Русская линия
Православие и современностьМитрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)02.12.2010 

Башня Силоамская

…думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Епископ Саратовский и Вольский ЛонгинНет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13, 4−5).

Эти и предыдущие (о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью принесенных ими в жертву животных) евангельские строки возвращают нас к сегодняшним катастрофам и массовым трагедиям, о которых со скорбной частотой сообщают СМИ. На самом деле, страшные катастрофы, сопровождающиеся массовой гибелью людей, — отнюдь не примета нынешнего времени, это вечный спутник человеческой истории. Для нашего времени характерна иная примета: привычка к информации такого рода. СМИ сделали свое дело: наши душевные реакции притуплены, большинство из нас не испытывает ни скорби, ни ужаса, слыша об очередном взрыве на шахте, о теракте или о падении самолета. Телевидение воспитало в нас чувство нереальности происходящего. Человек так часто видит катастрофы в новостных выпусках, не говоря уж о всевозможных «художественных» фильмах, что у него возникает совершенно нелогичная, однако же успокаивающая мысль: катастрофа — это то, что не с нами, то, что где-то далеко, а для нас только на экране — в жизни с нами этого не может произойти.

Этим летом, когда по всей России полыхали лесные пожары, меня поразил один сюжет в теленовостях: погорельцы стоят на крыльце какого-то здания, которое им предоставили для временного жилья, к ним приехал премьер-министр. Одна из погорельцев — молодая девушка — рыдает в голос со страшным отчаянием и с какой-то необъяснимой яростью. Она кричит, обращаясь даже не к Путину, а просто в пространство: «Ну как же так, неужели никто не мог ничего сделать, в наше время, в XXI веке.» А причем тут век, когда огненный вал — выше девятиэтажного дома? Это просто иллюстрация к тому, как современный человек реагирует на катастрофу. То, что всегда было только картинкой на телеэкране, вдруг происходит на самом деле — в его жизни. Беспечный человек к этому не готов. И это прискорбно.

Слова Спасителя о рухнувшей башне, придавившей, как сказано, восемнадцать жителей Иерусалима, — это призыв помнить о смерти. О том, что каждый из нас не просто смертен, но очень часто смертен внезапно. Об этом говорил Спаситель, и святоотеческая мудрость вслед за Ним учит нас тому же: «Помни последняя твоя, и во век не согрешишь».

Но слова Христа отвечают еще и на вопрос «почему?» Почему это происходит именно с нами? Парадокс в том, что неверующие задают этот вопрос гораздо чаще верующих. Верующий с большей вероятностью знает ответ. Но неверующий, казалось бы, и искать ответа не должен! Ведь для него Бога нет, и любая катастрофа — следствие каких-то физических процессов либо «человеческого фактора». Почему цунами унесли жизни сотен тысяч людей? Потому что произошло извержение подводного вулкана или разлом земной коры, массы воды получили толчок, и образовавшиеся волны хлынули на сушу. Почему упал самолет? Потому что при его осмотре перед полетом люди что-то недоглядели. Все понятно, о чем еще спрашивать? Но душа действительно по природе христианка, и любой из нас интуитивно понимает: человеческая жизнь не может быть случайной жертвой, в происходящем есть какой-то смысл, и его надо искать.

Церковь уже два тысячелетия утверждает, что причина бедствий — не просто «человеческий фактор», а человеческий грех. Вот что сказал Святейший Патриарх 15 августа сего года после Божественной литургии в Свято-Троицком Стефано-Махришском ставропигиальном женском монастыре: «Жизнь не по Богу и не по Божией правде влечет за собой опасные для человека последствия. Мы наказываем самих себя своими злыми деяниями, а Бог попускает свершиться этим опасным последствиям нашего греха. Это люди сами поджигают лес — либо злоумышленники, либо те, кто настолько привык служить своей похоти, что считает совершенно безразличными любые последствия человеческих деяний. Но неужели и этот знак, что подает нам Небо, не заставит нас задуматься и начать другую жизнь? Что еще надо народу нашему?..».

смерчКак можно применить евангельские слова к сегодняшнему дню, к эпохе потребления, когда люди привыкли жить по принципу «после нас хоть потоп», истощать, истреблять природные ресурсы не только ради необходимых, но и ради совсем ненужных вещей? В самом прямом смысле: в них предупреждение всем нам: если мы не изменим отношения к Богу, к миру, к жизни — мы погибнем.
Однако обратите внимание: чуть ниже грозных слов Спасителя о Силоамской башне — притча о смоковнице (Лк. 13, 6−9), которая не приносила плода и которую хозяин хотел срубить, дабы не занимала попусту места. Но виноградарь заступился за дерево: оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом — не принесет ли плода; если же нет, в следующий год срубишь ее. Смысл этих евангельских слов в старинной русской поговорке: «Бог долго терпит, но больно бьет». Господь ожидает нашего обращения. Но если мы не оправдаем Его ожиданий, не принесем своего плода, с нами произойдет то же, что произошло с предпотопным человечеством.

Слова Спасителя напоминают еще и о том, что мы не должны считать себя лучше тех, кто пострадал или погиб. К сожалению, это свойственно порой даже и верующим — доля злорадства или самоудовлетворения: с ними случилось, с нами — нет, потому что мы не такие, как они. Но кто сказал, что в пожарах, наводнениях и авиакатастрофах гибнут худшие? Может быть, наоборот: худшие побродят еще по земле, подождут более страшных времен. В сегодняшних катастрофах гибнут такие же люди, как мы. И наше дело — не только задуматься о происходящем, но и остаться настоящими людьми, настоящими христианами, помочь тем, кто попал в беду. И в этом еще один, может быть, самый главный смысл всех бедствий, случающихся в истории. Господь не только наказывает или предупреждает нас — самое главное, Он дает нам возможность проявить лучшие человеческие качества — милосердие и сострадание к тем, кто в них нуждается. Суд принадлежит Богу, а мы не должны судить друг друга, мы должны друг другу помогать. Если мы сейчас поможем страждущим, то и нам, возможно, кто-то придет на помощь, когда с нами случится беда: Ибо во всем, как Вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31).


Журнал «Православие и современность» № 16, 2010 г.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=54 616&Itemid=4

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru