Русская линия
Русская линияПротоиерей Евгений Соколов16.09.2009 

Ученики, забывшие заповедь Учителя

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как
Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если
будете иметь любовь между собою (Ин.13:34−35).

Поздний вечер. Возвращаюсь домой после вечернего богослужения. От автобусной остановки иду к своему подъезду мимо многочисленных многоэтажек и с грустью замечаю, что теперь на всех подъездах установили железные двери с кодовыми замками, на первых этажах многих окон стоят фигурные решетки. Раньше подобную картину можно было видеть только на магазинах или финансовых учреждениях, а теперь привычный облик современного городского дома. И вспомнилась почему-то небольшая деревушка, в которой работали в студенческом стройотряде после окончания 3-го курса института. Поселили нас, пятерых студентов, к старенькой бабушке Евдокии Захаровне. Она нас по утрам будила, чай согревала, все вздыхала о том, что отдыхаем мало. Позавтракав, мы шли на наш строительный объект, а она выгоняла свое маленькое стадо овец и коз на ближайший луг. Уходя, дверь подпирала метелкой. И кто-то из нас однажды спросил: «Баба Дуся, не страшно дом без запора оставлять? Может, закрыть хоть на маленький замок от лихого человека?» Она сразу как-то виновато запричитала: «Что ты, что ты! А вдруг соседи подумают, что от них запираюсь, обидятся, поди. Нет уж, пусть так стоит, под охраной метлы.» Умела баба Дуся любить людей, умела «.а вдруг обидятся». А мы никого не боимся обидеть: замки, заборы, злые собаки, охрана, сигнализация. Слишком много стало лихих людей, не умеющих любить ближнего.

Главная заповедь

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15;12) — такую заповедь оставляет нам Христос. Что же с нами происходит? Куда уходит от нас ЛЮБОВЬ? Как же не боимся заповедь нарушать? Помню, конечно, помню и другие слова из Евангелия: «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24;12) Но почему пришли беззакония, почему пришли соблазны? Почему мы, зная об этих пророчествах, ничего не предпринимаем? В чем причина нашей теплохладности? Что нужно сделать, чтобы вернуть духовные силы и научиться любить?

Часто во время своих поездок по нашей бескрайней области (по площади больше нескольких Франций) приходится беседовать с родителями о детях, о проблемах воспитания. И нередко слышу от них слова о том, что стараются они воспитывать детей по заповедям: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги. Обычно шутливо возражаю им на это и говорю, что вообще-то вы воспитываете своих детей по уголовному кодексу: не убей, не укради… Это не заповеди Христа, а закон, данный иудейскому народу, который ставит предельную черту нравственного падения, за которую нельзя заходить. Закон об образовании, например, запрещает учиться на двойки. Будешь нарушать, выгонят из учебного заведения. Будешь учиться на тройки, никто слова не скажет, потому что закон не нарушаешь. Не призывает закон к пятеркам, а лишь обозначает нижнюю запретительную черту. Евангельские заповеди — это совсем другое. Когда на своем приходе провожу огласительные беседы для людей, готовящихся к Таинству Крещения, то спрашиваю: «Скажите, чему главному вы должны научиться в Церкви?»По-разному отвечают: душу спасать, правильно верить, жить по заповедям… редко удается услышать простой, лаконичный и четкий ответ: должны научиться ЛЮБИТЬ. Предупреждаю их, если вы научитесь соблюдать пост, молиться, хорошо будете знать Св. Писание, но не научитесь любить, то главные заповеди «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как сам себя» (Лк.10;27), вы не сможете выполнить. И главная задача, на мой взгляд, которая стоит перед человеком, пришедшим в храм: научиться любить.

Если мы вспомним первые века, когда христианское учение только зарождалось, когда императоры языческого Рима и иудеи гнали и жестоко преследовали новую веру, когда быть христианином было смертельно опасно, то невольно возникает вопрос: почему же люди становились христианами? Почему, несмотря на смертельную опасность, они принимали Таинство Крещения и до конца стояли за свою веру, не страшась самых изощренных мучений? Что было главной проповедью нового учения? Ответ только один: они видели, как христиане умели любить, притягивала их нравственная и духовная чистота. Именно то, чего так не хватает сегодня в наших храмах. Как же научиться в наше очень сложное время жертвенно любить?

