Епископ Пантелеимон: «Для нас, христиан, примером является образ милосердного самарянина»
В Москве обсудили вопросы координации действий Церкви по оказанию помощи мигрантам на территории стран СНГ
В мероприятии приняли участие сотрудники государственных, общественных и международных организаций, занимающихся проблемами миграции, в том числе представители Управления содействия интеграции Федеральной миграционной службы, Международной организации труда (профильное агентство ООН) и Международной организации по миграции (межправительственная организация, объединяющая около 127 стран), а также священники, ответственные за социальное служение Церкви в Белоруссии, Молдавии и Украине.
«Для нас, христиан, образ милосердного самарянина является примером, которому мы должны следовать. Поэтому независимо от национальности и вероисповедания нуждающегося в помощи человека, мы не можем пройти мимо его беды, тем более что для многих это вопрос жизни и смерти», — заявил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. По его словам, в Церкви есть люди, которые готовы помогать мигрантам: священники, сестры милосердия, добровольцы, студенты духовных учебных заведений.
В качестве возможных вариантов помощи архипастырь предложил организацию бесплатных курсов русского языка, а также проведение для мигрантов из Молдавии служб на молдавском языке. Кроме того, в настоящий момент Синодальный отдел по социальному служению готов оказывать помощь в отправке мигрантов на родину. По словам владыки, в будущем при наличии средств возможно создание благотворительной столовой и пункта кратковременного пребывания мигрантов перед их отправкой на родину.
По словам сотрудника Отдела внешних церковных связей Маргариты Нелюбовой, основная цель первого дня работы круглого стола — знакомство с уже имеющимся опытом помощи мигрантам. По итогам второго дня участники планируют выработать механизм координации действий Церкви в разных странах по оказанию помощи жертвам незаконной миграции.
Русская линия
Валерий Зорькин: «Криминал угрожает конституционному строю России»
Председатель КС России предлагает для борьбы с оргпреступностью использовать американский опыт «лихих тридцатых»
«Увы, с каждым днем становится все очевиднее, что сращивание власти и криминала по модели, которую сейчас называют „кущевской“, — не уникально. Что-то же самое или нечто сходное происходило и в других местах — в Новосибирске, Энгельсе, Гусь-Хрустальном, Березовске и так далее», — заявил Зорькин в интервью «Российской газете», опубликованном в пятницу.
«Представим себе ситуацию, в которой прецеденты этого рода начинают превращаться в норму. Если произойдет нечто подобное, все наши мечты о справедливом, здоровом, демократическом, правовом обществе будут похоронены», — отметил председатель КС.
По его мнению, в случае развития подобного сценария событий простые граждане могут потребовать введения «железной диктатуры, способной предложить хоть какую-то альтернативу криминальным джунглям».
«Об этой диктатуре станут мечтать как о высшем благе. И еще неизвестно — останется ли подобное „благо“ несбыточной мечтой обездоленных. Или же явится, после их долгих мук, сомнительный „спаситель“, прекращающий криминальный беспредел и заменяющий его диктатурой того или иного образца», — указал Зорькин.
Председатель КС считает, что современный российский криминалитет угрожает как экономическому развитию, так и формированию гражданского общества в России. «Признаем, что в условиях неснижающейся криминализации социально-экономической среды у граждан нашей страны исчезает главный стимул к любой здоровой предпринимательской, инновационной, социальной активности. И уж тем более — стимул к решению задач технологической, инфраструктурной, управленческой модернизации национальной экономики», — отметил он.
В качестве примера успешной борьбы с организованной преступностью Зорькин привел США начала 30-х годов прошлого века, когда там, по его словам, «на фоне „сухого закона“ в ряде крупнейших городов стремительно выросло количество мощных криминальных банд, которые нередко непосредственно сращивались с администрацией и полицией и фактически „пропитывали“ все основные органы власти».
«Ответом на эту криминальную волну стало создание в США двух специальных органов по борьбе с оргпреступностью — так называемого „Бюро по табаку, алкоголю и огнестрельному оружию“ при министерстве финансов и „Бюро расследований“ при ведомстве Генерального прокурора (позднее — ФБР)», — напомнил председатель КС РФ.
