Русская линия
Русская линияПротодиакон Андрей Кураев24.02.2007 

Неправда епископа Диомида
Первая реакция на Обращение чукотского архиерея

От редакции: Недавняя публикация в газете «Русь Православная» и в некоторых других изданиях Обращения епископа Анадырского и Чукотского Диомида «ко всем верным во Христе чадам православной Церкви» вызвала определенный интерес у некоторых наших читателей. Действительно, нечасто православный епископ, князь Церкви, избирает такую форму изложения своих мыслей, как открытое письмо «ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви», да ещё публикует его в такой скандальной газете, как «Русь Православная» К.Душенова. Правда, как выяснилось, в «Русь Православную» архиерей лично не обращался, да и публиковать свое обращение в СМИ вроде не собирался. Мы позвонили в Чукотскую епархию, где нам сообщили, что опубликованный Душеновым текст «Обращения» предназначался для книги игумена Илии (Емпулева) «Страха не боимся», которую тот готовит к печати. Как сообщила нам секретарша владыки, для епископа Диомида публикация его Обращения в газете Душенова стала неожиданностью, но текст Обращения принадлежит самому архиерею.

Мы обратились в Пресс-службу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с вопросом, что известно в Патриархии об Обращении чукотского архиерея. Руководитель Пресс-службы священник Владимир Вигилянский сказал, что ему не известно получали ли Обращение епископа Диомида в Священном Синоде или в Управлении Делами МП, но в пресс-службу этот документ попал по электронной почте и был им передан Патриарху. Отец Владимир полагает, что реакции на Обращение владыки можно ожидать только на следующей неделе, так как первая седмица Великого поста с её длительными покаянными богослужениями совсем не располагает к разбору этой конфликтной ситуации. Заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин заявил нам, что он еще не видел Обращения владыки Диомида, но также думает, что со временем реакция на него будет.

Мы попросили прокомментировать Обращение некоторых известных церковных публицистов, но в связи началом Поста, а также с тем, что вчерашний день был неприсутственным, нам на сегодняшний момент удалось получить только один, зато весьма обстоятельный, комментарий от отца Андрея Кураева, который мы и предлагаем нашим читателям:

К сожалению, Обращение епископа Диомида характеризует его как человека, который уже давно и безнадежно потерял связь с реальностью, и вряд ли это связано с отдаленностью его кафедры. Вопрос здесь в том, что он разрешает себе видеть, а что нет. Страсть тотальной подозрительности взяла над ним верх, и он все перетолковывает лишь подчиняясь этой страсти.

Владыка ревнует о канонах. Что ж, напомню 145 правило Карфагенского собора: «Когда на состоящих в клире доносители представляют многие обвинения, и одно из них, о которых во первых происходило исследование, не могло быть доказано, после сего прочие обвинения да не приемлются». Вот я и обращаю внимание на первое обвинение епископа Диомида. Он пишет, что в нашей Церкви «постоянно набирает силу еретическое учение экуменизма». Но, простите владыка, обоснуйте свое утверждение. Из чего оно следует?

Сравним хотя бы сегодняшние публикации «Журнала Московской Патриархии» и публикации 70-х готов эпохи митрополита Никодима (Ротова), посмотрим, с какой интонацией говорили тогда об отношениях Православной и Католической Церквей, и с какой писали о них в официальных изданиях в 90-е годы или говорят о них сейчас.

В этом отклике я не собираюсь давать оценки самому факту экуменических контактов, но отношение к ним радикально изменилось именно в сторону большей сдержанности. В 70−80-е годы в порядке вещей было, что любому епископу могли позвонить из ОВЦС МП и в директивном тоне сообщить, что, мол, тогда-то вы должны принять гостя нашей Патриархии кардинала такого-то, отслужить с ним и дать ему возможность сказать приветственное слово в вашем соборе. Однако, насколько я помню, в 1994 году на Архиерейском соборе было сказано, что каждый правящий архиерей сам в праве решать, какие формы экуменических контактов и сослужений он допускает в своей епархии. И хотя, помнится, «Русь Православная» и тогда возмутилась, сочтя это развитием экуменизма, на самом деле это была форма освобождения наших архиереев от крепостной экуменической зависимости, им фактически было дано право сказать «нет» экуменизму.