Полюбить не хватило сил

Вспоминаю мою любимую зону особого режима, которая так научила меня именно любить, где так много было и скорби, и радости. Когда шел второй год моего служения в этом приходе, стал приходить на службы и беседы один очень «авторитетный» осужденный. Однажды мы с ним разговорились, и он спросил: «Ну, хорошо, вот попробую я пост соблюдать, молитвы вычитывать, от своих вредных привычек откажусь, а вдруг все зря? И никакого Бога нет, и никакой вечной жизни нет, и все мои труды будут напрасны. С кого мне спрашивать тогда? С вас что ли?»

И в ответ я предложил ему: «Знаешь, через две недели наступает Великий Пост. Попробуй его соблюдать, ну проверь просто себя: на сколько пища, вредные привычки сильней твоей воли. Поставь эксперимент над собой на два месяца, хотя бы ради простого интереса — что тебе лично это даст». Внимательно наблюдал за ним, чем мог, помогал, часто беседовали о смысле жизни, о разных религиозных учениях. Выдержал он, в основном, этот пост. И потом, уже после Светлой седмицы, спросил я его: «Ну что? Изменился ты после поста?» Он не сразу ответил, но какой же неожиданный был для меня ответ: «Да, вы были правы. Даже сам не ожидал, что за два месяца так сильно можно измениться. Ругаться почти перестал, временами мат от посторонних и то слышать противно, весь этот треп бессмысленный стал плохо переносить, молиться в последние недели даже нравиться стало, только зачем мне все это? Когда выйду отсюда, все равно ничего этого соблюдать не буду, все к старому вернется. Здесь, когда сидишь и делать нечего, как-то с собой можно совладать, а на воле нет. Сил не хватит. Да и честно скажу, трудно было эти два месяца, хотя чувствую, что лучше стал, как человек лучше».

Тогда возразил ему: «Дорогой мой, чтобы стать чемпионом мира, лауреатом, красный диплом получить тоже ведь работать ой как много надо. И вспомнив об его пристрастии к азартным играм, напомнил: У нас же ставка очень высокая — вечность, за благую жизнь в вечности сражаемся, есть смысл трудиться и терпеть. Вечные блага и временные нельзя же сравнивать. И вот здесь он сказал: «Вам то легко, у вас и вера в Бога, и любовь к Нему с детства закладывались, а я к другим ценностям привязан, можно сказать люблю их и тоже с детства. Это же всю жизнь нужно перевернуть, чтобы не только в Бога верить, но еще и любить Его самой сильной любовью».

С грустью в тот момент подумал, что почти год общаюсь с человеком, а так и не сумел научить его любить Творца. Того, Кто призвал его в этот мир, дал многие дары и ждет от него ответного чувства и осознания, что иначе, без любви к Богу, жизнь бессмысленна. И, кажется, все понимает человек умом, и опыт какой-то духовной жизни появился и плоды есть, а подлинная любовь к Богу так и не проснулась в нем.

И сколько таких людей пришли в храмы, но так и не разглядели, не сумели увидеть и понять главный смысл своего прихода в храм: НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ БОГА. И кто в этом виноват? Конечно, можно еще раз обратиться к Евангелию и вспомнить, что «соблазны пришли в мир» и все списать на них, и на тех людей, которые эти соблазны насаждают. Действительно, такой фронтальной, всеобъемлющей духовной атаки на души людей, особенно молодых, мир еще не знал. Но почему эта атака оказалось возможной? Почему у нас, воинов Христовых, опять не хватило сил, решительности, любви к Богу и ближнему защитить своих духовно неокрепших чад от этой подлой атаки? Разве нас не предупредили об этом? Ап. Петр, тоже предупрежденный о своем троекратном предательстве, сумел через покаяние и исповедование ЛЮБВИ к своему Божественному Учителю получить прощение. Как много может любовь, если ты умеешь любить. Наверно, самая простая и одновременно сложная миссия на приходе для каждого священнослужителя это научение любви своей паствы. Так хочется, чтобы люди придя в храм, почувствовали эту атмосферу любви и впитали ее. Тогда не страшны нам будут соблазны и иные искушения, и миссия наша будет успешна. Потому что духовная и светская жизнь человека, пришедшего в храм, будет в своей основе иметь любовь к Творцу. А если любить так и не научишься…