«В эти органы, которые получили очень большие полномочия, набирались наиболее квалифицированные специалисты по борьбе с криминалом, причем все они проходили жесткий отбор по личным качествам, исключавший попадание в них случайных или тем более криминализованных фигур. И уже через два-три года большинство оргпреступных группировок в стране были если не разгромлены, то резко подавлены», — подчеркнул Зорькин.
При этом, он особо отметил, что победа над оргпреступностью в США была использована не благодаря чрезвычайным полномочиям, полученным местными правоохранительными органами, а законодательными мерами, которые обеспечили «антикоррупционное и антикриминальное наполнение органов власти». Глава КС РФ предложил перенять иностранный опыт борьбы с коррупцией и оргпреступностью. Вместе с тем, он признал, что даже самые радикальные законопроекты в этой сфере не приведут к быстрым результатам.
«Слишком глубоко — и это нужно честно признать — зашла у нас в Отечестве оргпреступная болезнь. Но не браться за решение этой проблемы, причем срочно и последовательно уже нельзя», — заявил он. «Любое затягивание начала такой борьбы с оргпреступностью катастрофически подрывает главный базис существования России — основы ее конституционного строя», — подытожил Зорькин.
Русская линия
Наш ответ Президенту
Южноуральские единороссы предложили ввести налог на бездетность
На этом мероприятии обсуждались инициативы, возникшие у южноуральских единороссов после послания Президента Федеральному собранию, где существенное место занял социальный блок, в частности, поддержка многодетных семей. «Одной из инициатив может стать возвращение налога на бездетность. Мы будем выходить с этим вопросом на губернатора Челябинской области, правительство Российской Федерации и Центральный политсовет партии», — заявил сегодня Мякуш. Причем, данные налоговые поступления планируется направить в многодетные семьи и семьи, усыновившие детей.
Напомним, что налог на бездетность существовал в СССР с ноября 1941 года. Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6% зарплаты государству. С заработка менее 70 рублей налог не собирался. Указанный налог прекращали взимать в связи с рождением или усыновлением детей и возобновляли в случае гибели единственного ребенка. Налог отменили с 1 января 1992 года.
По недавно проведённым исследованиям ВЦИОМ, сегодня около 31% жителей России не хотят иметь детей в связи с тяжелым материальным положением. На Южном Урале, например, безработные матери, имеющие детей до 1,5 лет, получают в месяц около 2 тысяч рублей, после 1,5 лет сумма пособия снижается до 220 рублей. При этом устроить ребенка в детский сад в возрасте до 3 лет практически невозможно, да и после 3 тоже проблематично. Плюс ко всему, более 10 миллионов россиян не могут иметь детей по медицинским показаниям, и с каждым годом их число растет в связи с неблагоприятной экологической обстановкой, неудовлетворительным медицинским обслуживанием и постоянными стрессами.
Так что механизм сбора такого налога необходимо будет очень чётко прописать, учитывая реальную социальную и экономическую ситуацию в России, где существенную часть зарплат выплачивают «серыми» конвертами.
Русская линия
Москва — мусульманский город?
Скандально известный муфтий Аширов считает, что Москва является «локальным районом проживания большого количества мусульман»
Отвечая на вопрос радиостанции «Русская служба новостей» о возможности появления в столице мусульманских кварталов, г-н Аширов заявил, что «мусульман в Москве сегодня настолько много, что если их поместить в какой-то отдельный квартал, это будет, наверное, не квартал, а целый округ». Таким образом, считает он, в появлении особых мусульманских кварталов «нет сегодня необходимости».
«Мусульмане практически во всех районах Москвы сегодня живут в достаточно большом количестве, — пояснил Аширов, — и могут в каждом отдельно взятом районе Москвы, если исходить из реальных потребностей, которые, к сожалению, сегодня не учитываются, строить свои мечети, открывать халяльные магазины, детские сады и всю остальную инфраструктуру, которую государственный закон разрешает».
