших достижений литературы и искусства. Идея учреждения премии принадлежит писательнице Зое Богуславской.
Согласно уставу премии, ее лауреатом может стать представитель любого вида искусства, «внесший выдающийся вклад в российскую культуру или уходящий корнями в нее, независимо от места жительства и гражданства».
Русская линия