Еще одна встреча: дом престарелых, маленькая палата на две кровати. Живут в ней две очень старые бабушки, которые уже обезножили и долгие годы проводят в этих стенах свою одинокую жизнь, лежа на своих кроватях. Все уже рассказано и пересказано, все обсуждено. Скромный динамик радио на столе единственный источник развлечения. Читаю молитвы, исповедую, причащаю. Когда же начинаю прощаться, одна из них достает скромную денежку и, протягивая ее мне, вдруг, шепчет: «Батюшка, помолитесь, чтобы Господь смерть побыстрей послал, устала здесь, сил нет.» Спрашиваю: «А дети где? Почему не приходят?» Она досадливо машет рукой: «Разъехались все. Да и то сказать: всю жизнь прожила без Бога. Сама любить не научилась и их, выходит, без Бога не научила. Так что сама во всем виновата. Помолитесь, батюшка, Христа ради!»

Время теплохладности

Как же важно, придя в храм, научиться любить, и как это трудно сегодня, когда размыты границы между добром и злом, когда свобода ( в том числе свободная любовь ко греху, всяческое свободное поощрение страсти и порока, как главное завоевание демократии, — скажем честно о главных плодах свободы ) декларируется, как высшее благо. То, что нравственные границы размыты, говорит о крайней степени охлаждения любви в современном человеке. Прекрасные примеры подлинной любви — житие святых, пожалуй, самые невостребованные сегодня книги в нашем духовном становлении. И то, что мы позволяем травить наше юное поколение той мерзостью, которая обрушивается на него через все многочисленные СМИ в рамках свободы, преподаем крайне сомнительные в духовном плане, предметы типа валеологии нашим детям в государственных школах, оплевываем историю нашей страны в учебниках, рекомендованных министерством — все это говорит о нашем НЕУМЕНИИ ЛЮБИТЬ свою ВЕРУ, свою Родину, свой НАРОД.

Почему же человек, пришедший в храм учиться любви, зачастую, уходит из него, так и не получив начальных знаний? Знаем же, сколько человек, из числа крещенных, зажгли в себе искорку любви к Богу и стали служить Творцу, и у скольких Бог, якобы, остался только в душе, без всяких внешних проявлений. Значит, не нашли они, не увидели в нас, духовниках и наших чадах, той чистой любви, которой жили первые христиане. И, как это ни горько сознавать, наверное, это и есть главная причина наступившей духовной теплохладности.

И еще раз о том осужденном, который пытался начать жить духовной жизнью. Освободился уже. Где он сейчас? Погасла под натиском соблазнов или нет? — та крохотная искорка божественной любви, которую пытался зажечь в нем? Какова доля моей, именно моей вины в том, если он забудет дорогу к храму? В том, что ничего не могу противопоставить соблазнам, призывающих всех к свободе от праведности и к рабству греха? Ведь, спросит, спросит с нас Господь и что же можно будет ответить? Думаю, думаю… и не могу дать себе ответа.

Впервые опубликовано на сайте «Православие на Северной земле«

http://rusk.ru/st.php?idar=114562

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Иван Прокофьев    09.10.2009 13:44
Однако, о.Андрей Кураев и Фролов добрались и до отца Евгения. Кто у них следующий по списку? Отец Димитрий Смирнов или иеромонах Серапион (Митько), или может отец Александр Новопашин?..

Эстафету полемических передержек в который раз подхватывает прот. Евгений Соколов

"Я категорически не согласен с отцом Андреем Кураевым, который утверждает, что у них и так все хорошо", – заявил руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии прот. Евгений Соколов.

Ну, неправда это. Со времен падения Адама не было на свете человека (кроме Христа) у которого "и так все хорошо". Тем более у не-церковных рокеров. Даже у протоиереев и то "не все хорошо".

Но и мазать вонючей субстанцией все, что есть в мире рокеров, тоже негоже.
http://diak-kuraev.livejournal.com/38152.html

И.П.: И здесь без "вонючей субстанции" не обошлось…

Как потерять Россию?
Очень просто. Достаточно последовать советам главы миссионерского отдела Архангельской епархии о. Евгения Соколова, которые пропагандирует "Русская линия". Конечно же, Соколов против мисси на рок-концертах потому что после них остается много грязи в помещении. Но тогда невозможна любая проповедь вне храма, ибо санитарную культуру нашего народа надо повышать и повышать: окурками, бумажками, бутылками завалены многие леса и парки (о подъездах я даже не говорю) и рок- музыка в этом совершенно не виновата. Что же, теперь вообще не проповедовать народу?

О. Соколов пишет: "Я, например, никогда не веду диспут с протестантами на территории России". Дескать, это унижает Православие. Как раз бегство от диспутов не просто унижает Православие, но создает впечатление того, что православным нечего сказать. Епископ Южно-Сахалинский Даниил говорил, что на Сахалине в год бывает более 100 протестантских миссионеров и всего лишь один-два православных. Неохаризматические секты не просто догоняют, а по количеству молодежи зачастую и перегоняют православных на Востоке России, в Донбассе и Новороссии – опора Тимошенко на Юго-Востоке Украины – это как раз харизматская молодая и активная политическая элита. И если
православные дезертируют от диспутов, от полемики с ними, то это будет полный провал миссии Церкви, причем на собственной территории (то, что такое положение сложилось – это наша ответственность, точнее таких как о. Евгений Соколов).

Миссиофобская демагогия о. Соколова и антируская линия "русской линии" свидетельствуют о том, что миссиофобия не просто существует, а являются серьезной проблемой, парализующей Церковь.
http://kirillfrolov.livejournal.com/677911.html