«Зачем нам запирать себя в какой-то локальный район, если мы живем по всей территории Москвы? Москва — это город всех народов Российской Федерации, в т. ч. и татар, которые проживают здесь со времен Чингисхана. На сегодняшний день, при том количестве мусульман, которые проживают в Москве, необходимость в каких-то локальных районах отпадает. Сегодня сама Москва является локальным районом проживания большого количества мусульман», — завершил свою оду исламизации столицы Аширов.
Русская линия
Литва теперь по праву может именоваться самой антисоветской страной в мире
«Политически опасные» лопаты из советской фанеры здесь конфискуют, а фашистскую символику почему-то называют историческим наследием Литвы
Дворников с яркими «советскими» лопатами заметили на улицах Паневежиса — города в 130 километрах к северо-западу от столицы страны Вильнюса, сообщает портал Newsru.com. Мужчины никак не предполагали, что их забота о бюджете обернется необходимостью платить штраф, причем весьма внушительный — от 500 до 1000 литов (от 145 до 290 евро).
Рабочие, которые убирали снег такими лопатами, нарушили закон о запрете публичной демонстрации нацистской и советской символики, пояснила заведующая юридическим отделом местной мэрии Ирма Масилюнене. По ее словам, размер штрафа определит суд, а лопаты могут конфисковать.
Закон, о котором идет речь, был принят в Литве летом 2008 года. Он запрещает использовать и демонстрировать флаги, гербы, знаки и прочие символы нацистской Германии, СССР, КПСС, а также различных нацистских и коммунистических организаций. Не распространяется действие закона лишь на коллекционеров антиквариата.
Позже парламент страны внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях, установив, что за несоблюдение запрета физические лица должны наказываться штрафом на сумму до 460 долларов.
Однако, в Литве под запрет чаще всего подпадают советские серп и молот и пятиконечная звезда, а вот фашистская символика почему-то запрещается только на словах.
Примечательно в этом плане то, что в мае 2010 года Клайпедский суд страны признал свастику, которую несли на шествии четверо жителей города, не символом нацистской Германии, а историческим наследием Литвы. Тем самым он закрыл дело о правонарушении, заявив, что изображение свастики — это ценный символ культуры балтов, который позднее присвоили и использовали другие народы.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день взятия русскими войсками Плевны, мы чтим память священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
Он родился 9 января 1856 г. в Санкт-Петербурге в семье офицера, доводился внуком знаменитому адмиралу П.В.Чичагову и в миру звался Леонидом Михайловичем. По окончании Пажеского корпуса в 1875 г. служил в гвардейских частях, участник русско-турецкой войны 1876−77 гг., отмечен боевыми наградами. В 1878 г. по возвращении в Петербург познакомился со Св. прав. Иоанном Кронштадтским, ставшим для него непререкаемым духовным авторитетом. Военная карьера его не удовлетворяла, и Чичагов самостоятельно овладел медицинскими знаниями, изучил богословие, став энциклопедически образованным богословом.
В 1890 г. вышел в отставку в звании капитана, в 1893 г. рукоположен в Успенском соборе Московского Кремля в сан священника. В 1895 г. о. Леонид овдовел, он похоронил супругу в Дивеево (к тому времени он стал почитателем Серафима Саровского) и приготовил рядом с ее могилой место для собственного погребения. В 1898 г., поручив воспитание четырех дочерей двум доверенным лицам, принял монашество с именем Серафим. В 1899 г. иеромонах Серафим был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря и возведен в сан архимандрита.