Далее хотелось бы напомнить, что в 1994 году Архиерейский собор отклонил унию с монофизитами, тем самым, перечеркнув самое перспективное направление экуменических переговоров 70−80-х годов.

В 2000 году Архиерейским собором был принят документ «Об основных принципах отношения Православия к инославию», который не вызвал несогласия даже у Русской Зарубежной Церкви.

На религиозных саммитах 2006 года в Астане и Москве богословские вопросы вообще не обсуждались и речь шла лишь об осуждении религиозно мотивированного терроризма.

Так что я не понимаю, что такого происходило за последние годы в мире экуменического диалога, что могло бы дать основание владыке Диомиду и его единомышленникам говорить о тенденции роста экуменических настроений в нашей Церкви. Вне Русской Церкви — это, несомненно, есть, но в нашей Церкви — нет.

Неужели не заметно, сколько за последние 15 лет официальными церковными издательствами выпущено литературы, обличающей религиозное равнодушие и «бытовой экуменизм»! Не обязательно в названии такой книги или статьи должно быть слово «экуменизм», но антиэкуменическая прививка дается в любой антисектантской, антиоккультной, антиязыческой литературе. В последнее время появляются даже жесткие и честные публикации на тему отношений православия и ислама (прежде всего — моего коллеги по МДА Юрия Максимова). Так что и листая постановления высшей церковной власти, и просто бродя по книжно-церковным развалам, я не вижу ничего, чтобы могло бы побудить владыку к такого рода обвинениям.

Наконец, еще одна неправда епископа Диомида состоит в том, что, как он пишет, «экуменизм стремится, вопреки словам Священного Писания и святоотеческому учению объединить все веры в одну религию или, по крайней мере, духовно их примирить». Если, говорить об экуменизме, в котором участвует наша Церковь, то следует отметить, что мы не строим экуменических отношений с мусульманами, иудеями, буддистами, шаманистами и т. д. Экуменический диалог происходит только внутри христианского мира, и целью этого диалога является, согласно нашим соборным документам, объединение на основании полного принятия всецелого православного святоотеческого Предания. «Признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные „модели“ единства представляются неприемлемыми» — говорится в решении Собора 200 года. В вопросах веры не может быть компромиссов, и это общее убеждение не только «зилотов», но и всего священноначалия нашей Церкви.

Напомню, что главный экуменический тезис профессиональных экуменистов состоит в том, что единой Христовой Церкви на земле не существует. То есть той Церкви, в которую предлагает нам верить Символ веры, пока еще нет. Соответственно, по их мысли, такую церковь еще предстоит создать, и в этом состоит сверхзадача ВСЦ. Но если смотреть речи митрополита Никодима (Ротова), Патриарха Пимена, отца Георгия Флоровского и других активных участников экуменических диалогов 70-х годов, то даже там мы увидим совершенно ясную полемику именно с этим тезисом и однозначное исповедование, что слова Символа веры о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви мы относим к Православной Церкви. Все они говорили, что такая Церковь есть, она не исчезла и поэтому с ней надо соединяться. Это было даже в 70-е годы, и тем более, это же является лейтмотивом в современном православном богословии.

Владыка Диомид полагает, что нельзя приветствовать еретиков, и в этом случае он использует довольно убедительную ссылку на послание апостола Иоанна. Однако, здесь я должен обратить внимание на два важных обстоятельства.

Первое — слово «еретик», как оно употреблялось в апостольскую эпоху и чуть позже, не всегда корректно переносить в современность. Еретики апостольской поры — это гностики, люди, с которыми у христиан не может быть ничего общего. Фактически это язычники, которые крадут у христиан самое святое, что у них есть, — евангельскую весть. Они использовали христианские термины, чтобы проповедовать антибиблейские учения, и поэтому апостол Иоанн Богослов, даже убежал из бани, когда узнал, что там моется еретик-гностик.

Второе — с той поры прошло много веков. Гностики остались теми же — это нынешние рериховцы, теософы и т. д. А вот что касается христианских общин, отколовшихся за это время от православия, то здесь я бы напомнил слова митрополита Антония Сурожского, который говорил, что чем позже та или иная ересь откалывается от Церкви, тем больше православия она в себе уносит. Поэтому здесь вполне возможны иные отношения, и в истории Церкви они были. Например, на протяжении всего 19 века наша Церковь вела диалог о воссоединении с англиканами. Напомню, что инициатором этого диалога был Хомяков, к нему весьма внимательно относился святитель Филарет (Дроздов). В феврале 1896 г. в России побывал лорд-епископ Англиканской Церкви Викельсон, который несколько дней гостил в Петербурге. Он пожелал встретиться с о. Иоанном Кронштадтским. И на этой встрече отец Иоанн облобызал крест, который украшал грудь англиканского епископа

Очевидно, приветствовали друг друга и европейские Государи, которые состояли в близких родственных связях, и нередко встречались. Я, к примеру, уверен, что перед совместной трапезой они не молчали, а вместе читали «Отче наш». И в канун Рождества Государи Европы приветствовали друг друга, хотя и принадлежали к разным конфессиям. Есть, в конце концов, воспоминания о путешествии цесаревича Николая Александровича вокруг Евразии, когда он, будучи на Дальнем Востоке, вполне спокойно посещал там даже нехристианские храмы, не говоря о протестантских.

Так что у нас есть иной опыт, накопленный за эти столетия, и это очень не по-церковному, даже по-протестантски брать какой-то один временной слой Св. Предания и говорить, что после этого ничего не менялось. Так действовали лютеране, так действовали староверы, так поступает и владыка Диомид, не желая принять православие со всей его цветущей сложностью.

Так, что достаточно простого анализа первого пункта Обращения епископа Диомида, чтобы не принимать на духовный суд и все остальное в его послании.

Полагаю, что на некоторые другие свои суждения владыка имел бы нравственное право только в том случае, если бы он сначала у себя в епархии гласно осудил то, за «неосуждение» чего он винит Патриархию. Вот интересно, Абрамовича владыка Диомид тоже не приветствует? Обличает ли он его? Отказался ли от его помощи при строительстве собора? Или же он считает его образцом русского предпринимателя и администратора?

Мне все это очень горько и больно говорить. Владыка Диомид — мой одноклассник по семинарии, у нас с ним были вполне дружеские и теплые отношения, в одно время мы даже работали вместе в Патриархии. Но он разрешил себя запугать… Как-то я был на камчатском приходе, где он служил, еще будучи иеромонахом. И, честно говоря, у меня остались от этого посещения довольно печальные впечатления — уж больно грустные глаза были у прихожан в этом храме, какое-то катастрофическое переживание своей веры. Тот, кто настроил себя только на сбор плохой информации, рискует расстаться с даром рассудительности. И тогда уже личная духовная проблема выливается в осуждение других христиан, а порой и в общецерковную боль.

http://rusk.ru/st.php?idar=8778

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Володя11111    09.12.2011 20:53
Цесаревич Николай Александрович наверно по неразумию своему входил в языческие храмы, и у него в жизни много было не по русски. Однако в путешествии по Италии Цесаревич неожиданно для всех заболел и умер в апреле 1865 года во Франции от туберкулезного менингита. Наверно не от святой жизни. И что с него брать пример? А почему не со святых, как предлагает владыка Деомид?
  Лёка    20.12.2008 22:32
Поддерживаю автора статьи.
А уж обвинять другого в употреблении слова "жид" со сторону махрового антисемита Кураева – смешно.
  Одиноков    06.12.2008 10:21
Надеюсь, что не правы.
  А.В.Шахматов    06.12.2008 09:58
Чтобы иметь полное церковное единство, то новым Патриархом должен стать русский и из молодого поколения.Почему русского происхождения – потому что по церковному уставу Древней Руси Патриархом может быть только русский,почему молодого поколения – чтобы избежать тени прошлого века, то есть не представлять возможности, тем, кто политизирует и раскалывает Русскую Православную Церковь.
  р.Б.Димитрий    06.12.2008 01:49
Да нет,ничего подозрительного-Святейший давно болел.
Хотя,конечно,всё очень быстро случилось-ещё 4 декабря всё было нормально,а утром 5 его сердце остановилось.
Но так всегда бывает,когда сердце больное-внезапно всё случается.
Огромная невосполнимая утрата…
Один из величайших Патриархов в истории Русской Церкви ушёл из жизни,думаю новому Предстоятелю трудно будет нести Патриаршее служение после такого великого Патриарха как Алексий Второй.
Вечная ему Память и Царствие Небесное!
Насчёт выборов-судя по всему борьба развернётся между двумя кандидатами: митрополитом Кириллом и митрополитом Климентом.
Надеюсь и верю в победу митрополита Кирилла-только он сможет твёрдой рукой продолжить курс Святейшего на укрепление и развитие Церкви.
Сегодня многое прояснится,когда мы узнаем имя Местоблюстителя.
  САВИН ИГОРЬ    06.12.2008 00:02
"..Упокой, Господи, душу новопреставленного Святейшего Патриарха Алексия! Царствие ему Небесное!!"

Вообще очень подозрительно скоропостижная смерть..
Только Святейший Патриарх Алексий стал продавливать введение ОПК в школы, возвращение иконы "Троица" на прежнее место в Лавру как умер.. Очень подозрительно.. Первые же шаги будущего Патриарха по этим двум вопросам покажут прав я или нет..
  САВИН ИГОРЬ    05.12.2008 22:15
"..Симонов курирует "либералов-экуменистов " , жена -Диомида .
Оплачивает их возню ЦРУ США через свои фонды .
Шила в мешке не утаишь. "

Ладно.. у вас от цру небось болезнь.. А вот кого Моссад через свои фонды курирует? А? Вот что мне интересно..
А про цру я баек в совецкие времена наелся досыта.. хватит меня цру пугать.. Вот почему наши доблестные спецслужбы ни одного моссадовца не поймали? А они ведь туда -сюда шныряют легко.. Или у нас их ничего не интересует..А что у нас делают остальные израильские спецслужбы? Прсоветите? или -молчок
  Одиноков    05.12.2008 20:41
Упокой, Господи, душу новопреставленного Святейшего Патриарха Алексия! Царствие ему Небесное!!

Господь Бог – всем Судия.

Диомид никакой уже не владыка, а простой монах, на совести которого остаётся дикое оскорбление почившего Патриарха.

Поместный Собор теперь состоится в любом случае.
  Рыкова Елена    05.12.2008 19:40
Диакону Кураеву -Господь Бог судия! Владыку Диомида , кроме последних публикаций , поддерживаю. Сегодня не стало Патриарха Алексия 11. Упокой , Господи ,его душу. Необходим Поместный Собор!!!!!!!!!!!!!
  СанСей    01.11.2008 11:02
Я не понимаю, для чего необходимо популезировать (рекламировать) самих себя. Владыка Деомид тем и занимается, вместе и отец диакон, делает тоже самое. Жизнь идёт, Господь даёт нам день и ночь. Мы посещаем храмы Божьи. Создаём семьи. рожаем детей. Так нет появится некто "грамотный" и начинает нас пугать концом света. НАДОЕЛО. Я например, как и многие люди, услышав подобное, хочется сразу влезть в петлю. Зачем же это надо. Я кстати слышал, когда у батюшки спросили о наступлении конца света, он ответил. Конец мог наступить ещё тогда, когда человечество распяло Христа, в тот самый миг. Но Господь дарит нам, вот уже на протяжении двух тысячь лет время, молитву и спасение. Так давайте начнём усерднее молится о том, что бы Бог помиловал нас и отдалил этот день. Но не ради нас грешных и недостойных, а ради наших детей, внуков и правнуков. Которые поверьте будут лучше нас, если мы их воспитаем в православной жизни.
А говорить вы плохие а вы хорошие, вы приняли ИНН а вы нет, вы спасётесь а вы погибните.
Не нам с Вами решать, а Богу. Он Судия………Он Бог.
Хватит нас "РАЗДЕЛЯТЬ И ВЛАСТВОВАТЬ", хватит создавать расколы и новые религиии… (Кстати Гитлер говорил "создай 5 новых религий и ты завладееш людьми).
–--Я уверен что вы, после прочтения, удалите это сообщение, но поверьте для меня важно, что бы вы его прочитали и передали своим лидерам---

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
оверлок в москве . Profit https://www.tesseractcoding.tech/ Developers