И.П.: по Фролову, как всегда, без комментариев…
  редакция Русской линии    08.10.2009 18:14
Ваше Высокопреподобие, уважаемый о.Евгений, с днем памяти прп.Сергия Радонежского!
После Ваших слов сочли возможным внести правку в материал:
"…духовности НАШЕГО государства" и
"..ПОМОГАТЬ таким людям".
Спаси Вас Господи!
  Александр Б. из Москвы    08.10.2009 17:54
Это Вы меня, батюшка, простите. Как-то все равно недостаточно мягко к Вам обратился с вопросами. Я их сам-то с первого прочтения не заметил: пробежался-скопировал к себе, а дальше уже стал "читать".
А так мне, честно говоря, очень радостно было – в очередной раз! – читать Ваши слова.
По поводу официальности и публичности – об этом я как-то не подумал. Мне больше представлялось (когда читал) именно неформальное Ваше общение с ними или даже в своем роде закрытое – в помещении, на "их территории", ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ. А получается – очень часто. Посему совершенно искренне говорю: ПОМОЩИ ВАМ БОЖИЕЙ! А мне моложавый священник, отец Николай, сподвигнувший меня к крещению шесть лет назад но, к сожалению, так и не ставший "моим" батюшкой (в том числе по моей вине), как-то однажды очень проникновенно сказал мне вослед: "Саша, НЕ УНЫВАЙ!" Чего и Вам от души желаю!
Да, официальные диспуты подобного рода – вещь… непростая. Даже, мне думается, если это будет и круглый стол (безо всякого радиоэфира!) – в любом случае, его эффективность, а по-нашему, по-христиански ПЛОД будет зависеть от личностей дискутирующих. Точнее, от меры любви и терпения, которыми каждый из дискутирующих будет наполнен на тот момент. Проще говоря, – от личного духовного опыта ХРИСТИАНСКОЙ жизни или близкой к таковой. Иными словами, этот "столовый" ПЛОД будет определяться внутренним состоянием дискутирующих, так сказать, тем, насколько Святый Дух будет присутствовать в них. Но даже если не будет зримого, СЛОВЕСНОГО прихода к консенсусу, этот ПЛОД можно будет ощутить – по той мирности и спокойствию, коей будет веять от большинства присутствующих (а при диалоге – от оппонента). И это-то и будет Вашей победой, победой Православия. Мелкой, незаметной, нефанфарной и, может, даже иногда отчего-то слегка светло-радостной, хоть и непонятно, отчего радость-то…
ТАК МНЕ КАЖЕТСЯ.
И последнее. Спешу утешить golubusku: не волнуйтесь, мы просто беседуем. Лично мне этот неторопливый разговор просто приятен. Я бы даже сказал – успокаивает. Стучу себе и стучу по клавиатурке… :О)
Мания величия? Нет-нет. Если уж давать определение, то я бы сказал, тонкое тщеславие и… в какой-то степени, отсутствие духовного руководства, кое пока заменяют худо-бедно (не мне судить) книги и вот такие разговоры на РЛ и изредка по переписке с одним питерским батюшкой (www.derzhavnaya.spb.ru)… Вот.
Слава Богу за всё!
А Вас, милая барышня golubuska (простите, отец Евгений, это я опять не к Вам), сдается мне, правильнее было бы величать golubushka?
Зануда-зануда… ЧИСТОСЕРДЕЧНО признаЮсь!
Еще раз от всего сердца благодарю Вас, отец Евгений, за… за всё!
:О))
  Екатерина Домбровская    08.10.2009 17:44
Дорогой отец Евгений, если позволите к Вам так обратиться, разрешите поздравить Вас с Праздниками прп. Сергия, свт. Тихона и св. Евангелиста Иоанна Богослова. Да помогут они Вам в Ваших нелегких и неустанных трудах. Ваша новая статья замечательна не менее этой. Очень хотелось сразу же поделиться чувством благодарности и огромного к Вам уважения, что Вы в наше время помрачения умов не устаете говорить святую Правду в духе Святого Предания Матери-Церкви. Но как-то неловко тревожить Вас чисто эмоциональными отзывами. Знайте только, что для многих Ваши выступления делаются насущной духовной опорой в наше лукавое время. Будьте здоровы, отец Евгений!
  о. Евгений    08.10.2009 16:42
Да, Александр признаю все замечания. Звонок из Москвы, зачастую, неожиданен и сразу приходится переключаться и не всегда удается экспромтом правильно выразить мысли. Особенно простите за слово "эта". Конечно же НАША. Что касается протестантов. Очень часто веду индивидуальные и групповые беседы и споры с протестантами по вопросам веры, но, действительно, категорически не хочу участвовать в официальных диспутах. Не могу себе представить, чтобы, скажем, в Турции был объявлен официальный диспут между мусульманами и христианами по вопросам ВЕРЫ. Почему же подобное возможно на Святой Руси? Даже если мы в этом споре покажем всю несостоятельность веры оппонентов, мы самим фактом спора даем им возможность публично излагать и пропагандировать свои взгляды. Считаю это неверным. Но еще раз хочу сказать, что в неофициальной обстановке мне с ними приходиться сталкиваться очень часто. Очень во многих школах области среди учащихся есть адепты самых различных сект. И они во время встреч всячески пытаются доказать "неправильность" православия. Таких встреч и споров, и бесед очень много, к сожалению, очень много, ибо с каждым годом таких школьников становится больше и больше. Понимаю, что главная вина лежит на нас, пастырях. И ответственности с себя не снимаю. Что касается фразы "резко вырывать"… конечно правильней ПОМОГАТЬ. Проститите и спаси Господи!
  golubuska    08.10.2009 16:37
Да что же Вы за зануда, Александр из Маасквы? Разве можно так донимать батюшку? У Вас мания величия сдаётся мне.
  Александр Б. из Москвы    08.10.2009 14:47
Благословите, отец Евгений.
Пожалуйста, разрешите мои сомнения относительно Ваших слов, представленных в материале, размещенном 7 октября с.г. на РЛ в разделе "Сводка новостей": http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=185315.

(1) "Сегодня зачастую люди не знают историю. Историю государства они никак не связывают с историей Церкви и с историей духовности ЭТОГО государства."
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: "Эта страна" – эти слова привычно слышать от непатриотов, от людей, не любящих СВОЮ страну, НАШУ страну, в которой они родились и выросли. К таковым относятся, в первую очередь, люди еврейского происхождения, в том числе крещеные в Православии. ОТ ВАС ЖЕ я никак не ожидал услышать такого, т.е. словосочетания "ЭТОГО государства".