Еще будучи священником, он занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая стала самым значительным трудом его жизни. Именно его дожидалась блаженная Паша Саровская, чтобы передать повеление прп. Серафима Саровского об открытии мощей. Архимандрит Серафим встретился с Государем Императором Николаем II и передал Ему материалы о прп. Серафиме. Несмотря на сопротивление большинства синодалов Государь настоял на канонизации Саровского Чудотворца. Архимандрит Серафим входил в состав комиссии Св. Синода, которая освидетельствовала останки, после прославления написал краткое житие прп. Серафима, а впоследствии и Акафист Святому. Его труды были оценены по достоинству — в феврале 1904 г. он был назначен настоятелем одного из семи ставропигиальных монастырей Русской Церкви — Воскресенского Ново-Иерусалимского. 28 апреля 1905 г. архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а в следующем году переведен на самостоятельную кафедру в Орел. Здесь владыка деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни, организовал в епархии приходские советы, полагая, что возрождение церковной жизни нужно начинать с возрождения прихода.
Владыка принимал активное участие в монархическом движении — был членом старейшей национально-патриотической организации — Русского Собрания, в 1907−09 гг. входил в Совет РС. В Орле, а затем в Молдавии он занимал посты почетного председателя местных отделов Союза Русского Народа, был участником 4-го Всероссийского монархического съезда в Москве весной 1907 г., нередко выступал с речами в Русском Монархическом Собрании. В сентябре 1908 г. решением Св. Синода владыка был назначен епископом Кишиневским и Хотинским, монархисты восприняли это назначение как ссылку, месть либерального лобби епископу Серафиму за открытое участие в монархическом движении. Но владыка и после этого не прервал связей с монархистами, остался членом Совета РС, осенью 1909 г. был почетным председателем монархического съезда в Москве. В 1912 г. он был возведен в сан архиепископа, а в марте 1914 г. назначен архиепископом Тверским и Кашинским.
После февральской революции 1917 г. архиепископ Серафим был, разумеется, удален с кафедры и выслан за пределы Тверской епархии. Он участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви. В сентябре 1918 г. он был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Однако из-за сложившейся политической обстановки он до конца 1920 г. пребывал за пределами своей епархии, живя в скиту около Троице-Сергиевой Лавры. Попытка получить разрешение на выезд в Варшаву завершилась в сентябре 1921 г. арестом. Благодаря хлопотам дочерей в январе 1922 г. он вышел на свободу, но в апреле ГПУ приговорило его к ссылке в Архангельск, где он пробыл до апреля 1923 г.
В апреле 1924 г. владыка вновь был арестован, на сей раз ему в вину вменялось участие в организации Саровских торжеств. По ходатайству Патриарха Тихона в июле он был освобожден. В это время власти приказали всем архиереям покинуть Москву. Владыка хотел поехать в любимое им Дивеево, но игумения монастыря отказалась принять гонимого исповедника. Пристанищем владыки и его дочери монахини Серафимы стал Воскресенско-Феодоровский монастырь возле г. Шуи. В феврале 1928 г. для умиротворения паствы и преодоления «иосифлянского» раскола он был назначен управляющим Ленинградской епархией. В родном городе он прослужил 5 лет, в октябре 1933 г. был отправлен на покой, жил под Москвой. Осенью 1937 г. митрополита Серафима вновь арестовали. Ему было 84 года, он был болен, и чекистам пришлось вызывать «скорую помощь» для доставки его в тюрьму. 7 декабря 1937 г. тройка НКВД постановила митрополита Серафима расстрелять, он принял мученический венец на Бутовском полигоне.
Всю жизнь митрополит Серафим боролся за чистоту Православия. Незадолго до кончины он говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и Православие снова восторжествует».
В этот день 28 ноября 1877 года Русской армией была взята турецкая крепость Плевна. Являясь серьезной угрозой правому флангу и тылу Русской армии, она в ходе Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. приковала к себе ее главные силы и замедлила наступление на Балканы.
После трех неудачных приступов, после четырехмесячной осады, приблизилась развязка военной драмы. В русской главной квартире было все приготовлено. Очень хорошо было известно, что в запертой армии Османа-паши вышли почти все съестные припасы и, зная железный характер этого полководца, легко было предвидеть, что сдача с его стороны не обойдется без кровопролития и что он сделает последнюю попытку, чтобы прорваться сквозь осаждающую его армию.
Осман-паша собрал свои боевые силы на западе от Плевны. Утром 28 ноября, в 7 часов, осажденная турецкая армия с неистовством набросилась на Русские войска. Первый яростный напор заставил наши войска отступить и отдать туркам передовые укрепления. Но теперь турки попали под сосредоточенный артиллерийский огонь второй линии укреплений. Под тяжестью этого орудийного огня равновесие восстановилось. Генерал Ганецкий послал своих гренадер в атаку, которые смогли отбросить турок. Между тем румыны с севера наступали на отступающую линию турок, а с юга легендарный генерал Скобелев начал за атаку, завладев слабо защищенными турецкими окопами, и вступил со своим войском в самую Плевну, отрезав, таким образом, Осман-паше путь к отступлению.
Осман-паша был тяжело ранен в ногу. Осознав всю безвыходность своего положения, он приостановил сражение и на многих пунктах выкинул белый флаг. Капитуляция совершилась скоро; плевненская армия сдалась безусловно. Когда великий князь Николай Николаевич явился на поле сражения, турки уже сдались. Эта последняя борьба у Плевны стоила русским 192 убитыми и 1252 ранеными, турки лишились до 4000 чел. ранеными и убитыми. Пленных оказалось 44 тыс., между ними гази («победоносный») Осман-паша, 9 пашей, 128 штаб- и 2000 обер-офицеров и 77 орудий.
Русская линия
Россию посетила инспекционная комиссия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО
9 декабря 2010 года делегация Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО посетила Новодевичий женский монастырь в Москве. С членами делегации встретился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В числе участников встречи были также викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий и секретарь Московского епархиального управления протоиерей Александр Ганаба. От Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата участвовал заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых).
Митрополит Ювеналий поделился воспоминаниями о своем участии в работе XXIV Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО в 1987 году, в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси, рассказал о храмах и обителях, которые были восстановлены из руин в последние годы, о взаимодействии с музейным сообществом в деле сохранения древних святынь. Владыка высоко оценил внимание ЮНЕСКО к одному из древнейших монастырских комплексов Москвы.
Анна Сидоренко-Дюлом сообщила о целях визита делегации ЮНЕСКО. Она особо отметила, что это первый визит такого рода после принятия в России закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», назвав появление такого законодательного акта историческим событием. Она также подчеркнула необходимость развития диалога ЮНЕСКО с представителями религиозных общин и музейного сообщества для сохранения храмов, входящих в список всемирного наследия. Тодор Крестев рассказал о своих впечатлениях от посещения Ферапонтова монастыря.
В продолжение беседы митрополит Ювеналий поведал своим собеседникам о работе Патриаршего совета по культуре, в состав которого входят как представители Церкви, так и деятели искусства, ученые. Он сообщил о том, что со следующего года на территории Новодевичьего монастыря, где в течение многих лет находился филиал Государственного исторического музея, откроется церковный музей. При разработке его устава был взят за основу устав Исторического музея; преемственность также обеспечат сотрудники нового культурного учреждения, немалая часть которых до настоящего времени являются хранителями исторических построек и музейных коллекций, расположенных на территории комплекса Новодевичьего монастыря.
В ходе встречи стороны отметили важность усиления роли религиозных общин в управлении объектами религиозного наследия, необходимость соработничества Церкви, государства и музейного сообщества в вопросах сохранения древних святынь, являющихся культурным достоянием всего мира.
Русская линия
В течение недели три христианских храма в Индонезии подверглись нападению
1 декабря ребенок обнаружил четыре самодельных гранаты в католическом святилище Девы Марии прежде, чем они взорвались. 5 декабря бомба была отправлена по почте в протестантскую церковь. 7 декабря две бомбы взорвались в католическом приходе на острове Ява.
Из 224.9 миллионов человек, населяющих Индонезию, около 9% являются христианами католики, согласно статистике Ватикана. 6% индонезийцев являются протестанта, 3% – католиками. 86% населения страны исповедует ислам. Индонезия считается самой густонаселенной страной мусульманского мира.
Русская линия