Русская линия | Николай Симаков | 30.03.2006 |
Впервые разрушительный религиозно-политический радикализм появляется в истории России, в эпоху церковного раскола XVII века. Именно тогда, в эпоху мятежного протопопа Аввакума и Никиты Пустосвята, впервые прозвучали «пророчества» о том, что русского Православного Царства больше нет, Третий Рим пал, история закончилась, и пришло время антихриста. Раскольники полностью отвергли Церковь и государство. Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича они считали врагами Православия и слугами антихриста. Церковь «никонианская» безблагодатная в ней нет спасения, а русское государство — антихристово царство из которого необходимо бежать, чтобы спастись, в леса и горы. Религиозный радикализм раскольников XVII века привел к проповеди самосожжения, а затем и к массовым гарям. Кроме самосожжений, расколоучители поднимали казаков и стрельцов на бунты против царской власти и государства. Старообрядцы-раскольники спровоцировали бунт Стеньки Разина, который вылился в целую войну народов Поволжья против московского государства. В 1681 году раскольники подняли стрелецкий мятеж в Москве, затем булавинский бунт казаков-староверов в 1708—1710 гг. и уход их в Турцию. Особенно опасной и широкомасштабной стала пугачевщина, бунт яицких казаков-старообрядцев против Российской империи в 1773—1774 гг. Почти два века — XVII и XVIII — раскольники пытались поднять народ на бунт, восстание и даже войну против Церкви и государства, это была первая эпоха религиозно-раскольнического радикализма в России.
Вторая эпоха русского радикализма появилась уже в XIX и XX веке. Многие из присутствующих здесь изучали в свое время историю революционного движения в России, хорошо знают его развитие от декабристов до большевиков. Часть интеллигенции становится революционно-радикально настроенной. Начиная от Пестеля и Бакунина, кончая Троцким, Лениным и Спиридоновой появляется особый тип секулярно-политического радикализма. Этот тип левого радикализма, исповедующий революцию и социализм, привел Россию в 1917 году к национальной катастрофе и государственному крушению. В 20−30-е годы десятки миллионов людей заплатили своей жизнью за эту идеологию революционно-политического радикализма. Революционный радикализм был направлен не только против Царской власти и Церкви, но и против всей традиционной России и русского народа. Различные слои и сословия русского общества безжалостно истреблялись как «классовые враги», почти вся старая Россия погибла, врата адовы не одолели лишь Церковь.
Третьей эпохе русского радикализма мы были все свидетели в 90-е годы прошлого века. Это так называемый демократический радикализм, который породил «великую криминальную революцию», либеральный беспредел, разгром и расчленение станы.
Не успело наше общество прийти в себя от последствий либерально-демократического радикализма 1990-х годов, как появился новый, современный тип радикализма. В отличии от прежнего левого радикализма, который доминировал в течение двух столетий, современный радикализм — правый. Сегодня в патриотическом и православном движении радикализм процветает, он набирает силы не по дням, а по часам, начинается массовое заражение идеями и духом радикализма. Если ты — радикал, то значит ты — настоящий патриот, ты действительно православный и борешься за истину и правду, ты — почти святой подвижник! Сегодня чем радикальнее, тем истиннее! Снова как раньше радикализм готовит новую теперь уже «национальную революцию», как единственный путь к спасению России и русского народа. Автор книги «Не мир, но меч» (К.Ю.Душенов — Ред.), представляющей собой манифест современного радикализма, прямо декларирует ее. «А полная правда такова сегодня: каждый из нас — редактор ли он, публицист или шофер такси должен для себя ясно и недвусмысленно решить — идет он на священную войну за освобождения русского народа от вражьей оккупации или нет».
Характерной особенностью современного радикализма является стремление во чтобы то ни стало соединить религию и революцию, освятить «истинным православием» и санкционировать национальную революцию. Современные ультра-православные идеологи радикализма пишут о том, что якобы к экстремизму и революции нас призвал сам Христос. «К православному экстремизму призвал нас Сам Господь, сказав: теперь продай одежду твою и купи меч», — пишет К. Душенов в книге «Не мир, но меч». «Православными экстремистами, — утверждает он, — были все без исключения угодники Божии, мученики и бессеребренники, преподобные и юродивые. Думаю, что не будет преувеличением сказать, что от века до ныне вход в Рай, в Царствие Небесное, в вечную и блаженную жизнь возбранен всем, кроме православных экстремистов».
Очевидно, что автор исповедует не Евангельского Христа, который в Нагорной проповеди говорит прямо противоположное о том, что «Блаженные кроткие, ибо они наследуют землю», «Блаженные миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божими» (Мф. 5:9). Фактически современный правый радикализм создает русский вариант т.н. «теологии революции». Впервые «теология революции» появилась в работах известных революционеров начало прошлого века Д. Мережковского, З. Гиппиус, Б.Савинкова. Они стремились соединить, «синтезировать» революцию и религию, христианство и язычество, Христа и антихриста. В их манифестах Христос превращался в революционера, а само христианство выступало как революционная апокалиптика направленная против Самодержавия и Православной Церкви. Их «русская идея» — это, прежде всего, религиозная революция, которая должна не только разрушить старую Россию, но и открыть новую эпоху т.н. «третьего завета». Идеологи современного правого, религиозно-революционного радикализма, несмотря на трагический опыт ХХ века, продолжают развивать «теологию русской национальной революции». «Перед русской национальной революцией, — пишет, напр. К. Душенов, — падут в прах все крепости и бастионы врага, бесполезными станут все гигантские ресурсы, которые направлены против нас».
Современный радикализм сегодня это не только зилоты, но и кафары, т. е. не только идеологи «национальной революции», но и ультра-православные ревнители истинной веры. Сегодня в таких журналах как «Первый и последний», часто говорится о том, что человечеству угрожает «электронный концлагерь» в котором человек потеряет не только свободу, но и спасение души. При этом от «электронного Дахау», утверждают авторы апокалипсических статей и журналов, нас уже не сможет спасти ни вера православная, ни Церковь, ни Промысел Божий. Господь Бог, по мнению современных «ревнителей веры», оказывается бессильным перед современным компьютерно-сетевым обществом и техногенно-виртуальной цивилизацией. Современные апокалиптики полностью отвергают провиденциальный смысл истории и спасительной Промысел Божий. Для них история уже закончилась и наступила эра «электронно-чипового рабства» которая и есть царство антихриста. Религиозный радикализм современных борцов с «электронным концлагерем» часто приводит их и к борьбе со священноначалием Русской Православной Церкви, которое не поддерживает их страхов и ужасов. Поэтому современные кафары-ревнители «истинной веры» создают свое учение «о спасении в современном мире», обличия священноначалие Церкви в измене Православию. Современный религиозный радикализм повторяет судьбу раскольников XVII века, сегодня он несет смуту и раскол, выступая от имени «истинной веры» против Церкви, ее единства и святоотеческого учения.
Перед нашим обществом стоит важный выбор путей нашего будущего, выбор между православным традиционализмом как русским мировоззрением и искушением, соблазном русского религиозно-политического радикализма и апокалиптики. Речь прежде всего идет о принятии или отвержении спасительного Промысла Божия в истории. В этом смысле, прежде всего хочется обратить внимание на то, что русский радикализм всегда отрицал историю как историю спасения. Он всегда игнорировал и не верил в спасительный Промысел Божий в истории. Для религиозно-политического радикализма история есть царство зла. Согласно православному традиционализму историей правит всемилостивый Промысел Божий. «Миром правит только промысел Божий и в этом спасение верующему человеку, и в этом сила, чтобы перенести земные скорби», — писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Помните все, Россия идет своим, мученическим и исповедническим путем, предначертанным ей Всемилостливым Промыслом Божьим», — утверждал митрополит Иоанн (Снычев).
Надо сказать, что в 1918 году, когда начался красный террор и страшный геноцид, Патриарх Тихон благословил русский народ на исповедническую Голгофу за веру и Церковь. «А если нужно будет пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою». Но Патриарх Тихон не благословил Белое движение, как его не просили. Он благословил только русский народ на возвращение к Церкви и Православию. «Ночь будет долгой», — пророчески предрек судьбу русского народа и России Патриарх Тихон. Господь наложил епитимью на русский народ (как когда-то во времена татаро-монгольского ига) до тех пор, пока он не раскается во грехе богоборчества, не вымолит, не выстрадает прощения и не вернется к вере и в лоно Матери-Церкви. Только тогда исконная православная Россия возродится, считал Патриарх Тихон, а другого пути для спасения России и русского народа вне Церкви и Всемилостивого Промысла Божия Святитель не видел.
Выдающийся русский мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин не раз писал о необходимости духовного обновления русского народа, об очищении от грехов и соблазнов которые привели Россию к национально-государственному крушению. «Россия возродится лишь тогда, когда в душе русского человека вновь появится алтарь для Бога и престол для Царя», — утверждал он.
Однако в отличие от православного проведенционализма, современный радикализм исповедует своего рода манихейско-гностический дуализм. Бог и добро для него только на небе, там Царство Божие, а на земле царство зла, власти темных сил. Здесь иго глобализма и «нового мирового порядка» — царство антихриста, электронный концлагерь биороботов с печатью ИНН. Поэтому необходима борьба, потому что Бога здесь нет и Спасительного Промысла тоже нет. Русский соблазн радикализма упирается, конечно же, в проблему теодицеи (франц. Theodicee от греч. Theos — Бог и dike — справедливость; т. е. «оправдание Бога»). Конечно же, проблема теодицеи — это все тот же старый богоборческий бунт Ивана Карамазова, который не может и не хочет принять этот мир построенный на страдании невинных людей. Вся та же духовно-нравственная проблематика налицо, мы никуда от этого не ушли, мы к ней снова возвращается. Радикализм — это старый русский соблазн, который отвергает прежде всего путь христианской веры в Бога-Промыслителя и Спасителя, отвергает веру в Спасительный Крест Христов и крестоношение как спасение в мире, лежащем во зле. Отвергая евангельскую веру в слова Христа Спасителя «Без меня не можете творить ничего» (Ин. 15:6) современная радикально настроенная интеллигенция как и прежде берет на себя роль «мессии», пытаясь заменить собою Бога и стать спасительницей России и русского народа. Современная радикально настроенная интеллигенция не ищет спасения для себя и народа во Христе и Церкви, а напротив она сама намеревается «спасти» Православие, Церковь и Россию.
Таким образом, как и прежде современный радикализм в духовно-религиозном смысле есть лжемессианство и самообожествление, своеволие и бунт против Промысла Божьего, старые недуги русской интеллигенции.
В заключение моего доклада хочу отметить, что современной радикализм предоставляет большую опасность для нашего общества, т.к. легко заражает многих людей, которые видят в нем единственную «спасительную альтернативу» либерализму и глобализму. Часто человек, заразившийся современным радикализмом, становится одномерным, он ни о чем больше не говорит, больше ни о чем не думает, как только о борьбе с антихристом и его печатью — ИНН, электронным концлагерем, глобализмом и т. д.
Я думаю сегодня необходимо показать опасности, которые несет соблазн радикализма в России, так как он уже не раз приводил к церковным расколам и революционным потрясениям. Очевидно, необходимо издать сборник статей о соблазнах современного русского радикализма, наподобие известных сборников «Вехи» и «Из глубины». Провести конференции, организовать широкое обсуждение этой проблемы в средствах массовой информации. Опасность радикализации нашего общества связана еще и с тем, что большинство идеологов радикализма воспитаны в советское время на революционной героике, на романтическом пафосе борьбы за «светлое будущее», а не на Православии и вере в Промысел Божий. Спасибо за внимание.
Санкт-Петербургский Патриотический Форум «Соблазны русского радикализма»:
Вступительное слово А.Д.Степанова
Николай Симаков. Современный радикализм стремится соединить религию и революцию
http://rusk.ru/st.php?idar=8611
Страницы: | 1 | |