(2) "Священник должен призывать людей отречься от их языческих или оккультных взглядов. Православие должно РЕЗКО ВЫРЫВАТЬ таких людей из их привычной среды, помогать им выбраться из нее…"
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Ваши слова "РЕЗКО ВЫРЫВАТЬ" сторонний человек может превратно истолковать. Вы, кажется, чуть-чуть не договорили эту мысль (т.е. то, что Вы имели в виду под словом "вырывать"). Это – во-первых. А во-вторых, эти слова не стыкуются с последующими: "ПОМОГАТЬ им ВЫБРАТЬСЯ".

(3) "Я, например, никогда не веду диспут с протестантами на территории России. Много для них чести".
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: В этом – Ваша принципиальная ошибка. Точнее сказать, Вы несколько погорячились, как мне кажется, сказав это. Если же Вы в самом деле ТАК считаете – в чем я сильно сомневаюсь! – тогда… Тогда хотелось бы узнать, почему. Про "честь" – это Вы сгоряча, по-моему, в сердцах рубанули. Это – во-первых. А во-вторых, такое отношение к людям ("много чести") зачастую отталкивает не только тех (протестантов), к кому непосредственно обращены сии слова, но и тех (это может быть, кто угодно), кто раздумывает, к какому бы православному священнику им обратиться за разрешением мучающих их сомнений относительно Православной веры и прочих христианских и нехристианских конфессий, и т.д.

С уважением и искренним благорасположением к Вам,
Александр Б. из Москвы
  тов.Сухов    08.10.2009 11:58
С праздником, народ! Многая лета отцу Евгению и всем добрым пастырям!

Хорошо же все-таки, что у нас есть Церковь (РПЦ в частном случае). Поскольку Небесные Силы конечно же существуют, с Ними надо как-то "дружить" или хотя-бы в общих чертах понимать, что к чему. Поскольку люди живут на свете уже не первые сто лет, то в данной области накопился определенный опыт. Конечно, Бог может и отдельно с каждым физическим лицом "поддерживать отношения", но это сложно. Вот и в Библии написано, что Бог общался с Авраамом Сам лично. Но это единичные случаи – Авраам был особенным человеком. Он был очень сильный духом и очень честный. Потом верующего народу стало много. А количество – оно в ущерб качеству. Тогда Бог устроил Свои отношения с людьми через посредников. Это был уже Моисей + некоторый "обслуживающий персонал" – левиты. Потом Спаситель пришел. Также хорошо и то, что нашей Церкви как следует надавали по мозгам, чтобы она не искажала своих путей, занималась тем, что положено (в Библии ведь больше чем достаточно таких примеров). Страшно? Еще как! Но Бога не обманешь, не приватизируешь, все промыслительно.
  о. Евгений    29.09.2009 14:26
Хорошо знаком с настоятелем Антония-Сийского монастыря архимандритом Трифоном. У настоятеля есть замечательное правило: когда кто-то из власть придержащих на местном или региональном уровне препятствует благим делам, он всегда говорит замечательную фразу: " Передаейте им (ему), что мы начинаем молиться за них (него)!" Стараюсь поступать по примеру отца архимандрита. Спаси Господи за Ваши слова.
  о. Евгений    29.09.2009 14:20
Бог – есть ЛЮБОВЬ! А Бог в принципе не познаваем! Мы можем приближаться к тайне ЛЮБВИ, учиться правильно любить. Ведь любовь может быть и со знаком минус. Из любви к азарту и наживе человек идет в казино, из любви к страстным переживаниям идет на спортивные зрелища и.т.п. В основе любви всегда жертвенное чувство только важен вектор. К Богу или от Бога вектор нашей любви. Сегодня, когда все перепутано, границы добра и зла стерты, очень сложно устоять в верном направлении. Но нам же оставил Господь критерии "по плодам". Важны плоды, которые приносит наша любовь. Очень часто наш услужливый ум предлагает нам примеры из духовно падшего, совершенно охлажденного к любви мира, и, зачастую, сравнение с этим миром успокаивает нас – не такие мы уж и плохие. Любить – это, прежде всего, уметь правильно жертвовать собой. Развить в себе такие качества, как терпение, смирение, чуткость, преданность, кротость – очень непросто в наши дни. Нужны длительные тренировки. И, Вы правы, учений о любви сегодня сверх достаточно. Где истина? Плоды смотрите, реальные плоды, а не "благие намерения". Храни Вас Господь.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика